Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОДГОТОВКАИНЖЕНЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговая Н.А.

Предмет. Студенты бакалавриата и магистратуры технических вузов осознают, чтовладение как минимум одним иностранным языком повышает их конкурентоспособность на рынке труда, в то же время не проявляют особого интереса к изучениюданного учебного предмета. Поиск и разработка эффективных способов повышения мотивации к изучению иностранного языка является актуальной и не решенной задачей. Цель работы - проследить корреляцию уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся и их мотивации к изучению профессионального иностранного языка при традиционной и триплексной форме обучения. Метод. Исследование проводилось в три этапа: первый - диагностика учебноймотивации магистрантов; второй - определение ведущих мотивов изучения профессионального иностранного языка в магистерских группах; третий - определение уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативнойкомпетенции. Результаты. Выявлен значительный рост мотивации к изучению профессионального иностранного языка в группе с триплексной формой обучения. Уровень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции вэтой группе также оказался выше по сравнению с группой с традиционной формойобучения. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы для оптимизации учебного процесса, основанного на понимании, что уровень академической успеваемости в изучении иностранного языка находится в прямой зависимости от уровня мотивации к его изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роговая Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION LEVEL DIAGNOSIS FOR STUDYING A PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE

Background. Undergraduate and graduate students of technical universities are awarethat knowledge of at least one foreign language increases their competitiveness inthe labour market. At the same time they do not show much interest in studying thisacademic subject. Development of effective ways to increase motivation to learn aforeign language is an urgent and unresolved task.Objective. Aim of the work is to trace the correlation between the level of foreignlanguageprofessional communicative competence of students and their motivationto study a professional foreign language in the traditional and triplex form ofeducation.Methods. The research included three stages: the first - diagnostics of the educationalmotivation of undergraduates; the second - identification of the main motives forlearning a professional foreign language in master’s groups; the third - determination ofthe level of foreign-language professional communicative competence.Results. A significant increase in motivation to study a professional foreign languagein a group with a triplex form of education was revealed. The level of foreign-languageprofessional communicative competence in this group also turned out to be highercompared to the group with the traditional form of education.Practical significance. The results of this study can be used to optimise the educationalprocess based on the awareness of the dependency of the level of academic performancein a foreign language to the level of motivation to study it.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

а ОРЕМ

^иипл АССЕ!

мотивации к изучению профессионального иностранного языка

Н. А. Роговая1

1 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Для цитирования Роговая Н. А. Диагностика уровня мотивации к изучению профессионального иностранного языка // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1. С. 155-165. https://doi.Org/10.52944/PORT.2022.48.1.010

For citation Rogovaya, N. A. (2022). Motivation level diagnosis for studying a professional foreign language. Vocational Education and Labour Market, 1, 155-165, https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.48.1.010

Поступила Received 15 января 2022 г. January 15, 2022

Copyright © Роговая Н. А., 2022

Роговая Наталья Александровна — старший преподаватель академического департамента английского языка Дальневосточного федерального университета, ОКСЮ: 0000-0003-3489-7694, е-таШ na.rogovaya@mail.ru

Аннотация

Предмет. Студенты бакалавриата и магистратуры технических вузов осознают, что владение как минимум одним иностранным языком повышает их конкурентоспособность на рынке труда, в то же время не проявляют особого интереса к изучению данного учебного предмета. Поиск и разработка эффективных способов повышения мотивации к изучению иностранного языка является актуальной и не решенной задачей.

Цель работы - проследить корреляцию уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся и их мотивации к изучению профессионального иностранного языка при традиционной и триплексной форме обучения.

Метод. Исследование проводилось в три этапа: первый - диагностика учебной мотивации магистрантов; второй - определение ведущих мотивов изучения профессионального иностранного языка в магистерских группах; третий - определение уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

Результаты. Выявлен значительный рост мотивации к изучению профессионального иностранного языка в группе с триплексной формой обучения. Уровень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в этой группе также оказался выше по сравнению с группой с традиционной формой обучения.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы для оптимизации учебного процесса, основанного на понимании, что уровень академической успеваемости в изучении иностранного языка находится в прямой зависимости от уровня мотивации к его изучению.

