Научная статья на тему 'Учебная мотивация в студенческой субкультуре: условия развития'

Учебная мотивация в студенческой субкультуре: условия развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранник Михаил Михайлович, Ковтун Татьяна Владимировна

В статье проводится глубокий анализ проблемы формирования учебной мотивации студенчества. Дается обоснование актуальности данного процесса с учетом особенностей данной субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная мотивация в студенческой субкультуре: условия развития»

54/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

М.М. Баранник, Т.В. Ковтун

EDUCATIONAL MOTIVATION IN STUDENT SUBCULTURE: DEVELOPMENT CONDITIONS

Barannik М.М., Kovtun T.V.

The author of the article presents a deep analysis of the problem concerning students' educational motivation development and substantiates the actuality of the process subject to the peculiarities of the given subculture.

В статье проводится глубокий анализ проблемы формирования учебной мотивации студенчества. Дается обоснование актуальности данного процесса с учетом особенностей данной субкультуры.

Клюевые слова: Студенческая субкультура, учебная мотивация, учебная деятельность.

УДК 378. 1: 159. 947. 5

Развитие мотивации учебной деятельности представляет собой один из основных аспектов проблемы целостного развития личности в обучении. Необходимо прежде всего определиться с соотношением понятий «обучение» и «развитие». В связи с изменением и пересмотром ценностей и целей общего и профессионального образования в современных условиях развития личности в студенческой субкультуре предполагает формирование творчески активной и социально зрелой личности (10).

Известно, что общепризнанным ключом к пониманию указанного соотношения является обоснованное Л. С. Выготским положение о «зоне ближайшего развития». «Педагогика, - писал Л.С. Выготский, -должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития личности обучающегося...». Это положение применимо по отношению к мотивам как новообразованиям, проявляющимся или формирующимся, иначе говоря, развивающимся в учебно-профессиональной деятельности. Однако не всякое обучение может эффективно решать проблему развития мотивов студенчества, но только такое, которое ведет за собой развитие. В данном контексте ясно прослеживается идея реализации концепции «образования через всю жизнь», практическая реализация которой должна, на наш взгляд, принять более совершенные формы в период профессиональной подготовки в условиях учебного заведения.

Баранник М.М., Ковтун Т.В.

«Учебная мотивация в студенческой субкультуре: условия развития»

С учетом сказанного проведем анализ ряда психологических исследований, в которых рассматриваются условия (факторы), обусловливающие развитие учебной мотивации студентов.

А.К. Маркова систематизирует психологические принципы формирования мотивации учения студентов в следующем виде:

- учет возрастного своеобразия деятельности и мотивации обучаемых, определение ближайших и дальних перспектив развития мотивации будущего специалиста;

- включенность студентов в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий с другим человеком;

- качественные изменения отдельных сторон мотивационной сферы, усложнение ее строения, произвольная регуляция как показатели сформированности новообразований в этой сфере;

- возможность программирования характера мотивации через тип учения (7).

К факторам, способствующим формированию познавательных профессиональных мотивов, А.К. Маркова относит: обновление содержания и укрепление межпредметных связей; совершенствование методов обучения, прежде всего проблемно-исследовательского; модернизация структуры учебного занятия; расширение форм самостоятельной работы, система работы по воспитанию приемов самообразования. Подчеркивая важную роль совместной работы студентов (метод проектов) в формировании мотивации учения, автор отмечает, что «социальные мотивы могут поддерживать интерес к профессиональному обучению там, где недостаточно сформированы познавательные интересы (8, с. 53).

В другом исследовании показано, что формирование устойчивых познавательных мотивов зависит от способности студентов к рефлексии своих познавательных возможностей, а также от половозрастных особенностей проявления познавательных интересов обучающихся и отвечающего этим особенностям содержания профессиональной подготовки (4).

Б.Г. Ананьев отмечает влияние педагогической оценки на развитие студентов

своей ориентирующей и стимулирующей сторонами. Ориентирующая сторона воздействует на интеллектуальную сферу личности, а стимулирующая - на аффектно-волевую, обусловливая переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений (1). Педагогическая оценка выступает важным фактором, обусловливающим развитие личности обучающего, и в частности его профессиональной мотивации.

Обоснована целесообразность установления межпредметных связей между вузовскими общенаучными и профилирующими дисциплинами, как одно из определяющих условий развития учебно-познавательных и профессиональных мотивов в студенческой субкультуре. Их формирование, по мнению специалистов, должно стать специальной целью при обучении общенаучным дисциплинам студентов младших курсов.

Проведенный нами анализ научных источников показал, что существуют описания трех групп потребностей, побуждающих учебно-познавательную деятельность студентов: познавательные, удовлетворяемые в процессе приобретения новых знаний и способов решения проблем; социальные, удовлетворяемые во взаимодействии «студент-студент», и «преподаватель-студент»; потребности достижения и избежание неуспеха, актуализируемые уровнем сложности учебной задачи. Фактором, влияющим на актуализацию тех или иных потребностей, выступает способ организации учебного процесса. Типичным примером такого способа может служить проблемное обучение, актуализирующее познавательные потребности. Одним из ключевых моментов мотивирования учебной деятельности в студенческой субкультуре является интеракция «преподаватель-студент» (5).

