Научная статья на тему 'Мотивационный компонент в формировании коммуникативных умений в условиях адаптационного периода в Крыму'

Мотивационный компонент в формировании коммуникативных умений в условиях адаптационного периода в Крыму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERCULTURAL COMPETENCE / АДАПТИВНЫЕ УСЛОВИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-CONTROL / ADAPTIVE CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Антонина Анатольевна

Рассматривается сущность понятия «системный подход» к обучению, который рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом. Исследуется одна из актуальных проблем современной педагогики формирование коммуникативных способностей на основе системного подхода. Определяется роль мотивации в формировании коммуникативных умений будущего специалиста. Цель данной статьи является изучение способов усиления мотивации к успеху. Автор приходит к заключению, что формирование мотивационного компонента тесно связано с социализацией личности и проявляется как стремление к повышению уровня своих возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION COMPONENT COMMUNICATIVE SKILLS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF ADAPTATION PERIOD IN CRIMEA

The concept of «system approach» to learning, which considers all the components in close relationship with each other is considered. One of the urgent problems of modern pedagogy developing communicative abilities on the basis of system approach is studied. The role of motivation in the formation of communicative skills of the future specialist is defined. The purpose of this article is to investigate ways to motivate to success. The author comes to the conclusion that the formation of the motivational component is closely linked to the socialization of the individual and manifests itself as a desire to improve the level of their capabilities.

Текст научной работы на тему «Мотивационный компонент в формировании коммуникативных умений в условиях адаптационного периода в Крыму»

УДК 378.147

Дроздова Антонина Анатольевна

ст. преподаватель, Севастопольский государственный университет

МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В КРЫМУ

Рассматривается сущность понятия «системный подход» к обучению, который рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом. Исследуется одна из актуальных проблем современной педагогики — формирование коммуникативных способностей на основе системного подхода. Определяется роль мотивации в формировании коммуникативных умений будущего специалиста. Цель данной статьи является изучение способов усиления мотивации к успеху. Автор приходит к заключению, что формирование мотивационного компонента тесно связано с социализацией личности и проявляется как стремление к повышению уровня своих возможностей.

Ключевые слова: системный подход, мотивация, межкультурная компетенция, адаптивные условия, саморегуляция.

Antonina Drozdova

Senior lecturer, Sevastopol state university

MOTIVATION COMPONENT COMMUNICATIVE SKILLS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF ADAPTATION PERIOD

IN CRIMEA

The concept of «system approach» to learning, which considers all the components in close relationship with each other is considered. One of the urgent problems of modern pedagogy — developing communicative abilities on the basis of system approach is studied. The role of motivation in the formation of communicative skills of the future specialist is defined. The purpose of this article is to investigate ways to motivate to success. The author comes to the conclusion that the formation of the motivational component is closely linked to the socialization of the individual and

manifests itself as a desire to improve the level of their capabilities.

53

Keywords: system approach, motivation, intercultural competence, adaptive condition, self-control

В настоящее время в отечественной педагогике происходит замена парадигмы человека знающего на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», т.е. человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, состоявшегося как личность и способный к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию [1]. При условиях заказа современного общества на подготовку высококвалифицированных специалистов особое значение приобретают новые образовательные технологии, ориентированные на более полный личностно и социально интегрированный результат. Чтобы чувствовать себя эффективной полностью функционирующей личностью, социально активной, будущий специалист должен иметь коммуникативные умения.

Как утверждает А. А. Леонтьев, чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным» [2, с. 33].

Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе адаптационного перехода в Крыму. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Одним из внутренних условий социализации человека является учение, т.е. приобретение общественно-исторического опыта, воспроизведение его в формы индивидуальной субъективной деятельности. В процессе взаимодействия и установления единства человека с внешним, изменяющимся миром изменяется

его поведение, вырабатываются новые формы деятельности и психические свойства. Усваиваются в ходе учения не только знания, умения и навыки, но и взаимоотношения. Основной целью и результатом учебной деятельности является изменение личности студента, а также его психологической сферы, включающей в себя мотивационный компонент. Цель данной статьи является изучение способов усиления мотивации в процессе формирования коммуникативных умений.

Формирование коммуникационных умений будет наиболее эффективным с помощью системного подхода к данному процессу. Одним из направлений реформирования образования в соответствии с системным подходом является внедрение новых образовательных технологий, соответствующих уровню развития общества, науки, техники, культуры.

«Все виды деятельности субъектов той или иной образовательной технологии в конечном итоге должны обеспечить (гарантировать) реализацию проекта (модели) человека, или в узком смысле — модели специалиста. Европейский стандарт личности, утвержденный ЮНЕСКО, включает пять ключевых компетенций:

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (межкультурные компетенции).

3. Компетенции, предполагающие владение устным и письменным общением, владение несколькими языками.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации, предполагающие владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы, способность критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе [2].

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни (Совет Европы, симпозиум, 27-30 марта, 1996 года)».

