Научная статья на тему 'Мотивационная основа физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи'

Мотивационная основа физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
659
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / КОМПАРАТИВНЫЕ МОТИВЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Славко Александр Лукич

В статье раскрыта структура мотивов физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи Белгородской области, включающая функциональные, валеологические, эстетические, психологические, морально-психологические, рационально-гигиенические, корпоративные, компаративные, узкоутилитарные мотивы, а также мотивы физического самосовершенствования, психологической релаксации и самоутверждения. Определяющими мотивами являются забота о собственном здоровье, забота о повышении физической подготовленности, потребность снять усталость и повысить работоспособность. Основным фактором, препятствующим этим занятиям, большинство студентов считает недостаток времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационная основа физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи»

МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Славко Александр Лукич - старший преподаватель кафедры Физической подготовки Бел ЮИ

МВД России.

Аннотация. В статье раскрыта структура мотивов физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи Белгородской области, включающая функциональные, валеологические, эстетические, психологические, морально-психологические, рациональногигиенические, корпоративные, компаративные, узкоутилитарные мотивы, а также мотивы физического самосовершенствования, психологической релаксации и самоутверждения. Определяющими мотивами являются забота о собственном здоровье, забота о повышении физической подготовленности, потребность снять усталость и повысить работоспособность. Основным фактором, препятствующим этим занятиям, большинство студентов считает недостаток времени.

Ключевые слова: студенческая молодежь, физкультурно-спортивная деятельность, мотивация, мотивационная структура, валеологические мотивы, компаративные мотивы, функциональные мотивы.

В течение длительного времени среди ученых и специалистов-практиков преобладало мнение, что активные, регулярные занятия молодежи спортом, сами по себе позволяют решить широкий круг важных социокультурных задач: содействуют сохранению и укреплению здоровья, разностороннему и гармоничному развитию, формированию физической и духовной культуры. В соответствии с этим основные усилия направлялись на всемирное развитие спорта и включение в активные, регулярные занятия им как можно большего числа молодых людей.

Вместе с тем, анализ влияния активных занятий спортом на здоровье, личностные характеристики, взаимоотношения людей показывают, что социокультурный потенциал спорта не реализуется автоматически (по крайней мере, в полном объеме). В этой связи важное значение приобретает выявление мотивационной основы физкультурно-спортивной деятельности.

Как показывают результаты проведенных нами исследований1, разнообразные мотивы побуждают молодых людей (учащихся и студентов) заниматься физической культурой и спортом. Ведущее место в их структуре занимают "забота об улучшении своего здоровья", "потребность в движениях, физических упражнениях" (в оценке учащихся), а также "желание не быть хуже других", "потребность в самоутверждении, желание быть лучше других".

Во всех возрастных и образовательных группах учащихся имеются одни и те же мотивы, однако их "удельный вес" в общей мотивационной структуре различен. Отметим, прежде всего, те мотивы, которые не претерпевают сильных возрастных и "образовательных" колебаний. Это -забота об улучшении своего здоровья, потребность в самоутверждении, потребность в общении и проведении свободного времени. Возрастные и образовательные изменения, происходящие с респондентами, содействуют повышению побудительной роли мотивов "потребность в движении, физических упражнениях", "потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе", "эстетические соображения". Вместе с тем, эти изменения приводят к ослаблению мотивов "желание не быть хуже других", "требования со стороны родителей", "необходимость соблюдения учебной программы". Иными словами, роль внешней мотивации становится сравнительно меньше, а значение внутренней мотивации, соответственно, возрастает [1, 121].

При проведении социологического исследования мы также исходили из того, что физкультурно-спортивная активность студентов вызывается многими мотивирующими факторами. Среди них выделим, прежде всего, функциональные мотивы, выражающие потребность в функциональной подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности [2, 22,26]. Физическая подготовленность является необходимой и важной "составляющей" профессиональной подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов. В качестве эмпирического индикатора функциональных мотивов было принято "желание повысить физическую подготовленность".

1 Исследования проводились среди студентов и учащихся образовательных учреждений Белгородской области, в том числе, курсантов Белгородского юридического института.

Выделим также валеологические мотивы, ориентирующие непосредственно на сохранение и укрепление здоровья [3, 31-35]. С ними связаны непосредственно мотивы физического совершенствования, т.е. стремление студентов оптимизировать свой вес, улучшить фигуру и т.п. [4, 19-27]

К физкультурно-спортивной активности побуждают и мотивы психологической релаксации, связанные с необходимостью и возможностью снять усталость, повысить работоспособность. Как показывают повседневные наблюдения, лучший способ эмоциональной разгрузки и отдыха - активные физические движения, занятия [5, 7-10]. Вместе с тем ограничение и блокирование возможности эмоциональной релаксации приводят, как показывают исследования, во-первых, к формированию и эскалации агрессивных установок и действий [6, 8-11], во-вторых, к употреблению алкоголя и наркотиков как средств релаксации [7, 13-16].

