Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/05PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Олифиренко С.М. Перспективные методы формирования мотивации к изучению английского языка в технических высших учебных заведениях в рамках компетентностного подхода // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Olifirenko S.M. (2019). Promising methods for generating motivation for learning English in technical higher education institutions as part of the competency-based approach. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN419.pdf (in Russian)
УДК 377/378 (075.8) ББК 74.48
Олифиренко Светлана Михайловна
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия
Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Перспективные методы формирования мотивации к изучению английского языка в технических высших учебных заведениях в рамках компетентностного подхода
Аннотация. В статье рассматриваются методы повышения мотивации у студентов технических ВУЗов к изучению английского языка, соответствующие компетентностному подходу. Автор приводит результаты опросов учащихся неязыковых ВУЗов, на основании которых выявляется негативное отношение к изучению иностранного языка у студентов разных курсов с указанием причин отсутствия мотивации. Дается определение мотивационных факторов у обучающихся с соотнесением профессиональным компетенциям в рассмотрении на примере информационно-технических направлений подготовки. На основании совокупности данных полученных по результатам опросов и анализу типов мотивационных факторов проводится переосмысление части основных задач преподавателя, решаемых в процессе подготовки планирования учебной нагрузки и составлении планов занятий. Выделяются основные направления при подготовке материалов для отдельных групп и курсов, полученные на основе анализа современных подходов к организации образовательного процесса изучения иностранного языка. Автором также произведена и приводится трассировка требований, предъявляемых к выпускнику со стороны профессиональной среды, с соотнесением компетенций и образовательных методов, а также анализ типов мотивации и соотнесение их педагогическому опыту, накопленному при образовательном процессе. Основной метод, используемый в предлагаемой методике представляет собой совокупность метода проектов и метода ситуативного обучения (case-метод) с привлечением отраслевых специалистов с опытом международной работы, информационно-компьютерных технологий и вовлечением обучающихся старших курсов в образовательный процесс с целью передачи опыта младшим курсам. Описывается разработанная автором методика планирования распределения учебной нагрузки, эффективность которой подтверждается эмпирически.
Ключевые слова: мотивация; виды мотивации; внутренняя мотивация; внешняя мотивация; мотивация обучающихся; мотивация при изучении иностранного языка; компетентностный подход при обучении иностранному языку; самоанализ мотивации
Введение
Английский язык в современном мире занимает лидирующую позицию, как международное средство общения и передачи информации. Наибольшее число специалистов разных отраслей используют английский язык в многоязыковой профессиональной среде, как основной язык при общении и сопровождении рабочего процесса [1]. Несмотря на то, что вышесказанное общеизвестно, в Российских ВУЗах со стороны студентов отмечается проблема уменьшения ценности владения английским языком, умения им пользоваться, как средством делового и профессионального общения и знания общепрофессиональных и профессионально-специализированных языковых областей.
По результатам опроса, произведенного среди обучающихся Московского авиационного института, можно отметить, что данное пренебрежение ярко выражается на младших курсах, постепенно исчезая к старшим курсам (рис. 1). Также из опроса выяснены факторы формирования негативного отношения к языковым дисциплинам у обучающихся (рис. 2).
Среди них:
• негативное отношение к иностранному языку, сформировавшееся в процессе изучения его в школе (36 %);
преуменьшение важности дисциплинами (35 %);
иностранного языка перед профильными
перенагрузка обучающегося, вызванная некорректно составленным учебным планом (20 %);
недостаточное понимание важности владения иностранным языком (5 %); негативное отношение к пожилым преподавателям, возрастом более 65 лет (3 %); личная незаинтересованность (1 %).
Студенты 5 курса
Студенты 4 курса Студенты 3 курса Студенты 2 курса Студенты 1 курса
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% - позитивное отношение ■ негативное отношение
Рисунок 1. Результаты опроса заинтересованности обучающихся изучению иностранного языка (составлено автором)
05PDMN419
Несмотря на описанное выше, большая часть обучающихся оказалась заинтересованной к изучению иностранного языка (56 %). Тем не менее, процент незаинтересованных довольно высок, что демонстрирует кризис отношения обучающихся к иностранному языку. Результаты опросов среди обучающихся других неязыковых вузов также неутешительны (рис. 3).
