УДК 671.24
Т.О. Емельяненко, М.Н. Клейменова МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
В статье обосновывается значение формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на начальном этапе спортивной подготовки.
Ключевые слова: мотив, мотивация занятий спортом, деятельность тренера, причины начала и прекращения занятий спортом.
В качестве одной из стратегических задач подготовки спортивного резерва государством определена переоценка деятельности училищ олимпийского резерва и повышение их роли в спортивной подготовке. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта рекомендовано обеспечить наполняемость спортивных школ и училищ олимпийского резерва контингентом спортсменов, исходя из задач, решаемых учреждениями этих типов, а работникам данных учреждений - решить проблему повышения эффективности своей деятельности.
К ведущим организационным единицам, в которых осуществляется централизованная подготовка профессиональных спортсменов, относятся школы и училища олимпийского резерва (УОР). При этом в деятельности УОР большинство проблем связано с тем, что учащиеся должны повышать свое спортивное мастерство и качественно осваивать знания, умения и навыки будущей профессии. Спортсмены вынуждены жить и действовать в режиме тройной нагрузки: учебной, тренировочной, соревновательной. Чтобы выдержать ее, необходимы значительные систематические волевые усилия, актуализация которых возможна только на фоне устойчивой и сильной мотивации к занятиям спортом.
Однако, мотивация, равно как и волевые качества личности, не формируется за непродолжительное время, следовательно, проблемы их воспитания должны решаться до того, как спортсмен попадает в УОР, на этапе начальной спортивной подготовки. По неофициальным данным, полученным в результате опросов практикующих детских тренеров, в первые полтора-два года спортивной подготовки до 40% юных спортсменов прекращают регулярные занятия по причинам личного характера, среди которых ведущее место занимает отсутствие (или снижение) у детей мотивации к занятиям спортом. Это обусловливает особую актуальность изучения структуры мотивации детей к занятиям спортом на данной стадии и определения факторов повышения эффективности ее формирования, что и явилось целью моего исследования.
ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний тсникМДПУ. 2015. №1а
52 Бюлопчний eicHHK
На основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов, в которых раскрываются общие вопросы мотивации и мотивационной сферы личности и вопросы мотивации спортивной деятельности, я предположил, что личностные качества, поведение и деятельность тренера имеют определяющее значение для формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом на этапе начальной спортивной тренировки.
Путь к эффективному обучению, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Но, главное знать содержание мотивационной сферы конкретной направленности людей. Это особенно важно для видов деятельности, связанных с высокими физическими и психологическими нагрузками, к которым относится и спортивная деятельность.
Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный, смысл. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными мотивами, придают различное значение своим занятиям. Мотивы спортсменов динамичны по своему содержанию. В процессе спортивного совершенствования они изменяются, преобразуются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценки собственных действий и поступков, а главное - целенаправленной воспитательной работы.
Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной тренировки, поскольку в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей. Которые в свою очередь лежат в основе мотивов, таких как неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения. Поэтому, по многочисленным свидетельствам тренеров, именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок. Причина их отсутствие мотивации к ним - не зависимо от способностей ребенка, его спортивной «перспективности».Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе спортивной тренировки.
Общими для мотивов начальной стадии являются такие особенности, как недостаточная осознанность потребностей, лежащих в их основе, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов удовлетворения. Их содержание и сила определяется тем, что человек включается в новый двигательный режим, в новый стиль жизни, происходит адаптация к физическим нагрузкам и к отношениям в спортивном коллективе. В основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции
%
физических или психических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Эти мотивы, преимущественно, динамичны, они могут сменять друг друга, образовывать нестойкие взаимосвязи, преобразовываться под взаимодействием тренера и товарищей. «Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие и нестойкость способов их удовлетворения, а также готовность к их быстрому изменению». По сути, все мотивы этой стадии направлены на определение того, является ли спортивная тренировка необходимой и желаемой для данного человека. Результаты практического опыта современных детских тренеров свидетельствуют о том, что, в среднем, впервые 2 года спортивной тренировки по собственному желанию («расхотелось», «перестало нравиться» и т. п.) прекращают занятия около 40% воспитанников не зависимо от уровня их подготовленности и пригодности к конкретному виду спорта.
Дальнейшее развитие мотивов связано с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением определённых успехов в нём, расширением специальных знаний и навыков. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе спортивной тренировки, поскольку именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок.
Деятельность в спорте высших достижений связана с высоким психологическим напряжением. По сравнению с другими видами деятельности в спорте высокое психическое напряжение принципиально неустранимо, без него невозможно превышение прежних рекордов. Особенность спортивной деятельности такова, что достижение успеха в ней требует большего по сравнению со многими другими проявления воли.
Волевые качества личности не формируются за непродолжительное время, для этого требуется длительная работа и самого спортсмена, и тренера, и начинаться она должна на первом этапе спортивной деятельности. Именно на начальной стадии спортивной деятельности необходима интенсивная воспитательная работа тренера, направленная на формирование у воспитанников сильной устойчивой мотивации занятий спортом, развития волевых качеств.
Для того, чтобы предотвратить «отсев» занимающихся на начальной стадии спортивной тренировки, тренеру важно знать наиболее значимые для воспитанников факторы, служащие мотивами их спортивной деятельности. Поскольку, как сказано выше, мотивы этого этапа тренировки являются динамичными, неустойчивыми и не до конца осознанными, целенаправленная воспитательная деятельность тренера может способствовать формированию у
54 Бюлопчний в1сник ^Щр
-ё
детей устойчивой потребности и позитивной мотивации в занятиях спортом. Это позволит также избежать многих проблем, с которыми сталкиваются тренеры и спортсмены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нечаев АЛ. Психология физической культуры 1930. - 112 с. / О повышении эффективности системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации [электронный ресурс] / Психология физического воспитания Т.Т. Джамчарова, А.Ц. Пуни 1979. - 143 с.
Как цитировать:
Емельяненко, Т.О., Клейменова, М.Н. (2015). Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 51-54. © Емельяненко, Клейменова, 2015
Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship. | mi^mI
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License