Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/55PDMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Джабраилова, В. С. Мотивация к изучению английского языка студентов технических специальностей / В. С. Джабраилова, О. П. Алексеева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN223.pdf
For citation:
Dzhabrailova V.S., Alekseeva O.P. Motivation to study English of technical specialties students. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 55PDMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)
Джабраилова Валида Саидовна
Ордена Трудового Красного Знамени ФГБОУ ВО «Московский технический университет связи и информатики», Москва, Россия Доцент кафедры «Философии, истории и межкультурных коммуникаций»
Кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1852-5441 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=774101
Алексеева Ольга Павловна
ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», Москва, Россия
Доцент кафедры «Иностранные языки» Кандидат философских наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7776-834X РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=729272
Мотивация к изучению английского языка студентов технических специальностей
Аннотация. Формирование языковой компетенции студентов технических вузов вызывает трудности у преподавателей высшей школы. Данная статья представляет анализ факторов, оказывающих существенное влияние на мотивацию обучающихся. Определяются сущность мотивации, её виды и мотив учения. Авторы трактуют мотивацию как стремление студента применять свои знания на практике для достижения профессиональных целей. С точки зрения классификации выделяются внешняя, внутренняя, интегративная и инструментальная мотивации. В статье обращается внимание на эмоциональную окрашенность мотивов. Ведущий мотив отношения к учению определяет эмоциональный компонент, который может быть мотивационным и демотивационным. Отправной точкой исследования послужила мысль о важности активного участия студента в процессе обучения и потребность в большей автономии. Опрос магистрантов технических вузов показал, что большая часть респондентов не удовлетворена своим уровнем владения иностранным языком. Ключевым навыком, который востребован у обучающихся, являются говорение и письмо. Подобная коммуникативная составляющая обусловлена требованиями рынка труда и перспективами профессионального роста. Парадоксальным видится стремление студентов овладеть языковыми компетенциями на высоком уровне в режиме ограниченного времени, уделяемого самостоятельной внеаудиторной работе. Отмечается, что совместная разработка учебного контента преподавателя в синергии с обучающимися может оказать положительное влияние на мотивацию, повысив их субъектную самостоятельность в образовательном процессе. Авторы
приходят к мнению, что при обучении иностранному языку студентов технических вузов следует учитывать широкое разнообразие факторов, влияющих на интегративную мотивацию — от личностных особенностей до социокультурного контекста, предполагающих индивидуальную учебную траекторию студента и удовлетворение потребности в развитии коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: мотивация; мотив учения; внутренняя мотивация; академическая мотивация; автономия; языковые навыки; дидактический материал; образовательная потребность
В современном мире английский язык играет ключевую роль в различных сферах жизни, особенно в технических областях. Изучение иностранного языка становится необходимостью для студентов технических специальностей, которые должны быть готовы к работе в рамках международного сотрудничества или общаться со своими коллегами и клиентами из других стран. Однако заинтересовать студентов технических специальностей изучением английского языка может быть вызовом для преподавателей этой дисциплины. В рамках данной статьи мы задаемся целью рассмотреть факторы, оказывающие влияние на мотивацию студентов технических специальностей к изучению английского языка.
Обращаясь к учебному процессу, где одним из важных компонентов является учебная мотивация и мотив учения, уместно дать определения этим понятиям. Мотивация учения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, умениями и навыками, и способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Мотив учения также определяется как направленность студента на различные стороны учебной деятельности, побуждение к активному и самостоятельному овладению знаниями, умениями, навыками [1, с. 176]. Это динамическая система и её анализ даёт возможность повысить эффективность организации учебного процесса [2, с. 89].
Мотивацию трактуют как внутреннее стремление обучаемого применять знания для достижения личных и организационных целей [3, с. 85]. Это сложная многоуровневая структура, состоящая из таких компонентов как желание учиться, отношение к учебе и т. д. [4, с. 42]. Выделяют два вида мотивации тесно связанные между собой. Внутренняя мотивация к обучению является самоподдерживаемым желанием, стремлением овладеть тем или иным знанием. Актуализация стремления к возвращению и продолжению работы над учебными заданиями признак такого вида мотивации. Базисом внешней мотивации служит положительный опыт изучения той или иной программы. Первостепенная задача педагога — это удержание внешней и внутренней мотивации обучаемого в процессе обучения [5, с. 30].
