ПОМАЗКОВ ВАСИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат технических наук, доцент, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Калуга
POMAZKOV, VASILY V. - candidate of technical sciences, Associate Professor, Director of the "Secondary school № 2", Kaluga city (v.pomazkov@mail.ru).
УДК 37.036.5:378.75
АФАНАСЬЕВА Т.С. МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ «АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСЬЮ»
Ключевые слова: мотивация обучения, рабочая программа, учебная дисциплина, академическая живопись, быстрые наброски, эскизы к учебным постановкам, зарисовки длительные, подготовительный материал.
В статье рассматривается проблема мотивирования студентов на занятиях академической живописью. Автор размышляет о мотивации обучения, о видах мотивов, о шагах, предпринятых педагогом к развитию мотивационного потенциала у студентов. Обоснован вывод о том, что для развития профессиональных навыков в рамках дисциплины «Академическая живопись» необходима самостоятельная деятельность, прежде всего, создание набросков, эскизов и зарисовок.
AFANASYEVA, T.S.
MOTIVATION POTENTIAL OF STUDENTS AT THE ACTIVITIES OF "ACADEMIC PAINTING"
Keywords: motivation of training, work program, academic discipline, academic painting, quick sketches, sketches for educational performances, long sketches, preparatory material.
The article discusses the problem of motivating students in academic painting. The author reflects on the motivation of learning, the types of motives, the steps taken by the teacher to develop the motivational potential of students. The conclusion is substantiated that for the development of professional skills within the discipline "Academic Painting", independent activity is necessary, first of all, the creation of sketches, sketches and sketches.
Проблема мотивационного потенциала относится к числу актуальных, как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Мотивация является основной движущей силой в повседневной деятельности человека, в том числе в процессе формирования будущего профессионала в ВУЗе. Учебно-профессиональная деятельность студентов базируется на стремлениях, целях, эмоциях, интересах, потребностях, идеалах, установках и так далее. Мотивы - это сложная система, в которую включены многие аспекты, например, анализ и оценка выбора. Мотивация должна развиваться во время обучения, потому что для студентов это эффективный способ улучшить процесс обучения [3].
В художественные вузы поступают одаренные абитуриенты, которые стремится учиться и развиваться в рамках учебной программы и не только. Сегодня образование может быть гибким и мобильным. Имея четкую цель, гораздо проще к ней стремиться. Будущий студент развивает себя на дополнительных занятиях или самостоятельно, но чаще и тем и другим способом. После поступления в ВУЗ, студенты могут потерять настрой из-за сложной программы обучения и смены среды. Задача педагога заинтересовать своим предметом, это важно, потому что мотивированные студенты лучше учатся и усваивают программу.
Само понятие мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Понятие «активное участие» является в данном случае ключевым. Именно студент, который работает дополнительно, имеет мотивационный потенциал. Работа с дополнительным материалом необходима для выполнения всех поставленных задач.
Мотивация к обучению - средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [3]. У студентов выделяются следующие мотивы обучения:
• познавательные, кода студентам действительно интересно узнать максимум о том, чем они увеличены (в дисциплине «Академическая живопись» познавательный мотив может заключаться в изучении новых техник живописи);
• прагматичные, когда студент точно знает, зачем нужно изучать ту или иную дисциплину (например, живопись можно использовать для продажи и много другого);
• социальные, подразумевающие желание утвердиться в обществе (например, создавать на дисциплине «Академическая живопись» выставочные картины и, тем самым, получить высокий статус, вступить в союз художников);
• коммуникативные, связанные с желанием расширить круг своих знакомств в сфере профессиональной деятельности;
• профессиональные, обусловленные стремлением узнать уже знакомую специальность «Академическая живопись» на новом уровне, более глубоко с помощью дополнительного материала и других вспомогательных средств.
В современной России существует базовая система обучения «Академической живописи». В ее основе лежит направление реализм. Особенно активное развитие реализма, как самостоятельного художественного направления, приходится на ХУШ-Х1Х века. Именно в это время формируются базовые понятия о том, как развивать и мотивировать обучающего на любой стадии обучения. Например, в 1834 году А.П. Сапожников издал первый учебник для общеобразовательных учебных заведений «Курс рисования» [5]. С развитием педагогики в России появлялось все больше профильных учебников, пособий по живописи, рисунку и композиции. Такое разнообразие вспомогательного материала в виде учебников помогает развиваться самостоятельно. Одна из важнейших задач образования заключается в мотивировании обучающихся, определяющем то, насколько обучающийся захочет работать самостоятельно. Для освоения дисциплины «Академическая живопись», где для полноценного художественного развития необходимо много работать дополнительно, вопрос о мотивированности особенно актуален.
