DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10640 КРОТКОВА Ирина Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой романо-германских языков и методики обучения Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
МОТИВ ВЛАСТИ ДЕНЕГ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА О. ДЕ БАЛЬЗАКА «ГОБСЕК»
Аннотация. В статье рассматривается мотив власти денег в произведении О. де Бальзака «Гобсек». Проблема богатства и бедности является до сих пор одной из самых дискутируемых в литературоведческих кругах, и роман О. де Бальзака иллюстрирует многообразие аспектов не только творчества писателя, но и психологических составляющих сюжетной линии. Основными методами исследования являются феноменологический, психоаналитический и герменевтико-интерпретационный.
Ключевые слова: Бальзак, Гобсек, мотив денег, страсть обогащения, власть богатства.
KROTKOVA Irina Nikolayevna, PhD in Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Romano-Germanic Languages and Teaching Methods
of the Shuya Branch of Ivanovo State University
THE MOTIVE OF THE POWER OF MONEY IN FRENCH LITERATURE ON THE MATERIAL OF THE ROMAN O. DE BALZAC "GOBSEC"
Annotation. The article examines the motive of the power of money in the work of O. de Balzac "Gobsek". The problem of wealth and poverty is still one of the most debated in literary circles, and O. de Balzac's novel illustrates the diversity of aspects not only of the writer's work, but also of the psychological components of the storyline. The main research methods are phenomenological, psychoanalytic and hermeneutic-interpretive.
Key words: Balzac, Gobsek, the motive of money, the passion of enrichment, the power of wealth.
Исследование проблемы власти денег, переросшей в манию обогащения страсть и одержимость, позволяет определить своеобразие литературного творчества О. де Бальзака в отношении проблемы богатства и бедности, в котором находят свое отражение его духовные, эстетические потребности и представления, интерпретировать феномен порабощения богатством в контексте системы представлений о мире, межличностных и общественных отношений. Сюжет на тему социальной роли и функции денег в жизни современного Бальзаку общества выбран писателем неслучайно. Во французском обществе первой половины XIX в. происходит переоценка авторитета сил и партий, влияющих на политическую атмосферу в столице и стране в целом: аристократия, некогда уверенная в своих силах и самым активным образом принимавшая участие в управлении страной постепенно уступает свои позиции новому общественному классу - предприимчивых людей, буржуа, к числу которых относятся и главный герой
приведенного для анализа романа. Творчество О. де Бальзака 1830-х гг. отмечено обращением к описанию быта, нравов и характеров современников, взаимоотношений между представителями различных социальных классов. Роман «Гобсек», появившийся в этот период, внешне представляет психологический этюд, новеллу целиком портретного плана, но помимо этого он иллюстрирует ключевые моменты мировоззрения писателя.
В центре произведения определенный психологический тип поведения, хотя ничуть не меньшего внимания заслуживают те драматические перипетии, вокруг которых строится сюжет. Данные произведения мы можем охарактеризовать как составляющие портретной галереи разного рода типов поведения, представляющие из себя предварительные наброски характеров, представленные уже в более разработанном виде на страницах крупных сюжетных романов. Ростовщик Гобсек является символом целой эпохи, и рассказчик Дервиль, выступающий от лица автора, характеризует старого дельца как человека пун-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
ктуального и педантичного, в ком сосуществуют две натуры - скряги и философа, ничтожная преданность и порабощенность золоту и возвышенные порывы сердца. В переводе с голландского Гобсек означает живоглот, и на протяжении всего произведения мы видим, как автор дает развернутую характеристику главному герою с говорящей фамилией.
Произведение «Гобсек» было опубликовано в 1830 г. под названием «Опасности беспутства» в составе «Сцен частной жизни», а свое окончательное название оно получило в 1842 г. Длинный путь, который прошел этот роман лишь подтверждает многогранность и сложность проблематики произведения и его значительность в творчестве Бальзака.
