тельных учреждений содержательного взаимодействия с другими институтами государства и общества; педагогическую компетентность их согласованной деятельности; личностную и социальную направленность исправительно-воспитательной работы с женщинами-преступницами; гуманизацию и демократизацию их взаимоотношений в исправительных учреждениях, дифференциацию содержания и технологий социальнопедагогического содействия женщинам-преступницам; доступность трудовой, образовательной, культурно-спортивной и других видов позитивно направленной деятельности в целях адаптации женщин-преступниц; использование социальнопедагогических технологий в управлении деятельностью исправительного учреждения как субъекта государственнообщественной системы.
Современная модель деятельности исправительного учреждения, ориентированная на социально-педагогическое содействие женщинам-преступницам, носит прогностический характер, находится в стадии формирования и включает: качественные изменения в содержании деятельности исправительного учреждения с ориентацией на гуманизацию отношений в его социуме, а также в механизме и технологиях социальнопедагогического содействия женщинам-преступницам в решении их жизненно-важных проблем на основе дифференцированных программ, индивидуального планирования и обеспечения психолого-педагогического сопровождения жизнедеятельности женщин-преступниц как в условиях исправительного учреждения, так и после исполнения наказания; формирование социально-педагогической компетентности ведущих категорий специалистов пенитенциарной системы [5].
Библиографический список
1. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.
2. Белослудцев, В.И. Содержание воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: сб. науч.тр. - М.: НИИ МВД РФ, 1995.
3. Ветошкин, С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: Учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург, 1999.
4. Алферов, Ю.А. пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. - М.: РИПК МВД РФ, 1996.
5. Ветошкин, С. А. Оптимизация воспитательного процесса в исправительной колонии // Преступление и наказание. - 1999. - № 8.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М., 1990.
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 37.037
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Д.Е. Рубахин, заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДОД «ДЮСШ «Центр спортивной подготовки «Юбилейный», E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В статье поднимается проблема снижения интереса учащихся к физической культуре, обосновывается необходимость раскрытия внутренних резервов личности ученика, а именно - его мотивации. Автором представлены модель и реализующая её технология формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой.
Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная готовность, старший школьный возраст, физическая культура.
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих учёных и учителей-новаторов, по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах. Наибольшую озабоченность вызывает снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и другим формам физкультурно-спортивной деятельности, что не способствует созданию предпосылок непрерывного физического совершенствования и овладения способами творческого применения полученных знаний на практике. Вследствие этого возникла необходимость в создании условий для формирования физической культуры учащихся, выступающей составной частью его общей культуры и являющейся важнейшей качественной характеристикой развития личности, способом и мерой реализации её сущностных сил и способностей.
Наиболее перспективным направлением разработки этой проблемы выступает исследование внутренних резервов активности личности ученика как субъекта учебной деятельности. Одним из основных источников активности личности является мотивация, придающая процессу физического воспитания деятельную направленность и субъективно значимую ценность. В этой связи формирование физической культуры ученика - это, прежде всего, проблема формирования мотивационной готовности к занятиям ею. Анализ педагогического процесса в школе показывает, что наиболее уязвимым в этой связи выступает положительное отношение школьников к
физической культуре. Негативные явления в данной сфере сохраняют устойчивую тенденцию и находят выражение в различии между декларативным и реальным отношением школьников к физической культуре, что, в свою очередь, отражается на состоянии их здоровья, физического развития, ценностных ориентациях, заботе о физическом и психическом благополучии и др.
Психологические и физические качества старшеклассника взаимосвязаны и интегрированы в единой личности, ядром которой служит мотивационная сфера, представляющая собой сложную взаимосвязанную систему стремлений и побуждений. Одной из жизненно важных для подростков 14-16 лет является потребность в движении, физической нагрузке, играх и развлечениях, обусловленная изменениями физической и психической конституции детей.
Вопросы формирования мотивации деятельности были предметом анализа Л.И. Божович, А.Г. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Вместе с тем формирование мотивационной готовности школьников к занятиям физической культурой является одним из малоизученных вопросов в современной психолого-педагогической науке. Так, например, отсутствует единый научно обоснованный подход к диагностике уровня сформированности мотивационной готовности учащихся старших классов к занятиям физической культурой. Лишь косвенно он получил отражение в работах В. А. Бауэра,
В. К. Бальсевича, М.Я. Виленского, А.П. Внукова, Е.П. Ильина, Е.Н. Кутепова, Л.И. Лубышевой и др.