В ряду мотивов целесообразно выделить также эстетические мотивы и мотивы самоутверждения. Первые ориентируют на то, чтобы посредством занятий физической культурой и спортом "воспитывать красивую манеру и культуру движений", вторые - на то, чтобы добиться спортивных успехов. О потребности человека в самоутверждении К. Маркс писал так: "Богатый человек - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда"[8, 596] В.И. Ленин развил мысль Маркса: "Это понятие (=человек) есть стремление реализовать себя через самого себя, признать объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя" [9, 194].

Самоутверждение мобилизует физические и духовные силы человека, направляет их в ту или иную область, служит импульсом постоянного наращивания его "ресурсов". Он стремится действовать в меру своих развивающихся способностей, с наибольшей отдачей. Вряд ли можно указать на какой-то другой стимул активности, действие которого приводило бы к подобному результату.

Следует обратиться также к психологическим, морально-психологическим и рациональногигиеническим мотивам. Первые выражают склонность человека заниматься физической культурой и спортом по привычке, вторые ориентируют на то, чтобы «воспитать волю, характер, целеустремленность», третьи - на то, «чтобы рационально использовать свободное время».

К физкультурно-спортивным занятиям могут побуждать также корпоративные мотивы (стремление отстоять честь факультета, курса) и компаративные мотивы (желание не отставать от друзей, однокурсников).

Возможен, наконец, узкоутилитарный мотив, связанный с необходимостью выполнения учебной программы, получения зачета по физической культуре.

Выделенные группы мотивов и их индикаторы представим для наглядности в табличном виде (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Аналитическая схема мотивов физкультурно-спортивной активности

№№ п/п Группы мотивов Индикаторы

1. Функциональные Желание повысить физическую подготовленность

2. Валеологические Необходимость оптимизировать вес, улучшить фигуру

3. Мотивы физического самосовершенствования Оптимизировать вес, улучшить фигуру

4. Мотивы психологической релаксации Возможность снять усталость и повысить работоспособность

5. Эстетические Воспитать красивую манеру и культуру движений

6. Мотивы самоутверждения Добиться спортивных успехов

7. Психологические Заниматься по привычке

8. Морально-психологические Воспитать характер, волю, целеустремленность

9. Рационально-гигиенические Рационально использовать свободное время

10. Корпоративные Отстоять честь факультета, курса

11. Компаративные Желание не отставать от друзей, однокурсников

12. У зкоутилитарные Желание получить зачет по физической культуре

В таблице 2. приведено распределение ответов студентов и курсантов Белгородского юридического института о реальных мотивах физкультурно-спортивной активности (по данным социологического опроса 1).

Таблица 2.

Сравнительная оценка мотивов физкультурно-спортивной деятельности, в %

№№ п/п Мотивы Категории опрошенных

Все Муж. Жен. Отличники Спортсмены ЛФК

1. Желание повысить физическую подготовленность 32,1 39,5 17,1 18,0 37,7 23,3

2. Оптимизировать вес, улучшить фигуру 17,5 15,0 22,6 18,0 7,1 26,8

3. Укрепить здоровье 13,3 14,1 11,6 25,3 45,1 16,1

4. Воспитать волю, характер, целеустремленность 11,6 11,7 11,6 18,0 15,8 8,9

5. Снять усталость и повысить работоспособность 5,0 3,6 7,9 14,5 1,9 1,8

6. Добиться спортивных успехов 4,2 4,5 3,7 10,9 41,7 7,1

7. Вовремя получить зачет по физической культуре 3,2 0,3 9,1 7,3 - 5,3

8. Привычка к такого рода занятиям 3,0 2,1 4,9 7,3 1,9 1,8

9. Воспитать красивую манеру, культуру движений 2,6 1,5 4,9 21,8 3,7 8,9

10. Рационально проводить время 2,4 2,1 3,0 14,5 1,9 1,8

11. Желание не отставать от друзей 1,4 1,5 1,2 - 3,7 -

12. Желание отстоять честь факультета, курса 0,6 0,3 1,2 14,5 9,5 1,8

Приступая к анализу табличных данных, отметим, прежде всего, ведущую роль мотива «желание повысить физическую подготовленность», который особенно сильно проявляется в поведении юношей (мужчин) и спортсменов. Среди девушек этот мотив проявляется заметно слабее.

Достаточно сильны функциональные (особенно среди девушек и занимающихся ЛФК), валеологические (особенно среди отличников и спортсменов) и морально-психологические мотивы.

Остальные мотивы явно уступают указанным, хотя для отдельных категорий опрошенных их роль довольно заметна. Так, для спортсменов ведущую роль играет мотив достижения

спортивных успехов, который немаловажен и для «отличников». Для них же важное значение имеют релаксационные, эстетические и рационально-гигиенические мотивы.

Следует обратить внимание также на относительную значимость корпоративных мотивов для «отличников» и «спортсменов», утилитарных и релаксационных мотивов для девушек.

Две группы мотивов играют решающую роль в побуждении студентов БЮИ к физкультурно-спортивной деятельности - валеологические (забота о собственном здоровье) и функциональные (забота о повышении физической подготовленности). Достаточно значимую роль играли также мотивы психологической релаксации (потребность снять усталость и повысить работоспособность). Невысока роль эстетических и узкоутилитарных мотивов. Совсем незначительное влияние на мотивацию физкультурно-спортивной активности оказывают остальные мотивы - морально-психологические, рационально-гигиенические и мотивы самоутверждения.

