Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА'

МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
творчество / воображение / пластический язык / пространственное мышление / пластические приёмы / методы / мотивация / creativity / imagination / plastic language / spatial thinking / plastic techniques / methods / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова И.А., Храмова М.В.

Изобразительная деятельность составляет основу архитектурного творчества. Рисунок, живопись, скульптура и другие прикладные искусства органически входят в архитектуру, находя в ней творческое преломление. Как и в других искусствах, в архитектуре, нахождение идеи и образа будущего здания или сооружения это самая ответственная часть творческого процесса. Высшая школа преподавания архитектуры и дизайна, постоянно ищет новые интересные пластические приёмы в освоении изобразительной деятельности, которые бы решали задачу развития способности у студентов генерировать новые идеи и воплощать их в реальности. Педагоги высшей школы создают новые методики, технологии и приёмы, позволяющие «погружать», «воодушевлять» и «вдохновлять», «заражать», «просвещать», «строить», «развивать» и всячески превращать студентов со стереотипами обыденного сознания в людей, владеющих творческим мышлением, воображением и профессиональными навыками. У многих поступающих в университет пространственное воображение и мышление находятся в состоянии «покоя», не активизированы, они не готовы к созданию каких-либо творческих идей. Поэтому одна из важных задач преподавателя мотивировать творческую активность студентов, зажечь в них интерес к архитектуре, создать атмосферу соперничества, в хорошем смысле слова. Мотивация творческой жизни студентов это необходимое условие в системе обучения данной профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF CREATIVE ACTIVITY OF THE ARCHITECT

Visual activity is the basis of architectural creativity. Drawing, painting, sculpture and other applied arts are organically included in architecture, finding creative refraction in it. As in other arts, in architecture, finding the idea and image of a future building or structure is the most important part of the creative process. The higher school of architecture and design teaching is constantly looking for new interesting plastic techniques in the development of visual activities that would solve the problem of developing students ‘ ability to generate new ideas and implement them in reality. Higher school teachers create new methods, technologies and techniques that allow them to “immerse”, “inspire” and “inspire”, “infect”, “enlighten”, “build”, “develop” and in every possible way turn students with stereotypes of everyday consciousness into people who possess creative thinking, imagination and professional skills. Many students entering the University have their spatial imagination and thinking in a state of “rest”, not activated, they are not ready to create any creative ideas. Therefore, one of the important tasks of a teacher is to motivate students ‘ creative activity, spark their interest in architecture, and create an atmosphere of competition, in a good sense of the word. Motivation of students ‘ creative life is a necessary condition in the training system of this profession.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10959 ЛЕОНОВА И.А., ХРАМОВА М.В.,

Астраханский государственный университет

(г. Астрахань, Россия) e-mail: mail@law-books.ru

МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА

Аннотация. Изобразительная деятельность составляет основу архитектурного творчества. Рисунок, живопись, скульптура и другие прикладные искусства органически входят в архитектуру, находя в ней творческое преломление. Как и в других искусствах, в архитектуре, нахождение идеи и образа будущего здания или сооружения - это самая ответственная часть творческого процесса. Высшая школа преподавания архитектуры и дизайна, постоянно ищет новые интересные пластические приёмы в освоении изобразительной деятельности, которые бы решали задачу развития способности у студентов генерировать новые идеи и воплощать их в реальности. Педагоги высшей школы создают новые методики, технологии и приёмы, позволяющие «погружать», «воодушевлять» и «вдохновлять», «заражать», «просвещать», «строить», «развивать» и всячески превращать студентов со стереотипами обыденного сознания в людей, владеющих творческим мышлением, воображением и профессиональными навыками. У многих поступающих в университет пространственное воображение и мышление находятся в состоянии «покоя», не активизированы, они не готовы к созданию каких-либо творческих идей. Поэтому одна из важных задач преподавателя - мотивировать творческую активность студентов, зажечь в них интерес к архитектуре, создать атмосферу соперничества, в хорошем смысле слова. Мотивация творческой жизни студентов - это необходимое условие в системе обучения данной профессии.

Ключевые слова: творчество, воображение, пластический язык, пространственное мышление, пластические приёмы, методы, мотивация.