Новую парадигму результата высшего образования обеспечивает системный подход к обучению, который рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом; выявляет единство взаимосвязи всех компонентов системы и выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов. Основанием системного подхода можно считать также определение сущностных признаков идеальной цели воспитания — формирование всесторонней и гармонически развитой личности. Достижение данной цели возможно только при системном подходе.

Основные положения системного подхода в решении педагогических проблем рассмотрены и реализованы в работах Ф.Ф. Королева, Т.А. Ильиной,

A. В. Усовой, В. А. Черкасова, Л. М. Панчешниковой, Ю. К. Бабанского,

B. П. Беспалько и др. Системный подход в образовании рассматривали Б. В. Ломов, В. С. Мерлин, И. Т. Кавецкий, Т. Л. Рыжковская, И. А. Коверзнева, В. Г. Игнатович, Н. А. Лобан, С. В. Старовойтова.

Единство мотивационного и регуляторного аспектов в ситуации успеха в учебной деятельности определили такие известные исследователи, как К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалева, Л. С. Выготский, А. М. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.

Изучение многочисленных публикаций по теории и практике обучения иностранным языком в вузе и обобщение опыта работы дают основания для создания новых технологий обучения иностранному языку подготовки будущих специалистов.

«Системный подход в педагогике обладает огромными, неисчерпаемыми потенциальными возможностями по сравнению с традиционным подходом. Он позволяет осуществить:

- сокращение сроков обучения в несколько раз (особенно языкам) с одновременным повышением качества обучения;

- формирование системного мышления не только на родном языке, но и на иностранном;

- беспереводное понимание устной и письменной речи при обучении иностранным языкам;

- возможность знать изучаемый предмет в совершенстве (причем за весьма сжатый период);

- одномоментное (в одну единицу времени) изучение нескольких иностранных языков со способностью думать на них;

- целенаправленное формирование мышления на изучаемом иностранном языке за короткий срок;

- возможность бегло автоматически говорить на иностранном языке и др.

Системный подход в педагогике представляет собой инновационную

системную технологию обучения и воспитания, внедрение в практику образования которой позволяет совершить значительные изменения в самом образовании: повысить его результативность, резко снизив при этом сроки обучения» [3, с. 71].

Системный подход к обучению в процессе профессиональной подготовки решает следующие проблемы:

- адаптация студентов к вузовской жизни, к новым условиям учебной деятельности;

- вхождение в будущую профессию при сочетании общей и специальной подготовки;

- проявление активности и самостоятельности.

Современное состояние международных связей в различных сферах жизнедеятельности, новые политические, социально-экономические и культурные реалии требуют определенных трансформаций и в сфере образования как важного государственного института, в том числе и в области обучения иностранным языкам. Сегодня иностранный язык все шире

приобретает роль средства межкультурного общения. Это требует определения основных стратегических направлений совершенствования целей, содержания, методов, условий и средств обучения иностранному языку. Через изучение языка как отражения социокультурной реальности, как феномена культуры — национальной и общечеловеческой, формируется представление об инофонной картине мира, приобретается способность гармонично общаться в нашем собственном обществе и в других социумах, предупреждать и преодолевать конфликты, обусловленные историческими, политическими и религиозными различиями культур. Таким образом, через язык создается эффективная основа для интернационального и интеркультурного взаимопонимания.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к изучению иностранного языка является создание ситуации успеха, что достигается через:

- доступное задание, что поддерживает уверенность в себе;

- уважение и признание студентов как личности;

- обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы;

- эвристический и креативный подход к организации обучения;

- дифференциация помощи в выполнении конкретного задания.

Огромное значение в формировании иноязычных умений имеет начальный

этап обучения. Как показывает практика, на этом этапе студенты испытывают трудности, так как существует очень большой разрыв и поэтому необходим плавный переход, что обеспечивает не только приобретение навыков самостоятельной работы студентов, но и воспитание заинтересованности в познании основ профессии. Это является важнейшим условием творческой активности будущих молодых специалистов. Существуют такие задачи, которые необходимо решать уже на начальном этапе обучения. Следствием успешного достижения данной цели должна появиться широкая общеобразовательная компетенция, что доставляет неотъемлемую часть их коммуникативной компетенции. Существуют такие задачи, которые необходимо решать уже на начальном этапе обучения:

- придать процессу обучения творческий характер, что повышает интерес и мотивацию студентов;

- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;

Преподаватель обеспечивает не только приобретение навыков самостоятельной работы студентов, но и воспитывает заинтересованность в познании основ профессии. На этом этапе обучения начинают приобретать навыки, необходимые для более глубокого понимания содержания текста и коммуникативные навыки. Из изложенного выше можно увидеть проблему, которая возникает на начальном этапе обучения, а именно: как помочь студенту овладеть настолько огромным и сложным аспектом в обучении переводу и овладеть навыком коммуникативной деятельности.

