Научная статья на тему 'Мотивационно-волевой компонент представителей бега на средние дистанции как резерв эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности'

Мотивационно-волевой компонент представителей бега на средние дистанции как резерв эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ПРЕДСТАВИТЕЛИ БЕГА НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / MOTIVATIONAL SPHERE / VOLITIONAL / REPRESENTATIVES OF MIDDLE-DISTANCE RUNNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копылов Максим Сергеевич

В статье рассматривается проблема поиска резервов роста эффективности соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, в частности представителей бега на средние дистанции. Один из таких путей психологическая подготовка спортсменов. Статья содержит результаты исследования, обосновано подтверждающие необходимость использования средств и методов психологической подготовки на примере данных о мотивационно-волевом компоненте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Копылов Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation component of medium distance runners as a reserve of efficiency of training and competitive activity

The article dwells upon the problem of search of the reserves for the efficiency growth of competitive and training activities of athletes, including the middle-distance runners. One of the ways is the psychological training of the sportsmen. The article contains the results of the research, reasonably approving the necessity in the use of the means and methods of psychological practice on the example of the data on motivation-volitional component.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-волевой компонент представителей бега на средние дистанции как резерв эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности»

2009. - № 8 (54). - С. 75-79.

6. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М. : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2002. - 160 с.

Контактная информация: ilyushina_t@mail.ru

УДК 159.947; 159.947.5:796.42:

МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БЕГА НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ КАК РЕЗЕРВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Максим Сергеевич Копылов, аспирант,

Тюменский государственный университет, институт физической культуры

(ТюмГУ, ИФК)

Аннотация

В статье рассматривается проблема поиска резервов роста эффективности соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, в частности представителей бега на средние дистанции. Один из таких путей - психологическая подготовка спортсменов. Статья содержит результаты исследования, обосновано подтверждающие необходимость использования средств и методов психологической подготовки на примере данных о мотивационно-волевом компоненте.

Ключевые слова: мотивационная сфера, волевая сфера, представители бега на средние дистанции.

MOTIVATION COMPONENT OF MEDIUM DISTANCE RUNNERS AS A RESERVE OF EFFICIENCY OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY

Maxim Sergeevich Kopylov, the post-graduate student,

Tyumen State University, Institute of Physical Culture

Annotation

The article dwells upon the problem of search of the reserves for the efficiency growth of competitive and training activities of athletes, including the middle-distance runners. One of the ways is the psychological training of the sportsmen. The article contains the results of the research, reasonably approving the necessity in the use of the means and methods of psychological practice on the example of the data on motivation-volitional component.

Keywords: motivational sphere, volitional, representatives of middle-distance running.

ВВЕДЕНИЕ

Из всей совокупности психологических качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов, одну из первостепенных ролей мы отдаем мотивационно-волевому компоненту. По мнению ряда авторов [1-5,9] данные качества во многом обуславливают эффективность как соревновательной, так и тренировочной деятельности.

Основная цель представленной работы изучить связь между мотивационноволевым компонентом и функциональной готовностью спортсменов, выражающейся в показателях физической подготовленности.

МЕТОДИКА

Нами было организованно исследование мотивационно-волевого компонента у представителей бега на средние дистанции во взаимосвязи с особенностями их физической подготовленности. Это сделано по причине того, что именно показатели физической подготовленности, по сути, являются некой интегральной оценкой функционирования всего организма в целом, деятельности всех его функциональных систем в условиях

В5

напряженной мышечной деятельности, которая выражается в показателях скорости бега, дальности прыжка, броска и т. д.

Было проведено 3 обследования в начале, середине и конце годичного тренировочного цикла средневиков.

Исследование волевых качеств осуществлялось с помощью методики Н.Б. Стам-буловой, а мотивационных качеств с помощью методики В.И. Тропникова.

В исследование принимали участие 15 мужчин в возрасте 20-23 лет, имеющих квалификацию I разряда и КМС. Были получены следующие результаты (таблицы 1-6).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таблица 1

Волевая сфера представителей бега на средние дистанции_________________

ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Показатели Среднее Стандартная ошибка Стандартное отклонение Min Max Интервал

Ц 2б,9 0,82 5,54 17 35 1В

Н и У 27,73 0,9б б,45 19 39 20

С и Р 24,13 0,91 б,1б 17 3б 19

И и С 23,2б 1,00 б,72 13 34 21

С и В 24,4б 1,03 б,94 11 35 24

Примечание: Ц - целеустремленность, Н и У - настойчивость и упорство, С и Р - смелость и решительность, И и С - инициативность и самостоятельность, С и В - самообладание и выдержка.

