Калугина Ольга Анатольевна
МОТИВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В статье рассматриваются факторы, положительно влияющие на формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка. Охарактеризована мотивация формирования названной компетентности. Приведены результаты ее исследования, проведенного автором в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/5-1/55.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 5(59): в 3-х ч. Ч. 1. C. 184-186. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/5-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Под КУУД мы понимаем умения осуществлять общение, а именно вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками, понимать и доносить информацию, учитывать позицию и взгляд собеседника, умение работать в коллективе.
4. К видам коммуникативных действий можно отнести: проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками, которое предполагает постановку цели, роли участников, способов сотрудничества; формулирование вопросов учащимися совместно для поиска и сбора необходимой - информации; разрешение возможных конфликтов, которое включает в себя обнаружение проблемы, поиск и оценку различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализацию; регулирование действий партнеров по общению, а именно контроль, коррекцию, оценку действий; умение чётко и грамотно формулировать свои идеи в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами общения согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного языка.
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
3. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального и общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные Государственные образовательные стандарты. Раздел 3. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ psikhologiya/2012/09/06/programma-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-deystviy-u (дата обращения: 23.03.2016).
4. Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf (дата обращения: 17.03.2016).
THE FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN AS A LEADING LEARNING OUTCOME
Drozdova Ol'ga Aleksandrovna
National Research Tomsk Polytechnic University drosdolga@mail. ru
Smirnova Tat'yana Andreevna
Municipal Autonomous Educational Institution - Secondary School № 4, Asino of the Tomsk region
Tanja. smirta@yandex. ru
The article deals with the content of the notion "communicative universal educational activities", the formation of which according to the requirements of Federal State Educational Standards of general education is a leading planned learning outcome in primary school. The authors ground the content of various groups of communicative universal educational activities: communications as interactions, communications as collaborations and communications as interiorizations, consider the components of the structure of communicative universal educational activities and show the aspects where the influence of communicative universal educational activities on the schoolchild's self-development can be observed.
Key words and phrases: personal, regulative, cognitive, communicative universal educational activities; cognitive, axiological, interactive, empirical components.
УДК 378.14
В статье рассматриваются факторы, положительно влияющие на формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка. Охарактеризована мотивация формирования названной компетентности. Приведены результаты ее исследования, проведенного автором в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.
Ключевые слова и фразы: факторы мотивации; иностранный язык в неязыковом вузе; профессионально-коммуникативная компетентность; внутренние и внешние мотивы; лингвистическая уверенность в себе; концепт «возможные Я».
Калугина Ольга Анатольевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации kaluginaruc@mail. ги
МОТИВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
XXI век является веком мультикультурного диалога. Интеграционные процессы в различных сферах политики и экономики, высокий уровень миграции поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания
13.00.00 Педагогические науки
185
его участников. Данные факторы приводят к изменениям квалификационных требований, предъявляемых работодателями и обществом к выпускникам вузов различных профилей и направлений. Формирование поликультурной личности - одна из основных целей современного образования. Возрастает необходимость в пересмотре методов, педагогических условий, образовательных технологий при подготовке квалифицированного работника, конкурентоспособного на мировом рынке труда, способного выполнять производственные функции на уровне мировых стандартов, обладающего высоким уровнем профессионально-коммуникативной компетентности.
Формирование профессионально-комммуникативной компетентности студента неязыкового вуза, компонентами которой являются акмеологическая, дискурсивная, иноязычная, социолингвистическая компетенции [8], - сложная задача как в теоретическом, так и в практическом плане. Основная сложность, с которой мы столкнулись при формировании компонентов профессионально-коммуникативной компетентности, -это наличие мотивационных трудностей.
Основываясь на работах В. Е. Мироновой и А. С. Гейвус [3], Е. Г. Молодых-Нагаевой и Е. А. Чувильской [4], мы определяем мотивацию формирования профессионально-коммуникативной компетентности как стимулирующий элемент, импульс для положительных движущих сил, побуждающих студента осуществлять учебно-познавательную деятельность, развивающих интеллект, мышление, частные компетенции, составляющие профессионально-коммуникативную компетентность, способствующих продуктивному планированию деятельности, ожидаемых результатов, сроков выполнения заданий и этапов работы, предполагающих интеракцию, ориентирующих на достижение высокого уровня сформированности названной компетентности.
Нами было проведено исследование активизации и поддержания на высоком уровне мотивации студентов в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетентности. В нем приняли участие 50 студентов второго курса направления подготовки «Экономика», которые обучаются по профилю «Международные финансы». В начале исследования мы определили уровень мотивации на тот момент, следующие этапы исследования включали мониторинг ее динамики в процессе использования разнообразных форм и методов обучения иностранному языку.
В целях диагностики и определения направленности развития мотивации в ходе формирования у студентов профессионально-коммуникативной компетентности при изучении дисциплины «Иностранный язык» применялись тестирование, анкетирование и ранжирование. Для изучения мотивации использовалась модифицированная методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в интерпретации А. Реана. За основу принята концепция внутренней и внешней мотивации.
Внутренние и внешние мотивы первоначально учитывались при исследовании причин, вызывающих мотивацию в разнообразных контекстах. Инициатива заложена во внутренней мотивации (личностное побуждение индивида). Мотивация носит скрытый характер и выражается в признании, самоопределении. Также различают явную мотивацию (осознаваемую), связанную, например, с ориентацией на формирование компетентности, на карьеру, на приобретение связей и т.д. Внешняя мотивация основывается на мотивах, находящихся вне зоны личностных интересов студентов, - внешних условиях. Примером могут послужить материальные (разнообразные виды и формы наказаний, поощрений) или социальные мотивы (соревновательная деятельность, признание). Существуют сложности в чётком разграничении внутренней и внешней мотивации. Наблюдается взаимосвязь внешних и внутренних мотивов. Обучающимся необходимо знать причину постановки целей, то есть происходит осознание конкретных внешних мотивов. В ходе занятий по дисциплине «Иностранный язык» мы имеем дело как со стимулами, которые побуждают к действию, эмоциями, идеями, целями и ожиданиями студентов, так и с конкретными учебными ситуациями, языковыми подгруппами, работой и профессионализмом педагога, учебным материалом [4-6].
