Научная статья на тему 'Мотивационный программноцелевой подход как средство оценки эффективности педагогических систем в военно-патриотическом воспитании учащихся'

Мотивационный программноцелевой подход как средство оценки эффективности педагогических систем в военно-патриотическом воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS / TARGET-ORIENTED APPROACH TO MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Визер В. Г., Шабалина Е. П.

Рассматривается система управления военно-патриотическим воспитанием учащихся на основе мотивационного программно-целевого подхода в Краевом государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №4», г. Бийска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL PROGRAM-TARGET APPROACH AS A MEANS OF ASSESSING THE EFFICIENCY OF EDUCATIONAL SYSTEMS IN THE MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

We consider a system of management of military-patriotic education of pupils on the basis of the motivational program-target approach in the Regional state educational institution of primary professional education “Vocational school №4”, str. Biysk.

Текст научной работы на тему «Мотивационный программноцелевой подход как средство оценки эффективности педагогических систем в военно-патриотическом воспитании учащихся»

Перед методикой была поставлена задача выделения такой категории, по которой можно бы была классифицировать и распределить задачи независимо от субъекта. Эта научная необходимость заставила обратиться к внутреннему устройству задачи, где можно выделить некоторые объективные категории.

В логическом словаре Н.И. Кондакова находим: «Отношение - одна из форм, один из необходимых моментов всеобщей взаимосвязи предметов, явлений, процессов в природе, обществе, мышлении» [10, с. 363].

Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными. Эти связи определяют логическую структуру, переходя от одних понятий к другим в процессе рассуждения, ибо связь есть переходы. Таким образом, элементы системы существуют, как правило, только в определенных связях и отношениях между ними. Связь - присущее материи качество, заключающееся в том, что все предметы, явления действительности находятся в бесконечно многообразной зависимости и в различных отношениях друг к другу. В подтверждение сказанному заметим, что расчленение каким-либо образом выражения на более мелкие части, т.е., например, на составляющую, и ее компоненты, может разрушить основное отношение, реализованное в данной задаче. Например, если расчленить тождественно равные выражения на составляющие его компоненты, то разрушается основное отношение «быть суммой» или «быть произведением.

В тождественных преобразованиях дробных выражений тождественно равные получаемые при этом преобразовании есть минимальные компоненты, обладающие свойством целого, т.е. они несут на себе то же самое отношение, которое реализовано

в данном выражении (в задаче как системе). Заметим, что минимальные компоненты (тождественно равные выражения) есть элементы данной системы задач.

Исходя из того, что ход решения задачи определяется ее структурой (внутренним устройством задачи), а структура (как любой объект системы) определяется через элементы задачи и связи между ними, В.И. Крупич предложил формулу подсчета сложности задачи. Понимая под элементами данной задачи минимальные компоненты, несущие на себе основное отношение, реализованное в данной задаче, ее структура рассматривается как функция от числа элементов, связей между ними и типов связей (явные, неявные), те.

г (т, п, !),

где m - число элементов, п - число явных связей, ! - число типов связей в структуре задачи.

Если сложность задачи обозначить S(r), то S(r) = m + п + I.

В 80-х годах прошлого столетия реализация этой формулы была затруднена в связи с тем, что она увеличивала количество задач в учебниках, что вело к их громоздкости. В настоящее время вопрос изучения внутреннего устройства задачи (ее структуры) может быть положен в основу создания электронных учебников дистанционного программированного обучения [11]. В этих электронных учебниках все типы задач в изучаемых темах выстроятся по своей сложности, в различных сочетаниях с новым элементом знания. Компьютерная программа будет сама «видеть» непрочно усвоенный школьником материал, и предлагать ему именно те задачи, которые направлены на устранение пробелов в знаниях и соответствуют учебным возможностям ученика [12].

Библиографический список

1. Системный подход как общенаучный метод [Э/р]. - Р/д: http: // bibliotekar.ru>teoria-gosudarstva...prava...95.htm

2. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике: математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М., 1977. - Ч.1.

3. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике: обучение математике через задачи и обучение решению задач. - М., 1977. - Ч. 2.

4. Крупич, В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе (методические разработки по спецкурсу для слушателей ФПК). - М., 1985.

5. Столяр, А.А. Педагогика математики. - Минск, 1986.

6. Беспалько, В.П. Теория учебника: дидактический аспект. - М., 1988.

