Научная статья на тему 'Мотивация к изучению русского языка и культуры в вузах Таиланда в эпоху глобализации'

Мотивация к изучению русского языка и культуры в вузах Таиланда в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ / РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чалоейсук Данупол

Статья посвящена анализу позиции русского языка и культуры в вузах Таиланда в эпоху глобализации и выяснения мотивации к изучению русского языка и культуры тайских студентов в вузах Таиланда в эпоху глобализации. В рамках исследовании установлено, что ключевым фактором активизации обучения русскому языку и культуре в Таиланде является туризм и дополнительным импульсом к распространению знания русского языка в Таиланде может стать также именно он. В исследовании была задействована экспериментальная группа тайских студентов в составе 253 человек, обучающихся в вузах Таиланда. При этом были использованы материалы анкетирования, основанные на методологии выявления интегративной и инструментальной мотивации. По итогам опроса у всех студентов была выявлена интегративная мотивация, поскольку самую высокую оценку получил пункт «изучаю русский язык, чтобы, чтобы жить и работать». Также в контексте инструментальной мотивации все студенты поставили самую высокую оценку по пункту «изучаю русский язык, чтобы в будущем иметь возможность получить хорошую работу с высокой зарплатой». Уместен вывод о том, что рост количества российских туристов, посещающих Таиланд, предопределяет выбор тайских студентов в пользу русского языка, который они планируют использовать в целях дальнейшей работы с русскоговорящим клиентами/партнёрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация к изучению русского языка и культуры в вузах Таиланда в эпоху глобализации»

Мотивация к изучению русского языка и культуры в вузах Таиланда в эпоху глобализации

Чалоейсук Данупол

аспирант кафедры педагогики института педагогики, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», danupol.cha@gmail.com

Статья посвящена анализу позиции русского языка и культуры в вузах Таиланда в эпоху глобализации и выяснения мотивации к изучению русского языка и культуры тайских студентов в вузах Таиланда в эпоху глобализации.

В рамках исследовании установлено, что ключевым фактором активизации обучения русскому языку и культуре в Таиланде является туризм и дополнительным импульсом к распространению знания русского языка в Таиланде может стать также именно он. В исследовании была задействована экспериментальная группа тайских студентов в составе 253 человек, обучающихся в вузах Таиланда. При этом были использованы материалы анкетирования, основанные на методологии выявления интегративной и инструментальной мотивации. По итогам опроса у всех студентов была выявлена интегративная мотивация, поскольку самую высокую оценку получил пункт «изучаю русский язык, чтобы, чтобы жить и работать». Также в контексте инструментальной мотивации все студенты поставили самую высокую оценку по пункту - «изучаю русский язык, чтобы в будущем иметь возможность получить хорошую работу с высокой зарплатой». Уместен вывод о том, что рост количества российских туристов, посещающих Таиланд, предопределяет выбор тайских студентов в пользу русского языка, который они планируют использовать в целях дальнейшей работы с русскоговорящим клиентами/партнёрами. Ключевые слова: мотивационный аспект, русский язык и культура, русский язык, тайские студенты, в эпоху глобализации.

Русский язык относится к группе наиболее распространенных языков, играющих важную роль во всём мире. В дополнение к тому, что русский язык является официальным в Российской Федерации и в Содружестве Независимых Государств (СНГ), он также является одним из языков международного общения. Уже этот факт служит индикатором его значимости и численности носителей. Тем не менее, можно отметить, что распространение русского не ограничивается Россией и странами СНГ, поскольку ряд граждан различных государств, особенно студентов, самостоятельно изучает его как иностранный язык.

Русский язык и культура достаточно широко распространены в различных регионах мира. Помимо важности русского языка на международной арене и в межгосударственных организациях, следует также выделить туристический аспект: в последние десятилетия стремительно растёт количество туристов, путешествующих из России в страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом, Jirawat ЕпдеИиап и Napavadee Payackso отмечали, что российские туристы, как правило, используют русский язык как средство коммуникации, что заставляет работников сферы услуг и туризма также учить его. Более того, не следует забывать значение русской культуры, традиции и история которой привлекают людей со всего мира и способствуют соответствующему интересу к изучению русского языка и культуры [1] [2].

