Научная статья на тему 'Мотив путешествия в романе Т. Эспедаля "идём! или Искусство ходить пешком": романтические традиции и новаторство'

Мотив путешествия в романе Т. Эспедаля "идём! или Искусство ходить пешком": романтические традиции и новаторство Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
365
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЗМ / ROMANTIC / МОТИВ / MOTIVE / РОМАН / ROMANCE / ПУТЕШЕСТВИЕ / TRAVEL / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лошанина М. Н.

В данной работе, с одной стороны, мы выявили черты романтического наследства в романе Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходит пешком» это мотив бегства как одна из вариаций концепта пути, путешествие как форма эскапизма, особое чувство природы, тема искусства. С другой стороны, мы определили, в чем проявляется новаторство Т. Эспедаля в романе «Идем! или Искусство ходит пешком». В произведении переосмысляется тема одиночества, отсутствует мистицизм и «Я» которое романтики ставили на первое место, автор играет с мировой философией, историей искусств и литературой XIX-XX вв. В этом автор особенно близок постмодернистам. Кроме того, мы выделили такие виды путешествий в романтической эстетике, как: путешествие изгнание, странничество, паломничество, возвращение из изгнания, скитальчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAVEL MOTIVE IN THE NOVEL "TRAMP. OR THE ART OF LIVING A WILD AND POETIC LIFE" T. ESPEDAL: ROMANTIC TRADITION AND INNOVATION

On the one hand, in this work we have identified features of the romantic inheritance in novel «Tramp. Or the art of living a wild and poetic life» T. Espedal. It's an escape theme as one of the way concept variations, the journey as an escapism form, a special nature sense, an art theme. On the other hand, we have identified T. Espedal innovation in the novel «Tramp. Or the art of living a wild and poetic life». The theme of loneliness is reconsider in the novel, no mysticism, no «I» the romance put in the first place, the author plays with the world philosophy, the art history and the literature of XIX-XX centuries. It is particularly close this author to the postmodernists. In addition, we have identified types of travel in the romantic aesthetics: the journey exile, wandering, pilgrimage, returning from exile, roam.

Текст научной работы на тему «Мотив путешествия в романе Т. Эспедаля "идём! или Искусство ходить пешком": романтические традиции и новаторство»

МОТИВ ПУТЕШЕСТВИЯ В РОМАНЕ Т. ЭСПЕДАЛЯ «ИДЁМ! ИЛИ ИСКУССТВО ХОДИТЬ ПЕШКОМ»: РОМАНТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

М.Н. Лошанина, студент

Иркутский государственный университет

(Россия, г. Иркутск)

Аннотация. В данной работе, с одной стороны, мы выявили черты романтического наследства в романе Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходит пешком» - это мотив бегства как одна из вариаций концепта пути, путешествие как форма эскапизма, особое чувство природы, тема искусства. С другой стороны, мы определили, в чем проявляется новаторство Т. Эспедаля в романе «Идем! или Искусство ходит пешком». В произведении переосмысляется тема одиночества, отсутствует мистицизм и «Я» которое романтики ставили на первое место, автор играет с мировой философией, историей искусств и литературой XIX-XX вв. В этом автор особенно близок постмодернистам. Кроме того, мы выделили такие виды путешествий в романтической эстетике, как: путешествие изгнание, странничество, паломничество, возвращение из изгнания, скитальчество.

Ключевые слова: романтизм, мотив, роман, путешествие, эстетика.

В наш XXI век пешие прогулки для нас стали способом добраться из пункта «А» а пункт «В», из нашей жизни исчезло то неповторимое чувство свободы, которое испытывает человек, когда он не торопясь прогуливается по тротуарам, мостовым, дорожкам и тропинкам. Путешествуя на автомобиле, самолете, корабле, мы не увидим то, что открывается взору обычного пешехода. От нас ускользает вся красота окружающего нас мира.

«Особого смысла в путешествиях в общем-то нет, подумаешь, тоже мне занятие - ездить и созерцать новые места. А вы попробуйте каждый день идти одним и тем же маршрутом, смотреть на одни и те же места - и при этом обнаружить что-нибудь новое. Хотя и улицы, и дома - те же самые. Просто попытайтесь взглянуть на них по-новому. Попытайтесь измениться, но при этом все-таки остаться самим собой».

