Научная статья на тему 'Мотивация как фактор педагогического воздействия на процесс усвоения английского языка для специальных целей'

Мотивация как фактор педагогического воздействия на процесс усвоения английского языка для специальных целей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION / ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES / PROFESSIONALLY-ORIENTED TEXTBOOK / INTERACTIVE METHODS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смердина Евгения Юрьевна, Малахова Марина Николаевна

В статье рассматриваются способы формирования мотивации курсантов вуза МВД России к изучению английского языка для специальных целей. В качестве основополагающего фактора развития мотивации предлагается использовать педагогические технологии, среди которых авторы выделяют наличие профессионально-ориентированного учебного пособия, единство традиционных, активных и интерактивных методов обучения, личностно-ориентированный подход к процессу обучения и роль преподавателя, создающего необходимые условия для эффективного развития инициативы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смердина Евгения Юрьевна, Малахова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the means used to develop motivation to study English for special purposes among cadets of the Interior Ministry higher educational institutions. As a key factor used to develop motivation the authors suggest pedagogical technologies which include the availability of the professionally-oriented textbook, unity of traditional, active and interactive methods of learning, the person-oriented approach to learning and the teacher’s role who creates necessary environment for effective development of the learner’s initiative.

Текст научной работы на тему «Мотивация как фактор педагогического воздействия на процесс усвоения английского языка для специальных целей»

УДК 81

МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Е. Ю. Смердина, М. Н. Малахова

В статье рассматриваются способы формирования мотивации курсантов вуза МВД России к изучению английского языка для специальных целей. В качестве основополагающего фактора развития мотивации предлагается использовать педагогические технологии, среди которых авторы выделяют наличие профессионально-ориентированного учебного пособия, единство традиционных, активных и интерактивных методов обучения, личностно-ориентированный подход к процессу обучения и роль преподавателя, создающего необходимые условия для эффективного развития инициативы обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, английский язык для специальных целей, профессионально-ориентированное учебное пособие, интерактивные методы обучения.

В практике обучения иностранным языкам в образовательных организациях высшего образования отмечается многообразие методических приемов и педагогических стратегий, ориентированных на подготовку конкурентоспособного профессионала, обладающего знанием иностранного языка в рамках выбранной им специальности. Эффективность процесса обучения иностранному языку во многом зависит от наличия стимулов, мотивирующих заинтересованность в предмете изучения, побуждающих обучающегося к заинтересованному и активному участию в учебном процессе.

Создание мотивации — это сложный психофизиологический процесс, включающий многообразие факторов, управляющих поведением человека и побуждающих его к действию. Среди мотивов изучения иностранного языка следует рассматривать и факторы педагогического воздействия: методы и приемы обучения владению иностранным языком, которые стимулируют обучающегося к плодотворному усвоению изучаемого предмета и формируют иноязычную профессиональную компетенцию

При наличии широкого спектра традиционных и инновационных методов обучения иностранным языкам в образовательной организации МВД России лидирующее положение занимают методы и технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе к обучающемуся, развивающие интерес к иностранному языку для специальных целей, способствующие созданию положительной мотивации к иноязычной профессиональной коммуникации.

Личностно-ориентированный подход лежит в основе стратификации обучающихся по уровням владения иностранным языком при комплектации учебных групп, интенсификации процесса обучения на каждом из уровней и организации дифференцированного обучения иностранному языку с учетом профессионально-мотиваци-онного аспекта.

Мотивацию можно рассматривать как основную движущую силу в изучении иностранного языка и в успешном

овладении им, поэтому перед преподавателем иностранного языка для специальных целей всегда стоит проблема вызвать интерес обучающихся к предмету, определить технологии, которые следует взять на вооружение для успешного формирования положительной мотивации и развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции. Это особенно сложно сделать, принимая во внимание тот очевидный факт, что иностранный язык не всегда и не в полном объеме востребован в профессиональной карьере выпускников образовательной организации высшего образования МВД России.

Успех при изучении иностранного языка во многом зависит от того, какие внешние или внутренние мотивы выдвигают при этом на первый план обучающиеся. Из обширного списка факторов, способствующих формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка для специальных целей, специалисты выделяют:

1) общение на иностранном языке с представителями других стран, в том числе ведение переписки, путешествия;

2) престижную работу;

3) интерес к фильмам и песням на иностранном языке;

4) изучение языков компьютерных программ;

5) чтение и понимание научно-технической литературы;

6) обмен информацией;

7) включенность предмета в обязательную программу вуза;

8) обучение за границей;

9) личный интерес и др 2.

