Научная статья на тему 'Мотивационная направленность личности студента посредством разрешения конфликтных ситуаций в рамках курса «Деловой иностранный язык»'

Мотивационная направленность личности студента посредством разрешения конфликтных ситуаций в рамках курса «Деловой иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MOTIVATIONAL ORIENTATION / FOREIGN LANGUAGE / CASE STUDY SITUATIONS / RESOLVING CONFLICT / EDUCATIONAL PROCESS / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ю.В.

Статья раскрывает роль учебных проблемных заданий по иностранному языку в развитии коммуникативной компетенции студентов и умении разрешать конфликтные ситуации, используя учебные упражнения. Особое внимание уделяется важности коммуникативной компетенции, изучающих иностранный язык в формировании у них готовности к решению производственных задач во взаимодействии с иностранными партнёрами в их будущей профессиональной деятельности. Автор отмечает, что рост мотивационной направленности студентов в открытом социокультурном образовательном пространстве зависит от интегрированности в культуру, от взаимодействия с обществом в ходе решения проблемных ситуаций, которые возникают при социализации в межкультурный контекст. Представленные факты позволяют сделать вывод, что разрешение конфликтных ситуаций посредством метода проблемно-ситуативного анализа повышает уровень мотивационной направленности студента в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDENT’S MOTIVATIONAL ORIENTATION BY MEANS OF SOLVING CONFLICT SITUATIONS IN THE FRAMES OF BUSINESS FOREIGN LANGUAGE COURSE

The article reveals the role of case study situations in the development of students’ communicative competence in the process of foreign language studies. It also describes skills of solving conflict situations on the project work basis. The author pays special attention to the importance of communicative competence in foreign language learners during the formation of their readiness to solve professional problems in future cooperation with foreign partners. The author concludes that the growth of motivational orientation among students in the open socio-cultural educational environment depends on their integration in culture, active interaction with the surrounding society, overcoming problem situations in the process of socialization in an intercultural context. All facts presented in the article lead to the conclusion that solving conflict situations by means of case study aspects helps improve a level of students’ motivational orientation in the educational process.

Текст научной работы на тему «Мотивационная направленность личности студента посредством разрешения конфликтных ситуаций в рамках курса «Деловой иностранный язык»»

5. Ingenkamp K. Pedagogicheskaya diagnostika. Perevod s nemeckogo. Moskva: Pedagogika, 1991.

6. Dyuk V.A. Komp'yuternaya psihodiagnostika. Sankt-Peterburg: Bratstvo, 1994.

7. Avanesov V.S. Kompoziciya testovyh zadanij: uchebnaya kniga dlya prepodavatelej vuzov, uchitelej shkol, aspirantov i studentov pedvuzov. Moskva: Adept, 1998.

Статья поступила в редакцию 22.01.16

УДК 378

Akhmetshina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khabarovsk State University of Economics and Law

(Khabarovsk, Russia), Е-mail: julianareisen06@rambler.ru

A STUDENT'S MOTIVATIONAL ORIENTATION BY MEANS OF SOLVING CONFLICT SITUATIONS IN THE FRAMES OF BUSINESS FOREIGN LANGUAGE COURSE. The article reveals the role of case study situations in the development of students' communicative competence in the process of foreign language studies. It also describes skills of solving conflict situations on the project work basis. The author pays special attention to the importance of communicative competence in foreign language learners during the formation of their readiness to solve professional problems in future cooperation with foreign partners. The author concludes that the growth of motivational orientation among students in the open socio-cultural educational environment depends on their integration in culture, active interaction with the surrounding society, overcoming problem situations in the process of socialization in an intercultural context. All facts presented in the article lead to the conclusion that solving conflict situations by means of case study aspects helps improve a level of students' motivational orientation in the educational process.

Key words: motivational orientation, foreign language, case study situations, resolving conflict, educational process, communicative competence.

Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков и межкультурной коммуникации, Хабаровский

государственный университет экономики и права, г. Хабаровск, Е-mail: julianareisen06@rambler.ru

МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В РАМКАХ КУРСА «ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Статья раскрывает роль учебных проблемных заданий по иностранному языку в развитии коммуникативной компетенции студентов и умении разрешать конфликтные ситуации, используя учебные упражнения. Особое внимание уделяется важности коммуникативной компетенции, изучающих иностранный язык в формировании у них готовности к решению производственных задач во взаимодействии с иностранными партнёрами в их будущей профессиональной деятельности. Автор отмечает, что рост мотивационной направленности студентов в открытом социокультурном образовательном пространстве зависит от интегрированности в культуру, от взаимодействия с обществом в ходе решения проблемных ситуаций, которые возникают при социализации в межкультурный контекст. Представленные факты позволяют сделать вывод, что разрешение конфликтных ситуаций посредством метода проблемно-ситуативного анализа повышает уровень мотивационной направленности студента в образовательном процессе.

Ключевые слова: мотивационная направленность, проблемно-ситуативный анализ, разрешение конфликтных ситуаций, образовательный процесс, коммуникативная компетенция.

В разработанных федеральных образовательных стандартах высшего образования по программам бакалавриата по большинству гуманитарных направлений предлагается интегрированная классификация компетенций, необходимых для любой профессиональной деятельности и связанных с успехом личности в быстро меняющемся мире. «Прошедшие и грядущие перемены в развитии российского высшего образования существенным образом изменяют профессиональные требования к руководителям, которые должны сегодня обладать не только весомыми научными регалиями, но и профессиональными управленческими качествами, стратегическим мышлением» [1, с. 57].

Современным специалистам необходимы компетенции для осуществления разнообразных практикоориентированных операций и взаимодействия, организации работы, конструктивно разрешая конфликтные ситуации. Пункт 5.2. гласит, что «выпускник программы бакалавриата должен обладать рядом общекультурных компетенций (ОК), одна из которых обращает наше внимание на следующую формулировку: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5)» [2, с. 9].

Мотивация является наиболее эффективным способом улучшения процесса обучения и результата образования, зависящих от ряда личностных качеств и стремлений к достижению цели на основе палитры сопереживания и включенности в групповое сотрудничество. Работа в команде зачастую сопровождается рядом ситуаций, которые провоцируют конфликтность среди членов группы. Именно поэтому особую роль для нашего исследования представляет «группа компетенций, которая демонстрирует конкретное поведение обучающихся, исходя из конкретных действий преподавателя и студента» [3, с. 8]. К этой группе следует отнести «разрешение конфликтов». Педагогическое взаимодействие должно активизировать процессы пережи-

вания содержания образования у студентов. Именно в опыте осмысленной мотивированной включенности в решение вопросов, у студентов интенсивно развиваются когнитивные, мотивацион-ные, так и деятельностные ресурсы самоизменения субъекта образования. Чем большую палитру решения профессиональных вопросов в педагогическом взаимодействии охватит формирующееся самосознание будущего специалиста, тем с большей интенсивностью будет развиваться его социальная компетенция. В педагогических исследованиях отмечается глубинная связь социальных компетенций с ценностными ориентациями личности - носителя компетенции. Так, О.Л. Жук пишет: «Социально-личностные компетенции обеспечивают культурно-ценностные ориентации личности, принятие общечеловеческих, идеологических, нравственных ценностей и норм общества и государства и готовность следовать им» [4, с. 101]. Особые возможности для включения студентов в педагогическое взаимодействие, развивающее мотивацию и умения диалогичного восприятия личности в решении профессиональных вопросов, нам видятся в профессионально ориентированных педагогических ситуациях сопереживания (Н.П. Фетискин), благодаря наличию в них своеобразного элемента эмоционального «заражения», что при умелом управлении этим процессом со стороны преподавателя способствует ценностно-эмоциональному обогащению, своего рода «подпитке» участников контакта, обусловливая возникновение осознанного стремления решать профессиональные вопросы в обращении к диалогичным способам построения общения [5].