Такими словами начинает свое произведение «Идем! Или Искусство ходить пешком» Томас Эспедаль.

Томас Эспедаль - это современный норвежский писатель, автор семи книг, в каждой их которых автор приглашает нас, читателей, порассуждать об истории, философии, литературе и многом другом.

В его романе «Идем!» мы можем выявить не только мотив путешествия, который, безусловно, является лейтмотивом всего произведения, но и другие черты романтизма. И, несмотря на то, что эпоха романтизма прекратила свое существование, Т. Эспедаль обращается к традициям и эстетики этого направления серьезно без иронии и деконструкции. Так, в своей работе мы пытаемся выявить эти черты романтизма, а также определить, в чем заключается новаторство автора. В этом мы видим актуальность нашей работы.

Новизна работы состоит в том, что исследуется роман XIX века норвежского писателя Томаса Эспедаля и рассматривается с точки зрения традиций романтизма.

Цель данной работы - выявить романтические традиции и новаторство в романе Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходит пешком».

Задачи исследования:

1. Проследить истоки мотива путешествия в европейской литературе;

2. Предложить классификацию видов путешествий в эстетике романтизма;

3. Выявить черты романтического наследства в романе Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходит пешком»;

4. Определить в чем проявляется новаторство Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходит пешком».

Объектом исследования является роман Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходит пешком».

Предметом является мотив путешествия.

Материал исследования: роман Т. Эс-педаля «Идем! или Искусство ходить пешком», Ф. Р. де Шатобриан «Рене», Новалис «Генрих фон Офтердинген», Д.Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», Генрих Гейне «Германия. Зимняя сказка», Ч.Р. Мэтюрин «Мельмот Скиталец»

Теоритическая база: Берковский Наум «Статьи и лекции по зарубежной литературе», «Романтизм в Германии»; В. В. Ванслов «Эстетика романтизма»; В.М.Жирмунский и Н.А.Сигал «У истоков европейского романтизма»; Габитова Р.М. «Эстетика немецкого романтизма».

Методы, применяемые для исследования: мотивный; биографический; сравнительно-исторический.

1. Мотив путешествия в романтической традиции

1.1. Эстетика романтизма

Эпоха романтизма исследуется уже не одно столетие. Многие известные ученые в своих научных работах обращались к этому феномену в искусстве и в литературе в частности.

Так, В.В. Ванслов определяет романтизм как крупнейшее художественное направление, составившее эпоху в историческом развитии искусства и распространившееся в начале и в первой половине XIX века почти во всех европейских странах, а также в Соединенных Штатах Америки. Как идеологическое явление романтизм шире искусства, он захватил различные области культуры (социологию, политэкономию, философию, религию, естествознание и даже медицину). Однако в искусстве романтизм развился наиболее полно и широко, создав художественные ценности непреходящего исторического значения. Романтическое направление распространилось между годами 1794 (когда окончилось восходящее движение французской буржуазной революции) и

1848 (когда вновь вспыхнули буржуазно-демократические революции). В этот период оно стало в европейском искусстве господствующим. Романтизм существовал наряду с эпигонствующим классицизмом и в борьбе с ним, а впоследствии параллельно с критическим реализмом. В середине XIX века он утрачивает свое господство, уступая место другим направлениям [4, с. 10-22].

В статье Теория западно-европейского романтизма А.С. Дмитриев пишет, что для большинства романтиков, особенно ранних, характерны прямые или неосознанные глубокие философские искания. Исходной философской базой романтизма является ярко выраженное идеалистическое мировоззрение, развивавшееся преимущественно в направлении от субъективного идеализма к объективному. Идеалистический порыв к бесконечному, как одна из характерных идейно-эстетических позиций романтиков являлся реакцией на скептицизм, рационализм, холодную рассудочность Просвещения. Романтики утверждали веру в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу. Основанием мироздания они полагали духовное бытие.

Для системы романтического мышления характерно стремление к охвату явлений в их взаимосвязи и всеобщности, к универсализму, как любили говорить сами романтики. Именно как одно из выражений этой философской позиции и сложилась глубоко новаторская и плодотворная концепция мировой литературы [10, с. 12].