Опрос, проведенный среди курсантов первого и второго курсов (на основе представленной анкеты), выявил актуальные мотивы к изучению английского языка в образовательной организации МВД, большая часть из которых относится к сфере внешней мотивации (пункты 1, 2, 3, 6, 7) и обусловлена внешними причинами. Из приведенного списка наиболее частотными оказались такие внешние мотивы, как:

— обязательность предмета в рамках программы (97% респондентов дали положительный ответ);

— общение на иностранном языке, включая ведение переписки и путешествия (85%);

— обмен информацией (80%);

— престижная работа (75%);

— личный интерес (50%) определил внутреннюю мотивацию респондентов.

Некоторые факторы в силу ряда причин (в том числе объективных) не являются востребованными у специалистов охраны правопорядка. Например, только 35% опрошенных выделили чтение и понимание научно-технической литературы как мотив к изучению английского языка, а изучение языков компьютерных программ положительно оценили 30% опрошенных, обучение за границей — 28%.

На вопрос анкеты «Если бы английский язык в вашем вузе был предметом на выбор, то я бы его выбрал / я бы его не выбрал» 98% респондентов ответили положительно. Это вселяет оптимизм и свидетель-

ствует о возможности развития внутренней мотивации, осознанной необходимости овладения иностранным языком, нацеливает преподавателя на развитие интереса к предмету всеми средствами, доступными в процессе обучения, включая тщательный отбор методических приемов, личностно-ориентированных технологий и учебных пособий, посильных и достаточных для стимулирования обучающегося к лучшему усвоению иностранного языка.

Рассматривая методические приемы, ориентированные на подготовку будущего специалиста, владеющего профессиональной иноязычной коммуникативной компетенцией, мы делаем особый акцент на наличие профессионально-ориентированного учебного пособия и на методику работы с ним. Профессионально-ориентированное учебное пособие может стать как источником формирования внутренней мотивации к изучению английского языка для специальных целей («изучаю, потому что нравится»), так и средством получения профильных знаний по юридическим дисциплинам учебного курса с опорой на междисциплинарные связи и интегри-рованность иностранного языка в учебный процесс. Пособие может служить не только мощным фактором формирования лингвистических и страноведческих мотивов, но и побуждающим фактором, стимулирующим создание собственно профессиональной мотивации у будущих сотрудников органов внутренних дел («узнаю много нового о своей специальности»).

К компонентам учебного пособия, повышающим уровень мотивации к изучению иностранного языка следует отнести коммуникативную направленность заданий, познавательность и информативность текстов, аутентичность материалов, актуальность и временную соотнесенность информации, доступность и последовательность изложения, лаконичность и точность представления грамматических и лексико-синтаксических конструкций, наглядность, иллюстративность, наличие комплекса творческих заданий к каждой учебной теме, целенаправленное аудио- и видеосопровождение, использование компьютерных информационных технологий.

Комплексное учебное пособие «Право. Полиция. Общество» (чч. II и III) 3, созданное коллективом авторов кафедры иностранных языков с учетом указанных мотивационных стимулов, является базовым курсом английского языка для специалистов охраны правопорядка в Омской академии МВД России. Профилизация учебного пособия «Право. Полиция. Общество» обеспечивает выделение профессионального подъязыка и комплекса грамматических структур, которые составляют основу развития коммуникативных навыков всех видов речевой деятельности, прежде всего, навыков чтения, реферирования, аннотирования, диалогической речи и тематического монологического высказывания.

Стремление обучающегося к развитию навыков профессиональной коммуникации на английском языке средствами профессионально-ориентированного учебного пособия значительно повышает внутреннюю мотивацию и определяет мотивационную роль учебного пособия. В процессе обучения оба действующих лица —

преподаватель и обучающийся — должны стремиться к сотрудничеству, которое может выступать в двух формах: преподаватель — обучающийся (двусторонняя модель) и преподаватель — обучающийся — обучающиеся (многосторонняя модель). Эффективность этих форм сотрудничества в методическом плане обеспечивается сочетанием традиционных, активных и интерактивных методов обучения.

Обучение иностранному языку для специальных целей ориентировано на формирование знаний, развитие навыков и на совершенствование умений традиционных видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма. Для этого используются методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной деятельности и практической самостоятельности в процессе овладения материалом. Они активизируют их учебно-познавательную деятельность, создают условия, когда активен не только преподаватель, роль которого — управлять процессом обучения и контролировать степень усвоения учебного материала, но и все присутствующие на занятии курсанты (как подготовленные, так и менее подготовленные к этому процессу).

Интерактивные методы обучения представляют собой систему правил организации продуктивного взаимодействия (interaction) обучающихся между собой и с преподавателем. Интерактивные методы обучения более всего соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем обучающийся и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще выступает лишь в роли организатора и координатора процесса обучения 4.

