Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ СЕБЯ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА'

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ СЕБЯ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализм / профессиональная личность / психологическая готовность к реализации себя в профессии / личностный потенциал / педагог-лингвист / professionalism / professional personality / psychological readiness to realize oneself in the profession / personal potential / teacher-linguist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна

В статье рассматриваются подходы к профессионализму, предлагается определение профессиональной личности и этапы её формирования, делается вывод о причине отсутствия желания студентов работать учителем в школе, педагогом в образовательном учреждении. Также представлено образовательное пространство, эффективное с точки зрения формирования у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии с целями, задачами, формами работы. Также в статье анализируются результаты исследования молодых педагогов (стаж до 3 лет) иностранного языка, окончивших НГЛУ, где внедрена система формирования у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии и студентов, окончивших другие вузы. В исследовании участвовало 110 человек. Для целей нашего исследования использованы: процедура экспертной оценки для определения уровня профессионализма молодого педагога и опросник жизненных целей (терминальных ценностей) И.Г. Сенина. Результаты исследования показали, что для формирования профессиональной личности педагога-лингвиста важен мотивационно-ценностный компонент психологической готовности к реализации себя в профессии, одним из показателей которого являются терминальные ценности. У молодых педагогов с низким уровнем профессионализма снижены показатели ценностных ориентаций на креативность, активные социальные контакты, развитие себя, духовные запросы, зато выражены ориентации на собственный престиж, высокое материальное положение, достижения и сохранение собственной индивидуальности. Проведенное исследование показала возможность целенаправленного формирования в образовательном пространстве вуза будущих педагогов-профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses approaches to professionalism, suggests the definition of a professional personality and the stages of its formation, concludes about the reason for the lack of desire of students to work as a teacher at school, a teacher in an educational institution. It also presents an educational space that is effective in terms of forming a motivational component of students' psychological readiness to realize themselves in the teaching profession with goals, tasks, and forms of work. The article analyzes the results of a study of young teachers (experience up to 3 years) foreign language graduates of NGLU, where a system of formation of students' motivational component of psychological readiness to realize themselves in the teaching profession and students who graduated from other universities has been introduced. The study involved 110 people. For the purposes of our research, we use: an expert assessment procedure to determine the level of professionalism of a young teacher and a questionnaire of life goals (terminal values) by I.G. Senin. The results of the study showed that for the formation of a professional personality of a linguist teacher, the motivational and value component of psychological readiness for self-realization in the profession is important, one of the indicators of which are terminal values. Young teachers with a low level of professionalism have reduced indicators of value orientations to creativity, active social contacts, self-development, spiritual needs, but orientations are expressed on their own prestige, high financial position, achievements and preservation of their own individuality. The conducted research has shown the possibility of purposeful formation of future professional teachers in the educational space of the university.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ СЕБЯ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА»

прислушиваться к мнению других обучающихся в учебной группе, привлекать их к разработке управленческих решений. Такая ориентация проявилась и в снижении количества выборов авторитарного стиля управления, ограничивающего возможности развития и сплочения коллектива, а также формирования благоприятного социально-психологического климата.

В целом поведение обучающихся в ролевой позиции руководителя скорректировалось со стиля «организационное управление» в направлении формирования стиля «команда - групповое управление». Устойчивое формирование такого способа взаимодействия с подчиненными, когда работоспособный и творческий руководитель добивается приобщения подчиненных к целям организации на основе взаимного доверия и уважения, требует продолжения соответствующей подготовки, организация которой представляется полезной на основе принципов функционирования Балинтовских групп и супервизии.

На наш взгляд, программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся ведомственного вуза в направлении развития личностных качеств, обеспечивающих авторитетную позицию лидера в управляемой ими группе, позволят не только решить задачи обучения младшего начальствующего состава организации, но и в целом повысить качество профессиональной подготовки сотрудников для силовых структур государственной службы.

Литература:

1. Безушко, О.Я. Социально-психологические особенности эффективного стиля руководства командиров учебных подразделений: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Безушко Олег Яковлевич. - Москва, 2000. - 19 с.

2. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Френсис. - Москва: Дело, 1991.-320 с.

3. Евтихов, О.В. Тренинг лидерства: монография / О.В. Евтихов. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 256 с.

