Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яшкова Аксана Николаевна, Алямкина Екатерина Ивановна

Материал статьи предлагает описание результатов изучения мотивации профессиональной деятельности современных студентов, на примере будущих психологов. Авторы дали понимание мотивации и мотивов к профессиональной деятельности, описали ведущие и приоритетные направления в развитии мотивации современных выпускников-психологов. Анализ и доказательства построены на основе констатирующего эксперимента. Ведущими методами исследования стали теоретический анализ и обобщение, эмпирические методы (опрос с помощью диагностических методик) и методы математической обработки данных (проценты, критерий Манна-Уитни). Сопоставление данных осуществлялось на двух экспериментальных группах испытуемых: неработающих и работающих студентов. По результатам констатирующего исследования отмечается, что большинство неработающих студентов обладают внешней положительной мотивацией, а работающим - характерна внешняя отрицательная мотивация. В итоге можно рекомендовать на этапе профильной подготовки усиленно создавать психолого-педагогические условия для сопровождения выпускников и формирования у них положительных мотивов на профессию и трудовую занятость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION TO PROFESSIONAL ACTIVITIES AT THE STAGE OF PROFILE TRAINING OF STUDENTS

The material of the article offers a description of the results of studying the motivation of the professional activity of modern students, using the example of future psychologists. The authors gave an understanding of the motivation and motives of professional activity, described the leading and priority areas in the development of motivation for modern graduate psychologists. The analysis and proofs are built on the basis of a stating experiment. The leading research methods were theoretical analysis and generalization, empirical methods (survey using diagnostic techniques) and methods of mathematical data processing (percentage, Mann-Whitney test). Comparison of data was carried out on two experimental groups of subjects: non-working and working students. According to the results of the ascertaining study, it is noted that the majority of non-working students have external positive motivation, and for working students, external negative motivation is typical. As a result, it can be recommended at the stage of profile training to intensively create psychological and pedagogical conditions to accompany graduates and form positive motives for their profession and employment.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Психология

УДК 159.923 (045)

кандидат психологических наук, доцент Яшкова Аксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); преподаватель Алямкина Екатерина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Материал статьи предлагает описание результатов изучения мотивации профессиональной деятельности современных студентов, на примере будущих психологов. Авторы дали понимание мотивации и мотивов к профессиональной деятельности, описали ведущие и приоритетные направления в развитии мотивации современных выпускников-психологов. Анализ и доказательства построены на основе констатирующего эксперимента. Ведущими методами исследования стали теоретический анализ и обобщение, эмпирические методы (опрос с помощью диагностических методик) и методы математической обработки данных (проценты, критерий Манна-Уитни). Сопоставление данных осуществлялось на двух экспериментальных группах испытуемых: неработающих и работающих студентов. По результатам констатирующего исследования отмечается, что большинство неработающих студентов обладают внешней положительной мотивацией, а работающим - характерна внешняя отрицательная мотивация. В итоге можно рекомендовать на этапе профильной подготовки усиленно создавать психолого-педагогические условия для сопровождения выпускников и формирования у них положительных мотивов на профессию и трудовую занятость.

Ключевые слова: обучающиеся, мотивация, мотив, профессиональная подготовка, деятельность.

Annotation. The material of the article offers a description of the results of studying the motivation of the professional activity of modern students, using the example of future psychologists. The authors gave an understanding of the motivation and motives of professional activity, described the leading and priority areas in the development of motivation for modern graduate psychologists. The analysis and proofs are built on the basis of a stating experiment. The leading research methods were theoretical analysis and generalization, empirical methods (survey using diagnostic techniques) and methods of mathematical data processing (percentage, Mann-Whitney test). Comparison of data was carried out on two experimental groups of subjects: non-working and working students. According to the results of the ascertaining study, it is noted that the majority of non-working students have external positive motivation, and for working students, external negative motivation is typical. As a result, it can be recommended at the stage of profile training to intensively create psychological and pedagogical conditions to accompany graduates and form positive motives for their profession and employment.

Key words: students, motivation, motive, professional training, activity.

Материалы подготовлена в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» на тему «Психолого-педагогическое сопровождение развития обучающихся на

профильном этапе обучения»

Введение. В современном мире возрастает ценность и значимость профессионального образования, в результате чего возрастают требования к качеству подготовки выпускника. На современном этапе предпочтение отдается специалистам, которые имеют не только совокупность профессиональных компетенций, но и богатый потенциал своей личности, склонной к самоактуализации и самообразованию в профессии.

