Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ, КАК ФАКТОР, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ, КАК ФАКТОР, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНЫЕ ГИМНАСТЫ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ / ДИФФУЗНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эштаев C.А.

Мақолада гимнастика билан шуғулланувчи мактабгача ёшдаги болаларда спорт мотивациясининг ривожланиши, юқори спорт натижаларига эришишнинг етакчи омили сифатида очиб берилган.В статье предпринята попытка раскрыть вопросы развития спортивной мотивации у детей дошкольного возраста занимающихся спортивной гимнастикой, как ведущего фактора достижения высоких спортивных результатов.The article attempts to reveal the development of sports motivation in preschool children engaged in gymnastics, as a leading factor in achieving high sports results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эштаев C.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ, КАК ФАКТОР, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Детско-юношеский спорт

УУД (УДК, UDC): 796.071.424.4

Доктор философии по педагогическим наукам (PhD), доцент

С.А. ЭШТАЕВ1,

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

eshtaev84@mail.ru

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ, КАК ФАКТОР, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Annotation

В статье предпринята попытка раскрыть вопросы развития спортивной мотивации у детей дошкольного возраста занимающихся спортивной гимнастикой, как ведущего фактора достижения высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: спортивная мотивация, дошкольный возраст, юные гимнасты, спортивная гимнастика, методы повышения мотивации, диффузность интересов.

Маколада гимнастика билан шугулланувчи мактабгача ёшдаги болаларда спорт мо-тивациясининг ривожланиши, юкори спорт натижаларига эришишнинг етакчи омили сифатида очиб берилган.

Калит сузлар: спорт мотивацияси, мактабгача ёш, ёш гимнастикачилар, спорт гимна-стикаси, мотивацияни ошириш усуллари, цизицишларнинг диффузияси.

The article attempts to reveal the development of sports motivation in preschool children engaged in gymnastics, as a leading factor in achieving high sports results.

Key words: sports motivation, preschool age, young gymnasts, sports gymnastics, methods of increasing motivation, diffuse interests.

Спортивная мотивация возникает, как правило, в результате воздействия на спортсменов окружающей среды и физических упражнений. Эти факторы, вызывают положительные эмоции, интерес к гимнастике, возникновение мотивов, обосновывающих этот выбор и побуждающих продолжать выбранную ими деятельность [1,4,5,7,10]. Обычно побеждают мотивы, отражающие доступность для человека определенного вида деятельности и его представления о собственных способностях к ней. Так как спортивная мотивация формируется в результате регулярных занятий гимнастикой, важным представляется изучение вопроса поиска новых форм организации занятий, средств, методических приемов и методов проведения тренировок с юными спортсменами, направленными на формирование мотивации к занятиям спортивной гимнастикой на перспективу многолетней подготовки. Анализ мнения опытных, высококвалифицированных тренеров по спортивной гимнастике (30 респондентов), имеющих возможность обмениваться опытом профессиональной деятельности и четко представляющих себе требования большого спорта, позволил выявить пути повышения мотивации юношей 4-7 лет к занятиям спортивной гимнастикой.Опрос респондентов показал, что большинство тренеров по спортивной гимнастике (89%) отмечает проблему нежелания детей тренироваться, как правило, уже на 2-ом году начального этапа обучения, что соответствует 6-7 годам гимнастов. Это еще раз подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования процесса подготовки детей дошкольного возраста. Анализируя причины низкой мотивации, тренеры отмечают, что в 60 % случаев основной из них является отсутствие у спортсменов как двигательных способностей, так и соответству-

ющих психических способностей. На втором месте несовпадение желаемого с реальным: гимнаст и его родители, познав первые неудачи на соревнованиях (41%), теряют интерес к занятиям. Однако изначально первопричиной данного процесса, по мнению большинства опрошенных (74%), являются различия в мотивационной сфере ребенка и родителей.

Сравнительный анализ мотивационной сферы родителей и их детей показал (рисунок 1), что многие родители считают спортивную гимнастику наиболее подходящим видом спорта для развития детей (65%).

