Научная статья на тему 'Москва в русском медальерном искусстве'

Москва в русском медальерном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО / МЕДАЛЬ / МОСКВА / МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ / ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / MEDAL / MEDALLIC ART / MOSCOW / MOSCOW KREMLIN / CITYSCAPE / PERSONIFICATION / TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова У.М.

В статье рассматриваются медали, созданные в Российской империи в XVIII начале XX века, с изображением города Москвы. В течение XVIII века была отчеканена всего одна медаль с таким изображением на основание Московского университета. Все памятники XIX начала XX века с изображением древней столицы можно разделить на три типа это виды Кремля, различные сооружения и персонифицированный образ города. Персонификация Москвы самый увлекательный медальный образ старой столицы. С этой аллегорией существует всего три медали. Первая персонификация Москвы была показана на медали, посвященной Отечественной войне 1812 года «Освобождение Москвы», отчеканенной в 1834 году и принадлежащей к серии графа Ф.П. Толстого. Одеяние аллегорического персонажа соответствует русской моде начала XIX века и включает стилизованный сарафан и кокошник. На примере трех проанализированных медалей с изображением персонификаций Москвы автор прослеживает основные изменения, произошедшие в отечественном медальерном искусстве от первых попыток включить элементы традиционной культуры в европейское по своей сути искусство до композиций, созданных на основе исторических источников и научных трудов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW IN THE RUSSIAN MEDALLIC ART

The article deals with the images of Moscow in the Russian medallic art of the 18th beginning of the 20th century. Only one medal with the view of Moscow Kremlin was struck during 18th century. It was a medal dedicated to the inauguration of the Moscow University in 1754 by Helvetian medallieur Jacques-Antoine Dassier. During 19th beginning of the 20th century, there were three types of the images of Moscow on the Russian medals. Moscow Kremlin, some landmark buildings or personification of the town are the main images depicted on the medals. Personification of Moscow is the most fascinating medallic image of the old capital. There were only three medals with this allegory. First personification of Moscow was shown on a medal dedicated to the Patriotic war of 1812 “Liberation of Moscow” belonging to the series of count F.P. Tolstoy, minted in 1834. Allegory was dressed according to the Russian fashion of the beginning of the 19th century. And wore stylized sarafan (Russian folk costume) and kokoshnik (traditional Russian headdress). Two other personification were depicted after the first one.

Текст научной работы на тему «Москва в русском медальерном искусстве»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.007

УДК 737

МОСКВА В РУССКОМ МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ

Волкова Ульяна Михайловна

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация

В статье рассматриваются медали, созданные в Российской империи в XVIII — начале XX века, с изображением города Москвы. В течение XVIII века была отчеканена всего одна медаль с таким изображением — на основание Московского университета. Все памятники XIX — начала XX века с изображением древней столицы можно разделить на три типа — это виды Кремля, различные сооружения и персонифицированный образ города. Персонификация Москвы — самый увлекательный медальный образ старой столицы. С этой аллегорией существует всего три медали. Первая персонификация Москвы была показана на медали, посвященной Отечественной войне 1812 года — «Освобождение Москвы», отчеканенной в 1834 году и принадлежащей к серии графа Ф.П. Толстого. Одеяние аллегорического персонажа соответствует русской моде начала XIX века и включает стилизованный сарафан и кокошник. На примере трех проанализированных медалей с изображением персонификаций Москвы автор прослеживает основные изменения, произошедшие в отечественном медальерном искусстве — от первых попыток включить элементы традиционной культуры в европейское по своей сути искусство до композиций, созданных на основе исторических источников и научных трудов.

Ключевые слова: медальерное искусство; медаль; Москва; Московский Кремль; городской пейзаж; персонификация; традиция.

Для цитирования:

Волкова У.М. Москва в русском медальерном искусстве // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 116-125. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.007. URL: https://readymag.com/u50070366/1914029/14/

Информация об авторе:

Волкова Ульяна Михайловна — научный сотрудник, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, г. Москва, Российская Федерация. Email: uliana.volkova@arts-museum.ru