Следует отметить, что в Таиланде уже наметились тенденция более активного изучения и распространения русского языка и культуры, однако имеет место недостаток исследовательской анализа и академических работ касательно роли преподавания русского языка на укрепление отношений между Россией и Таиландом, поддержки преподавания русского языка и роли русского языка и культуры.

Данное исследование - это сочетание качественного анализа факторов развития обучения русскому языку и культуры в Таиланде на основе государственной политики Таиланда и Российско-Таиландского сотрудничества, а так же количественного анализа мотивации студентов к изучению русского языка и культуры. Первый этап исследования представляет собой поиск информации о том, что из себя представляет Российско-Таиландское сотрудничество. На втором этапе был проведён анализ результатов анкетирования тайских студентов по оценке мотивов в количестве 253 человек, при этом оценивалась интегра-

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

тивная и инструментальная мотивация инструментальная по Р. Гарднеру и У. Ламберту, Р. Гарднеру, З. Дернею [3] [4] [5].

Позиция русского языка и культуры в Таиланде в эпоху глобализации

Русский язык и культура достаточно широко распространены в различных регионах мира. Помимо важности русского языка на международной арене и в межгосударственных организациях, следует также выделить туристический аспект: в последние десятилетия стремительно растёт количество туристов, путешествующих из России в страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом, российские туристы, как правило, используют русский язык как средство коммуникации, что заставляет работников сферы услуг и туризма также учить его. Более того, не следует забывать значение русской культуры, традиции и история которой привлекают людей со всего мира и способствуют соответствующему интересу к изучению русского языка и культуры.

По Чалоейсуку Дануполу, русский язык и культура играет значительную роль в Таиланде в связи с укреплением отношений двух стран в политике и бизнесе. Также имеет место двустороннее соглашение об отмене визового режима между Таиландом и Россией на 30 дней пребывания. Согласно статистическим данным Министерства туризма и спорта Таиланда с января по октябрь 2017 года показатель посещения Таиланда российскими туристами оказался самым высоким -выше, чем количество туристов из стран Европы и США - 985 677 человек, что на 23,89% больше, чем в предыдущем году. С ноября по май наблюдается усиленный поток туристов из России. Это связано с холодной зимой и длительными новогодними каникулами в Российской Федерации [6].

Преподавание русского языка в Таиланде можно отметить как пример культурного обмена и стремление к сотрудничеству. Только с возобновлением сотрудничества между Россией и Таиландом удалось сформировать новую систему институтов русского языка, основу которой составляют фонд «Русский мир», а также университеты, готовящие специалистов с хорошим знанием русского языка.

Следует отметить, что в Таиланде уже наметилась тенденция более активного изучения и распространения русского языка и культуры, в связи с чем российские туристы стали приезжать в Таиланд в большем количестве. Именно это способствует росту интереса к изучению русского языка в качестве иностранного языка со стороны тайских студентов.

Исследовательская выборка.

В анкетировании участвовало 253 человека, из которых 194 человека (76,68%) были женского пола, а 59 человек (23,32%) - мужского. Студенты учатся в вузах Таиланда: в Университете Тамма-

сат (Бангкок, Таиланд) и в Университете Чула-лонгкорн (Бангкок, Таиланд).

Оценка мотивации тайских студентов к изучению русского языка и культуры.

Мотивация - один из самых важных аспектов для успешного изучения языка и культуры, особенно для тайских учащихся, предполагающих работать и/или учиться в иноязычной среде.

В рамках исследования были проанализированы основы мотивации тайских учащихся в вузах в составе 253 человек с целью проанализировать причинно-следственные связи их образовательного поведения. Мы опирались на исследования, в которых мотивация разделена на два вида: инте-гративная и инструментальная по Р. Гарднеру и У. Ламберту, Р. Гарднеру, З. Дернею [6] [6].

Нами были использованы индивидуальные анкеты, касающиеся интегративной мотивации и инструментальной мотивации. В анкете пять уровней оценки: высокий: 4,51 - 5,00, повышенный: 3,51 - 4,50, средний: 2,51 - 3,50, низкий: 1,51 - 2,50 и очень низкий: 1,00 - 1,50.

Таблица 1

Интегративная мотивация

Изучаю русский язык потому, х S.D. уровень

что...

1. он мне будет нужен, чтобы 3,29 0,99 средний

лучше понять и оценить рус-

скую культуру и литературу.

