Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ ПЕДАГОГА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Шутова Наталья Вадимовна, Жерновая Оксана Романовна, Удалова Ирина Михайловна

В последнее время придается все больше значение мотивации ориентированной на достижения. Исследуются интересы и установки, эмоциональные реакции на неудачу, атрибуции и представления индивида о себе как показатели существенно связанные и определяющие достижения в учебе. Наличие знаний может не обеспечивать их применение в различных жизненных ситуациях, даже люди с одинаковым уровнем интеллектуальных способностей, оценивают свои возможности выполнить то или иное задание по-разному, что напрямую влияет на результат их деятельности. Успешное выполнение какой-либо деятельности требует не только наличие способностей и интеллекта, сколько интерес и вера в свои силы достичь результата. Мотивация имеет наибольшее значение при изучении успешности человека в сферах жизни, которые нацелены на достижения целей в учебной и профессиональной деятельности. В современном мире процесс глобализации охватывает все отрасли развития, возрастает и роль иностранных языков в обществе. Индустриальное общество определяет профессиональный успех и реализацию себя как социальной личности с фундаментальными ценностями. Расширяется и сфера применения иностранного языка для современного человека. Знание нескольких иностранных языков в определенной степени свидетельствует об уровне культуры и образования. Вопрос мотивации в процессе обучения иностранному языку является исключительно важным. В статье исследуются мотивы выбора профессии и их динамика у студентов языковых специальностей педагогического ВУЗа и ее компоненты, влияющие на отношение студента к учебе. Авторами подчеркивается, что профессиональная ориентация студентов в первую очередь зависит от их учебной мотивации, которая включает в себя такие компоненты, как цели, мотивы, интерес и эмоции, оказывающих существенное влияние на процесс обучения и дальнейшую ориентацию студентов на профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Шутова Наталья Вадимовна, Жерновая Оксана Романовна, Удалова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION TO BECOME A TEACHER AMONG PRESENT DAY STUDENTS

Much importance is paid to achievement-oriented motivation these days as well as researches on interests and attitudes, emotional reactions to failure, attributions and representations of individual, indicators of significantly related and determining academic achievements. The availability of knowledge may not ensure its application in various life situations, even people with the same level of intellectual abilities perform a particular task in different ways, which directly affects the result of their activities. Successful performance of any activity requires not only the presence of skills and intelligence, but also interest and faith in one's own strength to achieve results. Motivation is of great importance when studying the success of a person in areas of life that are aimed at achieving goals in educational and professional activities. In the modern world, the process of globalization covers all branches of development, and the role of foreign languages in society is also increasing. Industrial society defines professional success and self-realization as a social personality with fundamental values. The scope of application of a foreign language is also expanding. Knowledge of several foreign languages to a certain extent indicates the level of culture and education. The question of motivation in the process of learning a foreign language is extremely relevant. The article examines the motives for choosing a teacher profession among students of language specialties of a pedagogical university and its components that affect the student's attitude to study. The authors emphasize that the professional orientation of students primarily depends on their educational motivation, which includes components such as goals, motives, interest and emotions that have a significant impact on the learning process and the further orientation of students to professional activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ ПЕДАГОГА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/24PSMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Архипова, М. В. Особенности развития мотивации студентов к овладению профессией педагога /

М. В. Архипова, Н. В. Шутова, О. Р. Жерновая, И. М. Удалова // Мир науки. Педагогика и психология. —

2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN622.pdf

For citation:

Arkhipova M.V., Shutova N.V., Zhernovaya O.R., Udalova I.M. Motivation to become a teacher among present day students. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 24PSMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Архипова Мария Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6775-1413 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=802749

Шутова Наталья Вадимовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Россия

Профессор

Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=485083

Жерновая Оксана Романовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Россия

Заведующая кафедрой «Иностранных языков и лингвокультурологии»

Кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=321552

Удалова Ирина Михайловна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Магистрант E-mail: [email protected]

Особенности развития мотивации студентов к овладению профессией педагога

Аннотация. В последнее время придается все больше значение мотивации ориентированной на достижения. Исследуются интересы и установки, эмоциональные реакции на неудачу, атрибуции и представления индивида о себе как показатели существенно связанные и определяющие достижения в учебе. Наличие знаний может не обеспечивать их применение в различных жизненных ситуациях, даже люди с одинаковым уровнем интеллектуальных способностей, оценивают свои возможности выполнить то или иное задание по-разному, что напрямую влияет на результат их деятельности. Успешное выполнение какой-либо деятельности требует не только наличие способностей и интеллекта, сколько интерес и вера в свои силы достичь результата. Мотивация имеет наибольшее значение при изучении