7. Краевский, В.В. Дидактические основания определения содержания учебника: ппроблемы школьного учебника / В.В. Краевский, И.Я. Лернер. - М., 1980. - № 2. - Вып. 8.

8. Лященко, В.И. Проблема задач в школьном курсе математики // Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы: межвузовский сб. науч. тр. - Л., 1981.

9. Сохор, А.М. Логическая структура учебного материала. - М., 1974.

10. Кондаков, Н.И. Логический словарь. - М., 1971.

11. Оганесян, А.Г. Реферат. Дистанционное обучение программированное [Э/р]. - Р/д: http: // bibliotekar.ru>teoria-gosudarstva...prava...95.htm

12. Дружинин, В.Н. Диагностика математических способностей (методы психологической диагностики / под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. - Вып. 1. [Э/р]. - Р/д: http: // generalpsychology.narod.ru>books/2/Drujinin.pdf

Bibliography

1. Sistemnihyj podkhod kak obthenauchnihyj metod [Eh/r]. - R/d: http: // bibliotekar.ru>teoria-gosudarstva...prava...95.htm

2. Kolyagin, Yu.M. Zadachi v obuchenii matematike: matematicheskie zadachi kak sredstvo obucheniya i razvitiya uchathikhsya. - M., 1977. -Ch.1.

3. Kolyagin, Yu.M. Zadachi v obuchenii matematike: obuchenie matematike cherez zadachi i obuchenie resheniyu zadach. - M., 1977. - Ch. 2.

4. Krupich, V.I. Struktura i logika processa obucheniya matematike v sredneyj shkole (metodicheskie razrabotki po speckursu dlya slushateleyj FPK). - M., 1985.

5. Stolyar, A.A. Pedagogika matematiki. - Minsk, 1986.

6. Bespaljko, V.P. Teoriya uchebnika: didakticheskiyj aspekt. - M., 1988.

7. Kraevskiyj, V.V. Didakticheskie osnovaniya opredeleniya soderzhaniya uchebnika: pproblemih shkoljnogo uchebnika / V.V. Kraevskiyj, I.Ya. Lerner. - M., 1980. - № 2. - Vihp. 8.

8. Lyathenko, V.I. Problema zadach v shkoljnom kurse matematiki // Zadachi kak celj i sredstvo obucheniya matematike uchathikhsya sredneyj shkolih: mezhvuzovskiyj sb. nauch. tr. - L., 1981.

9. Sokhor, A.M. Logicheskaya struktura uchebnogo materiala. - M., 1974.

10. Kondakov, N.I. Logicheskiyj slovarj. - M., 1971.

11. Oganesyan, A.G. Referat. Distancionnoe obuchenie programmirovannoe [Eh/r]. - R/d: http: // bibliotekar.ru>teoria-gosudarstva...prava...95.htm

12. Druzhinin, V.N. Diagnostika matematicheskikh sposobnosteyj (metodih psikhologicheskoyj diagnostiki / pod red. V.N. Druzhinina, T.V. Galkinoyj.

- Vihp. 1. [Eh/r]. - R/d: http: // generalpsychology.narod.ru>books/2/Drujinin.pdf

Статья поступила в редакцию 04.03.12

УДК 377.02

Vither V.G., Shabalina E.P MOTIVATIONAL PROGRAM-TARGET APPROACH AS A MEANS OF ASSESSING THE EFFICIENCY OF EDUCATIONAL SYSTEMS IN THE MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. We

consider a system of management of military-patriotic education of pupils on the basis of the motivational program-target approach in the Regional state educational institution of primary professional education “Vocational school №4”, str. Biysk.

Key words: military-patriotic education of students, target-oriented approach to management.

В.Г. Визер, канд. пед. наук, доц., директор КГОУ НПО «Профессиональное училище №4», г. Бийск, E-mail: [email protected], Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск,

E-mail: [email protected]

МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Рассматривается система управления военно-патриотическим воспитанием учащихся на основе мотивационного программно-целевого подхода в Краевом государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №4», г. Бийска.

Ключевые слова: система военно-патриотического воспитания, программно-целевой подход в управлении.

Управление в системе военно-патриотического воспитания представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников воспитательного процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Их взаимодействие складывается как цепь последовательных взаимосвязанных действий в рамках фаз социального управления.

