Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку как средству коммуникации'

Обучение иностранному языку как средству коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Антонина Анатольевна

В статье исследуется одна из актуальных проблем современной педагогики формирование коммуникативных способностей в процессе изучения иностранного языка. Цель определение условий формирования навыков коммуникации. Рассмотрено применение системного подхода к формированию коммуникативных умений, основой которого является определение признаков основной цели воспитания формирования всесторонне развитой личности. Автор утверждает, что сформированность коммуникативных умений специалистов определяет успешность процесса межкультурной коммуникации. Определяется роль мотивации в формировании коммуникативных умений будущего специалиста. Автор приходит к заключению, что формирование мотивационного компонента связано с социализацией личности и проявляется как стремление к повышению уровня своих возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздова Антонина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A MEANS OF COMMUNICATION

The article analyzes one of the urgent problems of modern pedagogy the formation of communicative abilities in the process of learning a foreign language. The purpose of the article is to determine the conditions of formation of skills of communication. The article considers the application of system approach to the development of communicative skills based on the identification of the main objectives of education which is the formation of comprehensively developed personality. The author argues that the formation of communicative skills of the specialists determines the success of the process of intercultural communication. The role of motivation in formation of communicative abilities of the future specialist is defined. The author comes to the conclusion that the formation of the motivational component is associated with the socialization of the individual and manifests itself as a desire to improve the level of his capabilities.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку как средству коммуникации»

УДК 378.147 ББКЧ 30/49

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВУ КОММУНИКАЦИИ

| А.А. Дроздова

Аннотация. В статье исследуется одна из актуальных проблем современной педагогики - формирование коммуникативных способностей в процессе изучения иностранного языка. Цель - определение условий формирования навыков коммуникации. Рассмотрено применение системного подхода к формированию коммуникативных умений, основой которого является определение признаков основной цели воспитания -формирования всесторонне развитой личности. Автор утверждает, что сформированность коммуникативных умений специалистов определяет успешность процесса межкультурной коммуникации. Определяется роль мотивации в формировании коммуникативных умений будущего специалиста. Автор приходит к заключению, что формирование мотивационного компонента связано с социализацией личности и проявляется как стремление к повышению уровня своих возможностей.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, иноязычное общение, мотивация, саморегуляция.

АЖ Drozdovа

Abstract. The article analyzes one of the urgent problems of modern pedagogy - the formation of communicative abilities in the process of learning a foreign language. The purpose of the article is to determine the conditions of formation of skills of communication. The article considers the application of system approach to the development of communicative skills based on the identification of the main objectives of education which is the formation of comprehensively developed personality. The author argues that the formation of communicative skills of the specialists determines the success of the process of intercultural communication. The role of motivation in formation of communicative abilities of the future specialist is defined. The author comes to the conclusion that the formation of the motivational component is

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A MEANS OF COMMUNICATION

159

associated with the socialization of the individual and manifests itself as a desire to improve the level of his capabilities.

Keywords: intercultural communication, foreign language communication, motivation, self-regulation.

160

Введение. В связи с модернизацией образования основной целью овладения иностранными языками считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, то есть формирование коммуникативной компетенции в области межкультурной коммуникации. Нужны новые стратегии в образовании, направленные не только на получение знаний, умений и навыков, но и на обучение тем видам деятельности, которые обеспечивают получение новых знаний [1].

Внедрение новых образовательных технологий и формирование ключевых компетенций в рамках реформирования образования будет эффективным благодаря системному подходу, который основан на реализации важнейшего положения диалектики о взаимосвязи явлений в природе [2].

Одной из наиболее важных, по нашему мнению, компетенций является межкультурная компетенция. Современное состояние международных связей в различных сферах жизнедеятельности требует определенных трансформаций и в области обучения иностранным языкам. Сегодня иностранный язык все шире приобретает роль средства межкультурного общения как показатель сформированности способности специалиста эффективно участвовать в иноязычном общении на межкультурном уровне.

В связи с процессами глобализации значительно повысился интерес к проблемам межкультурной коммуникации. Согласно Е.М. Верещагину, термином межкультурная коммуникация называется адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам [3]. Урок иностранного языка — это практика межкультурной коммуникации, так как каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире [4].

Поскольку перспектива обучения студентов заключается в возможности саморазвития, самореализации, расширения кругозора, достижения успеха, самостоятельности и независимости, основными мотивами являются личностное развитие, интерес, потребность в познании нового и желание стать высококвалифицированным специалистом.

В рамках межкультурной образовательной среды одного только преодоления языкового барьера недостаточно для эффективного общения между представителями разных культур, необходимо преодолевать культурные барьеры. Вопросы формирования межкультурной коммуникации рассматривали Н.С. Алгожа-ева, О.Н. Астафьева, О.А. Захарова, Т.Г Грушевицкая, А.П. Садохин, О.А Леонтович, С.Г Тер-Минасова.