В своей работе «Мотивация и овладение вторым языком» Р.С. Гарднер рассматривает мотивацию как ключевой фактор успешного изучения второго языка. Он выделяет два типа мотивации — интегративную и инструментальную — и утверждает, что приоритет должен быть отдан первому типу, который основан на стремлении стать членом другой культуры [6, с. 104]. Важным дополнением к концепции Гарднера можно считать понятие «лингвистической уверенности в себе» (linguistic self-confidence), введенное Ричардом Клементом. Данный термин трактуется авторами как уверенность в том, что человек способен достигать поставленных результатов, добиваться целей и грамотно выполнять предложенные задания [7, с. 123]. Таким образом, можно констатировать, что профессиональная мотивация играет важную роль в освоении учебной программы. Студентам технических специальностей часто нужен английский язык для продвижения по карьерной лестнице или получения новых
Введение
возможностей на работе. Осознание того, что знание английского языка может иметь непосредственное влияние на их будущую карьеру, может стать мощным мотиватором для изучения языка.
Некоторые авторы отмечают эмоциональную окрашенность мотивов. Так, Ю.Н. Кулюткин отмечает, что мотивы могут быть связаны с положительными или отрицательными эмоциями. В зависимости от ведущего мотива отношение к учению может быть положительным, неопределенным или отрицательным [8]. Эмоции также могут быть мотивационными и демотивационными. Например, руководствуясь демотивационными эмоциями, студенты могут совершать поведенческие реакции, направленные на разрыв с учебной деятельностью [9, с. 109].
З. Дёрней в монографии, описывающей основные мотивационные стратегии на занятиях по иностранному языку, предлагает широкий спектр практических методик для повышения мотивации студентов к изучению языка. Важным принципом его подхода является активное участие студента в процессе обучения и создание условий для индивидуального выбора целей и задач [10].
Эдвард Л. Деси и Ричард Райан в своей работе «Внутренняя мотивация и самодетерминация в поведении человека» анализируют факторы, которые могут повысить уровень интринсической (внутренней) мотивации студентов. Они выделяют три основных потребности человека — автономия, компетенция и связь с другими людьми — и утверждают, что удовлетворение этих потребностей может привести к более высокому уровню мотивации
В целом, при изучении мотивации студентов технических специальностей к изучению английского языка необходимо учитывать широкий спектр факторов — от личностных особенностей до социокультурного контекста — и использовать подходы, направленные на повышение интегративной мотивации студентов, активное участие студентов в процессе обучения и удовлетворение их потребности в автономии, компетенции и связи с другими людьми.
На наш взгляд, эффективная педагогическая деятельность в высшей школе невозможна без вовлеченности обучающихся и без преподавательского содействия, ориентированного на развитие исследовательского интереса студентов и стремление к автономному обучению. Вовлечение студентов в учебный процесс оказывает положительное влияние на обучающихся
В данном разделе будет описана методика и материалы, использованные для проведения исследования о мотивации студентов технических специальностей к изучению английского языка.
Для сбора данных был проведен опрос среди студентов технических специальностей. Опросник состоял из 9 вопросов, которые отражали следующие аспекты: общая мотивация к изучению языка, цели изучения языка, отношение к учебному процессу по английскому языку, готовность уделять время изучению языка, соотношение важных навыков, готовность работать в команде и т. д. Всего было опрошено 104 магистранта очной формы обучения технических факультетов двух ВУЗов: МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики) и ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)». Ниже представлен анализ полученной информации.
[11].
[12, с. 301].