Существенная роль в развитии личности принадлежит воспитанию физической культуры, выступающей составной частью общей культуры человека. Физическая культура личности - это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определённым уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационной ориентации и социальнодуховных ценностей, приобретенных в результате воспитания. В основе понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности лежат общепедагогические и психологические подходы, связанные с ними вопросы социализации личности, движущие силы деятельности, творчества и развития в целом. Рассматривая физическую культуру как специфическую сферу деятельности, специалисты большинства наук связывают её с изучением человека, указывают на возможность эффективного использования системы средств, форм и методов физической культуры в длительном процессе личностного становления и развития человека.
Ряд исследователей подчёркивают значимость старшего школьного возраста для развития личности человека. Именно здесь находится содержательная доминанта процесса освоения физической культуры. Анализ научно-исследовательской литературы и данных собственных наблюдений показывает, что в последние годы существенно снижен интерес школьников к физической культуре, утрачен мотивационный аспект данного понятия. Среди причин, обусловивших проблемность ситуации, необходимо выделить следующие: искажённый взгляд на физическую культуру, её общественную и личностную ценность; недостаточность знаний о роли физической культуры в формировании личности; малая эффективность пропаганды здорового образа жизни; низкая значимость физической культуры в иерархии мотивов личности школьника, где преобладают утилитарность и развлечения.
Результативность школьного учебно-воспитательного процесса в области физической культуры в значительной мере зависит от того, насколько активно и сознательно школьники участвуют в нём, от уровня их мотивационной готовности к занятиям физической культурой. При этом под мотивационной готовностью подразумевается стержневое, направляющее образование в динамической и целостной структуре психологической готовности. В строении мотивационной готовности выделяются психоэмоциональный, когнитивный, двигательный, рефлексивный компоненты.
Формирование мотивационной готовности учащихся старших классов к занятиям физической культурой рассматривается нами как средство воспитания разносторонне развитой личности. Это целенаправленный, многогранный, целостный процесс, обусловленный как совокупностью социальных условий, так и индивидуальных особенностей человека. Содержание мотивационной готовности к занятиям физической культурой отражает конкретные мотивы и ценностные ориентации личности в области физической культуры. Мотивационная готовность учащихся старших классов средних школ к занятиям физической культурой - это и «пусковой механизм», и результат процесса обучения. В качестве «пускового механизма» мотивационная готовность - это проявление всех сторон личности ученика, жажда нового, стремление к лидерству, радость познания, установка на разрешение познавательных противоречий, учебных и бытовых проблем.
Продуктивность процесса формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятиям физической культурой существенно зависит от объёма и глубины знаний в сфере физической культуры, освоения техники базовых способов двигательной деятельности человека, представлений об её биологических и психолого-педагогических основах, личного опыта в данной области (значимость занятий физической
культуры для будущей профессиональной деятельности, выполнения функций отцовства и материнства, подготовки к службе в армии и т. д.).
На основе проведённого научно-педагогического анализа разработана модель формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой, определяющая практическую реализацию совокупности средств, форм и методов обучения, методологические подходы к технологическому решению проблемы исследования, выделяющая принципы формирования и структурные компоненты мотивационной готовности.
Целевой компонент представлен единством генеральной цели, заключающейся в формировании мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой, и раскрывающих её задач. Содержательный компонент определяет специфическую наполненность процесса формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой. Технологический компонент обусловливает отбор средств и методов формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой в соответствии с его целевыми и содержательными установками, а также намечает рациональные пути и оптимальные средства управления. Результативный компонент включает как сам результат (уровень сформи-рованности мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой), так и критерии его достижения: психоэмоциональная восприимчивость; познавательная активность; двигательная культура; рефлексивность.
