Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТОЛИЧНОГО И СЕЛЬСКОГО РЕГИОНОВ'

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТОЛИЧНОГО И СЕЛЬСКОГО РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ЗАДАЧИ ВОЗРАСТА / ЛИЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митрофанова Елена Николаевна, Перебатова Валентина Александровна

Статья посвящена изучению мотивационной сферы младших школьников. Выборка исследования представлена сельскими школьниками. Для изучения мотивационной сферы использовалась проективная методика «Цветик-семицветик» И. М. Витковской. Данные, полученные в результате исследования, сравниваются с данными аналогичного исследования, проведенного Е. Е. Даниловой в 2017-2018 учебном году на выборке детей столичного региона. Все мотивационные предпочтения детей разделены на личные, «для других людей» и общечеловеческие. Для всех детей младшего школьного возраста характерно устойчивое доминирование личных мотивов: в первую очередь дети хотят обладать материальными благами (по степени значимости это игрушки, гаджеты, средства передвижения, финансовые средства, одежда и т. д.); далее среди личных мотивов выделяются желания, связанные с приобретением новых умений, качеств, с развитием определенных способностей; на третьем месте находятся мотивы, связанные со школьным обучением (эти ответы отражают положительное отношение к школе, желание хорошо учиться). Желания «для других людей» школьниками высказываются значительно реже. Дети в первую очередь ориентированы на семью, ближайших родственников; далее - на сверстников и одноклассников; среди желаний, адресованных другим людям, менее всего представлены желания для учителей. Общечеловеческие мотивы в ответах детей наименее представлены; темы таких желаний: здоровье, благополучие, человеческие отношения, экология. В целом мотивационные предпочтения детей направлены на обладание материальными благами (игрушки; гаджеты; средства передвижения - велосипед, самокат; финансовые ресурсы), а также на удовлетворение потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и в успешном обучении. Авторы согласны с мнением исследователей, которые отмечают, что современные школьники гораздо в меньшей степени ориентированы на социум, общественные цели и задачи, чем их сверстники советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL SPHERE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CAPITAL AND RURAL REGIONS

The article is devoted to the study of the motivational sphere of primary school students. This sample is represented by rural schoolchildren. The motivational sphere is studied with the help of the projective technique “Tsvetik-Semitsvetik” by I. M. Vitkovskaya. The data obtained on our sample are compared with a similar study conducted by E. E. Danilova in the 2017-2018 academic year on a sample of children in the capital region. All motivational preferences of children were divided into personal, “for other people” and universal human motives. All children of primary school age are characterized by a steady dominance of personal motives: first of all, children want to have material goods (in terms of importance these are toys, gadgets, vehicles, financial resources, clothes, etc.); further, among personal motives, there are desires associated with the acquisition of new skills, qualities, the development of certain abilities; the third place is occupied by motives related to schooling (these answers reflect a positive attitude towards school, a desire to study well). Desires “for other people” are expressed by schoolchildren much less frequently. Children are focused on the family, next of kin; further on peers and classmates; among the desires addressed to other people, the desires for teachers were the least represented. Universal human motives are the least represented in the children’s answers. Topics of such desires: health, well-being, human relations, environmental issues. In general, the motivational preferences of children are primarily aimed at the possession of material goods (toys; gadgets; vehicles - a bicycle, a scooter; financial resources), as well as at satisfying the need for self-development, self-improvement and successful learning. The authors agree with the opinion of researchers who note that modern schoolchildren are much less socially oriented, social goals and objectives than their predecessors of the Soviet period.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТОЛИЧНОГО И СЕЛЬСКОГО РЕГИОНОВ»

Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 158-167. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 1 (94). Pp. 158-167.

