Научная статья на тему 'Мотивационная направленность профессионального обучения'

Мотивационная направленность профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОЦЕНКА / A MOTIVATIONAL DIRECTION / MEMORY / THINKING / MOTIVATION / INFORMATIVE MOTIVES / SOCIAL MOTIVES / POSITIVE MOTIVATION / AN ESTIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курданова Х. М., Сарбашева З. М.

Мотивы деятельности порождаются имеющимися потребностями, при этом новые потребности возникают под влиянием сложившейся структуры мотивов, сформировавшись, эти новые потребности побуждают новую познавательную мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL ORIENTATION OF VOCATIONAL TRAINING

The motives of activity are generated by the available requirements, thus new requirements arise under the influence of the developed structure of motives, having generated, these new requirements induce new informative motivation.

Текст научной работы на тему «Мотивационная направленность профессионального обучения»

УДК 378.212.014.3

Х. М. Курданова, З. М. Сарбашева

МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мотивы деятельности порождаются имеющимися потребностями, при этом новые потребности возникают под влиянием сложившейся структуры мотивов, сформировавшись, эти новые потребности побуждают новую познавательную мотивацию.

Ключевые слова: мотивационное направление, память, мышление, мотивация, познавательные мотивы, социальные мотивы, положительная мотивация, оценка.

В отечественной психологии изучение мотивации имеет давние традиции. Современные представления о мотивации восходят к распространенным концепциям А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе [1-4]. А. Н. Леонтьев обозначает мотивом не переживания потребности, а то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность [1]. Им различаются понятия, мотив и цель. Цель - это предварительный результат, представляемый человеком. Мотив -побуждение к достижению цели. С. Л. Рубинштейн полагает, что предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его победители, которые порождают в человеке определенные побуждения к действию - мотивы. Д. Н. Узнадзе считает, что мотив заменяет одно поведение другим: менее приемлемое более приемлемым, и этим путем создает возможность определенной деятельности [4].

С. Л. Рубинштейн узловым вопросом мотивации считает вопрос о том, как мотивы, характери-зирующие обстоятельства, превращаются в то устойчивое, что характеризует личность. Человек действует под влиянием мотивов, их соотношение соподчинено.

Чтобы эффективно управлять развитием личности будущего специалиста, следует следить за изменениями в его мотивационной сфере, анализировать эти изменения. В этом случае можно увидеть внутренний механизм в деятельности студента, прогнозировать и управлять его учебной деятельностью.

Как правило, анализ содержания и структуры мотивации начинается с выделения и описания двух групп мотивов: познавательных и социальных [5-7].

Так, познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (организация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на освоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориента-

ция на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самоусовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение) мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Ряд ученых связывают формирование положительной мотивации учения с формированием личной заинтересованности обучаемых в достижении поставленных перед ними целей. А это как раз и связано с тем, что А. Н. Леонтьев называет «личностным смыслом» [1]. Формирование мотивов познавательной деятельности является условием формирования познавательных интересов и развития личности, а учет уровня сформированности познавательных интересов может служить диагностикой развития личности.

П. М. Якобсон выделяет три типа мотивации учения, три вида комплексов побудителей к этой деятельности, связанных с результатами учения.

1. Мотивация, которая может быть названа «отрицательной». Под отрицательной мотивацией Якобсон подразумевает побуждение ученика, вызванное осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приведет к успешным результатам. 2. Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными не в самой учебной деятельности. Это мотивация выступает в двух формах.

В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями, при этом учение рассматривается как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащихся, дает ему силы для преодоления известных затруднений, для проявле-

ния терпения и усидчивости. Это наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта.

Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т. п.

По мнению П. Н. Якобсона, побуждает учиться сам процесс приобретения знаний, при этом учащийся (студент) испытывает удовольствие от познавательной деятельности, открытия нового, реализации своих возможностей и способностей [7]. Следовательно, побудители учения исходят в данном случае из его целей.

От характера и особенностей мотивов зависит конечный результат познавательной деятельности - глубина и прочность знаний, наличие или отсутствие желания овладевать педагогическим мастерством, учиться.

В работе Ю. Н. Кулюткина [8] рассматривается вопрос о роли мотивации познавательной деятельности, приводится классификация мотивации на основе структуры деятельности. Они делят мотивы на две большие группы, различающиеся в соответствии с тем, где лежит источник активности в самой деятельности (непосредственная мотивация) или вне ее (опосредованная мотивация).

В исследовании Б. Блюма [9] показано, что успешность занятий увеличивает положительную мотивацию, а неудачи - отрицательную.

Мотивация - это не только стимулятор научения, но и результат восприятия обучающимися эффективности собственного учения. Каким бы ни было объективное состояние дел, если обучающийся думает, что делает хорошо, то, по-видимому, он с большим энтузиазмом отнесется к своему учению, чем в случае, когда он думает что-то плохо, иными словами, формирование положительной мотивации в учении сводится к обучению таким образом, чтобы хорошо усвоить все необходимое, при этом осознавая, что успешно продвигаешься.