Констатирующий педагогический эксперимент проводился в период с 2006 г. по 2009 г. среди учащихся старших классов ряда общеобразовательных школ г. Рубцовска. Нас интересовало, как будут отличаться уровни развития компонентов мотивационной готовности к занятию физической культурой у школьников, имеющих различные физическую подготовленность, состояние здоровья, характер отношения к физической культуре, и каков психоэмоциональный настрой на занятиях физической культурой. Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что большинство старших школьников относятся к низкому уровню мотивационной готовности к занятию физической культурой - 55,4 %, средний уровень зафиксирован у 41,8 %, высокий уровень - у 2,8 % школьников. Таким образом, анализ состояния мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой показал преобладание среднего и низкого уровня сформированности.
С целью устранения выявленного недостатка на основе построенной модели разработана технология формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятиям физической культурой. Реализация технологии выступала как длительный и многоплановый процесс, в ходе которого обучение осуществлялось в определённой последовательности. В связи с этим одной из главных задач явилась разработка содержания сменяющих друг друга этапов, под которыми понимаются логически завершённые отрезки педагогического процесса, характеризующиеся соответствующими целевыми установками и предметным содержанием.
Каждый этап реализации технологии соотносился с уровнем сформированности заданного параметра. Таким образом, практическая работа по внедрению технологии предполагала прохождение трёх последовательных и преемственных этапов, хронологически отражающих изменение условий формирования мотивационной готовности учащихся.
Первый этап технологии - подготовительный. Его главная цель: создание благоприятного психоэмоционального фона для физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников. На предварительном этапе основная работа, выполнялась независимыми помощниками. Из числа студентов-практикантов физкультурного отделения Рубцовского педагогического колледжа подготавливались лекторы для школ. В
перечень задач их педагогической практики включалась следующая: прочитать ученикам старших классов лекции на темы «Роль и место физической культуры в жизни современной молодёжи», «Физическая культура как часть общей культуры человека», «Физическая культура как средство повышения качества жизни». В рамках преподавания учебного предмета «Физическая культура» реализовывался вводный материал лекционного курса, направленного на показ привлекательности занятий физической культурой для учащихся, на стимуляцию процессов эмоционального сопереживания. Для этого использовались средства, формы и методы, преимущественно раскрывающие внешнюю атрибутику физкультурноспортивной деятельности.
Наиболее ёмкий, важный и ответственный этап реализации экспериментальной технологии - основной. Дальнейшее личностное развитие старшеклассников обусловливалось теми мотивационными установками, специальными знаниями и практическими навыками и умениями, которые были сформированы в предшествующий период. Главная цель данного этапа - стимулирование познавательной активности учащихся и формирование культуры движений. Тематика реализуемого лекционного курса была направлена на повышение уровня осведомлённости учащихся в теоретических и практических вопросах физической культуры (исторический, валеологиче-ский, спортивный, профессионально-прикладной, методический аспекты). С целью актуализации полученных знаний проводились конференции различного уровня по проблемам физической культуры с привлечением старшеклассников. Существенная роль на данном этапе принадлежала организации секционной работы, что позволяло решать задачу повышения уровня функциональной и технической готовности старшеклассников.
Третий этап технологии - заключительный. Цель - оценка результатов и коррекция процесса формирования мотивационной готовности старшеклассников к занятию физической культурой. На данном этапе осуществлялась регулярная диагностика и самодиагностика состояния мотивационной готовности. Полученные результаты подвергались анализу, что позволяло своевременно выявлять и локализировать текущие проблемы, вносить устраняющие их изменения. Особое внимание уделялось развитию активной рефлексивной позиции учащихся, создающей условия для принятия и осмысления роли физической культуры для достигнутых результатов.
Подобная логика внедренческой работы дала возможность сосредоточить усилия на периоде личностного развития старшеклассников, отличающемся их особой восприимчивостью к педагогическому воздействию. Продолжительность технологии дала возможность эффективного управления, регулярной диагностики, анализа промежуточных результатов и текущей коррекции.
Основная часть опытно-экспериментальной работы проводилась на базе школы-гимназии № 3 г. Рубцовска. Кроме того, в эксперименте приняли участие студенты «Рубцовского педагогического колледжа» и тренерско-преподавательский состав детско-юношеских спортивных школ города: ДЮСШ № 2, ДЮСШ «Центр спортивной подготовки «Юбилейный», ДЮСШ «Рубцовск».