Русское медальерное искусство было заимствовано у европейских стран на рубеже XVII—XVШ веков и стало одним из петровских нововведений. С принятием нового искусства все нужно было «начинать с нуля», медальерное искусство было полностью заимствовано и внедрено на неподготовленную почву. Заимствовать и внедрять пришлось буквально все — от оборудования до художественных приемов, были переняты технология производства памятников, пластические приемы, стилистика, символический язык и все то, без чего существование медальерного искусства было бы невозможно. На работу приглашались европейские медальеры, которые и создали большинство медалей XVIII века, а отечественные мастера активно перенимали их опыт. С момента появления в России первой медали основой изображений стали образы античной мифологии и христианские (католические) образы. Чаще других на русских медалях можно встретить изображения богини Афины, античных героев и богов, персонификацию Провидения, Фаму, гениев и муз, а также алтари, лавровые и пальмовые ветви, щиты с двуглавым орлом (гербом страны) или гербами городов. Эти изображения и атрибуты иллюстрировали мудрые и великие деяния монархов, знаменательные события, происходящие в стране, и визуально не изменялись на протяжении почти 200 лет существования медальерного искусства в Российской империи. Интересно, что в отличие от европейского медальерного искусства изображения страны и городов не получили распространение на русских медалях, их известны всего единицы.

Возвращаясь к теме статьи, отметим, что изображения Москвы в медальерном искусстве России можно условно разделить на три основных типа, несмотря на малочисленность таких памятников. К первому типу изображений столицы на медалях относятся виды Московского Кремля.

Среди медалей XVIII века мы практически не встречаем изображений Москвы. Исключением является медаль на основание Московского университета в 1754 году [3, № 50]. На оборотной стороне изображена персонификация России в императорской короне и античном одеянии, сидящая в окружении символов наук и искусств у постамента с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. На заднем плане — фантазийное изображение Московского Кремля, отличающееся обилием башенок. Автор медали — швейцарец Жак Антуан Дасье, который проработал в России два года [5, с. 54—56]. Скорее всего, в Москве он не был и не видел древней крепости сам, а пользовался какими-либо литературными или изобразительными источниками при создании этого пейзажа. Тем не менее эта медаль — своего рода образец для последующих поколений мастеров. На большинстве медалей XIX — начала XX века вне зависимости от их тематики изображался именно Кремль.

В качестве примера можно привести и европейское произведение с интересующим нас сюжетом. Так, одним из ранних памятников с изображением Московского Кремля является и французская медаль на вступление наполеоновского войска в Москву в 1812 году с необычным видом на крепость на оборотной стороне [2, № 182]. Часто наполеоновские медали чеканились еще до наступления того или иного события, таким образом, медальеры скорее всего создавали этот образ не «с натуры», а по литературным или иным описаниям. Отметим, что такое фантастическое изображение схоже с предыдущей медалью швейцарского мастера.

Русские жетоны, посвященные 100 -летию Отечественной войны 1812 года и изготовленные частными мастерскими, также изображали либо пожар Москвы (обязательно с видом на Кремль), либо просто сам Кремль [например, 2, № 310, 326, 330, 332]. Кремль показан и на медали, посвященной этому юбилею [2, № 235]. Автором был скульптор Амандус Генрих Адамсон (известный своим проектом монумента на 300-летие династии Романовых в Костроме и скульптурой, украшающей дом компании Зингер в Санкт-Петербурге), а произведена медаль в известной петербургской мастерской Августа Франца Жаккара. Композиция этой медали отличается искажением перспективы и неправильным расположением зданий и сооружений. Однако если присмотреться к этой композиции внимательнее, можно увидеть, что авторы сделали это намеренно. Перед зрителем предстают все знаковые московские постройки, связанные с Отечественной войной 1812 года. Во-первых, это собор Василия Блаженного и сам Кремль, которые чудом уцелели во время присутствия наполеоновских войск в древней столице. После пожара Москва стала символом не только победы над самой сильной армией мира, но и олицетворением древности истории и культуры России и ее возрождения из забытья и пепла. Во-вторых, это храм Христа Спасителя, который был построен как мемориал в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В-третьих, это Бородинский мост, сооруженный к 100-летнему юбилею победы, в создании которого принимал участие архитектор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (далее — ГМИИ) Роман Иванович Клейн.

Кремль представлен не только на медалях в память событий, непосредственно связанных с ним, но и на других произведениях, посвященных различным знаковым событиям. Панораму древней крепости можно встретить на медали в память проведения первого археологического съезда (рис. 1). Поскольку этот съезд проходил в Москве, то вполне естественно, что на медали изображается ее сердце и «визитная карточка». Медаль была выполнена медальером Павлом Павловичем Кубли по модели скульптора Давида Ивановича Йенсена, бывшего учеником знаменитого Бертеля Торвальдсена.

Рис. 1. Кубли Павел Павлович по модели Давида Ивановича Йенсена. 1869. Медаль в память первого археологического съезда в Москве.