Научная статья УДК 159.9.072.43

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТОЛИЧНОГО И СЕЛЬСКОГО РЕГИОНОВ

1 2 Елена Николаевна Митрофанова , Валентина Александровна Перебатова

1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия, alenafox27@mail.ru

Хохловский филиал МАОУ «Кондратовская средняя школа», д. Скобелевка,

Пермский край, Россия, v.perebatova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению мотивационной сферы младших школьников. Выборка исследования представлена сельскими школьниками. Для изучения мотивационной сферы использовалась проективная методика «Цветик-семицветик» И. М. Витковской. Данные, полученные в результате исследования, сравниваются с данными аналогичного исследования, проведенного Е. Е. Даниловой в 2017-2018 учебном году на выборке детей столичного региона. Все мотивацион-ные предпочтения детей разделены на личные, «для других людей» и общечеловеческие. Для всех детей младшего школьного возраста характерно устойчивое доминирование личных мотивов: в первую очередь дети хотят обладать материальными благами (по степени значимости это игрушки, гад-жеты, средства передвижения, финансовые средства, одежда и т. д.); далее среди личных мотивов выделяются желания, связанные с приобретением новых умений, качеств, с развитием определенных способностей; на третьем месте находятся мотивы, связанные со школьным обучением (эти ответы отражают положительное отношение к школе, желание хорошо учиться). Желания «для других людей» школьниками высказываются значительно реже. Дети в первую очередь ориентированы на семью, ближайших родственников; далее - на сверстников и одноклассников; среди желаний, адресованных другим людям, менее всего представлены желания для учителей. Общечеловеческие мотивы в ответах детей наименее представлены; темы таких желаний: здоровье, благополучие, человеческие отношения, экология.

В целом мотивационные предпочтения детей направлены на обладание материальными благами (игрушки; гаджеты; средства передвижения - велосипед, самокат; финансовые ресурсы), а также на удовлетворение потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и в успешном обучении. Авторы согласны с мнением исследователей, которые отмечают, что современные школьники гораздо в меньшей степени ориентированы на социум, общественные цели и задачи, чем их сверстники советского периода.

Ключевые слова: мотивационная сфера, младший школьный возраст, социальная ситуация развития, задачи возраста, личные и социальные мотивы

Для цитирования: Митрофанова Е. Н., Перебатова В. А. Мотивационная сфера младших школьников: сравнительный анализ столичного и сельского регионов // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). C. 158-167.

Original article

MOTIVATIONAL SPHERE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CAPITAL AND RURAL REGIONS

© Митрофанова Е. Н., Перебатова В. А., 2023

1 2 Elena N. Mitrofanova , Valentina A. Perebatova

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, alenafox27@mail.ru

Khokhlov branch of Kondratovskaya secondary school, Skobelevka village, Perm region, Russia, v.perebatova@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the motivational sphere of primary school students. This sample is represented by rural schoolchildren. The motivational sphere is studied with the help of the projective technique 'Tsvetik-Semitsvetik" by I. M. Vitkovskaya. The data obtained on our sample are compared with a similar study conducted by E. E. Danilova in the 2017-2018 academic year on a sample of children in the capital region. All motivational preferences of children were divided into personal, "for other people" and universal human motives. All children of primary school age are characterized by a steady dominance of personal motives: first of all, children want to have material goods (in terms of importance these are toys, gadgets, vehicles, financial resources, clothes, etc.); further, among personal motives, there are desires associated with the acquisition of new skills, qualities, the development of certain abilities; the third place is occupied by motives related to schooling (these answers reflect a positive attitude towards school, a desire to study well). Desires "for other people" are expressed by schoolchildren much less frequently. Children are focused on the family, next of kin; further on peers and classmates; among the desires addressed to other people, the desires for teachers were the least represented. Universal human motives are the least represented in the children's answers. Topics of such desires: health, well-being, human relations, environmental issues.

In general, the motivational preferences of children are primarily aimed at the possession of material goods (toys; gadgets; vehicles - a bicycle, a scooter; financial resources), as well as at satisfying the need for self-development, self-improvement and successful learning. The authors agree with the opinion of researchers who note that modern schoolchildren are much less socially oriented, social goals and objectives than their predecessors of the Soviet period.

