Научная статья на тему 'Мотивация, как один из способов освоения дисциплины «Иностранный язык» в строительном вузе'

Мотивация, как один из способов освоения дисциплины «Иностранный язык» в строительном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренняя мотивация / внешняя мотивация / профессиональная компетенция / методы преподавания / профессиональная коммуникация / internal motivation / external motivation / professional competence / teaching methods / professional communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волохова Вера Васильевна

В статье рассматривается мотивация как один из способов достижения положительных результатов в обучении иностранному языку в строительном вузе. Как внутренняя, так и внешняя мотивация влияют на процесс овладения иностранным языком будущих инженеров строительной сферы. Отмечается, что внешняя мотивация включает в себя профессиональную компетентность преподавателя, использование разнообразных методов преподавания и обучения и использование разнообразных форм работы. Возможность влиять на мотивацию студентов посредством проведения проектных работ, викторин, конкурсов, олимпиад, конференций на изучаемом иностранном языке, использование цифровых инструментов на занятиях является основным фактором преподавания данной дисциплины. Повышение мотивации у студентов ведет к лучшему освоению специализированной лексики, формирование предложений из них, понимание текстов на профессиональные темы и воспроизведение содержания, что ведет к расширению общих коммуникативных навыков в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волохова Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS ONE OF THE WAYS TO MASTER THE “FOREIGN LANGUAGE” DISCIPLINE AT A CONSTRUCTION UNIVERSITY

The article examines motivation as one of the ways to achieve positive results in teaching a foreign language at a construction university. Both internal and external motivation influence the process of mastering a foreign language by future construction engineers. It is noted, that extrinsic motivation includes the professional competence of the teacher, the use of a variety of teaching and learning methods and the use of various forms of work. The ability to influence the motivation of students through project work, quizzes, competitions, olympiads, conferences in the foreign language being studied, and the use of digital tools in the classroom is the main factor in teaching this discipline. Increasing motivation among students leads to better mastery of specialized vocabulary, the formation of sentences from them, understanding of texts on professional topics and reproduction of content, which leads to the expansion of general communication skills in the professional field.

Текст научной работы на тему «Мотивация, как один из способов освоения дисциплины «Иностранный язык» в строительном вузе»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Мотивация, как один из способов освоения дисциплины «Иностранный язык» в строительном вузе

Волохова Вера Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет E-mail: volokhovavv@yandex.ru

В статье рассматривается мотивация как один из способов достижения положительных результатов в обучении иностранному языку в строительном вузе. Как внутренняя, так и внешняя мотивация влияют на процесс овладения иностранным языком будущих инженеров строительной сферы. Отмечается, что внешняя мотивация включает в себя профессиональную компетентность преподавателя, использование разнообразных методов преподавания и обучения и использование разнообразных форм работы. Возможность влиять на мотивацию студентов посредством проведения проектных работ, викторин, конкурсов, олимпиад, конференций на изучаемом иностранном языке, использование цифровых инструментов на занятиях является основным фактором преподавания данной дисциплины. Повышение мотивации у студентов ведет к лучшему освоению специализированной лексики, формирование предложений из них, понимание текстов на профессиональные темы и воспроизведение содержания, что ведет к расширению общих коммуникативных навыков в профессиональной сфере.

Ключевые слова: внутренняя мотивация, внешняя мотивация, профессиональная компетенция, методы преподавания, профессиональная коммуникация.