Проблема мотивации к профессиональной деятельности» актуальна. С одной стороны, это происходит потому, что есть необходимость внедрения в практику управленческих и продуктивных технологий для кадровой политики. С другой стороны, наблюдается необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека с продуктивными действиями в профессиональной деятельности. Мотивированный специалист дает высокую результативность не зависимо от внешнего контроля. Именно таких хотят, ждут, оставляют на рабочих местах работодатели.

Изложение основного материала статьи. Продуктивность решения задач профессионального образования во многом зависит от наличия и уровня развития мотивации обучающихся к выбранной профессии. Она является внутренним движущим фактором к овладению профессиональной деятельностью, а также к саморазвитию личности в образовательных условиях конкретной организации. Именно на основе такой мотивации возможно качественное обогащение обучающегося в рамках профиля подготовки. При наличии мотивации на профессию, человек становится активным субъектом её познания, а также своего потенциала для реализации профессиональной деятельности и самореализации в ней.

С точки зрения М.В. Воробьевой, мотивация профессиональной деятельности будущего специалиста представлена совокупностью устойчивых мотивов, выражение которых зависит от профессиональных позиций, взглядов, отношений, а также профессиональных чувств, качеств и свойств личности [1].

Действительно, в процессе обучения профессии человек сталкивается с многообразием внутренних и внешних социальной мотиваторов выбранной профессиональной деятельности. У одного человека может быть в качестве мотивов к профессиональной деятельности, к примеру, престиж профессии и высокая заработная плата, желание помогать людям и удовлетворяться общением [3], [4].

Отметим, что дифференциация мотивов профессиональной деятельности осуществляется тогда, когда человек попадает в трудовые условия этой деятельности, погружается в выполнение ее задач. Реализация профессиональной деятельности позволяет выделить актуальные мотивы и мотивацию к данной деятельности. Если они положительные и приносят удовольствие специалисту, то он остается в профессии и совершенствуется в ней. Если же включенность в трудовую деятельность дает осознание отрицательных мотивов и мотивации, то человек, скорее всего, не надолго задержится в профессии, так как ежедневное преодоление себя может приводить к низкому самоудовлетворению в профессии и непродуктивному выполнению профессиональных задач [2].

С.Л. Рубинштейн считает, что мотивы имеют связь с задачами, которые ставит человек перед собой в определенный момент [5]. Выполняя трудовую деятельность или овладевая профессией такие задачи постоянно возникают. В связи с этим можно говорить не только о разнообразии, но и о неустойчивости мотивов в деятельности.

С целью изучения мотивации профессиональной деятельности у студентов был проведен констатирующий эксперимент.

В эксперименте принимали участие 27 студентов-психологов выпускного курса МГПУ имени М.Е. Евсевьева. Они были разделены на две экспериментальные группы. Первая группа включала обучающихся, которые овладевали профессией и отличались положительной академической успеваемостью, а вторая группа состояла из студентов, которые уже трудоустроены и находятся на индивидуальном плане обучения.

Для изучения особенностей мотивации профессиональной деятельности студентов-психологов были подобраны следующие методы исследования:

- эмпирические: методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, в модификации А.А. Реана), методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т.Л. Бадоев);

- математические: метод обработки эмпирических данных - U-критерий Манна-Уитни.

Анализ эмпирических материалов начнем по методике «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, в модификации А.А. Реана). По результатам (рисунок 1) данной методики - 38,5% неработающих студентов обладают внутренней мотивацией и такой же 14,2% - работающие студенты. Мотивация этих студентов характеризуется взаимосвязью с содержанием деятельности. Она находится внутри человека, который несет ответственность сам за себя и выражается в удовлетворении от работы, от помощи людям, от профессионального роста и др.

Половина (53,8%) неработающих студентов обладают внешней положительной мотивацией и четвертая часть (28,5%) -работающие студенты. У данной категории испытуемых мотивация не связана с содержанием деятельности и обусловлена позитивными внешними факторами, к примеру, престижем профессии, комфортными трудовыми условиями, рабочим временем и пр.

Внешняя отрицательная мотивация диагностируется у 7,7% неработающих студентов и 57,3% - у работающих. Мотивация данных испытуемых зависит от различных отношений человека со средой. Она содержит социально-психологические или материальные мотиваторы (условия) деятельности, к примеру, связана с какой-либо выгодой для себя или своей семьи.

Рисунок 1. Оценка выраженности мотивации к будущей профессиональной деятельности студентов

Анализ полученных результатов продолжим по методике «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т.Л. Бадоев). Обобщенные данные представлены на рисунке 2. По нему видно, что у большинства неработающих испытуемых повышенный уровень удовлетворенности будущей деятельностью - 38,4% человек, у 23,1% - высокий и средний уровни и по 7,7 % имеют пониженный и низкий уровни. Это значит, что неработающие студенты находятся в предвосхищении своей профессиональной деятельности. Они хотят работать в ближайшее время и нацелены на это с положительными намерениями.

