УДК 8 ББК 83.3
Н. Дж. Мамедханова
г. Баку, Азербайджан
Взаимосвязь реализма О. Бальзака и Ф. М. Достоевского
Статья посвящена исследованию взаимосвязи реализма Бальзака и Достоевского. Творчество Бальзака имело заметное влияние на молодого Достоевского: это и совпадение сюжетов, и сходство характеров, а также чувство родства. Бальзак ставил задачу изучить социальную картину общества, не оставив без внимания ни один характер, а Достоевский не только проникал в суть современной действительности, но и видел, что прорастёт из неё в будущем, какие трагедии могут произойти из случайных событий.
Ключевые слова: Достоевский, Бальзак, реализм.
N. J. Mamedkhanova
Baku, Azerbaijan
The Interrelation of Balzac and Dostoevsky Realism
This article is devoted to research of interconnection between realism of the two great XIX century writers - Balzac and Dostoyevsky. The aspiration of both writers was to demonstrate the variety of possible human outlook and psychological positions while global social and moral problem setting. Besides Balzac had the aim to study social picture of society, paying attention to every character. But Dostoyevsky penetrated into the very core of his modern time reality, and also saw, what would grow from it in future, which tragedies may occur because of occasional events.
Keywords: Dostoyevsky, Balzac, realism.
Творчество Бальзака знаменует собой важнейший этап в истории развития французского критического реализма XIX в. Бальзак понимает, что только реализм, только суровая правда могут помочь художнику преодолеть трудности, встающие перед ним при разработке «непоэтических» тем, при изображении «непоэтических» героев.
На протяжении всей «Человеческой комедии» Бальзак постоянно обращается к одной и той же теме - к показу того, как современное ему общество развращает людей, уродует естественные человеческие чувства и отношения. Человек, усвоивший мораль этого общества, одержим стремлением к личному обогащению.
Величайшая заслуга Бальзака заключается в том, что он показал, как в мире истинных человеческих отношений эта власть терпит поражение. Можно купить любовницу, но не любовь, можно заставить художника и писателя служить своим интересам, но то будет не настоящее искусство, не настоящая литература. В конце концов, эти люди, воплотившие в себе, по выражению Бальзака, «принцип денег», сами оказываются рабами золота. Ростовщик Гобсек живёт в жалкой конуре,
отказавшись от радостей жизни, разорвав узы, связывающие его с близкими. Банкир Нусинген, полюбивший куртизанку, не в состоянии даже с помощью миллиона вызвать в ней ответное чувство любви. У него нет друзей, и в собственной жене он склонен видеть врага. Старик Гранде, скопивший огромное состояние, всецело поглощён дальнейшим преумножением своего богатства. Интересы собственной семьи отступили перед единственной целью - золотом. Бальзак увидел общество, где грубый денежный интерес стал главной пружиной человеческих действий, где патриотизм и законы - только слова для лицемерного прикрытия этого интереса, вызывающего бесчисленные преступления; деньги разъедают семью; превращение духа в товар ставит людей науки и искусства в приниженное положение, порождая бесчисленные трагедии; золото извращает все чувства и отношения. Этот строй жизни развязывает эгоизм, возводит в принцип разъединение людей и ведёт к упадку высоких человеческих ценностей.
Творчество Достоевского соединено многообразными нитями с предшествующей и современной ему литературой - русской и зарубежной. И вместе с тем оно ока-
76
© Мамедханова Н. Дж., 2011
зало и продолжает оказывать громадное воздействие на развитие всей позднейшей мировой литературы.
Исследователи творчества Достоевского настойчиво подчёркивают заметное влияние О. Бальзака на молодого Достоевского. И здесь дело не в совпадении отдельных сюжетов, не в сходстве некоторых характеров и ситуаций в их произведениях. Как раз подобных совпадений в творениях Достоевского можно отметить не так уж много. Суть дела в данном случае не в заимствованиях из Бальзака, не в отдельных фактах частных влияний, а в том мощном чувстве родства с талантом великого европейского мастера, которые так остро ощущал Достоевский.
Сходны во многом и пути их в литературу. В сфере юношеских фантастических грёз и мечтаний у обоих возникают первые творческие замыслы. Даже сюжеты, к которым начинающие писатели обращаются, в известной степени совпадают. Весьма характерны для обоих авторов романтические мечты о славе, которую предстоит им завоевать на писательском поприще. И для Бальзака, и для Достоевского одинаково характерно необычайно серьезное отношение к своему творческому дару, стремление начать свой творческий путь с ещё неведомого миру шедевра.