Ключевые слова: профессиональный иностранный язык, иностранный язык в неязыковом вузе, коммуникативная компетенция, учебная мотивация, подготовка инженеров

Motivation level diagnosis for studying a professional foreign language

N. A. Rogovaya1

1 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

Natalya А. Rogovaya — Senior Lecturer of English Language Academic Department, Far Eastern Federal University, ORCID: 0000-0003-3489-7694, e-mail: na.rogovaya@mail.ru

Abstract

Background. Undergraduate and graduate students of technical universities are aware that knowledge of at least one foreign language increases their competitiveness in the labour market. At the same time they do not show much interest in studying this academic subject. Development of effective ways to increase motivation to learn a foreign language is an urgent and unresolved task.

Objective. Aim of the work is to trace the correlation between the level of foreign-language professional communicative competence of students and their motivation to study a professional foreign language in the traditional and triplex form of education.

Methods. The research included three stages: the first - diagnostics of the educational motivation of undergraduates; the second - identification of the main motives for learning a professional foreign language in master's groups; the third - determination of the level of foreign-language professional communicative competence. Results. A significant increase in motivation to study a professional foreign language in a group with a triplex form of education was revealed. The level of foreign-language professional communicative competence in this group also turned out to be higher compared to the group with the traditional form of education.

Practical significance. The results of this study can be used to optimise the educational process based on the awareness of the dependency of the level of academic performance in a foreign language to the level of motivation to study it.

Keywords: professional foreign language, foreign language in a non-linguistic university, communicative competence, educational motivation, engineers training

Введение

Значительным преимуществом профессионала считается сформированная на высоком уровне иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, развитие которой происходит при наличии мотивации к изучению иностранного языка. Анализ работ, посвященных проблеме мотивации, показал значительную вариативность в определении данного понятия, его природы и структуры (Gardner, Lambert, 1984; Зимняя, 1991; Сиротина, 2015; Ковалева, Герасименко, 2020; Liu, Yu, 2019).

Вопросам диагностики уровня мотивации с учетом формы обучения иностранному языку посвящено также немало работ (Минеева, Лящен-ко, 2018; Наумова, 2009; Финогенова, Денисенко, 2018; Сиротина, 2015).

Цель настоящего исследования - определить основные мотивы изучения профессионального иностранного языка магистрантами при традиционной и триплексной формах обучения. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что повышение уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у студентов магистратуры приведет к росту их мотивации к изучению иностранного языка.

Под иноязычной профессиональной коммуникативной компетенцией магистрантов понимается «интегративная составляющая общих компетенций, которая включает в себя личностные качества человека, а также знания научно-теоретического характера, практические умения и навыки, разного рода рефлексии и мотивации, способствующие достижению эффективности иноязычного профессионального общения» (Минакова и др., 2019).

Методы

Для изучения влияния мотивации на процесс овладения иностранным языком и совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в 2019-2021 гг. было проведено трехэтапное исследование, в котором приняли участие 50 магистрантов двух направлений подготовки (27.04.05 «Инноватика» и 15.04.03 «Прикладная механика»), поступивших в Политехнический институт Дальневосточного федерального университета (по 25 человек в каждой группе).

На первом этапе проводилась диагностика учебной мотивации магистрантов по методике А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой (2004), адаптированной с учетом нашего исследования. В тесте было 34 утверждения, которые оценивались по пятибалльной шкале. Для обработки результатов были обозначены 7 регистров: 1) коммуникативные мотивы; 2) мотивы уклонения; 3) мотивы достоинства; 4) профессиональные мотивы; 5) мотивы самореализации; 6) учебно-познавательные мотивы; 7) социальные мотивы как комплекс внешних и внутренних мотивов.

Поскольку нас интересовала область изучения профессионального иностранного языка, на втором этапе были определены ведущие мотивы к изучению профессионального иностранного языка (общие,

интегративные и инструментальные). За основу была взята анкета О. А. Минеевой и М. С. Ляшенко, разработанная на основе опросника «Attitude / Motivation Test Battery» Р. Гарднера (Gardner, 2004) и модифицированная для нашего исследования. Анкета включала в себя 24 вопроса, условно поделенных на три части (общие, интегративные и инструментальные мотивы к изучению профессионального иностранного языка). Оценка утверждений производилась по шестибалльной шкале.