Любой изучаемый иностранный язык проявляется как в устной, так и в письменной форме, может выражаться вербально и не вербально. В НИУ МГСУ студенты 1 курса, примерно 2798 студентов, из которых 2154 студента, изучающих английский язык, изучают дисциплину «Иностранный язык», целью которой согласно рабочей программе является формирование компетенций обучающегося в области устной и письменной иноязычной коммуникации. Главные компетенции УК-4.2 и УК-4.3 нацелены на овладение, во-первых, чтением и пониманием на слух информации делового и профессионального характера на иностранном языке, во-вторых, языковым материалом, необходимым для осуществления деловой и профессионально-ориентированной коммуникации на иностранном языке [9]. В связи с этим, преподавание иностранного языка имеет две задачи: с одной стороны, научить языку определенной профессиональной сферы, в данном случае строительной, которая охватывает следующие темы: «Высшее строительное образование»; «Строительные профессии», «Типы зданий», «Строительные материалы», «Основные конструктивные элементы зданий и сооружений», «Техника безопасности на строительной площадке», «Информационные технологии в строительстве», «Экологическое строительство», а с другой стороны, научить иностранному языку [9]. Таким образом, иностранный язык в вузах - это язык обучения словарного запаса и его формулировки в устной и письменной форме.

Как показал теоретический материал [3, 8], трудности в обучении иностранного языка в вузах лежат в четырех областях:

- в морфологии и синтаксисе профессионального языка;

- в типичных языковых структурах;

- в содержании профессиональных текстов;

- в структуре профессиональных текстов.

Так, например, содержание профессиональных текстов зависит от формы представления того или иного предмета (таблицы, наброски, формулы, графики, диаграммы, карты, картинки и т.д.), что сначала кажутся странными, и студентов необходимо познакомить с их обращением.

Для снятия трудностей в изучении иностранного профессионального языка в научной литературе приводятся различные методы обучения [7, 10], однако, в настоящей статье рассмотрим, на наш

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

взгляд, один из самых значимых методов - повышение мотивации студентов. Мотивация, как следует из этимологии этого слова, рассматривается как «двигатель» успеха в обучении. Мотивацию можно условно разделить на две категории: внутреннюю и внешнюю. Первое закреплено в самом обучаемом, т.е. мотив к обучению присущ студенту, которому уже сама учебная деятельность приносит радость [5]. Студент, изучающий иностранный язык, добровольно и с удовольствием готовится к занятиям и выполняет дополнительные задания, а также участвует во многих внеаудиторных мероприятиях (например, принимает участие не только в кафедральных конкурсах, например, конкурсе стенгазет на иностранном языке и видеороликах, но и во многих всероссийских конкурсах, таких, как «За Россию купно за едино!», организованным ННГАСУ, и международных, например, конкурс эссе «Я - гражданин своей страны»).

Вторая категория, внешняя мотивация, относится к внешним стимулам, которые мотивируют учащегося к учебе. В сфере преподавания иностранного языка, например, это может быть желание учиться за рубежом или получение гранта [5]. Для того, чтобы быть выбранным на курс, например, Летние школы и гранты на обучение в Харбинском политехническом университете, или получить стипендию Президента РФ на обучение за рубежом в 2023-2024 учебном году, стипендию Правительства Китайской Народной Республики, или грант Юнеско по тематике Великого шелкового пути, студент НИУ МГСУ стремится преуспеть, чтобы получать высшие оценки для подтверждения уровня владения английским языком В2-С1.

Из обоих типов мотивации внутренняя мотивация обычно рассматривается как более мощная, чем ее аналог. Студент с внутренней мотивацией учится добровольно, не испытывая чувства принуждения. Внешне мотивированный обучающийся всегда подвергается более или менее легкому давлению [4].

Однако, чтобы уметь общаться в определенной профессиональной сфере на иностранном языке, необходимы следующие навыки:

- самостоятельно получать информацию из иноязычных специализированных текстов и книг [1];

- проводить дискуссии и доклады на изучаемом иностранном языке по профессиональным темам [7].

