Научная статья на тему 'МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ И. А. БУНИНА'

МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ И. А. БУНИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
538
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. БУНИН / РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО / "ОРЛОВСКИЙ ВЕСТНИК" / ОЧЕРК / РАССКАЗ / ОБЕЗДОЛЕННЫЕ / ПЕЙЗАЖ / ДЕРЕВНЯ / МУЖИК / БАРИН / ОДИНОЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михеичева Екатерина Абдул-маджидовна

В статье рассматриваются ранние произведения Бунина, в которых звучит мотив одиночества - один из постоянных мотивов в творчестве писателя. Проведенный анализ свидетельствует, что в этих ранних произведениях берут начало основные темы, проблемы и образы будущей (зрелой) прозы писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVE OF LONELINESS IN I. A. BUNIN’S EARLY CREATIVITY

This article examines the early works of Bunin, in which the motive of loneliness sounds - one of the constant motives in the writer’s work. The analysis carried out shows that these early works are the origin of the main themes, problems and images of the future (mature) prose of the writer.

Текст научной работы на тему «МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ И. А. БУНИНА»

УДК 821.161.1Бунин.06

Е. А. Михеичева Мотив одиночества в раннем творчестве И. А. Бунина

В статье рассматриваются ранние произведения Бунина, в которых звучит мотив одиночества -один из постоянных мотивов в творчестве писателя. Проведенный анализ свидетельствует, что в этих ранних произведениях берут начало основные темы, проблемы и образы будущей (зрелой) прозы писателя.

Ключевые слова: И. А. Бунин, раннее творчество, «Орловский вестник», очерк, рассказ, обездоленные, пейзаж, деревня, мужик, барин, одиночество.

Ekanerina A. Mikheicheva The motive of loneliness in I. A. Bunin's early creativity

This article examines the early works of Bunin, in which the motive of loneliness sounds - one of the constant motives in the writer's work. The analysis carried out shows that these early works are the origin of the main themes, problems and images of the future (mature) prose of the writer.

Keywords: I. A. Bunin, early work, «Orlovsky Vestnik», essay, story, disadvantaged, landscape, village, man, master, loneliness.

Юношеские годы И. А. Бунина и его формирование как писателя связаны с Орлом. В газете «Орловский вестник» в период с 1889 по 1896 г. молодой писатель публикует рассказы, очерки, статьи, переводы, стихи, заметки, театральные рецензии, многие - без подписи. Очевидно, корреспонденции о театральном деле в Ельце или статьи «Крестьянский кредит в Мценском уезде», «Важная отрасль нашей промышленности»1 и другие подобные статьи Бунин считал ниже своего писательского дара. В 1891 г. как приложение к «Орловскому вестнику» выходит первый сборник стихов Бунина, а в 1896 г. в 25 номерах газеты публикуется перевод Бунина «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло.

Во всех рассказах и очерках, опубликованных в «Орловском» вестнике», очень сильны местный колорит и автобиографическое начало. В названиях населенных пунктов Буниным представлена почти вся карта Орловской губернии: Озерки, Бутырки, Новоселки, Выселки, Вор-гол, река Воргол, Орловско-Грязская железная дорога. Один из героев -Павел Петрович Воргольский («Помещик Воргольский») - носит имя населенного пункта и реки одновременно - Воргол. Тот же Павел Петрович Воргольский характером напоминает отца писателя, действие в рассказе ведется от лица героя-повествователя, молодого человека -

Раздел 1 • Способы изображения человека и мира в литературе XIX—XXI веков Ивана Алексеевича. Не только именем, но и «приметами» - упрямство, неуступчивость в споре, увлечение толстовством - герой напоминает автора. Позже, в «Жизни Арсеньева», Бунин вернется в места своей юности, и на страницах романа возникнут известные всем жителям Орла названия: Пушкарная слобода, улицы Московская, Карачевская, Болховская, реки Ока, Орлик.

В 1889 г. в «Орловском вестнике» было опубликовано два рассказа Бунина с одним названием - «Божьи люди». Обе публикации раскрывают тот грустно-ироничный подтекст, который вкладывает автор в понятие «божьи люди». Первый рассказ, с подзаголовком «Два странника» и жанровым определением «очерк», вошедший в № 125 «Орловского вестника» за 1889 г., был перепечаткой (с авторскими правками) более ранней публикации (в журнале «Родина», 1887 г.).