В связи с этим, первой и главной задачей методики на начальном этапе образования является создание для личности условий, которые носят адаптивный характер, а также обеспечить постепенный переход обучения в вузе. Что касается, адаптивных условий необходимо, что бы личность имела возможность для самовыражения, принимала участие в деятельности, которая вызвала бы потребность в профессиональном общении, проводилась бы в рамках тех же конкретных жизненных ситуациях, в которых они возникают естественно. Необходимо воссоздание в учебных условиях действительности такими способами, при которых ситуации в процессе обучения не были бы максимально приближены к реальным жизненным ситуациям.

Адаптивные условия обучения предполагают изложение учебного материала в зависимости от внешних или внутренних условий обучения (например, от степени и скорости усвоения материала, и тому подобное) и приспосабливаются к параметрам работы конкретного студента.

Однако такое обучение только расширяет сознание и мышление студента, но не развивает их. Для этого необходимо создавать специальные проблемные условия при обучении, способствующих творческому развитию личности

Английский язык как предмет преподавания проявляет мощные ресурсы для развития профессиональной компетентности специалистов, поскольку профессиональная компетентность является неотъемлемым компонентом жизненной компетентности личности. Эти ресурсы связаны с возможностями формирования во время преподавания иностранного языка таких личностных аспектов как:

- социально-культурная компетентность (что связывается с расширением путей взаимодействия человека с миром благодаря освоению дополнительного языкового кода общения и освоения действительности);

- развитие интерактивных стратегий взаимодействия с миром (благодаря развитию социальных ролей, что следует из коммуникативно-ролевой направленности процесса преподавания иностранного языка);

- развитие мотивационной базы индивида (благодаря соответствующей учебной деятельности на занятиях английского языка);

- расширение сферы ассоциативных связей и механизмов ассоциативности, что является основой творческого освоения действительности (и вытекает из методик развития ассоциативного мышления, которые активно используются на занятиях по английскому языку);

- синтез абстрактно-логических и эмоционально-образных стратегий познания мира — сочетание технического и гуманитарного аспектов подготовки будущих специалистов как базы для быстрого развития личности (благодаря использованию наглядности на занятиях английского языка и направленности на сочетание образного и вербального компонентов речевого акта).

Способность саморегуляции, т.е. формирование психической устойчивости, потенциал, который даёт возможность преодолевать трудности и настойчивость в достижении успеха (вектор направленности) возможно отследить по методике Орлова Ю.М, уровень мотивации к успеху и избеганию неудач определили по тесту-опросника Т. Элерса [4, а20].

Существенно изменяет отношение студентов к планированию профессиональных намерений и глобальных жизненных целей, к достижению

стойкого уровня мотивации тренинг мотивации достижения. Цель тренинга: достижение стойкого повышения уровня мотивации в достижении удачи. Задачи тренинга:

1. Достижение того, чтобы у участников тренинга по окончании его развились стойкие желания и умения в самостоятельной постановке целей деятельности,

2. Развитие стойкого стремления к достижению самостоятельно поставленной цели.

3. Нивелирование стремления понравиться окружающим людям в своих целях, средствах и результатах деятельности.

4. Обучение умению и желанию выполнять задачи любой сложности. Выводы. Анализ сущности понятия «системный подход» к формированию

иноязычных умений позволил выделить такой структурный элемент как мотивационный компонент (желание спроектировать и реализовать индивидуальный проект личностно-профессионального развития, потребность в применении личностно-профессиональных технологий. Мотивационный компонент связан с потребностью личности добиваться успеха в общении. Формирование мотивационного компонента тесно связано с социализацией личности и проявляется как стремление к повышению уровня своих возможностей.

Литература

1. Кавецкий И.Т. Основы психологии и педагогики / И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. — Минск: Изд-во МИУ, 2010

2. Леонтьев А.А.

Пихолингвистические проблемы массовой коммуникации / А.А. Леонтьев — М.: Наука, 1974. — 148 с.

3. Трушникова Т.Г. Системный подход в педагогике как инновационная основа формирования образовательного пространства / Человек и образование, 2006. — № 6 — С. 71

4. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 146 с.

References

1. Kaveckij I.T. Osnovy psihologii i pedagogiki / I.T. Kaveckij, T.L. Ryzhkovskaja, I.A. Koverzneva, V.G. Ignatovich, N.A. Loban, S.V. Starovojtova. — Minsk: Izd-vo MIU, 2010 (in Russian)

2. Leont'ev A.A. Piholingvisticheskie problemy massovoj kommunikacii / A.A. Leont'ev — M.: Nauka, 1974. — 148 p. (in Russian)

3. Trushnikova T.G. Sistemnyj podhod v pedagogike kak innovacionnaja osnova formirovanija obrazovatel'nogo prostranstva / Chelovek i obrazovanie, 2006.

— № 6 — P. 71 (in Russian)

4. Sbornik psihologicheskih testov. Chast' II: Posobie / Sost. E.E. Mironova

— Mn.: Zhenskij institut UNVILA, 2006. — 146 P. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.