УДК 33
МОСТ
(О ВЛАДИМИРЕ НАУМОВИЧЕ ЭЙТИНГОНЕ)
Тёмен и тих погост. Не каждый замолен грех. В небе — сиянье звезд — Знаки Господних вех. Мир не настолько плох, Чтоб жить, любовь храня. Не битых — не меньше трёх Надо брать за меня.
С. Воронов
Стала афоризмом фраза одного из руководителей нашей страны о том, что мы не знаем общества, в котором живём. И многие слепые сегодня ищут ответа на «вопрос о слоне». Очевидно, что характеристики у каждого свои. Вот и мне кажется, что одной из возможно значимых характеристик современного российского общества является разрыв поколенческих связей. Очевидно, этот тезис можно развить в объёмный трактат. Но в контексте моих рассуждений о моём Учителе в мои студенческие годы этого тезиса достаточно для оценки профессора Эйтингона Владимира Наумовича, который будучи гораздо старше нас, студентов пятидесятых лет рождения, стал мостом, соединяющим людей его поколения с нами. Более того, таким мостом он стал и для всех других студентов более поздних годов рождения.
Не слишком был напорист, И не был он смешлив, И не успел на поезд Проезд свой оплатив.
Я благодарен судьбе, что в моей жизни встречались неординарные замечательные люди, которые формировали моё мировоззрение, мои профессиональные взгляды. Среди них - множество преподавателей Воронежского ордена Ленина государственного университета имени Ленинского комсомола. Встреча с моим первым деканом А.Я. Заплавным сделала меня успевающим студентом. Лекции профессора А.А. Глухова на первом курсе и его руководство моей первой научной работой на I курсе привили вкус к научным исследованиям. А на втором курсе за меня «взялся» В.Н. Эйтингон. В том году (1969/70 учебный год) он возглавлял научно-исследовательский экономический институт при ВГУ. И с подачи Анатолия Александровича Глухова он предложил мне поработать в НИЭИ лаборантом на полставки.
Вероятно, это был поворотный момент в моём развитии. Работа заключалась в сборе необходимой (для проводимых в НИЭИ исследований) информации. А это означало посещение различных предприятий г. Воронежа, работа в различных экономи-
ческих службах. В результате добротные теоретические знания дополнялись пониманием их практического применения. Вырабатывались навыки поиска, обработки и анализа экономической информации. И именно лично Владимир Наумович сформировал понимание того, что при планировании и управлении экономикой такой большой страны как СССР невозможно обойтись без комплексной, системной и хорошо налаженной качественной (профессиональной!) работы по прогнозированию научно-технического и социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.
Но студенческие годы быстро пролетели. Воронеж сменился Костромой. Это по молодости можно вляпаться в пространство «власти» Учителя. Но если спустя сорок лет ты сидишь в той же луже?! Значит, имеет место быть что-то другое. Что?
Полагаю, что у меня есть свой ответ на этот вопрос. Он - в личности Владимира Наумовича Эйтингона. За те редкие, но к счастью имевшие быть, встречи на различного рода научных собраниях, Владимир Наумович становился всё ближе, ярче и понятнее. Конференции - это не только встречи в залах, это и ещё вечернее общение, беседы. Будучи талантливым организатором Владимир Наумович был и талантливым оратором, высказывающимся ярко, метко, хлёстко. Временами в разговоре о себе он цитировал стихи Глеба Горбовского:
Теперь я знаю, только и всего Страшнее жизни нету ничего. Её отведав, вдоволь отхлебнув, я улыбнулся, губы не надув. Нет ничего страшнее жизни! Но в каждый из ее священных дней я всё азартней думаю о ней!
Владимир Наумович Эйтингон внешне был обаятельный, красивый мужчина. Его несколько ироничная улыбка разбила, как мне представляется, сердца многих женщин.
Он не раз говаривал, что нельзя перелюбить всех женщин, но надо к этому стремиться, ведь единственный способ омолодиться - это волочиться за молодыми женщинами. А со своим мнением не
© Чекмарев В.В., 2014
Экономика образования ♦ № 3, 2014
133
ПАМЯТЬ
поспоришь. И здесь мы не ищем легкого пути, но если он попадётся - не свернём.
Последние пятьдесят лет его девиз был: «Только вперёд». В.Н. Эйтингон отмечал, что нельзя себе позволить абстрагироваться от своих инстинктов и думать о поражениях. Только вперёд...