Keywords: motivational sphere, primary school age, social situation of development, age tasks, personal and social motives

For citation: Mitrofanova E. N., Perebatova V. A. Motivational sphere of primary school students: a comparative analysis of the capital and rural regions. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 158-167. (In Russ.).

Актуальность исследования

Современный мир характеризуется как изменчивый (volatility), неопределенный (uncertainty), сложный (complexity) и неоднозначный (ambiguity) согласно знаменитой концепции VUCA-мира, которая дает некоторые представления и ориентиры в обществе хаоса. Концепция VUCA-мира появилась в 80-е гг. XX столетия в среде американских военных, позже, в начале XXI в., ее начали использовать в бизнес-среде. В настоящее время предпринимаются попытки осмыслить данную концепцию применительно к образовательной среде [1]. Однако уже сейчас некоторым футорологам (Джамаису Кашио1 например) она кажется устаревшей. Мир стремительно меняется, на смену VUCA пришел BANI-мир (временным ориентиром изменения считается 2020 г.). BANI-мир - новая реальность, которая характеризуется хрупкостью (brittle), тревожностью (anxious), нелинейностью (nonlinear) и непостижимостью (incomprehensible): казавшиеся надежными вещи, устои, представления ломаются в одночасье, катастрофа может наступить в любой момент; хроническое беспокойство во многом зависит от потока информации; нарушение взаимосвязи причины и следствия, результаты предпринятых действий становятся несбалансированными; большое количество информации теперь не гарантирует лучшего понимания, «информационная перегрузка» наблюдается все чаще. Эти характеристики общей системы отражаются и на образовательной среде, на всех ее участниках [2; 3].

1 См.: http://www.openthefuture.com/

В такой ситуации воспитываются и развиваются новые поколения. Е. Е. Данилова отмечает, что «признание значимости исторического контекста для формирования личности и, прежде всего, роли социокультурных факторов в развитии человеческих потребностей и мотивов побуждает обратиться к изучению особенностей мотивационной сферы современных детей и подростков» [4, с. 52], становление и развитие которых проходит в весьма непростых реалиях [5].

Цели настоящего исследования: изучение мотивационной сферы младших школьников и младших подростков, проживающих в сельской местности; сравнение их мотивационных предпочтений с мотивационными предпочтениями детей столичного региона. (Исследование «Содержание и динамика мотивационных предпочтений младших школьников и младших подростков» проведено Е. Е. Даниловой в 2017-2018 гг. в Москве и Московской области [4].)

Методика исследования

В исследовании использована проективная методика «Цветик-семицветик» И. М. Вит-ковской, которая представляет собой классический способ изучения детских мотивационных предпочтений посредством включения ребенка в волшебную ситуацию, где актуализируется его мотивационная сфера [4; 6, с. 106].

Выборка

Учащиеся начальных классов и обучающиеся 5-го класса Хохловского филиала МАОУ «Кондратовская средняя школа» Пермского края в количестве шестидесяти человек (29 девочек и 31 мальчик). Исследование проведено в 2020 г.

Результаты исследования

Все мотивационные предпочтения детей были разделены по категориям:

1. Личные желания, желания для себя.

2. Желания для других людей:

- для одноклассников, сверстников,

- для взрослых, родственников,

- для учителей.

3. Общечеловеческие.

Соотношение мотивационных предпочтений сельских школьников отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение мотивационных предпочтений в выборке сельских школьников

В выборке младших школьников, проживающих в сельской местности, устойчиво доминируют личные мотивы (65,7 % всех ответов); желания, адресованные другим людям, высказывались детьми значительно реже (21,6 %, р < 0,000); еще реже встречались желания общечело-

веческие (12,5 %, р < 0,000). В исследовании Е. Е. Даниловой у детей столичного региона отмечено следующее соотношение: 70,5 %, 16,3 % и 13,2 % соответственно. Таким образом, распределение мотивационных предпочтений в двух выборках школьников примерно одинаково.