Задача преподавателя — создание на занятиях по иностранному языку такой рабочей атмосферы, в которой постоянно поддерживается интерес к познанию культурологических особенностей страны изучаемого языка, познаются концепты подъязыка юриспруденции, проводится анализ и сравнение фоновых знаний о деятельности полиции стран изучаемого языка со сферой функциональных обязанностей российских полицейских. Преподавателю следует спланировать и построить обучение таким образом, чтобы все обучающиеся могли принимать посильное участие в языковой практике на занятии и в образовательном процессе в целом.

Интерактивное обучение проводится в форме творческих заданий, ролевых игр, обсуждений (круглый стол), групповых дискуссий, создания учебных проектов, визуальных экскурсий, кейс-технологий, лекций-диалогов со специалистами, использующими иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации, и др. Все формы интерактивного обучения нацелены на освоение нового опыта, получение новых знаний, повышение познавательного интереса и мотивации к изучению иностранного языка. Они развивают творческие способности, стимулируют работу в команде, устанавливают межличностную коммуникацию, способствуют достижению оптимальной интенсификации учебной деятельности.

В какой степени преподаватель внедряет перечисленные активные и интерактивные технологии на практических занятиях с курсантами в рамках курса учебной дисциплины «Иностранный язык», разработанного на основе профессионально-ориентированного учебного пособия «Право. Полиция. Общество»? Опыт показывает, что наиболее востребованными в процессе обучения английскому языку для специальных целей являются следующие методы: групповая дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод (case study), ролевая игра, метод проектов, работа в малых группах, визуальная экскурсия.

Практически каждая новая учебная тема начинается с этапа мозгового штурма (brain storm — мозговая атака), т. е. краткого обсуждения в группе основополагающих понятий заданного тематического раздела. Преподаватель пишет на доске, выводит на экран или указывает в учебном пособии вопросы (проблемы), на решение которых нацеливает обучающихся. Например, при изучении учебной темы «Интерпол» курсантам предлагается в малых группах выбрать и обсудить следующие темы:

1. What priorities does Interpol use to make the world a safer place?

2. Is INTERPOL actually making the world a safer place? If 'Yes", prove it.

3. What bodies of the Interpol structure are crucial in Interpol activities?

4. INTERPOL is a global law enforcement organization because ...

Для получения полной информации обучающиеся должны совершить визуальную экскурсию на сайт Интерпола, посмотреть трехминутный видеофильм «INTERPOL Connecting Police for a Safer World», обсудить полученную информацию и аргументированно (с опорой на полученные данные) высказать свое мнение по проблеме. Эта форма дискуссии предполагает быстрое включение всех членов группы в работу, стимулирует свободное выражение своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

Кейс-метод (case study) сводится к воссозданию на практическом занятии возможной реальной ситуации, анализу проблемы и представлению путей ее решения. Кейс-метод занимает часть или целое аудиторное занятие, на котором курсанты, предварительно изучив информационный пакет, используя полученные данные, коллективно пытаются найти решение проблемы в конкретной ситуации, используя при этом свой опыт, творческий подход и полученные знания. Творческие задания кейс-метода развивают креативное и ассоциативное мышление, закрепляют в памяти слова и выражения, убирают языковой барьер, учат с уважением относиться к мнению других участников обсуждения. Практически это может выглядеть так. Перед курсантом ставится задача: представить себя сотрудником отделения национального центрального бюро Интерпола, написать запрос об установлении местонахождения человека, выехавшего за пределы РФ и пропавшего без вести.

Для выполнения задания обучающимся рекомендуется зайти по ссылке на сайт Интерпола, ознакомиться со структурой представления информации о пропавших без вести людях, проанализировать возможный образец запроса НЦБ Интерпола, представленный в учебном пособии, обратить внимание на цель запроса, стиль изложения, лексико-грамматические характеристики. Следует прочитать в учебном пособии и проанализировать информацию о предполагаемом пропавшем без вести человеке, написать проект запроса об установлении его местонахождения по данным учебного пособия или на основе информации сайта Интерпола о пропавших лицах. Задача преподавателя — помочь найти и принять эффективное решение, исходя из сложности анализируемой ситуации и имеющегося времени для ее разрешения.