Если присмотреться к Гобсеку, то мы действительно увидим, что он дерет три шкуры со своих клиентов. Однако при всех своих принципах, Гобсек ведет себя в отношении различных лиц, обращающихся к нему за займами, далеко не шаблонно. Два клиента, которые являются героями первого плана в романе, Максим де Трай -игрок, завсегдатай увеселительных заведений, сутенер, оплачивающий свои утехи из кошелька любовницы, и его любовница - графиня де Ресто, проматывающая состояние мужа. Однажды Дер-вилю Гобсек говорит, что появляется у богатых как возмездие, как укор совести.
Иначе ростовщик ведет себя с белошвейкой Фанни, проявляя участие к тому положению, в котором она оказалась, Бальзак иллюстрирует, что Гобсек чувствует увлечение и симпатию: речи героя искренни и неподдельны, и в душе владельца лавки даже возникает желание поступиться железным принципом и дать деньги под двенадцать процентов вместо привычных тринадцати, но он обуздывает порыв сердца. С одной стороны, такое поступок выглядит как сарказм, но здесь Бальзак иллюстрирует глубину и многогранность души и переживаний старого дельца. Те нормы морали и прагматичные принципы поиска выгоды, которыми Гобсек руководствовался на протяжении всей своей жизни, в миг пошатнулись, и пред взором читателя предстал уже человек, чье сердце хоть и на миг, но способно и к жалости, и к состраданию. В сознании ростовщика заговорили гуманные, человеческие чувства. И несмотря на то, что профессиональный инстинкт победил, любопытно, что причиной отказа является не жадностью, а недоверием к людям: «Ну нет, образумил я себя, у нее, пожалуй, есть молодой двоюродный братец, который заставит ее подписывать векселя и обчистит бедняжку!» Готовность делать добро наталкивается на недоверие людям, в чем и состоит трагедия души: психоло-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
гия искалечена и без помощи остаются те люди, которым справедливо было бы ее оказать.
Характер Гобсека неоднозначен и сложен, а душа обладает огромным потенциалом, о чем свидетельствует сюжет. Подтверждением человечности служит и поручение умирающего графа де Ресто защищать детей от своей супруги и их матери, всеми правдами и неправдами ищущей прав на наследство. Дервиль, планируя открытие собственной нотариальной конторы, обращается за займом к Гобсеку видя, как тот дружественно к нему расположен. Гобсек и готов бы выдать просимую сумму под процент, меньший установленного, и даже ждет этой просьбы, но Дервиль не хочет унижаться. Тем не менее Гобсек безвозмездно организует ему солидную и выгодную базу клиентов, а при расставании просит разрешения временами навещать Дервиля.
Так Бальзаку как тонкому и искусному психологу удается изобразить глубины и тайны души старого ростовщика, заложника профессии и собственного недоверия, в сердце которого глубокая рана. Ум Гобсека проницателен и остр, но вместе с тем холоден. Наблюдая события окружающей его жизни, он фокусирует внимание на зле и недостатках, бытующих в обществе, и приходит к выводу, что единственная ценность земной жизни - это золото. Такое умозаключение становится для главного героя роковым: этика и принципы ростовщика отражают сложность и трагедию его души. Золото и деньги, порочность сограждан пошатнули приверженность к высшим идеалам его честную и добрую в своей основе натуру. Итогом жизни становится смерть одинокого и никому не нужного человека, чья душа при жизни и пыталась совершить нечто доброе и достойное уважения, но эти порывы были столь мимолетны и редки, что никак не отражаются на состоянии души.
В данном произведении Бальзак изображает не столько трагедию Максима де Трая и его любовницы, сколько фатальность бытия Гобсека, а парадокс произведения состоит в том, что Гобсек, материально независимый и поэтому внешне кажущийся свободным на фоне людей, обращающихся к нему за займами, на самом деле представлен как маньяк, как пленник своего богатства, неспособный освободить ум и сердце от уз гниющего накопленного имения. Читателю проиллюстрирован тот случай, когда профессиональное занятие из рода деятельности превращается в болезнь, а из болезни в страсть и манию, поглотившую душу и сердце человека.
