УДК 34.9
Г.Г. Ханцева, канд. пед.наук, доц. кафедры «Гуманитарные дисциплины», Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск,
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ЖЕНЩИНАМ-ПРЕСТУПНИЦАМ В РЕШЕНИИ ИХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ
В работе описаны современные теоретические основы социально-педагогического содействия женщинам-преступницам в процессе их адаптации и ресоциализации в местах лишения свободы, и после освобождения.
Ключевые слова: социально-педагогическое содействие, уголовно-исполнительная система, защита общественной безопасности, социально одобренные формы поведения.
Экономические и социальные преобразования в российском обществе вызвали не только позитивные сдвиги в жизни страны, но и обострили целый ряд «старых» проблем. В настоящее время в тюрьмах и колониях России содержится около 65 тысяч женщин, что составляет более 5% всего тюремного населения (примерно из 920 тысяч человек). Всего в России проживает 78,6 миллионов женщин - это 53,1% населения РФ. На 100 тысяч женского населения приходится примерно 80 женщин, лишенных свободы.
В последнее время преступления, совершаемые женщинами, привлекают пристальное внимание, как ученых, так и практических работников. Обстоятельное их изучение показывает, что проблема женской преступности не так проста, как кажется на первый взгляд. Среди особо опасных тенденций современного женского криминального поведения выделяются такие, как интенсивный рост тяжких деяний, устойчивый удельный вес рецидивных преступлений, снижение возраста (омоложение) преступниц и, вместе с тем, увеличение количества женщин пожилого и старческого возраста, а также инвалидов среди осужденных. Жестокость, насильственные способы разрешения конфликтных ситуаций, продуманность преступных актов стали характерными признаками многих преступлений, совершаемых женщинами [1].
При этом удельный вес женской части преступности последовательно растет. Так, по данным Главного информационного Центра МВД России, если в 1991 г. доля женщин, совершивших преступления составляла 10,6 % в общей массе зарегистрированных преступников, то в 1998 г. - 14,7 %, в 1999 г. - 15,2 %, в 2000 г. - 16,3 %, в 2001 г. -17,0%, в 2002 г. -17,8%, в 2003г -18%, в 2004- 18,2%.
Преступность женщин связана с расширением их участия во всех сферах свободной рыночной экономики (в сфере предпринимательства, коммерческой деятельности и т. д.), с существенным ослаблением социальных институтов и в первую очередь семьи, с возросшей напряженностью и тревогами людей, нарастанием конфликтности и враждебности в обществе, ростом алкоголизации и наркотизации населения и т. д.
Причины преступного поведения женщин, как и всей преступности, связаны с конкретными историческими условиями жизни общества. В настоящее время в различных отраслях экономики продолжают широко использовать женский труд на тяжелой и малоквалифицированной, и низкооплачиваемой работе. Многие женщины в стремлении хоть как-то обеспечить материально себя и свою семью соглашаются выполнять любые работы. Между тем тяжелая, не престижная работа огрубляет женщин, лишает их женственности [2].
Особенно неблагополучно положение женщин молодого возраста из малообеспеченных семей. Для этой категории лиц по существу закрыт доступ ко многим привлекающим их внимание ценностям, в том числе и материальным. У многих из них развивается чувство зависти, ущемленности и неполноценности. Это, как показывает практика, часто толкает их
на совершение преступлений, особенно корыстной направленности, занятие проституцией.
Женская преступность оказывает самое отрицательное влияние на общество, затрагивает широкий спектр явлений социальной жизни, адекватно влияя на динамику всей преступности. Пагубность последствий женской преступности очевидна:
- нарушается правильное функционирование, а иногда и совсем прекращается семьи как ячейки общества;
- значительный ущерб наносится детям, а реальное воздействие воспитательной функции оказывается практически негативным;
- моральный климат в семье, где женщина ведет преступный образ жизни, оказывается для несовершеннолетних много опаснее, чем там, где преступник отец;
- постпенитенциарная социальная адаптация женщин, осужденных к лишению свободы, включение ее в сферу семьи, быта, в трудовую деятельность происходит значительно труднее, чем у мужчин.