Таблица 2

Нормативные величины выраженности волевых качеств__________________

Оценка Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Результат 0-19 20-30 31-40

Таблица 3

Мотивационная сфера представителей бега на средние дистанции_______________

Мотивы Среднее Стандартная ошибка Стандартное отклонение Min Max Интервал

1. Общения 2,71 0,15 1,0б 1,2 4,1 2,9

2. Познания 2,95 0,18 1,24 1 4,2 3,2

3. Материальных благ 2,57 0,18 1,23 1 4,1 3,1

4. Развития характера и психических качеств 3,5б 0,19 1,30 1 4,9 3,9

5. Физического совершенствования 3,74 0,1б 1,11 1,9 5 3,1

6. Улучшения самочувствия и здоровья 2,87 0,12 0,84 1,2 4,1 2,9

7. Эстетического удовольствия и острых ощущений 2,94 0,1б 1,08 1,2 4,1 2,9

8. Коллективистская направленность 3Дб 0,18 1,21 1,1 4,8 3,7

9. Потребность в одобрении 2,92 0,19 1,30 1,2 5 3,8

10. Повышение престижа, желание славы 3,30 0,15 1,05 1,б 4,8 3,2

11. Приобретение полезных для жизни умений и знаний 2,48 0,13 0,92 1,4 4,5 3,1

12 Субъективные 2,31 0,12 0,8б 1,3 4 2,7

13. Объективные 2,Вб 0,12 0,85 1,5 4,2 2,7

Вб

Таблица 4

Физическая подготовленность представителей бега на средние дистанции

Показатели Статистические показатели

Среднее Стандартная ошибка Стандартное отклонение Міп Мах Интервал

Прыжок в длину с места, м 2,76 0,006 0,06 2,64 2,87 0,23

Тройной прыжок с места, м 8,13 0,02 0,20 7,75 8,42 0,67

Пятерной прыжок с места, м 13,87 0,04 0,46 13 14,6 1,6

Бег 20м с/х, с 2,20 0,007 0,068 2,1 2,3 0,2

Бег 100м, с 12,42 0,048 0,45 11,6 13,1 1,5

Бег 200м, с 25,67 0,078 0,74 24,3 26,9 2,6

Бег 400м, с 52,8 0,18 1,26 50,7 54,2 3,5

Бег 1000м, м 2,41 0,006 0,04 2,33 2,47 0,14

Обращая внимания на показатели физической подготовленности (таблица 4) и сравнивая их с модельными характеристиками бегунов I разряда и КМС, очевидно их несоответствие в сторону снижения. Данный факт объясняется тем, что 6 бегунов из выборки имеют результат в беге на 800 м в диапазоне 1,56-1,58 мин, другие 6 атлетов 1,592,00,1 и оставшиеся 3 1,54-1,57,1(открытый стадион), т.е. треть бегунов находится лишь в начале становления пути «перворазрядника», оставшиеся только прошли это становление, поэтому выявленное несоответствие их физической подготовленности модельным данным является закономерным и обуславливает резерв для дальнейшего роста спортивного результата. В целом уровень физической подготовленности обследованных атлетов в соответствие с модельными показателями, характерных для средневиков, можно оценить как средний.

Сравнивая полученные нами результаты оценки волевой сферы (таблица 1) с оценочными диапазонами (таблица 2) видно, что средняя величина показателей всех изучаемых волевых качеств находится на среднем уровне своего развития. В группе некоторые спортсмены обладают как высоким, так и низким уровнем развития определенного волевого качества, о чем свидетельствуют зафиксированные минимальные и максимальные значения.

Учитывая важность развития всех волевых качеств для спортсмена, а для средневика в особенности таких как, настойчивость, самообладание, стойкость, инициативность, самостоятельность, решительность и смелость [1, 2] можно констатировать недостаточный уровень развития волевой сферы у обследуемых нами бегунов, в чем, несомненно, заключается резерв роста их спортивного результата в будущем. В связи, с чем очевидна необходимость применения специальных средств психологической подготовки, которые будут способствовать устойчивому развитию их волевых качеств, что особенно актуально для тех бегунов, у которых были отмечены их низкие уровни.

Произведенная оценка мотивационной сферы бегунов показала результаты, отображенные в таблице 3.

Ни один из средних показателей оценки того или иного мотива не достиг уровня даже в 4 балла, что говорит об отсутствие ярко выраженных мотивов спортивной деятельности исследуемых бегунов, так же следует обратить внимание на большой разброс среди определенного доминирования тех или иных мотивов с оценкой в пределах 3,5 баллов.

Минимальные и максимальные значения оценки указывают на наличие у некоторых средневиков группы ярко выраженных мотивов спортивной деятельности (максимальная оценка в 5 баллов), что является положительным моментом. В целом же в группе выделяются лишь два мотива, оценка которых достигает уровня в 3,5 балла, это мотив физического совершенствования и развития характера и психических качеств.