В практике работы системы военно-патриотического воспитания советского периода использовались административный и системный подходы. Они вполне соответствовали системе государственно-партийного управления и структуре учреждений военно-патриотического воспитания. В современной системе задействованы также компоненты поведенческого подхода, представляющего, в сущности, современную модификацию бихевиоризма. Между тем, современное состояние военно-патриотического воспитания учащихся свидетельствует о том, что данные подходы не обеспечивают адекватного ответа на существующие внешние вызовы среды, которые выражены агрессивно.

Программно-целевой подход в управлении - подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного

результата в логике поэтапного действия: формирование «дерева целей», разработка адекватной ситуации исполняющей программы, реализация управляющей программы [2, с. 105].

И.К. Шалаевым были интегрированы вершины рационалистического (программно-целевой подход) и поведенческого (мотивационное управление) подходов, сформулирована теория мотивационного программно-целевого управления. Управление определено как наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе «дерева целей» с мотивационным началом в виде целей психологической подготовки к соответствующему труду, адекватной «дереву целей» исполняющей программы в виде норм-образцов под каждую цель и управляющей программы, сочетающей в себе социально-психологическую стратегию, социально-психологическую тактику и традиционный управленческий цикл [2, с. 105].

Построение «дерева целей» системы военно-патриотического воспитания в логике «хочу - могу - делаю - получаю» выглядит следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. «Дерево целей» деятельности системы военно-патриотического воспитания учащихся в образовательном учреждении

Под каждую цель разрабатываются исполняющие программы (проектируемый уровень полного достижения программы и уровневые таблицы для оценки меры их фактического достижения) по следующей форме:

X - психологическая готовность персонала системы военно-патриотического воспитания учащихся к достижению генеральной цели;

ГЦ - готовность воспитуемых к защите Отечества;

ЦХ - достижение готовности персонала системы к достижению Щ;

ЦМ - обеспечение технологической подготовленности воспитателей к достижению ГЦ;

ЦД-1- введение в действие патриотической идеологии и ценностей;

ЦД-2 - осуществление взаимодействия систем военно-патриотического воспитания разного уровня;

ЦД-3 - минимизация негативных воздействий среды;

ЦД-4- развитие теории и методики военно-патриотического воспитания;

ЦД-5 - гуманизация отношений в среде военно-патриотического воспитания:

ЦД-6- повышение эффективности мотиваций к патриотическому поведению учащихся;

ЦД-7 - своевременное инновирование компонентов системы;

ЦД-8 - своевременное разрешение возникающих противоречий системы;

ЦД-9 - оптимизация компонентов системы.

Достижение программных целей оценивается с использованием уровневых таблиц, которые могут разрабатываться как для каждого компонента в отдельности, так и для системы в целом (таблица 1).

Теория мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) включает модели исполняющей и управляющей программ, технологию, методы и механизмы реализации данного подхода в управлении системами. Для нас особую значимость МПЦУ представляет не только как адекватное современной ситуации в сфере военно-патриотического воспитания направление науки управления, но и как средство оценки эффективности педагогических систем различного уровня.

Мотивационное программно-целевое управление, обладая достоинствами мотивационного и программно-целевого управления, наиболее полно отвечает потребностям системы военно-патриотического воспитания учащихся в управлении.

фактического достижения программных целей

Таблица 1

Уровневая таблица оценки меры

Уровни Качественная характеристика Оценка

Оптимальный (норма-образец) Параметры, соответствующие полностью оптимальному мотивационному комплексу и стремлению персонала к максимальному личному вкладу в достижении ГЦ. 10-9

Допустимый Параметры, соответствующие, в основном, оптимальному мотивационному комплексу и стремлению к личному вкладу в достижение ГЦ. 8-6

Критический Параметры, соответствующие состоянию «значимость ГЦ абстрактна». Поведение определяет желание поощрения и избегание наказания. 5-4

Недопустимый Параметры, соответствующие состоянию «психологическая готовность отсутствует». 3-0

Современная система военно-патриотического воспитания управляется государством и его органами. По мере развития демократии в процессе управления будут все более вовлекаться институты гражданского общества (партии, движения, конфессии, этнические структуры). Законодательно управление образованием - государственно-общественное. Органы общественного управления на уровне «федеральный центр - муниципальное образование» пока не созданы, но они уже существуют на уровне образовательных учреждений в форме попечительских, педагогических советов и др.

Мотивационный программно-целевой подход позволяет эффективно управлять системой военно-патриотического воспитания через определение государством генеральной цели в таких условиях.

