Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ'

МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мотивационные механизмы / сфера образование / квота / кадровый потенциал / социальная сфера / Мотивацион механизмлар / таълим / квота / кадрлар салоҳияти / ижтимоий соҳа

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Nosirov, Ilkhom Abbosovich, Tashpulatova, Munirakhon Mahmudovna, Rasulov, Jasurbek

Целью данного исследования является определение основных мотивирующих факторов сотрудников работающих, студентов учащихся в ВУЗах Узбекистана. Исследование включает в себя количественные и качественные методы исследования. В статье рассмотрены статистические данные результатов поступление абитуриентов в высших учебных заведениях страны. Предложены как задачи, привлечение талантливых и мотивированных абитуриентов, магистрантов и аспирантов исходя из того, что основой успешного развития вуза являются способные и целеустремленные люди, умеющие как видеть актуальные проблемы, так и предлагать их наилучшие решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИДА МОТИВАЦИОН МЕХАНИЗМЛАР, УЛАРНИНГ РОЛИ ВА АҲАМИЯТИ

Ушбу тадқиқотнинг мақсади Ўзбекистон олий ўқув юртларида фаолият олиб бораётган ходимлар, тахсил олаётган талабалар учун асосий рағбатлантирувчи омилларни аниқлашдан иборат. Тадқиқот миқдорий ва сифатли тадқиқот усулларини ўз ичига олади. Мақолада абитурентларни мамлакатимиз олий таълим муассасаларига ўқишга қабул қилиш натижалари бўйича статистик маълумотлар ўрганилган. Олий таълим муассасаларининг муваффақиятли ривожланишида асос бўлиб, хозирги муаммоларни кўра оладиган ва ўзининг енг яхши ечимларини таклиф ета оладиган қобилиятли ва мақсадли инсонлар еканлигидан келиб чиқиб, иқтидорли, ғайратли студентлар ҳамда магистрантларни жалб етишни вазифаси сифатида таклиф етмоқдамиз.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ»

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH

International journal of theoretical and practical research

Scientific Journal

Year: 2022 Issue: 11 Volume: 2 Published: 30.08.2022

http://alferganus.uz

Citation:

Nosirov, I.A., Tashpulatova, M.M., Rasulov, J. (2022). Motivational mechanisms in higher education institutions, their role and significance. SJ International journal of theoretical and practical research. 2 (11), 161-168.

Nosirov, I.A., Tashpulatova, M.M., Rasulov, J. (2022). Мотивационные механизмы в высших учебных заведениях, их роль и значение. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (11), 161-168.

Doi:

https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7391294

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

ISJIF 2022:5.962 QR-Article

Nosirov, Ilkhom Abbosovich

Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Management, Fergana Polytechnic Institute E-mail: nosirovilomzon@gmil. com

Tashpulatova, Munirakhon Mahmudovna

master's student

Rasulov, Jasurbek

master's student

UDC 5G2.35:658

MOTIVATIONAL MECHANISMS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS,

THEIR ROLE AND SIGNIFICANCE

Abstract. The purpose of this study is to determine the main motivating factors of employees working, students studying at universities in Uzbekistan. The study includes quantitative and qualitative research methods. The article considers the statistical data on the results of the admission of applicants to higher educational institutions of the country. It is proposed as a task to attract talented and motivated applicants, undergraduates and graduate students based on the fact that the basis for the successful development of the university is capable and purposeful people who can both see current problems and offer their best solutions.

Key words: Motivational mechanisms, education, quota, personnel potential, social sphere

МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

© ®

Носиров, Илхом Аббосович

Доктор экономических наук, доцент кафедры "Менеджмент ",

Ферганский политехнический институт

161

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

ISJIF 2022:5.962

E-mail: nosirovilomzon@gmil. com Ташпулатова, Мунирахон Махмудовна,

Магистрант Расулов, Жасурбек Солижон угли,

Магистрант

Аннотация. Целью данного исследования является определение основных мотивирующих факторов сотрудников работающих, студентов учащихся в ВУЗах Узбекистана. Исследование включает в себя количественные и качественные методы исследования. В статье рассмотрены статистические данные результатов поступление абитуриентов в высших учебных заведениях страны. Предложены как задачи, привлечение талантливых и мотивированных абитуриентов, магистрантов и аспирантов исходя из того, что основой успешного развития вуза являются способные и целеустремленные люди, умеющие как видеть актуальные проблемы, так и предлагать их наилучшие решения. Ключевые слова: Мотивационные механизмы, сфера образование, квота, кадровый потенциал, социальная сфера