Принципиально важным является рассмотрение обозначенной проблемы с позиций системного подхода в образовании (Б.В. Ломов, В.С. Мерлин, Ф.Ф. Королев, Т.А. Ильина, А.В. Усова, В.П. Беспалько и др.) и через призму единства мо-тивационного и регуляторного аспектов в ситуации успеха в учебной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бода-лев, Л.С. Выготский, А.М. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.).

Материалы и методы исследования. Целью данной статьи является определение условий формирования навыков коммуникации. Определяем следующие задачи для решения поставленной цели:

1. Обосновать сущность понятия «межкультурная коммуникация» и определить ее содержательные характеристики.

2. Изучить особенности применения системного подхода к формированию навыков коммуникации.

3. Определить педагогические условия формирования навыков коммуникации в процессе изучения иностранного языка.

Использовались следующие методы исследования: эмпирические методы познания (наблюдения, сравнения), эмпирически-теоретические методы исследований (анализ, синтез); теоретические методы исследований (метод восхождения от абстрактного к конкретному).

Результаты и обсуждение. Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации заключается в том, что языки должны изучаться в

неразрывном единстве с культурой народов, говорящих на этих языках. Межкультурная коммуникация — это взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам, поэтому цель изучения иностранного языка — это овладение навыками межкультур -ного общения и взаимопонимания между партнерами. «Специалист, оканчивающий сегодня вуз, — это всесторонне образованный человек с фундаментальной подготовкой. Иностранный язык для такого специалиста — и инструмент, и часть культуры» [5, с. 137].

Основная цель воспитания — формирование всесторонне развитой личности, способной к самосовершенствованию и саморазвитию в течение всей жизни: «Системный подход предполагает рассмотрение исследуемого явления или объекта в их развитии (изменении) при взаимодействии с окружающей средой и основан на использовании важнейшего положения диалектики взаимосвязи явлений в природе» [6, с. 14].

Определяем следующие условия, способствующие эффективному формированию навыков коммуникации:

• наличие мотивации при обучении иностранного языка;

• создание адаптационных условий на начальном этапе обучения в вузе;

• наличие обратной связи в процессе изучения иностранного языка.

В целях создания благоприятной среды для изучения иностранного языка и всестороннего развития личности необходимо учитывать мотивацию студентов к обучению, наличие которой значительно повысит эффек-

161

162

тивность формирования коммуникативных умений. Сформированность коммуникативных умений специалистов определяет успешность процесса межкультурной коммуникации.

Совокупность факторов, которые определяют активность личности будущего специалиста, детерминированы мотивацией. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы повышался интерес студентов к получению знаний, а также мотивация к успеху, преодолению неудач. Одним из способов стимулирования интереса к изучению иностранного языка является создание «ситуации успеха», что достигается через выполнение доступного задания, а значит, поддержание уверенности студентов в себе, уважение и признание их как личностей, обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы.

Так, В.А. Сухомлинский утверждал, что очень важно сформировать чувство собственного достоинства. Успех в учении — единственный источник внутренних сил, которые порождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться [7]. Ситуация успеха — это субъективное психическое состояние удовлетворения вследствие физического или морального напряжения исполнителя дела, создателя явления. Иногда, переживая ситуацию успеха, человек может перенести эмоциональные впечатления, резко изменить в положительную сторону стиль своей жизни. Ситуация успеха становится точкой отсчета для изменений во взаимоотношениях с окружающими, для дальнейшего движения человека вверх, его всестороннего развития.

С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Результативность обучения невозможна без развитой саморегуляции, которая развивает такие личностные свойства и способности, как: самосознание, самооценка, самоконтроль, прогнозирование себя и своей деятельности [8]. Способность к саморегуляции, связанная с формированием психической устойчивости и позволяющая преодолевать трудности и демонстрировать настойчивость в достижении успеха, может быть определена по методике Ю.М. Орлова, а уровень мотивации успеха и избегания неудач — с помощью теста-опросника Т. Элерса [9, с. 20].

Как показывает опыт, значительная часть студентов показывает низкий уровень мотивации в процессе изучения иностранного языка. Мотивация к достижению успеха проявляется в стремлении добиваться лучших результатов в общении. Однако студенты не проявляют интереса к достижению более высоких показателей в общении.

Для формирования устойчивой мотивации в общении автором статьи применялся тренинг мотивации достижения. Цель данного тренинга заключается в повышении уровня мотивации достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неудачи. Задачи тренинга: формирование умения в самостоятельном поиске и постановке целей деятельно-

ВЕК

сти и развитие желания достижения самостоятельно выявленной цели.

Результатом данного тренинга стала сформированная высокая мотивация к успеху. Личность с высокой мотивацией имеет следующие характеристики: настойчивость в достижении намеченных целей; неудовлетворенность достигнутым; переживание особой радости от успеха; неспособность плохо работать; стремление испытывать новые приемы при выполнении обычных задач; неудовлетворенность легким успехом [9].