LEONOVA I.A., KHRAMOVA M.V.,

Astrakhan State University (Astrakhan, Russia)

MOTIVATION OF CREATIVE ACTIVITY OF THE ARCHITECT

Annotation. Visual activity is the basis of architectural creativity. Drawing, painting, sculpture and other applied arts are organically included in architecture, finding creative refraction in it. As in other arts, in architecture, finding the idea and image of a future building or structure is the most important part of the creative process. The higher school of architecture and design teaching is constantly looking for new interesting plastic techniques in the development of visual activities that would solve the problem of developing students ' ability to generate new ideas and implement them in reality. Higher school teachers create new methods, technologies and techniques that allow them to "immerse", "inspire" and "inspire", "infect", "enlighten", "build", "develop" and in every possible way turn students with stereotypes of everyday consciousness into people who possess creative thinking, imagination and professional skills. Many students entering the University have their spatial imagination and thinking in a state of "rest", not activated, they are not ready to create any creative ideas. Therefore, one of the important tasks of a teacher is to motivate students ' creative activity, spark their interest in architecture, and create an atmosphere of competition, in a good sense of the word. Motivation of students ' creative life is a necessary condition in the training system of this profession.

Key words: creativity, imagination, plastic language, spatial thinking, plastic techniques, methods, motivation.

Изобразительная деятельность явля- Уровень выполнения этой деятельности опреде-ется неотъемлемой частью професси- ляет качество и профессионализм принятого ональной деятельности архитектора. архитектурно-проектного решения, его уникаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ность и оригинальность. Практически все выдающиеся архитекторы неоднократно обращали внимание на огромную роль рисунка в формировании профессионализма и творческого кредо архитектора [1, 26]. Французский философ Д. Дидро утверждал, что архитектору, не умеющему рисовать, доверять нельзя [2].

Для разработки любого проекта архитектору помимо знаний архитектурных конструкций, начертательной геометрии и других базовых профессиональных дисциплин необходимо понимание графического искусства. Это необходимо для создания большей наглядности и художественной выразительности проектируемого объекта. Стоит отметить, что в творчестве старых мастеров архитектуры всегда присутствовали все виды рисунка - карандашный набросок, тушь, отмывка, выполненная с помощью акварельных красок. Козаков М.Ф., Воронихин А.Н., Щусев А.В., Жолтовский И.В. и другие известные архитекторы оставили после себя большое наследие в виде огромного количества рисунков и набросков, что является замечательным примером постоянного изобразительного поиска при создании очередного архитектурного шедевра.

Архитектор, отталкиваясь в художественной практике от реального мира, пристально изучая архитектурную форму, развивает, тем самым, своё профессиональное мастерство. В этом ему способствуют, приобретенные в процессе профессионального формирования, навыки свободного владения техникой рисунка, позволяющие наиболее точно воплощать творческий замысел и, как следствие, создавать образы будущих архитектурных зданий и сооружений. По утверждению Пономарева Я.А.: «Архитектуру любого города можно понять, почувствовать, оценить, только пройдя его пешком с карандашом в руке» [3, 102]. Поэтому, изобразительную деятельность и, особенно, рисунок, необходимо рассматривать как постоянную потребность, как проявление творческого озарения, как самый важный инструмент профессиональной эволюции архитектора.

Специфика любой профессиональной деятельности заключается в том, что она всегда целенаправленна. На взаимосвязь целей и мотивов любой деятельности указывает С.Л. Рубинштейн. По его мнению, это обстоятельство «определяет сознательную психическую жизнь индивида, проводит через нее хотя и изменяющуюся применительно к обстоятельствам, но все же единую жизненную линию» [4].

Мотивация - это процесс побуждения к активной деятельности человека для удовлетворения его индивидуальных или коллективных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

потребностей [5, 851]. Мотивы поступков и деятельного творчества бывают внутренние и внешние. Человек действует под влиянием и тех, и других, но соотношение между ними всегда персонально. Кроме того, рассматриваются, как правило, две теории мотивации - теории толчка и теории тяги. В первой теории центральным является понятие «потребности» или «интереса», что предполагает непременное наличие внутренних мотивов поведения личности. Во второй - главное значение придаётся внешним стимулам (давление обстоятельств, возникновение проблемных ситуаций, конкуренция, эмоциональная поддержка и т.д.) [6].