Методы и результаты
Как видно из диаграмм (рис. 1 и 2), большинство студентов считают, что английский язык им необходим для профессиональной деятельности, причем процентное соотношение тех, кому он нужен в базовом объеме и тех, кто готов повысить свой уровень разнится в пользу базового уровня. Довольно высок процент тех, кто хотел бы иметь высокий уровень владения английским языком, при этом половина опрошенных готовы посвятить изучению языка 1-1,5 часа в неделю.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос анкеты «Нужен ли Вам английсккий язык...» (составлено автором)
Какое количество чэсое иностранным языком?
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос анкеты «Какое количество часов в неделю вы готовы выделить...» (составлено автором)
Среди наиболее важных навыков (рис. 3) большинство респондентов отмечает говорение (58,7 %) и чтение (39,4 %), наименее популярным показывает себя навык письма (27,9 %), при этом 45 человек из 104 опрошенных подчеркивают необходимость владения всеми навыками, то есть, подходят к осмыслению вопроса комплексно.
Рисунок 3. Навыки, важные для освоения иностранного языка (составлено автором)
55PDMN223
Данные опроса показывают, что большинство студентов (63,7 %) не удовлетворены своим уровнем владения английским языком (рис. 4), можно предположить, что именно эти студенты представляют собой основную категорию обучающихся, чью мотивацию следует стимулировать с целью получения положительных результатов.
Удовлетворены ли вы вашим текущим уровнем владения языком?
Рисунок 4. Удовлетворенность текущим уровнем владения языком (составлено автором)
Респондентам был задан вопрос о качестве преподаваемого материала (рис. 5), на который подавляющее большинство ответили, что их устраивает содержимое дисциплины, однако, следует подчеркнуть, что почти четверть опрошенных хотели бы что-то изменить и в части наполняемости дидактического материала, а это, на наш взгляд, также позволяет говорить о возможности влиять на мотивацию посредством создания совместного со студентами образовательного контента.
Устраивает ли вас качество образовательного контента, предлагаемого в процессе преподавания дисциплины "Английский язык"?
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос анкеты «Устраивает ли вас качество образовательного контента...» (составлено автором)
Ответы на вопрос о соотношении языковых навыков, тренируемых в ходе преподавания дисциплины (рис. 6), выявляют аналогичный результат, то есть та же четверть опрошенных хотели бы что-то изменить и в соотношении навыков. Такая ситуация видится нам закономерной и подтверждает статистическую правильность выборки.
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос анкеты «Устраивает ли вас соотношение языковых навыков...» (составлено автором)
В результате опроса выяснилось, что две трети студентов имеют желание выбирать дидактический материал самостоятельно (рис. 7), таким образом, можно сделать вывод о том, что можно повысить их мотивацию, если предложить им поучаствовать в формировании тематической направленности практических занятий по английскому языку.
Хотели бы вы иметь возможность самостоятельно выбирать материал для изучения на
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос анкеты «Хотели бы вы иметь возможность самостоятельно выбирать материал для изучения...» (составлено автором)
Вовлечение студентов в проектную деятельность, которая результируется в создании того или иного продукта, видится эффективным инструментом повышения мотивации. Подобная работа затрагивает более высокие когнитивные уровни, включающие интерпретацию, анализ и синтез [13, с. 1427].
В системе универсальных компетенций особое место занимает умение работать в команде, по итогам опроса студенты готовы работать коллективно над созданием проекта (рис. 8), что, в свою очередь, может положительно повлиять на повышение их мотивации к изучению английского языка через создание продукта, например, учебного или методического пособия.
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос анкеты «Готовы ли вы работать в команде для достижения большей результативности...» (составлено автором)
Однако из этого количества лишь одна четверть опрошенных изъявили желание быть причастными к разработке дидактического материала для освоения дисциплины (рис. 9), тем не менее, сочетание двух факторов — готовности работать в команде и желания разрабатывать общий проект, конечным продуктом которого станет, например, учебно-методическое пособие, могут послужить поводом для проведения мероприятий, способствующих повышению мотивации к изучению английского языка в рамках освоения учебной дисциплины.
Хотели ли бы вы принять участие в разработке учебно-метод рекомендаций по дисциплине "Английский язык"?