4. Евтихов, О.В. Профессионально-управленческая компетентность и проблема лидерства младших командиров учебных групп образовательных организаций МВД России / О.В. Евтихов, A.B. Жильцов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. -2017,-№4.-С. 87-92

5. Киселев, A.M. Профессиональная подготовка курсантов (слушателей) образовательных учреждений УИС Минюста России и пути ее совершенствования при изучении специальной тактики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Киселев Александр Михайлович. - Рязань, 2001. - 254 с.

6. Кравцова, Ю.А. Организация психологической работы с младшим начальствующим составом: учебно-методическое пособие / Ю.А. Кравцова, С.С. Астахова. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. - 116 с.

7. Марьясис, П.Б. Психологические условия совершенствования стиля руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Марьясис Ирина Борисовна. -Москва, 2004. - 193 с.

8. Парыгин, Б.Д. Руководство и лидерство / Б.Д. Парыгин. - Ленинград: J И ПИ, 1973. - 144 с.

Психология

УДК 159.9.075

доктор психологических наук, доцент Сорокоумова Галина Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (НГЛУ)» (г. Нижний Новгород)

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ

СЕБЯ В ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к профессионализму, предлагается определение профессиональной личности и этапы её формирования, делается вывод о причине отсутствия желания студентов работать учителем в школе, педагогом в образовательном учреждении. Также представлено образовательное пространство, эффективное с точки зрения формирования у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии с целями, задачами, формами работы. Также в статье анализируются результаты исследования молодых педагогов (стаж до 3 лет) иностранного языка, окончивших НГЛУ, где внедрена система формирования у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии и студентов, окончивших другие вузы. В исследовании участвовало 110 человек. Для целей нашего исследования использованы: процедура экспертной оценки для определения уровня профессионализма молодого педагога и опросник жизненных целей (терминальных ценностей) ИГ. Сенина. Результаты исследования показали, что для формирования профессиональной личности педагога-лингвиста важен мотивационно-ценностный компонент психологической готовности к реализации себя в профессии, одним из показателей которого являются терминальные ценности. У молодых педагогов с низким уровнем профессионализма снижены показатели ценностных ориентаций на креативность, активные социальные контакты, развитие себя, духовные запросы, зато выражены ориентации на собственный престиж, высокое материальное положение, достижения и сохранение собственной индивидуальности. Проведенное исследование показала возможность целенаправленного формирования в образовательном пространстве вуза будущих педагогов-профессионалов.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная личность, психологическая готовность к реализации себя в профессии, личностный потенциал, педагог-лингвист.

Annotation. The article discusses approaches to professionalism, suggests the definition of a professional personality and the stages of its formation, concludes about the reason for the lack of desire of students to work as a teacher at school, a teacher in an educational institution. It also presents an educational space that is effective in terms of forming a motivational component of students' psychological readiness to realize themselves in the teaching profession with goals, tasks, and forms of work. The article analyzes the results of a study of young teachers (experience up to 3 years) foreign language graduates ofNGEU, where a system of formation of students' motivational component of psychological readiness to realize themselves in the teaching profession and students who graduated from other universities has been introduced. The study involved 110 people. For the purposes of our research, we use: an expert assessment procedure to determine the level of professionalism of a young teacher and a questionnaire of life goals (terminal values) by I.G. Senin. The results of the study showed that for the formation of a professional personality of a linguist teacher, the motivational and value component of psychological readiness for self-realization in the profession is important, one of the indicators of which are terminal values. Young teachers with a low level of professionalism have reduced indicators of value orientations to creativity, active social contacts, self-development, spiritual needs, but orientations are expressed on their own

prestige, high financial position, achievements and preservation of their own individuality. The conducted research has shown the possibility of purposeful formation of future professional teachers in the educational space of the university.

Key words: professionalism, professional personality, psychological readiness to realize oneself in the profession, personal potential, teacher-linguist.