Методика опытной работы подчинена логике параллельного эксперимента. В начале учебного года поток школьников условно делился на контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа, обучалась традиционно, то есть без целенаправленного создания каких-либо условий для формирования мотивационной готовности к занятиям физической культурой. Учебный процесс экспериментальной группы дополнялся средствами, формами и методами внедряемой технологии. Перед началом эксперимента снимались исходные показатели по избранным критериям. Далее с помощью методов математической статистики определялась однородность опытных групп. В конце эксперимента проводилось итоговое
тестирование, результаты которого также обрабатывались и подвергались анализу. Если различия оказывались статистически достоверными, то эффективность экспериментальной технологии подтверждалась. При отсутствии статистической достоверности делался вывод о спонтанном характере произошедших изменений.
Изучение результатов итогового тестирования выявило улучшения в опытных группах. Школьники экспериментальной группы реализовывали мотивационный потенциал на занятиях физической культурой. Личностная позиция школьников была ориентирована на осознание необходимости занятий физической культурой. Учащиеся принимали активное участие в многообразии видов спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности. Школьники экспериментальной группы легко привыкали к новым требованиям и содержанию обучения, приспосабливаясь к социальным отношениям в классе, быстро реагировали на изменения внутренних и внешних условий физкультурной деятельности. Они понимали сущность и функции самоконтроля, самооценки мотивационной готовности, применяли эти знания на занятиях по физической культуре. Текущий уровень мотивационной готовности подвергался осмыслению и анализу, что позволяло находить резервы саморазвития. Будущие выпускники планомерно определяли у себя уровень мотивационной готовности к занятиям физической культурой, производили его коррекцию в зависимости от характера оценки, сравнивали её с аналогичными показателями у одноклассников и анализировали результаты сравнения.
В контрольной группе школьники начинали реализовывать мотивационный потенциал на занятиях физической культурой лишь к моменту окончания наблюдений. Учащиеся в целом осознавали необходимость мотивационной готовности к занятию физической культурой, но это не получало адекватного практического воплощения. Школьникам контрольной группы было сложно привыкать к новым требованиям на занятиях физической культурой, они несвоевременно реагировали на изменения внутренних и внешних условий обучения, что предопределяло затруднения в учебном процессе. Старшеклассники редко применяли самоконтроль мотивационной готовности на занятиях по физической культуре, слабо владели методикой определения уровня её сформированности.
Таким образом, качественный анализ результатов эксперимента даёт основания для вывода о том, что процесс формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой происходил как в контрольной, так и в экспериментальной группах, однако скорость его протекания и получаемый эффект существенно выше в экспериментальной группе, где реализована разработанная технология.
Количественный анализ результатов экспериментальной работы также показал, что к моменту окончания эксперимента в опытных группах наблюдалось значительное повышение уровня сформированности мотивационной готовности к занятию физической культурой. Однако, во всех случаях итогового сравнения отмечено заметное превосходство экспериментальной группы над контрольной. Так, в конце часть учащихся экспериментальной группы (18,4 %) имели высокий уровень сформированности мотивационной готовности, а в контрольной группе зафиксировано существенно меньшее значение (9,1 %). В отношении среднего уровня справедливо обратное утверждение, т. е. количество школьников с данным уровнем в экспериментальной группе (63,5 %) превосходило количество школьников в контрольной группе (40,2 %). По низкому уровню наблюдалось ощутимое превосходство школьников экспериментальной группы.
Завершая исследование проблемы формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой и анализ результатов опытноэкспериментальной работы, констатируем доказанность эф-
фективности внедрения разработанных модели и технологии, что даёт основание для следующих выводов:
1. Формирование мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой представляет собой процесс целостного и взаимосвязанного развития её структурных компонентов: психоэмоционального (создание благоприятного эмоционального фона на занятиях физической культурой), когнитивного (осознание учащимися личной и социальной значимости физической культуры), двигательного (приобретение практических умений и навыков в сфере физической культуры), рефлексивного (анализ, оценка и коррекция результатов физкультурно-спортивной деятельности).