Историю старого ростовщика Бальзак преподносит на уровне символического, обобщающего смысла, романтически демонизируя образ главного героя, как своего рода исследователя и
знатока человеческих душ, гениального, но зловещего, ставшего не только жертвой жажды золота, но и символом познания человеческих душ. И здесь писатель изображает Гобсека как жертву обстоятельств жизни, норм морали и поведения общества, в котором ему было суждено прожить свой век.
Наряду с этим роман повествует о судьбе человека, убежденного в том, что гармоничность и прочность человеческих отношений находятся в прямой зависимости от размера состояния, человеческие чувства воспринимаются старым ростовщиком в качестве ловушки, в которую попадаются наивные, простые и недалекие люди. Бальзак позиционирует своего героя, с одной стороны, как представителя сословия, в поддержке которого нуждается государство, а с другой - как личность, в течение всей своей жизни все более и более порабощаемая страстью к деньгам. Вслед за девальвацией нравственных ценностей в душе Гобсека неизбежно происходит обесценивание и нажитых им сокровищ.
Несмотря на свой статус и положение в обществе, Гобсек остается несчастным и одиноким вплоть до самой смерти. Одержимость страстью нескончаемой наживы губит ростовщика. Выбор поведения главного героя определяется такими факторами, как восприятие роли денег в собственной жизни и условиями жизни в обществе в конкретный исторический момент. На примере Гобсека Бальзак описывает определенную модель монетарного поведения, определяемую поведенческими установками, моральными и нравственными ценностями персонажа.
В контексте данной статьи нам представляется верным говорить о феноменологическом подходе Бальзака к иллюстрации роли денег на уровне личности, на уровне семьи и на уровне общества. Писатель использует феномен денег в качестве средства самоидентификации и социальной оценки, изображает на примере взаимоотношений персонажей романов концепцию социальной роли и сущности денег, монетарное поведение индивида, выделение социальных функций капитала [10, с. 327].
В исследуемом произведении красной нитью проходит денежный мотив, деньги преподносятся не только и не столько как составляющая экономических отношений, а прежде всего как некий социальный символ. Автор обоих произведений наглядно иллюстрирует, как институциализация денежного знака влечет за собой поощрение к накопительной и сберегательной политике капитала у малочисленной части общества и, как следствие, обеднение большей части населения.
Бальзак акцентирует внимание на том, что деньги представляют собой некую духовную сущность, способную самым непосредственным образом влиять на сознание, мировоззрение, ценностные ориентиры и, в конечном счете, на сердце, разум и душу человека. Гобсек, сделав выбор на жизненном пути в пользу обладания золотом и преумножения своего состояния, попадает под власть собственного богатства [6, с. 117]. Материальное благосостояние, социальный статус, положение, позволяющее оценивать статус других людей, влиять на положение их дел через возможность (или невозможность) получить займ в конторе Гобсека, - все это является подтверждением тому, что страсть к накопительству подобна некоему идолу, ради служения и поклонения которому в жертву человек готов принести свои лучшие качества души - милосердие, сострадание, помощь ближнему, все измеряя в категориях выгоды и невыгоды.
С другой стороны, Бальзак показывает, что на формирование характера главного героя существенное влияние оказало то общество, внутри которого он вырос и сформировалась система его ценностей, поэтому деньги представляют собой фактор, влияющий на коллективное, общественное мнение, знание, способы действий, на то, как социум оценивает свои ресурсы и идеалы, влияние денег на каждого индивида общества [2, с. 172]. Монетарная культура, будучи одним из центров жизни города, оказывает прямое влияние на чувственно-визуальное восприятие денежных единиц внутри социокультурной группы.