Мотивация

60 40 20 0

3 4 —Родители

5 6 7 —•—Гимнасты

8 9

1 - менее травмоопасный вид спорта; 2 - этот вид спорта больше всего подходит детям и в перспективе возможно достижение высоких спортивных результатов; 3 - с целью поддержания хорошей физической формы своего ребенка; 4 - средство оздоровления и профилактики плоскостопия, искривления позвоночника; 5 - для социальной адаптации; 6 - возможность выплеска энергии и эмоций; 7 - желание общения с другими ребятами; 8 - желание заниматься на гимнастических снаряда«; 9 - нравится

телосложение гимнастов; желание иметь такое же. Рисунок 1. Компоненты отражающие уровень проявления мотивации к занятиям гимнастикой у родителей и их детей (по данным опроса, п=30)

На втором месте мнение респондентов, о том, что средствами спортивной гимнастики можно на хорошем уровне поддерживать физическую форму (17%). На третьем - оздоровление и профилактика плоскостопия, искривления позвоночника (10,0%). Для родителей приоритетным является безопасность спортивной деятельности для их детей.

Изучая вопрос мотивации гимнастов установлено, что первоначальный интерес заниматься гимнастикой, исходит из просмотра соревнований. Вследствие

см о см

ю

го та t

0 Q. W

1

с го

80

2

чего детей интересуют красивые элементы (24%), снаряды (34%) зрелищные трюки. Дети хотят быть похожими на известных гимнастов. Однако в этом возрасте на тренировках им хочется играть с другими детьми (27%).

В процессе занятий гимнастикой и взросления детей дошкольного возраста происходят значительные изменения в их мотивации. Проведенный ретроспективный анализ результатов опроса тренеров (таблице 1) показал, что интересы изменяются по мере повышения двигательного мастерства гимнастов.

Таблица-1

Мотивы к занятиям спортивной гимнастикой детей 4-7 лет (%) (п=30)

№ п/п Мотивы Возраст

4 5 6 7

1. Самовыражение 4 9 3 3

2. Желание приобрести новые двигательные навыки 4 8 9 12

3. Быть здоровым 2 3 6 6

4. Радуют достигнутые успехи на соревнованиях 5 10 11 20

5. Нравится выступать на соревнованиях 5 16 21 22

6. Радость от занятий спортом 20 20 19 10

7. Иметь красивое телосложение 2 3 7

8. Возможность одевать красивую форму и тренироваться на красивых снарядах 60 21 15 13

9. Желание получить следующий разряд 2 3 4

10. Следовать желанию родителей 10 10 10 3

Так, по мнению тренеров, если в 4 года (60%) и 5 лет (21%) ребятам на занятиях спортивной гимнастикой больше всего нравится заниматься из-за возможности тренироваться на красивых снарядах, одевать красивую экипировку, то уже в 6 лет мальчики ассоциируют себя спортсменами, им нравится уже сам процесс соревнований (21%), а гимнастов 7 лет (22%) радуют непосредственно достигнутые успехи.

Для определения мнения тренеров по проблеме применения методов и методических приемов повышающих устойчивую мотивацию к систематическим занятиям спортивной гимнастикой, был проведен анкетный опрос. В анкетном опросе приняли участие 50 тренеров по спортивной гимнастике. В опросе предлагалось расположить в порядке значимости методы и методические приемы, которые оказывают наибольший эффект при работе с гимнастами 4, 5, 6 и 7 лет (см. таблица 2).

Более всего для решения данной задачи подходит игровой метод: проведение занятий в виде игры (42%), включение в занятия эстафет, подвижных игр (36%). Наиболее действенными словесными методами повышения мотивации детей к занятиям спортив-см ной гимнастикой, по мнению тренеров, являются: с\| - убеждения (20%);

^ - поощрения (36%);

^ - поощрение и развитие у гимнастов творческих го способностей во время учебно-тренировочных занятий (10%-32%).

Выбирая метод слова, очень важным, как счита-^ ют тренеры (43%), для повышения мотивации при с неудачах в тренировочной или соревновательной £ деятельности, умение объяснить причину неуспеха

Детско-юношеский спорт

ребенка наличием временного, вполне устранимого фактора. Необходимо вместе с детьми анализировать и выявлять сильные и слабые стороны их подготовленности (36%) и в соответствии с полученными ответами вносить коррекцию в тренировочный процесс.