А дело всё в том, что у каждого свой уровень восприятия красоты. Для Эйтингона красота воплощается в природе, людях. Красота человека в его глазах, мышцах на лице, морщинах. Знающий человек это видит. Красивая женщина - стимул для работы. Для каждого художника женщина - это муза. Можно просто увидеть красивую женщину, девушку, представлять её для себя, чтобы появился какой-то толчок. Бывает что-то не складывается, не нравится, не получается придумать. И вдруг раз - полёт фантазии.
Наверное, мужчины потому так любят власть, что она - тоже женского рода.
В наш век, когда постоянно приходится выживать, так хочется просто жить, сохраняя веру в добро, свет, счастье и любовь. Прожитое и пережитое помогает человеку понимать и любить других. Всё острее начинаешь чувствовать, что нет ничего дороже человеческих отношений... Оказывается, заманчивая штука - жизнь, если есть в этом мире хоть капелька счастья, и за неё стоит бороться. А уж бороться Владимиру Наумовичу приходилось много. Об этом говорит биография Владимира Наумовича Эйтингона.
Родился Владимир Эйтингон 6 августа 1924 года в семье советского разведчика. Со школьной скамьи в июле 1941 года Владимир Наумович ушёл на фронт добровольцем. Был солдатом знаменитой Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Солдатскую арифметику войны одногодок В. Н. Эйтингона поэт Н. В. Панченко характеризовал стихотворением:
Мы свалились под крайними хатами -малолетки, с пушком над губой, нас колхозные бабы расхватывали и кормили как на убой, Отбирали рубахи потные, тёрли спины - нехай блестит! Искусали под утро, подлые, усмехаясь: «Господь простит...» А потом, подвывая, плакали, провиантом снабжали впрок. И начальнику в ноги падали, чтобы нас как детей берёг.
В 1942-43 гг. Владимир Эйтингон служил в радиоконтрразведке, на Ленинградском фронте в последние месяцы блокады города. Победу встретил в Оперативной группе Ленинградского фронта в Курляндии. Награждён орденом Красной звезды и Отечественной войны II степени, многими медалями СССР и РФ. Затем служба в органах НКГБ. С 1952
года по 1964 год работал экономистом на машиностроительном заводе имени В.И. Ленина в Воронеже. Одновременно учился и в 1959 году окончил географический факультет Воронежского госуниверситета. С 1964 года - заведующий лабораторией, директор научно-исследовательского экономического института, доцент, профессор, заведующий кафедрой экономики труда и основ управления ВГУ Председатель научно-методического совета университета.
Возглавил созданный в 2009 году Комитет по научно-техническому и инновационному развитию Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
И всё ж таки общение со студентами В.Н. Эйтин-гон считал самой главной своей обязанностью. В 2012 году в рамках проводимой на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова международной XXXV Юбилейной сессии школы-семинара имени академика С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов» Владимир Наумович проводил мастер-класс со студентами этого университета. Состоялся обмен мнениями студентов и Мастера по широкому кругу вопросов. Были и просто вопросы к Владимиру Наумовичу. Вот некоторые их них:
- Владимир Наумович, Вы - перфекционист?
Ответ: Я не назвал бы себя перфекционистом. Но ещё ни разу я не был полностью удовлетворён результатами своей работы. Так что, возможно, я всё-таки перфекционист.
Вопрос: Вам 88 лет. Сколько Вы знали и сколько значили?
Ответ: Я специалист в области менеджмента. Опубликовал более 350 научных и учебно-методических работ, подготовил 35 докторантов и кандидатов наук, действительный член четырёх международных и российских академий, вхожу в состав ряда отраслевых и региональных экспертных, контролирующих и методических советов. Вот в зале присутствует проректор по НИР вашего университета, заведующий кафедрой экономики, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель наук РФ Василий Владимирович Чекмарев - мой бывший студент. Полагаю, я ответил на вопрос.
Вопрос: Уважаемый Владимир Наумович! Продолжая предыдущий вопрос хочу спросить вот о чём. Вам скоро исполнится 90 лет. Как Вы себя ощущаете на пороге такой серьёзной даты?
Ответ: Чем дольше живём мы, тем век короче. Поэтому я думаю, что 90 лет - это не про меня. Не может быть, чтобы человек прошагал так далеко и при этом не сильно запыхался. С теперешней вершины видно далеко окрест - ошибки, достижения, поражения и успехи...
Но влюблённость в жизнь после всех синяков и шишек не утратил. И пошучу старой шуткой: Сколь-
МОСТ (о Владимире Наумовиче Эйтингоне)
ко не сделано! И сколько ещё предстоит не сделать! Верящие в бессмертие - бессмертны. Пока живы.
Вопрос: А знаете ли Вы способ разбогатеть?
Ответ: Честных способов разориться всегда больше, чем честных способов разбогатеть.
