Личностные аспекты формирования мотивационной готовности школьников...
Д.Е.Рубахин
ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В данной статье затрагивается проблема снижения интереса учащихся к занятиям физической культурой. Анализируются результаты проведённых исследований, выявляются причины сложившейся ситуации. Делается вывод о необходимости опоры на личностно значимые мотивы в процессе приобщения школьников к физкультурно-спортивной деятельности.
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, не. смотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих учёных и учителей-новаторов, по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубы-шева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонысин и др.). Особого внимания заслуживает её аспект, касающийся снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности (М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов и др.). Данное обстоятельство осложняет создание предпосылок непрерывного физического совершенствования, овладения способами творческого применения полученных знаний в своей жизни (В.К. Бальсе-вич, Ю.Н. Вавилов и др.). Вследствие этого возникла необходимость в организации условий для формирования физической культуры учащихся, выступающей составной частью его общей культуры и являющейся важнейшей качественной характеристикой личностного развития, способом и мерой реализации её сущностных сил и способностей.
Наиболее продуктивным подходом к разработке этой проблемы является исследование внутренних резервов активности личности старшеклассника как субъекта учебной деятельности. Одним из основных источников активности личности является мотивация, придающая процессу физического воспитания деятельную направленность и субъективно значимую ценность. В этой связи формирование физической культуры ученика - это, прежде всего, проблема воспитания мотивационно-ценностного отношения к ней. Анализ учебно-воспитательного процесса в школе показывает, что наиболее уязвимой сферой является проблема формирования положительного и активного отношения школьников к физической культуре. Негативные явления в данной
сфере сохраняют устойчивую тенденцию, что находит выражение в реальном поведенческом отношении к физической культуре, отражается на состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности старшеклассников, их ценностных ориентациях, заботе о своем физическом и психическом благополучии.
Старший школьный возраст характеризуется существенными переменами в поведении детей в ответ на изменения, произошедшие в их жизни в переходный период. Таким образом, прежде чем перейти к рассмотрению состояния мотива-ционно-ценностного отношения старшеклассников к физической культуре, необходимо предварительно провести анализ особенностей старшего школьного возраста, или, как его иногда называют, ранней юности (15-17 лет). В этом возрасте, как правило, заканчивается половое созревание, выравниваются характерные для подростков физиологические и гормональные дисбалансы [16; 18; 22]. Рост и развитие продолжаются, увеличиваются физическая сила и работоспособность [6; 8]. Основной движущей силой психического развития, как указывает В. А. Крутецкий, становится «противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинает предъявлять школьнику общество, и тем уровнем психического развития, которого он фактически достиг. Противоречие это разрешается путём развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника» [4].
Для анализа особенностей этого возраста используем подход, основанный на изучении семи сфер, описанных О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребе-нюк [2]. Рассмотрим некоторые из них, значимые для нашего исследования. Развитие интеллектуальной сферы старшеклассников тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Объём внимания увеличивается, однако оно становится избира-
© Д.Е. Рубахин, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
443
тельным, зависящим от направленности интересов [3]. Особенности учебной деятельности старших школьников изучали В.В. Давыдов, Ю.А. Самарин. Они отмечают, что продолжается развитие познавательной самостоятельности, идёт овладение умениями искать собственные наиболее рациональные пути решения нестандартных задач [9; 10]. Мотивационная сфера характеризуется чётко выраженной направленностью мотивов и целей, устойчивостью интересов, становлением целеполагания, развитием способности принимать решение. Описывая юношеский возраст, Г.К. Зайцев указывает на следующие доминирующие сознательные потребности: в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении и самоопределении [17].
Анализируя эмоциональную сферу, В.А. Кру-тецкий подчёркивает, что юношеский возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Это возраст молодёжных компаний, стремления к свободе от родительской опеки и контроля. Особенностью такой молодёжной среды является то, что она формируется, как правило, на основе разнообразных досуговых занятий (спорт, музыка, видеопродукция и др.) [7]. По мнению Н.К. Ивановой [8], в последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих микрофакторов формирования образа жизни подрастающих поколений. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, где он получает возможность реализовать себя, ощутить свою значимость. Группы равных объединяет общность образа жизни. И, хотя молодые люди имеют некоторою свободу выбора индивидуального стиля жизни, на них оказывают исключительно большое влияние их сверстники, склоняющие их поступать в соответствии с принятыми в данной группе системами ценностей и стереотипами поведения. В данный период перестраиваются многие прежние отношения подростков к окружающему миру и к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой они начинают самостоятельную жизнь.