Количество респондентов в каждой параллели было небольшим, поэтому мы провели дальнейший анализ в общей выборке младших школьников и младших подростков. Для анализа содержаний детских мотивов был использован Т-критерий Стьюдента для переменных.

Содержательный анализ желаний «для себя»

Исходя из ответов детей, личные желания нами были объединены в следующие категории: материальные блага, новые качества или умения, потребность в дружбе, обладание домашними животными, здоровье, хорошая успеваемость, достижение успехов, отдых или поездки (путешествия) и т. д. Их общее распределение представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение личных желаний в выборке

Категории личных желаний Абсолютное числовое значение (количество желаний) Процентное соотношение Место

Материальные блага 76 30,0 1

Иметь, приобретать новые качества, способности, умения 55 21,7 2

Хорошо учиться (успехи в учебе) 44 17,4 3

Отдых, путешествия и развлечения 22 8,7 4

Иметь друзей 21 8,3 5

Животные 15 5,9 6

Стремление к славе, успеху, признанию 12 4,7 7

Здоровье 7 2,8 8

Учиться не дистанционно 1 0,4 9

Среди личных желаний на первом месте оказались желания, направленные на обладание различными материальными благами (30,0 % всех ответов из категории «для себя»). Эта категория опережает все категории личных желаний (р < 0,000, для категории «хорошо учиться» р < 0,01), кроме категории «иметь, приобретать новые качества, способности, умения» (р < 0,16):

- прежде всего в числе материальных пожеланий дети указывают игрушки (22,3 % по общей выборке): «хочу машинку красивую», «хочу куколку»;

- вторую позицию занимают разнообразные гаджеты (19,7 %), среди которых приоритетными являются технические устройства последних моделей («хочу, чтобы у меня был крутой телефон, планшет, компьютер, колонки, наушники»), что в полной мере отражает всё возрастающую роль информационно-технических достижений в современном мире. На второй позиции отмечаем также желания детей иметь средства передвижения (велосипед, машина, мотоцикл, квадроцикл, самокат) (19,7 % по общей выборке);

- третью позицию занимают желания детей иметь деньги и богатство (11,8 %): «хочу много денег», «хочу быть богатым»;

- к числу желаемых детьми материальных благ относятся желания, связанные с повседневными, бытовыми вещами (например, одеждой) (10,5 %);

- менее всего в категории материальных благ представлены желания, связанные со сладостями (7,8 %) («хочу много сладостей», «хочу тортик»), и желания иметь дом, квартиру (7,8 %) («хочу большой дом», «хочу двухэтажный дом», «я хочу квартиру в городе»).

В следующую большую группу вошли ответы, отражающие желания детей приобрести новые умения, качества, развить определенные способности (22,0 %). Наличие этой категории вполне закономерно, так как соответствует психологическому содержанию возраста:

дети активно познают мир и овладевают различными видами продуктивной деятельности. Она также достоверно опережает все остальные категории личных желаний (от р < 0,002 до р < 0,000), кроме категорий «материальные блага» (р < 0,16) и «хорошо учиться» (р < 0,34).

Высказанные желания связаны с самосовершенствованием в различных практических областях, овладением какими-либо новыми навыками или совершенствованием уже имеющихся умений: «хочу научиться плавать под водой»; «хочу научиться лечить людей»; «научиться хорошо писать, читать, считать, рисовать, петь», «хочу быть смекалистым, внимательным»; «мне нужна хорошая память»; «хочу научиться строить машину»; «хочу быть гимнасткой» и т. п. К числу наиболее притягательных для детей человеческих качеств относятся сила и ум («хочу быть сильным»; «хочу стать умным»).

Большую часть детских мотивов занимает желание хорошо учиться, учиться на четыре и пять, то есть стремление к хорошей успеваемости (17,4 %). Эта категория также опережает все остальные категории личных желаний (от р < 0,01 до р < 0,000), кроме категории «материальные блага» и «новые умения и способности» (р < 0,34).