Говоря об эстетике романтизма Габито-ва в своей статье «Эстетика немецкого романтизма» пишет, что весь смысл поэзии состоял, с точки зрения романтиков, в выражении внутреннего мира художника как единственно истинного и противоположного действительному миру, как неистинному. Истинность же внутреннего мира заключалась в том, что человек выступал в нем сопричастным бесконечному, божественному, тогда как в эмпирической действительности он был обусловлен, конечен, ограничен. Только во внутреннем мире своей души человек находил убежище от враждебного ему реального мира,

только в нем он ощущал себя поистине свободным. Внешний мир как бы вытеснялся, подменялся внутренним миром поэтического гения. Именно в этом заключалась, по мнению романтиков, исключительная роль поэзии. Соответственно непомерно преувеличивалась и абсолютизировалась в романтической эстетике и общественная функция поэта.

Стремление ранних романтиков сделать всеобщим достоянием всю художественную культуру человечества в ее историческом развитии определялось их расширенным толкованием роли и значения поэзии не только в общественной жизни, но и вообще в жизни природы - универсума. Характерная особенность романтической эстетики заключалась в попытках романтиков эстетизировать всю природу [7, с. 62].

В эстетике позднего романтизма еще более усиливается разрыв между идеалом и действительностью. Поэтический мир продолжает пониматься как противоположный реальному общественному миру. Но существенно изменилась содержательная трактовка поэтического идеала, который у многих романтиков оказался приближенным к идеалу средневековой аскетически-религиозной жизни. Из идеального поэтического мира изгоняются всякие чувственные начала: наслаждение, личное счастье, любовь [7, с. 62].

Важным для романтиков было бегство от действительности, но как пишет В.В. Ванслов в своей работе «Эстетика романтизма»: «Бегство от действительности в духовный мир как таковой далеко не всегда удовлетворяло романтиков. Им хотелось, чтобы их идеал, хотя он и духовен по своей сущности, не оставался бы все-таки только бесплотной мечтой, а приобрел бы какие-то более осязаемые формы. Поэтому отрешение от низменной материальной практики с ее эгоизмом и злом, враждой и корыстью и вознесение в высший духовный мир с его идеальной любовью нередко подкреплялось в искусстве, так сказать, «территориально». Романтики в мыслях, а иногда и в действительности бежали от буржуазного общества за его реальные пространственные пределы».

Самой популярной и широко распространенной формой такого бегства был уход в природу, которая приобрела в творчестве романтиков идеальное значение.

Романтики «бежали» от действительности и этот побег нашел отражение в одном из традиционных романтических мотивов - мотиве путешествия.

1.2. Мотив путешествия

Древний мотив человеческих странствий, восходящий к мифологии, античной литературе, библейским текстам, приобрел именно в романтизме особую значимость, выразил самую суть романтического мироощущения. Устремленные к "вечному" и "абсолютному", романтики вместе с тем обладали обостренным чувством изменчивости, динамики жизни, "льющейся через край" (Л. Тик), её "бесконечного становления" (Ф. Шлегель). Царящее в мире движение выражается в постоянных перемещениях, скитаниях романтических героев ("Генрих фон Офтердинген" Новалиса, "Странствия Франца Штернбальда" Л. Тика, "Из жизни одного бездельника" Эйхендорфа, "Паломничество Чайльд Гарольда" Байрона, "Рене" Шатобриана и т.д.).

Художественный мотив странствий выражал и специфику реальных биографий романтических творцов с их принципом "жизнь и поэзия - одно" - достаточно вспомнить знаменитые "рейнские странствия" Арнима и Брентано, путешествия по Германии Вакенродера и Тика, скитания Шатобриана, Байрона, Шелли, м-м де Сталь и др. Большинство писателей-романтиков не знало спокойной, оседлой жизни, странничество становилось их уделом [14, с. 275].

Романтическая трактовка образа Пути, как правило, вытекает из рассказа о странствии - реальном путешествии (скитании, паломничестве), отраженном в очерке, путевом дневнике или письме, или о вымышленном погружении в альтернативную реальность (историческое прошлое, мир легенд или собственной фантазии, эстетических идеалов, мечты, моральной или социальной утопии) [5, с. 8].