В настоящей статье удалось проанализировать проблему страсти обогащения на материале произведения О. де Бальзака и установить, что идейно-тематическое содержание сюжета представляет актуальный предмет отдельного рассмотрения. Системный анализ обозначенных явлений сосредоточен на коммерческой фабуле исследуемого романа и его связи с нравственной, этической проблематикой и системы символов, необходимых для раскрытия имплицитных смыслов текста.
Таким образом, проблема власти денег представляет собой мировоззренческо-категори-альный комплекс, идею, реализуемую автором произведения на разных уровнях: герой - общество, герой - группа персонажей (семья, например, или двое людей, заинтересованных в получении займа) и герой - герой. Бальзак, создав образ ростовщика Гобсека, на конкретных литературных примерах продемонстрировал взаимосвязь и взаимозависимость парадигм сознания эпохи и индивидуальных авторских решений [3, с. 604].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Писателю удалось ярчайшим образом преподнести вниманию читателя парадокс монетарной культуры: те категории, которые сосуществуют в жизни (деньги, обязанности, мечты, страсти и т.д.), сходятся в жесточайшем противостоянии на страницах романа. Не в последнюю очередь связано это и с тем, что негативное отношение к накоплению богатства едва ли не самая устойчивая часть культуры, вызывающая критику не только литературной, но и философской мысли [7, с. 74]. Образ денег взаимодействует с материальными и нравственными ценностными категориями, и Бальзак в повествовании использует его символические и утилитарные функции, передает информацию, связанную с определенной исторической реальностью.
В «Гобсеке» автор предпринимает попытку создать оригинальную систему духовно-нравственных ценностей, что мы можем наблюдать и в композиции рассматриваемых романов, и в типологии героев, и в способах интерпретации материала, в рамках текста художественного произведения, апеллирующих к системе философско-эсте-тических ценностей. Писатель использует прием контраста, противопоставляя духовность и прагматизм. Духовность имеет своей задачей обозначить те нравственные и моральные ценности, которые призваны служить борьбе с неморальным и антигуманным, с внеэтическим и антиэстетическим рационализмом [5, с. 241].
Произведение отмечено эмоциональным переживанием автора, Бальзак строит их сюжеты, поместив в центр человека-представителя буржуазии, сумевшего нажить состояние благодаря своей расчетливости, жизненной дисциплине, целеустремленности, постановкой конкретных задач перед собой. Гобсек и ему подобные скромны и даже безлики, лишены изысканных манер, но по сути своей они (а в их лице и прочие представители буржуазного общества) становятся законодателями экономической и нравственной жизни общества, где любая ситуация рассматривается с позиции извлечения выгоды. Происходит смена влиятельных кругов в масштабах страны: новый тип члена общества, представитель буржуазии, требователен в отношении себя и тех, с кем приходится сотрудничать, в большей или меньшей степени обеспечен жизненными благами, не является приверженцем изысканных манер и убежден в истинности материальных предпочтений [1, с. 212].
Аристократический артистизм сменяется солидностью буржуазного образа жизни, рождается новая субкультура, выражающаяся в том, что предприимчивость буржуа становится своего рода камертоном, возводя в норму достижение цели
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
любой ценой. Наряду с этим монетарная культура произведения «Гобсек» иллюстрирует независимость главного героя - стяжателя, отмеченного печатью индивидуальности. Он в определенный момент своей жизни сумел приспособиться к неблагоприятным условиям, а выдержка и расчетливость приносят не только финансовое благополучие, но и становятся рычагами воздействия на общество.
Деньги и свобода, как показывает Бальзак, служат лишь инструментом, способствующим социализации, но неправильно было бы утверждать, что писатель постулирует мысль о примате прагматизма над духовностью. На материале выбранного произведения мы можем наблюдать, как концепция обладания материальными ценностями таит в себе антропоцентизм, проявляющийся в преследовании главным персонажем рациональных, а не духовных целей.