На третьем этапе был определен уровень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции магистрантов при помощи теста, в основу которого легли материалы, разработанные в центрах тестирования Кембриджского университета. Для описания уровня владения иностранным языком была применена «Общеевропейская шкала языковых компетенций»1.

Результаты и обсуждение

Результаты диагностики учебной мотивации 1 этапа (рис. 1, 2) показали, что у магистрантов преобладают «профессиональные мотивы» в изучении, почти все опрошенные поставили высокий балл утверждениям: «Учусь, так как мне нравится избранная профессия», «Хочу стать высококвалифицированным специалистом», «Чтобы обеспечить будущую профессиональную деятельность» и т. д. Такой выбор связан с тем, что в последнее время студенты стали поступать в магистратуру, выбирая либо специальность, полученную в бакалавриате, тем самым углубляя свои профессиональные знания, либо кардинально меняя направление подготовки, уже имея более-менее полное представление о сфере своей будущей деятельности (так поступали в основном работающие магистранты).

Диаграмма 1. Учебная мотивация магистрантов направления подготовки 15.04.03 «Приборостроение» (2019 год) Диаграмма 2. Учебная мотивация магистрантов направления подготовки 27.04.05 «Инноватика» (2019 год)

1 Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR). https://www.coe.int/en/web/language-policy/home

На втором месте оказались «коммуникативные мотивы», связанные непосредственно со сферой общения: в беседах магистранты демонстрировали желание уверенно общаться с коллегами, уметь отстаивать свою точку зрения, быть правильно интерпретированным собеседником и т. д.

Далее по степени важности следовали «учебно-познавательные мотивы» (14%), быть на хорошем счету у преподавателя или работодателя посчитали необходимым лишь 7 опрошенных из двух групп.

Результаты второго этапа - входного анкетирования, отражающие мотивы магистрантов к изучению профессионального иностранного языка, представлены в таблице 1.

Полученные результаты подтверждают наличие интереса к изучению профессионального иностранного языка по общим мотивам, однако интерес этот сравнительно низок («категорично да» выбрали 34,5% в одной и 33% в другой группе). При этом на утверждение «я с удовольствием изучаю дисциплину «Профессионально ориентированный перевод» ответил «категорично да» лишь 1 человек из двух групп.

Показатель интегративной мотивации к изучению профессионального иностранного языка оказался незначительно выше по сравнению с общими мотивами (в первом случае - 13,5% и 7,5%, во втором - 12,5% и 10,5%). Пятая часть магистрантов (20%) отметили возможность вза-

Таблица 1

Результаты входного анкетирования, отражающие мотивы

к изучению профессионального иностранного языка

LO СО CD CD 5 О со о 53 о о 53 о о 5 о 3 о 53 о о

CD CD О о "ЧГ "ЧГ о о "ЧГ "ЧГ о о о о "ЧГ "ЧГ о о

Утверждение Lri CN -i— lri С^ 1— С^ 1— 2 lri 21

категорично нет скорее нет, скорее да, да категорично

нет чем да чем нет да

Общие мотивы

к изучению

профессионального

иностранного языка 4 5 6,5 3 10,5 6 33 42,5 34,5 33% 12,5 10,5

(средний показатель

по вопросам 1-8)

в %

Интегративные мотивы к изучению профессионального

иностранного языка 2,5 2,5 4 2 19 16,5 26 34,5 35,5 37 13 7,5 (средний показатель по вопросам 9-16) в %

Инструментальные мотивы к изучению профессионального

иностранного языка 0 2 2 0,5 6 4,5 20,5 23 45,5 53,5 26,5 17 (средний показатель по вопросам 17-24) в %

имодействия с иностранными коллегами, для 40% значимой считается возможность свободно читать статьи по специальности на иностранном языке. При этом лишь 35% убеждены в том, что профессиональный иностранный язык необходим для общения с коллегами.