успешности человека в сферах жизни, которые нацелены на достижения целей в учебной и профессиональной деятельности. В современном мире процесс глобализации охватывает все отрасли развития, возрастает и роль иностранных языков в обществе. Индустриальное общество определяет профессиональный успех и реализацию себя как социальной личности с фундаментальными ценностями. Расширяется и сфера применения иностранного языка для современного человека. Знание нескольких иностранных языков в определенной степени свидетельствует об уровне культуры и образования. Вопрос мотивации в процессе обучения иностранному языку является исключительно важным. В статье исследуются мотивы выбора профессии и их динамика у студентов языковых специальностей педагогического ВУЗа и ее компоненты, влияющие на отношение студента к учебе. Авторами подчеркивается, что профессиональная ориентация студентов в первую очередь зависит от их учебной мотивации, которая включает в себя такие компоненты, как цели, мотивы, интерес и эмоции, оказывающих существенное влияние на процесс обучения и дальнейшую ориентацию студентов на профессиональную деятельность.

Ключевые слова: мотивация; иностранный язык; профессия педагога

В настоящее время в области высшего профессионального образования происходят количественные и качественные изменения, которые в свою очередь оказывают влияние на выбор молодежью дальнейшего пути. С мотивации начинается формирование образовательных траекторий, на основе которых складываются профессиональные предпочтения и осуществляется реальный выбор. Список престижных профессий существенно меняется. За последние десятилетия топ самых престижных профессий мира возглавляют программисты и специалисты 1Т-технологий. Компьютеризация и бурное развитие технологий сделали эту профессию высокооплачиваемой и востребованной на долгие годы. Профессионалами в области программирования хотят быть 7 % выпускников. К группе наиболее привлекательных профессий также принадлежат специальности из экономического блока. Процент желающих выбрать направления экономика, финансы и кредит, банковское дело составляет 12 из числа выпускников. Престижность профессий определяется не только высоким доходом, сколько перспективой, возможностью карьерного роста и востребованностью. Юристы, инженеры, дизайнеры, артисты, врачи так же упоминаются в рейтинге наиболее привлекательных для выпускников [1; 2].

Необходимо отметить, что в данном списке рейтинга отсутствует профессия учителя. В современном мире профессия учителя обесценивается, несмотря на то, что учителя по-прежнему вкладывают много времени и сил в работу и в своих учеников. Сегодня профессии учителя не входит в перечень престижных для подрастающего поколения [3; 4]. Так, исследование мотивов выбора данной профессии у современного поколения студентов педагогического университета является актуальным вопросом. Мотивы выступают основными побудителями к деятельности, которой не бывает без мотива. Мотивация создает готовность к восприятию, концентрирует внимание на изучающем вопросе, побуждает мыслительную активность [5; 6]. Именно мотивация определяет направленность на учебно-познавательную деятельность у студентов и стимулирует процесс обучения, придавая учебной информации личностное значение [7-9].

Актуальность проводимого исследования подчеркивает важную роль мотивов у студентов языковых специальностей педагогического ВУЗа и их влияние на дальнейший выбор профессии. Цель исследования: изучить мотивы выбора профессии и их динамику у студентов языковых специальностей педагогического ВУЗа. В соответствии с поставленной целью

Введение

необходимо решение следующих задач: (1) изучить различные подходы к определению понятия «мотивация», выявить основные компоненты мотивации учебной деятельности; (2) подобрать диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей развития основных компонентов мотивации изучения иностранного языка; (3) провести диагностику динамики мотивов овладения профессией у студентов языковых специальностей педагогического ВУЗа. В ходе работы применялись методы: теоретический анализ, опрос и тестирование для анализа первичных и контрольных данных, компонентный анализ.

Теоретической основой исследования послужили труды в области мотивации такими учеными как: С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.К. Маркова и др.

Профессиональная ориентация студентов в первую очередь зависит от их учебной мотивации, которая включает в себя компоненты цели, мотивов, интереса и эмоций, оказывающих существенное влияние на процесс обучения и дальнейшую ориентацию студентов на профессиональную деятельность [11; 12].