Процесс оптимизации мотивационной направленности развития личности студентов будет более эффективным, если в ходе диалогического взаимодействия разрешение ситуативно-спланированных конфликтных ситуаций будет носить дискуссионный характер, основанный на принципах уважения права

каждого на собственное мнение. Для развития мотивационной направленности на курсе «Деловой иностранный язык» мы видим необходимым включение студентов в ситуации, позволяющие апробировать технологии построения диалогичных отношений в их будущей профессиональной деятельности; провести сравнительный анализ; развить навык аргументирования собственного выбора, отстаивания позиции в профессионально-ориентированном диалоге. Именно такой подход позволяет расширить опыт разрешения студентами тех социально-конфликтных ситуаций, которые проявляются в их будущей профессиональной деятельности.

Важнейшим условием выявления уровня развития мотивационной составляющей активности студентов является исследование их межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации. К сожалению, давая оценку предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации, мы фиксируем тот факт, что в процессе конфликта в студенческой среде рождается не истина, а «враги». Другими словами, если конфликтная ситуация в процессе межличностного взаимодействия «закипает», то истина «испаряется». В этом мы убедились, взяв за основу тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса [6]. Согласно убеждениям К. Томаса, людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. В связи с этим, К. Томасом была предложена двухмерная модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. На основе этой модели К. Томас выделил 5 способов регулирования (конфликтов): конкуренция, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. Анализ полученных результатов позволяет оценить степень выраженности у студентов тенденций к проявлению в конфликтных ситуациях соответствующих форм поведения (рисунок 1).

Результаты позволяют нам сделать вывод, что 29 % респондентов предпочитают в качествестратегической линииповеде-ния в конфликтной ситуации соперничество. Такие студенты, как правило, аетивны,цетеустремлённые, предпочичаюердзрешрть конфликты собственными силами. Они не стремятся к диалогическому сотрудничеству с окружающими, не считаются с их интepовaми, пдеследуя сотвтвчнныецени. твиолвзуе волевыв качества, они принуждают других принимать необходимые для не-ореыовия. Со-ласиовловедСноомр нысжированою.вторым по частоте встречаемости является стиль избегания конфликта (С4 %),кчгдаатуденсркл о нявтсяетегырезсршени я,не отлте-ивая свои интересы и права и не стремясь к сотрудничеству в целяхннзптшрнвя кoвфеизта.Ыез19% ятунлнтовхарлкчерным является стиль приспособления, означающий отвергание собственных интересов ради другого студента, не считая проблему с^щентвеннвй двзребя.

На четвёртом месте (17 %) оказались студенты, предпочи-тaюLциввуoн%сиктнo%cивyaсриетилп компвомисрно гвпоре-дения. Такие студенты готовы в некоторой степени поступиться coентнeнтнщй инлерряалв, нриСеыяквзаюеным рcлyпкнщ. В результате достигается временное соглашение, но причины кон-фликра не ны"тнвяютcл,

К сожалению, самую малочисленную группу (11 %) составляют студенты, которые стремятся к сотрудничеству, не забывают о своих интересах, но при этом учитывают и интересы другой стороны. Для разрешения конфликта такие студенты стимулируют себя и других людей к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке конструктивных путей перехода деструктивного конфликта в конструктивное русло. Полученные с помощью теста К. Томаса результаты указывают на пассивный процесс адаптации большинства студентов в окружающей их среде. Вместе с тем наши наблюдения показывают, что «опыт роста» студентов в преодолении и профилактике конфликтных ситуаций будет наращиваться, если студент открыт новому опыту. При этом такая открытость должна быть свойственна как студенту, так и преподавателю. Для адекватного оценочного понимания сущности конфликтных ситуаций в студенческой среде при изучении дисциплин «Иностранный язык в деловых отношениях», нами достаточно широко применялась проблемная тематическая игра «Путь к успеху» с включением педагогических игровых упражнений, в основе которых лежал принцип межкультурного общения, приобретая навыки социализации и коммуникации из собственных мыслительных операций. «В языковом отношении анализ ситуации в группе, поиск решения и необходимость комментировать свой выбор стимулируют студентов к общению на английском языке, построению вежливых фраз, объяснению ситуации и своего мнения. Происходит актуализация бытовой и деловой английской лексики в диалогической и монологической деятельности, развивается коммуникативная компетенция. Студенты отрабатывают навыки решения проблем по-английски, овладевают лексикой, необходимой для обсуждения условий, обстоятельств, результатов, согласия или несогласия, убеждения, доказывания или объяснения своей позиции на английском. Они учатся прислушиваться к чужому мнению, развивая в себе толерантное отношение к окружающим» [7, с. 313].