Лицевая сторона. Бронза. 38,5 мм. ГМИИ им. Л. С. Пушкина. Инв. № Н-9659. Фото Д.Л. Поповой.

Другим типом изображений столицы является включение в композиции медалей различных московских сооружений.

В качестве примера можно привести медали на закладку в 1838-м и окончание строительства и освящение храма Христа Спасителя в 1883 году [2, № 246, 248]. Изображения на медалях сохранили первоначальный проект с куполом, украшенным звездами, и впоследствии измененный реализованный проект.

Другим примером является медаль на открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне ГМИИ) [4, с. 19]. Эти медали раздавались гостям, присутствовавшим на торжественном открытии музея. Тираж по заказу Ивана Владимировича Цветаева и мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова чеканился в мастерской Августа Франца Жаккара. Автор медали — художник и скульптор Георгий (Егор) Иванович Малышев. На оборотной стороне медали изображено главное, а тогда единственное, здание музея, которое сохранилось до наших дней в неизмененном виде.

Однако на медалях встречаются и виды уже не существующих московских монументов. Среди них можно отметить памятники императору Александру II на территории Московского Кремля (рис. 2) и императору Александру III рядом с храмом Христа Спасителя, которые были разрушены после революции 1917 года, но на века сохранились на медалях.

Рис. 2. Авраам Авенирович Грилихес-сын. 1898. Медаль на открытие памятника императору Александру II в Московском Кремле. Оборотная сторона. Бронза. 77 мм. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. № Н-206740. Фото Д.А. Поповой.

Третьим и наиболее любопытным типом изображения древней столицы на медалях является персонификация.

Персонификация является довольно распространенным в европейском и русском медальерном искусстве способом изображения различных понятий и неодушевленных предметов. Европейские персонификации с момента своего появления полюбились

в России и часто включались в композиции произведений. Среди них можно отметить изображения государства, различных добродетелей и другие. Все они в XVIII веке были достаточно схожими — это женщины в античных одеяниях. Русское медальерное искусство начинает меняться с начала XIX века на волне патриотического подъема и культурных изменений, происходивших во многих европейских странах. Все эти изменения естественным образом отразились на облике персонификаций. Кроме того, с начала XVIII века Москва передала свои столичные полномочия новой столице — Санкт-Петербургу и после этого потеряла свое значение политического и культурного центра. Это может объяснить тот факт, что в течение XVIII века не было создано ни одной медали с изображением олицетворения Москвы. Другим объяснением является и сама специфика медальерного искусства в России XVIII века. Государство и города чаще всего изображались на медалях с помощью гербов или пейзажей. Кроме того, портрет монарха на произведениях этого периода часто символизировал собой государство. Таким образом, аллегория Москвы появляется в русском медальерном искусстве только в начале XIX века. Известно всего три таких изображения.

Рассмотрим подробнее эти медали.

Первая персонификация древней столицы представлена на медали «Освобождение Москвы» из серии графа Федора Петровича Толстого, посвященной Отечественной войне 1812 года [2, № 178]. Проект и медальон были исполнены графом еще в 1816 году, а медаль отчеканена Алексеем Алексеевичем Клепиковым в 1834 году. Персонификация Москвы предстает сидящей на возвышении перед сражающимися противниками, со сложенными на груди руками. Женщина одета в так называемый «офранцуженный» сарафан, соответствующий моде начала XIX века. На ее голове — градская корона, напоминающая кокошник, и покрывало, рядом с ней — щит с гербом города. Стилизованный национальный головной убор напоминает те кокошники, что носили женщины в 1820—1830 годах, а костюм представляет собой традиционный сарафан, подвязанный под грудью. Такой облик персонификации соответствует облику патриотичной и модной аристократки послевоенного периода, желавшей подчеркнуть свою неприязнь к противнику. Таким образом, первая персонификация Москвы иллюстрирует модные тенденции и культурную ориентацию страны в начале XIX века. Появление этого образа на работе Ф.П. Толстого неслучайно. После захвата древней столицы и пожара Москва стала символом стойкости народа и великой победы над сильнейшей армией Европы. До наших дней сохранилось большое число воспоминаний и художественных произведений современников тех событий, где облик Москвы идеализируется, а пожар воспринимается как крушение всей страны. В качестве примера отметим стихотворения Н.М. Шатрова, В.В. Капниста и Ф.Н. Глинки, посвященные городу и той трагедии, что он пережил [1, с. 21—29, 32—35, 80—81]. До революции 1917 года Москва оставалась своеобразным символом культурных изменений, происходящих в стране. Она иллюстрировала собой древность истории и культуры, ее облик подтверждал популярную в высших кругах идею преемственности культуре Византии, а через нее Греции и Риму. Пожар в Москве можно символически трактовать и как конец старой эпохи подражания Европе и возрождение не только города из пепла, но и культурных особенностей и традиций страны. Таким образом, аллегория на медали «Освобождение Москвы», выполненная Ф.П. Толстым в образе

женщины в русском костюме, иллюстрирует сложившееся отношение к древней столице во время наполеоновских войн и сохранявшееся в государстве более 100 лет.

