Научная статья на тему 'Мотив жары в романе В. Медведева "Свадебный марш"'

Мотив жары в романе В. Медведева "Свадебный марш" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПРОЗА / РОМАН / МОТИВ / ПСИХОЛОГИЗМ / CHILDREN'S PROSE / NOVEL / MOTIVE / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Челюканова Ольга Николаевна

В статье рассматривается мотив жары в романе В. Медведева «Свадебный марш». Мотив жары проходит через весь роман, становясь условным знаком, сигналом неблагополучия, дисгармонии. Автор приходит к выводу, что событийный план романа формируется переживаниями персонажей, и во внутренней форме целого доминантным будет не рациоцентристский план, а лирико-философский. В романе немаловажное место занимает авторское многозначное слово, осложненное аллегориями, символами, метафорами, ассоциациями и пр., переводящее повествование из бытового в бытийный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEAT MOTIF IN THE NOVEL V. MEDVEDEV “THE WEDDING MARCH”

The article considers the motive of heat in V. Medvedev’s novel “Wedding March”. The heat motif runs through the entire novel, becoming an arbitrary sign, a signal of distress, disharmony. The author comes to the conclusion that the event plan of the novel is formed by the experiences of the characters, and in the internal form of the whole dominant will not ratiocinate plan, and lyrical and philosophical. In the novel the important place occupied by the author’s polysemous word, the complicated allegories, symbols, metaphors, associations, etc., transforms the narrative from a household in the existential plan.

Текст научной работы на тему «Мотив жары в романе В. Медведева "Свадебный марш"»

УДК 82.09

МОТИВ ЖАРЫ В РОМАНЕ В. МЕДВЕДЕВА «СВАДЕБНЫЙ МАРШ»

Челюканова Ольга Николаевна,

доктор филологических наук, доцент Арзамасского филиала Нижегородского

государственного университета им. Н.И. Лобачевского (г. Азамас, РФ); e-mail: ecc.0708@mail.ru

В статье рассматривается мотив жары в романе В. Медведева «Свадебный марш». Мотив жары проходит через весь роман, становясь условным знаком, сигналом неблагополучия, дисгармонии. Автор приходит к выводу, что событийный план романа формируется переживаниями персонажей, и во внутренней форме целого доминантным будет не рациоцентрист-ский план, а лирико-философский. В романе немаловажное место занимает авторское многозначное слово, осложненное аллегориями, символами, метафорами, ассоциациями и пр. , переводящее повествование из бытового в бытийный план.

Ключевые слова: детская проза, роман, мотив, психологизм.

В романе В. Медведева «Свадебный марш» (1974) ярко отразились основные тенденции литературы 1960 - 1970-х годов—обостренная исповедальность, пристальное внимание к внутреннему миру человека, глубокий психологизм. Событийный план романа формируется переживаниями персонажей, и во внутренней форме целого доминантным будет не рациоцентристский план, а лирико-

© О. Н. Челюканова, 2018 80

_№ 3, 2018, вопросы русской литературы

философский [2]. В романе немаловажное место занимает авторское многозначное слово, осложненное аллегориями, символами, метафорами, ассоциациями и пр., переводящее повествование из бытового в бытийный план.

Роман открывается разговором о жаре, «которую не помнили даже московские долгожители» [1, с. 6]. С первого взгляда это тривиальная и естественная для летнего дачного застолья тема. Достаточно банальной выглядит и реплика, высказанная режиссером Мамсом: «В жаре виновато загрязнение среды». Однако, обыгрывание автором таких приемов как каламбур («Среды? - переспросил Бон-Иван. - Загрязнение... Среды, четверга, пятницы, субботы, воскресенья...» [1, с. 6]), сравнение («Черный зонт походит на летучую мышь с ручкой», - сказал Маме» [1, с. 6]), аллегория, которая положена в основу рисунка-экспромта Алика, развившего мысль о жаре, указывает на семантическую многоплановость образа.

Главному герою Алику Левашову становится «нестерпимо жарко, но не от этой летней жары, а от другой, от внутренней, от той жары, что заставляла его то бледнеть, то краснеть...» [1, с. 8]. Это состояние вызвано «нехорошими предчувствиями», которые оправдываются. Алик получает от любимой девушки Юлы конверт с клочками своего последнего письма и запиской: «Валентин, перестань бомбить меня письмами, они действуют на нервы моему жениху..» [1, с. 11].