Необходимо отметить, что большое влияние на мотивационно-ценностное отношение старших школьников к физической культуре в общекультурном развитии личности оказывают анатомо-физиологические особенности организма, характерные для данного периода. К старшему школь-
ному возрасту относят молодых людей 15-17 лет, обучающихся в 9-11-х классах средней школы. К концу этого периода обычно наступает физическая зрелость, завершается бурный рост и развитие организма, заканчивается половое созревание, становится более гармоничной работа сердечнососудистой системы, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность. Юношеский возраст считается наиболее благоприятным для развития физических качеств. Достижения юношей и девушек в ряде видов спорта не уступают результатам взрослых, а часто и превосходят их.
В юношеском возрасте большая часть школьников побуждается к занятиям мотивами физического самосовершенствования, что объясняется потребностью в поддержании определенного уровня физического развития. Этот уровень продолжает определять статус школьников в ближайшем окружении. Помимо того, из-за большой загруженности учебными заданиями возникает дефицит физической нагрузки, развлечений и игр.
Немаловажное значение имеют мотивы дружеской солидарности: общение со сверстниками на занятиях физической культурой и спортом имеет уже совершенно определенные психологические функции. Во-первых, это особый канал информации, источник дополнительных знаний. Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповые формы занятий, например подвижные и спортивные игры, вырабатывают навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это своеобразный вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает школьникам старшего возраста автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Как показывают исследования [6; 14;, 16], рост взаимного влияния проявляется, прежде всего, в увеличении времени, проводимого старшеклассниками вместе. Их нормы и критерии поведения становятся в некоторых отношениях психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых. Наконец, растет потребность в признании и одобрении со стороны сверстников.
Старшие школьники, уже имеющие определенный стаж занятий физической культурой
Личностные аспекты формирования мотивационной готовности школьников..,
и спортом, отличаются особой мотивацией. Активные тренировки, во-первых, выступают для них как средство совершенствования собственных физкультурно-спортивных умений и навыков, повышения уровня подготовленности. Во-вторых, как средство удовлетворения потребности в «острых ощущениях». В-третьих, как средство идентификации себя со сверстниками, формирования готовности к сопереживанию, состраданию, возникающим в ответ на действия и поступки товарищей.
В юношеском возрасте количество школьников с положительным отношением к занятиям физической культурой и спортом возрастает, повышается их активность и целеустремленность. По критериям степени участия и вовлеченности старшеклассников в физкультурно-спортивную деятельность могут быть приняты следующие отношения: активное, созерцательное, пассивное, а по степени устойчивости - стабильное, непостоянное.
С возрастом потребность в двигательной активности изменяется (Р. А. Ахундов, Д.М. Шептиц-кий). Если у детей 5-7 лет среднесуточный объем основных локомоций составляет, по данным ряда авторов, 7-8 км у мальчиков и 6,5-7,5 км у девочек, то у младших школьников, соответственно, 12 и 8,5 км - в 7 лет, 18,5 и 14,5 км - в 9 лет. Затем суточная активность начинает снижаться и в 1315 лет составляет 12-16 км, а в 10-11 классе - лишь 10-12 км в сутки. Это можно объяснить не только, а может быть, и не столько уменьшением потребности в двигательной активности, сколько режимом учебы [1; 20]. Согласно А.Ц. Пуни мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных групп потребностей: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности [12].
Р.М. Семкин отмечает, что недостаток теоретических знаний значительно снижает уровень их сознательного и активного отношения к занятиям физической культурой. Он утверждает, что каждый школьник должен знать основы здоровья, свои индивидуальные особенности физического развития, владеть «азбукой закаливания». В то же время учитель по физической культуре обязан дать школьникам знания основ здоровья, а также сделать все возможное, чтобы они следовали им не только в период обучения в школе, но и всю свою жизнь [14].
По данным многих авторов [10; 19; 20], абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. В старших классах число таких учащихся достигает 80-90%. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом, «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не становится убеждением, не превращается в мотив действия [15; 19; 21].
По обобщенным данным, причинами снижения активности школьников являются: неудовлетворенность результатами занятий (32,5%), неустойчивость физкультурно-спортивных интересов (25,4%), нерегулярность и эпизодичность занятий (18,6%), дефицит свободного времени (29,4%), переутомление, перетренировки, травмы, болезни (15,6%), несоответствие уровня притязаний возможностям (14,9%), отсутствие необходимых условий для занятий (9,4%), конфликтность в сфере межличностных отношений (16,8%), трудности материального и морального порядка (5,1%), интимные чувства (2,4%) [13].