1%
■ Плохое отношение со школы
■ Интереснее изучать профильные дисциплины
I Слишком большая нагрузка
> Иностранный язык бесполезен
Слишком старые преподаватели
I Не хочу изучать иностранные языки
Рисунок 2. Причины низкой мотивации к изучению иностранного языка (составлено автором)
СПбГЭТУ «ЛЭТИ» МИЭТ МИФИ МГТУ им. Баумана ТулГУ МФТИ
"Стрела"
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
■ позитивное отношение негативное отношение
Рисунок 3. Результаты опроса студентов неязыковых ВУЗов об их отношении к изучению иностранного языка (составлено автором)
Для преодоления этой проблемы необходима тщательная работа с мотивацией обучающихся, с момента начала обучения иностранному языку в ВУЗе.
Мотивация обучающихся Классификация
Как известно, мотивация, согласно Е.И. Пассову [2], классифицируется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней мотивации относят (на примере бакалавров информационно -технических направлений подготовки) [3-5]:
• Содержание учебных материалов.
• Овладение навыками письма, чтения и говорения (ОК-1, ОК-2).
• Овладение языком на уровне не ниже разговорного (ОК-14).
• Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства (ОК-6).
• Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-11).
• Владение компьютером, как средством управления и организации информации (ОК-12).
К внешней мотивации относят [3-5]:
• Мотивация, связанная с перспективами развития личности.
• Мотивация, связанная с внешними факторами (оценивание со стороны преподавателя, оценка за проделанную работу, исполнение учебных обязательств, иные внешние меры воздействия).
• Кооперация с профессиональной средой, коллегами (ОК-3).
• Умение находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность несения ответственности за них (ОК-4).
• Умение осуществлять сбор и анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области профессиональной деятельности, проводить анализ патентной литературы (в том числе на иностранном языке) (ПК-23).
• Умение готовить доклады, презентации, научно-технические отчёты по результатам выполненной работы (в том числе и на иностранном языке), оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на конференциях (в том числе - международных) (ПК-27).
• Умение формировать новые конкурентоспособные идеи и реализовывать их в проектах (в том числе - международного уровня) (ПК-28).
Таким образом, можно выделить восемь общекультурных и три профессиональных компетенции, относящихся к факторам мотивации. Далее в статье будет рассмотрен пример ориентирования учебного процесса на формирование как мотивации обучающихся, так и необходимых компетенций.
Согласно результатам опроса обучающихся, основным мотивом в процессе обучения для подавляющего большинства (76 %) является успешная сдача зачёта/экзамена и получение оценок не ниже «хорошо/отлично», из чего следует превалирование факторов внешней мотивации на текущий момент.
Исходя из сказанного, одной из основных задач преподавателя английского языка в неязыковом ВУЗе является развитие у обучающихся младших и средних курсов позитивного отношения к познавательному процессу с интеграцией процесса формирования необходимых компетенций. Не менее важной задачей является задача организации учебного процесса и составление корректного учебного плана с учетом уровня нагрузки и распределением изучаемых тем соотносительно изучаемым дисциплинам. Наконец, непосредственной задачей преподавателя является задача модификации курса в зависимости от уровня подготовки учебной группы и уровня мотивации обучающихся, разработка учебных заданий для отдельных групп и индивидуальных заданий для обучающихся с учетом уровня подготовки каждого студента. Далее приводится описание предлагаемой автором методики повышения мотивации обучающихся, разработанной таким образом, чтобы обеспечить приобретение необходимых компетенций и способствовать увеличению интереса к изучению иностранного языка в процессе обучения.
Методика повышения мотивации
На основе современных ББР-подходов к организации образовательного процесса изучения иностранного языка [6-9] можно выделить приоритетные направления при разработке учебных заданий:
• Задания, ориентированные на формирование начальных профессионально-языковых знаний и навыков.