2. Анализ традиционной системы физического воспитания в общеобразовательной школе показал недостаточную ориентацию на формирование у учащихся старших классов мотивационной готовности к занятию физической культурой. Работа в данном направлении ведётся нерегулярно и бессистемно. Мотивационная готовность учащихся старших классов к занятиям физической культурой - результат длительной, специально организованной работы учителей физической культуры, тренеров ДЮСШ, научно-педагогических кадров. Для достижения данного результата традиционная система физического воспитания в школе должна быть скорректирована с учётом необходимости решения задачи формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой.
3. Теоретически разработаны, методологически обоснованы и практически апробированы модель и технология формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой, направленные на взаимосвязанное развитие структурных компонентов мотивационной готовности, а также создающие благоприятный эмоциональный фон физкультурно-спортивной деятельности, стимулирующие познавательную активность учащихся, воспитывающие культуру движений, позволяющие оценивать и корректировать данные процессы.
4. Разработаны критерии сформированности мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой, которые раскрываются через ряд показате-Статья поступила в редакцию 01.09.10
лей: психоэмоциональная восприимчивость («САН», самооценка эмоциональных состояний, шкала дифференциальных эмоций); познавательная активность (оперативное мышление, понимание аналогии, незаконченное предложение, незаконченное упражнение, направленность личности, способность к обобщению, логическое мышление, способность к нахождению закономерностей, пластичность - ригидность); двигательная культура (динамометрия, прыжок в длину с места, прыжок в высоту с места, поднимание туловища из положения лёжа на спине, вис на согнутых руках, теппинг-тест, бег 100 м, наклон вперёд, наклон назад, прыжок в длину с места спиной вперёд); рефлексивность (осознание необходимости ведения ЗОЖ, осведомлённость в области физической культуры, осознание собственных физических возможностей, осознание уровня развития физических качеств, заинтересованность в физкультурной деятельности, степень овладения средствами и методами физкультурной деятельности, значимость общения в процессе физкультурной деятельности, личностный дифференциал).
5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эф-
фективность реализованных модели и технологии формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой. По окончании эксперимента зафиксировано статистически значимое (р<0,05) превосходство школьников экспериментальных групп над школьниками контрольных групп по всем используемым критериям. Т. е., доказано, что наблюдаемая положительная динамика в экспериментальных группах является результатом реализации модели и технологии формирования мотивационной готовности старших школьников к занятиям физической культурой.
В качестве перспективы дальнейших научных изысканий правомерно выделить следующие направления: разработка педагогической системы, направленной на физическое развитие учащихся старших классов и программно-методического обеспечения этого процесса; разработка проблемы подготовки преподавателей общеобразовательных школ к формированию мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой.
УДК 373.1.02: 372.8
О.М. Крайник, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СФОРМИРОВАННОСТЬ ТЕКСТОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)
В статье предпринята попытка оценить уровень сформированности текстовых знаний и умений учащихся общеобразовательных школ на основе анализа информации, полученной в период проведения Единого государственного экзамена в Алтайском крае в 2010 году. Рассматриваются типичные ошибки и недочёты выпускников, даются методические рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: текст, текстовые умения, речевое произведение, речевая практика, текстовая информация.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) становится одним из элементов объективной независимой системы оценки качества образования в России. В последние годы всё чаще встаёт вопрос о низком уровне культуры речевого общения, особенно среди молодёжи. Практикующие учителя справедливо замечают, что речь учеников часто бессвязна, невыразительна, логически непоследовательна, изобилует стилистическими и речевыми ошибками, порой откровенно груба. А ведь это поколение, за которым не только наше будущее, но и будущее всей страны. Именно речевая практика есть средство создания внутреннего мира подростка, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность лично-
сти, жизненное самоопределение. В этом плане текст как явление речевой культуры выступает и как результат первичной коммуникативной деятельности, и как объект вторичной коммуникативной деятельности, что определяет востребованность новых методических приёмов в обучении на основе текстовой деятельности и с ориентацией на неё.
Комплексный характер экзаменационной работы по русскому языку Единого государственного экзамена позволяет проверить и оценить уровень сформированности текстовых знаний и умений учащихся общеобразовательных учебных заведений, а анализ работ учащихся - выявить наиболее ти-