Особенность мотивационной деятельности в том, что ее внешние мотивы могут при необходимости трансформироваться во внутренние [7]. Например, выпускница вуза поступает в аспирантуру просто потому, что неплохо училась, а подходящей работы сразу не подвернулось. Но, предложенная девушке научная задача увлекает её, и теперь ее диссертационным исследованием руководит внутренняя мотивация. Кроме удовлетворения от поощрения в виде учёной степени девушка испытывает еще и удовольствие от самой научно-исследовательской деятельности.

Начало почти любого обучения предполагает то или иное поощрение. Но если внешнее поощрение будет продолжаться постоянно, внутренние мотивы (любознательность, поисковая активность и т.п.) вряд ли возникнут. Психологам и педагогам хорошо известна низкая эффективность занятий, например, музыкой, если родители платят ребёнку за каждый час, проведённый за инструментом. Поэтому для решения творческих задач должна быть, как утверждают ученые и психологи, «умеренная» мотивация [8]. Слишком слабая мотивация не позволит найти приемлемое решение, а слишком сильная может подавить креативность при выработке решений. Это ограничит их многообразие и конечную эффективность.

На постановку мотивационной цели существенное влияние оказывает её достижимость. Но, даже, одинаково оценив реальность достижения той или иной цели, действия разных людей отличаются друг от друга. Так, ориентированные на достижение успеха, студенты - будущие архитекторы будут избегать лёгких задач. Те же, для кого отсутствие неудач более важно, чем успех, станут избегать трудных задач и ориентироваться на очень заниженные или заведомо недостижимые требования.

Творческая изобразительная деятельность часто связана с таким понятием, как «цель жизни».

Биографии многих известных людей - это истории мучительных поисков достойной цели. Выбор цели должен концентрировать в себе мощную энергию таланта и колоссального труда. Достижение высокой цели может открыть путь к признанию.

Творческая изобразительная деятельность даёт возможность пережить такие чувства и эмоции, которые невозможно испытать иным путем. Французский скульптор О. Роден писал: «Искусство — это... работа мысли, ищущей понимания мира и делающей этот мир понятным... это — отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается» [9].

Творческий человек воспринимает свою жизнь более осмысленной, разнообразной и уникальной. Немецкий философ Иммануил Кант в «Анторпологии» обращал внимание на парадокс: человек, изнывающий от скуки значительную часть жизни, в конце её начинает осознавать необъяснимую краткость жизни в целом. Философ дал замечательный рецепт удовлетворённости жизнью: «Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают представление о том, будто он (человек) прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель, - это единственное верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем даёт чувствовать себя полноценным человеком» [10].

При исследовании мотивации творческой деятельности студентов - будущих архитекторов, было отмечено, что не все студенты, обучающиеся на профессию «архитектор», имеют способность к творчеству. У некоторых из них такие личные качества, как индивидуальность, творчество, самобытность блокированы или даже, подавлены. Так происходит, если окружающая среда, в частности, семья или друзья, воспринимают молодого человека с недопониманием, с недоверием в его силы. В результате, молодому человеку, выбирающему творческую профессию, приходится справляться со страхами, тревогами и другими эмоционально-личностными проблемами на пути своего профессионального становления. Задача преподавателя - помочь студентам - будущим зодчим «найти себя» во взрослой жизни, преодолеть все трудности на этом пути. Этой задачи соответствует ряд мероприятий, проводимых в процессе образования, которые способствуют расширению кругозора обучающихся. К этим мероприятиям можно отнести регулярные посещения выставоч-

ных залов и творческих мастерских действующих архитекторов и дизайнеров, проведение творческих бесед о современном искусстве. Основу для методических инноваций в составлении заданий пластического цикла должны составлять: графика, живопись, скульптура, - искусства, опирающиеся на пластические открытия XX века, в которых изучается работа творцов с различными художественными материалами.

