Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СПЕЦИАЛИСТЫ IT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешугина Елена Анатольевна, Волохова Вера Васильевна

В течение последних десятилетий в нашей стране наблюдается особый интерес у студентов технических вузов к изучению иностранных языков. Современное развитие нашей страны и особые потребности России в подготовке высококвалифицированных специалистов в области информационных систем и технологий приводит к тому, что владение иностранным языком является обязательной частью профессиональной зоны ответственности выпускников. В связи с этим появляется необходимость проектирования и оптимизации профессионально-востребованного содержания курса иностранного языка в техническом вузе.Для того чтобы результат вузовской иноязычной подготовки был эффективным, необходимо, чтобы содержание такой подготовки отвечало потребностям будущих выпускников, которым предстоит работать в IT сфере. Несомненно, целеполагание самих обучаемых является важным компонентом, который необходимо учитывать при разработке вузовского курса иностранного языка.В статье приводится анализ научных данных, полученных методом анкетирования обучаемых, выпускников, преподавателей вуза и будущих работодателей относительно их потребностей при изучении английского языка в университете и приоритетному тематическому наполнению курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешугина Елена Анатольевна, Волохова Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING FOREIGN LANGUAGE TRAINING CONTENT IN THE DIRECTION OF “INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES”

Over the past decades, in our country there has been a special interest among students of technical universities in the study of foreign languages. Modern development of our country and special needs of Russia in the training of highly qualified specialists in the field of information systems and technologies lead to the fact that knowledge of a foreign language is an obligatory part of graduates’ professional area of responsibility. In this regard, there is a need to design and optimize professionally demanded content of a foreign language course at a technical university.In order for the result of university foreign language training to be effective, it is necessary that the content of such training meets the needs of future graduates who will work in IT field. Undoubtedly, it is important to take into account not only the state order, but also the goal setting of the trainees themselves.The article provides a scientific analysis of students’ and graduates’ surveys as well as university teachers and future employers regarding their needs when studying English at the university and the priority thematic content of the course.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»»

Проектирование содержания иноязычной подготовки по направлению «Информационные системы и технологии»

Алешугина Елена Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: forlang-nngasu@yandex.ru

Волохова Вера Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Национальный исследовательский Московский государственный строительный универ^тет E-mail: volokhovavv@yandex.ru

В течение последних десятилетий в нашей стране наблюдается особый интерес у студентов технических вузов к изучению иностранных языков. Современное развитие нашей страны и особые потребности России в подготовке высококвалифицированных специалистов в области информационных систем и технологий приводит к тому, что владение иностранным языком является обязательной частью профессиональной зоны ответственности выпускников. В связи с этим появляется необходимость проектирования и оптимизации профессионально-востребованного содержания курса иностранного языка в техническом вузе.

Для того чтобы результат вузовской иноязычной подготовки был эффективным, необходимо, чтобы содержание такой подготовки отвечало потребностям будущих выпускников, которым предстоит работать в IT сфере. Несомненно, целеполага-ние самих обучаемых является важным компонентом, который необходимо учитывать при разработке вузовского курса иностранного языка.

В статье приводится анализ научных данных, полученных методом анкетирования обучаемых, выпускников, преподавателей вуза и будущих работодателей относительно их потребностей при изучении английского языка в университете и приоритетному тематическому наполнению курса.

Ключевые слова: содержание обучения иностранному языку, специалисты IT, профессиональная зона ответственности.

о с

U со

Дидактика профессионального образования рассматривает вопросы проектирования и оптимизации содержательной составляющей обучения [1] как особо актуальные. Вузам необходимо ежегодно корректировать учебные планы дисциплин, включая вузовский курс иностранного языка, с учетом меняющейся реальности и современного социального заказа. Особо отметим необходимость ориентации обучения на развитие у студентов технических вузов умений, связанных с выполнением конкретных задач на рабочем месте.