Носиров Илхом Аббосович,

Ицтисод фанлари доктори, доцент "Менежмент " кафедраси Фаргона политехника институти E-mail: nosirovilomzon@ gmil. com

Ташпулатова, Мунирахон Махмудовна

Магистрант Расулов, Жасурбек Солижон уFли

Магистрант

ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИДА МОТИВАЦИОН МЕХАНИЗМЛАР,

УЛАРНИНГ РОЛИ ВА АХДМИЯТИ

Аннотация. Ушбу тадцицотнинг мацсади Узбекистон олий уцув юртларида фаолият олиб бораётган ходимлар, тахсил олаётган талабалар учун асосий рагбатлантирувчи омилларни аницлашдан иборат. Тадцицот мицдорий ва сифатли тадцицот усулларини уз ичига олади. Мацолада абитурентларни мамлакатимиз олий таълим муассасаларига уцишга цабул цилиш натижалари буйича статистик маълумотлар урганилган. Олий таълим муассасаларининг муваффациятли ривожланишида асос булиб, хозирги муаммоларни кура оладиган ва узининг енг яхши ечимларини таклиф ета оладиган цобилиятли ва мацсадли инсонлар еканлигидан келиб чициб, ицтидорли, гайратли студентлар уамда магистрантларни жалб етишни вазифаси сифатида таклиф етмоцдамиз. Калит сузлар: Мотивацион механизмлар, таълим, квота, кадрлар салоуияти, ижтимоий соуа

© ®

162

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH .

Введение

Выработка мотивационных механизмов в процессах высшего образования и их перспективы, то проводимая работа по повышению эффективности высшего образования в Узбекистане очень важна для каждого производства и абитуриента. Появление ряда высших учебных заведений, создание филиалов международных высших учебных заведений, налаживание интеграционных процессов с соседними странами, распределение количества квот и введение стратифицированных квот являются современными мотивационными механизмами.

День за днем увеличивается количество решений, указов и реформ, касающихся сферы образования, особенно для студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также, студентов с тяжелым семейным положением. Кроме того, вводятся несколько возможности и льготы, которые самое необходимое и важное для мотивации.

Согласно Статье 41 Конституции Республики Узбекистан "Каждый имеет право на образование."

Помимо Конституции, в нормативно-правовую базу национальной политики в области образования входят: Закон «Об образовании», Указы и Постановления Президента Республики Узбекистан, Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также правовые, кадровые, научно-методические, финансовые материалы по обеспечение реформирования и развития на основе сохранения позитивного потенциала существующей системы подготовки кадров.

Несмотря на множество созданных возможностей и привилегий, внимание, интерес и мотивация у студентов после поступления на учебу значительно снижается, также с года увеличивается количество студентов, заканчивающих вуз без каких-либо знаний, навыков и без какой-либо любви к своей будущей профессии. в год. увеличивается много в год. С одной стороны, создание широких и небрежных возможностей для обучения служит мотивационным фактором, с другой - снижает ответственность студентов по отношению к обучению, а в школе формируется идеология того, что они закончат вуз во что бы то ни стало. их. Конечно, не все пять равны, есть также много студентов, которые пользуются преимуществами более широкого процесса включения для обучения в вузах. В связи с тем, что большая часть населения Узбекистана проживает в сельской местности и отдаленных селах, процесс подготовки к вузовским экзаменам для них порой затруднен с точки зрения материала, расстояния и времени, особенно широты выбора для них студент нескольких вузов одновременно, для них такая возможность очень кстати. Разработка и внедрение более совершенных, международных, перспективных и высокоэффективных методов механизмов мотивации студентов в современных высших учебных заведениях является долгожданным событием в сфере образования.

