ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ГОБСЕКА В ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА Байэшанов М.М. Email: [email protected]
Байэшанов Мустафа Мухаммедович - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой, кафедра русского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: в своей повести Оноре де Бальзак глубоко раскрывает тему власти денег над поведением и действиями людей. Только немногие могут противостоять этой власти, это те люди, в которых преобладает моральный принцип, в то время как в большинстве случаев деньги безвозвратно порабощают и развращают человека. Образ Гобсека, расчетливого и скупого ростовщика, играет центральную роль в раскрытии этой темы. Автором данной статьи предлагается взглянуть на образ Гобсека не только с отрицательной, но и с положительной стороны, так как в ходе сюжета выясняется, что ростовщик по-своему честный человек и очень часто его действиями движет стремление к справедливости. Ведь именно он «не собирался ссудить хоть грош человеку, у которого долгов на триста тысяч франков, а за душой ни сантима», и, в то же время, Гобсек ссудил Дервилю под 13%, хотя обычно брал не менее 50%, необходимую сумму для того чтобы окончить учебу и выкупить контору стряпчего. В результате Дервиль упорно трудился в конторе в течение пяти лет, погасил долг и женился на простой, скромной девушке. Таким образом, Гобсек по-разному относится к людям, в зависимости от того, что ими движет и зачем им нужны деньги.
Ключевые слова: Бальзак, «Человеческая комедия», образ, Гобсек, «человек-вексель», справедливость.
TO THE QUESTION OF THE HISTORICAL AND TYPOLOGICAL STUDY OF THE IMAGE OF GOBSECK IN THE SAME STORY OF
HONORE DE BALZAC Bayeshanov M.M.
Bayeshanov Mustafa Muhammedovich - Candidate of Philology, Head of the Department, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in his story Honore de Balzac deeply reveals the topic of the power of money over the behavior and actions of people. Only a few can resist this power, these are people in whom the moral principle prevails, while in most cases money irrevocably enslaves and corrupts a person. The image of Gobseck, a prudent and stingy moneylender, plays a central role in revealing this topic. The author of this article proposes to look at the image of Gobseck not only from the negative, but also from the positive side, as the plot reveals that the moneylender is an honest man in his own way and very often his actions are driven by a desire for justice. After all, it was he who "did not intend to lend even a penniless to a person who has debts of three hundred thousand francs, and not a centime ", and at the same time, Gobseck loaned to Derville at 13%, although he usually took at least 50% of the required amount in order to graduate and redeem the solicitor's office. As a result, Derville worked hard at the office for five years, paid off his debt and married a simple, modest girl. Thus, Gobseck treats people differently, depending on what motivates them and why they need money.
Keywords: Balzac, "Human Comedy", image, Gobseck, "man-bill", justice.
УДК 821.133.1
Имя Оноре де Бальзака (1799-1850) ещё при его жизни стало легендой и его современники с уважением и восхищением говорили о его творениях, повестях и романах. Он является создателем человеческой комедии, переведенной почти на все языки мира [1, с. 104]. Как известно, он задумал написать о французской действительности и современной Франции более 150 романов и повестей, но успел написать лишь около 95 романов и повестей, посвящённых проблемам жизни французского государства и общества. В произведениях писателя повествуется о жизни решительно всех слоёв французской общества - аристократии, буржуазии, чиновников, представителей трудовой народной массы, парижский свет и парижское дно. Поговорим с вами о повести «Гобсек», из которой тянутся нити на все другие произведения писателя.
Повесть «Гобсек» (1830) начинается с того момента, что зимою 1829 года в доме виконтессы де Гранлье до поздней ночи остались два человека, которые родственных отношений к этой семье не имели. Семья виконтессы была сближена с семьей правителя Франции, поэтому не каждый мог позволить себе такой приём. Один из гостей был стряпчий Дервиль, другой - молодой человек, влюбленный в дочь виконтессы, граф де Ресто. Возникает вопрос, каким образом стряпчий Дервиль удостоился такого приёма. Из страниц повести мы узнаем о революционных событиях, которые способствовали лишению трона правителя, вместе с этим лишились своего имущества и его приближенные, в том числе и виконтесса де Гранлье. Имущество, принадлежащее ей, было или распродано, или роздано под разные учреждения. А после поражения революции, всё постепенно возвращается в свои русла. И правитель вернулся на свой престол, и его приближенные вернулись в столицу. Нужно было возвращать имущество пострадавших. В этом деле оказал большую услугу виконтессе де Гранлье молодой Дервиль. С его стараниями хозяйке было возвращено её имущество и дом, лесные угодья и большие дома, прежде принадлежавшие ей. Теперь она сама раздала всё в аренду и получала солидные денежные доходы, и поэтому, за оказанные им услуги он был в числе приближенных к этому дому.