• Задания, направленные на подготовку студентов к ведению деловой переписки, написанию статей научного содержания, научно-технических отчётов, обзоров, выполнению проектов по выбранному научному направлению, выполнению презентаций и подготовку научных докладов по теме исследований.
• Учебно-методические комплексы с использованием мультимедийных/ информационных технологий с глубокой интеграцией в профессиональную область.
• Привлечение к учебному процессу специалистов, имеющих международный опыт общения и рабочих взаимодействий.
• Включение в учебный процесс проектной деятельности на иностранном языке.
• Использование ситуационного анализа и реальных профессиональных источников в процессе обучения на каждом этапе.
Автором была произведена трассировка требований, предъявляемых к выпускнику со стороны профессиональной среды, с соотнесением компетенций и образовательных методов. Исходя из произведенного анализа была составлена методика обучения, план которой представлен в таблице 1.
Основной метод, используемый в предлагаемой методике представляет собой совокупность метода проектов и метода ситуативного обучения (еаБе-метод [10]) с привлечением отраслевых специалистов с опытом международной работы, информационно-компьютерных технологий и вовлечением обучающихся старших курсов в образовательный процесс с целью передачи опыта младшим курсам.
За довольно короткое время мотивация к изучению иностранного языка выросла на 23 %, при этом обучающиеся высказали наибольшую удовлетворенность привлечением профессионалов будущей отрасли деятельности, применению кейс-метода.
Таблица 1
Планирование распределения обучающей нагрузки
Курс обучения Вид задания по иностранному языку Вид профессиональной деятельности Компетенции
1 Работа с печатными текстами Работа с нелокализованными материалами 0 К 1 О К 2 3 Я О| О К 4 я я О| О К 11 О К 12 О К 14 П К 23 П К 27 П К 28
Написание обзоров, статей, научно-технических отчетов, анализ cases, ведение академической переписки, проектная работа Чтение профессиональной/специализированной литературы + + + + + + +
Использование терминологического аппарата + + + + + + + + + + +
2 Online-конференции, выполнение интерактивных заданий в специально разработанных программных комплексах Возможность международных опНпе-взаимодействий + + + + + + + + + + +
Работа с печатными текстами, аутентичными источниками, поиск и анализ, структурирование информации для получения результата Изучение и использование специализированных международных стандартов + + + + + + +
3 Работа с печатными текстами, аутентичными источниками, поиск и анализ, структурирование информации для получения результата, написание обзоров, статей, научно-технических отчетов, анализ cases, ведение академической переписки, проектная работа Получение квалификационных сертификатов международного уровня + + + + + + + +
4-5 Работа с печатными текстами, аутентичными источниками, поиск и анализ, структурирование информации для получения результата, написание обзоров, статей, научно -технических отчетов, анализ cases, ведение академической переписки, проектная работа, case-анализ Участие в международных профессиональных сообществах + + + + + + + + + + +
Ведение международной проектной работы + + + + + + + + + + +
Самостоятельная работа с аутентичными профессиональными источниками, поиск и анализ, структурирование информации для получения результата, написание обзоров, статей, научно-технических отчетов, анализ cases, ведение академической переписки, проектная работа, case-анализ Защита квалификационных работ международного уровня + + + + + + + + + + +
Итого
Студенты 5 курса ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Студенты 4 курса Студенты 3 курса Студенты 2 курса Студенты 1 курса
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% - позитивное отношение ■ негативное отношение
Рисунок 4. Результаты опроса заинтересованности обучающихся изучению иностранного языка после внедрения методики (составлено автором)
Заключение
В статье был представлен анализ мотивации современных студентов к изучению иностранных языков, построенный на основе данных, полученных в результате опроса обучающихся, на основании которого выяснены причины недостаточной мотивации обучающихся. Произведен анализ и составлена классификация мотивационных факторов внешней и внутренней мотивации обучающихся с соотнесением их общекультурным и профессиональным компетенциям. Определены задачи преподавателя при подготовке учебного курса и материала, с учётом описанного выше. Произведена трассировка с требованиями, предъявляемыми к выпускнику, результаты объединены в предлагаемую автором методику распределения учебной нагрузки. При применении в учебном процессе эмпирически доказана эффективность предлагаемой методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федоришина Н.Д., Кузьмина Е.А. Значение английского языка в современном мире // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 03.07.2019).