Современная женская преступность в России дублирует многие элементы общеуголовной преступности в целом. Последняя, в свою очередь, отягощена такими опасными признаками, как жестокость, агрессивность, высокая доля тяжких деяний (более 65 %), насильственный характер большей массы преступлений, корыстная мотивация посягательств. Интенсивен рост тяжких деяний, совершаемых женщинами. Среди новых видов преступного насилия, используемого женщинами, следует выделить киллерство (профессиональное убийство) - убийство по заказу.
Изменилась и качественная характеристика совершаемых преступницами корыстных деяний. За последнее десятилетие почти втрое возросло число грабежей, разбоев и вымогательств, совершенных женщинами, и вдвое — количество случаев умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества.
В обществе остро назрела необходимость организации социального воспитания с самого раннего возраста сознательных и правопослушных граждан, обладающих достойным уровнем образования и культуры. Только воспитанные люди с социально ценными качествами способны создать и сохранить в государстве экономические ресурсы, патриотическое самосознание, заботу о подрастающем поколении и многое другое, без чего не могут существовать правовое демократическое государство и гражданское общество, с другой стороны, в стране должен повышаться социальный престиж именно таких граждан.
Воспитательное воздействие должно осуществляться не только в семье и школе, но и во всех образовательных учреждениях, трудовых коллективах, пенитенциарных учреждениях, на которые уголовно-исполнительным законодательством возложена функция исправления, т.е. устранения воспитательных пробелов, которые и лежат в основе каждого преступления.
Социализация личности путем образовательновоспитательной деятельности представляется наиболее эффективным и оптимальным направлением в государственной социальной политике, и технологическое решение указанной проблемы состоит в создании государственной социальнопедагогической системы, в которую должны входить все институты и органы государственной власти, средства массовой информации, правоохранительная система и система образовательно-воспитательных учреждений. Только подчинив воспитательным целям деятельность всех государственных и общественных структур, можно добиться прогресса в общественных отношениях и успешно решать любые государственные задачи [3].
Пенитенциарное учреждение должно занять свою нишу в качестве подсистемы государственной социальнопедагогической системы, призванной оказывать воспитательное воздействие на граждан в целях обеспечения их правопослушного поведения, являющегося важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества и государства.
Современной уголовно-исполнительной политике Российской Федерации предшествовал длительный эволюционный путь от откровенно карательной и репрессивной политики на основе классовых подходов до цивилизованной, основанной на общечеловеческих ценностях, признанных в современном мире.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ, принятом в 1997 году, основной целью пенитенциарной системы провозглашено исправление осуждённых. Это создает необходимые правовые предпосылки для усовершенствования социальнопедагогической деятельности в колониях и развития соответствующих областей педагогических знаний, в частности пенитенциарной педагогики, учитывающей специфику объекта деятельности - осужденные и условия, в которых они находятся - пенитенциарные учреждения [4].
Отсюда актуальность исследования преступности женщин как криминологической проблемы обусловлена целым рядом социальных, экономических и педагогических факторов.
Социальные факторы определяются ролью пенитенциарных учреждений в социально-педагогическом содействии женщинам-преступницам в решении их жизненно-важных проблем, в предотвращении рецидивной преступности и повышении общей превенции преступности в государстве, что позволит более эффективно обеспечивать общественную безопасность и тем самым снизить социальную напряженность, связанную с высоким уровнем преступности.
Экономические факторы связаны с финансовыми затратами на содержание женщин-преступниц. Их исправление, снижение рецидивной преступности отражается на уменьшении финансовых затрат не только на содержание осуждённых-рецидивисток, но и на раскрытие преступлений, предварительное следствие, судебные издержки, а также других затрат, связанных с таким социальным явлением, как преступление.
Педагогические факторы обусловлены необходимостью педагогизации пенитенциарной системы, придания ей гуманистической направленности, усовершенствования воспитательно-образовательной работы с женщинами-преступницами.