Исследование динамики мотивации студентов в процессе обучения проводилось на базе Мининского университета (г. Нижний Новгород), в котором приняли участие студенты профиля подготовки «Иностранный язык». В исследовании приняли участие 68 студентов педагогического университета 1 -4 курсов бакалавриата, и студенты 1 -2 курсов магистратуры, обозначенных как 5-6 курсы. Для выявления особенностей динамики мотивации выбора специальности учитель иностранного языка использовался (1) тест Т.Д. Дубовицкой, направленный на анализ мотивации студентов к изучению английского языка [13; 14]; (2) тест А.А. Реана, направленный на выявление уровня мотивации студентов языковых специальностей к овладению профессией учитель иностранного языка [15].

Исследователи уделяют достаточное большое внимание мотивации учебной деятельности. К. Маркова исследует психологические характеристики учебных мотивов, подразделяя их на содержательную и динамическую группы. Группа содержательных характеристик согласован с содержанием учебной деятельности, которую выполняет ученик. Группа динамических характеристик связана не с содержанием, а скорее с формой и динамикой выражения данных мотивов (психофизиологические особенности, особенности нервной системы). Каждый вид мотивов имеет собственные содержательные и динамические критерии [16]. Л.И. Божович предлагает два основных типа учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Познавательные мотивы, по ее мнению, связаны с содержанием и процессом учебной деятельности, т. е. происходят от нее. Социальные — происходят от всей системы «ученик — окружающий мир», т. е. не связаны с учебным процессом [17].

Основные вопросы изучения мотивации, ее видов, мотивационной деятельности рассмотрены в масштабном исследовании Е.П. Ильина [8]. Ученый не только проанализировал представления о сущности и структуре мотива, но и описал особенности формирования мотивационной системы человека в онтогенезе, различных видах деятельности (учебной, трудовой, научной, предпринимательской), рассмотрел методы изучения мотивации и мотивов. В работах обобщены представления о сущности мотива с позиций исследователей, которые по-разному рассматривают этот психологический феномен: мотив как потребность, цель,

Материалы и методы

Результаты исследования

побуждение, намерение, личностные диспозиции, состояние, формулировка, удовлетворенность. В результате делается вывод, что принятие разными авторами за мотив различных психологических феноменов, будь то потребность, цель, побуждение, намерение или других, ставит их в затруднительное положение, так как пытаясь найти единственную детерминанту мотива, ученые существенно расходятся во мнениях с другими. Расхождения присутствуют и во взглядах на то, что есть рассматриваемые детерминанты: что есть потребность, чем является намерение, как объяснить состояние. Исходя из этого, проблема трактовки мотива в психологической науке остается неразрешимой. Мотивация рассматривается как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов. Большинство авторов, как отмечает ученый, трактуют мотивацию как процесс, нечто изменяющееся, движущееся, преобразующее.

В исследованиях встречаются два основных пути изучения различия внутренней и внешней мотивации. Первый путь разделяет связь между учебным мотивом и процессом и целью учения (т. е. его компонентами). Мотивы, осуществляемые путем познавательной потребности, связанные, совпадающие с целью учения, знаниями, получаемыми в процессе учебной деятельности, будут являться внутренними мотивами. Мотивы, которые не имеют связи с целью учебной деятельности, реализуют социальную потребность, называют внешними. Второй путь вместе с делением мотивов на внешние и внутренние включает в себя ряд других критериев — например, выделение личностного, ценностного, утилитарно-прагматического смысла, придаваемого учебной деятельности. Мотивы, реализующие внешние потребности (материальное, социальное благополучие) — являются, соответственно, внешними мотивами. Мотивы, реализующие внутренние потребности (направленные на внутреннее благополучие, т. е. внутреннюю гармонию личности, формирование системы личностных убеждений) — это мотивы внутренние.

Многие исследователи неоднократно обращаются к вопросу изучения процесса формирования мотивации у учащихся при обучении иностранному языку. Ведущую роль в процессе обучения иностранному языку играют следующие типы мотивации:

1. коммуникативная (помогает развивать достаточный уровень коммуникативной компетенции, обеспечить готовность и способность учащихся осуществлять иноязычное общение и пр.);

2. познавательная (потребность учащихся в самообразовании);

3. инструментальная (связана с процессом работы с лексикой, начиная от знакомства и заканчивая контролем);

4. лингвопознавательная (изучает основные свойства языковых знаков, положительное отношение к самой языковой материи);

5. профессиональная.