И как мы говорили выше, уже в позднюю ночь молодой человек собрался в путь, а Камилла стала прислушиваться, как по двору едет бричка графа де Ресто. С отъездом молодого человека, виконтесса рассказывает своей дочери историю Анастази -матери молодого де Ресто, которая была на языке всех жителей Парижа в свое время. Из её слов мы узнаем, что Анна разорила свою семью, своего мужа, своих детей, поэтому, говорила она, ни одна семья в Париже не захочет сблизиться или породниться с ней. Характеризуя Анастази, мать говорит своей дочери, что она особа низкого происхождения, что в девичестве её фамилия была Горео, что особенно дурно она относилась к своему отцу, и не заслуживает такого хорошего сына.
От стряпчего мы узнаем об истории этой семьи, и благодаря его рассказу, отношения молодого человека и Камиллы, известные только ему, сохраняются. Из рассказа стряпчего мы узнаем о том, что, благодаря ростовщику Гобсеку, часть состояния и дом де Ресто были сохранены. По рассказу стряпчего мы также узнаем, что мать Гобсека была еврейкой, а отец - голландцем, что он побывал во многих странах, плавал на пароходах, был знаком со многими знаменитыми людьми. Но к моменту, когда происходят события повести Бальзака, во всем Париже знали Гобсека, его боялись и ему поклонялись. Он под большими процентами давал клиентам деньги, оставляя под заклад драгоценности на сумму, намного превосходящую сумму выдаваемых им в долг денег. Обычно клиенты свои вещи не получали назад. Но, по рассказу стряпчего, именно он, Гобсек, спас состояние отца молодого графа де Ресто. Гобсек описан следующим образом: «Ему было 76 лет, волосы были серые, редеющие, лоб был покрыт глубокими, еле заметными морщинами, брови густые, глаза маленькие, веки - без ресниц, с удлиненным лицом, с худощавым
телосложением, но со спокойным видом, как будто у него на лице вообще не двигались мускулы, он сидел в своем кресле, задумавшись о чем-то. Что двигало его сознанием, его поведением, что им управляло?» [2, с. 35] Мне кажется, он человек необычный, его поведением и сознанием управляет понятие того, что правильно, и что неправильно, он взвешивает весомость понятия справедливости и несправедливости в содеянном, сделанном. Ведя свои отношения с теми людьми, которые представляли, в основном, высшие слои общества, он многократно взвешивал своё поведение, старался по возможности давать в залог деньги и получать больше прибыли. Но, с другой стороны, внимательный читатель может заметить, что его характер односторонне оценивать нельзя.
В отношениях с людьми он оценивает каждого человека, ему интересно кто к нему пришёл и зачем. Что им движет, когда он чувствует справедливость в своем клиенте, нужду и правильность решения помочь? В такие моменты он хочет поддержать человека, помочь ему, и это видно читателю в его взаимоотношениях с самим стряпчим, когда он отдает в долг под самые низкие проценты, когда он спасает оставшееся имущество и дом графа для его сына. В его душе мелькнули положительные эмоции по отношению к белошвейке Фани.
Но, вместе с этим, когда он чувствует обман, измену, несправедливость в домах Парижа или во взаимоотношениях с ним, он становится невозмутим, не делает таким людям никаких уступок, и он говорит Девилю, что лучше он сам будет давить, чем его будут давить другие. В таких случаях он выступает как бы в роли судьи, божьего наказания, бича, наказывающего обманщиков, предателей, изменщиков в семейных и жизненных взаимоотношениях.