Специальность «Живописец» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 24.01.2002 года № 181. Количество ВУЗов России, где учатся студенты по специальности 070901 - Живопись - около 26. Московский государственный областной университет (МГОУ) имеет факультет ИЗО и НР, кафедру живопись 070901.65 и дисциплину «Академическая живопись». Для данной дисциплины имеются четкие цели и задачи, которые указаны в рабочей программе. Дисциплина «Академическая живопись» относится к базовой части общепрофессионального цикла, является одной из важнейших при подготовке художников, дизайнеров и других специальностей. Изучение данной дисциплины является базовой основой для других дисциплин, которые будут изучаться позже («Проектирование», «Орнаментальная композиция», «Специальный рисунок», «Специальная графика», «Основы производственного мастерства», «Пропедевтика», «Макетирование»).
В МГОУ на факультете ИЗО и НР на дисциплине «Академическая живопись» необходимо уметь работать самостоятельно, но данная работа не предусмотрена учебным планом. Поэтому рекомендуется работать по собственной инициативе для расширения кругозора и развития профессиональных навыков и умений вне часов аудиторной работы. Например, следует заниматься изучением дополнительного материала с помощью бесед об искусстве (возможны посещения музеев) и создания подготовительного материала в виде набросков, зарисовок, эскизов и др.
Мотивация студентов (а именно желание работать самостоятельно) - важный элемент для подготовки специалистов в области живописи. Самостоятельный вид работы необходим для полноценного развития живописных навыков на дисциплине «Академическая живопись». При тщательной подготовке к экзамену студенты должны делать вне учебных часов этюды овощей, фруктов, предметов быта, драпировок, домашних постановок (натюрмортов), животных, человека (портретные зарисовки). На просмотре студенческих работ аттестационной комиссией оцениваются работы в рамках дисциплины «Академическая живопись». Здесь должны быть представлены все работы, выполненные студентами в течение семестра, включая наброски и зарисовки (весь подготовительный материал).
В зависимости от курса, специальности и даже от климата внутри группы, студенты имеют разную мотивацию и мотивы. Необходим индивидуальный подход к каждой группе. Сегодня в отечественной психологии мотивация учебной деятельности студентов изучена достаточно глубоко (И.А. Бибрих, С.В. Бобровицкая, А.В. Брушлинский, Р.С. Вайсман, А.И. Гебос, Е.Б. Гончарова, О.С. Гребенюк, В.Э. Мильмана, П.М. Якобсон и другие) [1].
В течение февраля, марта, апреля 2017 года студенты специальностей: 54.03.02 -декоративно-прикладное искусство и народные промыслы 2 курс 10.ДПИНПОБ.15.1 не сделали ни одного самостоятельного наброска, учитывая, что преподавателем была поставлена данная задача. Можно сделать вывод, что данная группа не мотивирована делать что-то самостоятельно. Одна из причин связана с проблемой смены среды и проблемой изучения сложного материала. Так же потребность в создание эскизов к работам отсутствует у студентов 2 курса ДПИ, считающих их ненужными. У всей группы наблюдается пониженный интерес к дисциплине «Академическая живопись». С помощью бесед выяснилось, что общее мнение этой группы состоит в том, что на экзамене могут поставить хорошую оценку даже без набросков, поэтому надобность в них, с точки зрения студентов, сомнительна. Профессиональные, познавательные, прагматичные, социальные, коммуникативные мотивы такими убеждениями были сведены к минимуму. Педагог в данном случае должен наглядным образом продемонстрировать, зачем и для чего создается подготовительный материал. Важно провести беседы, где педагог должен показать на примере авторитетных художников, что необходимо сделать самостоятельно для получения профессиональных навыков в области живописи.
Преподавателем для поднятия мотивации было предприняты:
1. Беседы об искусстве (как о традиционных художниках, так и о современных, например, о И.И. Шишкине, В.И. Сурикове, И.Е. Репине, В.Д. Поленове, И.И. Левитане, М.А. Врубеле, Винсент Ван Гоге, Густаве Климте, Эдгаре Дега, Mahnoor Shah, Federico Infante, Василии Когутиче, Денисе Коробкове и многих других).
2. Были изучены вспомогательные материалы; например, Н.Г. Ли «Рисунок. Основы учебного академического рисунка» для грамотного построения портрета и «Анатомия» Готтфрида Баммеса для изучения анатомии. Первый шаг создания живописи - правильное построение, для этого необходимо ознакомится с учебниками по данной теме. Студентам также было предложено изучить учебное пособие для вузов Ю.М. Тютюновой [6], полезное для понимания того, что такое наброски, зарисовки и этюды.
3. В конце каждого занятия были подведены итоги выполненной работы в виде промежуточных просмотров. На данной проверке студенты занимают активное участие, используется принцип сознательности. Студентами выбирается лучший набросок по заданным критериям:
• компоновка в формат;
• пропорциональная грамотность;
• цветовой ритм.