Идея пути многомерна и может быть представлена в самых разнообразных ас-

пектах. Реальное путешествие в определенном физическом пространстве (по проторенной дороге или через лес, в горах, по реке, морю, или даже через пустыню) совершается с той или иной целью и имеет некую протяженность в пространстве и времени. В пути встречаются непредвиденные препятствия (горы, река, разрушенный мост, закрытые ворота крепостной стены и др.), осложнения (можно сбиться с пути, блуждать по незнакомым местам), испытания (неожиданная встреча с разбойниками или еще с каким-либо недругом, поединок) и другие опасности (непогода, буря, шторм на Море и т.п. природные обстоятельства). При этом очень важны такие моменты, как начало пути (отправление, отплытие) и его конец, а нередко и середина как знаменательная веха. Реальное путешествие совершается чаще всего линейно, по горизонтали, реже по вертикали (например, восхождение на гору). Итогом его может быть или достижение желаемой цели, или неудача, или какое-то событие катастрофического характера. По этой общей канве реального путешествия поэтический образ пути воплощается во множестве вариаций конкретных событий и фигуральных смыслов [21, с. 98-99].

1.3. Образ странника

Странствие и странник могут осмысляться и оцениваться самым разным образом в зависимости от цели странствия и жизненных установок того, кто его предпринимает.

"Положительные" образы странника -это и паломник к святым местам, и странствующий средневековый рыцарь, и любознательный путешественник эпохи Просвещения, изучающий нравы других народов. Все эти странники имеют вполне определенные цели, как пространственно-географические, так и жизненные: духовные, образовательные, прагматические.

Есть и другой, условно говоря, "отрицательный" тип странника, чьи скитания вынуждены и бесконечны, так как не имеют конкретной цели, кроме беспокойной потребности движения, осознанного или неосознанного желания уйти от самого себя. Этот тип странника впервые получил ши-

рокое распространение в западноевропейских литературах именно в эпоху романтизма и может в известной мере считаться одной из ее характерных примет.

Ранее на проклятых скитальцев смотрели как бы со стороны, как на вестников беды: легенды говорили о том, что встреча с ними служит дурным предзнаменованием, опасна. Романтики впервые попытались сочувственно изобразить судьбу этих героев, проникнуть в их внутренний мир. Проклятые скитальцы - люди особенные, ни на кого не похожие, а романтик как раз и ценит себя как личность особенную, неповторимую, уникальную [13, с. 51-52].

1.4. Виды путешествий в романтическом искусстве

В ходе научной работы нам удалось выделить основные виды путешествий в романтическом искусстве.

1. Путешествие изгнание. Изгнание -это насильственное и необратимое отсечение человека от родных мест, человеческого "я" — от его подлинного дома; тоска изгнанника неисцелима [19; электрон].

Такую тоску изгнанника чувствует Ре-не, герой одноименной повести Франсуа Рене де Шатобриана. Рождение Рене стоило его матери жизни. Отец был строг с ним, и мальчик очень привязался к сестре Амели, она была единственным близким ему существом. После смерти отца объятый меланхолией Рене покидает родные края и отправляется в путешествие по Европе, посещает Грецию, Италию, Шотландию; он созерцает древние руины и размышляет о судьбах мира, воссев на вершине вулкана, и нигде душа его не находит успокоения. Рене возвращается домой, где его ждет любимая сестра Амели, но та чахнет от непонятной болезни и, наконец, удаляется в монастырь; в день пострижения Рене случайно узнает ее страшную тайну: Амели питает преступную страсть к нему, своему родному брату, и именно поэтому бежит от соблазнов мира в монастырь. Р., в отчаянии сознающий себя причиной горя Амели, избирает себе другое прибежище: он уезжает в Америку

Герой обречен на вечное изгнанничество, поэтому в финале повести именно к Рене обращает знаменитые слова индеец

Шактас: «Счастье обретается лишь на проторенных путях». «Проторенные пути» — это возвращение к людям, лекарство от вселенской тоски. Рене и сам мечтает о подобном исцелении, недаром он просит натчезов принять его в число воинов племени и мечтает зажить такой же простой и чистой жизнью, как и они. Однако излечиться Рене не суждено; и среди индейцев он остается человеком, абсолютно разочарованным в жизни, лелеющим свою скорбь.