Таблица-2

Методы и методические приемы, повышающие мотивацию к занятиям гимнастикой у детей дошкольного возраста (по данным опроса тренеров, п=50; %)

№ п/п Методы, методические приемы Возраст (лет)

4 5 6 7

1. Метод слова при неудачах в тренировочной деятельности: изменение объяснений причин неуспеха, при котором любые внешние факторы и внутренний фактор (низкие способности) заменяются на внутренний фактор «недостаточность усилий» 17 17 23 43

2. Постановка перед гимнастом целей реально достижимых: правильно соразмерять цели с его возможностями 12 23 23 42

3. Выявление вместе с гимнастом сильных и слабых сторон; анализ успеха или неуспеха на тренировке 11 20 33 36

4. Действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы со временем добиться поставленных гимнастом перед собой целей, т.е. наметить для себя ближайшую перспективу поведения 14 22 39 25

5. Метод слова: научить понимать, действительно ли поведение приближает к цели, обладают ли их действия желаемыми последствиями 8 12 40 40

6. Проведение занятий в виде игры 42 31 20 7

7. Включение в занятия эстафет, подвижных игр 28 36 23 11

8. Просмотр видеозаписей ведущих гимнастов мира 10 20 26 44

9. Словесные методы: похвалы; убеждения; поощрения 20 15 36 29

10. Создание возможности исполнять лидерские функции тем спортсменам, которые испытывают в этом необходимость 6 12 33 49

11. Творческое проведение занятия, ставя каждый раз разные задачи, избегая стандарта и однообразия 10 26 32 32

12. Предложение спортсменам сложных и важных упражнений и заданий, требующих от них полной самоотдачи 4 20 24 52

13. Поощрение и развитие у гимнастов творческих способностей во время учебно-тренировочных занятий 14 25 26 35

В дошкольном возрасте дети с удовольствием принимают игровые формы проведения занятий, разнообразить тренировки можно подбором нестандартных упражнений, конструированием новых интересных движений (53% - 5 лет; 65% - 6 лет), которые базируются на знакомых и не трудных ранее изученных упражнений [7].

Учитывая, что конкретизация содержания занятий гимнастикой и выбор методов повышения мотивации детей дошкольного возраста, зависит, прежде всего, от компетентности тренера, на основе данных опроса был осуществлен анализ путей повышения профессиональной квалификации по данному вопросу (см. рисуно 3).

80 % 74

1 2 3 4 5 6 7 8

Рисунок 3. Предпочтения спортивных педагогов при принятии решений

Установлено, что прежде всего при принятии решения спортивные педагоги исходят из:

1. Личного опыта (74%);

2. Учитывают опыт авторитетных тренеров (60%);

3. Руководствуются учебными и методическими

30

www.fansports.uz

№5-2021

Детско-юношеский спорт

пособиями по психологии, педагогике (33%);

4. Руководствуются учебниками по теории и методике физической культуры (21%);

5. Руководствуются практическими рекомендациями, разработанными для тренеров по гимнастике (24%);

6. Применяют знания, полученные на учебно-тренировочных сборах (9%);

7. Учитывают данные мониторинга индивидуальных особенностей гимнастов (6%);

8. Обращаются за помощью родителей (4%).

Таким образом, в практике спортивно-оздоровительного этапа подготовки существует острая необходимость в конкретизации и разработке конкретных рекомендаций по проблеме повышения мотивации детей к занятиям спортивной гимнастикой.

Эффективное управление подготовленностью занимающихся возможно только при соответствующей системе контроля за уровнем их развития с учетом объективных критериев и информативных методик педагогической и психологической оценки состояния, занимающихся [2, 8,10] были конкретизированы особенности проявления мотивов детей дошкольного возраста как объект дальнейшего направленного воздействия. Было проведено психологическое тестирование по методике В.И. Тропникова «Изучение мотивов занятием спортом» 60 гимнастов в возрасте от 4-7 лет.

Анализ результатов диагностики показал различные степени выраженности мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, занимающихся гимнастикой. Оценка осуществлялась по следующим критериям:

- общение (1);

- познание (2);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- материальные блага (3);

- развитие характера и психических качеств (4);

- физическое совершенство (5);

- улучшение самочувствия и здоровья (6);

- эстетическое удовольствие и острые ощущения (7);

- приобретение полезных для жизни умений и знаний (8);

- потребность в одобрении (9);

- повышение престижа и желание славы (10);

- коллективистская направленность (11).