Вопрос: Сегодня в вузах учатся студенты, которые ни дня не жили в СССР, зачастую ничего о нём не знают, а некоторые и не желают знать. Каково Ваше и преподавателей Вашего поколения отношение к современной российской молодёжи?
Ответ: Отношение у представителей моего поколения к современному студенчеству разное. Одни считают, что молодёжь амбициозна, другие - что молодёжь стремится под крылышко авторитарного лидера, третьи - что у неё нет никаких авторитетов. Эта чересполосица претензий объясняется, на мой взгляд, вот чем. Нынешняя молодежь - особенно те, кто родился в начале девяностых и позднее - люди, сделанные совершенно из другого теста, чем мы, их критики. Я вовсе не преклоняюсь перед молодёжью, не считаю себя тупым и отсталым, но у меня хватает рефлексии для того, чтобы понять - мы принадлежим к разным цивилизациям. Это имеет, во-первых, глобальное измерение - наступление цифровой эры и эры социальных сетей; фундаментальные изменения структуры занятости, а во-вторых, повышение возраста первородящих и особенно -«размазывание первородящих по когорте» (проще говоря, у ребят-ровесников - матери разных возрастов: кого-то родили в 20, кого-то в 30, а кого-то в 40 лет. И это едва ли не самая важная базовая характеристика постиндустриальной цивилизации).
В целом же я считаю, что сегодняшняя молодёжь - люди надёжные.
Вопрос: Владимир Наумович, а как Вы относитесь к себе самому?
Ответ: Друзья! Отвечу вас стихами Елены Полянской, живущей в Санкт-Петербурге.
То, что я есть, - в ночи крадущейся тать, Карточный шулер с драными рукавами. То, что я есть, заставляет меня хохотать, Петь, исходить рифмованными словами. То, что я есть, колпаком дурацким звеня, Пляшет на самом краю карниза. То, что я есть, шкуру сдирает с меня, И уверен, что это - закон стриптиза.
То, что я есть, всем и всему назло Строит в ночи мосты, а с утра - взрывает. То, что я есть, заставляет врастать в седло, Именно когда из него выбывает.
То, что я есть, словно летучая мышь, Криком своим пробивая в пространстве дыры, Слепо летит и слушает эхо. Лишь Эхо - свидетель существования мира.
То, что я есть, желая себя разбить, Мечется нелепо и неосторожно. То, что я есть, меня заставляет быть, И тут изменить уже ничего невозможно.
Последняя моя встреча с Учителем состоялась в сентябре 2013 года на конференции в Воронежском университете. За несколько дней её напряжённой работы Владимир Наумович смог «выкроить» пару часов для личной беседы. Разговор с ним получился большой, обстоятельный, конструктивный.
А 14 апреля 2014 года возникло неразрешимое противостояние смерти...
Со смертью ближнего умираем и мы, ибо этот человек знал нас, мы были частью его жизни, и он унёс нас с собой. Но он будет продолжать жить, пока живы мы, ибо он в памяти нашей. При жизни поведение человека, частные разговоры, даже краткие реплики являются предметом всеобщего интереса, обрастают легендами и, грешен современник гения, сплетнями. А уж после смерти легендам и сплетням несть числа. Отчасти это объясняет тем обывательским любопытством публики, о котором писал Пушкин: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижениям высокого, слабостям могучего». Но мысль Пушкина верна лишь отчасти. Ведь чья-то биография делает нас причастным не только к судьбе, но и к его творчеству.
В.Н. Эйтингон обладал редкими в наше время, но всегда замечательными человеческими качествами, уникальными и обширными деловыми знаниями и громадным опытом в своём виде деятельности. Общаясь с ним коллеги вольно или невольно учились умению общаться с разными людьми любого ранга и любого служебного положения: достойно, уважительно, доброжелательно.
Владимир Наумович был мудрым человеком. С позиций своего возраста, опыта знаний и служебного положения он подсказывал, как действовать в сложных условиях работы постоянно трансформирующейся действительности (институциональной нестабильности).
«Весёлое участие во всеобщем обмане, - утверждает Ю.М. Осипов, профессор МГУ, - укрепляет единство нации не хуже законов. Но мир не ломается, что б не случилось, так он устроен. И всё же нельзя застревать в прошлом». А чтобы не застревать - нужен мост.
Душа, талант, сердечное многочувствие сделали Владимира Наумовича Эйтингона, вузовского профессора, мостом между поколениями.
Чекмарев В.В.
Chekmarev V.
BRIDGE (ABOUT VLADIMIR N. EITINGTON)
Экономика образования ♦ № 3, 2014
135