Ориентация в развитии системы общественных отношений на возрастание социальной активности личности и ее самореализацию, либерализация действующим законодательством социально-правового статуса личности предопределили необходимость социально-педагогического содействия жен-щинам-преступницам в решении их жизненно-важных проблем в условиях учреждений пенитенциарной системы. Это обусловило целесообразность включения в существующую систему содействия широкого арсенала социально-педагогических средств, расширения исправительно-воспитательного потенциала пенитенциарных учреждений, общественного воздействия, активизации личностных возможностей
женщин-преступниц путем специально организованной педагогической работы.
В последние годы в исправительных учреждениях России происходят значительные изменения в сочетании карательноисправительных мер с социально-воспитательными. Проектируются новые варианты организационных структур, ориентированные на гуманизацию отношений в исправительных учреждениях. Формируется новый подход к организации исполнения уголовных наказаний, соответствующий принятым международным нормам и стандартам обращения с заключенными, основанным на гуманизации и демократизации отношений. Однако далеко не всегда осуществляемые преобразования приводят к качественным изменениям, позитивным результатам. Система исправительных учреждений слабо ориентирована на социально-педагогическое содействие женщи-нам-преступницам в решении их жизненно-важных проблем, обеспечение охраны их прав и законных интересов, скоординированное участие в этом процессе всех субъектов государственно-общественной исправительно-воспитательной системы на межведомственной основе.
Отсутствие научного обоснования социально-
педагогического содействия женщинам-преступницам в решении их жизненно-важных проблем в учреждениях пенитенциарной системы сдерживает проведение необходимых преобразований в этой сфере, снижает результативность деятельности исправительных учреждений и, в конечном итоге, препятствует осуществлению определенных законодательством их социально-воспитательных функций.
В настоящее время усиливается внимание педагогической науки к проблеме социально-педагогической направленности деятельности исправительных учреждений пенитенциарной системы. Целостная концепция научно-теоретического обоснования и методического обеспечения социально-педагогического содействия женщинам-преступницам исправительными учреждениями в решении их жизненно-важных проблем, социальной реабилитации и восстановления социальноличностного статуса после освобождения в условиях здорового социума, семьи, социального окружения, а также механизм реализации этого процесса не были предметом специального исследования.
Нами установлено, что процесс социально-педагогического содействия женщинам- преступницам в решении их жизненно-важных проблем предварен педагогическими, экономическими, социальными факторами, посредством формирования у них перспективных жизненных целей, интересов, установок и мотивации поведения в таких сферах жизнедеятельности как семья, образование, межличностное общение, трудовая деятельность, свободное времяпрепровождение; восстановление социально-трудового статуса и утраченных социальных связей после исполнения наказания.
Социально-педагогическое содействие определяется как многоуровневая система педагогически ориентированной социальной работы с женщинами-преступницами, направленная на их ресоциализацию
Социально-педагогическое содействие женщинам-прес-тупницам рассматривается в едином пространстве исправительного учреждения и открытой социальной среды. Ее субъектами выступают: исправительное учреждение с коллективами его структурных подразделений; иные государственные и общественные институты; студенческие волонтерские отряды, семья, властные структуры; педагогические, социальнозащитные, правовые, религиозные, оздоровительные, коммерческие сообщества.
Концепция социально-педагогического содействия жен-щинам-преступницам предусматривает решение их жизненноважных проблем. Условиями эффективности этого процесса рассматриваются: формирование общественного мнения о пенитенциарных учреждениях как составной части гражданского общества; востребованность специалистами исправи-
тельных учреждений содержательного взаимодействия с другими институтами государства и общества; педагогическую компетентность их согласованной деятельности; личностную и социальную направленность исправительно-воспитательной работы с женщинами-преступницами; гуманизацию и демократизацию их взаимоотношений в исправительных учреждениях, дифференциацию содержания и технологий социальнопедагогического содействия женщинам-преступницам; доступность трудовой, образовательной, культурно-спортивной и других видов позитивно направленной деятельности в целях адаптации женщин-преступниц; использование социальнопедагогических технологий в управлении деятельностью исправительного учреждения как субъекта государственнообщественной системы.
