Д.Ш.Гильманов МОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ НАДЖИБА ДУМАВИ
Татарская общественно-политическая и литературно-художественная жизнь начала ХХ века богата очень значимыми событиями. Всего за два неполных десятилетия Россия, преодолевая большие испытания, претерпела целый ряд качественных изменений. В контексте этих масштабных процессов, связанных с общественным подъемом и эпохальными сдвигами начала века, с русско-японской войной и первой русской революцией, с годами реакции и новым подъемом радикально настроенных масс, Первой мировой войной и, наконец, Февралем и Октябрем 1917 года, обновлялась жизнь татарского народа и его художественная литература.
Меняется система общественных отношений: на смену крайне консервативной феодально-патриархальной старине приходят буржуазные идеалы, ценности, взаимосвязи. Однако они тоже подвергаются резкой критике со стороны молодой демократически настроенной интеллигенции. Все это оказало сильнейшее воздействие на формирование собственно национальной идеологии, трансформацию природы художественного мышления в татарской литературе, на обновления тематики, жанровой системы, творческих принципов и приемов.
Большие качественные изменения происходят в татарской поэзии начала ХХ века. В традициях западноевропейских и русской литератур создаются продуктивные жанры, в ней все более заметными становятся заимствованные мотивы и приемы, появляются все новые и новые творческие элементы в художественном мышлении. По европейскому типу формируются в татарской литературе творческие системы романтизма и реализма. Каждая из них предстает во взаимодействии с такими модернистскими стилевыми особенностями и творческими приемами, как акмеизм, импрессионизм, символизм, экзистенциализм, экспрессионизм.
Эти поэтические обновления можно увидеть и в творчестве Н. Думави (1883-1933). Как справедливо пишет Р. Г аниева, своеобразие его реализма и романтизма - во взаимоотношениях с экспрессионистской образностью. Ведь «основная тема экспрессионизма - раскрывать враждебность мира капитала, империалистической войны человеческому счастью, красоте, показы-
вать безграничный социальный и духовный гнет людей труда, появление вместе с ним бедствий, физических и духовных уродств, изображать жестокость, звериную сущность буржуазного общества» [3, с. 213].
«Наджиб Думави, слившись воедино с татарским народом, жил в «черную эпоху» наката волны за волной трагедий, утраты нацией лучших людей, материальных богатств, духовных ценностей. Эпоха революций, войн, классовых репрессий определила сложность и противоречивость его мировоззрения, напоила горестями и печалями творчество писателя» [4, с. 65]. В соответствии с этим раз за разом повторяется центральный мотив творчества писателя - последовательное отстаивание интересов народа в сочетании с резкой критикой мира дикого капитала.
Пришедший в литературу перед Первой русской революцией, Н. Думави трагические события русско-японской войны и поражения революции воспринял скорбящим сердцем. Беспощадная месть царского самодержавия и его бюрократической машины участникам революции особенно четко отразились в стихотворениях на тему тирании и неволи.
В эти тяжелые годы «образуя большую группу, в его поэзию входят реакционные символы -тирания, ночь, срезающие души в своем движении совы, проливающие кровь жестокие палачи, образы надзирателей тюрем, казаков, мира змей-скорпионов, жизни без дорог и маяков» [2, с. 224]. Например, это нашло отражение в стихотворениях поэта «Тирания», «Можно каждый день читать...», «Ночь», «Сибирь», «Узник», «Голос» и подобных им.
Так, в стихотворении «Тирания» Н. Думави пишет о немилосердном гнете сильными бессильных, об отсутствии в обществе справедливости, о растоптанной брошенной под ноги человеческой правде, о лишении людей прав. Смысловая доминанта стихотворения, его стилевое своеобразие хорошо коррелируется с высказыванием Ю. Борева об экспрессионизме. Известный литературовед пишет: «Экспрессионизм - художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность,
© Д.Ш. Гильманов, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
99
не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир...
Экспрессионизм - отклик на острейшие противоречия эпохи, плод общественного разочарования, протест против тотального отчуждения» [1, с. 297-298].