Две другие медали с изображением Москвы появились только в начале XX века. Они были созданы по заказу частной московской мастерской «И.П. Хлебников, сыновья и Ко» [5, с. 238—239]. Первая из них — медаль на 50-летие Московского городского кредитного общества, которая была отчеканена по проекту художника С.Ф. Комарова в ателье «Годар» в Париже в 1912 году (рис. 3). На лицевой стороне медали изображены здание общества (бывшая усадьба Раевских на Петровке) и Кремль с памятником императору Александру II, а в центре композиции — персонификация Москвы со щитом, на который помещен герб города. Женщина изображена в практически этнографически верном костюме: сарафане, кокошнике и покрывале. Основным элементом стилизации здесь является наличие приталенного силуэта у сарафана, нехарактерного для традиционного женского костюма допетровского времени и скорее отсылающего к изображениям начала XIX века в работах графа Ф.П. Толстого.

Рис. 3. Лтелье «Годар» (Париж), «Товарищество И.П. Хлебников, сыновья и Ко», по проекту С.Ф. Комарова. 1912. Медаль на 50-летие Московского городского

Лицевая сторона. Бронза. 80 мм. ГМИИ им. Л. С. Пушкина. Инв. № Н-9648. Фото Д.Л. Поповой.

К началу XX века в медальерном искусстве России произошли значительные изменения. Для большинства медальных образов этого периода характерно обращение к русской народной культуре, а не к античной или европейской. Особенно заметны эти изменения при рассмотрении персонификаций России. С середины XIX века такие женские образы создавались медальерами не просто на основе модных тенденций, их этнографически верные одеяния свидетельствовали о серьезном научном подходе и обращении художников к историческим источникам. К началу XX века в России были открыты общедоступные музеи, появилось значительное количество публикаций исторических источников, фольклора, утвари, одеяний, художественных произведений,

орнаментов, скульптуры и архитектурных сооружений допетровского времени. Все это позволило инвенторам и медальерам создавать не просто стилизованные изображения, а композиции достоверные и основанные на накопленной за десятилетия научной базе.

Штемпели второй медали, посвященной 50 -летию Московского купеческого общества, в 1913 году вырезал художник Гокке по проекту С.И. Дмитриева (рис. 4). На лицевой стороне изображена аналогичная предыдущей аллегория Москвы, а рядом с ней античный бог Меркурий. Женщина, олицетворяющая город, смотрит на Кремль. Обращает на себя внимание сочетание в этой композиции образов, характерных для европейского и русского медальерного искусства, — античный бог и женщина в одеянии купчихи допетровских времен. Возможным объяснением появления такой композиции является то, что выполнено произведение в господствовавшем тогда стиле модерн, который предполагал подобный синтез, а заказчиками и исполнителями медали были независимые от официального медальерного искусства лица, что предполагало свободу в выборе изображений. Основными элементами стилизации костюма женщины в этом случае являются верхняя часть ее сарафана, а также кокошник, из-под которого видны волосы, что не соответствует традиционным головным уборам допетровского времени, покрывавшим собой всю голову. Несмотря на то, что костюмы и головные уборы персонификаций древней столицы изображены на двух медалях 1912 и 1913 годов не совсем верно, эти образы соответствуют тем олицетворениям страны и двух столиц, которые изображались на русских медалях вплоть до революции 1917 года.

Рис. 4. «Товарищество И.П. Хлебников, сыновья и Ко», художник Гокке по проекту С.И. Дмитриева. 1913. Медаль на 50-летие Московского купеческого общества. Лицевая сторона. Бронза. 80,5 мм. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Инв. № Н-9649. Фото Д.А. Поповой.

Таким образом, даже на примере трех медалей с изображением персонификаций Москвы мы можем видеть основные изменения, произошедшие в отечественном медальерном искусстве — от первых попыток включить элементы традиционной

культуры в европейское по своей сути искусство до композиций, созданных на основе исторических источников и научных трудов.