Мотив жары проходит через весь роман, становясь условным знаком, сигналом неблагополучия, заблуждения, неприятного соседства. Так, «умпопомрачительный» мужчина, циник, мизантроп, «похрюкивая, что ли, пожаловался на жару: «Говорят, торфяники горят под Шатурой» [1, с. 39]; наблюдая за злоспорящими Левашовыми-старшими, друг семьи Бон-Иван остроумно прокомментировал: «Атмосфера была накалена, атмосферой можно было гладить брюки» [1, с. 16]; в окружении компании хулигана Умпы Алику «душно, как будто бы не хватало воздуха. Это все от жары, которая была вокруг меня и во мне» [1, с. 103]; убийство лебедя Борьки умповой компанией произошло в «один из невыносимо жарких дней» [1, с. 98]; суд над Умпой и его сообщниками тоже состоялся в «душный московский день» [1, с. 120]; свои страдания Алик сравнивает с кругами пекла - ада («Ад - это что-то внутреннее» [1, с. 70]).

Семантическая доминанта понятия «жара» в любом из его значений - дискомфорт, дисгармония. Задача автора - выяснить, в чем истоки этой дисгармонии, что стоит за словосочетанием «загрязнение среды». Ответ на этот вопрос формируется на протяжении всего романа.

Мысль режиссера о причине жары в Москве развивает еще один персонаж романа - прокурор. Прокурор - это образ двойной семантики: буквально - государственный обвинитель на суде, а в переносном смысле - человек, расставляющий все на свои места, наводящий порядок, восстанавливающий справедливость. Начав свои размышления с проблемы дисбаланса в природе, следствием которого и стала небывалая жара в Москве («Оказывается, сельва -один из важнейших на земном шаре районов образования облаков. Может, потому, что в Бразилии рубят сельву, над Москвой сейчас нет облаков» [1, с. 111]), философски настроенный прокурор, мастер ЧОПов (частных определений), приходит к мысли о том, что «если неодушевленные деревья могли так влиять на неодушевленные облака, то как же может жизнь одного человека влиять на жизнь другого...» [1, с. 111]. Как в московской жаре виновата рубка сель-вы, так и преступления, беспорядки, т.е. дисгармония в обществе, обусловлена существованием обладателей «торфяных душ» - такой вывод делает прокурор. «Торфяная душа» - это ЧОП духовной пустоты: «она так мягко пружинит под ногами слов, это у них такой зелененький вид, а шагнешь еще шаг, и вся твоя жизнь и ты сам ухнешь с головой во что-то протлевшее и прогнившее» [1, с. 111].

Следователь с Петровки, 38, Мужчина Как Все, также считает, что причина «жары» коренится в духовной нечуткости, черствости, слепоте. Следователь рассказывает историю о том, как один конструктор вместо того, чтобы сшить из подаренной за особые заслуги ткани новые брюки, израсходовал ее на зеленые паруса, под которыми приплыл на свидание к любимой девушке. «Она внимательно рассмотрела его брюки, ... а зеленые паруса она не увидела, понимаешь, не разглядела» [1, с. 58]. Еще Мужчина Как Все вспоминает свою мать: «У меня вот месяц тому назад мать умерла, ... и вдруг выяснилось, что я с ней ни разу по-человечески не поговорил. С подонками, мошенниками, с убийцами десятки часов говорил. .. каждой минутой их жизни интересовался... А матери буркну

_№ 3, 2018, вопросы русской литературы

«добрый вечер» - и нос в газету, или в книгу, или в телевизор. ... И в любви не успел матери объясниться...» [1, с. 60].

Отсутствие сердечной зоркости ведет к непоправимым ошибкам, к расплате. Мужчина Как Все теперь уже никогда не сможет поговорить с матерью, признаться ей в любви («теперь вот с анкетой разговариваю»), девушка конструктора только «про эти зеленые паруса вспоминает» и «всех, кто у нее был, всю жизнь с этими парусами сравнивает» [1, с. 59].

О «загрязнении среды» рассуждает другой персонаж романа Юрий Шубкин - математик, философ, с глазами «как будто они не в пространство смотрят, а во что-то другое, во время, что ли. Прямо в вечность смотрят» [1, с. 88]. Юрий затрагивает актуальную для 60-х годов проблему: интеллект и духовный мир его обладателя. Интеллект, поставленный на службу злу, - одна из причин дисгармонии в обществе. В связи с этим любопытна рассказанная математиком история о том, как в Хиросиме, во время атомного взрыва исчез человек. На месте исчезновения поместили надпись: «Когда жара достигла пяти тысяч градусов, человек исчез». Здесь жара - синоним трагедии. И в этой трагедии, пусть и опосредованно, виноват ученый, в голове которого при температуре 36,6 градусов созрела идея создания смертоносного оружия. Эту бомбу изобрел умнейший человек, но перед глазами Алика, «как во сне, возник Умпа. Весь заросший волосами до шеи, как... дикарь...» [1, с. 90]. Атомная бомба, одно из величайших открытий человеческого разума - дикарство в нравственном плане.