Творческий метод того и другого имеет одну очень существенную общую черту, характерную уже для нового, реалистического этапа развития мировой литературы. Бальзак ставит себе задачу изучить социальную картину общества, не оставить без внимания ни один тип, ни один характер. Достоевский, вышедший из недр «натуральной школы», направляет своё внимание на широкие слои «маленьких людей», «униженных и оскорблённых». Новаторство Бальзака и Достоевского заключалось в их умении проникать во внутренний мир человека.
Достоевский не только проникал в суть современной ему действительности, но был способен увидеть, что прорастает из неё в будущем, какие трагедии могут произойти из случайных, второстепенных событий, иногда удостоенных всего лишь беглого взгляда участников или случайных созерцателей зарождающейся всемирноисторической драмы.
Достоевский стремится в «маленьком» человеке найти большого человека, - человека, который способен благородно действовать, благородно мыслить и чувствовать, несмотря на свою нищету и социальную приниженность. В этом заключается тот новый вклад, который сделал Достоевский по сравнению с Гоголем в развитии темы «маленького человека».
Достоевский, в отличие от реалистов первой половины XIX в., ставящих задачу социальной характеристики своих персонажей, стремился показать сложную диалектику социального и нравственного начала в характере своих героев. Раскрытие всех тайн человеческой души было важнее живописания среды и условий быта. Это обстоятельство позволяет выдвинуть характер на центральную позицию в художественной системе Достоевского. Раскрытие особенностей эпохи и общественной жизни через характеры становится главным творческим принципом писателя.
Характерология Достоевского чрезвычайно оригинальна. Во-первых, у него много повторяющихся типов. Л. П. Гроссман выделил такие основные типы у Достоевского: «мыслители и мечтатели, поруганные девушки, сладострастники, добровольные шуты, двойники, подпольные, русская широкая натура, чистые сердцем праведники, отверженцы, тёмные дельцы, гордые и кроткие женщины, впечатлительные дети и размышляющие подростки» [1, с. 399].
Бальзак по-разному рассматривает и по-разному показывает различные персонажи. Он видит и указывает индивидуальности, которые ломают условия среды, рисует людей, находящихся полностью во власти своих инстинктов.
Творческий метод Бальзака, художественные особенности его романов определяются теми задачами, которые перед собой ставил романист. В особенностях творческого метода Бальзака сказывалось понимание правдивого и типичного, которое им было выработано.
Задача эта - по возможности глубже познать действительность, раскрыть причины явлений, законы их возникновения, объяснить до конца характеры. Бальзак не случайно совмещал кропотливейшее изучение обстановки, вещей, личности, наружности действующих лиц с большим художественным обобщением. Все персо-
нажи Бальзака социально детерминированы, все мысли, поступки, всё поведение определено их социальным бытиём, средой, даже обстановкой их жизни.
Бальзак убеждён в том, что вполне определённые социальные и материальные условия порождают в людях те или другие страсти, обусловливают как поведение людей, так и их стремления и те конфликты, которые возникают в результате столкновения вполне конкретных интересов.
Все романы Бальзака отличаются большим единством. Цель художника в каждом из отдельных произведений «Человеческой комедии» - возможно полнее раскрыть тот или другой отрезок социальной жизни в наиболее типичных его проявлениях. Всё необходимое для выполнения этой задачи привлекается, всё второстепенное решительно отстраняется.
Каждый роман Бальзака строится на основе той или другой типичной ситуации, в которой сталкиваются и противопоставляются те или другие типические персонажи, хотя начинается драматический конфликт столкновением нескольких противоположных интересов. В динамично развивающемся сюжете сталкиваются характеры и интересы, противопоставляются не только люди, но и классы. Основные действующие лица романов - их герои - рисуются автором с величайшей глубиной проникновения в их типическую сущность.
Достоевский тоже не отрицал влияния среды на формирование характера и судьбы личности. Но он не считал человеческий характер исключительно следствием влияния социальных условий. Достоевского больше волнует другое, - то, каким образом социальная травма влияет на душу человека, как деформирует и калечит грубая и пошлая действительность прекрасные натуры.
Герои Достоевского не только переживают разлад с окружающим обществом, но и несут в себе груз порождённых ими ложных идей и иллюзий, а потому самым страшным врагом их являются они сами.
В центре внимания Достоевского стоит не нормальная и здоровая, а потрясённая, разорванная и больная психика. Его привлекает по преимуществу анализ ложных форм сознания и болезненных переживаний, порождённых современной ему общественной жизнью и нередко принимающих патологический характер.