В стихотворениях Н. Думави «Тирания» и «Можно каждый день читать...» эти мысли ученого находят особо полнокровное отражение. Здесь поэт создает образ заключенного в «каземат» юноши, который в течение многих лет ждет суда. В тюрьму юноша попал за свой «длинный» язык, был посажен за выступление против царского самодержавия. Думая о своем будущем, он мечется от безысходности и неизвестности, льет слезы. Вид через железную решетку тюремного окна одетых по последней моде с сытыми физиономиями людей, согласных с повсеместной тиранией, вызывает у него сердечную боль. Он размышляет о поправшей в стране суд и право несправедливости. В то время, когда одни испытывают в тюрьме страдания, вторые, развлекаясь, собрав в своих руках богатство всего мира, живут в раю. Вся тирания мира также наполняется с их стороны. Безысходность, неизвестность, тяжелые мысли и чувства потрясают противостоящих злодейству автора, наблюдающего за тюремными порядками, и лирического героя.
Представленный в стихотворении контраст заставляет вспомнить ставшую классической мысль французского ученого Жана Мельена (1664-1729): «В одном и том же обществе будто живут две расы: одна ничего не делает, лишь блаженствует и повелевает, вторая, работая на них, проводит жизнь в мучениях». Важно, что во Франции этого времени сложилась типологически близкая ситуация: буржуазия в стране уже заметно потеснила феодальную знать. Народ как бы оказался под двойным гнетом...
Картины препровождения арестанта на расправу также в стихотворении показаны в экспрессионистки устрашающем ключе. Тяжелое положение лишенного прав арестанта, его терзания в горьких душевных муках автор в созданных с помощью гиперболы картинах в сгущенном виде представляет взору читателя. От жалости к доставляемому на майдан к месту казни в сорванной одежде, со связанными руками и ногами, избитого плетьми, истекающего кровью арестанту у согнанного на майдан народа опускается голова. И обреченный на смерть арестант на
принужденных наблюдать это зверство людей тоже смотрит с состраданием.
У свидетеля этих тяжелых картин лирического героя душа приходит в ужас и он, обращаясь к Аллаху, просит для этого несчастного узника милосердия и сострадания. В художественную ткань стихотворения, таким образом, вместе с чувствами жалости включаются определенные элементы сентиментализма. В созданном в экспрессионистском стиле этом в целом романтическом стихотворении объединяются разные начала. По мысли Ю. Борева, такое явление часто встречается в созданных на экспрессионистской основе поэтических произведений.
Стихотворение Думави «Сибирь» (1907) было написано после событий 3 июня 1907 года как объявления прямого протеста организованному в стране террору монархистами, черносотенцами - партиями погромщиков» [2, с. 224]. В этот период сторонники самодержавия ведут себя варварски, чтобы сбить революционную волну прибегают к любым средствам. Большинство участников революционного движения посажены в тюрьмы, казнены через повешение, расстреляны, сосланы в ссылку в Сибирь. В стихотворении «Сибирь» поэт обнажает истинное лицо военнополитического режима, поправшего закон в такой большой империи как Россия. В таком государстве независимая мысль может привести или к смерти, или в Сибирь, что нашло в стихотворении открытое отражение. «Поэт «все... собрав в три слова», ниже в трех баитах, оценив военно-политический режим в стране, создает о гнете реакции картину в духе критических реалистов» [4, с. 41]:
Степь, снег, лед, морозный воздух,
Каждый здесь худ, унижен, в горе.
Арест (тюрьма), кандалы и кандалы,
Сабля, винтовка, коршуны с револьверами. Темно, каждый человек здесь несчастен, Несчастье - царь здесь без трона.
В стихотворении «Сибирь» все содержание его определяет разоблачение построенного на жестокости системы правления, называемого самодержавием. Поражение революции, наступление тирании по отношению к народу и его духовным лидерам усиливают в творчестве Думави чувства безысходности и упадочничества.
И в произведении поэта «Узник» (1908) знакомимся с отсидевшим в тюрьме многие годы, со сломленным духом лирическим героем. Он вынужден проводить жизнь под землей, в темноте; у него теперь глаза плохо видят, уши не слышат.