Ряд современных педагогов и психологов придают большое значение изучению и формированию внутренней мотивации. Дж. Брунер выделяет такие мотивы, как любопытство, стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний, которые он связывает с интересом. Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения, ею указывается, что познавательный интерес выступает в педагогических явлениях и как цель, и как средство. В. В. Давыдов [10] полагает, что для формирования теоретического, познавательного интереса большое значение имеет характер учебной де-

ятельности. Учебная деятельность, по мнению В. В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям: а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия; б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрылись условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру, с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации опознавательных процессов.

В формировании мотивов учения большую роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность учащегося. Тщательный психологический анализ влияния на личность учащегося и отношения к учению мы находим у Б. Г. Ананьева. Автор рассматривает оценку знаний во время опроса, эту оценку он называет парциальной [11]. По его мнению, оценка является побуждением к действию или к знанию. И в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Психологическая основа познавательных потребностей и интересов лежит в интеллектуальной и эмоциональной сферах психики, а педагогическая в том, что они являются внутренними побудителями познавательной деятельности.

В работе В. П. Шумана [12] интерес рассматривается как свойство личности, это означает, что в его основе лежит определенный психологический механизм.

Характер развития познавательной деятельности под влиянием познавательного интереса происходит в два этапа: вначале познания интерес к предмету (ситуативный интерес) вызывается первичной информацией, полученной из доступного источника (печатного текста, устного сообщения), а в дальнейшем интерес может усиливаться или ослабевать.

В. П. Шуман выделяет четыре условия усиления интереса, перехода его в устойчивое качество, которое выступает как мотив познавательной деятельности [12]: «Если цель деятельности отсутствует, значимость новых знаний ученика не выяснена, он не владеет необходимыми способами познавательной деятельности, то происходит утрата интересов и прекращение деятельности».

Данное высказывание правомочно и для объяснения аналогичных процессов у студентов в ходе овла-девания основами профессионально-педагогической деятельности. В данной связи еще одним аспектом в изучении мотивации познавательной деятельности является обращение к определению их роли в организации учебно-воспитательного процесса.

Проблему потребностей как мотива деятельности рассматривает Ю. Шаров. По его мнению, изуче-

ние мотива позволяет выявить, какие потребности ренние стимулы (потребности) осознаются и стано-

лежат в той или иной деятельности. Основываясь на вятся мотивами нашего поведения.

общепринятом в психологии понимании того, что Следовательно, если мотивы деятельности го-

мотивы порождаются потребностями, им различа- рождаются имеющимися потребностями, то новые

ются понятия «стимул» и «мотив» поведения, при потребности возникают под влиянием сложившей-

этом стимулы являются побудителями человеческой ся структуры мотивов, сформировавшись, эти но-

активности; различают внутренние и внешние сти- вые потребности побуждают новую познаватель-

мулы, в данном случае внутренними стимулами по- ную мотивацию и т.д. Таким образом, потребности

ведения человека являются потребности, а внешни- качественно отличаются от прежних, а это и делает

ми - различные воздействия внешней среды. Внут- возможным развитие личности.

Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983.

2. Мясищев В. Н. Проблема потребностей в системе психологии. Уч. записки. Ленинград, 1959.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

4. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

5. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя // Советская педагогика. 1990. № 8.

6. Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. М.: Педагогика, 1995.

7. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации в поведении человека. М.: Просвещение, 1968.

8. Кулюткин Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Просвещение, 1971.

9. Блюме Д. П. Педагогическая направленность учебного процесса в университете в подготовке иностранного языка: автореф. ... канд.

дисс. Вильнюс, 1982.

10. Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Просвещение, 1972.

11. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л.: Вперёд, 1935.

12. Шуман В. П. Актуальные вопросы в дидактике: Проблема стимулирования познавательной деятельности учащихся: учеб. пособие. Владимир, 1974.

Сарбашева З. М., старший преподаватель.

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова.

Пр. Ленина, 1, В, г. Нальчик, КБР, Россия, 360030.

E-mail: zsarbascheva@mail.ru

Курданова Х. М., кандидат педагогических наук, доцент.

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В. М. Кокова.

Пр. Ленина, 1, В, г. Нальчик, КБР, Россия, 360030.

Материал поступил в редакцию 19.03.2009.

Z. M. Sarbasheva, Kh. M. Kurdanova MOTIVATIONAL ORIENTATION OF VOCATIONAL TRAINING

The motives of activity are generated by the available requirements, thus new requirements arise under the influence of the developed structure of motives, having generated, these new requirements induce new informative motivation.

Key words: a motivational direction, memory, thinking, motivation, informative motives, social motives, positive motivation, an estimation.

Sarbasheva Z. M.

Kabardino-Balkarskaya State Agricultural Academy of V. M. Kokov.

Pr. Lenina, 1, B, Nalchik, KBR, Russia, 360030.

E-mail: zsarbascheva@mail.ru

Kurdanova Kh. M.

Kabardino-Balkarskaya State Agricultural Academy of V. M. Kokov.

Pr. Lenina, 1, B, Nalchik, KBR, Russia, 360030.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.