Бальзак выводит людей, выдающихся по страстности, интеллекту, воле, активности, выражая в них свою веру в возможности человека; герои эти увидены в реальных современных обстоятельствах, укоренены в них и типичны в своей глубокой сущности, так что их необыкновенные личные качества придают особую рельефность их типичной природе. Для Бальзака тип - реальное олицетворение целого строя в наиболее мощном его развитии. Он и события сгущает, и нагнетает нередко до степени фантастики, но даёт им совершенно реальную основу: он производит подлинный переворот в жанре романа, строя фабулы не на истории любви в условной обстановке, а на сделках ростовщика или банкира, на истории магазина или имения, на корыстных махинациях прессы, на судьбе изобретения или открытия, на закулисной стороне предвыборной борьбы. Мощное кипение страстей и событий в его романах завязано вокруг материальных интересов и вокруг важнейших социальных, нравственных, философских проблем.
По мнению Бальзака, вовсе не нужно быть героем, избранником, великим человеком, чтобы вобрать в себя всю силу страдания и страсти. Трагедия современного общества уровнила всех. Самого маленького человека окружает ореол величия, когда он испытывает сильные страдания или большую страсть.
Герои Бальзака в большинстве случаев проявляют почти маниакальные страсти, причём одна ведущая страсть, как правило, определяет действие каждого из персонажей. События, развивающиеся в романе, являются в изображении Бальзака результатом столкновения различных страстей, стечения различных обстоятельств.
«Страсти героев Достоевского производят огромный эффект вследствие того, что заключают в себе важнейшие гуманистические ценности: это переживания того, что особенно дорого для человека как личности - его достоинства, чести, свободы, что является его индивидуальным достоянием и вместе с ним важно для каждого. Сила страстей у Достоевского и в том, что они целицельны, жизнетворны для людей: если страсти и не спасают его героев от моральных бездн и гибели, они всё-таки пробуждают в них потребность истинной жизни -жизни, достойной человека» [3, с. 367].
Главное внимание Бальзак-художник сосредотачивает на человеке как носителе определённых общественных функций. Конечная его цель - общество, которое он пристально изучает, стремясь познать законы, им управляющие. Недаром Бальзак называл себя «доктором социальных наук».
Характерной чертой Достоевского-художника является стремление при постановке любой крупной общественной и моральной проблемы показать разнообразие возможных человеческих взглядов и психологических позиций по отношению к ней. В романе Достоевского действие развивается почти всегда одновременно в бытовом и идеологическом плане. Каждое действующее лицо является не только участником описываемых событий, но и выразителем определённой точки зрения на них, представителем той или иной идеологической позиции по отношению к основным, интересующим Достоевского морально-философским вопросам.
Проблемы, которые волновали и мучили Достоевского, - это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Достоевский ведёт нас к познанию жизни своим особым путём, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным. Чаще всего счастье и смысл жизни, по Достоевскому, достигаются путём страданий.
Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти своё место в несправедливо устроенном мире.
В основоположнике французского реализма Бальзаке Достоевский ценит глубокого и трезвого аналитика современного бытия и сознания, но кардинально расходится с ним в философско-историческом осмыслении того и другого. Для Бальзака мир - объект, свидетельство о котором он пишет, общество и его законы - та загадка, которую он разрешает, исследование мира и приговор ему - его главная задача. Ну, а нравственные оценочные критерии, с которыми он подходит к миру, они для Бальзака всегда и всюду не подвергаемая вопросу, прочная, устойчивая данность. Он нигде и никогда не ставит перед собой задачи их обоснования - он «вводит» их в роман «готовыми» и судит мир на основании этой, «до романа» существующей и по отношению к нему «априорной», извне введённой в него системы ценностей.
У Достоевского всё наоборот, хотя он тоже судит и мир, и героя. Но он судит не из «готовой» системы ценностей. Утверждая её лишь в ходе опровержения жизненной позиции своего героя, он тем самым как бы заново выводит и обосновывает её в самом романе. И вот это-то выведение и обоснование коренных, исходных нравственно-оценочных первоначал, определяющих сам способ жизненной ориентации человека в мире, составляет ведущий, стрежневой сюжет романа.
Список литературы
1. Гроссман Л. П. Достоевский-художник. Творчество Достоевского. М. : Молодая гвардия, 1959. 404 с.
2. Фридлендер Г. М. Реализм Бальзака. М. : Наука, 1964. 371 с.