Обзор литературы

Хотя слово «Мотивация» много раз используется в повседневной жизни на рабочем месте, в университете, в СМИ и социальных сетях, оно не рассматривается глубоко и подробно. Согласно общепринятым определениям, мотив - это совокупность сил, причин или потребностей, побуждающих человека к действию.

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

Если рассматривать историю и суть понятия мотива, то каждый ученый давал разные определения, например, по А. Маслоу, мотив - это совокупность потребностей, С. Л. Рубинштейн, мотив - это ощущение этой потребности и считает его удовлетворительным. А. Н. Леонтьев считает мотивом конкретные потребности в деятельности человека и реальность, которая ее провоцирует. Мотивация рассматривается как сложное многогранное управление человеческой жизнью в широком смысле. Мотивация проявляется в виде целей и идеалов и непосредственно определяет и направляет деятельность человека. Теория потребностей А. Маслоу, посвященная мотивационным механизмам, которая проводилась в период школы менеджмента человеческих отношений (1930-1950-е гг.), является одной из наиболее совершенных теорий, включающих мотивационные механизмы. выделяет следующий иерархический ряд потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и связи с другими, потребность в уважении, полное проявление и реализация своего скрытого потенциала, включает в себя потребность в выходе и другие. В приведенной выше доктрине есть части, называемые первичными и вторичными потребностями, в которых чувство принадлежности и любви важнее, чем физиологические потребности, важные для выживания.

Анализ и результаты

В целях разработки и совершенствования мотивационных механизмов с целью достижения перспектив в сфере высшего образования в статье используются такие методы, как систематический и сравнительный анализ существующих мотивационных механизмов в сфере образования, группировка статистических данных, теоретическое и практическое наблюдение.

Основные задачи развития (стратегические инициативы):

1. Создание и реализация конкурентоспособных востребованных образовательных программ на основе модернизации и совершенствования образовательного процесса в целях обеспечения высокого качества подготовки кадров для отраслей экономики, соответствующего технологическому укладу и имеющему потенциал будущего развития за счет применения интерактивных и цифровых технологий в рамках единого цикла непрерывного профессионального отраслевого образования, развития сетевого взаимодействия, сотрудничества с другими вузами, интернационализации образовательной деятельности, формирования современной среды сопровождения практической части обучения и содействия в трудоустройстве.

2. Организация научных исследований и разработок, соответствующих глобальным трендам и запросам современного общества, развитие экспертно-аналитической деятельности на основе трансформации университета в современный центр отраслевых научных исследований за счет формирования научно-образовательных подразделений национального и мирового уровня, участия в крупных и значимых международных проектах, создания точек роста в отрасли путем генерации и трансфера знаний, развития компетенций вовлеченных в инновационные процессы обучающихся и сотрудников вуза.

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

3. Развитие инновационной экосистемы вуза на основе установления долговременных и взаимовыгодных партнерских отношений с предприятиями и 5 организациями реального сектора экономики (прежде всего, строительной и смежных с них отраслей экономики), развития частно-государственного партнерства, использования лучших практик проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений.

4. Развитие кадрового потенциала вуза на основе активного вовлечения в решение практических научных задач отрасли, прохождения стажировок и повышения квалификации, поощрения публикационной активности и подготовки кадров высшей квалификации, сохранения и развития научных и научно -педагогических школ, привлечения высококвалифицированных специалистов отрасли, роста творческой и предпринимательской активности, инициативности работников, активной социальной политики.

5. Привлечение талантливых и мотивированных абитуриентов, магистрантов и аспирантов исходя из того, что основой успешного развития вуза являются способные и целеустремленные люди, умеющие как видеть актуальные проблемы, так и предлагать их наилучшие решения.

6. Развитие имущественного комплекса и социокультурной среды вуза на основе рационального использования материальных и финансовых ресурсов, участия в республиканских, региональных и отраслевых программах развития, привлечения инвесторов для выполнения обоснованных инвестиционных проектов при развитии и реставрации кампуса, оснащения структурных подразделений новыми вычислительными мощностями, а также создания современной исследовательской базы, необходимой для обучения, проведения научных исследований и выполнения научно-технических разработок.