104 ответа
• Да
• Нет
\ 1
Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос анкеты «Хотели бы вы принять участие в разработке рекомендаций...» (составлено автором)
Преподаватели иностранного языка в высшей школе оказываются в непростой ситуации при выборе учебной литературы. С одной стороны, учебные пособия и тексты в них должны знакомить студентов с языком профессии и преимущественно содержать аутентичный материал, поскольку он близок к реальному языку и позволяет повысить квалификационный уровень [14, с. 97]. С другой стороны, работа с подобными текстами не должна превращаться в изучение профессиональной области на иностранном языке. Частотны ситуации, когда студент разбирается в профессиональном иноязычном контенте лучше преподавателя. Наиболее оптимальным вариантом видится концептуализация единства содержания и языка в образовательном континууме.
В целом, материалы и методика изучения английского языка для студентов технических специальностей имеют высокий уровень качества и разнообразия. Однако эффективность этих методов зависит от индивидуальных особенностей каждого студента и его личной мотивации к изучению языка. Личностно ориентированная образовательная среда обеспечивает возможность удовлетворения и развитии потребностей в усвоении этических норм и правил, в общественном одобрении; в значимой деятельности в самопознании и познавательной потребности [15, с. 16]. Поэтому необходимо продолжать работу по повышению мотивации студентов к изучению английского языка, например, через более индивидуальный подход к каждому студенту и проведение занятий на английском языке в рамках учебного процесса.
Изучение английского языка имеет большое значение для студентов технических специальностей, так как это позволяет им быть в курсе последних тенденций в своей области и улучшить свои шансы на рынке труда. Однако, несмотря на все преимущества изучения английского языка, мотивация студентов внутри одной учебной группы может сильно отличаться.
Важным фактором мотивации к изучению английского является цель, которую студенты хотят достичь благодаря знанию этого языка. Некоторые студенты видят в знании английского только возможность получения высокой оценки за экзамены, что не всегда соответствует реальной мотивации. Другие же студенты хотят использовать знание английского для общения с коллегами и клиентами или для поиска работы за границей. Один из основных факторов, который может повлиять на мотивацию к изучению английского языка — это методика преподавания. Если преподаватель использует устаревшие методики и не учитывает потребности студентов, то это может привести к ухудшению мотивации. С другой стороны, интересные и инновационные методики преподавания вкупе с привлечением самих
Обсуждение
обучающихся к созданию дидактического контента могут значительно повысить мотивацию студентов.
Важной ролью в мотивации студентов является также изучение языка в контексте их специальности. Если учебный материал относится к конкретным приложениям в технической сфере и помогает на практике использовать знания английского, то это может оказать положительное влияние на мотивацию. Важно также учитывать, какие именно навыки стремятся развить у себя студенты, в частности, практика показывает, что на первый план для многих из них выходит говорение, соответственно, необходимо включать этот аспект в практические занятия в большей степени, чем остальные. Существенное значение для мотивации имеют также возможности для практики английского языка. Это может быть общение с носителями языка или просмотр видео на английском языке о последних разработках в своей области. Такие возможности не только помогают улучшить навыки английского, но и демонстрируют его роль в сфере техники.
Кроме того, определенную роль в освоении программы по иностранному языку может играть академическая мотивация. Многие студенты технических специальностей нуждаются в знании английского языка для успешного завершения своей учебной программы. Понимание того, что они смогут получить более высокие оценки и добиться больших успехов благодаря знанию английского языка, может стать для них значимой мотивацией.
Суммируя вышеизложенное, можно заключить, что стимулирование различных форм мотивации у студентов технических специальностей может помочь им в изучении английского языка. Проведение занятий с использованием дополнительных материалов и методик, которые отвечают интересам и потребностям студентов, также создание возможностей для практики английского языка, на наш взгляд, способствуют повышению учебной мотивации в контексте технических специальностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2004. — 509 с.
2. Тенькова, В.А. Особенности учебной мотивации студентов. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования — 2015. — № 4. — С. 88-91.
3. Grohmann, A., Beller, J., Kauffeld, S. Exploring the critical role of motivation to transfer in the training transfer process // International Journal of Training and Development. — 2014. — Vol. 18, No. 2 — pp. 84-103.