Опираясь на исследования О.И. Вагановой и В.М. Соколова относительно отбора содержания обучения [2, 3], уточним, что содержание иноязычной подготовки в техническом вузе должно, безусловно, рассматриваться через призму нормативных документов, а именно государственных образовательных стандартов и быть ориентированным на потребности будущих студентов и потенциальных работодателей, опираясь при этом на обще-дидактические принципы и методические рекомендации учебно- методического объединения преподавателей английского языка технических вузов.

Ставя перед собой задачу проектирования и оптимизации содержания обучения, необходимо учесть, что результатом подготовки, несомненно, должно быть развитие компетенций, с помощью которых выпускники разрешают возникающие проблемные ситуации и которые позволяют им самосовершенствоваться профессионально. Следовательно, необходимо рассматривать вопросы системности проектирования содержания иноязычной подготовки в техническом вузе [5, 6]. Предполагаемое проектирование содержания иноязычной подготовки в техническом вузе (на примере направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии») должно в процессе обучения привести к тому, что у студентов активизируются продуктивные речевые навыки и оптимизируются пассивные; студенты в процессе обучения развивают умения поиска, анализа и систематизации информации на английском языке, которой они смогут пользоваться в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Несомненно, проектирование содержания иноязычной подготовки в техническом вузе должно базироваться на результатах полного и всестороннего анализа значимости учебного материала, формирующего содержание обучения. Безусловно, цели иноязычной подготовки определяются через концептуальную модель выпускника технического вуза и самым существенным образом

влияют на значимость, ранжирование и отбор содержания иноязычной подготовки (в нашем случае по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»).

В научной литературе приводятся различные методы оценки значимости элементов учебного материала [4,5,7], однако, в настоящей статье рассмотрим, на наш взгляд, один из самых весомых методов среди всех прочих методов, определяющих значимость содержания обучения в целом и иноязычной подготовки в частности. Таким методом в педагогике служит, заимствованный из социологии, анкетирования профессионалов в определенной сфере деятельности и самих студентов относительно значимости содержания обучения (в нашем конкретном исследовании содержания иноязычной подготовки по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии»). Ценность данного метода заключается в том, что участниками проектирования содержания обучения становятся непосредственно те компании/работодатели, которые в последствии будут принимать на работу выпускников, а значит, как никто другой могут четко определить те компетенции, умения, знания, которые на их профессиональный взгляд, должны обеспечить вузы при подготовке студентов. Следовательно, проектирование содержания подготовки, должно происходить с учетом интересов и потребностей будущих работодателей.

В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (ННГАСУ) и в Московском государственном строительном университете (НИУ МГСУ) проводился опрос (анкетирование) студентов бакалавриата и магистратуры всех курсов направления 09.03.02 «Информационные системы и технологии»; выпускников данного направления подготовки, преподавателей, ведущих подготовку этих студентов и представителей компаний работодателей с целью проектирования вузовского компонента иноязычной подготовки по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии».

Анкетирование проводилось в течение одного (2021-2022) учебного года. В исследовании приняли участие 97 студентов бакалавриата и 26 магистрантов (что в совокупности составило 99,2% от всего числа обучающихся на данном направлении в обоих вузах); 54 преподавателя, работающих со студентами направления 09.03.02 «Информационные системы и технологии» в ННГАСУ и НИУ МГСУ, 43 выпускника обоих вузов по данной специальности и 11 представителей компаний работодателей.

Результаты исследования выявляют позицию обучаемых, выпускников, преподавателей вуза и будущих работодателей относительно их потребностей при изучении английского языка в университете и приоритетному тематическому наполнению курса и позволяют делать выводы о следующей динамике.