7. Создание эффективной системы управления вузом, обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели на основе построения гибкой адаптивной организационной структуры, предусматривающей расширение самостоятельности и повышение ответственности основных структурных подразделений за результаты деятельности, освоение и использование новых информационных технологий управления, методов бюджетирования, финансового менеджмента и проектного управления, с учетом необходимости решения задач обеспечения финансовой устойчивости вуза, повышения эффективности управления кампусом, внедрения стандартов качества, развития профессиональной культуры, обеспечения гармоничного развития преподавателей и студентов.

8. Повышение узнаваемости ВУЗа в мировом научнообразовательном пространстве на основе сохранения и укрепления позиций ведущего вуза в области отраслевого высшего образования Узбекистана.

Осуществляемые в Узбекистане образовательные реформы, от мала до велика, можно рассматривать как мотивационный механизм, реализуемый в сфере высшего образования. По нашему мнению, считаем одними из самых эффективным порядоком ранжирования мотивационных факторов - это,

1.Хорошие условия труда; 2.Возможность продвижения в организации; З.Индивидуальный рост и карьерный рост; 4.Возможность заниматься творческой

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

и интересной работой; 5.Достойная заработная плата; б.Оценка проделанной работы; 7.Организационная стили управления; 8. Гарантия/стабильность работы; 9. Здоровые отношения с высшим руководством и коллегами; 10. Рабочее время.

По данным Министерства высшего и среднего-специального образования Республики Узбекистан, на 1 сенября 2022 года в стране функционируют 187 высших образовательных учреждений16.

Государственный центр тестирования (ГЦТ) провел анализ количества абитуриентов, которые прошли онлайн-регистрацию через сайты my.dtm.uz и my.gov.uz.

По данным ведомства, это число составляет 1 039 447 человек. Из них 378 972 человека — выпускники 2022 года, остальные 660 475 человек — выпускники

17

прошлых лет17.

Наибольшее количество желающих получить высшее образование в Кашкадарьинской области, где абитуриентами стали 119 536 человек. На втором месте Самаркандская область — 115 269 человек и замыкает тройку лидеров Ташкентская область — 100 659 человек.

Наименьшее количество зарегистрированных абитуриентов в Сырдарьинской области — 37 915 человек. Рассмотрим статистику абитуриентов в разрезе регионов: Ферганская область — 94 585 человек; Сурхандарьинская область — 88 843 человека; Андижанская область — 68 478 человек; Республика Каракалпакстан — 66 513 человек; Наманганская область — 65 537 человек; Джизакская область — 61 600 человек; Ташкент — 60 302 человека; Бухарская область — 59 123 человека; Хорезмская область — 55 013 человек; Навоийская область — 46 074 человека.

Как сообщает ГЦТ, 557 474 человека предпочли очную форму обучения. Заочную форму выбрали 452 048 человек, а 23 506 человек поступают на вечернюю форму обучения.

Кроме того, 6 419 человек планируют дистанционно получить высшее образование.

В 2022-2023 учебном году на бакалавриат в вузы Узбекистана поступили 190 375 абитуриентов18. Согласно информации, из общего числа на государственный грант поступили 39 962 абитуриента, а 150 413 — на платно-контрактной основе. Средний балл по гранту составил 121,2, по «контракту» — 95,9 баллов. Следует отметить, что в 2021 году средний проходной балл по государственному гранту составил 125,4 балла, а на платной основе - 101,7 балла.

Распределение абитуриентов по формам обучения: очная форма — 118 352 человека; заочная форма — 45 407 человек; вечерняя форма — 9 139 человек; дистанционная форма — 3 416 человек.

Заключение

16 https://edu.uz/uz

17 https://uz.sputniknews.ru/20220725/stalo-izvestno-kolichestvo-abiturientov-zaregistrirovavshixsva-dlya-postupleniva-v-vuzy-26497740.html

'_8_https://nova24.uz/uzbekistan/skolko-abiturientov-postupilo-v-2022-godu/

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RESEARCH

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2022-2026 годах в числе основных приоритетов определены кардинальные меры по совершенствованию системы высшего образования, повышению качества подготовки квалифицированных кадров. При этом особое внимание уделяется потребности, существующей в реальном секторе экономики. Как известно, за годы независимости нашей страны структура расходов государственного бюджета качественно изменилась, и сегодня сильная социальная политика и финансирование социальной защиты населения играют ключевую роль в государственных расходах. В частности, доля расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения увеличилась вдвое - с 31,5% в 1990 г. до нынешних 60%.