В этой категории наиболее частыми были ответы, отражающие положительное отношение детей к школе и стремление к хорошей успеваемости («хочу учиться на пятерки и четверки», «я хочу хорошо учиться», «хочу получать хорошие оценки»). Отметим, что ценности ведущей деятельности не являются приоритетными в мотивационной сфере младших школьников.

Первые три области личных мотивов полностью совпадают с теми, что представлены в исследовании детей столичного региона, проведенного Е. Е. Даниловой [4], незначительно меняется только процентное соотношение указанных мотивов (см. табл. 2). Это дает основание полагать, что такая иерархия мотивов является универсальной для современных детей.

Таблица 2

Соотношение личных мотивов в выборках детей столичного и сельского регионов, %

Личные мотивы Исследование Е. Е. Даниловой (столичный регион), 2017-2018 гг. Исследование авторов (Пермский край (сельская местность)), 2020 г.

Материальные блага 27,4 30,0

Приобретение новых качеств, умений, способностей 18,0 21,7

Стремление к хорошей успеваемости 8,1 17,4

Далее личные желания детей нашей выборки и детей столичного региона в целом пересекаются, но несколько отличаются по значимости (табл. 3).

В группе желаний, связанных с отдыхом, путешествиями и развлечениями (8,7 %), отмечаются следующие: «хочу отдых с друзьями», «хочу лето и каникулы», «хочу поехать в другой город, в другую страну», «хочу путешествовать», «хочу в зоопарк и парк аттракционов». В этой категории встречались также ответы «хочу меньше домашних заданий», «я хочу поплавать на "Титанике"», «хочу на море», «хочу праздники». В выборке Е. Е. Даниловой подобные желания встречаются примерно с той же частотой.

Для детей сельской местности важно дружить, иметь друзей. В данной категории встречались следующие желания: «хочу много друзей», «хочу иметь друзей», «я хочу иметь хороших и верных друзей», «я хочу, чтобы со мной все дружили», «хочу найти настоящего друга». Были и такие ответы: «хочу, чтобы Полина меня любила», «хочу всегда играть с Кристиной». В выборке детей столичного региона данная категория желаний была отнесена автором к желаниям «для других людей». Мы считаем правомерным отнесение желания социальных контактов к мотивам «для себя», тогда как желания для сверстников выделяются по принципу направленности «для другого».

Таблица 3

Соотношение категорий личных мотивов в выборках детей столичного и сельского регионов, %

Личные мотивы Исследование Е. Е. Даниловой (столичный регион), 2017-2018 гг. Личные мотивы Исследование авторов (Пермский край (сельская местность)), 2020 г.

Удовольствия, развлечения (подарки, праздники, вкусная еда, путешествия) 8,4 Отдых, путешествия, развлечения 8,7

Завести домашнего питомца 8,0 Иметь друзей 8,3

Достижение эмоционального благополучия, психологического комфорта 6,7 Животные 5,9

Желания, связанные с жизненными перспективами 6,5 Стремление к славе, успеху, признанию 4,7

Стремление к славе, успеху, признанию 4,4 Здоровье и психологическое благополучие 2,8

Познавательный интерес 1,4 Не хочу учиться дистанционно 0,4

Следующей представительной категорией детских желаний были желания, связанные с домашними животными (5,9 %). Приведем примеры: «хочу котенка и собачку», «я хочу козлика», «хочу лошадь, чтобы кататься», «хочу попугая завести», «чтобы дома была черепашка», «хочу зайчика», «чтобы все бездомные животные жили дома». Дети сельской местности немного реже, чем дети столичного региона, хотят завести домашнего питомца.

Определенная доля личных желаний связана с достижением успеха и признания (4,7 %). В этой категории дети отмечали такие желания: «хочу, чтобы мама мной гордилась, хвалила меня», «хочу получать медали», «хочу быть чемпионом по дзюдо», «успешно окончить школу и поступить в институт», «хочу стать знаменитым футболистом». Стремление к успеху детей столичного и сельского регионов примерно одинаково.

