Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
488
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие / мотивация / личность менеджера / professional development / motivation / manager's personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Л.Г., Левашова Е.С.

В статье представлен анализ литературы по проблеме влияния мотивации на профессиональное развитие личности. Доказывается, что мотивация является весьма важным компонентом профессио-нального становления и развития менеджеров среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL PERSONAL DEVELOPMENT

The article presents an analysis of the literature on the problem of the influence of motivation on the professional development of the individual. It is proved that motivation is a very important component of the professional formation and development of middle managers.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

MOTIVATION AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL PERSONAL DEVELOPMENT

Dmitrieva L.G.,

doctor of Psychological Sciences Bashkir State University, Professor of the Department of General Psychology,

3/4 K. Marx Street, Ufa Levashova E.S.

postgraduate student Ufa State Petroleum Technical University, building 12, Chernyshevskogo str., 145, Ufa

МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Дмитриева Л.Г.,

доктор психологических наук ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», профессор кафедры общей психологии.

г. Уфа, ул.К.Маркса 3/4 Левашова Е.С. аспирант

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

12 корпус, г.Уфа, ул. Чернышевского 145

Abstract

The article presents an analysis of the literature on the problem of the influence of motivation on the professional development of the individual. It is proved that motivation is a very important component of the professional formation and development of middle managers.

Аннотация

В статье представлен анализ литературы по проблеме влияния мотивации на профессиональное развитие личности. Доказывается, что мотивация является весьма важным компонентом профессионального становления и развития менеджеров среднего звена.

Keywords: professional development, motivation, manager's personality.

Ключевые слова: профессиональное развитие, мотивация, личность менеджера.

Проблема профессионального развития работника любой сферы или отрасли профессиональной деятельности является актуальной, так как оно продолжается в течение всей жизни человека (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и т.д.). Важно, чтобы профессиональное развитие присутствовало в жизни каждого специалиста, поскольку в противном случае будут наблюдаться низкий уровень эффективности в профессиональной деятельности, стагнация и множество других проблем, которые затронут не только профессиональную сферу специалиста, но и окажут существенное влияние на его личность и другие сферы жизнедеятельности (семейная, досуг и т.д.). Обобщая имеющиеся данные о профессиональном развитии, можно подчеркнуть, что данный процесс достаточно длительный и включает в себя стыковку требований к специалисту и развитие его компетентности. Влияния условий на закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму (А.К. Маркова).

В последнее время «идеальный образ профессионала» заменяется на «идеальный образ жизни» с

помощью профессии, которая уже выступает средством его достижения, а не его существенной частью. (Л. М.Митина). На профессиональное развитие оказывают влияние не только индивидуальные свойства личности (Ф. Парсонсон, Г. Мюнстер-берг), но и ее потребности и мотивы (З. Фрейд, У. Мозер, Л. Зонди, Э.Роэ,). Особую роль мотивация профессионального развития играет в деятельности менеджеров среднего звена.

С одной стороны, свойства личности менеджера связаны с характеристиками личности вообще, с другой - личность менеджера выступает в качестве особой системы, обладающей специфическими особенностями, обусловленными профессиональной деятельностью, и в этом качестве взаимодействующей с другими системами и обществом в целом. (Е. В.Милькина) Поэтому менеджеру необходимо обладать определенными компонентами личности. К ним относятся: направленность, интеллект, эмоциональность, общительность, самооценка. (Б.Г.Ананьев). Также учитывается темперамент, тип характера, стиль управления. Все это представляет собой совокупность черт характера и

отношение личности к профессиональной деятельности, к другим людям, коллективу, обществу, к самому себе, к вещам.

В этой связи можно утверждать, что профессиональное развитие менеджера представляет собой совокупность психических явлений и отношений в организации Важную роль в профессиональном развитии играют психологические факторы эффективной деятельности менеджеров, психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений, психологические проблемы

лидерства, проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и др. [5, с. 150].