Для решения деловых вопросов по телефону нами отбирались ситуации, в которых наиболее ярко востребуются способности будущего специалиста к диалогичному общению, например регулирование вопросов отпуска и заработной платы, приём на работу высококвалифицированного специалиста, обсуждение социальных льгот, выполнение срочного производственного задания. Студенты составляли различные деловые письма с использованием приёмов личного обращения к адресату, демонстрацией понимания, учётом обстоятельств адресата. Важным этапом реализации процесса решения задач стала коллективная рефлексия использованных участниками диалоговых приёмов и средств с фиксацией выводов на ценности диалогичных взаимоотношений и эффективности результата. Студентам предлагалось составить перечень сложных социальных ситуаций, происходящих в их жизни: «Интервьюирование при приеме на работу»; «Ссора с коллегами»; «Конфликт в группе», «Увольнение сотрудника», «Возврат товара», «Разговор с начальником», «Написание объяснительной служебной записки». Концепция международного языкового центра ХГУП направлена на выражение своего мнения и позиционирование себя в обществе, студенты активно проявляют свою позицию при решении конфликта, они не предпочитают избегать его,

соперничество

избегание приспособление компромисс сотрудничество

Рис. 1. Стильповедения студентов в конфликтной ситуации

29

30

25

20

17

15

10

5

0

заглушать, намерены анализировать образцы конфликтных ситуаций в процессе обучения на курсе «Деловой иностранный язык». Задачами программы «международного языкового центра» являются: воспринимать собеседника позитивно, развивать мотивацию к партнёрскому общению, взаимодействовать с собеседниками, умения работать в команде, терпимости и уважения к различным взглядам, разбираться в актуальных проблемах экономической современности, способствовать становлению демократического общества. Стоит также заметить, что студенты ещё не всегда готовы предоставить возможность своим сокурсникам во время деловых ролевых игр самостоятельно решать конфликты, что объясняется нехваткой опыта или тем, что они не уверены в позиции одногруппника, в его способности проявить себя корректно в разрешении искусственной конфликтной ситуации.

Эффективной педагогической формой при реализации мотивационной направленности нами считается проведение заседаний и активная целенаправленная проектная работа в процессе дебатирования в модуле (Pros и Contras), что позволяет наполнить новыми возможностями опыта ценностно-рефлексивного взаимодействия студентов в процессе аргументирования как важного условия развития их личности.

Библиографический список

Таким образом, проведённые исследования позволили сделать сравнительный анализ результатов и выявить позитивную динамику развития мотивации студентов в разрешении конфликтных ситуаций. Обучение на основе «живого» знания способствовало развитию мотивационной направленности личности студента на учёбу, формированию его эмоционально-ценностного отношения к разрешению конфликтных ситуаций, желанию осуществлять процесс профессиональной подготовки на основе современных профессионально-образовательных ценностей. Интерактивные формы обучения способствовали развитию мотивационной направленности студентов посредством социально-значимых ситуаций на основе сопереживания. Дальнейший процесс оптимизации качества подготовки будущих профессионалов возможен там, где востребован компетентный выпускник, отличающийся творческой профессиональной индивидуальностью. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что одной из важнейших задач современных высших учебных заведений становится разработка такого педагогического подхода к вузовскому образованию, при котором первоочередное внимание направлено на то, чтобы прививать студентам умение учиться, быть равноправными партнёрами и участниками образовательного процесса.