Эволюция системы управления представляет собой ее дифференциацию, усложнение и улучшение приспособленности к среде. Она происходит на уровне изменчивости элементов системы или путем целенаправленного изменения направлений организации управления. В данном конкретном случае реорганизация управления системой военно-патриотического воспитания на основе МПЦУ обеспечит возможности для ее самоорганизации в последующем.

Важнейшим условием создания, развития и эффективной реализации эффективной системы управления является высокий уровень профессионализма ее персонала.

С учетом особенностей системы военно-патриотического воспитания, теоретическая модель направлена на создание исполняющей программы, которая обеспечивает реализацию целей управления военно-патриотическим воспитанием. Разработанная нами модель исполняющей программы управления системой военно-патриотического воспитания Краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 4» г. Бийска представлена на рис. 2.

Эип = Х+2М+3(Д1+Д2+Дз+Д4+Д5+Дб+Д7+Д8+ДО, где:

Эип уровень эффективности управления процессом военно-патриотического воспитания по параметрам адекватной «дереву целей» исполняющей программы;

X психологическая готовность персонала педагогической системы к достижению генеральной цели;

М - технологическая подготовленность персонала к достижению генеральной цели;

Д1 - воздействие государственно-патриотической идеологии и ценностей;

Д2 - взаимодействие систем военно-патриотического воспитания разного уровня;

Д3 - минимизация негативных воздействий среды;

Д» - реализация инноваций теории и методики управления военно-патриотическим воспитанием;

Д5 - уровень гуманизации повседневных отношений в системе военно-патриотического воспитания;

Дб- эффективность инновационной мотивации к патриотическому поведению;

Д - уровень своевременного инновирования компонентов системы;

Дд - уровень современного разрешения возникающих противоречий системы;

Дс; - уровень оптимизации компонентов системы.

Если 300>Эип>255 или 100%>Эип>85%, то эффективность управления процессом воспитания по параметрам адекватной дереву целей исполняющей программы оптимальная;

- если 254>Эип>1б5 или 84%>Эип>55%, то эффективность управления допустимого уровня;

- если 164>Эип>105 или 54%>Эип>35%, то эффективность управления критического уровня;

- если 104>Эип>0 или 34%>Эип>0%, то управление процессом военно-патриотического воспитания неэффективно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логика исследования требует оценки конечных результатов управления системой военно-патриотического воспитания. Поэтому вводится соответствующее квалиметрическое правило:

Экр = К1+К2+КЗ, где:

Экр - эффективность управления военно-патриотическим воспитанием по конечным результатам;

К1 - состояние патриотических ориентации и оборонного сознания;

К2 - фактическая готовность к исполнению воинской обязанности;

КЗ - качество военно-технической и прикладной физической подготовки учащихся в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Если 30>Экр>26 или 100%>Экр>85%, то эффективность управления воспитательным процессом оптимальная; если 25>Экр>17 или 84%>Экр>55%, то эффективность управления допустимого уровня; если 16>Экр>11 или 54%>Экр>35%, то эффективность управления критического уровня; если 10>Экр>0 или 34%>Экр>0, то управление военно-патриотическим воспитанием недопустимого уровня. В соответствии с данным квалиметрическим правилом нами оценивался конечный результат военно-патриотического воспитания учащихся.

Нами создана факторная модель обеспечения эффективности управления военно-патриотическим воспитанием в условиях действия современных факторов управления (рис. 3).

Рис. 2. Модель программы управления системой военно-патриотического

воспитания

Рис. 3. Факторная модель обеспечения эффективности управления системой военно-патриотического воспитания

в образовательном учреждении

Данная модель является как инструментом управления военно-патриотическим воспитанием учащихся, так и средством экспертизы его качества.

Заключая обсуждение оптимальности управления военнопатриотическим воспитанием, можно сделать следующие выводы:

1. Управление является важнейшим условием обеспечения эффективности военно-патриотического воспитания учащихся.

2. Наиболее эффективным методом управления военнопатриотическим воспитанием является метод психологии управления - МПЦУ.

Анализ современного состояния проблемы исследования в образовательных учреждениях свидетельствует о том, что теория военно-патриотического воспитания и конструирования эф-

Библиографический список

фективных систем его организации в настоящее время не развита; эффективные модели военно-патриотического воспитания учащихся в большинстве образовательных учреждений не созданы; педагогическим составом образовательных учреждений военно-патриотического воспитания пока не глубоко освоены.