Воплощение художественного замысла данного романа напрямую связано с прагматической парадигмой культур, определяющих активную финансовую деятельность Гобсека и описывающих модель поведения в контексте культуры, традиций и приоритетов, внутри которого происходит историческое и индивидуальное переосмысление ценности денег как знака и символа, бедности, богатства и значимости человеческой личности.
Для данного произведения Бальзака решающее значение в плане эстетической эффективности художественного образа имеет концепт власти денег, подчеркивающий национально-мифологическую и социальную содержательность. Финансовая проблематика связана непосредственно с практическим типом реализации моральных установок героем, исповедующим прагматическую философию. Идея власти денег служит отправной точкой для постановки проблемы богатства и бедности, объединения традиционных мотивов с категорией времени и феноменом самоотчуждения индивида. Важным свидетельством движения литературы к созданию личности, которой предстоит сделать выбор между духовным и рациональным [4, с. 207]. Столкновение двух культурных парадигм проявляется в отрицании определенной системы ценностей, и тогда мораль буржуазного сознания, чуждая нравственных идеалов, начинает выступать в качестве института законодательной и судебной власти, решающего, с кем сотрудничать и, следовательно, помогать в решении определенных проблем, а кому отказать в сложной ситуации.
Фигура стяжателя и хранителя богатства, скупого по отношению к себе и к окружающим, является объектом исследования презрительного отношения к миру с высоты занимаемого положе-
ния. Деньги для героя в этом случае отождествляют собой лишь доступные для эквиваленты материальных благ и инструмент извлечения выгоды. Бальзак иллюстрирует коммерческий тип мышления, привнося в сюжет философские размышления. Концепт власти денег связан с новым типом мышления, основанным на новой системе этических оценок, прежде всего измерении по шкале выгодно-невыгодно.
Образ богатства имеет мистический аспект, отрывая мышление индивида от традиционных норм этики, возводя деньги в рагн идола. Главный герой, ростовщик Гобсек, принимая культ власти денег, отказывается от представлений о морали, нравственности и человечности, предпочитая принцип поклонения безотносительной величине. Бальзак в процессе художественного освоения проблемы богатства и бедности намеренно придает этому феномену острое социально-психологическое значение, способное передавать самобытность национальных представлений о злокозненности, законосообразности или превратности жизни социума [9, с. 515].
Писатель вступает на путь осмысления социального феномена власти денег, делая морально-этический акцент на восприятии тактики и стратегии поведения главных героев и тем самым создает иерархию неморальных, этических предпочтений среды, в которой разворачивается действие. «Финансовый сюжет» демонстрирует обесценивание личности и человеческой жизни и эгоцентричность воли владельца крупного состояния, влиятельного человека. Деньги выступают в качестве надличностного начала мира, наравне с водой и воздухом. Судьба каждого героя может быть представлена как попытка постичь мир прагматических ценностей, а денежные суммы выступают как связующие элементы между членами общества [8, с. 288]. Абстрактная или конкретная сумма становится мерилом перспектив и возможностей отдельно взятой личности или целой семьи.
Образ денег и мотив их власти в обществе относится, безусловно, к разряду моральных. Мотив власти денег позволяет читателю соотнести нравственную составляющую поступков с духом коммерции, которым проникнуто общество и который движет главным персонажем. Бальзак изображает деньги в качестве своего рода прагматической величины и противопоставляет их очевидным моральным ценностям. Человек, обладающий состоянием, возводится на ступень судьи, влияя на судьбы тех, кому необходима материальная помощь. В романе ярко выражена катастрофическая форма самореализации, приведшей от ситуации обладания деньгами и успеш-
ному управления кредитной лавкой к порабощению своим состоянием, утрате человечности и духовно-нравственному ослеплению. Моральные нормы становятся предметом игровых отношений главных героев.