Для достижения этих целей используются специальные методы, которые облегчают студентам изучение профессиональной лексики, формирование предложений из них, понимание текстов на профессиональные темы и воспроизведение содержания [2]. Таким образом, обучение профессиональному языку расширяет общие коммунист кативные навыки, приобретаемые на уроках ино-" странного языка в школе, и дает ключевые квали-^ фикации. Согласно Бюльманну и Фернс, цель об-~ учения профессиональному языку состоит в том, зё чтобы вовлечь обучающих в их профессиональ-

ную область. Под языковой способностью профессионального общения авторы понимают способность обучаемого получать соответствующую информацию и общаться на профессиональном языке. Адекватное понимание в этом контексте означает, что студент способен извлечь максимум информации из текстов с помощью своих языковых знаний, используя рабочие стратегии. Надлежащее понимание означает, что обучающийся может ясно и объективно выражаться на том уровне, на котором он находится в настоящий момент [3].

Для того, чтобы мотивировать студентов НИУ МГСУ в изучении дисциплины «Иностранный язык» мы считаем необходимым выделить следующее: 1) профессиональная компетентность преподавателя; 2) использование разнообразных методов преподавания и обучения; 3) использование разнообразных форм работы. На наш взгляд, профессиональная компетенция преподавателя имеет наибольшее влияние на повышение мотивации студентов к обучению иностранному языку. Мы считаем, преподаватель должен иметь позитивный настрой, быть дружелюбным и искренним. Одной из важных компетенций является то, что лектор должен быть уверенным в себе, что демонстрирует хорошее владение преподаваемым материалом. В первую очередь, прохождение курсов повышения квалификации как по иностранному языку, так и по методике преподавания иностранного языка с использованием современных мультимедийных технологий, позволяет преподавателю с одной стороны, повысить свои знания иностранного языка, с другой стороны, применять новейшие методы преподавания. Учитывая тот факт, что большая часть обучению иностранному языку проходит на языке, независимо от того, какой выбирается форма обучения (сообщение, презентация, обсуждение прочитанного или прослушанного, постановка вопросов и ответы на них), изучаемый иностранный язык всегда используется в качестве средства общения. Таким образом, использование разнообразных методов преподавания и обучения способствует формированию и развитию мотивации к изучению иностранного языка в НИУ МГСУ. Так, например, проектная работа студентов по темам «Дом мечты», «Типы зданий», «Архитектура города», «Мой университет», «Моя будущая профессия», «Строительные материалы», подготовка которой может осуществляться от 20-30 минут как мини-проект и до недели, вызывает наибольший интерес у студентов. Наиболее подробно хотелось бы остановиться на следующем примере для повышения мотивации студентов в изучении иностранного языка - это работа в группе с текстами. Студенты беседуют на уроке по теме, пересказывают другим то, что услышали, дискутируют, выражают свое мнение. Метод данной работы с текстом заключается в делении обучающихся на несколько мини-групп. Например, назовем их группами А, В, С, D. Условно в каждой мини-группе по четыре человека. Итак, группа А -это студенты А1, А2, А3 и А4, группа В - это В1,