Специалисты с высоким уровнем мотивации к успеху способны не только принимать эффективные решения, но и умеют организовывать поиски реализации решения любой поставленной задачи. Способность к коммуникации зависит не только от запаса фундаментальных и профессиональных знаний, но и от мотива-ционного настроя личности.

Огромное значение в формировании иноязычных коммуникативных умений имеет начальный этап обучения. Необходимо создать адаптивные условия для обеспечения эффективного формирования межкультурной коммуникации. Как показывает практика, на этом этапе студенты испытывают трудности, так как существует очень большой разрыв между школой и вузом, поэтому нужно сформировать заинтересованности в изучении иностранного языка. Адаптивные условия обучения предполагают изложение учебного материала в зависимости от внешних или внутренних условий обучения (например, от степени сложности и скорости усвоения материала) и приспосабливаются к параметрам работы студента.

Наличие обратной связи — следующее необходимое условие эффективного формирования навыков коммуникации. Главная цель деятельности преподавателя — создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы. Задачи следующие: помочь личности студента «вырасти в успехе», дать почувствовать радость от преодоления трудностей.

Заключение. В заключение отметим, что иностранный язык как средство межкультурного общения является показателем сформирован-ности способности специалиста эффективно участвовать в иноязычном общении на межкультурном уровне. Условия, способствующие эффективному формированию навыков коммуникации, следующие: наличие мотивации при обучении иностранного языка; создание адаптационных условий на начальном этапе обучения в вузе и наличие обратной связи в процессе изучения иностранного языка. Автором статьи выявлена важная закономерность в развитии высшей школы — возрастание роли мотивации в формировании навыков коммуникации, что значительно повышает качество подготовки будущих специалистов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mono graphies.ru/76 (дата обращения: 01.09. 2015).

163

164

2. Основы психологии и педагогики: Учеб.-метод. комплекс [Текст] / Авт.-сост.: Н.А. Лобан, В.Г. Игнатович, Т.Л. Рыжковская и др. - Минск: Изд-во МИУ, 2009. - 309 с.

3. Верещагин, Е.М. Язык и культура [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Индрик, 2005. - 1038 с.

4. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие [Текст] / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2000. - 624 с.

5. Химичева, С.А. Межкультурная коммуникация в современном высшем образовании при изучении иностранного языка [Текст] / С.А. Химичева // Педагогическое образование в России. - 2012. -№ 4. - С. 137.

6. Маригодов, В.К. Основы научных исследований. Инженерная педагогика [Текст] / В.К. Маригодов, А.А. Слободянюк. - Севастополь: Изд-во СевГТУ, 1999. - 240 с.

7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А Сухомлинский. - Москва: Педагогика, 1971. -560 с.

8. Валиева, Э.Г. Об учете профиля вуза в процессе обучения иностранным языкам [Текст] / Э.Г. Валиева // Вопросы преподавания иностранных языков в вузах МВД СССР: Межвуз. сборник науч. тр. - Омск, 1990.

9. Сборник психологических тестов. Ч. II [Текст] / Сост. Е.Е. Миронова. - Минск, 2006. - 146 с.

REFERENCES

1. Belikov V.A., Obrazovanie. Dej^telnost. Li-chnost, Moscow, 2010, available at: http:// www.monographies.ru/76 (accessed: 01.09. 2015). (in Russian)

2. Himicheva S.A., Mezhkulturnaja kommuni-kacija v sovremennom vysshem obrazovanii pri izuchenii inostrannogo jazyka, Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2012, No. 4. (in Russian)

3. Maiigondon K.V, Slobodyanyuk A.A., Osnovy nauchnyh issledovanii. Inzhenernajа pedagogi-ka, Sevastopol, 1999, 240 p. (in Russian)

4. Osnovy psihologii i pedagogiki: Ucheb.-metod. kompleks, ed. N.A. Loban, V. Ignato-vich, T.L. Ryzhkovsky, etc., Minsk, 2009, 309 p (in Russian)

5. Sbornikpsihologicheskih testov: posobie, ed. E.E. Mironova, Minsk, 2006, 146 p. (in Russian)

6. Sukhomlinsky V.A., Izbrannye peda-gogicheskie sochinenijÜ, Moscow, 1971, 560 p. (in Russian)

7. Ter-Minasova S.G., Jazyk i mezhkulturnajа kommunikacijа: uchebnoe posobie, Moscow, 2000, 624 p. (in Russian)

8. Valieva E.G., "On account of the profile of the University in the process of teaching foreign languages", in: Voprosy prepodavanijа inostrannyh jаzykov v vuzah MVD SSSR, Collection of scientific papers, Omsk, 1990. (in Russian)

9. Vereshchagin E.M., Kostomarov V.G., Jazyk i kultura, Moscow, 2005, 1038 p. (in Russian)

Дроздова Антонина Анатольевна, старший преподаватель, кафедра романской и германской филологии, Севастопольский государственный университет, steba1971@mail.ru Drozdova A.A., Senior Lecturer, Department of Romance and German Philology, Sevastopol State University, steba1971@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.