Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
мотивация персонала / стимулирование персонала / розничная торговля / staff motivation / staff stimulation / retail trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ласец А.С.

Статья посвящена изучению мотивации и стимулирования персонала в сфере розничной торговли. Целью работы является анализ инновационных методов мотивации и стимулирования персонала в розничной торговле. В статье мы изучим теоретические основы мотивации и стимулирования в сфере розничной торговли и рассмотрим практику использования методов мотивации персонала в организациях в сфере розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AND STIMULATION OF PERSONNEL IN RETAIL SECTOR

Article is devoted to the study of motivation and stimulation of personnel in the retail sector. The purpose of the work is to analyze innovative methods of motivation and stimulation of personnel in retail trade. In the article, we will study the theoretical foundations of motivation and stimulation in the retail sector and consider the practice of using methods of staff motivation in organizations in the retail sector.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 331.1

Ласец А.С.

студент, кафедра управление персоналом Сибирский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы

(г. Новосибирск, Россия)

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация: статья посвящена изучению мотивации и стимулирования персонала в сфере розничной торговли. Целью работы является анализ инновационных методов мотивации и стимулирования персонала в розничной торговле. В статье мы изучим теоретические основы мотивации и стимулирования в сфере розничной торговли и рассмотрим практику использования методов мотивации персонала в организациях в сфере розничной торговли.

Ключевые слова: мотивация персонала, стимулирование персонала, розничная торговля.

Мотивация и стимулирование являются одними из важнейших компонентов повышения производительности труда. Очень часто люди задаются вопросами, почему одни выполняют относительно легкую работу и остаются недовольны, а для других даже тяжелая работа оставляет удовольствие, что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее, какие механизмы вызывают желание и потребность работать.

Н.С. Зоткина [1] считает, что это обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение собственных целей, реализацию своих интересов.

О. В. Ромашов сформулировал понятие мотивация следующим образом -«вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения» [3, с. 15].

Определяя собственную позицию, считаем необходимым особо подчеркнуть, что мотивация - это процесс введения человека в такое психологическое состояние, при котором человек убежден в необходимости действовать определенным образом для достижения собственных целей.

Понятие «стимулирование» происходит от слова «стимул». Энциклопедический словарь под редакцией А.Я. Кибанова [4] отражает значение понятия стимул следующим образом «побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей».

Гусарова М. С. [5] считает, что это воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенным действиям

Нам представляется целесообразным рассматривать стимулирование как метод воздействия на персонал, преимущественно через вознаграждение, для достижения стоящих перед организацией целей через улучшение условий существования персонала.

Методы мотивации

Прямые

Косвенные

1 г 1 1Г

Экономические Организационные Морально -психологические

Схема. 1. Классификация методов мотивации.

Экономические методы мотивации основываются на том, что люди в результате их применения получают определенные выгоды (прямые или косвенные), повышающие их благосостояние [6, с. 61].

Формами прямой экономической мотивации являются:

□ основная оплата труда (денежный измеритель стоимости рабочей

силы),

□ вознаграждение (определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды),

□ премия (связывает результаты труда каждого структурного подразделения организации и работника с главным критерием успешной деятельности предприятия - прибылью),

□ различные виды выплат (например, оплата проезда к месту работы и по городу, прогрессивные выплаты за выслугу лет,

Косвенная экономическая мотивация:

□ предоставление в пользование служебного автомобиля,

□ пользование социальными учреждениями организации,

□ пользование домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников) по льготным путевкам,

К организационным методам мотивации можно отнести:

□ мотивацию целями (интересные цели),

□ мотивацию обогащением содержания работы (предоставление интересной, разнообразной и социально значимой работы, с широкими перспективами профессионального и должностного роста, повышающими самостоятельность и ответственность работника),

Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы:

1. создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную ответственность за ее результаты.

2. присутствие вызова, обеспечение возможности каждому на своем рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость. Для этого задание должно содержать известную долю риска, но и шанс добиться успеха.

3. признание авторства результата. Например, отличившиеся работники могут получать право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие.

Интересные примеры стимулирования труда существуют в крупных компаниях. Например, офисы Google проектируются лучшими дизайнерами мира, причем разработка обстановки в каждом подразделении учитывает не только общие тенденции, но и национальные предпочтения. Для поддержания персонала в хорошей форме в его распоряжении имеются спортзалы, парикмахерские, релаксационные центры и другие корпоративные заведения [1].

Как заявляет руководство компании, «Google - это, прежде всего, люди». Интересно, что в последние годы компания ввела еще и практику бесплатного питания - в радиусе 50 метров от офиса всегда имеется кафе или столовая, обслуживающая сотрудников бесплатно. Система мотивации персонала в Гугл также подразумевает наличие безвозмездной медицинской помощи, причем некоторые подразделения для этих целей даже содержат отдельные клиники.

Сегодня в ритейле и рознице все чаще наблюдается отход от стандартных финансовых мотивационных схем в сторону более креативных. В основе дизайна новых систем мотивации, как правило, лежат принципы поведенческой психологии.

Одной из таких систем мотивации является FoMo (fear of missing out). При таком подходе эксплуатируется естественное любопытство и желание человека не упустить что-то интересное. В рамках такой мотивации повышенные компенсации предлагаются тем продавцам, которые успевают сделать что-то вовремя: к примеру, нужно успеть к определенному дедлайну не только заключить сделку, но и получать платеж. Раньше такие схемы применялись в компаниях с долгим циклом получения выручки (мебель, солнечные панели и т.д.).

Рассматривая мотивацию и стимулирование можно сделать вывод, что это важнейшие составляющие системы управления персоналом.

От эффективной работы персонала напрямую зависит эффективная деятельность всей компании, будь то деятельность руководителя, либо каждого работника компании. Поэтому для достижения целей компании большое значение приобретает мотивационный фактор [2, с. 17].

Мотивация и стимулирование труда персонала является основным средством обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов фирмы, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. В настоящее время особенностью управления фирмой является возрастающая роль личности работника. Соответственно меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система управления персоналом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. М.: ИНФРА-М, 2018. 341 с;

2. Ахинян А.В., Коваленко А.В. Исследование мотивации персонала в сфере услуг // Российская наука: вектор развития. Материалы всероссийского конкурса научных работ. 2019. С. 20-25;

3. Мычка С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -2019. - С. 74-77;

4. Миронова М. Когда деньги не стимулируют // Справочник по управлению персоналом. 2018. № 10. С. 3-6;

5. Баженов, С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Интернетжурнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2018. - Т. 7, №4. - С. 84-85;

6. Кузнецов С.А. Мотивация и стимулирование персонала в трудовой деятельности // Международный студенческий научный вестник. 2018. №2 1. С. 814.

Lasets A.S.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Novosibirsk, Russia)

MOTIVATION AND STIMULATION OF PERSONNEL IN RETAIL SECTOR

Abstract: article is devoted to the study of motivation and stimulation of personnel in the retail sector. The purpose of the work is to analyze innovative methods of motivation and stimulation of personnel in retail trade. In the article, we will study the theoreticalfoundations of motivation and stimulation in the retail sector and consider the practice of using methods of staff motivation in organizations in the retail sector.

Keywords: staff motivation, staff stimulation, retail trade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.