Введение. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональной личности позволил выделить различные подходы к профессионализму. Профессионализм рассматривается как: высокий уровень профессиональной компетенции. Например, Е.А. Климов считает, что профессионализм - это не только высокий уровень умелости, знаний, умений и результатов деятельности, но и организация сознания психики человека: свойства, практические и гностические умения, информативность, знания, культура [5]; стремление к достижению социально значимого результата и продуктивного развития личности. Например, С.А. Дружилов определяет профессионализм как особое свойство личности эффективно выполнять сложную профессиональную деятельность [4]; особенности мотивации личности, система ценностных ориентаций и смыслов профессиональной деятельности [6; 9; 10]. Например, А.К. Маркова отмечает, что профессионализм подразумевает наличие определенного отношения человека к своему труду, ценностные основания на которых он выстраивает свою профессиональную деятельности [6]. Профессиональные ценности выражаются в терминальных ценностях или жизненных целях (М. Рокич, И.Г. Сенин), в генеративности и самоактуализации (Э. Эриксон, Г.Г. Горелова); в модусе жизнедеятельности (А.Р. Фонарев) и др. Так, критерием профессионализма, по А.Р. Фонареву, является сформированность личностных ориентаций человека на модус служения, в отличие от модуса обладания и модуса социальных достижений и творчество. Так A.A. Дергач указывает на то, что творчество является внешним проявлением особой мотивационной установки профессионала [3] или как высокий уровень мастерства и творчества. По мнению Л.А. Федько в структуре профессионального мастерства выделяют три компонента: профессионализм знаний, профессионализм общения и профессионализм самосовершенствования [12]. По мнению Г.В. Сорокоумовой, творческий потенциал студентов-лингвистов является показателем будущей профессиональной личности педагога [11].

Как мы видим, все выделенные нами подходы взаимосвязаны, делая акценты на компетенциях, свойствах личности, уровне профессиональной деятельности и продуктивности. Для целей нашего исследования, наиболее важными являются акценты на отношения человека к своему труду, ценностные основания, на которых он выстраивает свою профессиональную деятельности, особенности мотивации личности, ценностные ориентации и смыслы профессиональной деятельности [9]. Если специалист характеризуется определенным уровнем компетентности, владения знаниями, умениями, навыками в соответствии с нормативами профессии, то профессионала характеризует высокий уровень творчества, высокий уровень нравственности и постоянное саморазвитие [10].

Чтобы профессиональная личность сформировалась, будущий педагог должен пройти длительный путь становления, формирования и развития: сознательно и ответственно выбрать педагогическую профессию, овладеть педагогической профессией: необходимым уровнем компетентности, знаниями, профессиональными умениями и навыками, развить свой личностный потенциал и, самое важное, сформировать психологическую готовность к реализации себя в профессии педагога [5]. Как часто мы встречаем абитуриентов, прекрасно сдавших экзамены в педагогический вуз, студентов, которые учатся на повышенную стипендию и активно принимающих участие в общественной жизни вуза, в студенческих олимпиадах и конкурсах, в научно-исследовательской деятельности и с отличием его оканчивающих, но... не желающих работать учителем в школе, педагогом в образовательных учреждениях. И дело здесь не только в экономической составляющей. У такого «отличного» студента, по нашему мнению, не сформирована психологическая готовность к реализации себя в педагогической профессии.

Изложение основного материала статьи. Наиболее полно личностно-психологическую готовность к реализации в профессии педагога отражает понятие личностного потенциала. Личностный потенциал - система свойств личности, составляющих основу личностно-профессионального развития [10; 11]. Одним из важнейших компонентов личностного потенциала педагога является мотивационный компонент, который включает систему целей, ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности [10].

Доказано, что важнейшим психологическим условием развития профессиональной личности будущего педагога в период вузовской подготовки является преобразование учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную деятельность [10]. Результатом и показателем такого преобразования и должна стать психологическая готовность к реализации себя в профессии педагога, в основе которой сочетаются высокий уровень профессиональной мотивации, высокий уровень творчества, высокий уровень нравственности. Самосовершенствование, саморазвитие и самоактуализация в профессии возможны только после окончания вуза, в процессе реализации себя в профессии педагога [2].

В исследованиях последнего времени нами была доказана важная роль организации учебно-воспитательного процесса в целом [10], роль научно-исследовательской деятельности в формировании личностно-профессиональной позиции педагога [1], важность развития творческого потенциала студентов [11], роль ориентации образовательного пространства на самопознание с последующим саморазвитием и самореализацией [2].

В таблице 1 представлено созданное и реализованное нами образовательное пространство, наиболее эффективное, по нашему мнению, с точки зрения формирования у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии.