2. Пассов, Е.И., Кузовлев, В.П., Кузовлева, Н.Е., Царькова, В.Б. Мастерство и личность учителя: На примере деятельности учителя иностранного языка. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2001. - 240 с.
3. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра 220400 «Управление в технических системах». М., 2009. URL: http://fond.tpu.ru/fond/fgos_3.html (дата обращения: 04.07.2019).
4. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра 230400 «Информационные системы и технологии». М., 2009. URL: http://fond.tpu.ru/fond/fgos_3.html (дата обращения: 04.07.2019).
5. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра 230700 «Прикладная информатика». Мин. обр. РФ. М., 2009. URL: http://fond.tpu.ru/fond/fgos_3.htm (дата обращения: 04.07.2019).
6. Афанасьева Марина Владимировна Esp - английский для специальных целей: история и современность // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esp-angliyskiy-dlya-spetsialnyh-tseley-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 04.07.2019).
7. Дзугаева З.Р. ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ // International Scientific Review № 2(33) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: XXXI International Scientific and Practical Conference (Boston, USA - 25 February, 2017). с., URL: https://scientific-conference.com/h7sborniki/pedagogicheskie-nauki2/714-teaching-english.html (дата обращения: 04.07.2019).
8. Шахакимова М.Т. The growing importance of English for specific purposes // Молодой ученый. - 2017. - №18. - С. 348-350. - URL: https://moluch.ru/archive/152/43067/ (дата обращения: 04.07.2019).
9. Чистякова Вера Васильевна Мобильные технологии в системе обучения иностранному языку (английский язык, технический вуз): ожидания и возможности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №4 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnye-tehnologii-v-sisteme-obucheniya-inostrannomu-yazyku-angliyskiy-yazyk-tehnicheskiy-vuz-ozhidaniya-i-vozmozhnosti (дата обращения: 04.07.2019).
10. Корнеева М.А. Теоретические основы метода Case study в обучении английскому языку для специальных целей // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 340-343. -URL: https://moluch.ru/archive/143/40114/ (дата обращения: 04.07.2019).
https:// mir-nauki. com
Olifirenko Svetlana Mikhailovna
Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Promising methods for generating motivation for learning English in technical higher education institutions as part of the competency-based approach
Abstract. The article deals with the methods of increasing the motivation of students of technical Universities to study English, corresponding to the competence approach. The author presents the results of surveys of students of non-linguistic Universities, on the basis of which revealed a negative attitude to the study of a foreign language in students of different courses, indicating the reasons for the lack of motivation. The definition of motivational factors in students with the correlation of professional competence in the consideration of the example of information and technical areas of training. On the basis of the totality of the data obtained from the results of surveys and analysis of types of motivational factors, a rethinking of some of the main tasks of the teacher is carried out, which are solved in the process of preparing the planning of the workload and drawing up lesson plans. The main directions in the preparation of materials for individual groups and courses obtained on the basis of the analysis of modern ESP - approaches to the organization of the educational process of learning a foreign language. The author also made and provides a trace of the requirements for graduates from the professional environment, with the correlation of competencies and educational methods, as well as the analysis of types of motivation and correlation of their pedagogical experience gained in the educational process. The main method used in the proposed method is a set of project methods and the method of situational learning (case-method) with the involvement of industry professionals with international experience, information and computer technology and the involvement of senior students in the educational process in order to transfer experience to Junior courses. The author describes his method of planning the distribution of workload, the effectiveness of which is confirmed empirically.
Keywords: motivation; types of motivation; internal motivation; external motivation; motivation of students; motivation in learning a foreign language; competence approach in teaching a foreign language; self-analysis of motivation
05PDMN419