100
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
Услышанный в темном тюремном подвале звон церковного колокола возвращает лирического героя в прошлое. Он вспоминает свое детство, годы обретения знаний в школе, юность, проведенные на свободе дни. Выход в избавлении от заточения видит только в смерти и для ее приближения готов даже принять яд. Примечательно, что и в стихотворении «Узник» тюремная жизнь в экспрессионистском ключе изображается как ад.
В стихотворениях поэта «Вечный узник», «Когда весна прошла, пришло начало лета...», «Увидев в сибирской тюрьме на решетку окна присевшую птицу, один старый узник сказал... » герои от безысходности, согласно философу Артуру Шопенгауэру, отдаются универсальному упадочничеству, вспоминая жизнь на свободе, скучая по родным, проливают слезы.
Немецкий философ Шопенгауэр о злобной и жестокой природе человека писал так: «В глубине своего существа человек - животное дикое и жестокое... Человек - единственное животное, способное истязать других ради самой цели: заставить страдать» [5, с. 150]. В жизни, по его мнению, одни - жертвы, вторые - хищники, из них вторые живут за счет первых. Эти философские идеи Шопенгауэра, проясняющие тюремную тематику Думави, присущи и другим его стихам.
В таких произведениях Думави условия существования заключенных, ужасающе тяжелый порядок их содержания, демонстрирующие жестокость надзирателей тюрьмы картины даны с высокой концентрацией и с нагромождением одной на другую, воплощены, как у писателей-экспрес-сионистов, с помощью отвратительных, страшно тяжелых описаний и деталей. Приведем примеры, подтверждающие это:
Заточен в узкую камеру, навечно взяв имя узника; В душе вечная скорбь, лежу сгорая, сгорая встаю. Исчезни, сгнив здесь, эй глупец, не выпустим тебя вечно! Так сказав, на двери снаружи повесили громадный замок. Никакой не осталось надежды выйти в грядущие дни; Не выйдет, слишком толстый забор, не только человек, но и голос.
(«Вечный узник») Темна тюрьма моя, ничуть не видел Дневной лик, не только месяцы, пройдут и годы.
В подземелье холодно, сырость, мерзлый пол.
Стены сложены из камней величиной со слона -Не сможет выйти не только человек, но и черт сбежавший. Постель моя - сгнившая в тюрьме солома:
Что делать, не ложась, даже если черви к телу липнут?
(«Узник»)
Чрезвычайно своеобразным изображением тюремной жизни Думави отличается от других татарских писателей. Как пишет Резеда Г аниева, поэт «сгущает мотив тюрьмы-неволи за счет экспрессионистских средств: атакует ужасающую неприглядность и тяжесть тюремной жизни» [2, с. 224].
В стихотворениях Думави тема неволи раскрывается в двух аспектах - в реалистическом и романтическом воплощении. Чтобы полно высветить психологическую сторону лирического героя, он обращается к данным в романтическом ключе условностями и приемам контрастного изображения. В стихотворении «Вечный узник», например, создает он образ «мысли-птицы» и пишет так:
Из моего сердца птица-мысль, выпорхнув, улетела, хлопая крыльями.
Над погостом покружившись, над очень многими городами, народами,
Путешествие завершив, даже над судьбой пролетела.
Надежды возрождаются снова, птица долго вести сказывает,
Радуясь происшедшим изменениям, мелодичную песню свою поет.
В стихотворении «Ушла весна, пришло начало лета...», противопоставляя красивым видам природы, дается образ арестанта во время перегона казаками из одной тюрьмы в другую. В стихотворении «Узник» (1908) рассыпающее в мир яркие лучи громадное солнце изображается в оппозиции к мрачной тюрьме. Таких примеров из произведений Н. Думави можно привести очень много.
Если рассматривать стихи Наджиба Думави о заточении целенаправленно, то можно сделать следующие выводы: направленность всех их определяется борьбой против общественной несправедливости и бесправия личности. В большинстве случаев насилие над борцами за справедливое общество и трудовыми людьми, уничижение, заключение в тюрьмы, побои изображаются в романтической манере, обогащаясь глубоким психологизмом и переплетаясь с сентименталистскими элементами. В некоторых стихотворениях тема заточения раскрывается в реалистических традициях с включением натуралистических деталей. Однако в какой бы творческой манере поэт не писал, он в каждом случае, можно смело утверждать, не игнорировал стилевые средства экспрессионизма.