Анкетирование студентов показало, что разговорные темы, такие как «путешествия и поездки»,

«организация досуга», «еда», «свободное время», «магазины» важны в процессе иноязычной подготовки в техническом вузе, однако от 1 к 4 курсу уменьшается количество студентов, указавших на общеразговорную тематику иноязычного общения как на приоритетную. Большое количество студентов 3 (84,7% первый опрос и 96,2% опрос) и 4 (89% и 97,4%) курсов считают, что профессиональной тематике на иностранном языке необходимо уделить особое внимание в процессе иноязычной подготовки в техническом вузе. Вопросы анкеты о так называемых soft skills или о применении навыков и умений, полученных в процессе иноязычной подготовки в вузе выявили, что умения организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами на иностранном языке, а также пользоваться английским языком для работы/ общения on-line и во время различных поездок заграницу (100% опрошенных всех курсов обоих опросов) очень востребованы у всех категорий респондентов. Примечательно, что увеличивается от курса к курсу процент респондентов, которые видят перспективу будущей профессиональной деятельности в сфере информационных технологий. Также опрошенные студенты (89,2%) указали, что особо полезным для их будущей профессиональной деятельности будет умение работы с профессиональными письменными источниками на английском языке (это может быть литература по специальности или on-line тексты, инструкции и т.п.).

Данные, полученные в ходе опроса выпускников, схожи с данными опроса студентов. Среди 97,7% выпускников английский язык востребован на рабочем месте для деловой переписки и ведения переговоров с партнерами из других стран, составления рабочей документации, для поиска и чтения профессиональной информации в зарубежных источниках, а также для участия в международных проектах, вебинарах и конференциях, что, несомненно, объясняется спецификой рассматриваемой сферы деятельности - IT. Помимо этого, английский язык необходим выпускникам для работы on-line, бизнес и личных поездок в другие страны, чтения зарубежной литературы, общения в социальных сетях, для совершения покупок on-line. 81,1% выпускников продолжают совершенствовать свою иноязычную подготовку и после окончания вуза, поддерживая/ улучшая уровень владения английским языком.

Опрос преподавателей профильных кафедр и работодателей показал, что эти две группы респондентов (97,6 и 99,9% соответственно) также считают, что soft skills на английском языке и навыки чтения профессиональной литературы на английском языке особенно важны для будущих выпускников направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии). Однако, по мнению респондентов, не стоит преуменьшать и значимость общеразговорной тематики на английском языке, поскольку сфера IT предполагает частые командировки, виртуальные и off-line

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U со

встречи с коллегами, совместные проекты по выстраиванию отношений в команде, так называемые team buildings, что, следовательно, значительно расширяет тематическое содержание курса английского языка в вузе.

Подводя итог, необходимо сказать о том, что с учетом общих тенденций востребованность в английском языке велика у всех категорий опрошенных. Респонденты (студенты, выпускники, работодатели), являясь заказчиками, сами определяют области применения английского языка и содержание иноязычной подготовки, что, несомненно, необходимо учитывать при ее проектировании в вузе. Кафедры иностранных языков НН-ГАСУ и НИУ МГСУ считают возможным проектировать содержание курса дисциплины «Иностранный язык», опираясь на требования государственных стандартов с учетом специфики направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» и данных проведенного исследования.

Литература

1. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания образования в техникумах/ Б.С. Гершунский. М.: Высшая школа, 1998.-144 с.

2. Ваганова О. И., Соколов В.М. Методы оценки объема учебного материала, подлежащего запоминанию в курсе математики полной средней школы: Монография / О.И. Ваганова, В.М. Соколов. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. -137 с.

3. Соколов В. М., Ваганова О.И., Леонтьев А.Е. К проблеме определения объема запоминаемого содержания обучения //Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций / В.М. Соколов, О.И. Ваганова, А.Е. Леонтьев. Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции (26 мая - 2 июня 2005 г) /Уфа - Москва: УГАТУ,- 237 с. - С. 193195.

4. Баранова Е.Н., Алешугина Е.А. Рефлексивная деятельность участников иноязычного образования: из опыта подготовки студентов технических и архитектурно-строительных специальностей // Е.Н. Баранова, Е.А. Алешугина, Н.Ф. Угодчикова, Д.А. Лошкарева. Инновационные технологии в образовательной деятельности. Материалы Всероссийской научно методической конференции. НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород. 2021. С. 170-176.

5. Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Профессионально-ориентированный английский язык для специалистов в области информационных технологий / Е.А. Алешугина, Д.А. Лошкарева. ННГАСУ, Нижний Новгород. 2022. 96с.

6. Опара А.А., Волохова В.В. Формы и методы обучения иностранному языку в техническом вузе в рамках модульно-цикловой системы // А.А. Опара, В.В. Волохова. Балтийский гума-

нитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 200204.

7. Волохова В.В. Профессиональный язык и один из способов обогащения его словарного состава (на примере строительной лексики немецкого языка) // В.В. Волохова. Балтийский гуманитарный журнал. 2021.Т.10. № 1 (34). С. 331335.

DESIGNING FOREIGN LANGUAGE TRAINING CONTENT IN THE DIRECTION OF "INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES"

Aleshugina E.A., Volokhova V.V.

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, National Research Moscow State University of Civil Engineering,

Over the past decades, in our country there has been a special interest among students of technical universities in the study of foreign languages. Modern development of our country and special needs of Russia in the training of highly qualified specialists in the field of information systems and technologies lead to the fact that knowledge of a foreign language is an obligatory part of graduates' professional area of responsibility. In this regard, there is a need to design and optimize professionally demanded content of a foreign language course at a technical university.

In order for the result of university foreign language training to be effective, it is necessary that the content of such training meets the needs of future graduates who will work in IT field. Undoubtedly, it is important to take into account not only the state order, but also the goal setting of the trainees themselves.

The article provides a scientific analysis of students' and graduates' surveys as well as university teachers and future employers regarding their needs when studying English at the university and the priority thematic content of the course.

Keywords: foreign language training content, IT specialists, professional area of responsibility.

References

1. Gershunsky B.S. Forecasting the content of education in technical schools / B.S. Gershunsky. M.: Higher school, 1998.-144p.

2. Vaganova O. I., Sokolov V.M. Methods for assessing the volume of educational material to be memorized in the course of mathematics of a complete secondary school: Monograph / O.I. Vaganova, V.M. Sokolov. N. Novgorod: VGIPA, 2004. -137 p.

3. Sokolov V. M., Vaganova O.I., Leontiev A.E. On the problem of determining the volume of memorized learning content // Actual problems of the quality of education and ways to solve them in the context of European and world trends / V.M. Sokolov, O.I. Vaganova, A.E. Leontiev. Materials of the XV All-Russian Scientific and Methodological Conference (May 26 - June 2, 2005) / Ufa - Moscow: USATU,- 237 p. - S. 193-195.

4. Baranova E.N., Aleshugina E.A. Reflexive activity of participants in foreign language education: from the experience of training students of technical and architectural and construction specialties // E.N. Baranova, E.A. Aleshugina, N.F. Ugodchiko-va, D.A. Loshkareva. Innovative technologies in educational activities. Proceedings of the All-Russian Scientific and Methodological Conference. NSTU im. R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. 2021, pp. 170-176.

5. Aleshugina E.A., Loshkareva D.A. Professionally oriented English for specialists in the field of information technology / E.A. Aleshugina, D.A. Loshkareva. NNGASU, Nizhny Novgorod. 2022. 96s.

6. Opara A.A., Volokhova V.V. Forms and methods of teaching a foreign language in a technical university within the framework of a modular-cycle system // A.A. Opara, V.V. Volokhov. Baltic Humanitarian Journal. 2021. V. 10. No. 1 (34). pp. 200-204.

7. Volokhova V.V. Professional language and one of the ways to enrich its vocabulary (on the example of the construction vocabulary of the German language) // V.V. Volokhov. Baltic Humanitarian Journal. 2021. V. 10. No. 1 (34). pp. 331-335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.