В результате математической обработки полученных в процессе психологического тестирования данных были определены среднестатистические показатели в каждой возрастной подгруппе.

Установлено, что у 4-х летних гимнастов, лидером среди мотивов является потребность в одобрении (3,4±0,51 балла). Из полученных данных можно сделать заключение о том, что в данной подгруппе высоко ценится похвала тренера, очень часто дети этого возраста специально зовут тренера, чтобы получить одобрение с его стороны. К 5 годам восприятие у дошкольников превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Главными линиями развития восприятия дошкольников выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру после-

довательных действии и освоение сенсорных эталонов. Логично, что именно в этом возрасте ведущим мотивом становится потребность развития характера и психических качеств (3,3±0,21 балла).

Основными мотивами занятий спортом в 6-7 летнем возрасте являются: удовольствие, получаемое от процесса занятиями спортом, стремление к здоровью и физическому развитию (3,2 ± 0,33 балла); к общению (2,5 ± 0,21 балла - гимнасты 7 лет), эстетическое удовольствие и острые ощущения (3,6 ± 0,25); стремление к самоактуализации и развитию характера (3,7 ± 0,46 балла). В этом возрастном периоде занимающиеся начинают ощущать себя спортсменами, развитие характера происходит в ходе постоянных тренировок и соревнований, вырабатывается выносливость как физическая, так и моральная. Происходит познание себя как личности.

К мотивам, проявившимся у детей на низком уровне относятся: материальные блага (в среднем по подгруппам - от 1,3 до 2,4 балла) и улучшение самочувствия и здоровья (в среднем по подгруппам - от 1,8 до 2,4 балла). Все испытуемые демонстрировали по этим компонентам низкие результаты, из чего можно сделать вывод, что в силу их возраста эти компоненты мотивации не являются значимыми.

Результаты тестирования подтвердили данные полученные [1,4,10], что на начальном этапе занятий мотивация детей характеризуется диффузностью интересов к спортивной гимнастике. Среди участвующих в диагностике детей независимо от возраста в качестве мотива прихода в спортивно-оздоровительную группу преобладает желание следовать совету родителей, родственников (от 30% до 60%). В мотивах занятий спортивной гимнастикой у детей 4-7 лет существуют различия, но, как правило, выбор за них делают родители. В связи с этим особенно важно формировать у детей устойчивую мотивацию к занятиям, основанную на интересе к характерным для данного возраста упражнениям, положительных эмоциях и ощущениях от выполнения упражнений и окружающей среды, позитивных сдвигах, происходящих в их физическом развитии и одобрении со стороны взрослых.

Литература:

1. Галдина В.В. О связях между компонентами мотивационных структур гимнасток / В.В. Галдина, В.В. Трегуб // Слобожанський науковоспортивний всник. - Харгав, 2007. - Вип. № 11. - С.83-86.

2. Галдина В.В. Формирование мотивации в спорте у юных гимнасток на этапе углублённой специализации / В.В. Галдина, В.В. Трегуб, В.А. Штых // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 1. - С. 1-6.

3. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Гани С.В. - М., 2009. - 199 с.

4. Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 17-25.

5. Ермолаева М.В. Развитие личности дошкольника // Психология развития. - М., 2000. - С. 142-148.

6. Изаак С.И. Дошкольник: рост, развитие, индивидуальность / С.И. Изаак, Е.Н. Комиссарова, Т.В. Панасюк. - СПб.: Арден, 2005. - 210 с.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

8. Калинин Е.А. Влияние мотивации и тревожности на особенности предсоревновательных состояний гимнастов // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 5. - С. 13-15.

9. Федоренко А.Б. Мотивационные факторы включения высококвалифицированных гимнасток в занятия эстетической гимнастикой: автореф. дис. ,, канд. психол. наук / Федоренко А.Б. - Краснодар, 2010. - 23 с.

10. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук / Шаболтас А.В. - Санкт Петербург, 1998. - 184 с.

СМ

о

см

ю

го та t

0 Q. W

1

с го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.