Таким образом, Думави в начале ХХ века показал, кто враг сторонников свободы в общественной жизни. Высказывание Ю. Борева, - что «экспрессионизм - выражение боли художника-гуманиста по поводу несовершенства мира» [1, с. 304], очень
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
101
наглядно и ярко было отражено в творчестве татарского поэта. Это положение особенно полно реализуется при воплощении Н. Думави с помощью стилевых средств экспрессионизма темы заточения.
Указанные выше стихи поэта среди произведений, написанных в татарской поэзии на тему заточения, по праву можно считать одними из самых бесстрашных и критически заостренных. Они не только указывают на рост общественного самосознания поэта, но и являются обвинительным голосом гражданского и поэтического мужества против порядков той эпохи, а также обвинительным документом истории.
Библиографический список
1. БоревЮ.Б. Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире // Теория литера-
туры: Литературный процесс. Т. 4. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - С. 297-298.
2. Ганиева Р.К. Наджип Думави // История татарской литературы. В 6 т. Т. 3. Начало ХХ века. -Казань: Татар. книж. изд-во., 1986. - С. 214-234. (На татарском языке).
3. Ганиева Р.К. Экспрессионизм // Словарь литературоведческих терминов / Сост. А.Г. Ахмадуллин. - Казань: Татар. книж. изд-во., 1990. -213-214 б. (На татраском языке).
4. Ганиева Р.К. Страницы творчества Наджиба Думави. - Казань: Изд-во «Отечество», 2003. -108 с.
5. Реалле Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней. / Джованни Реале и Дарио Антисери. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 880 с.
А.А. Иванова ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ И ПРОПАГАНДНАЯ РЕКЛАМА
Реклама и ее роль в современном мире.
Коммуникация в жизни современного человека в значительной мере связана со средствами массовой информации и, в частности, с рекламой. История рекламы насчитывает более 20-ти столетий и за столь долгий срок освещена достаточно полно1. Словари формулируют следующие определения рекламы: во-первых, это оповещение чего-либо различными способами для создания широкой известности2; во-вторых, это информирование о товаре, ознакомление с ним, убеждение в необходимости его приобретения; и, в-третьих, это чрезмерное восхваление с целью создания популярности3.
Для того чтобы сделать рекламный текст интересным и оригинальным, рекламисты прибегают к ряду приемов, с помощью которых завладевают нашим вниманием, а потом и побуждают к покупке. Важное требование, предъявляемое к рекламным текстам, - максимум информации при минимуме слов4. Язык рекламы особенный, поэтому данная сфера человеческой деятельности интересна специалистам многих отраслей наук: не только экономистам, рекламистам, но и лингвистам, психологам.
Широкий и узкий смысл рекламы. Конечная цель любой рекламы - побудить покупателя приобрести товар или услугу5. Это достигается раз-
ными способами, мы разделим общее понятие рекламы на два вида. В широком смысле мы будем понимать такую рекламу, которая кратко и сжато доносит до нас свое сообщение, привлекает внимание или просто напоминает о фирме:
- Русский Торф. Растительные грунты. Ваш богатый урожай с нашими знаниями;
- Pantene - бальзам-ополаскиватель не только делает волосы послушными, но и устраняет даже следы повреждений.
В узком смысле мы будем определять такую рекламу, которая формирует уровень знания о товаре. Ее отличительной чертой является то, что она подробно рассказывает нам о преимуществах и достижениях товара. Это детально разработанный текст, который погружает нас в положительную атмосферу рекламируемого товара или услуги:
Look around you, the difference is Crystal Clear.
Relax. Our ships offer more space per quest -more room to breathe, to roam the endless Promenade deck, to savor the cuisine of Nobu... More room to appreciate the qualities that prompted readers of Travel + Leisure and conde Nast Traveler to award us “World’s Best Large-Ship Cruise Line ” year after year. For the luxury you deserve, please call...
В данной рекламе слова the best, endless Promenade, to roam, to savor, to appreciate, luxury
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
© А.А. Иванова, 2007