Есть определенные гендерные различия в мотивах физкультурно-спортивной активности. Для мужчин сравнительно большее значение имеют функциональные мотивы, для женщин -валеологические. Для обеих гендерных групп равнозначны мотивы психологической релаксации. Среди мужчин относительно больше проявляются узкоутилитарные и, как это ни парадоксально, эстетические мотивы. Стремление воспитать красивую манеру и культуру движений сильнее проявляется не у женщин, а у мужчин.

Сравнение полученных данных приводит к следующему выводу: проявляется тенденция ослабления основных мотивов физкультурно-спортивной деятельности, что актуализирует проблему ее эффективной мотивации.

В ходе исследования выяснялось также то, что мешает заниматься физкультурноспортивной деятельностью.

Основным фактором, препятствующим этим занятиям является, по мнению опрошенных, отсутствие свободного времени, точнее сказать, недостаток этого времени. На этот фактор указывают 58% студентов-юношей и 44% студентов-девушек. У первых, получается, меньше свободного времени, нежели у вторых.

Заметим что, полученные ответы не совсем согласуются с данными по бюджету свободного времени. У 40% респондентов суточный бюджет свободного времени составляет 3-4 часа, у стольких же - 7 и более часов, у 10% - 1-2 Часа и у остальных же - 5-6 часов.

Чем объяснить такую несогласованность? Во-первых, студенты могут и располагать свободным временем, но использовать его в других целях (подготовка к занятиям, общение в семье и т.д.). Не остается этого времени именно для физкультурно-спортивных занятий. Во-вторых, респонденты могут воспользоваться стереотипной схемой объяснения, имеющего широкое распространение в обыденном сознании. Если кто-то что-то не делает, то объясняет это обычно нехваткой времени, и это объяснение считается его окружением вполне "уважительным", даже если на самом деле имелись другие причины.

Вторая по значимости причина - отсутствие секций по любимому виду спорта. На нее указывают каждый седьмой из опрошенных юношей и каждая шестая из девушек. Таким образом, девушки испытывают больше неудобств из-за отсутствия желаемых спортивных секций, нежели юноши.

Далее, для юношей сравнительно большей помехой являются "отсутствие инвентаря и спортивной формы", "недостаток физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий", для девушек - "слабая организаторская работа". Среди девушек также сравнительно больше тех, кто затруднился с определением факторов, мешающих занятиям физической культурой и спортом.

При проведении социологических опросов перечень «негативных» факторов был дополнен следующими: «собственная неорганизованность», «отсутствие достаточной мотивации», «не хватает хорошего «толчка» со стороны». Данные опроса приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Факторы, мешающие физкультурно-спортивной деятельности студентов, в % к числу опрошенных

№№ п/п Факторы Категории опрошенных

Все Муж. Жен. Отличники ЛФК

1. Недостаток 47,3 46,9 48,6 76,9 42,9

свободного времени

2. Недостаток физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий 4,3 3,2 7,6 - 7,1

3. Отсутствие инвентаря и спортивной формы 3,1 2,9 3,8 - 4,8

4. Отсутствие секций по любимому виду спорта 6,8 8,7 1,0 - 7,1

5. Слабая организационная работа, никто не вовлечен в секции 7,7 8,1 6,7 7,7 4,8

6. Собственная неорганизованность 3,9 2,9 6,7 - 7,1

7. Отсутствие достаточной мотивации 8,0 7,1 10,5 15,4 -

8. Отсутствие хорошего «толчка» со стороны 5,6 5,8 4,8 - 1,9

Основной помехой для ФСД является, как и в предыдущем случае, «недостаток свободного времени», что акцентируют, прежде всего, «отличники». Далее, усиливается роль таких негативных факторов, как «отсутствие достаточной мотивации» и «слабая организационная работа». Отметим также значимую роль «собственной неорганизованности» для студентов, занимающихся ЛФК.

Таким образом, определяющими мотивами физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи Белгородской области являются забота о собственном здоровье, забота о повышении физической подготовленности, потребность снять усталость и повысить работоспособность. Основным фактором, препятствующим этим занятиям, большинство студентов считает недостаток времени.

Литература

1. Козлов В.Ю. Тенденции изменения в отношении учащейся молодежи к здоровью // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Сб. научных работ. Вып. 10. - Белгород: Изд-во «Планета-Полиграф», 2006.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитательной культуры здорового образа жизни (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1.

3. Габриелян К.Г. Физическая активность и показатели индивидуального здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 11.

4. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М., 1996. - № 2.

5. Квилецки К. Рекреационно-социальные функции спортивных зрелищ // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 4.

6. Калинкин Л.А., Матов В.В. Физкультурно-релаксационная стратегия развития современного общества // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1.

7. Сергеев В.Н. Олимпийские идеалы против наркокультуры: комплексная физкультурноспортивная наркопрофилактическая программа на основе олимпийского образования детей и подростков // Теория и практика физической культуры. - 2010.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956.

9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений - Т.29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.