В результате проведенного нами учащихся 911 классов г. Рубцовска установлено, что 56% учащихся занимаются физической культурой только на двух школьных уроках в неделю, 15% учащихся помимо уроков физической культуры, занимаются самостоятельной физической подготовкой, 22% посещают спортивные секции и 7% старшеклассников остаются вообще не вовлечёнными в процесс физического воспитания в силу различных причин физиологического и социального характера.
В процессе проведения опроса, выявлено, что полную удовлетворённость от занятий физической культурой испытывает лишь 14% старшеклассников; недостаточную удовлетворённость испытывают 65% старшеклассников и 21% учащихся старших классов выражают неудовлетворённость занятиями. Среди основных причин данной ситуации наиболее часто отмечаются следующие: уроки проходят однообразно и неинтересно; не учитывается уровень физиологических особенностей учащихся при сдаче контрольных нормативов; несоответствие содержания школьной программы интересам учащихся; недостаточная реализация личностного подхода в процессе занятий физической культурой; низкий уровень преподавания.
Таким образом, можно заключить, что отношение к учебным занятиям по физическому вос-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
445
питанию определяется соответствием или несоответствием личностной программы ученика с основными установками учебного процесса, реализуемыми через личность учителя. Показатели физической подготовленности старшеклассников не являются определяющими в мотивах физического самосовершенствования. Активность учащихся, их отношение к физкультурно-спортивной деятельности находятся в зависимости от целей, преследуемых учителями, - именно исходя из их требований формируются и воспитываются мотивы занятий физической культурой старшеклассников, имеющих слабо выраженную потребность в двигательной деятельности. В выборе содержания учебного материала и методике преподавания заложены основные возможности повышения интереса к занятиям. Особое значение имеет образовательная подготовка по физическому воспитанию, которая должна представлять практически полезный и важный для занимающихся учебный материал, содержащий неизвестные ранее сведения. Педагогическое мастерство учителя заключается в умении приводить в движение собственную активность занимающихся, направленную на самосовершенствование, что и рассматривается как объективный показатель качества работы учителя физической культуры.
Библиографический список
1. А шмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М., 1978. - 223 с.
2. ГуменюкН.И., ГончаровВ.Д., Филиппов С.С. Информация в сфере физической культуры. -Киев: Здоровье, 1982. - 112 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
4. Дударов И.Л., Плахтиенко В.А. Как стать сильным, смелым и ловким. - М.: Воениздат, 1975. - С. 67-78.
5. Иващенко А.Я., Страпко И.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. -Киев: Здоровье, 1988. - 160 с.
6. Коробков А.В., Шкурдова В.А., Яковлев Н.Н., Яковлева Б. С. Физическая культура людей разного возраста. - М.: ФиС, 1962. - С. 258-298.
7. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
8. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974. - 233 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Психология образования. - М.: Владос, 1994. - С. 104-111.
10. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
11. Пед. энциклопедия в 4-х т. / Гл. ред., А.И. Богомолов, Ф.И. Петров и др. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - Т. 4. - 469 с.
12. ПуниА.Ц. О теоретических подходах к психологической характеристике личности спортсмена // Теория и практика физкультуры. - 1976. -№3. - С. 58-61.
13. Пятков В.В. Формирование мотивацион-но-ценностного отношения студентов к физической культуре (на материале педвузов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 21 с.
14. Старов М.И. Формирование коллективистских отношений в процессе спортивной деятельности (на примере педагогических институтов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1978. - 16 с.
15. ТрегубоеБ.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи в свободное время // Личность и общество. Ценностные ориентации личности и образ жизни. - Калининград, 1979. - С. 93-94.
16. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972. - С. 95-103.
17. Хедман Р. Спортивная физиология. - М.: ФиС, 1980. - 106 с.
18. Хрущев В. С. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. - М.: Медицина, 1977. - 214 с.
19. Чернова В.Л. О проблеме повышения интереса студентов к занятиям по физическому воспитанию // Научные основы подъема массовости и эффективности физической культуры и спорта / Под ред. Л.А. Пономарева. - Л., 1982. - С. 46-47.
20. Щедрина А.Г. Мотивы физкультурно-спортивной активности учащейся молодежи // Физкультура и спорт как средство формирования активной жизненной позиции. - М., 1983. - С. 53-57.
21. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 211 с.
22. Яковлев К.Н., Коробков А.В., Янанис В.С. Физиологические и биомеханические основы теории и методики спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1960. - С. 181-186.