В заключение отметим что, неоходимо привести несколько фактов, подтверждающих важность и необходимость реформ в сфере образования.

Во-первых, начало рыночных реформ в Узбекистане потребовало серьезной перестройки системы, ориентированной на обучение в условиях плановой экономики и определяющей не только детали потребности государства в обучении, но и форму, метод и идею обучения.

Во-вторых, в новых условиях изменилась структура высшего образования, выросла его востребованность. Мы прекрасно понимаем, что сейчас высок спрос на специалистов, которые могут не только применять новые знания на практике, но и понимать масштаб инновационных возможностей в той или иной сфере. От них ожидается умение не только грамотно решать текущие экономические и производственные вопросы, но и принимать верные решения, требующие высоких аналитических способностей.

В-третьих, стремление Узбекистана присоединиться к современному индустриальному миру обусловило необходимость создания системы высшего образования, способной адаптироваться к быстро меняющимся потребностям рынка труда. Это, в свою очередь, определяет необходимость развития высших учебных заведений и усиление конкуренции, что выступает стимулом для предоставления вузами качественных образовательных услуг.

1. «Об образовании». Закон Республики Узбекистан, от 23.09.2020 г. № ЗРУ-637. Национальная база данных законодательства, 24.09.2020 г., № 03/20/637/1313; 12.10.2021 г., № 03/21/721/0952

2. Маслоу, А. (2014). Мотивация и личность. 3-е издание. ООО Издательство Питер.

3. Рубинштейн, С. Л. (1960). Рубинштейн СЛ. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, (3), 3.

4. Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность 5-225). Политиздат.

5. Носиров И.И. Экологик тарFибот- ташвикот ишларини янада такомиллаштириш вазифалари.// "Иктисодиётни модернизация килиш шароитида реал сектор корхоналарини бахрлаш" мавзуидаги республика илмий- амалий

Список использованной литературы:

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL ANO PRACT

RESEARCH

конференция материаллари.ФарFона Давлат университети 2012 йил, 102-103-бетлар.

6. Носиров И.А. Х,озирги замон фанини экологиялаш ва унда иктисодий фанларнинг урни.// "Иктисодиётнинг реал сектори самарадорлигини оширишда Бухгалтерия хисоби, иктисодий тахлил ва аудитни такомиллаштириш масалалари" мавзуидаги Республика илмий- амалий анжумани материаллари туплами. Тошкент Давлат иктисодиёт университети, К,арши мухандислик- иктисодиёт институти 2015 йил, 104- 107 бетлар.

7. Носиров И.А. Развитие креативности молодежи - это путь возвышения креативного управления.// Ферганский государственний университет, Научный вестник. 2021. № 2, стр. 47-49.

8. Носиров И.А. Role of environmental management in the develop of small businesses.// Nauka segodnya vizovi b resheniya. Materiali mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferenzii, 2022,№ISBN 978-5-907341-66-1,37-41.

9. Ёрматов И.Т. К проблеме качества образования в высшем образовательном учреждении. // Сборник материалов 1 Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы внедрения инновационной техниеи и технологий на предприятиях по производству строительных материалов, химической промышленности и в смежных отраслях». Фергана, 24 - 25 мая 2019 года, 2 - том, стр. 541 - 544.

10. Ёрматов И.Т. Таълим сифатини оширишга каратилган маъёрий хукукий хужжатлар ва уларни таълимда илFор педагогик технологияларни куллашнинг айрим масалалари.// "Кимё, озик-овкат хамда кимёвий технология махсулотларини кайта ишлшдаги долзарб муаммоларни ечишда инновацион технологияларнинг ахамияти" мавзусидаги Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. 2021 йил 23-24 ноябрь, 227-229 бетлар.

© ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.