Можно сделать вывод о недостаточном развитии мотивационной сферы у боль-

шинства средневиков изучаемой нами группы, это предполагает поиск дополнительных средств мотивации каждого из спортсменов, что должно положительно сказаться на росте спортивного результата и успешности тренировочной деятельности в целом.

На заключительном этапе исследование нами был проведен корреляционный анализ между данными о мотивационной сферы и физической подготовленности, который показал наличие средней и тесной связи ее показателей со следующими мотивами (таблица 5 ):

- мотив познания;

- мотив материальных благ;

- мотив развития характера и психических качеств;

- мотив физического совершенствования;

- мотив коллективистской направленность;

- потребность в одобрении;

- мотив повышения престижа, желание славы.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа уровня развития мотивационной сферы и

показателей физической подготовленности средневиков

Мотивы Прыжок в длину с места Тройной прыжок с места, Пятерной прыжок с места Бег 20м с/х Бег 100м Бег 400м Бег 800м Бег 1000м

1. Общения -0,375 -0,416

2. Познания -0,548 0,378

3. Материальных благ -0,615 0,351 0,474 -0,321 -0,536 -0,629 -0,774 -0,569

4. Развития характера и психических качеств 0,443

5. Физического совершенствования -0,307 0,334 0,613 0,334

6. Улучшения самочувствия и здоровья

7. Эстетического удовольствия и острых ощущений -0,339

8. Коллективистская направленность -0,804 0,404 0,385 -0,421 -0,434 -0,512

9. Потребность в одобрении -0,526 0,315 -0,373 -0,505 -0,472

10. Повышение престижа, желание славы -0,608 0,468 -0,513 -0,425 -0,625 -0,519

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Приобретение полезных для жизни умений и знаний -0,450 0,100 -0,065 0,512

12. Субъективные 0,351 -0,320 -0,463 -0,594 -0,711 -0,621

13. Объективные -0,531 0,359 -0,327 -0,351 -0,432

Таким образом, была установлена связь недостаточно развитой мотивации у средневиков с их средним уровнем физической подготовленности.

Корреляционный анализ, как и в случае с мотивационной сферой, так же показал наличие тесной и средней связи между волевыми качествами средневиков и их физичкой подготовленностью (таблица 6), что лишний раз подтверждает высокую связь между мотивационной, волевой сферами и физической подготовленностью.

Таблица 6

Результаты корреляционного анализа уровня развития волевой сферы и показате-__________________лей физической подготовленности средневиков______________________

Показатели Прыжок в длину с места Тройной прыжок с места Пятерной прыжок с места Бег 20м с/х Бег 100м Бег 200м Бег 400м Бег 800м Бег 1000м

Ц -0,481 0,327

Н и У -0,311 0,454 0,402 0,413 0,844 0,751 0,550

С и Р -0,312 0,390 0,349 0,832 0,579 0,290

И и С 0,406 -0,615 0,537 0,626 0,443 0,677 0,729 0,503

С и В 0,349 0,618 0,472

Наиболее часто и достоверно волевые качества коррелировали с бегом на 400, 800 и 1000м (соревновательные дистанции).

ВЫВОДЫ

Делая итоговый вывод на основании результатов исследования и их статистической обработки можно сказать, что мотивационно-волевой компонент у обследованных средневиков имеет недостаточное развитие, который в свою очередь согласуется со средним уровнем их физической подготовленности. Следовательно, можно предположить, что совершенствуя данный компонент путем использования средств и методов психологической подготовки можно повысить эффективность и тренировочной, и соревновательной деятельности спортсменов. Данное предположение основывается на данных корреляционного анализа, который позволил установить среднюю и тесную связь между мотивационно-волевым компонентом и физической подготовленностью бегунов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунов, Ю. Я. Особенности волевой активности в различным видах спорте / Ю. Я. Горбунов,С. Я. Самукин // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 2.

- С. 25-26, 39-41.

2. Горбунов, Ю. Я. Сравнительная характеристика проявления волевой активности в различных видах легкой атлетики / Ю. Я. Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 3. - С. 33-35.

3. Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена : статьи и интервью / Р.М. Загайнов. - М. : Советский спорт, 2006. - 106 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы : практические занятия по психологии / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 509 с.

5. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

6. Кузьмин, Е.Б. Формирование спортивной мотивации как психологопедагогическая проблема / Е. Б. Кузьмин, Ю. П. Денисенко, Г. Л. Драндров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 57-61.

7. Пилоян, Р.А. [Мотивы и мотивация спортивной деятельности] / Р. А. Пилоян // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб., 2002. - С. 210218.

8. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

9. Шайхтдинов, Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайхтдинов.

- М. : Физкультура и спорт, 1987. - 112 с.

Контактная информация: mkms85@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.