В методической литературе также выделяются несколько принципов создания мотивации учения. Для этого учителю необходимо: (1) учитывать возрастной фактор при развитии мотивации учеников, исходя из сложившихся на предыдущем возрастном этапе мотивационных особенностей и предопределяя их дальнейшее развитие; (2) выяснить реальное состояние мотивации учеников; (3) задействовать обучающегося в активную деятельность, а также обеспечить его комфортное взаимодействие со сверстниками и учителями; (4) развивать познавательную и социальную активность посредством совершенствования учебного процесса. А.К. Маркова выделила несколько общих путей формирования мотивации. Первый путь заключается в приобщении школьников к идеалам и образцам того, какими должны быть мотивы учения. Он называется путем «сверху вниз», когда через систему нравственного воспитания в школе ученик приобретает мотивы, которые служат ему эталоном поведения и

действий. Второй путь, «снизу вверх», состоит в том, что ученик помещается в обстановку, требующую от него проявления реальных видов деятельности, в результате чего он приобретает практический опыт поведения [16]. Также существует путь воспитания мотивации через учебную деятельность, когда содержание обучения как система задач для учащихся побуждает учеников самостоятельно обнаруживать какие-либо положения учебного курса, при этом у них формируется внутренняя мотивация к учению.

выявления особенностей динамики мотивации выбора специальности учитель иностранного языка использовался (1) тест Т.Д. Дубовицкой, направленный на анализ мотивации студентов к изучению английского языка [13; 14]; (2) тест А.А. Реана, направленный на выявление уровня мотивации студентов языковых специальностей к овладению профессией учитель иностранного языка.

Обратимся к полученным результатам исследования мотивации студентов к изучению иностранного языка и уровня мотивации студентов языковых специальностей к овладению профессией учитель иностранного языка.

Результаты показывают, что студенты 1 курса мотивированы к изучению английского языка, 75 % имеют высокий уровень мотивации, 25 % — средний. Не наблюдается низкий уровень мотивации, что говорит о взвешенном решении студентов поступить в данный вуз и при выборе специальности. 66 % студентов желают связать жизнь с профессией учитель. Возможно, такой высокий процент обусловлен свежими теплыми воспоминаниями о школьных учителях. Студенты с интересом изучают предметы, активно работают на занятиях.

Ситуация меняется среди студентов 2 курса. Наблюдается 15 % спад студентов с высоким уровнем мотивации, при этом количество студентов с высокой мотивацией превышает 50 %. Снижается и уровень мотивации у студентов 2 курса педагогического вуза стать учителями. 34 % подтверждает осознанный выбор профессии и желание учиться для достижения цели. 40 % имеют средний уровень мотивации в своем стремлении стать учителем, 19 % в случае неудачи на пути к поставленной цели отказываются от нее.

Большая часть испытуемых 3 курса, а именно 77 %, имеют средний уровень мотивации и лишь 23 % студентов высоко мотивированы на получении данной профессии. 30 % учащихся набрали 6-7 баллов, что диагностирует у них боязнь неудачи в процессе обучения и работе. 54 % испытуемых показывают настойчивость в достижении поставленных целей, не отступают перед трудностями, более оптимистично настроены на успех и предпочитают ставить перед собой средние по трудности достижимые цели. У 16 % опрошенных диагностируется мотивация успеха. Такие студенты ищут способы преодоления препятствий, встречающихся на пути к цели. Порой принимают рискованные решения, однако сложности, встречающиеся на пути к цели, только усиливают притягательность задания или пути.

Не наблюдается боязнь неудачи у студентов 4 курса, стабилизировался уровень внутренней мотивации, то есть студенты осознают важность получаемых знаний в университете и их ценность для их будущей профессии. Обучение происходит более осознанно. Студенты желаю учиться не только из-за внешних факторов.