Совершая экскурс в научные интересы своего отца, занимающегося проблемой иммунитета, Юрий поясняет, что при ослаблении иммунной системы микробы загрязняют организм, вызывая в нем болезнь. Провоцируется ассоциация с человеческой душой, которая при отсутствии морального стержня, нравственных приоритетов - своего рода защитных агентов, способных заглушить ростки пороков, загрязняется, становится «торфяной».

В один ряд с преступником Умпой, с виновниками хиросимской трагедии Алик ставит Юлу, предавшую и оскорбившую его чув-ствадевушку («Значит, хотела, чтоб больнее было», «Главное, все клочки моего изорванного письма положила обратно в конверт. ..Ну

бросила бы все в рижское море или в рижскую урну... Представляю, какое у нее в это время было лицо, когда она эти обрывки складывала в конверт Между прочим, когда собачек выводят гулять, известно зачем, они задними лапками все забрасывают Вот откуда они понимают, что некрасивое никто не должен видеть? Но ведь понимают. Понимают же? А они ведь собаки» [1, с. 25]). Источник бед, которые принесли эти люди, в одном - в духовном инфантилизме. Сам Алик, осознавая, что тоже пошел на компромисс в вопросе нравственного максимализма, рисует автопортрет: «Вот это я, а в середине, в виде аквариума - это моя душа... А на душе у меня, как в аквариуме сейчас. Аквариум зарос, джунгли, ветви торчат из воды. Вода - мутная-мутная...» [1, с. 55]. «Мутная вода» - это первый шаг к «оторфяниванию» души.

«Каждая вещь, - говорил мастер философской прозы Л. Леонов, - должна иметь сквозную логику действия, фразу, потянув которую можно было бы весь роман или повесть распустить как джемпер. Начало нитки - первая фраза. Свою фразу я ищу неделю, две, три...» [3]. В.В. Медведев нашел такую фразу для своего произведения. Роман «Свадебный марш» рассчитан на читателя, которому не нужны готовые формулы и рецепты. «Афоризм - это могила мысли» [1, с. 94], «Истина не в самой истине, а в том, чтобы до нее докопаться», - говорит главный герой романа [1, с. 54]. И автор вовлекает читателя в своеобразную игру-тренинг - поиск завуалированного философского подтекста, ключ к которому заложен в одной из первых фраз романа. Медведев прячет мораль за многочисленными символами, ассоциациями, метафорами, удерживая читателя в постоянном интеллектуальном напряжении, поиске истины. Добытая таким образом, она наиболее ценна для читателя.

Список использованных источников

1. Медведев, В. Свадебный марш / В. Медведев. - М.: Советская Россия, 1981. - 204 с.

2. Минералова, И.Г. Лиризация прозы, ее поэтизация и психологизм: о терминологической корректности и адекватности описания феномена / И.Г. Минералова // Синтез в русской и мировой художественной словесности: тезисы научно-практической конференции. - М.: МПГУ;Литера, 2009. - С. 37-42.

_№ 3, 2018, вопросы русской литературы

3. Чивилихин, В. Уроки Леонова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirleonova.org/leonov_live_v_chivilihin.html

THE HEAT MOTIF IN THE NOVEL V MEDVEDEV "THE WEDDING MARCH"

Chelukanova Olga Nikolaevna,

doctor of Philology, associate Professor of Arzamas branch Nizhny Novgorod state University. N. I. Lobachevsky, (Azamas, Russia); e-mail: ecc.0708@mail.ru

The article considers the motive of heat in V. Medvedev's novel "Wedding March". The heat motif runs through the entire novel, becoming an arbitrary sign, a signal of distress, disharmony. The author comes to the conclusion that the event plan of the novel is formed by the experiences of the characters, and in the internal form of the whole dominant will not ratiocinate plan, and lyrical and philosophical. In the novel the important place occupied by the author's polysemous word, the complicated allegories, symbols, metaphors, associations, etc., transforms the narrative from a household in the existential plan.

Keywords: children's prose, novel, motive, psychology.

References

1. Medvedev, V. Svadebnyiy marsh [Wedding March] / V. Medvedev. - Moscow: Soviet Russia, 1981. - 204 p.

2. Mineralova I. G. Lirizatsiya prozyi, ee poetizatsiya i psihologizm: o terminologicheskoy korrektnosti i adekvatnosti opisaniya fenomena [Orizare prose, its poesy and psychology: on terminological correctness and adequacy of the description of the phenomenon] / Mineralova I. G. // Synthesis in Russian and world art and literature: thesis of scientific-practical conference. - M.: Moscow state pedagogical University;Litera, 2009. - Pp. 37-42.

3. Chivilikhin, V. Uroki Leonova [Leonov's Lessons] [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mirleonova.org/ leonov live v chivilihin.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.