Герои рассказа - «странники» Тимоша и Рафаил. Тимоша, слабый, больной, мечтает о временном прибежище «у одной из его покровительниц и кормилиц» - старой девы-помещицы. Он считает барыню, от безделья ставшую благодетельницей, «великой угодницей божьей» и мечтает отправиться «в Троицкую лавру встречать божий праздник». «Господа люблю» - признается он случайному попутчику, «широкоплечему, приземистому мужику» Рафаилу.

В кабаке, где отогреваются странники, происходит главное событие, помогающее понять, насколько разными могут быть «божьи люди». Рафаил сознательно спаивает мужика Савелия, у которого в «гамане» много денег. Тимоша, узнав о дурных намерениях своего попутчика, пытается вразумить его: «Кормилец милостивый!.. Не губи ты его душу! Не льстись... Ведь он без покаяния в ад пойдет... Братик, родной!»2, но Рафаил доводит задуманное до конца. В поле, в метель Тимоша замерзает, вспомнив перед смертью «все, от самого детства и до последних дней» и продолжая славить Господа.

В раннем «очерке» нашли воплощение мотивы и художественные приемы, характерные для творчества Бунина. Мотивы «обезбожива-ния» и потери нравственных ориентиров, ведущих к преступлению, оскудения дворянства, одиночества человека в мире.

Особое мастерство Бунина-пейзажиста отмечено многими исследователями. Описание пугающей Тимошу метели, «низкого облачного неба», «сильного северо-восточного ветра», который «неистово крутил в воздухе снежными пушинками»3 помогает автору показать безысходное одиночество и неприкаянность его героя. В конце рассказа контрасты пейзажей, летнего и зимнего, раскрывают трагедию несостоявшейся жизни. Там, в счастливом детстве - «яркий полдень. Все го-

Section 1 • Ways of depicting a person and the world in the literature of the XIX—XXIth centuries рит и сверкает в солнечном свете». Здесь, в ожидании смерти - «ветер резкий и пронзительный налетал на него, поднимал облако холодной пыли, хлестал в лицо и спину Тимоше»4.

Второй рассказ с тем же названием - «Божьи люди» - имел подзаголовки «Очерк из жизни обездоленных» и «Судоржный». Рассказ был опубликован в газете «Орловский вестник» в номерах № 150, 152 за 1891 г. Здесь также широко представлены орловские реалии: «Ор-ловско-грязская железная дорога» (железная дорога Грязи - Елец была построена в 1868 г.), «елецкий купец», «Баскаковская деревня». Тема «божьих людей» в данном рассказе раскрывается Буниным по-иному: множеству «Рафаилов» противопоставлен только герой-повествователь, единственный из пассажиров поезда пожалевший «судоржного».

Действие рассказа происходит в поезде, и это тоже характерный для творчества Бунина прием. В бунинском тексте хронотоп «дорога» связан с тремя видами средств передвижения, и каждый имеет свой смысл и значение. Первый вид - разные типы лошадиных упряжек: грязный тарантас, на котором «статный военный» подкатил к «длинной избе» («Темные аллеи»), беговые дрожки «молодого купца Красильщи-кова» («Степа»), тройки и пары лошадей, на которых разъезжают герои новелл «Антигона», «Зойка и Валерия», «Чистый понедельник» и других5. Второй вид - поезд, символизирующий дальний путь, расставание надолго («Иоанн Рыдалец», новеллы «Руся», «Кавказ», «Генрих» из «Темных аллей», роман «Жизнь Арсеньева»). Третий вид - пароход - позволяет герою ощутить безбрежность жизни («Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Отто Штайн»), любви («Солнечный удар», «Визитные карточки»).

В раннем очерке «Божьи люди» у автора более скромные задачи: ему необходимо собрать в одном месте разных людей и на какое-то время соединить их во времени и пространстве. Вагон третьего класса - наиболее удачное место для встречи «обездоленных». Священник «с благодушным лицом», «елецкий купец», «русый и худощавый юноша», мужики, старуха-богомолка, кондукторы и главные действующие лица - «мужик в истрепанном армячишке» и его «сыночек», «идол».