Основными путями и средствами, повышающими эффективность разработанной нами модели военно-патриотического воспитания учащихся, являются: углубленное предметное содержание работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся; совершенствование методической подготовки преподавательского состава, разработка предметно-методических комплексов, обеспечивающих воспитательную деятельность, и нетрадиционных, эффективных методов военно-патриотического воспитания.

1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. - М., 2000.

2. Шалаев, И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: учеб. пособие по психологии управления. - Барнаул, 2000.

Bibliography

1. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiyanov.

- M., 2000.

2. Shalaev, I.K. Motivacionnoe programmno-celevoe upravlenie: teoriya, tekhnologiya, praktika: ucheb. posobie po psikhologii upravleniya. -Barnaul, 2000.

Статья поступила в редакцию 03.03.12

УДК 378

Soloviova I.B. TECHNOLOGY OF FORMING CREATIVE ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHER TECHNOLOGY.

In work revealed the essence of technology training, its components and the basic criteria; describes the steps for the development of technology for the formation of the creative activity of the future teacher technology, its stages; description of technology.

Key words: creativity, creative activity, technology milestones.

И.Б. Соловьева, канд. пед. наук, доц. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

В работе раскрыта сущность технологии профессионального обучения, её составляющие и основные критерии; описаны действия по разработке технологии формирования творческой активности будущего учителя технологии, её этапы; дана характеристика технологии.

Ключевые слова: творчество, творческая активность, технология, этапы.

Проблема формирования творческой активности личности далеко не новая. Однако, несмотря на усилия, направленные на поиск путей ее решения, достичь желаемого эффекта достаточно сложно.

Проблеме формирования творчества, творческой деятельности, поиску условий творческого развития личности посвящены исследования многих ученых (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, А.М.Ма-тюшкин, О.И. Мотков, Т.С. Панина, Я.А. Пономарев, Л.Н. Шульгина, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.).

Изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы позволило сделать вывод, что на сегодняшний день накоплен значительный научный фонд в исследовании проблемы творчества, а также в теоретическом обосновании значения формирования и развития творческих качеств в профессиональной деятельности учителя. Однако проведенный анализ научной и методической литературы показал, что еще недостаточно исследованы специфические особенности процесса формирования творческой активности будущего учителя технологии, не полностью раскрыты сущность и механизм указанного процесса, его технология.

В переводе с греческого <^есЬте» - искусство, мастерство, умение и «-логия» - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта. В понимании и употреблении педагогической технологии существуют большие разночтения. Из множества определений мы выделяем следующие.

В материалах ЮНЕСКО педагогическая технология рассматривается как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, «область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целепо-лагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения» [1, с. 96].

Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [2, с. 4].

Технология характеризуется воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Основными

критериями технологичности являются: системность (комплексность, целостность), научность (концептуальность, развивающий характер), структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность), управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость) [2, с. 16].

В структуру педагогической технологии входит: концептуальная основа; содержательная часть обучения (цели обучения -общие и конкретные; содержание учебного материала); процессуальная часть - технологический процесс (организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса).

Технология профессионального обучения как знание предписывающего характера предполагает ряд действий, определяющих операциональный уровень обучения: распределение рабочих задач; описание результативных характеристик, формируемых в процессе обучения; анализ имеющихся средств обучения; разработку алгоритма управления учебной деятельностью; проектировку реагирования обучающихся и содержательного операционного состава их действий; предвидение компенсаторных и коррекционных средств управления; разработку диагностического аппарата [3, с. 16].

Разработка технологии складывалась из следующих действий:

1. Целеполагание - формирование целей;

2. Описание в измеряемых параметрах ожидаемого результата;

3. Выявление уровня сформированности творческой активности будущего учителя технологии;

4. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности;

5. Выбор принципов, выявление психолого-педагогических условий достижения результата;

6. Структурирование учебного материала;

7. Выбор методов, форм, средств обучения;

8. Выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучаемыми на уровне субъект-субъектных отношений;

9. Определение процедуры контроля и оценки качества обучения. В случае необходимости определение способов коррекции учебной деятельности.

Анализ проблемы формирования творческой активности позволил нам осуществить процесс целеполагания. Поиск решения проблемы мы начали с анализа сущности исследуемого понятия. Обобщив результаты различных психолого-педагогичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.