2. Странничество. Этот вид путешествия можно рассмотреть на примере романа Новалиса «Генрих фон Офтердингер». Генрих, главный герой романа, покидает дом отца, родную Тюрингию и отправляется на родину матери. По дороге он встречает многих людей различных профессий и складов ума. Всех он слушает с присущей ему внимательностью и интересом. Из каждой выбранной истории герой извлекает что-то новое для себя, обнаруживает новые стороны жизни. Тема странничества появляется с самого начала, становясь не только желанием увидеть новые места, но воплощением романтического страстного стремления к неизведанному, к поиску истины. Странничество влечёт героя во второй мир, который приоткрывается ему с помощью поэзии. Со странничеством связан и центральный символ (голубой цветок). Генрих воспринимает цветок как призыв к постижению неведомого.

3. Паломничество - путешествие по святым местам. Яркий пример - это поэма Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Внимание современных Байрону критиков привлекла несообразность или "анахронизм" в использовании слова "паломничество" в заглавии, ведь герой поэмы ничем не напоминает отправившегося в странствие к святым местам рыцаря. Действительно, название поэмы иронично, ведь паломничество предполагает ясно осознанную священную цель, а как раз ее-то Чайльд Гарольд лишен.

Цель путешествия Чайльд Гарольда -уйти от действительности как можно дальше, неважно куда; герой не стремится достичь какой-либо реальной цели, а напротив, бежит от нее. Чайльд Гарольд,

предлагая современный аналог вечного образа проклятого странника, связывает мотив бесцельного и неприкаянного странствования с определенным социально-психологическим типом разочарованного романтического героя [13, с. 68-70].

4. Возвращение из изгнания. Ярким примером такого путешествия становится произведение Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка». Его путешествие отчасти реальное, местами вымышленное. За долгую дорогу перед глазами героя проходили большие и малые города, забытые деревни, речные и лесные просторы. Герой размышляет о прошлом Германии, о ее настоящем и будущем. Это своего рода лирический дневник, запечатлевший радость, гнев, боль автора, его странную любовь к отчизне. А термин сказка в названии - это знак игры, которую Гейне ведет с читателем. Сказка оправдывает вторжение мифов и легенд в описание довольно обычной поездки.

5. Скитальчество - это странствие без цели. Такой вид путешествия мы видим в романе Чарльза Роберта Мэтюрина «Мельмот Скиталец». Однажды ночью, при свете луны, Мельмот является в Испании своей возлюбленной Иммали и говорит: «Мне поручено попирать ногами и мять все цветы, расцветающие как на земле, так и в человеческой душе... все, что попадается на моем пути». Мельмот, таким образом, приобретает черты обречённого на странствия и вечные скитания, мучителя и мученика одновременно. Сатана и спаситель в одном лице.

Скиталец, и его характер, демонический, мрачный, романтический, мизантропический и, в то же время, привлекательный, все полнее вырисовывается перед читателями на протяжении произведения. Скиталец воплощает в себе дьявольское, злое начало, но и участь его самого трагична, он - жертва, "несчастный". Своим долголетием, страшной участью он наказан за стремление проникнуть в тайны мироздания. Он в совершенстве познал сущность человека, особенности цивилизации; опыт и знания его огромны, и это приводит его к самым мрачным выводам. Он ненавидит и презирает людей. Человече-

ское общество, по его словам, устроено плохо, жизнь людей "злонамеренна и вредна, а смерть ничтожна". Люди, по его мнению, «озабочены только тем, какими средствами умножить страдания, как свои собственные, так и других людей <...> если учесть, что занимаются этим делом они всего каких-нибудь четыре тысячи лет, то надо отметить, что они добились немалых успехов».

С сарказмом говорит Скиталец о том, что лучший способ уменьшить страдания людей - каннибализм: «так как человеческая жизнь всегда бывает несчастной <...>, то можно считать, что это самый гуманный и полезный способ одновременно насытить людей и уменьшить человеческие страдания» [18, электрон].

Но странствует не только герой, но и читатель, потому что вставные новеллы позволяют перенестись из одного в пространство в другое. Читатель может посетить Англию, Испанию и т.д.

Итак, в первой части исследования, обратившись к эстетике романтизма, мы выяснили, в чем особенности романтического мышления, а также, что главным для романтиков было бегство от действительности. Кроме того мы рассмотрели историю возникновения и художественные особенности мотива путешествия, которому присущ свой тип героя: «положительного» или «отрицательного» странника. Также была предложена классификация видов путешествий (скитальчество, паломничество, странничество и т.д.).