Это необходимо для поднятия мотивации работы с дополнительными материалами, позволяющими сделать каждый набросок конкурентоспособным. После поднятия мотивации, студенты всех курсов начали дополнительно заниматься подготовительным материалом самостоятельно.
В набросках студент имеет возможность самовыразиться, в отличие от длительной постановки. Учебным планом дисциплины «Академическая живопись» подготовительный материал не предусмотрен. Самостоятельная работа не должна быть обязательной, подобно выполнению учебных постановок, входящих в рабочую программу дисциплины «Академическая живопись» МГОУ факультета ИЗО и НР. Студент должен сам принять решение развиваться в профессионала, имея мотивационный потенциал. Педагог должен лишь подтолкнуть его в правильном направлении, показать путь развития (как в плане набросков, так и длительной постановки) [4] Педагог должен занимать активную роль в развитии потенциала студентов. Мотивация художественного творчества строится на системе ценностей, в которую включены интересы, идеалы, социальные установки. Данная система формируется в рамках обучения, где преподаватель (его система ценностей) играет ключевую роль в развитии студентов.
Ассистент, как организатор учебного процесса поставил студентам следующие задачи:
• Были поставлены жесткие ограничения по времени для выполнения эскиза, например, 10-15 минут. Данный вид вспомогательного материала необходим для продумывания конкретной композиции.
• Была проведена дополнительная работа во время перерывов (когда модель не позирует, через каждые 45 минут перерыв на 15 минут, стандартный академический час). Необходимо делать наброски самостоятельно или под надзором преподавателя, если есть такая возможность. В рамках дисциплины «Академическая живопись» были созданы живописные наброски (пятновые и двухпятновые) [6].
• Студентам была поставлена задача изучить учебные пособия для вузов С.П. Ломова [2], Ю.М. Тютюновой и других авторов.
На разных специальностях были предприняты одинаковые шаги к поднятию мотивации и были поставлены идентичные задачи, в зависимости от старшинства курса (на протяжении четырех месяцев с 1 февраля 2017 по 31 мая 2017 года). Темпы развития мотивационного потенциала получились разными. Подведя итоги просмотра, был сделан вывод, что поднятие мотивации студентов отражается не только на одной дисциплине. Мотивированные студенты работают больше во всех дисциплинах, даже работая самостоятельно без указаний педагога.
В результате освоения дисциплины «Академическая живопись» студент должен:
Знать: историческое развитие живописи и ее теоретические основы, а также последовательность выполнения живописной работы, о том для чего нужен подготовительный материал и другое.
Уметь: работать самостоятельно, грамотно делать построения, пропорции, а также форму и пространство и многое другое.
Владеть: основными живописными техниками, информацией о правильной передаче пропорций в живописных работах.
Из того, что студент должен уметь и знать и чем владеть в результате освоения дисциплины, можно сделать вывод, что мотивировать обучающегося необходимо, так как самостоятельная работа - важная часть создания учебной постановки. Преподавателю необходимо поощрять и вызывать активность обучающихся с помощью бесед (задавая
вопросы) и предложений по текущей работе. Принцип сознательности и активности напрямую связан с расширением профессиональных качеств будущего специалиста.
Дисциплина «Академическая живопись» приобретает познавательное значение только при условии, что педагог объяснит (и покажет на собственном примере) как активно изучать натуру. Студент не должен пассивно срисовывать, при этом даже не задумываясь. Методисты считают, что принцип активности и сознательности обучения является одним из основных. В дисциплине «Академическая живопись» основная деятельность - практическая, поэтому принцип сознательности и мотивация студентов напрямую связаны с успешным освоением курса дисциплины. Обязанность преподавателя следить за работой студентов, обращать внимание на проблемы, связанные с освоением курса дисциплины. Преподаватель должен не только доступно объяснить (показать), но и добиться взаимопонимания со студентами и заинтересовать студентов в преодоление трудностей самостоятельно.
Таким образом, для успешного усвоения дисциплины «Академическая живопись» необходимо соблюсти все принципы (последовательности, сознательности, наглядности, научности), и достичь единства методов всестороннего развития личности.
Литература и источники
1. Корепанова О.А. Композиция от А до Я: ассоциативная композиция. М.: Феникс, 2014.
2. Ломов С.П. Живопись. М.: Агар, 2008.
3. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной науч. конференции. М. - Челябинск: Два комсомольца, 2013.
4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 2010.
5. Сапожников А.П. Полный курс рисования. М.: Алев-В, 2003.
6. Тютюнова Ю.М. Пленер: наброски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015.
АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА - ассистент кафедры живописи, аспирант, Московский государственный областной университет.
AFANASEVA, TATIANA S. - Assistant of the Department of Painting, Ph.D. student, Moscow State Regional University (TatianaAfa1992@yandex.ru).