Высшее архитектурное образование всегда должно отвечать требованиям современного общества. Его отличают наличие новых педагогических технологий и методов, направленных на индивидуальное творческое развитие личности. Формирование мировоззрения студента должно выстраиваться через систему « открытий», инструментом которых является пластический язык. Уровень подготовки студента творческой профессии в современном образовательном процессе должен стать универсальным инструментом в использовании пластического языка, развиваемого графическим рисунком, живописью, скульптурой, инсталляцией и др. Использование мотивированных технологий в изобразительной деятельности будущих архитекторов раскрывает замысел и способствует творческой деятельности студента от момента возникновения идеи до ее воплощения в архитектурном рисунке. По словам Ле Корбюзье: «Рисовать - это значит наблюдать, открывать изобретать, создавать новое. Рисование - есть процесс мышления.» [11] Для творческого человека мотивацией его деятельности может стать любая интересная идея или концепция. Объектами для идеи являются любые предметы обихода, природные материалы и даже части среды обитания человека. Средства передачи - также различны, но процесс разработки - всегда универсален и представляет собой совокупность трех простых видов деятельности: думать, смотреть и делать.

Творческий аспект в искусстве часто подчёркивается распространённой фразой: «В искусстве нет правил». И это - абсолютная правда. При визуальном решении задач не существует списка абсолютных истин «так может быть» и «так не должно быть», которым необходимо следовать. В различные мировые эпохи перед визуальным искусством стояли различные задачи и потому совершенно абсурдно будет говорить о точных законах. Конечно, в данном контексте не имеется в виду академическая школа, академический рисунок с их неоспоримыми законами и правилами. Речь идет о творческом процессе при решении архитектурно-дизайнерских задач. Решения этих задач обязаны своим успехом хорошим идеям.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Для того, чтобы мотивировать обучающихся к генерированию идей, необходимо вводить в учебный процесс творческие задания экспериментального формата, в которых рисунок будет играть роль экспериментальной лаборатории. Необходимо подчеркнуть, что академические знания рисунка должны оставаться основополагающими в системе обучения изобразительному искусству. Каждое задание должно выполняться теми графическими материалами, которые сделали бы работу максимально выразительной и информативной. При этом использовать самые разнообразные материалы - цветную бумагу, кальку, текстурный картон, тушь любого цвета, мягкие материалы (уголь, сепия, соус и т.д.). Рисунки могут выполняться в технике станковой графики. Наряду с акварелью, коллажем, может быть использована сложная, но по своим качествам, изысканная техника совмещения рисунка пером (линером, рапитографом) в сочетании с пастельными карандашами. Возможно великое множество вариантных сочетаний фактур и материалов: мыслимых и немыслимых. Задания экспериментального формата должны представлять собой симбиоз архитектурной идеи и виртуозной графики. Общей негласной методической установкой можно считать сочетание в этих заданиях опыта искусств и культуры с освоением творческих правил и методов. Кроме того, в экспериментальных заданиях должны присутствовать элементы синтеза повторения, изучения и развития, которые присутствуют во многих обычных заданиях.

Итак, анализ мотивационного аспекта в учебном процессе будущих архитекторов показал, что современная единая система комплексного художественного развития студентов в сочетании с целенаправленной мотивацией их творческой деятельности способствует формированию грамотных и профессиональных специалистов, обладающих творческой активностью и самостоятельностью. Как подчеркивал Н.Г. Чернышевский «Искусство, производится не отвлеченным стремлением к прекрасному (идеей прекрасного), а совокупным действием сил и способностей живого человека. Данная область деятельности захватывает не только воображение и чувство, но мысль, волю» [12]. И роль преподавателя в процессе формирования будущих профессионалов должна заключаться в следующем: в раскрытии потенциала их творческих способностей, в обеспечении мотивационной платформы для настоящей и будущей изобразительной деятельности молодых творцов, т.е. он должен стать для них наставником и воспитателем.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Список литературы:

[1] Ушаков Д.В. Психология одаренности: От теории к практике / [А.А. Адаскина и др.]; Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2000. -96 с.

[2] Кравченко М.И. Значение рисунка в проектной деятельности архитектора / М.И. Кравченко //Молодой ученый. - 2017. - №42 (176). -С.16-18 - URL: https://moluch.ru/archive/176/46093/ (дата обращения: 01.12.2020).