Происходящее передается от лица героя-повествователя, интеллигентного молодого человека, которому кажутся дикими и попытки пассажиров усмирить «судоржного», «душевно-больного», «припадочного»6, и особенно история его сумасшествия, рассказанная отцом. «Обмирать» мальчик начал после того, как барин из ружья стал палить в забравшихся в сад за яблоками мальчишек. По-настоящему

Раздел 1 • Способы изображения человека и мира в литературе XIX—XXI веков «затосковал» парень с тех пор, как отец, заподозрив Митьку в попытке изнасилования соседской девчонки Анютки, «сгреб сына за ногу да об межу.». После болезни Митька «стал злой, как дьявол», а «прошлый год совсем спятил с ума»7.

О степени озлобленности «судоржного» на весь мир свидетельствует «дикая схватка», которую он устроил в вагоне. Но еще в большей степени поражает героя-повествователя та лютая злоба, которая таится, на первый взгляд, в обычных людях. «Батя» «принялся нещадно бить» Митьку кулаками в голову, четверо - мещанин, мужик и два кондуктора -«навалились на Митьку», скрутили руки и ноги, и, зацепив веревку за крюк, «стали подтягивать Митьку кверху». Эта дикая сцена не помешала «божьим людям» спокойно уснуть. Единственный, кто испытывал сочувствие к несчастному Митьке, - герой-повествователь. «Мне стало невыносимо тяжело на душе», - этими словами и описанием «зимней, глухой ночи», соответствующей душевному состоянию человека, и в толпе испытывающего чувство одиночества, заканчивается бунинский очерк.

Та же тема безвозвратного ухода каждого мига жизни звучит в стихотворении «Одиночество» (1903). Бунину особенно близки времена года, означающие начало (весна) и конец жизни (осень). Наблюдения над природными явлениями выводят поэта в онтологическую плоскость, подводя к концепции взаимопроникновения земной и внеземной жизни, в которую включена и жизнь человеческая. Прием контраста помогает понять то состояние оторванности от мира, в которое погружен герой:

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады (осень - пора дождей, одиночества, грусти; весна - пора цветения и надежд - Е. М.).

.Ты мне стала казаться женой.

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один, без жены. (надежда - смирение с одиночеством -Е. М.)

В итоге - примирение с одиночеством как с неизбежностью: Что ж! Камин затоплю, буду пить. Хорошо бы собаку купить8.

Мотив одиночества продолжает главенствовать и в других произведениях Бунина. Рассказ «Перевал» автор долго не публиковал, а затем открыл им собрание своих сочинений.Это не случайно: и название рассказа, и его содержание имеют символическое значение. Преодоление жизненных «перевалов» молодому писателю только предстоит, но он понимает, что их будет много - «трудных и одиноких перева-

Section 1 • Ways of depicting a person and the world in the literature of the XIX—XXIth centuries лов», и «отчаяние начинает укреплять» его веру в то, что впереди ждут «подъемы к новому счастью»9.

В рассказе «Танька» все герои одиноки: зашедший на огонек странник, у которого «ни крова, ни дома»; крестьянка Марья, мать Таньки и Васьки, которая прогоняет детей гулять в зимнюю стужу, потому что не может их накормить; Танька, сбежавшая к пруду, чтобы не просить у матери «картох»; барин Павел Антонович, «втянувшийся в одиночество, в свое скупое хозяйство»10. Что ждет ее, в будущем деревенскую красавицу Таньку, и других томящихся в нищих деревушках крестьян? На этот вопрос у барина Павла Антоновича нет ответа.

Одинок и крестьянин Кастрюк («Кастрюк»), несмотря на наличие детей и внуков. Его одиночество проистекает из «стариковского положения», которое определил ему сын, впервые не взяв на работу в поле. И теперь он вынужден проводить «самое дорогое для работы время» дома, «на деревне», с малыми ребятами. Избавлением от бесконечных «стариковских дней» становится разрешение сына пойти с мальчишками в ночное.

Одиноко проживает свою жизнь и Капитон Иваныч («На хуторе»). «Как, в сущности, коротка и бедна человеческая жизнь», - размышляет он, вспоминая себя мальчиком, юношей. А ведь были надежды на счастье, на любовь! Но не случилось. И вот теперь он бродит в полусвете старинной залы «один-одинешенек» и задает себе вечный для старого одинокого человека вопрос: «Умирать скоро. Будет все по-прежнему, будет садиться солнце, будут мужики с перевернутыми сохами ехать с поля. будут зори в рабочую пору, а я ничего этого не увижу, да не только не увижу - меня совсем не будет! <.> Где же я буду?»11.