2. Романтические традиции и новаторство в романе Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходить пешком»

2.1. Черты романтического наследства в романе Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходить пешком»

В данной работе автор сравнил роман «Идем! или искусство ходить пешком» с некоторыми произведениями романтизма и выявили следующие черты романтизма:

1. Мотив бегства - одна из вариаций концепта пути. Герой «Идем!» сбегает из своего дома, оставляет все, что ему дорого. И в этом он близок, например, Чайльд Гарольду, герою произведения Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Толч-

ком к путешествию для героев становится скука, жажда новых впечатлений. Прошлая жизнь для них как будто остановилась и, только путешествуя, они вновь почувствовали что живут. Герои посещаю одни и те же места: Стамбул, Италия, Греция. Романтических героев тянула в эти места, потому что они открывали перед путешественником широчайшие философские и исторические горизонты, пространство для размышлений о мире и месте человека в нем.

2. Путешествие как форма эскапизма. Герой говорит: «Я мечтаю исчезнуть. Пропасть. Выйти однажды за дверь - и уже никогда не вернуться. Я мечтаю стать другим. Покинуть друзей и семью, покинуть самого себя и стать другим». И потом чуть позже: «Дорогая. Сегодня я ухожу от тебя». И новая глава начинается словами: «Оборвать все связи, прекратить все отношения». Мы понимаем, что герой хочет и, как результат, сбегает от реальности.

3. Для романтиков характерно особое чувство природы. В романтических произведениях описание природы сопоставляется с чувствами героя. В природе заложены возможности цивилизации. Все будущие возможности цивилизации, мира культуры романтики ищут в природе. Природа для них - кладовая цивилизации. То же самое и у Т. Эспедаля В его произведении особенно поражает описание Греции, Италии, а также и Норвегии.

4. Путешествие может быть и в альтернативную реальность, уход в вымышленный и причудливый мир, в романтическое далёко присутствует в текстах практически всех романтиков. И «Идем!» не исключение. Герой путешествует в своих воспоминаниях, снах однако главное место в произведении занимает физическое перемещение. Как и Чайльд Гарольд герой «Идем!» видит сны, которые становятся тоже своего рода путешествиям, но уже не в реальном времени и пространстве.

5. Хаос - для романтиков был истинной гармонией, поэтому для их произведений характерна фрагментарность, то же мы видим и в «Идем!». Например, описывается, что герой идет в театр на спектакль «Сон в летнюю ночь» Шекспира и уже в следую-

щем абзаце дается отрывок из этого произведения. Или говорится, что герой отправил письмо и следом идет само письмо, причем мы понимаем, что его не читает не герой, а жена, которой он его отправил.

6. Романтики также обращались к теме искусства, которое тоже в свою очередь является путешествием. Герой «Идем!» также как и Чайльд Гарольд говорят о том, что именно в пути лучше сочиняются произведения, легче мыслится. Герой «Идем!» приводит в пример многих известных деятелей культуры: художников, музыкантов, писателей. Он говорит, что в процессе создания своих произведений одни из них отправлялись в путешествия, другие просто выходили на прогулку. Мотив искусства напрямую связан и с название произведения. Ходьба понимается не просто как повседневное физическое действие, а как искусство.

7. Характерно для героя также мифотворчество. Например, басня о смерти Эзопа рассказанная путниками: историком со своей женой, которые встретились герою в Греции.

2.2. Новаторство Т. Эспедаля в романе «Идем! или Искусство ходить пешком»

Но так как «Идем!» это современное произведение и поэтому оно во многом отличается от романтизма. Вот те отличия, которые нам удалось выявить:

1. Странник в романтизме, как правило, одинок в своих скитаниях-исканиях, в отличие от «Идем!», в котором герой путешествует со своим другом (Нарве).

2. В «Идем!» отсутствует мистицизм, который был близок романтикам.

3. Отсутствие «Я», которое романтики ставили на первое место, противопоставляя его «не Я». В «Идем!» герой подкрепляет свои действия и мысли примерами их жизни и истории, тем самым объединяясь с «не Я».