Одним из важнейших и, наверное, главнейших компонентов профессионального развития является мотивация сотрудника. Система мотивов, лежащих в основе стремления человека заниматься тем или иным видом труда, в конечном счете определяет его нацеленность на результат, готовность выполнять профессиональные задачи в полном объеме, лояльность к организации и многие труды

аспекты профессиональной жизни. Суждения исследователей о понятии «мотивация»

Авторы Суждения

С. Занюк, В.И. Ковалёв Считают, что мотивация включает в себя факторы, побуждающие человека проявлять активность в процессе жизнедеятельности

Ж. Нюттен, Х. Хекхаузен Понимают по мотивацией стимул, позволяющий личности быть избирательной

В.Н. Куницына Связывают мотивацию с психической регуляцией, определяющей направленность деятельности личности и отвечающей за выделяемое количество психической энергии, необходимой для достижения цели.

З. Фрейд Соотносит мотивацию с половым инстинктом.

Э. Фромм Интерпретирует мотивацию как вариант бегства от свободы.

На сегодняшний день проблематика мотивации раскрыта достаточно широко, начиная от концепций мотивации человека в целом, мотивации профессиональной деятельности и заканчивая подробными программами мотивации персонала, распространенными на малых и крупных предприятиях всего мира. Это в свою очередь обусловило другую проблему - переизбыток информации о мотивации работника, вследствие чего неподготовленные специалисты не всегда могут осуществить оптимальный выбор мотивационных установок. Руководители различных уровней испытывают затруднения при выборе методов мотивации персонала, в конечном счете ограничиваясь всего несколькими и применяя их независимо от потребностей работника.

Между тем, успешность в профессиональной деятельности менеджера обусловлена не только необходимыми личностными и профессиональными качествами, но и яркой мотивацией, побуждающей двигаться, развиваться, что необходимо субъекту, занимающемуся управленческой деятельностью.

References

1. Adler A. Essays on individual psychology [Text] / A. Adler. - M.: Kogito-center, 2002. - 219 p.

2. Zanyuk S. S. Psychology of motivation: theory and practice of motivation. Motivac. training [Text] / S. Zanyuk. - M.: RGB, 2004 - - 351 p.

3. Kovalev V. I. Motives of behavior and activity [ Text] / V. I. Kovalev. - M.: Nauka, 2008. - 193s.

4. Kunitsyna V. N. Social competence and social intelligence: structure, functions, relationship [Text] / V. N. Kunitsyna // Theoretical and applied questions of psychology. - Issue 1. - Part 1. - St. Petersburg, 1995. -p. 48-61.

5. Nutten Zh. Motivation, action, and perspective of the future: studies. manual for university students

studying in the direction and specialties of psychology [Text] / Zh. Nyutten; ed. by D. A. Leontiev; / trans. from English by E. Yu. Patyaeva et al. - Moscow: Smysl, 2004. - 607 p.

6. Freud Z. Introduction to psychoanalysis. Lectures [Text] / Z. Freud. - Moscow: Akademiya, 2000. -220 p.

7. Fromm E. Anatomy of human destructiveness [ Text] / E. Fromm. - M.: Republic 2012 - - 245 p.

8. Heckhausen H. Motivation and activity [ Text] / H. Heckhausen. - M.: Peter, 2005 - - 512 p.

9. Shadrikov V. D. Psychology of activity and human abilities. / V. D. Shadrikov. - 2nd ed. perarab. and add. - M.: Logos, 2006. - 320 p.

10. Averchenko L. K. Psychology of management: A course of lectures [Text] / L. K. Averchenko, G. M. Zalesov, R. I. Mokshantsev, V. M. Nikolaenko.

- Novosibirsk: Publishing House of NGAEiU; Moscow: INFA-M, 1997. - 150 p.

Список литературы

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: Когито-центр, 2002.

- 219 с.