Известие о смерти когда-то друга детства Мишки Шмыренка вдруг перевернуло представление о жизни барина Волкова («Вести с родины»). До этого известия собственная жизнь казалась ему вполне полноценной и достойной уважения: член сельскохозяйственного общества, ученый, собиратель гербариев, коллекций, образцов почв, он вдруг отчетливо понимает, что «пухнущие от голода мужики» - это не просто сведения с газетных полос, а ужасающая реальность. И вся его научная деятельность на сельскохозяйственном поприще кажется теперь бессмысленной и никому не нужной: «Коллекции, гербарии. „Кормовая свекловица". Какая галиматья!»12.

Не до праздничных настроений мужикам из голодающей губернии, которые оказались «страшно далеко от родных мест, среди чужих людей, под чужим небом» («На чужой стороне»)13. Нужда погнала их в неизвестность, и теперь они не первые сутки сидят на вокзале, в робком

Раздел 1 • Способы изображения человека и мира в литературе XIX—XXI веков ожидании, что с каким-то поездом их все же «отправят». И вряд ли начавшаяся в церкви служба, со всеми красочными атрибутами: запахом восковых свечей, иконами в золотых окладах, густым звоном колокола, светлыми ризами священника - что-либо изменит в жизни этих людей.

То же беспросветное одиночество ожидает героев других рассказов Бунина, независимо от их места в социуме: крестьян, оставивших свои «голубые хаты» и ищущих спасения от голода на краю света («На край света»); Николая Нилыча Турбина, сельского учителя, еще недавно обманывавшего себя надеждами на будущее, а теперь, после неудачных попыток вписаться в здешнее общество, мечтающего об одиночестве («Учитель»); Якова Петровича, хозяина хутора с многообещающим названием Лучезаровка («В поле»), в котором еще недавно кипела жизнь, а теперь - «никаких признаков человеческого жилья..., ни одного следа на дворе, ни одного звука людской речи!»14.

Подобное состояние современной ему деревни Бунин связывает с окончательной потерей материальных и нравственных основ былой крестьянской жизни. Сожаление о прошлом, о былом величии дворянства, о согласии, которое царило между барином и крестьянином пройдет через все творчество писателя. Запах антоновских яблок возрождает картины прошлого: мужик, «с сочным треском» поедающий яблоки, «важная, как холмогорская корова», беременная старостиха, мальчишки «в белых замашных рубашках и коротеньких порточках» («Антоновские яблоки»)15 - все это создает картину прочной, устойчивой жизни русского крестьянства. В разорении деревни, в отрыве мужика от данной ему богом обязанности - работать на родной земле -писатель видит истоки будущих бед России, приведших к непоправимому - к революции.

Таким образом, ранние рассказы Бунина, опубликованные в газете «Орловский вестник», следует рассматривать не только как «пробу пера» начинающего автора, но и как необходимый этап творчества писателя, в котором были заложены основные его темы, проблемы и образы.

Примечания

1 Летопись жизни и творчества И. А. Бунина. Т. 1: (1870-1909) / сост. С. Н. Морозов; науч. ред. О. Н. Михайлов. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 84.

2 Там же. С. 143.

3 Там же. С. 140.

4 Там же. С. 144.

5 Божьи люди (Два странника). Очерк // Орловский вестник. 1889. №125. С. 72. 38 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2021 •

Section 1 • Ways of depicting a person and the world in the literature of the XIX—XXIth centuries

6 Михеичева Е. А., Затуловская Л. Д. Юношеский роман И. Бунина // Центральная Россия и литература русского Зарубежья (1917-1939). К 70-летию присуждения И. А Бунину Нобелевской премии. Орел: Вешние воды, 2003. С. 127-133.

7 Там же.

8 Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9 т. / И. А. Бунин. М.: Художественная литература, 1965. Т. 1. С. 194.

9 Летопись жизни и творчества И. А. Бунина. С. 9.

10 Там же. С. 16.

11 Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9 т. / И. А. Бунин. - Москва: Художественная литература, 1965. Т. 2. С. 34.

12 Летопись жизни и творчества И. А. Бунина. С. 42.

13 Бунин И. А. Собрание сочинений. Т. 2. С. 44.

14 Там же. С. 93.

15 Там же. С. 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.