Коэффициент студентов магистратуры существенно разнится с бакалаврами. 50 % студентов 5 курса (1 курс магистратуры) имеют высокую внутреннюю мотивацию, а другие 50 % показывают средний уровень мотивации. Показатели мотивации студентов наблюдаются уже с первых ответов, где студенты соглашаются с утверждениями «изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности», «изучаемый предмет мне интересен, я хочу знать по этому предмету как можно больше». Количество положительных ответов на эти вопросы составляет 100 %. Наличие внутренней мотивации можно проследить по количеству положительных ответов на утверждение «если

что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути» — 80 % ответили положительно. Большинство студентов стараются самостоятельно выполнять задания и не любят, когда им помогают или подсказывают. Студенты самостоятельно читаю литературу на английском языке, что дает им значительное преимущество в данной профессии и говорит о стремлении учиться, самосовершенствоваться. Больше половины испытуемых, а именно 58 %, планируют связать свое будущее с выбранной профессией, готовы бороться с препятствиями на пути и искать способы развития в этой сфере. Высокие баллы и отсутствие процента людей с боязнью неудачи и низкой мотивацией, характеризуют выбор профессии испытуемых, как осознанный. Учась в магистратуре, многие испытуемые уже имею опыт работы учителем. Они имеют представление о профессии, о требуемых навыках и умениях.

Выпускники магистратуры (обозначен как 6 курс) имеют четкое представление о профессии учитель, имеют опыт работы в этой сфере и осознают все трудные стороны данной работы. Студенты по-прежнему мотивированы изучать английский язык, понимая его важность и перспективу в современном мире. 30 % высоко мотивированы на продолжение изучения английского языка, желают совершенствовать свои знания, изучать новое, надеются на успех, настойчивы в достижении своей цели. Средний уровень мотивации имеют 60 % студентов, 15 % из них ответили положительно на следующее утверждение «данный предмет дается мне с трудом, мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания». Среди студентов с высокой и средней мотивацией, 40 % самостоятельно читают дополнительную литературу на английском языке, с интересом обсуждают предмет в свободное время. 10 % не заинтересованы в изучении данного предмета, у них часто бывает состояние, когда «совсем не хочется учиться».

Сильные изменения претерпевают данные о мотивации студентов языковых специальностей педагогического вуза к овладению профессией учителя среди студентов выпускного курса. 60 % студентов не желают работать учителями. Высокая мотивация прослеживается у 10 % студентов. Имея полную картину представлений о профессии учителя, они стремятся к достижению своей цели, усердно работая и получая необходимые знания для овладения этой профессией. Средняя мотивация наблюдается у 30 % студентов, они предпочитают ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, ищут способы преодоления препятствий и оптимистично настроены на дальнейшую работу в этой области.

■ высокий уровень внутренней мотивации ■ средний уровень внутренней мотивации

■ низкий уровень внутренней мотивации

90

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

Рисунок 1. Результаты исследования мотивации студентов к изучению иностранного языка (рисунок авторов)

Основываясь на полученные данные, мы наблюдаем следующие показатели динамики мотивации студентов педагогического вуза в течение шести лет, т. е. всего периода обучения (рис. 1, 2).

Данные показывают, что количество студентов со средним уровнем мотивации превышает число студентов с высокой. Однако к 4 курсу бакалавриата и 1 курсу магистратуры соотношение этих 2 групп уравнивается. Данная диаграмма демонстрирует существенный спад числа студентов с высокой мотивацией 2 и 3 курса на 39 %. Можно предполагать, что данный скачок, может быть связан с изменениями учебной программы, как отметили студенты — «все сложные предметы за один год». У 50 % всех опрошенных наблюдается средний уровень мотивации, у 40 % высокой, прослеживается положительное отношение студентов к познавательной деятельности, осознание смысла обучения в данном вузе.

70 60 50 40 30 20 10 0

Динамика мотивации к овладению профессией учителя носит положительный характер в течение всего периода обучения. Наивысшие показатели студентов с высоким уровнем мотивации прослеживаются на 1, 2, 4, 5 курсах обучения. Резкое снижение числа студентов с высокой мотивацией, желающих стать учителями, наблюдается на 3 курсе (16 %) и 6 (10 %). Пик числа со средним уровнем мотивацией приходится на 3 курс, также низкий уровень мотивация наблюдается у студентов 6 курса (60 %).