2. Занюк С.С. Психология мотивации: теория и практика мотивирования. Мотивац. тренинг [Текст] / С. Занюк. - М.: РГБ, 2004. - 351 с.

3. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалёв. - М.: Наука, 2008. -193с.

4. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение [Текст] / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып. 1. - Ч.1. - СПб., 1995. - С. 48-61.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям

психологии [Текст] / Ж. Нюттен; под ред. Д.А. Леонтьева; / пер. с англ. Е.Ю. Патяевой и др. - М.: Смысл, 2004. - 607 с.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / З. Фрейд. - М.: Академия, 2000. - 220 с.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности [Текст] / Э. Фромм. - М.: Республика 2012. - 245 с.

8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - М.: Питер, 2005. - 512 с.

9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. / В.Д. Шадриков. - 2-е изд. перараб. и доп. - М.: Логос, 2006. - 320 с.

10. Аверченко Л.К. Психология управления: Курс лекций [Текст] / Л.К. Аверченко, Г.М. Зале-сов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФА-М, 1997. - 150 с.

IMPACT OF ANXIETY ON ACADEMIC PERFORMANCE IN FOREIGN LANGUAGE

ACQUISITION

Melikyan L.G.

PhD student at Urartu University, Yerevan, RA Currently working at A UM (American University of the Middle East)-Egaila 250st.;

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Меликян Л.Г.

Аспирант Университета Урарту, Ереван, В настоящее время работает в A UM (Американский университет Ближнего Востока)

Abstract

The article discusses the destructive impact of anxiety on academic achievements in SLA, resulting in poor performance of students in various academic tasks. The article introduces some research results carried out in Arab segregated groups (aged 17-20) of the American University of the Middle East of Kuwait and Armenian students of the Yerevan University of Practical Psychology and Sociology "Urartu". The survey results testify to the fact that the academic anxiety levels among both Armenian and Kuwaiti students are considerably high in SLA-related academic tasks and that academic dependency often results in poor performance. The article suggests using anxiety-measuring tests for teachers to realize which teaching method they can apply to reduce language anxiety and provide students with effective learning environment.

Аннотация

В статье обсуждается разрушительное влияние тревоги на академических достижений студентов в процессе изучения иностранного языка, что и приводит к низкой производительности студентов в различных академических задачах. В статье представлены результаты исследований, проведенных в арабских изолированных группах (17-20 лет) Американского университета Кувейта на Ближнем Востоке и армянских студентов Ереванского университета практической психологии и социологии 'Урарту'. Результаты опроса свидетельствуют о том, что уровень академических тревог среди армянских и кувейтских студентов значительно выше в академических задачах, связанных с процессом изучения иностранного языка, и что академическая зависимость приводит к значительно низкой производительности. В статье учителям предлагается использовать разные тесты для измерения уровней тревоги, которые они могут применять с целью уменьшения языковой тревоги, следовательно и предоставить учащимся эффективную среду обучения. Стоит отметить, что для того, чтобы быстрее и на уровне овладеть иностранным языком, нужно уделять больше внимание на компоненты языковой мотивации, атитюда и тревоги в процессе изучения языка, чем когнитивным, метакогнитивным или демографическим факторам.

В статье разработано тест под названием AMT (Anxiety Measurement Test-Тест на измерение тревоги) для измерения уровней тревоги армянских и кувейтских студентов, результаты которых приведены выше.

Keywords - Language anxiety, subconscious fears, effective learning, restrained culture, anxiety measuring tests, values.

Ключевые слова - тревожность, подсознательные страхи, эффективное обучение, сдержанная культура, ценности, тесты на тревожность.

Nowadays, contemporary psychologists attach a world of importance to a range of socio-psychological factors in SLA, however they often overlook another, no less important factor-language anxiety, which hinders language performance efficiency and

productivity, having a negative impact specifically on communicative, verbal assignments and oral exams. Psychological literature should have an urge to reflect not only on motivational and attitudinal components being compulsory for a foreign language efficient

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.