Таблица 1

Образовательное пространство формирования у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации в педагогической профессии

Курсы Цель, задачи Учебная работа Вне учебная работа

Младшие Цель. Развитие психологической готовности к освоению педагогической профессии задачи Развитие личностного потенциала (коммуникативного, мотивационного, аксиологического, творческого) Система учебных предметов в соответствии с ФГОС с использованием нетрадиционных методов обучения и творческих заданий Ознакомительная практика (1 курс) Проектно-технологическая практика (2 курс) Волонтерская деятельность Шефская деятельность Психологические тренинги Фестиваль проектных идей Школа вожатского мастерства Вожатская практика (2 курс)

Средние Развитие основных структурных компонентов будущей профессиональной личности Развитие личностного потенциала (мотивационного, аксиологического, нравственного, творческого) Система учебных предметов в соответствии с ФГОС Педагогические практики Интегрированные курсы Курсовые работы Психологический кружок Практикоориентированные семинары Психологические тренинги Студенческая научная лаборатория Научные исследования (по желанию) Участие в студенческих конкурсах, проектах Участие в предметных олимпиадах

Старшие курсы Развитие психологической готовности к реализации себя в профессии Производственная и научно-исследовательская практики в соответствии Выпускная квалификационная работа Студенческая научная лаборатория Научные исследования ФПК Участие в конкурсах, проектах, грантах Участие в научных семинарах Участие в научно-практических конференциях (региональных, всероссийских, международных)

Профессиональная деятельность Развитие профессиональной личности Научные исследования ФПК Участие в профессиональных конкурсах Участие в научных семинарах Участие в научно-практических конференциях (региональных, всероссийских, международных) Участие в международных программах, проектах, договорах творческого содружества (в том числе научные и образовательные стажировки) Участие в грантах, конкурсах

Уже с самого начала обучения (на младших 1-2 курсах) мы стараемся делать акцент на развитие творческого потенциала студентов и использование в процессе обучения нетрадиционных и активных (AMO) методов (ролевые и деловые игры, психогимнастические упражнения, психологические задачи, элементы мозгового штурма и др.) [11], альтернативных образовательных технологий (скетчноутинг, фасилитация, скрайбинг и др.), психологических тренингов («Эффективное общение с детьми на уроках иностранного языка», «Профессиональное общение учителя иностранного языка» и др.) и получение практического опыта педагогической деятельности (шефская и волонтерская работа, вожатская деятельность и др.). Также обучаем студентов создавать и реализовывать проекты воспитательных мероприятий, которые они защищают на «Фестивале проектных идей» и реализовывают в процессе педагогической и производственной (проектно-технологической) летней вожатской практики [7].

На средних курсах (3 курс), после овладения предметами психолого-педагогического цикла, акцент сдвигается на методику преподавания иностранных языков, получение специальных методических знаний, практикоориентированные семинары («Дискурсивный анализ современных фильмов: ТМК+Психология») и введение в научное исследование. Кроме того, большое внимание уделяется получения практического опыта в процессе прохождения педагогических и производственных практик, каждая из которых включает методический, педагогический и психологический аспекты. Во время выполнения заданий по психологическому аспекту студенты изучают индивидуальные особенности школьников, составляют психологические портреты с рекомендациями по повышению учебной и личностной эффективности ребят, проводят психологический анализ уроков с рекомендациями педагогам для повышения их профессиональной эффективности. Основная цель таких заданий - развитие перцептивных и аналитических способностей студентов -будущих педагогов, что в дальнейшем не только обеспечит эффективную и быструю адаптацию к профессиональной деятельности и к образовательной организации, в которой будет работать учитель, но и будет способствовать собственному профессиональному и личностному становлению учителя.

На старших курсах (4-5 курсы) акцент перемещается на творчество в научных исследованиях и в профессиональной деятельности на практике. Особое внимание уделяется участию студентов в научно-исследовательской деятельности, проведению исследований по теме выпускной квалификационной работы, участию в конференциях и научных семинарах.

На протяжении всего обучения студенты могут участвовать в работе психологического кружка, в котором студенты-будущие педагоги осваивают современные психологические технологии («Ключ» X. Алиева, гимнастику мозга, дыхательные гимнастики, техники арт-терапии и др.) или в отдельных практико-ориентированных семинарах («Профилактика буллинга в школе», «Психология здоровья», «Личность современного педагога иностранных языков», «Альтернативные образовательные технологии» и др.).

И только после окончания вуза и получения специальности важна реализация себя в профессии и творчество в профессиональной и научной деятельности.

В 2023 году мы провели сравнительное исследование молодых педагогов (стаж до 3 лет) иностранного языка, окончивших НГЛУ, где внедрена специально организованная целенаправленная система формирования у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии и студентов, окончивших другие вузы. Целью исследования стало изучение одного из показателя уровня развития мотивационного компонента психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии - терминальных ценностей. Так как в ценностных ориентациях выражаются профессиональные позиции, установки, взгляды. Преобладающие ценности являются для человека ориентирами, которые определяют его мотивы деятельности.