4. Автор стремится из путешествия сделать философию. Все свои размышления герой подкрепляет ссылками на работы многих известных философов. Например: «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо И сам герой предстает перед читателями как философ.

5. Герой в произведении описывает жизнь и творчество многих известных художников, скульпторов, музыкантов, Например: Сати, Джакомети, Бальтазар, Рембо. И складывается впечатление, что путешественник с ними знаком.

6. Говоря о названии, хотелось бы отметить то, что у произведения два названия. Одно название, одно имя - в этом претензия на замкнутость в севе и окончательность. Наличие двух названий указывает на открытость и готовность идти в разные стороны, никому не отказано и далее общаться с идеей, делиться с нею своим содержанием, идти свои путем.

7. Автор играет с мировой философией, историей искусств и литературы XIX-XX вв. В этом он близок постмодернистам, потому что создается интертекст. Например, упоминание произведение Ж-Ж. Русско «Исповедь». Но с другой стороны, игровое мышление было свойственно уже романтизму (романтическая ирония).

Итак, во второй части исследования, автором были выявлены черты романтизма в романе Т. Эспедаля «Идем!», путем сопоставления его с классическими произведениями романтизма, такими как «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Г. Байрона, «Германия. Зимняя сказка» Г. Гейне, и многими другими. В процессе работы мы выяснили, что автор во многом отходит от эстетики романтизма. Так, нам удалось определить, в чем проявилось новаторство Т. Эспедаля в его романе «Идем!».

Заключение. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что в романе Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходит пешком» мы можем найти как романтические традиции, так и особенности, присущие только этому произведению. В первой главе мы проследили истоки мотива путешествия в европейской литературе и выяснили, что мотив путешествия -древний, он восходит к мифологии, античной литературе, библейским текстам, но именно в романтизме он приобрел особую значимость и выразил самую суть романтического мироощущения. А также в это главе нами была предложена классификацию видов путешествий в эстетике романтизма. Мы выделили такие виды путеше-

ствий как: путешествие изгнание, стран- историей искусств и литературой XIX-ничество, паломничество, возвращение из XX вв. В этом автор особенно близок по-изгнания, скитальчество. Во второй главе стмодернистам. Но несмотря на постмо-нам с одно стороны удалось выявить чер- дернистские приемы, Томас Эспедаль об-ты романтического наследства в романе ращается к традициям романтизма серьез-Т. Эспедаля «Идем! или Искусство ходит но, без иронии и деконструкции, что в со-пешком», это мотив бегства как одна из временных условиях кажется почти неве-вариаций концепта пути, путешествие как роятным - и потому необыкновенно инте-форма эскапизма, особое чувство приро- ресным.

ды, путешествие в альтернативную реаль- Эта работа была нашим первым шагом,

ность (вымышленный причудливый мир), в дальнейшем она будет продолжена в Хаос - истинная гармония, тема искусства, компаративном аспекте. В ходе которой мифотворчество. С другой стороны мы мы будем сравнивать произведение определили, в чем проявляется новаторст- «Идем! или Искусство ходить пешком» во Т. Эспедаля в романе «Идем! или Ис- Т. Эспедаля со скандинавским, русским и кусство ходит пешком». В произведении другими литературными контекстами. В переосмысляется тема одиночества, отсут- данной научной работе нам удалось вы-ствует мистицизм и «Я» которое романти- явить черты романтической эстетики в роки ставили на первое место, автор стре- мане, но также и то, что ее отличает и па-мится сделать из путешествия философию, раллельно сближает с литературой модер-роман можно воспринимать как интер- низма и постмодернизма. текст, автор играет с мировой философией,

Библиографический список

Художественная литература

1. Эспедаль Т. «Идем! или Искусство ходить пешком» / Пер. с норвежского Мурадян К. - Гаятри, 2007. - 208 с.

2. Ф.Р. де Шатобриан «Рене».

3. Новалис «Генрих фон Офтердинген».

4. Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд Гарольда / Пер. с англ. В Левика. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 240 с.

5. Генрих Гейне «Германия. Зимняя сказка».

6. Мэтюрин Ч.Р. «Мельмот Скиталец».

Научная литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Барсова И.Л. Тема странничества в песнях Шуберта и Малера // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького-М.: Наука, 2005. -С. 156-165

2. Берковский Н. Статьи и лекции по зарубежной литературе. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 480 с.