Следующий этап практического занятия — ролевая игра, которая является эффективным методом апробации моделей поведения в специально организованной гипотетической профессиональной ситуации. Примером ролевой игры может послужить ситуативная коммуникация по теме «Интерпол», в которой (согласно сценарию) среди участников игры выбирается курсант, исполняющий роль сотрудника отдела НЦБ Интерпола. Он располагает всеми необходимыми сведениями о деятельности Интерпола и проводит собеседование с претендентами на вакантные должности. Курсанты могут задать любые интересующие их вопросы, в том числе о целях, направлениях деятельности, функциональных обязанностях и профессиональных требованиях к сотруднику отдела Интерпола. Игра проводится в малых группах, может сопровождаться презентацией. В качестве альтернативы можно пригласить на занятие реальное лицо, действующего сотрудника отделения НЦБ Интерпола.

Метод проектов — личностно ориентированная развивающая технология, используя которую обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения практических заданий. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Примером проектной методики может оказаться разработка презентаций по видам профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. По теме «Осмотр места происшествия» курсантами была собрана информация о структуре, этапах работы и функциональных обязанностях следственно-оперативной группы во время осмотра места происшествия, даны рекомендации о методике проведения осмотра.

Одним из важных аспектов, способствующих повышению мотивации к изучению иностранных языков, является непосредственное общение обучающихся с профессионалами правоохранительной сферы, для которых иноязычная коммуникативная компетенция — ежедневная необходимость. Общение осуществляется в виде лекции-диалога, обсуждения или дискуссии.

Дискуссия — это публичное обсуждение или вербальный обмен знаниями, идеями или мнениями по поводу спорного вопроса или проблемы, вызывающих особый интерес. На кафедре иностранных языков Омской академии МВД России практикуется приглашение на занятия сотрудников отдела Национального центрального бюро Интерпола УМВД России по Омской области, беседа с которыми неизменно вызывает большой интерес курсантов.

К проведению занятий также привлекаются участники миротворческих операций ООН. Обучающиеся внимательно слушают выпускников академии-миротворцев, свободно говорящих по-английски, интересуются критериями отбора в миссии Организации Объединенных Наций, спецификой службы, особенностями климата в других регионах и иными аспектами. Подобные занятия производят на курсантов сильное впечатление и вызывают желание усовершенствовать знание английского языка.

На практических занятиях большая часть заданий выполняется в малых группах. Работа в малых группах — наиболее популярная стратегия, так как дает возможность всем обучающимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества и межличностного общения.

Еще один мотивирующий стимул и эффективный презентационный инструмент — визуальные экскурсии, с помощью которых возможна наглядная и увлекательная демонстрация любой реалии. Действенными факторами, способными повысить уровень мотивации к изучению английского языка, являются профильные видеокурсы. Использование видеосопровождения на каждом практическом занятии позволяет проиллюстрировать практическую значимость изучаемого языка в сфере профессиональной коммуникации. Компьютерные технологии значительно повышают мотивационный фон, стимулируя обучающихся выражать свою точку зрения в виде красочных и информативных презентаций, получать информацию от первоисточника относительно спорных вопросов, используя интернет-сайты и компьютерные программы.

Для формирования мотивации к успешному усвоению английского языка для специальных целей очень важна роль преподавателя, в том числе его умение эффективно планировать занятие, использовать потенциал группы, степень владения методикой работы с учебным пособием, навыки работы с компьютерными технологиями и личная заинтересованность. Преподаватель создает условия, отвечающие за поддержание интереса к предмету, ему необходимо построить свою деятельность так, чтобы обучающиеся видели речевую перспективу применения языкового материала и в дальнейшем стремились добиться языковой компетенции.

Мотивация как фактор педагогического воздействия на процесс усвоения английского языка для специальных целей включает такие составляющие, как наличие профессионально-ориентированного учебного пособия, единство традиционных, активных и интерактивных методов обучения, заинтересованное участие в процессе обучения преподавателя, создающего необходимые условия для эффективного развития инициативы обучающихся.

1 Полякова Ю. В. Мотивация студентов Института международного образования к изучению русского и английского языков как иностранного. URL: http://dspace.susu.ru/xmlui/ bitstream/handle/0001.74/3914/13.pdf?sequence=1 (дата обращения: 09.04.2016).

2 Фуфурина Т. А. Пути повышения мотивации при изучении английского языка у студентов Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. URL: http://hmbul.ru/articles/156/156 (дата обращения: 15.04.2016).

3 Малахова М. Н., Смердина Е. Ю., Алферова Ю. И. Law. Police. Society (Право. Полиция. Общество) : учеб. пособие по английскому языку. Часть II. Омск, 2014. 267 с. ; Малахова М. Н., Смердина Е. Ю., Алферова Ю. И. Law. Police. Society (Право. Полиция. Общество): учеб. пособие по английскому языку. Часть III. Омск, 2015. 87 c.

4 Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20 expertov/2012n2a1.pdf (дата обращения: 11.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.