4. Dornyei, Z., Ushioda, E. Teaching and Researching Motivation. London: Longman. — 2001. — 345 p.
5. Алексеева, О.П. Эффективное оценивание студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного образования как неотъемлемый фактор повышения мотивации к изучению иностранного языка // Особенности формирования мотивации к изучению иностранных языков и культур в условиях инклюзивного высшего образования. Коллек. мон. под ред. Н.В. Белозерцевой. Москва. — 2019. — С. 2945.
6. Gardner, R.C. Motivation and Second Language Acquisition // Canadian Journal of Applied Linguistics. — 2001. — No. 4(2). — pp. 103-123.
7. Clément, R., Gardner, R.C., Smythe, P.C. Motivational variables in second language acquisition: A study of francophones learning English // Canadian Journal of Behavioural Science. — 1977. — № 9. — pp. 123-133.
8. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985. — 305 с.
9. Пырьев, Е.А. Эмоции в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Психология. Кострома: КГУ. — 2016. — Т. 22. № 1. — С. 107-111.
10. Dornyei, Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. Cambridge University Press. — 2001. — 164 p.
11. Deci, E.L., Ryan, R.M. Intrinsic Motivation and Self-determination in Human Behavior. — New York: Plenum Press, 1985. — 371 p.
12. Furtak, E.M., Seidel, T., Iverson, H., Briggs, D.C. Experimental and quasi-experimental studies of inquiry-based science teaching: a meta-analysis // Review of Educational Research. — 2012. — Volume 82, № 3. — pp. 300-329.
13. Mahdikhani, M., Soheilahamzehloo, Maryamshayestefard, Mahdikhani N. Student Participation in Classroom Discussions. // International Journal of Science and Research — 2016. — Volume 5, № 6. — pp. 1422-1431.
14. Алексеева, О.П., Осикова, Л.Н. Аутентичные материалы как эффективное средство повышения мотивации изучения иностранного языка студентами языковых специальностей // Инновационные и приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе. Сборн. труд. по мат. IV Междун. научно-практич. конференции. Издательство: Русайнс, 2017. — С. 96-103.
15. Байрамов, В.Д., Тюрин, А.В. Социальное проектирование инклюзивной среды профессионального образования // Социология и жизнь. — 2013. — № 4 — С. 1418.
Dzhabrailova Valida Saidovna
Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1852-5441 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=774101
Alekseeva Olga Pavlovna
Russian University of Transport, Moscow, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7776-834X RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=729272
Motivation to study English of technical specialties students
Abstract. The formation of the language competence of students of technical universities is really a challenge for teachers of higher education institutions. The article represents an analysis of the factors that have a significant impact on the motivation of students. The definition of motivation, its types and the motive of teaching are given. The authors interpret motivation as a students' desire to apply their knowledge in practice to achieve professional goals. Regarding different types of classifications, external, internal, integrative and instrumental motivations are distinguished. The article draws attention to the emotional characteristics of motives. The leading motive of attitude to learning reveals the emotional component, which can be motivational and demotivational. The starting point of the research is the idea of the importance of the active participation of the student in the learning processes and the need for greater autonomy. A survey of technical universities undergraduates has shown that most of the respondents are not satisfied with their level of foreign language proficiency. The key skills that are in demand among students are speaking and writing. The significance of communicative component can be explained by the requirements of the labor market and the prospects for professional growth. The desire of students to master the language competencies at a high level in the limited time devoted to independent extracurricular work is paradoxical. It is stated that the development of the educational content of the teacher in synergy with the students can have a positive effect on motivation, increasing their subjective independence in the educational process. The authors come to the conclusion that when teaching a foreign language to students of technical universities, one should take into account a wide variety of factors that affect integrative motivation — from personal characteristics to the sociocultural context, suggesting an individual learning trajectory of the student and meeting the need for the development of communicative competence.
Keywords: motivation; learning motive; intrinsic motivation; academic motivation; autonomy; language skills; didactic material; educational need
55PDMN223