В заключение отметим, что существовало всего три варианта изображения древней столицы. Самым распространенным из них был образ Московского Кремля. Благодаря включению в композицию медалей его видов можно безошибочно определить, какой город перед зрителем, даже не читая медальные надписи и не вникая в тематику произведения. Вторым вариантом было изображение разных знаковых сооружений, определявших облик города до революции 1917 года. И третьим — образ молодой женщины в костюме допетровских времен, олицетворяющий собою древний город.

Литература

1. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников / сост. Н.Н. Акопова, В.В. Бережков; вступ. ст. О.Н. Михайлова. М.: Правда, 1987. 510 с.

2. Великие русские победы в медали и гравюре. К 200 -летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Каталог медалей и гравюр из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2014. 396 с.

3. Волкова У.М. Музей русской истории за границей (1897—1914) при Свято-Князь-Владимирском братстве. Каталог коллекции из собрания Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2015. 340 с.

4. История нумизматической коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина: (к 250 -летию Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова) / авт. текстов: Л.А. Заворотная, С.А. Коваленко, Н.М. Смирнова. М.: Альфа-Принт, 2005. 43 с.

5. Щукина Е.С. Два века русской медали. Медальерное искусство в России. 1700— 1917 гг. М.: ТЕРРА, 2000. 269 с.

Статья поступила в редакцию 19.12.2019.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.007

MOSCOW IN THE RUSSIAN MEDALLIC ART

Volkova, Uliana Mikhailovna

Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow, Russian Federation

Abstract

The article deals with the images of Moscow in the Russian medallic art of the 18th — beginning of the 20th century. Only one medal with the view of Moscow Kremlin was struck during 18th century. It was a medal dedicated to the inauguration of the Moscow University in 1754 by Helvetian medallieur Jacques-Antoine Dassier.

During 19th — beginning of the 20th century, there were three types of the images of Moscow on the Russian medals. Moscow Kremlin, some landmark buildings or personification of the town are the main images depicted on the medals.

Personification of Moscow is the most fascinating medallic image of the old capital. There were only three medals with this allegory. First personification of Moscow was shown on a medal dedicated to the Patriotic war of 1812 — "Liberation of Moscow" belonging to the series of count F.P. Tolstoy, minted in 1834. Allegory was dressed according to the Russian fashion of the beginning of the 19th century. And wore stylized sarafan (Russian folk costume) and kokoshnik (traditional Russian headdress). Two other personification were depicted after the first one.

Keywords: medal; medallic art; Moscow; Moscow Kremlin; cityscape; personification; tradition.

For citation:

Volkova U.M. Moscow in the Russian medallic art. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2020, no. 2 (17), pp. 116-125. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.007. Available at: https://readymag.com/u50070366/1914029/14/ (In Russian).

Information about the author:

Volkova, Uliana Mikhailovna — Researcher, Curator, Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow, Russian Federation. Email: uliana.volkova@arts-museum.ru

References

1. Akopova N.N., Berezhkov V.V. (comp.). 1812 god v russkoy poe%ji i vospominaniyakh sovremennikov [1812 in Russian poetry and memoirs of contemporaries]. Moscow, Pravda Publ., 1987. 510 p. (In Russian).

2. Velikiye russkiye pobedy v medali i gravyure. K 200-letnemu yubileyu Otechestvennoy voyny 1812 goda [Great Russian victories in medals and engravings. To the 200th anniversary of the Patriotic War of 1812. Catalog of medals and prints from the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts]. Moscow, Pushkin State Museum of Fine Arts Publ., 2014. 396 p. (In Russian).

3. Volkova U.M. Mu%ey russkoy istorii %a granitsey (1897—1914)pri Svyato-Knyaz'-Vladimirskom bratstve [Museum of Russian History Abroad (1897-1914). Brotherhood of St. Vladimir. Catalog of the collection from the Coins and Medals Department of the Pushkin State Museum of Fine Arts]. Moscow, Pushkin State Museum of Fine Arts Publ., 2015. 340 p. (In Russian).

4. Zavorotnaya L.A. (Comp.) Istoriya numi%maticheskoy kollektsii GMII im. A.S. Pushkina [History of the numismatic collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts: (to the 250th anniversary of the Lomonosov Moscow State University)]. Moscow, Alpha-Print Publ., 2005. 43 p. (In Russian).

5. Schukina E.S. Dva veka russkoy medali. Medal'yernoye iskusstvo v Rossii. 1700—1917 gg. [Two centuries of the Russian medal. Medallic art in Russia. 1700-1917]. Moscow, TERRA Publ., 2000. 269 p. (In Russian).

Received: December 19, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.