В исследовании участвовало 110 человек: экспериментальная группа (ЭГ) молодых педагогов, окончивших НГЛУ - 80 человек, контрольная группа (КГ) молодых педагогов, окончивших другие педагогические и лингвистические вузы - 30 человек.

Для целей нашего исследования мы использовали:

1. Процедуру экспертной оценки для определения администрацией школы одного из трех уровней профессионализма молодого педагога (низкий, средний, высокий).

После экспертной оценки и определения уровня профессионализма, молодым педагогам был предложен тест оценки терминальных ценностей И.Г. Сенина Г8].

2. Опросник жизненных целей (терминальных ценностей) И.Г. Сенина для определения у молодых педагогов выраженность в сфере «Профессиональная жизнь» таких терминальных ценностей как: «собственный престиж; высокое материальное положение; креативность; активные социальные контакты; развитие себя; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственной индивидуальности» [8].

В таблице 2 представлены уровневые показатели выраженности терминальных ценностей молодых педагогов в зависимости от уровня профессионализма (низкого, среднего, высокого).

Таблица 2

Уровневые показатели выраженности терминальных ценностей молодых педагогов в зависимости от уровня

профессионализма (ЭГ=80, КГ, СУП)

№ Терминальные ценности эг| КГ

Уровни выраженности в группе

Низкий Средний Высок. Низкий Средний Высок.

1 Собственный престиж 2,0 6.0 8.0* 2.9 6.5 8.0*

2 Высокое материальное положение 2.2 4.4 8.4* 2.9 6.5 8.3

3 Креативность 2.8 6.3 9.6* 1.6 4.5 8.2*

4 Активные соц. контакты 2.7 6.0 9.0* 1.5 4.3 8.0*

5 Развитие себя 2.9 6.6 9.8* 1.8 4.4 8.0*

6 Достижения 2.0 4.5 9.9 2.1 4.2 8.3

7 Духовное удовлетворение 2.5 6.5 9.5* 1.6 4.2 8.2*

8 Сохранение собственной индивидуальности 2.5 5.2 9.0* 2.9 7.0 8.0*

Значимость различий: *р <0.05; ** р<0.01

Результаты исследования показали:

Для формирования профессиональной личности педагога-лингвиста важен мотивационно-ценностный компонент психологической готовности к реализации себя в профессии, одним из показателей которого являются терминальные ценности:

- у молодых педагогов КГ уровневые показатели выраженности особенно значимых терминальных ценностей (креативность, активные социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение) находятся на нижних границах, а у молодых педагогов ЭГ - на верхних;

- у молодых педагогов КГ с низким уровнем профессионализма снижены показатели ценностных ориентаций на креативность (р < 0.01), активные социальные контакты (р < 0.01), развитие себя (р < 0.05), духовные запросы (р < 0.05), зато выражены ориентации на собственный престиж, высокое материальное положение, достижения и сохранение собственной индивидуальности. Скорее всего, данные молодые люди не задержаться в профессии педагога, а уйдет или в репетиторство, или в другие специальности;

- у молодых педагогов ЭГ ценностные ориентации креативности, активных социальных контактов, развития себя и духовного удовлетворения представлены на всех уровнях выраженности профессионализма, особенно на высоком.

Выводы. Без специально организованной целенаправленной системной работы по формированию у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации себя в педагогической профессии, профессионально важные ценностные ориентации (креативность, активные социальные контакты, духовные запросы) не формируются. А формируются ценностных ориентаций на прагматичность, престиж, власть, социальные достижения.

Предлагаемое нами образовательное пространство формирования у студентов мотивационного компонента психологической готовности к реализации в педагогической профессии показало хорошую результативность. Мы надеемся, что большинство молодых педагогов останутся в профессии и станут действительно педагогами-профессионалами.

Литература:

1. Викулина, М.А. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии профессиональной личности будущего педагога-лингвиста // Вестник Томского государственного университета / М.А. Викулина, Г.В. Сорокоумова. О.В. Шурыгина. -2018,- № 431,- С. 155-161

2. Григорьева, Е.В. Самопознание как основа развития будущей профессиональной личности педагога-лингвиста // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы международной научной конференции / Е.В. Григорьева, Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород, НГЛУ, 2019. - С. 134-140

3. Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Дергач. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.

4. Дружилов, С.А. Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека // Вестник Томского государственного педагогического университета /С.А. Дружилов. - 2005. -№ 1. - С. 51-55

5. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.-400 с.

6. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. Изд-во Просвещение, 1996. - 309 с.

7. Потапова, Т.К. Учебные и производственные практики младших курсов как эффективный метод формирования проектной компетентности будущих педагогов / Т.К. Потапова, Г.В. Сорокоумова // Научно-педагогическое обозрение «Pedagogical Review». - 2022. - №6 (46). - С. 9-18

8. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей ОТеЦ / И.Г. Сенин [Электронный ресурс]. - URL: http://www.acme-alr.com/?p=386#.WJNmyThmOtg (дата обращения 03.03.2023)

9. Сорокоумова, Г.В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте (на примере профессии учителя иностранного языка): автореферат дис. ... канд. псх. наук: 19 00 07 / Г.В. Сорокоумова. - Москва, МГУ. 1990. - 18 с.

10. Сорокоумова, Г.В. Психологические условия формирования профессиональной личности педагога-лингвиста / Г.В. Сорокоумова // Интерактивная наука. - 2018. - № 1 (23). - С. 48-53

11. Сорокоумова, Г.В. Методы развития творческого потенциала студентов - будущих педагогов-лингвистов в учебной деятельности / Г.В. Сорокоумова // 2 Международная научно-практическая онлайн конференция 2020. - Сеть конференций SHS 117, 06004 (2021) / [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111706004 (дата обращения 16.06.2023)

12. Федько, Л.А. Мастерство и профессионализм как основные показатели зрелости специалиста / Л.А. Федько // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2008. - № 4 / [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/masterstvo-i-professionalizm-kak-osnovnye-pokazateli-zrelosti-spetsialista (дата обращения 10.06.2023)

13. Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. - Москва; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2005. - 558 с.

Психология

УДК 159.9

аспирант кафедры общей и педагогической психологии Текеев Руслан Азимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности лидерства. Лидерство является важным явлением современного общества. Лидерская компетентность определяется как способность человека достигать результатов через мотивацию, стремление к власти и к успешной деятельности. Лидерство - это процесс влияния и взаимодействия лидера и подчиненных с целью достижения общей цели. Зарубежные и отечественные исследователи предлагают различные определения лидерства, что говорит о необходимости его дальнейшего изучения как научного феномена. Отечественные и зарубежные психологические теории и концепции лидерства являются основой исследования данного феномена. Они позволяют понимать сущность данного феномена, какие качества должен иметь лидер, как воздействовать на подчиненных и как принимать управленческие решения. Теории и концепции лидерства также обосновывают различные аспекты лидерства, включая личностные качества лидера, его поведение, подходы к мотивации и управлению, а также влияние социальной ситуации на эффективность лидера. Суть лидерства заключается в способности реализовать процесс лидерства на основе социального опыта и межличностного взаимодействия. В современном обществе понятие «лидер» в некотором смысле является показателем успешного человека. Теоретический анализ теорий и основных понятий, позволяет сформулировать вывод о том, что лидер - это человек, который занимает определенный статус в коллективе, который сочетает в себе совокупность определенных личностных качеств, активно влияет и взаимодействует с социумом, направляя его членов к наиболее эффективному порядку действий.

Ключевые слова: лидер, лидерство, феномен, образ, черты, качества, психологические особенности лидерства.

Annotation. The article deals with the psychological features of leadership. Leadership is an important phenomenon of modern society. Leadership competence is defined as a person's ability to achieve results through motivation, the desire for power and success. Leadership is the process of influence and interaction between a leader and subordinates in order to achieve a common goal. Foreign and domestic researchers offer different definitions of leadership, which indicates the need for its further study as a scientific phenomenon. Domestic and foreign psychological theories and concepts of leadership are the basis for the study of this phenomenon. They allow us to understand the essence of this phenomenon, what qualities a leader should have, how to influence subordinates and how to make managerial decisions. Theories and concepts of leadership also substantiate various aspects of leadership, including the personal qualities of the leader, his behavior, approaches to motivation and management, as well as the influence of the social situation on the leader's effectiveness. The essence of leadership lies in the ability to implement the leadership process based on social experience and interpersonal interaction. In modern society, the concept of "leader" in a sense is an indicator of a successful person. A theoretical analysis of theories and basic concepts allows us to conclude that a leader is a person who occupies a certain status in a team, who combines a set of certain personal qualities, actively influences and interacts with society, directing its members to the most effective course of action.

Key words: leader, leadership, phenomenon, image, traits, qualities, psychological characteristics of leadership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.