Научная статья на тему 'МОТИВ И МОТИВАЦИЯ'

МОТИВ И МОТИВАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
51
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВ И МОТИВАЦИЯ»

связи между результативным и факторными признаками. Проведенный анализ позволил выделить два основных фактора, достаточно полно описывающих общую вариацию уровня молочной продуктивности коров. Бета-коэффициенты показывают, что наибольшее влияние на уровень молочной продуктивности коров оказывает уровень затрат на корма в расчете на 1 корову и затраты на оплату труда с отчислениями в расчете на 1 корову.

Полученное уравнение было использовано для составления прогнозов. Таблица 2 - Прогнозные значения уровня молочной продуктивности по

полученной модели

Варианты прогнозируемого уровня молочной продуктивности коров Возможные значения факторов Ожидаемое значение молочной продуктивности, ц Отклонение к фактическому уровню 2011г.

Х2 Хз абсолютное (+;-) относительное, %

Фактический уровень 2011г. 10,16 14,70 37,95 0 100

Пессимистический 9,65 13,96 36,05 -1,90 95

Осторожно оптимистический 10,82 14,86 40,41 2,47 106,5

Оптимистический 11,17 16,16 41,74 3,79 110

Построенные прогнозы наглядно отображают степень вариации молочной продуктивности в зависимости от варьирования полученных факторов. Предприятия могут корректировать воздействие факторов и имитировать возможные варианты изменения исследуемого показателя с целью повышения молочной продуктивности.

В ближайшие годы основной целью в молочном скотоводстве области должно стать создание экономических и технологических условий для устойчивого развития отрасли и увеличение объемов производства молока.

Макарова А.П. студент 1 курса Финансово-экономическогоинститута Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

г. Якутск

Научный руководитель: Борисова У.С. МОТИВ И МОТИВАЦИЯ

Деятельность человека на производстве можно рассматривать в нескольких аспектах:

С одной стороны, человек, обладая определёнными способностями и профессиональными навыками, является субъектом трудового процесса, подчиняется нормам и требованиям, принятым в данной организации. С другой стороны, он как активный и относительно автономный агент производства самостоятельно принимает решения, выбирает линию поведения на производстве.

Отражая различные компоненты производственной среды в своём сознании, индивид соотносит их со своими потребностями и способностями и выбирает собственную линию трудового поведения.

Побудительную силу, оказывающую влияние на выбор того или иного типа поведения, принято называть мотивом, а процесс формирования мотива -мотивацией.

Существует в научной литературе следующие определения мотива и мотивации.

Большее количество авторов относят к мотивации всё то, что побуждает реально совершаемую активность. К.Обуховский определяет мотив как «вербализацию цели и программы, дающую возможность данному лицу начать определённую деятельность», Х.Хекхаузен мотивом считает желаемое целевое состояние в рамках отношений «индивид-среда», мотивацией - всё то, что «объясняет целенаправленность действия»

B.Ковалёв определяет мотивы как «осознанные, являющиеся свойством личности побуждения деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей». При этом побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребностей.

C.Б. Каверин в своей монографии «Мотивация труда» утверждает, что «мотив - это образ успешно завершённого действия по реализации потребности».

Есть взгляд и такой, в определении мотива должно быть отражено то, что действия индивида следуют из его собственного способа понимания действительности.

Поэтому в настоящем исследовании используется следующее определение мотива:

«Мотив - это совокупность приёмов объяснения и обоснования действия человека». В содержание мотива включается объяснение индивидом внешних обстоятельств и воздействий и выработка понятий и представлений о них, а также на этой основе - выработка стратегии собственного поведения. Субъективной основой, внутренним источником мотивирования выступают потребности людей.

Объективная сторона мотивирования - внешняя для субъекта реальность, любой её фрагмент, достижение которого оказалось для этого субъекта целью, стало предметом его потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.