В связи с пандемией COVID-19 в личных желаниях детей появились категории «здоровье и психологическое благополучие» (2,8 %) и «не хочу учиться дистанционно» (один человек из выборки). Обострившаяся социальная ситуация оказывает влияние и на младших школьников. Дети начинают задумываться о своем здоровье и здоровье окружающих. В выборке детей столичного региона такой категории выделено не было (исследование проводилось в 2017-2018 гг.). Приведем примеры ответов: «хочу хорошее настроение», «чтобы не ругали родители, я потом болею», «хочу заниматься спортом», «чтобы я не грустила», «больше детям делать зарядку», «я не хочу болеть», «здоровье родителям, мне».

Таким образом, содержательный анализ личных мотивов младших школьников и младших подростков сельского и столичного регионов показал:

1. Мотивационная сфера детей значительно не отличается. Для современных детей на первое место выходит обладание различными материальными благами, стремление к овладению различными жизненными навыками и способностями; в тройку ведущих мотивов входит также академическая успеваемость.

2. Далее в мотивационной сфере детей выделяются такие потребности, как получение различных удовольствий, развлечения, путешествия; желание завести домашнего питомца; желание успеха и успешности в будущем.

3. Для всех детей важным, но не приоритетным является мотив дружбы.

4. В связи с пандемией появляется категория «здоровье», уже с младшего школьного возраста дети начинают понимать ценность физического здоровья.

5. В нашей выборке ответы, связанные с эмоциональным комфортом, были объединены в категорию «здоровье и психологическое благополучие», тогда как в выборке столичного региона эти ответы составили отдельную категорию «достижение эмоционального комфорта».

Содержательный анализ желаний «для других людей»

Желания для других людей школьниками обеих выборок высказывались существенно реже (22,0 % всех ответов для сельской выборки и 16,9 % для выборки столичного региона) (табл. 4).

Таблица 4

Распределение желаний «для других людей»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категории желаний «для других людей» Абсолютное числовое значение (количество желаний) Процентное соотношение Место

Исследование авторов (Пермский край (сельская местность)), 2020 г. Исследование Е. Е. Даниловой (столичный регион), 2017-2018 гг.

Для своей семьи, взрослых, родственников 42 50,6 60,0 1

Для одноклассников, сверстников 34 40,9 38,5 2

Для учителей 7 8,4 1,7 3

Наиболее часто высказывались желания для собственной семьи - «хочу большой дом для нас с родителями», «хочу дружную семью», «чтобы моя семья была богатая, счастливая», «чтобы у папы машина не ломалась», «хочу, чтобы мой брат учился на пятерки», «чтобы родные мои не умерли».

Желания, касающиеся одноклассников, сверстников, высказывались несколько реже. Темой таких желаний чаще всего были следующие: «хочу, чтобы одноклассники не болели», «чтобы ребята дружили, не ссорились», «чтобы ребята хорошо учились», «хочу, чтобы ребята слушались родителей», «хочу, чтобы ребята не обижали одноклассников».

Среди желаний, адресованных другим людям, менее всего были представлены желания для учителей. Младшие школьники писали следующие желания для учителей: «чтобы все учителя были здоровы и счастливы», «чтобы учителя были добрыми», «чтобы всегда нас учила наша учительница», «чтобы дети приносили учителям только успехи».

Таким образом, анализ детских желаний в категории «для других» дает основания сделать следующие выводы:

1. На первое место для всех детей выходят желания для собственной семьи, родителей и других родственников. Детей заботят эмоциональная атмосфера в семье, благополучие и здоровье.

2. Во вторую очередь дети из обеих выборок ориентированы на свое социальное окружение - одноклассников и сверстников. В исследовании Е. Е. Даниловой сюда вошли мотивы, касающиеся дружеских отношений. В нашей выборке дети ориентированы как на дружбу, бесконфликтные, гармоничные отношения, так и на эмоциональное и физическое благополучие своих сверстников.