Рассматривая инструментальную направленность мотивации, показатели которой оказались немного выше общих и интегративных (26,5% и 17% по группам), можно говорить о том, что более 50% магистрантов в каждой из групп признавали трудности с поиском престижной работы без знания иностранного языка, а 28% считали это невозможным. Более трети магистрантов (36%) отметили необходимость знания профессионального иностранного языка для дальнейшей учебы по специальности, а 34% признавали нужность профессионального иностранного зыка. Двое опрошенных (8%) однозначно ответили, что изучают иностранный язык только для получения диплома, еще 20% - ради положительной оценки. Значительная часть респондентов (32%) посчитали иностранный язык необходимым только для комфортных путешествий. При этом средний процентный показатель инструментальной мотивации был выше общей и интегративной и составил более 40% в каждой из групп.

На третьем этапе исследования был определен исходный уровень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции магистрантов в группах на момент зачисления (табл. 2).

Результаты оказались следующими: 64% магистрантов обоих на-

Таблица 2

Исходный уровень сформированное иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в группах (2019 г.)

Уровни Высокий Средний Низкий

«27.04.05» (%) 28 64 8

«27.04.05» (чел.) 7 16 2

«15.04.03» (%) 20 64 16

«15.04.03» (чел.) 5 16 4

правлений подготовки оказались на среднем уровне, что сравнительно неплохой показатель. При этом в группе «Приборостроение» 4 человека показали низкий уровень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции по сравнению с двумя магистрантами в группе «Инноватика».

В учебном плане магистратуры на изучение дисциплины «Профессионально ориентированный перевод» традиционно предусмотрено 36 аудиторных часов, или три семестра, первые два из которых заканчиваются зачетом, по окончании третьего предусмотрен экзамен. В группе «Приборостроение» обучение происходило по традиционной программе без изменений.

Согласно учебному плану магистратуры по направлению подготовки «Инноватика» реализовывался триплекс иноязычной подготовки, который включает в себя три дисциплины - основную («Профессионально ориентированный перевод») и две вспомогательные: вариативный предмет по выбору на тему «Специфика научных публикаций на английском языке» и факультатив «Научное исследование», которые в своей совокупности нацелены на развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции (подробно см. Роговая, 2020).

Замеры уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции производились в конце каждого из трех семестров обучения (табл. 3).

Таблица 3

Уровень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции по семестрам обучения

Уровни Высокий Средний Низкий

Семестр 1 2 3 1 2 3 1 2 3

27.04.05 (%) 28 36 52 64 64 48 8 0 0

27.04.05 (чел.) 7 9 13 16 16 12 2 0 0

15.04.03 (%) 20 20 24 64 68 64 16 12 12

15.04.03 (чел.) 5 5 6 16 17 16 4 3 3

Как видно из таблицы, в первом семестре с высоким уровнем сфор-мированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции было 7 человек в группе «Инноватика» и 5 человек в группе «Приборостроение». На среднем уровне находились 64% магистрантов каждой из групп. На низком уровне в группе «Инноватика» в 1 семестре 8% студентов, в группе «Приборостроение» - 16%. Перевес (хоть и небольшой) в группе «Приборостроение» можно объяснить спецификой профессии. На данную специальность, для поступления на которую профильными предметами являются математика и физика, зачастую идут представители с техническим складом ума, практически не заинтересованные в изучении иностранного языка.

Во втором семестре в группе «Инноватика» отмечено 9 магистрантов с высоким уровнем, а в группе «Приборостроения» показатель остается прежним. При этом количество часов, отведенных на реализуемые в первом и втором семестрах дисциплины, в обеих группах одинаковое. Тем не менее количество магистрантов со средним уровнем сформирован-ности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в группе «Приборостроение» оказывается на 4% выше, так как количество магистрантов с низким уровнем снижается на одного человека. В группе «Инноватика» с низкого на средний уровень переходят 2 человека.

Значительное улучшение показателей в группе «Инноватика» происходит в третьем семестре - за счет прибавления двух дисциплин триплекса: «Специфика научных публикаций на английском языке» и факультатива «Научное исследование». Количественный рост показателей

происходит как за счет увеличения контактных часов по иностранному языку, так и вследствие особенностей построения аудиторной работы. В качестве обучающих методик на занятиях широко применяется моделирование ситуаций профессионального общения. Вдобавок к этому магистранты в обязательном порядке читают, переводят и анализируют англоязычные научные публикации по специальности. Магистрантов с высоким уровнем становится более половины (52%) от общего количества, со средним - 48%, низкоуровневых не выявляется.