2. он мне будет нужен, чтобы 3,81 0,85 повышен-

узнать о культуре и обще- ный

ственной жизни русскоязыч-

ных людей.

3. он мне будет нужен, чтобы 4,09 0,91 повышен-

жить в стране, которая ис- ный

пользует русский язык

4. я хочу общаться с ино- 3,94 1,00 повышен-

странцами, которые говорят ный

на русском языке

5. он мне будет нужен, чтобы 3,77 0,94 повышен-

восхищаться и проявлять ува- ный

жение к иностранцам.

Всего 3,78 0,94 повышенный

В целом, общая оценка составляет 3,78, что может быть отмечено как повышенный уровень мотивации.

При более детальном рассмотрении можно сделать вывод, что почти каждый пункт отмечен повышенным уровнем. Это, в частности, касается ответов «изучаю русский язык потому, что он мне будет нужен, чтобы узнать о культуре и общественной жизни русскоязычных людей», «изучаю русский язык потому, что он мне будет нужен, чтобы жить в стране, которая использует русский язык», «изучаю русский язык потому, что я хочу общаться с иностранцами, которые говорят на русском языком» и «изучаю русский язык потому, что он мне будет нужен, чтобы восхищать и проявлять уважение к иностранцам». Тем не менее, ответ «изучаю русский язык потому, что он мне будет нужен, чтобы лучше понять и оценить рус-

скую культуру и литературу» отмечен средним уровнем.

Таблица 2

Инструментальная мотивация

Изучаю русский язык потому, x S.D. уровень

что...

1. у меня будет возможность 4,00 0,86 повышен-

получить хорошую работу с ный

высокой зарплатой.

2. мне он нужен будет для получения образования в бу- 3,99 0,87 повышенный

дущем.

3. мне нужно общаться с дру- 3,54 0,99 повышен-

зьями ный

4. люди будут уважать меня 3,10 1,13 средний

5. он является обязательным. 3,01 1,37 средний

Всего 3,53 1,37 повышенный

В целом, средняя оценка составляет 3,53, что может быть отмечено как повышенный уровень.

При этом каждый пункт отмечен повышенным или средним уровнем. Такие ответы, как «изучаю русский язык потому, что у меня будет возможность получить хорошую работу с высокой зарплатой», «изучаю русский язык потому, что мне он нужен будет для получения образования в будущем», «изучаю русский язык потому, что мне нужно общаться с друзьями» отмечены повышенным уровнем, а такие ответы, как «изучаю русский язык потому, что люди будут уважать меня» и «изучаю русский язык потому, что он является обязательным» отмечены средным уровнем.

Приведённая выше информация демонстрирует, что в интегративной мотивации имеет более высокий средний балл, равный 3,78, а средний балл в инструментальной мотивации составил 3,53. Соответственно большинство тайских студентов, которые решили изучать русский язык и культуры в вузах Таиланда, будут лучше относиться к русскому языку в контексте интегратив-ной мотивации. Однако русский язык и культура представляются достаточными сложными для изучения иностранцами, однако фактор привлекательности работы в индустрии туризма заставляет тайских студентов интенсивно изучать русский язык и культуру, чтобы работать и взаимодействовать с носителями русского языка.

Выводы и заключение

Отметим факторы, способствующие укреплению позиций русского языка в регионе. Прежде всего, имеет особое значение такой фактор, как туризм и активный рост количества российских туристов, а также туристов из стран СНГ в Таиланд, что служит дополнительным импульсом к распространению русского языка в стране. Отдельно необходимо отметить, что Таиланд никогда не являлся частью социалистического лагеря, и его связи с Россией начались как раз после распада СССР и транзита российской экономики в сторону капиталистической модели. Фокус на экономическое взаимодействие и бизнес-сотрудничество способствует тому, что ежегодно

всё больше тайских студентов выбирает русский как иностранный язык, ориентируясь таким образом на будущее сотрудничество с Россией в эпоху глобализации. По итогам проведённого исследования можно сделать два основных вывода, касающихся выявленной специфики мотивации тайских студентов к изучению русского языка и культуры. Во-первых, внешние экономические условия существенным образом влияют на рост мотивации преодоления объективных трудностей в изучении русского языка. Во-вторых, стремление к изучению культуры страны изучаемого языка связано, прежде всего, с желанием быть более конкурентным на рынке труда, но при этом характеризуется и мотивом расширения культурного кругозора, качества коммуникации с носителями языка. Полученные выводы необходимо учитывать при проектировании и реализации учебных программ в области русского языка и «россиеведения» в вузах Таиланда.