3. Фигура учителя для детей сельского региона является более авторитетной (8,4 % ответов), чем для детей столичного региона (1,7 % ответов), тем не менее ответы-мотивы, касающиеся учителей, остаются единичными для обеих выборок.

4. В мотивационной сфере детей обеих выборок устойчивое преимущество имеет семья, далее - среда сверстников и одноклассников, учитель в выборке сельских школьников имеет большое значение в их социальном окружении. Для детей столичного региона учитель «практически исключен из значимого социального окружения школьника» [4, с. 57].

Содержательный анализ «общечеловеческих» желаний

Широкие, общечеловеческие мотивы у младших школьников не столь многочисленны (12,0 % всех ответов в нашей выборке, 13,2 % - в исследовании Е. Е. Даниловой). Мы выделили следующие категории «общечеловеческих» желаний: здоровье, благополучие и счастье, дружба, богатство, природа, коронавирус, карантин, выздоровление (см. табл. 5).

Таблица 5

Категории «общечеловеческих» желаний в выборке сельских школьников

Категории «общечеловеческих» желаний Абсолютное числовое значение (количество желаний) Процентное соотношение Место

Здоровье 15 31,3 1

Счастье, благополучие 14 29,2 2

Закончился коронавирус 7 14,6 3

Выздоровление 3 6,3 4

Дружба / толерантность 3 6,3 4

Закончился карантин 2 4,2 6

Не навредить природе 2 4,2 7

Богатство для всех людей 2 4,2 7

В нашей выборке детей беспокоит благополучие и здоровье людей. Некоторые желания посвящены тому, чтобы закончилась пандемия коронавируса, был снят карантин, чтобы люди выздоравливали, были дружными, богатыми и не вредили природе: «хочу, чтобы люди не болели», «чтобы никто не умирал», «чтобы все были здоровы», «чтобы коронавирус закончился», «конец карантину!».

В исследовании Е. Е. Даниловой были выделены следующие темы общечеловеческих детских желаний: добро и счастье, болезни и страдания, вопросы войны и мира, некоторые социальные проблемы, вопросы экологии и освоения космоса.

Таким образом, в связи с пандемией COVID-19 значимой сферой становится здоровье для всех людей, достижение счастья и благополучия, отмечаются также единичные ответы, посвященные экологии.

Вывод

Исследование показывает, что у младших школьников и младших подростков обеих выборок устойчиво доминирует мотивация личного характера. Мотивационные предпочтения в первую очередь направлены на обладание вещами, материальными благами, а также на удовлетворение потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и успешном обучении. Видна общая ориентация на потребление и обладание: дети хотят игрушки, гаджеты, средства передвижения (машина, велосипед, самокат и пр.), хотят обладать деньгами. Отмечается также ориентация на самосовершенствование и достижение успеха, в первую очередь в рамках ведущей деятельности - учебной. Е. Е. Данилова пишет: «Этим современные школьники заметно отличаются от своих сверстников эпохи социализма, у которых <...> наиболее выраженной была общественно направленная мотивация» [4, с. 58]. Мотивы само-

развития и успешности в обучении являются содержанием и социальной задачей младшего школьного возраста. Среди личных мотивов значимыми являются дружба и поддержание эмоциональных контактов со сверстниками. Эти мотивы у младших школьников еще не выходят на первое место, так как для данного возраста ведущей деятельностью остается учебно-познавательная, а личностное общение, взаимодействие будет задачей следующего возрастного этапа.

Важными для детей являются развлечения и отдых, а также желания, связанные с домашними питомцами.

На втором месте у современных детей оказываются желания-мотивы «для других людей», сюда входит ближайшее социальное окружение ребенка. В первую очередь это семья, ближайшие родственники, далее - одноклассники и сверстники, после - учителя. На данном возрастном этапе семья является референтной группой для ребенка. Расширение социальных контактов, выход за пределы семьи - задача следующих возрастных этапов. Фигура учителя присутствует в социальных мотивах детей, но является не столь значимой.