Использование вышеназванной методики для диагностики и определения направленности развития мотивации позволило получить следующие результаты. Большая часть студентов (64%) продемонстрировала высокий уровень внутренней мотивации. Необходимо отметить, что 44% из них обладают высоким уровнем самомотивации. Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что мотивы взаимосвязаны с потребностью индивида познавать основы коммуникации, получать удовольствие от процесса изучения дисциплины «Иностранный язык». Студенты, демонстрирующие внешнюю мотивацию, составили 36%. Овладение содержанием учебной дисциплины служит не целью, а средством достижения других целей, таких как устройство после окончания вуза на более престижную работу, достижение высокого рейтинга, возможность зарабатывать больше и быть более конкурентоспособным профессионалом. Содержание изучаемой дисциплины для студента не носило личностно-ценностного характера. Неоднородность мотивации объясняется индивидуальными особенностями студентов, уровнем развития студенческого коллектива, организацией образовательного процесса, особенностями межличностных отношений, комплексом педагогических условий, образовательными технологиями, спецификой учебного предмета.
Высокий уровень внутренней мотивации при формировании профессионально-коммуникативной компетентности в процессе изучения иностранного языка обусловлен учетом следующих факторов, действенность которых эмпирически доказана зарубежными исследователями [9; 10]:
- формирование положительного отношения к речевому сообществу и желания стать его членом [9];
- развитие лингвистической уверенности в себе. Это один из наиболее важных мотивационных факторов в обучении студента неязыкового вуза. Отмечается, что в поликультурных контекстах, где доступен прямой контакт с изучающими иностранный язык, положительное отношение способствует взаимодействию и развивает независимый мотивационный аспект - уверенность в себе [Ibidem];
- использование мотивационного концепта «возможные Я» - представления индивида о том, кем бы он мог стать, хотел бы стать, боится стать. «Возможные Я» обеспечивают мотивацию к становлению человека тем, кем он себя представляет в будущем. Образ является важным аспектом данной теории. Следовательно, если студент может представить положительные «возможные Я», в дальнейшем это может использоваться как мотивация в реальных ситуациях [10].
Результаты проведенного исследования подтверждают:
- эффективность учета названных факторов мотивации;
- значимость дисциплины «Иностранный язык» для профессиональной подготовки и развития профессиональной мотивации, а также для развития личности студента.
Полученные данные могут служить материалом для рефлексии педагога и основой для повышения эффективности его преподавательской деятельности и профессионального мастерства.
Коррекция мотивации формирования профессионально-коммуникативной компетентности студента неязыкового вуза является важным вопросом для педагогического сообщества. Проблема заключается в поиске моделей, методов и приёмов обучения, способствующих формированию данной компетентности. Важным подспорьем здесь выступают диагностика и определение направленности развития мотивации студентов [7].
В заключение отметим, что учет обозначенных выше факторов мотивации оказывает положительное влияние на отношение к изучению иностранного языка, делает его личностно-значимым, ответственным и действенным. Значительную роль при этом играет преподаватель иностранного языка, который, используя современные средства, формы и технологии обучения, формирует новые эффективные подходы к развитию мотивации студентов (подробнее см: [1; 2]).
Список литературы
1. Калугина О. А. Мотивация изучения иностранного языка // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 8. С. 45-49.
2. Калугина О. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности посредством компетентностно-ориентированных заданий (из опыта преподавания в неязыковом вузе) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (52): в 2-х ч. Ч. 2. С. 103-106.
3. Миронова В. Е., Гейвус А. С. Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 106-110.
4. Молодых-Нагаева Е. Г., Чувильская Е. А. Иностранный язык в неязыковом вузе: как мотивировать студента? // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 80.
5. Поляков О. Г. Когнитивные и аффективные факторы успешного обучения иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7 (18): в 2-х ч. Ч. 1. С. 162-164.
6. Поляков О. Г. Принципы профильно-ориентированного обучения английскому языку и факторы, способствующие их реализации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2004. № 3. С. 23-26.
7. Соколова Е. В. Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 1 (4). С. 285-288.
8. Яриз О. В., Калугина О. А., Васьбиева Д. Г. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности магистрантов в системе высшего экономического образования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 4. С. 115-120.
9. Clement R., Dornyei Z., Noels K. Motivation, Self-Confidence, and Group Cohesion in the Foreign Language Classroom // Language Learning. 1994. Vol. 44/3. P. 417-448.
10. Dornyei Z. Motivation in Second and Foreign Language Learning // Language Teaching. 1998. Vol. 31. P. 117-135.
MOTIVATIONS IN FORMATION OF PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A STUDENT OF A NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
Kalugina Ol'ga Anatol'evna
Financial University under the Government of the Russian Federation kaluginaruc@mail. ru
The article examines the factors having a positive influence on the formation of the professional-communicative competence of students of a non-linguistic institution of higher education in the process of a foreign language studying. The motivation of the formation of the mentioned competence is characterized. The results of its study conducted by the author at Financial University under the Government of the Russian Federation are given.
Key words and phrases: factors of motivation; foreign language in non-linguistic institution of higher education; professional-communicative competence; internal and external motives; linguistic confidence in oneself; concept "possible selves".