Власть денег провоцирует Гобсека подняться над нравами, устоями и законами общества, деньги выстраивают новую систему нравственных ориентиров, смыслов бытия, формируют новую мировоззренческую модель, к которой истина, добро, милосердие имеют отношение лишь как факультативные элементы, актуальные в контексте создания рациональной конфигурации мира.
Писатель, предприняв попытку проиллюстрировать феномен власти денег, ввергает сюжетный мир в противоборство прагматизма и нравственности, и в этой полемике индивид предстает в качестве элемента некой биполярной системы, содержащей эстетическую проблематику, признающей и отвергающей истинность этических норм. Тема власти денег играет важную роль в формировании этической проблемы произведения. Бальзак разрабатывает проблему индивида и богатства, которым он обладает, гения, сумевшего реализовать себя в профессии, ремесле, но не реализовавшего себя как носитель нравственных и духовных идеалов, оказавшихся под спудом страсти обогащения. Исследование проблемы власти богатства на материале романа «Гобсек» со всей ясностью показывает, что она служит причиной появления и развития самых разнообразных вариаций изображения социальной и индивидуальной психологии поступка.
Список литературы:
[1] Безруков А.Н. История зарубежной литературы. - Бирск: БФ БашГУ, 2020. - 250 с.
[2] Берлин И.С., Помогаева А.Д., Угрюмова Т.А. Французская литература. - М.: Просвещение, 1969. - 264 с.
[3] Великовский С.И. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры. - М.: Университетская книга, 1998. - 711 с.
[4] Дауден Э. История французской литературы. - СПб.: Издание Л.Ф. Пантелеева, 1902. -316 с.
[5] Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. - 320 с.
[6] Крючков В.П. Зарубежная литература. Основные произведения, стили, направления. -Саратов: СГУ, 2010. - 250 с.
[7] Лансон Г. История французской литературы. XIX век. - М.: Типо-Литография А. Лейферта, 1897. - 282 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
[8] Очерки по истории французской литературы / Яхонтова М. А., Черневич М. Н., Штейн А. Л.
- М: Учпедгиз, 1958. - 440 с.
[9] Соловьева Н.А. (ред.) История зарубежной литературы XIX века. - М.: Высшая школа, 1991. - 637 с.
[10] Фаге Э. Девятнадцатый век: литературные этюды. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1901. - 456 с.
Spisok literatury:
[1] Bezrukov A.N. Istoriya zarubezhnoj literatury.
- Birsk: BF BashGU, 2020. - 250 s.
[2] Berlin I.S., Pomogaeva A.D., Ugryumova T.A. Francuzskaya literatura. - M.: Prosveshchenie, 1969. - 264 s.
[3] Velikovskij S.I. Umozrenie i slovesnost'. Ocherki francuzskoj kul'tury. - M.: Universitetskaya kniga, 1998. - 711 s.
[4] Dauden E. Istoriya francuzskoj literatury. -SPb.: Izdanie L.F. Panteleeva, 1902. - 316 s.
[5] Zenkin S.N. Raboty po francuzskoj literature. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 1999. - 320 s.
[6] Kryuchkov V.P. Zarubezhnaya literatura. Osnovnye proizvedeniya, stili, napravleniya. -Saratov: SGU, 2010. - 250 s.
[7] Lanson G. Istoriya francuzskoj literatury. XIX vek. - M.: Tipo-Litografiya A. Lejferta, 1897. - 282 c.
[8] Ocherki po istorii francuzskoj literatury / YAhontova M. A., CHernevich M. N., SHtejn A. L. - M: Uchpedgiz, 1958. - 440 s.
[9] Solov'eva N.A. (red.) Istoriya zarubezhnoj literatury XIX veka. - M.: Vysshaya shkola, 1991. -637 s.
[10] Fage E. Devyatnadcatyj vek: literaturnye etyudy. - M.: Tovarishchestvo tipografii A.I. Mamontova, 1901. - 456 s.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020