1. Остапенко А.Б. Гендерная должностная асимметрия и тендерные предпочтения в высшей школе. Высшее образование сегодня. 2011; 1: 56 - 59.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата). Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0

3. Hessisches Kultusministerium, Bildungsstandards und Inhaltsfelder: Das neue Kerncurriculum für Hessen; Sekundarstufe I - Gymnasium. Moderne Fremdsprachen. 2012, S. 8.

4. Жук О.Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета. Педагогика. 2008; 3: 99 - 105.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. Москва: Издательство института психотерапии, 2002.

6. Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов (на материале общепрофессиональных экономических дисциплин): монография. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2003.

7. Долган А.Г. Подготовка дальневосточных студентов к деловому взаимодействию в процессе решения проблемных языковых ситуаций. Совершенствование механизмов развития инновационной экономики России и её дальневосточных территорий: сборник статей по материалам международной научно-практической заочной конференции 21 ноября 2014 года. Отв. за выпуск Т.С. Бойко, Н.С. Фролова. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014: 311 - 319.

References

1. Ostapenko A.B. Gendernaya dolzhnostnaya asimmetriya i gendernye predpochteniya v vysshej shkole. Vysshee obrazovanie segodnya. 2011; 1: 56 - 59.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.01 «'Ekonomika» (uroven' bakalavriata). Available at: http://xn--80abuqiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0

3. Hessisches Kultusministerium, Bildungsstandards und Inhaltsfelder: Das neue Kerncurriculum für Hessen; Sekundarstufe I - Gymnasium. Moderne Fremdsprachen. 2012, S. 8.

4. Zhuk O.L. Belarus': kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskoj podgotovke studentov universiteta. Pedagogika. 2008; 3: 99 - 105.

5. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo instituta psihoterapii, 2002.

6. Strel'cova E.A. Dialogovaya interpretaciya znaniya kak sredstvo vospitaniya tolerantnosti u studentov (na materiale obscheprofessional'nyh 'ekonomicheskih disciplin): monografiya. Volgograd: Izdatel'stvo VGIPK RO, 2003.

7. Dolgan A.G. Podgotovka dal'nevostochnyh studentov k delovomu vzaimodejstviyu v processe resheniya problemnyh yazykovyh situacij. Sovershenstvovanie mehanizmov razvitiya innovacionnoj 'ekonomiki Rossii i ee dal'nevostochnyh territorij: sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii 21 noyabrya 2014 goda. Otv. za vypusk T.S. Bojko, N.S. Frolova. Habarovsk: RIC HGA'EP, 2014: 311 - 319.

Статья поступила в редакцию 20.01.16

УДК 378.126:025.4

Bogomazov S.V., postgraduate, teacher, Siberian State Technological University (Krasnoyarsk, Russia),

E-mail: nekanyaka@gmail.com

THE INFORMATION-SEARCH ACTIVITY OF A BACHELOR STUDENT: THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS. The paper discusses importance of information-search activity in the information society, which is a new type of the modern society and logical evolution of the post-industrial society. Primacy of the scientific information in the production of goods and services is characteristic of the information society, as well as the openness of this information and its general availability, carried out with the help of telecommunication technologies. On this basis, the author concludes that for a real professional as a full member of the information society the activity, related with the search, analysis and transformation of new information, is one of leading activities. This activity is understood by specialists as work targeted at the search of information, and its study is seen as one of the important directions of the modern science.

Keywords: information search, information-search activity, information society.

С.В. Богомазов, аспирант, преподаватель Сибирского Государственного Технологического Университета,

г. Красноярск, E-mail: nekanyaka@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.