[3] Пономарёв Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / [Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.]; Отв. ред. Я. А. Пономарев; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1990. - 222 с.

[4] Буркецова А.Н. Мотивация труда персонала // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1147-1150. — URL https://moluch.ru/ archive/116/31257/ (дата обращения: 29.05.2019).

[5] Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4 изд. - М.: Сов.энцикло-педия,1989. - 1632 с.

[6] Зимняя И.А. Педагогическая психология - Ростов-на- Дону: Феникс, 1997. - 480 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-197.shtml

[7] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин: учебник для высшей школы - СПб : Питер, 2011. - 508 с.

[8] Занюк С.С. Психология мотивации / С.С. Занюк. - Киев: Эльга - Н; Ника-Центр, 2002. - 351 с.

[9] Роден О. Сборник статей о творчестве. -М., 1960, с. 123.

[10] Ананьева Е. Энциклопедия для детей / Человек, ч. 3. Духовный мир человека. - Москва: Изд. АСТ, 2009 - 608 с.

[11] Ле Корбюзье Ш.Э. Творческий путь / Ле Корбюзье ; Предисл. Мориса Жардо ; Пер. Ж. Розенбаум ; Вступ. статья и науч. ред. О. Швидковского. - Москва: Стройиздат, 1970. -245 с.

[12] Чернышевский, Н.Г. Очерки гоголевского периода русского литературы: (Современник 1855-1856 гг.). - 2-е изд. - Санкт-Петербург: М.Н. Чернышевский, 1893. - 386 с.

Spisok literatury:

[1] Ushakov D.V. Psihologiya odarennosti: Ot teorii k praktike / [A.A. Adaskina i dr.]; Pod red. D.V. Ushakova. - M.: In-t psihologii RAN, 2000. - 96 s.

[2] Kravchenko M.I. Znachenie risunka v proek-tnoj deyatel'nosti arhitektora / M.I. Kravchenko // Molodoj uchenyj. - 2017. - №42 (176). - S.16-18 -

URL: https://moluch.ru/archive/176/46093/ (data obrashcheniya: 01.12.2020).

[3] Ponomaryov YA.A. Psihologiya tvorchestva: obshchaya, differencial'naya, prikladnaya / [Ponomarev YA.A., Semenov I.N., Stepanov S.YU. i dr.]; Otv. red. YA. A. Ponomarev; AN SSSR, In-t psi-hologii. - M.: Nauka, 1990. - 222 s.

[4] Burkecova A.N. Motivaciya truda personala // Molodoj uchenyj. — 2016. — №12. — S. 11471150. — URL https://moluch.ru/archive/116/31257/ (data obrashcheniya: 29.05.2019).

[5] Sovetskij enciklopedicheskij slovar' / Gl. red. A.M. Prohorov. - 4 izd. - M.: Sov.enciklopediya,1989.

- 1632 s.

[6] Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya - Rostov-na- Donu: Feniks, 1997. - 480 s.

- URL: http://pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-197. shtml

[7] Il'in E.P. Motivaciya i motivy [Tekst] / E. P. Il'in: uchebnik dlya vysshej shkoly - SPb : Piter, 2011.

- 508 s.

[8] Zanyuk S.S. Psihologiya motivacii / S.S. Zanyuk. - Kiev: El'ga - N; Nika-Centr, 2002. - 351 s.

[9] Roden O. Sbornik statej o tvorchestve. - M., 1960, s. 123.

[10] Anan'eva E. Enciklopediya dlya detej / CHelovek, ch. 3. Duhovnyj mir cheloveka. - Moskva: Izd. AST, 2009 - 608 s.

[11] Le Korbyuz'e Sh.E. Tvorcheskij put' / Le Korbyuz'e ; Predisl. Morisa ZHardo ; Per. ZH. Rozen-baum ; Vstup. stat'ya i nauch. red. O. SHvidkovskogo.

- Moskva: Strojizdat, 1970. - 245 s.

[12] Chernyshevskij, N.G. Ocherki gogo-levskogo perioda russkogo literatury: (Sovremennik 1855-1856 gg.). - 2-e izd. - Sankt-Peterburg: M.N. CHernyshevskij, 1893. - 386 s.

4

ЮРКОМ ПАНИ

www. law- books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.