B2, B3, B4, соответственно группа С - это С1, С2, С3, С4 и группа D - D1, D2, D3, D4. Каждой группе дается задание на определенную тему. Для примера возьмем тему "Строительные материалы", а каждой группе предложим текст с описанием одного вида строительного материала, например, группе А «Сталь», группе В «Стекло и металлы», группе С «Древесина» и группе D «Кирпич». Сначала основные группы (A, B, C, D) работают над своей задачей: ищут в тексте основные преимущества и недостатки данного строительного материала. Затем группы перемешиваются и образуются новые группы: 1. ABCD, 2. АВСD, 3 ABCD, 4 ABCD. Каждый член новой группы представляет результаты обсуждения основной группы. После обсуждения участники возвращаются в свои основные группы (А1А2А3А4; В1В2В3В4 и т.д.) и рассказывают о том, что они узнали в смешанной группе. В заключении при помощи викторины или ряда вопросов преподаватель может проверить насколько хорошо студенты освоили свой материал и поняли материал других групп. Как показывает практика, с таким методом говорят все. Следующим примером служат олимпиады по иностранному языку и студенческая конференция «Дни студенческой науки», которые ежегодно проходят в НИУ МГСУ и являются важным инструментом повышения мотивации студентов. Следует отметить, что наибольшего результата в повышении мотивации студентов, на наш взгляд, можно достичь, применяя современные образовательные методики, в основе которых лежат мультимедийные и информационно-коммуникационные технологии [6]. Так, например, на занятиях иностранного языка НИУ МГСУ применяются следующие цифровые инструменты для тренировки лексических единиц и грамматических конструкций: iSpring Suite, Men-timeter, Online Test Pad, Mondly, Ted Talks, Mem-Rise, Skyeng, Miro, Sboard, HelloTalk; цифровые технологии для работы с текстами: Wiser.me, Skill-space.ru, taxedo, https://wordart.com/ Miro. https:// worditout.com/; цифровые технологии для обработки и представления информации: https://learnin-gapps.org/createApp.php; https://lingua.com/english/ reading/; https://www.coolenglish.net/grammar; www. grammarly.com; www.Puzzle-English.com; Yandex Telemost; Telegram. С другой стороны, использование разнообразных форм работ на занятиях дает возможность каждому преподавателю также оказать положительное влияние на мотивацию обучающихся. В данном случае мы рассматриваем как расположение сидений, например, П-образное расположение столов и стульев, которое подходит для создания хорошей учебной атмосферы в различных ситуациях, так и такие формы работы, как работа в парах и группе, характеризующиеся совместной работой, позитивного влияния друг на друга, что приводит к повышению мотивации студентов.

Из всего вышесказанного следует, что одной из важных предпосылок успешного овладения дисциплины «Иностранный язык» в строитель-

ном вузе является мотивация. Поскольку мотивация - это абстрактная, очень сложная, динамичная и многомерная конструкция, мы определяем мотивацию как процесс, в котором студент ставит различные цели или желания и стремится к их достижению. Поскольку мотивация оказывает существенное влияние на успех обучения, мы рассматриваем ее как важный фактор процесса обучения. Процесс преподавания дисциплины «Иностранный язык» в НИУ МГСУ направлен, прежде всего, на подготовку студентов к профессиональной практике, используя при этом возможность влиять на мотивацию обучающихся посредством самой педагогической практики для достижения поставленной цели изучаемого предмета. Лучшее понимание профессиональных терминов составляет значительную часть преподавания иностранного языка в вузе. Каждый студент проходит процесс постепенного превращения повседневного языка в профессиональный язык. Преподавание данного предмета в основном направлено на профессиональное общение, которое использует соответствующий язык в учебной ситуации, закрепляет, практикует и тренирует определенные языковые структуры, поощряет, поддерживает и помогает студентам говорить структурировано и свободно с помощью речевых средств, тренирует понимание на слух, помогает при чтении текстов и тренирует понимание прочитанного, насколько это возможно, избегает лингвистических ошибок и, таким образом, укрепляет языковую и профессиональную осведомленность.

Литература

1. Алешугина Е.А., Волохова В.В. Проектирование содержания иноязычной подготовки по направлению «Информационные системы и технологии» // Современное педагогическое образование, 2023. - № 1. - С. 86-88.

2. Баишева Л.М. Современные методы и средства обучения для повышения мотивации бакалавров технического вуза // Проблемы современного педагогического образования, 2022. - № 74-3. - С. 21-23.

3. RosemarieBuhlmann/ AnneliesFearns. Handbuch des Fachsprachenunterrichts // Berlin - M ünchen, 1987. - S. 34.

4. Игнаткина И.В. Роль мотивации при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в техническом вузе // Проблемы педагогики, 2017. - № 2 (25). - С. 67-69.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 508 с.: C. 500507.

6. Мясникова Т.С. Использование современных образовательных технологий как средство мотивации обучающихся на занятиях по иностранному языку для специальных целей в медицинском вузе // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики: материалы 8-й международной научно- практической и образова-

сэ о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

тельной конференции, Тверь, 2020 - C. 173179.