В группе «Приборостроение» показатель имеет незначительную динамику, если сравнивать с направлением «Инноватика»: на высоком уровне оказываются 24% магистрантов группы, средний уровень к концу 3-го семестра имеет 64%, при этом три человека сохраняют стабильно низкий показатель.

Поскольку мы предполагали, что повышение уровня сформирован-ности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции положительно отразится на мотивации к изучению профессионального иностранного языка, то в конце третьего семестра обучения нами снова была диагностирована мотивация к изучению профессионального иностранного языка.

Результаты представлены в виде диаграммы, построенной на основе суммарного показателя «категоричного да» всех утверждений (рис. 3).

120

Общая Интегративная Инструментальная

■ Было 27.04.05 ■ Стало 27,04.05 ■ Было 15.03.04 ■ Стало 15.03.04

Рис. 3. Мотивация к изучению профессионального иностранного языка (на начальном (2019 год) и конечном (2021 год) этапах)

Как видно из результатов анкетирования, мотивация к изучению профессионального иностранного языка в группах возросла, причем в группе «Инноватика» это более выражено по сравнению с группой «Приборостроение». Прогресс, на наш взгляд, объясняется динамикой сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся. В группе студентов магистратуры по на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правлению «Инноватика», где рост показателей был выше, существеннее росла и мотивация.

Итак, результаты всех трех этапов показали следующее.

В целом по итогам диагностики на момент зачисления в магистратуру студенты проявили довольно высокий уровень мотивированности. Однако несмотря на это испытывали затруднения при изучении курса «Профессионально ориентированный перевод». Вероятно, это связано с тем, что предмет «Иностранный язык» изучается студентами бакалавриата на 1 и 2 курсах, на 3 и 4 курсах ему не уделяется должного внимания. К тому же нередко в магистратуру студенты приходят не сразу после получения степени бакалавра, а через некоторое, порой весьма продолжительное, время.

Суммируя результаты анкетирования, можно констатировать сравнительно низкую мотивацию к изучению профессионального иностранного языка. Магистранты осознают его необходимость, но не всегда видят явные перспективы его применения. Сложившаяся ситуация может быть связана с отсутствием определенной методики преподавания профессионального иностранного языка и специальных методов организации учебного процесса, которые бы способствовали не только повышению мотивационной привлекательности дисциплины, но и устойчивому совершенствованию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у магистров.

Применение триплексной формы обучения позволило повысить уровень сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, магистранты стали увереннее пользоваться иностранным языком, чаще применять его в профессиональных целях.

Заключение

В ходе исследования были определены основные мотивы изучения профессионального иностранного языка при традиционной и триплекс-ной формах обучения, все они относятся к мотивам инструментальной направленности. При этом в группе с триплексной формой обучения инструментальная мотивация на 9,5% выше, чем в группе с традиционной формой. Показатель интегративной мотивации при триплексной подготовке значительно возрос и приблизился к уровню инструментальной. Менее значимыми остались общие мотивы. В группе с традиционной формой обучения показатели мотивации тоже повысились (хотя и не столь явно) за счет освоения дисциплины «Профессионально ориентированный перевод».

Отмечена также взаимозависимость уровня мотивации к изучению профессионального иностранного языка и уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции: чем выше последний уровень, тем выше уровень мотивации к изучению профессионального иностранного языка и наоборот.

Таким образом, можно сделать вывод, что возрастание уровня сфор-мированности иноязычной профессиональной коммуникативной ком-

петенции у обучающихся приводит к повышению их мотивации к изучению профессионального иностранного языка.

Результаты данного исследования можно использовать для оптимизации учебного процесса по иностранному языку, нацеленного на повышение у магистрантов как уровня мотивации к изучению иностранного языка, так и общей успешности и академической успеваемости.

Литература

1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ: Изд. ВСГТУ 2004. 280 с.

2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учебник для вузов. М: Просвещение, 1991. 222 с.