Современные дети задумываются и об общечеловеческих ценностях, но подобные мотивы-желания высказываются значительно реже. В связи с общечеловеческими процессами стали актуальными желания, связанные с физическим здоровьем, счастьем, благополучием, выделяются единичные мотивы, посвященные экологии и толерантности.

Можно предположить, что подобная картина хорошо отражает ценности современного общества в целом, где на первое место выходят ценности потребления, обладания вещами, потребительская ориентация и ориентация на индивидуальный успех.

Список источников

1. Обухова Н. И. VUCA-мир и образовательная среда // Калининградский вестник образования: науч.-метод. электрон. журнал. 2021. № 3. С. 11-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vuca-mir-i-obrazovatelnaya-sreda (дата обращения: 04.03.2023).

2. Палей Е. В. Конструкт университета будущего: от неопределенности к непостижимости // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 4. С. 130-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstrukt-universiteta-buduschego-ot-neopredelennosti-k-nepostizhimosti (дата обращения: 04.03.2023).

3. К гибким педагогическим ответам на жесткие профессиональные вызовы / А. Г. Кислов, Т. Г. Сумина, А. В. Феоктистов, И. Н. Юкневичус // ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10). С. 27-43. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-gibkim-pedagogicheskim-otvetam-na-zhestkie-professionalnye-vyzovy (дата обращения: 04.03.2023).

4. Данилова Е. Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 51-61.

5. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология: электрон. период. изд. 2016. Т. 5. № 2. С. 5-10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201.

6. Кухтерина Г. В., Кукуев Е. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учеб. пособие. Тюмень: Изд. Тюмен. гос. ун-та, 2014. 180 с.

References

1. Obukhova N. I. VUCA-mir i obrazovatel'naya sreda [VUCA world and educational environment]. Kaliningradskiy vestnik obrazovaniya, 2021, no. 3, pp. 11-22. (In Russ.). Available at: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo302/ (accessed 04.03.2023).

2. Paley E. V. Konstrukt universiteta budushchego: ot neopredelennosti k nepostizhimosti [The construct of the university of the future: from unsertainty to incomprehensibility]. Vestnik Ivanovskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2022, no. 4, pp. 130-139. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konstrukt-universiteta-buduschego-ot-neopredelennosti-k-nepostizhimosti (accessed 04.03.2023).

3. Kislov A. G., Sumina T. G., Feoktistov A. V., Yuknevichus I. N. K gibkim pedagogicheskim otve-tam na zhestkie professional'nye vyzovy [Flexible pedagogical responses to hard professional challenges]. INSAYT, 2022, no. 2 (10), pp. 27-43. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-gibkim-pedagogicheskim-otvetam-na-zhestkie-professionalnye-vyzovy (accessed 04.03.2023).

4. Danilova E. E. Soderzhanie i dinamika motivatsionnykh predpochteniy sovremennykh mladshikh shkol'nikov i mladshikh podrostkov [The content and dynamics of the motivational preferences of modern younger schoolchildren and younger adolescents]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2019, vol. 24, no. 4, pp. 51-61. (In Russ.).

5. Polivanova K. N. Detstvo v menyayushchemsya mire [Childhood in a changing world]. Sovremennaya zarubezhnayapsikhologiya, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 5-10. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201.

6. Kukhterina G. V., Kukuev E. A. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika mladshikh shkol'nikov [Psychological and pedagogical diagnostics of younger students]. Tyumen, Tyumenskiy gosudarstvennyy universitet, 2014, 180 p. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. Н. Митрофанова - кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

В. А. Перебатова - учитель начальных классов, Хохловский филиал МАОУ «Конд-ратовская средняя школа».

Information about the authors

E. N. Mitrofanova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Practical Psychology, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

V. A. Perebatova - Elementary school teacher, Khokhlov branch of Kondratovskaya secondary school.

Статья поступила в редакцию 15.03.2023; одобрена после рецензирования 27.03.2023; принята к публикации 29.03.2023.

The article was submitted 15.03.2023; approved after reviewing 27.03.2023; accepted for publication 29.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.