7. Опара А.А., Волохова В.В. Формы и методы обучения иностранному языку в техническом вузе в рамках модульно-цикловой системы // Балтийский гуманитарный журнал, 2021. -Т. 10. - № 1 (34). - С. 200-204.

8. Орлова Л.Г., Корнилова Е.С. Повышение мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 2021. - Т. 3. - № S (81). - С. 70-73.

9. Волохова В.В., Дриженко М.А., Костюкович Е.Ю, Метелькова Л.А. Рабочая программа «Иностранный язык» 08.03.01. Бакалавриат // НИУ МГСУ, 2022. - 24 с.

10. Шевцова Г.В., Москалец Л.Е.: Мотивацион-ный аспект при обучении лексике профессионального общения // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2022. - № 2 (220). - С. 116-124.

MOTIVATION AS ONE OF THE WAYS TO MASTER THE "FOREIGN LANGUAGE" DISCIPLINE AT A CONSTRUCTION UNIVERSITY

Volokhova V.V.

National Research Moscow State University of Civil Engineering

The article examines motivation as one of the ways to achieve positive results in teaching a foreign language at a construction university. Both internal and external motivation influence the process of mastering a foreign language by future construction engineers. It is noted, that extrinsic motivation includes the professional competence of the teacher, the use of a variety of teaching and learning methods and the use of various forms of work. The ability to influence the motivation of students through project work, quizzes, competitions, olympiads, conferences in the foreign language being studied, and the use of digital tools in the classroom is the main factor in teaching this discipline. Increasing motivation among students

leads to better mastery of specialized vocabulary, the formation of sentences from them, understanding of texts on professional topics and reproduction of content, which leads to the expansion of general communication skills in the professional field.

Keywords: internal motivation, external motivation, professional competence, teaching methods, professional communication.

References

1. Aleshugina E.A., Volokhova V.V. Designing the content of foreign language training in the direction of "Information systems and technologies" // Modern pedagogical education, 2023. -No. 1. - pp. 86-88.

2. Baisheva L.M. Modern methods and means of teaching to increase the motivation of bachelors of a technical university // Problems of modern pedagogical education, 2022. - No. 74 3. -pp. 21-23.

3. RosemarieBuhlmann/ AnneliesFearns. Handbuch des Fachsprachenunterrichts // Berlin - M ünchen, 1987. - S. 34.

4. Ignatkina I.V. The role of motivation in teaching a professionally oriented foreign language at a technical university // Problems of pedagogy, 2017. - No. 2 (25). - pp. 67-69.

5. Ilyin, E.P. Motivation and motives / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 508 pp.: pp. 500-507.

6. Myasnikova T.S. The use of modern educational technologies as a means of motivating students in foreign language classes for special purposes at a medical university // Medical discourse: issues of theory and practice: materials of the 8th international scientific, practical and educational conference, Tver, 2020 - pp. 173-179.

7. Opara A.A., Volokhova V.V. Forms and methods of teaching a foreign language at a technical university within the framework of a modular-cycle system // Baltic Humanitarian Journal, 2021. - T. 10. - No. 1 (34). - P. 200-204.

8. Orlova L.G., Kornilova E.S. Increasing motivation to study a foreign language among students of non-linguistic universities // Current problems of the humanities and socio-economic sciences, 2021. - T. 3. - No. S (81). - pp. 70-73.

9. Volokhova V.V., Drizhenko M.A., Kostyukovich E. Yu., Metelko-va L.A. Work program "Foreign language" 03/08/01. Bachelor's degree // NRU MGSU, 2022. - 24 p.

10. Shevtsova G.V., Moskalets L.E.: Motivational aspect in teaching vocabulary of professional communication // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2022. - No. 2 (220). - pp. 116124.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.