Литература

1. Jirawat Engchuan, The attitudes of Thai people in Pattaya toward Russian tourists' behaviors. - URL: http://www.russianstudies-

tu.com/library/research2556/research2556_032.pdf.

2. Napavadee Payackso, Behavior and attitude of Russian tourists regarding travelling to Thailand. -URL:

http://cuir.car.chula.ac.th/handle/123456789/51999

3. Р. Гарднер и В. Ламберт. Мотивационные переменные в изучении языка // канадский журнал. Психология. - 1959. № 13. - С. 266-272.

4. Р. Гарднер. Мотивация и приобретение второго языка: социально-образовательный модель. New York: Peter Lang Publishing, 2010.

5. З. Dornyei. Мотивационных стратегий в преподавании иностранных языков. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001. C.18.

6. Чалоейсук Данупол. Роль русского языка в Таиланде // Материалы докладов и сообщений XXIII международной научно-методической конференции, 2018 - URL: http://publish.sutd.ru/docs/content/filology2018.pdf

7. Илюшин Л.С., Азбель А.А. Развитие учебной мотивации подростков: современные психоло-педагогические исследования // На путях к новой школе. - 1959. № 3. - С. 27-33.

8. Илюшин Л.С., Азбель А.А. Принципы психо-ло-педагогической экспертизы мотивационных аспектов учебных заданий по русскому языку // На путях к новой школе. - 1959. № 3. - С. 101-105.

Motivation to learn Russian language and culture universities

in Thailand in the era of globalization Chaloeisuk D.

Saint-Petersburg State University

The article is devoted to the analysis of the position of the Russian language and culture universities in Thailand in the era of globalization and the identification of the motivation to learn Russian language and culture of Thai students universities in Thailand in the era of globalization. As part of the study, it was set that tourism is a key factor in enhancing the teaching of the Russian language and culture in Thailand and it can become

О О

ГО

-о m

т

m х х О m n m Д А

х m о т; О m

О сл -о А ы О ГО А X S

m

an additional impulse to the spread of knowledge of the Russian language in Thailand. The study involved an experimental group of Thai students consisting of 253 people studying in universities in Thailand. In this case, the survey materials were used based on the methodology for identifying integrative and instrumental motivation. According to the results of the survey, integrative motivation was revealed for all students, since the most highly rated point was "learn Russian language in order to live and work". Also, in the context of instrumental motivation, all students put the highest mark on the item "I study Russian so that in the future I will be able to get a good job with a high salary". It's appropriate to conclude that the increase in the number of Russian tourists visiting Thailand predetermines the choice of Thai students in favor of the Russian language, which they plan to use in order to further work with Russian-speaking clients / partners.

Key words: motivational aspect, Russian language and culture, Russian language, Thai learners, the era of globalization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Jirawat Engchuan, The attitudes of Thai people in Pattaya towards Russian tourists 'behaviors. - URL: http://www.russianstudies-

tu.com/library/research2556/research2556_032.pdf.

2. Napavadee Payackso, Behavior and attitude of Russian tourists

regarding traveling to Thailand. - URL: http://cuir.car.chula.ac.th/handle/123456789/51999

3. R. Gardner and V. Lambert. Motivational variables in language

learning // Canadian Journal. Psychology. - 1959. № 13. - p. 266-272.

4. R. Gardner. Motivation and the acquisition of a second language: a socio-educational model. New York: Peter Lang Publishing, 2010.

5. Z. Dornyei. Motivational strategies in teaching foreign languages. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. C.18.

6. Chaloeysuk Danupol. The role of the Russian language in Thailand // Proceedings of reports and messages of the XXIII International Scientific Methodological Conference, 2018 -URL: http://publish.sutd.ru/docs/content/filology2018.pdf

7. Ilyushin LS, Azbel A.A. The development of educational motivation of adolescents: modern psychological and pedagogical research // On the way to a new school. - 1959. № 3. - p. 27-33.

8. Ilyushin LS, Azbel A.A. Principles of psychological and pedagogical expertise of the motivational aspects of learning tasks in the Russian language // On the way to a new school. -1959. № 3. - p. 101-105.

o

c ^

00

0 cs to

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.