Диагностика уровня удовлетворенности будущей деятельностью работающих студентов показала иные данные: 42,8 % студентов имеют низкий уровень удовлетворенности, 35,7% - повышенный уровень, 14,2% - средний уровень и 7,3% -повышенный уровень. Такие данные говорят о том, что работающие студенты не однозначно мотивированы на профессиональную деятельность, хотя уже её реализуют. Многие имеют неудовлетворение, возможно разочарование из-за отягощённости учебными видами деятельности.

Рисунок 2. Оценка выраженности удовлетворенности будущей деятельностью студентов

Для оценки достоверности различий полученных эмпирических данных сравнивались показатели «работающих» и «неработающих» студентов с помощью и-критерия Манна-Уитни. Результаты статистических расчетов представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Данные межгрупповых различий по уровню развития вида мотивации по методике «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, в модификации А.А. Реана) с помощью ^критерия Манна-Уитни

Вид мотивации / Полученные значения по мотивации Суммы рангов U эмп.

Группа 1 Группа 2

Внутренняя мотивация 218 163 55*

Внешняя положительная мотивация 230,5 147,5 42,5**

Внешняя отрицательная мотивация 181,5 169,5 52,5*

Примечание: группа 1 - неработающие студенты, группа 2 - работающие студенты; при *р<0,05 (Ткр= 56); ** р<0,01 (Ткр= 43).

Согласно данным таблицы 1, с помощью и-критерия Манна-Уитни были статистически достоверно подтверждены различия по уровню развития видов мотивации работающих и неработающих студентов. Уровень развития видов мотивации неработающих студентов в группе 1 выше уровня развития видов мотивации работающих студентов группы 2: внутренняя мотивация (Шмп. = 55<икр, при р<0,05), внешняя положительная мотивация (Шмп. = 42,5<икр, при р<0,01) внешняя отрицательная мотивация (Шмп. = 52,5<икр, при р<0,05).

Таблица 2

Данные межгрупповых различий по уровню развития вида мотивации по методике «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Т. Л. Бадоев) с помощью ^критерия Манна-Уитни

Уровень удовлетворенности будущей деятельностью / Полученные значения Суммы рангов U эмп.

Группа 1 Группа 2

Высокий 239 139 34**

Повышенный 242,5 135,5 30,5**

Средний 234 144 39**

Пониженный 224,5 153,5 48,5*

Низкий 230 144 35**

Примечание: группа 1 - неработающие студенты, группа 2 - работающие студенты; при *р<0,05 (Ткр= 56); ** р<0,01 (Ткр= 43).

Согласно данным таблицы 2, уровень удовлетворенности будущей деятельностью неработающих студентов в группе 1 выше уровня удовлетворенности работающих студентов группы 2: высокий уровень (Шмп. = 34<икр, при р<0,01), повышенный уровень (Шмп. = 30,5<икр, при р<0,01), средний (Шмп. = 39<икр, при р<0,01), пониженный (Шмп. = 48,5<икр, при р<0,05), низкий (Шмп. = 35<икр, при р<0,01). Такие показатели дают возможность утверждать о статистической значимости различий в удовлетворенности будущей деятельностью неработающих и работающих студентов. Такие данные не противоречат показателям методики «Мотивация профессиональной деятельности».

Выводы. Таким образом, по результатам проведенного констатирующего исследования можно отметить, что большинство неработающих студентов обладают внешней положительной мотивацией, для большинства работающих студентов характерна внешняя отрицательная мотивация. По показателю удовлетворенности будущей деятельностью наблюдается у неработающих студентов преобладание повышенного уровня, а у работающих студентов - низкого уровня. Обнаружено также, что указанные различия между показателями мотивации к профессиональной деятельности «работающих» и «неработающих» студентов существуют на статистическом уровне.

При таких показателях мотивации к профессиональной деятельности на этапе профильной подготовки нужно усиленно создавать психолого-педагогические условия для сопровождения выпускников и формирования у них положительных мотивов на профессию и трудовую занятость.

Литература:

1. Воробьева, М.В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Воробьева Марина Вячеславовна; Российская международная академия туризма. -Москва, 2010. - 24 с.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 512 с.

3. Мешков, Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов младших курсов / Н.И. Мешков, А.Н. Яшкова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - № 66(2). - С. 331-336.

4. Мешков, Н.И. Мотивационная сфера обучающихся высшей школы / Н.И. Мешков, А.Н. Яшкова // Гумантарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - № 2 (34). - С. 92-97.

5. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн // Человек и мир. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. -С. 466-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.