3. Ковалева К., Герасименко Э. Особенности мотивации обучения иностранным языкам // World Science. 2020. № 4 (56). Т. 3. https://doi. org/10.31435/rsglobal ws/30042020/7031

4. Минакова П. С., Роговая Н. А., Шегай Л. А. Формирование профессиональных иноязычных коммуникативных компетенций у магистрантов технических направлений // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. № 1 (233). С. 69-77. https://www.elibrary.ru/download/ elibrary 37261241 62555520.pdf

5. Минеева О. А., Ляшенко М. С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Baltic Humanitarian Journal. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 269-273. https://www.elibrary.ru/download/elibrary 36746062 40058267. pdf

6. Наумова О. В. Формирование мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка в процессе обучения аспирантов // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2009. Т. 1.

7. Роговая Н. А. Трехкомпонентная система языковой подготовки как один из эффективных путей развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции магистрантов // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера: мат-лы 14 Межд. науч.-пр. конф. Казань: Ред.-изд. центр «Школа», 2020. С. 470-473.

8. Сиротина О. В. Мотивация в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе // Научные труды КубГТУ 2015. № 9. С. 1-10. https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0015/0508.pdf

9. Финогенова О. Н., Денисенко Ф. Н. Мотивация к изучению иностранного языка магистрантов инженерных специальностей // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 11. С. 190-207. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-11-190-207

10. Gardner R. C. Attitude / motivation test battery: International AMTB research project. London, Ontario, Canada: University of Western Ontario, 2004. https://publish.uwo.ca/~gardner/docs/englishamtb.pdf

11. Gardner R. C., Lambert W. E. Attitudes and motivation in second language learning. Rowley, Mass.: Newbury House Publishers, 1984.

12. Liu Ch., Yu Ch. Understanding student's motivation in translation learning: a case study from the self-control perspective // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. 2019. № 4 (4). P. 1-19. https://doi. org/10.1186/s40862-019-0066-6

References

Badmaeva, N. T. (2004). The influence of the motivational factor on the development of mental abilities: monograph. VSGTU. (In Russ.) Finogenova, O. N., & Denisenko, F. N. (2018). Motivation of master's degree students of engineering programme to learning foreign languages. Russian Journal of Education and Psychology, 9 (11), 190-207 https://doi. org/10.12731/2218-7405-2018-11-190-207 Gardner, R. C. (2004). Attitude / motivation test battery: International AMTB research project. The University of Western Ontario. https://publish.uwo. ca/~gardner/docs/englishamtb.pdf Gardner, R. C., & Lambert, W. E. (1984). Attitudes and motivation in second

language learning. Newbury House Publishers. Kovaleva, K., & Gerasimenko, E. (2020). Features of motivation for teaching foreign languages. World Science, 4 (3). https://doi.org/10.31435/rsglob-al ws/30042020/7031 (In Russ.) Liu, Ch., & Yu, Ch. (2019). Understanding student's motivation in translation learning: a case study from the self-control perspective. Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education, 4, 1-19. https://doi. org/10.1186/s40862-019-0066-6 Minakova, P. S., Rogovaya, N. A., & Shegay, L. A. (2019). Professional foreign communication competence training in master's degree students studying engeneering. The Bulletin of the Adyghe State University, 1, 69-77. (In Russ.)

Mineeva, O. A., & Liashenko, M. S. (2018). Exploring motivation for studying languages among students of non-linguistic disciplines. Baltic Humanitarian Journal. Pedagogical Science, 7 (4), 269-273. (In Russ.) Naumova, O. V. (2009). Formation of motivation for educational activities in the study of a foreign language in the process of teaching post graduate students. Lingvistika i Metodika Prepodavaniia Inostrannykh Iazykov, 1. Rogovaya, N. A. (2020). Three-component system of language training as one of the effective ways to develop masters' foreign language professional communicative competence. Proceedings of conference Professional and personal development of future specialists in the environment of a scientific and educational cluster, Kazan. (pp. 470-473). (In Russ.) Sirotina, O. V. (2015). Motivatin in the process of foreign language studying in technical higher education establishment. Scientific Works of the Kuban State Technological University, 9,1-10. (In Russ.) Zimnyaya, I. A. (1991). Psihologija obuchenija inostrannym jazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages in school]. Education. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.