В качестве примера, мы можем узнать из его повествования Дервилью, когда он посещает дом, в котором со своей семьей живет Анастази. Это огромный, великолепно обставленный из красного дерева мебелью, дорогостоящими коврами. В этом доме творится измена и обман, то есть Гобсек заранее подготовлен к этой встрече, он знает, что, если у нее не будет состояния для уплаты векселя, какие роли будет выполнять она, на что она готова [3, с. 72]. Заходя, и увидев её и интерьер дома, он мысленно сам говорит, что эта барышня за свое поведение, за свою измену и обман должна заплатить. На её вопрос не сможет ли он продлить срок уплаты за вексель, он задумывается ненадолго и отвечает, что если бы его попросил об этом сам король, и то бы не продлил бы сроки. И вот, обратите внимание, в первых трёх случаях, о которых мы уже говорили выше, его душа, в какой-то мере приближается к человечности и справедливости, а в данном случае - он категоричен и непоколебим. Внутренне он убеждает себя, что ей никаких уступок не будет. Таков Гобсек, изображенный в повести Бальзака. Поэтому односторонне подходить к образу героя несправедливо и просто невозможно. Сложность этого образа заключается в том, что в произведении внимательный читатель может поймать его в таких моментах, что он, исходя из обстоятельств, может поддержать и помочь человеку, который честен и нуждается в его помощи, будучи уверенным, что он или она обязательно найдет свою дорогу в этой сложной, противоречивой жизни. Но когда он уверен в несправедливости, особенно в бесчестности, аморальностив семейной жизни, он по-своему хочет их наказать. Да, это было такое время, да это была давняя французская действительность, о которой мы с вами говорим, нам кажется, что Бальзак специально показал в своей повести такой образ, способный на такие поступки, в какой-то мере его поступки были необходимостью для того времени, в котором жил герой.
Говоря о неодносторонности характера Гобсека, мы можем остановиться ещё на одном примере. При его разговоре с Анастази об уплатах векселя, с одной стороны, он мог бы на месте выдать героиню её супругу известив о векселе. Он этого не делает, и, в то же время, ей он тоже не делает уступок. Когда обернулся граф, он показал её уголок векселя, что сильно испугало её и она вынуждена была дать ему алмаз, превосходящий по своей цене цену векселя. Казалось бы, этот ростовщик должен был
обрадоваться этому случаю от того, что в его руках компромат, который может принести ему огромный доход. Но он так не поступает, а выходя из дома, оценивает стоимость алмаза и возвращает сдачу в 200 франков во дворе де Траю и просит его вернуть эти деньги хозяйке дома. Во дворе дома он впервые увидел де Трая, и подумал, что этот молодой человек, этот денди, разорит этот дом, разорит эту семью, разорит детей. Вот таким мы видим Гобсека, героя одноименной повести Бальзака. Он способен на акт справедливости, человечности. Существует известное философское изречение, которое гласит: «Бытие определяет сознание». К образу Гобсека, как нам кажется, больше подходит видоизменённый вариант данного выражения: «Сознание определяет бытие» [4]. Все его опасения сбываются. Анастази и его семья разорена. Молодой де Трай сбежал в другую страну, спасаясь от своих преследователей из-за долгов. Находят своё счастье Адвакат и Фанни. Благодаря усилиям стряпчего и Гобсека часть имущества графа спасено для его сына.
Жизнь героев в новелле «Гобсек» протекает в сложном, противоречивом и многопластовом обществе, в котором никому доверять нельзя - ни родным, ни близким, поэтому своих родственников не хочет сблизить к себе Гобсек. Однозначного ответа на многие вопросы в повести мы не находим, так как проблемы были сложны в то мере, в какой была сложна и противоречива сама жизнь в которой жил герой.
В истории мировой литературы встречаются герои с некоторыми схожими чертами характера. Так, есть некое сходство между героями Бальзака Гобсек, Гоголя Плюшкин, С. Айни Коры ишкамба. Их объединяет склонность к накопительству и боязнь потерять богатство, поэтому они отдалены от своих близких и родственников, но при этом все они являются продуктом своей национальности и имеют своеобразные отличительные черты.
Некоторые проблемы, поставленные в новелле «Гобсек» находят своё разрешение в романе «Отец Горио» (1834), где мы вновь встречаемся с отдельными персонажами новеллы «Гобсек», но тема эта - для отдельного специального разговора, о чём мы поговорим в следующий раз.
Список литературы /References
1. Абрамов С.Н. Литература Франции 18-19 вв. / Учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2014. 204 с.
2. Литейко О.П. Бальзак и его персонажи. // Вестник Костромского государственного университета. № 4, 2017. С. 34-47.
3. Юдин Д.М.Гобсек в произведениях различных литератур: сопоставительное исследование образа и его характеристик. // UNIVERSUM. № 6, 2018. С. 70-82.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.24smi.org/person/5201-gobsek/ (дата обращения: 29.01.2020).