Согласно Ю.Н. Кулюткину, самостоятельность субъекта в учебно-познавательной деятельности проявляется в его способности сознательно и активно управлять процессом учения: ставить цели и задачи познавательной деятельности, планировать и организовывать её, контролировать и оценивать эф-

54/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

фективность. Не менее активная роль в управлении учебной деятельностью студентов, на наш взгляд, принадлежит преподавателю, который должен мотивировать студентов к принятию целей профессиональной подготовки. Мотивация представляет собой «соотнесение целей обучения с потребностями и интересами студенчества на разных этапах их возрастного развития» (6). По мнению автора, с целью мотивирования студентов преподаватель должен регулировать процесс распространения профессиональных знаний, организовывая предметное содержание деятельности обучаемых и форму учебной работы; контролировать и оценивать эффективность работы студентов.

Таким образом, преподаватель и студенты выполняют однородные функции: управления, организации, контроля и оценки. Но для того, чтобы студенты овладели средствами осуществления этих функций, необходимо создать такие условия в профессиональном обучении, «которые бы позволили студенту проигрывать в совместной деятельности с другими разные функциональные позиции» (6, с. 44). Продуктом профессионального обучения в этом случае становится способность студентов к саморазвитию, к самостоятельному овладению средствами познавательной деятельности.

Полагаем, что самостоятельность в обучении здесь определяется через такие личностные образования, как самоанализ, саморегуляция, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самомотивация. Самомотивация, что очевидно, означает порождение самим субъектом адекватных деятельности мотивов. Эта позиция близка определению В. А. Иванниковым мотивационного процесса как произвольного порождения побуждений или придания дополнительного смысла выполняемой деятельности (3).

В научной литературе просматривается целый ряд факторов и условий развития мотивации учебной деятельности в студенческой субкультуре. Даже на первый взгляд эти факторы по влиянию на мотивацию неоднородны и отражают различные аспекты обучения и личностные характеристики его участников. Поэтому актуальна проблема

выделения по определенным критериям групп факторов, обусловливающих развитие мотивации учебной деятельности в профессиональной подготовке. Одна из таких попыток предпринята Н.М. Симоновой, выделившей три группы факторов: особенности обучаемого как субъекта профессионально-учебной деятельности; особенности преподавателя как организатора образовательного процесса; особенности организации учебной деятельности в подготовке специалистов (9).

По критерию обобщенности их влияния, факторы развития мотивации в студенческой субкультуре по отношению к приобретению знаний могут быть представлены в виде пяти групп.

Первую группу составляют, на наш взгляд, дидактические принципы, реализация которых позволяет целенаправленно развивать мотивацию учения:

- принцип оптимального уровня трудности, «мера трудности» (Л.В. Занков);

- принцип проблемности в профессиональном обучении (А.Н. Матюшкин, М.И. Махмутов);

- принципы активности личности, последовательного моделирования содержания профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий).

Вторую группу факторов можно выделить на основании подхода к развитию мотивации учения: индивидуальный подход, типологический подход (В.Ф. Моргун).

Третья группа объединяет субъективные характеристики обучающихся студентов (психические процессы, состояния, свойства личности) и особенности их проявления в деятельности:

- осознание обучающимися целей, процесса и результатов учебной деятельности, своих способностей в приобретении профессиональных знаний (Ю.Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская);

- осознание студентами значимости усваиваемого учебного предмета (Ю.Н. Кулюткин);

- степень овладения субъектом психологической структурой учебной деятельности (А.К. Маркова, Т.И. Лях, Г.С. Абрамов);

Баранник М.М., Ковтун Т.В.

«Учебная мотивация в студенческой субкультуре: условия развития»

- высокая самооценка, уверенность в своих силах (С. Л. Рубинштейн);

- повышение успешности учебной деятельности (М.В. Матюхина).

В заключении отметим, что наиболее значимым фактором, затрудняющим развитие мотивов учебной деятельности студента, выступают противоречия собственно традиционной системы обучения. Важнейшим среди них является противоречие между содержанием, формами и процессом учебной деятельности в студенческой субкультуре и необходимостью формирования в ней принципиально иной профессиональной деятельности.

Этим обусловлена актуальность проблемы прослеживания динамики познавательных и профессиональных мотивов, их взаимообусловленности и взаимных трансформаций при контекстном обучении в студенческой среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева и Е.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1998. - Т 2. - С. 129267.

2. Григорен Е.А. Развитие уровня притязаний студентов в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. - Ереван, 1996.

3. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 113-115.

4. Костюк Г. С. Принципы развития в психологии: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова. -М., 2001. - С. 10-13.

5. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в студенческой субкультуре: Дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1993.

6. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1995.

7. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 47-50.

8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1999.

9. Соколова Е.Г. Проектные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

10. Хекхаузен Х Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б.М. Величковского. - М., 2000. - Т. 1.

Об авторах

Михаил Михайлович Баранник, аспирант кафедры психологии Ставропольского государственного педагогического института. Татьяна Владимировна Ковтун, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. info@stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.