высокии уровень мотивации среднии уровень мотивации низкии уровень мотивации 66

63

60 60

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

6 курс

Рисунок 2. Результаты исследования уровня мотивации студентов к овладению профессией учитель (рисунок авторов)

Обсуждение

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Мотивация является важнейшим средством побуждения интереса к учению и мыслительной активности студентов. Мотивация преподавателя формируется задолго до начала его работы в этой сфере. Выбирая профессию или направление в вузе человек, как правило, уже имеет определенное представление и знание и ней. Вопрос закономерности выбора профессии очень обширный и обусловлен различными факторами, такими как индивидуальные потребности, побуждения и мотивация. Будучи мотивированными на приобретение профессии учитель,

выпускники школ осознанно выбирают университет. Однако многочисленность абитуриентов в педагогических ВУЗов не говорит о равноценном количестве выпускающихся специалистов. Зачастую процент выпускников, работающих по профессии невысок. При таковой разнице показателей поступивших и выпускников, встает вопрос о динамике мотивации студентов в процессе обучения. Очевидно, что среднего уровня мотивации студентов для успешной карьеры в сфере педагогики недостаточно.

Умение студентов ставить цель на определенном этапе своей деятельности говорит о зрелости его деятельности. Способность к целеполаганию является одним из компонентов мотивационной сферы учащегося. Студенты демонстрируют умение ставить конкретную цель перед собой и следовать по пути ее реализации, испытывают положительные эмоции при столкновении с новым учебным материалом, испытывают любопытство этим предметом, оптимистично настроены включаясь в работу, надеются на успех, осознают свои возможности в решении сложных задач в учебной деятельности. Положительное отношение субъекта к какой-либо деятельности определяет интерес, как важную причину действия. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении к объекту познания.

Динамика студентов изучать английский язык носит положительный характер. Студенты выражают желание стать учителями. Они думают о будущем и настойчивы в достижении своих целей, что характеризует их осознанный выбор данного направления. Студенты показывают стремление грамотно и добросовестно выполнять работу, заслужить внимание и уважение учеников. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что данные тестирования студентов смогут служить основанием для разработки системы для диагностики готовности выпускников языковых специальностей к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова Е.С. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодёжи // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 32-37.

2. Базарова Т.С., Фомицкая Г.Н. Особенности профессионализации будущих специалистов в условиях современных вызовов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3(56). С. 308-316.

3. Минеева О.А., Максимова К.А., Бакулина Н.А., Слюзнева К.В. Выбор профессии учителя: изучение мотивации студентов педагогических специальностей // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 4(46). С. 136-142.

4. Ляшенко М.С., Минеева О.А., Максимова К.А. Анализ представлений преподавателей о роли и процессе формирования психолого-педагогической культуры студентов в ВУЗе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6(40). С. 43-50.

5. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 4. С. 64-75.

6. Шутова Н.В., Шутова В.В., Ходыкина О.А. Диагностика эмоциональных проявлений студентов-будущих учителей // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2(113). С. 406-410.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16. 17.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 288 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Питер, 2011. 512 с.

Леонтьев В.Г. Мотвиация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат. 2002. 264 с.

Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воронина Д.К., Шамов А.Н. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. С. 5.

Фролова С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, N 2. С. 3.

Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002, № 2. С. 42-45.

Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2000.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с.

Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.

24PSMN622

Arkhipova Maria Vladimirovna

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6775-1413 RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=802749

Shutova Natalya Vadimovna

Nizhny Novgorod State Lobachevsky University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected] RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=485083

Zhernovaya Oksana Romanovna

Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected] RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=321552

Udalova Irina Mikhailovn

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected]

Motivation to become a teacher among present day students

Abstract. Much importance is paid to achievement-oriented motivation these days as well as researches on interests and attitudes, emotional reactions to failure, attributions and representations of individual, indicators of significantly related and determining academic achievements. The availability of knowledge may not ensure its application in various life situations, even people with the same level of intellectual abilities perform a particular task in different ways, which directly affects the result of their activities. Successful performance of any activity requires not only the presence of skills and intelligence, but also interest and faith in one's own strength to achieve results. Motivation is of great importance when studying the success of a person in areas of life that are aimed at achieving goals in educational and professional activities. In the modern world, the process of globalization covers all branches of development, and the role of foreign languages in society is also increasing. Industrial society defines professional success and self-realization as a social personality with fundamental values. The scope of application of a foreign language is also expanding. Knowledge of several foreign languages to a certain extent indicates the level of culture and education. The question of motivation in the process of learning a foreign language is extremely relevant. The article examines the motives for choosing a teacher profession among students of language specialties of a pedagogical university and its components that affect the student's attitude to study. The authors emphasize that the professional orientation of students primarily depends on their educational motivation, which includes components such as goals, motives, interest and emotions that have a significant impact on the learning process and the further orientation of students to professional activity.

Keywords: motivation; foreign language; teacher profession

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.