Современная модель деятельности исправительного учреждения, ориентированная на социально-педагогическое содействие женщинам-преступницам, носит прогностический характер, находится в стадии формирования и включает: качественные изменения в содержании деятельности исправительного учреждения с ориентацией на гуманизацию отношений в его социуме, а также в механизме и технологиях социальнопедагогического содействия женщинам-преступницам в решении их жизненно-важных проблем на основе дифференцированных программ, индивидуального планирования и обеспечения психолого-педагогического сопровождения жизнедеятельности женщин-преступниц как в условиях исправительного учреждения, так и после исполнения наказания; формирование социально-педагогической компетентности ведущих категорий специалистов пенитенциарной системы [5].
Библиографический список
1. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.
2. Белослудцев, В.И. Содержание воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания: сб. науч.тр. - М.: НИИ МВД РФ, 1995.
3. Ветошкин, С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: Учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург, 1999.
4. Алферов, Ю.А. пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. - М.: РИПК МВД РФ, 1996.
5. Ветошкин, С. А. Оптимизация воспитательного процесса в исправительной колонии // Преступление и наказание. - 1999. - № 8.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М., 1990.
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 37.037
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Д.Е. Рубахин, заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДОД «ДЮСШ «Центр спортивной подготовки «Юбилейный», E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В статье поднимается проблема снижения интереса учащихся к физической культуре, обосновывается необходимость раскрытия внутренних резервов личности ученика, а именно - его мотивации. Автором представлены модель и реализующая её технология формирования мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой.
Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная готовность, старший школьный возраст, физическая культура.
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих учёных и учителей-новаторов, по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах. Наибольшую озабоченность вызывает снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и другим формам физкультурно-спортивной деятельности, что не способствует созданию предпосылок непрерывного физического совершенствования и овладения способами творческого применения полученных знаний на практике. Вследствие этого возникла необходимость в создании условий для формирования физической культуры учащихся, выступающей составной частью его общей культуры и являющейся важнейшей качественной характеристикой развития личности, способом и мерой реализации её сущностных сил и способностей.
Наиболее перспективным направлением разработки этой проблемы выступает исследование внутренних резервов активности личности ученика как субъекта учебной деятельности. Одним из основных источников активности личности является мотивация, придающая процессу физического воспитания деятельную направленность и субъективно значимую ценность. В этой связи формирование физической культуры ученика - это, прежде всего, проблема формирования мотивационной готовности к занятиям ею. Анализ педагогического процесса в школе показывает, что наиболее уязвимым в этой связи выступает положительное отношение школьников к
физической культуре. Негативные явления в данной сфере сохраняют устойчивую тенденцию и находят выражение в различии между декларативным и реальным отношением школьников к физической культуре, что, в свою очередь, отражается на состоянии их здоровья, физического развития, ценностных ориентациях, заботе о физическом и психическом благополучии и др.
Психологические и физические качества старшеклассника взаимосвязаны и интегрированы в единой личности, ядром которой служит мотивационная сфера, представляющая собой сложную взаимосвязанную систему стремлений и побуждений. Одной из жизненно важных для подростков 14-16 лет является потребность в движении, физической нагрузке, играх и развлечениях, обусловленная изменениями физической и психической конституции детей.
Вопросы формирования мотивации деятельности были предметом анализа Л.И. Божович, А.Г. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Вместе с тем формирование мотивационной готовности школьников к занятиям физической культурой является одним из малоизученных вопросов в современной психолого-педагогической науке. Так, например, отсутствует единый научно обоснованный подход к диагностике уровня сформированности мотивационной готовности учащихся старших классов к занятиям физической культурой. Лишь косвенно он получил отражение в работах В. А. Бауэра,