3. Берковский Н. Романтизм в Германии. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 512 с.

4. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. - 396 с.

5. Вишневская H.A. Еще одна вечная метафора в романтическом контексте / H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 7-10.

6. Вишневская H.A. Тяжкий путь познания // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 10-36.

7. Габитова Р.М. Эстетика немецкого романтизма // История эстетической мысли. -М., 1985. Т. 3. - 62 с.

8. Гречаная Е.П. Путевой дневник как форма самосознания // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 307-324.

9. Данилова И.Е. О пути-дороге // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 375-383.

10. Дмитриев А.С. Теория западно-европейского романтизма // Литературные манифесты западно-европейских романтиков / под ред. А.С. Дмитриева. - М., Изд-во Моск. унта, 1980. - 639 с.

11. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. - М.: Наука, 1978. - 206 с.

12. Жирмунский B.M. У истоков европейского романтизма / B.M. Жирмунский, H.A. Сигал // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести / B.M. Жирмунский, H.A. Сигал. - Л.: Наука, 1967.

13. Зыкова Е.Л. Романтическое странствие как проклятие: путь в никуда // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького-М.: Наука, 2005. - С. 51-74.

14. Карташова И.В. Путешествие Гоголя в Италию в контексте романтических странствий // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 275-290.

15. Коровин A.B. Трансформация жанра путевого очерка в творчестве Х.К. Андерсена // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 324-344.

16. Лагутина И.H. «...Пространством и временем полный...»: раннеромантический художник в поисках идентичности (По роману Новалиса "Генрих фон Офтердинген") // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 36-51.

17. Ненарокова Ы.Р. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»: стилизация в духе романтизма // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. -С. 290-307.

18. Рейфман П. Кто такой Мальмот? [Электронный ресурс] / П. Рейфман. - URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/rejfman-kto-takoj-melmot.htm (дата обращения: 25.03.2016).

19. Саид Эдвард Б.. Мысли об изгнании [Электронный ресурс] / Эдвард Б. Саид пер. с англ. С. Силаковой. - URL: http://greylib.align.ru/465/edvard-b-said-mysli-ob-izgnanii.html (дата обращения: 25.03.2016).

20. Сапрыкина Е.Ю. Отступить, чтобы приблизиться // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 239-275.

21. Соколова Т.В. Вариации концепта пути в поэзии Альфреда де Виньи // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 98-120.

22. Топоров В.Н. Путь // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М., 1980. - Т. 2. -С. 352-353.

23. Федосёнок И.В. Грани романтического сознания: путешествие в мир альтернативной реальности (Художественный мир Натаниэля Готорна) / И.В. Федосёнок // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 165-203.

24. Халтрин-Халтурина Е.В. Эпохальный для английского романтизма переход Уильяма Вордсворта через Альпы: от фантазии к воображению // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького-М.: Наука, 2005. - С. 120-142.

25 Чекалов К.А. Мореплавание и шторм: от прозы барокко к ранним романам Э. Сю // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 74-98.

26. Шевякова Э.Н. Долгое эхо романтических идей // Романтизм: вечное странствие / отв. ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. - М.: Наука, 2005. - С. 344-375.

THE TRAVEL MOTIVE IN THE NOVEL «TRAMP. OR THE ART OF LIVING A WILD AND POETIC LIFE» T. ESPEDAL: ROMANTIC TRADITION AND INNOVATION

M.N. Loshanina, student Irkutsk state university (Russia, Irkutsk)

Abstract. On the one hand, in this work we have identified features of the romantic inheritance in novel «Tramp. Or the art of living a wild and poetic life» T. Espedal. It's an escape theme as one of the way concept variations, the journey as an escapism form, a special nature sense, an art theme. On the other hand, we have identified T. Espedal innovation in the novel «Tramp. Or the art of living a wild and poetic life». The theme of loneliness is reconsider in the novel, no mysticism, no «I» the romance put in the first place, the author plays with the world philosophy, the art history and the literature of XIX-XX centuries. It is particularly close this author to the postmodernists. In addition, we have identified types of travel in the romantic aesthetics: the journey exile, wandering, pilgrimage, returning from exile, roam.

Keywords: romantic, motive, romance, travel, aesthetics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.