Научная статья на тему 'Москва многонациональная: взгляд на улицу vs статистики'

Москва многонациональная: взгляд на улицу vs статистики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1245
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / NATIONAL STRUCTURE / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС / CAPITAL METROPOLITAN AREA / ВИДИМЫЕ МЕНЬШИНСТВА / VISIBLE MINORITIES / ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / INTEGRATION OF MIGRANTS / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ETHNIC AND CULTURAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сажина Варвара Андреевна

Статья посвящена современной национальной структуре населения города Москвы. Основное внимание уделено восприятию и формированию отношения постоянного населения города к этой структуре. Показано, что местные жители имеют устойчивое искаженное представление о национальном и этническом составе населения столицы, не подтверждаемое статистикой. В статье раскрываются причины (специфика занятости, уровень и необходимость владения русским языком, каждодневные социальные практики взаимодействия и др.) и последствия такого восприятия. Отдельное внимание уделено вопросу интеграции мигрантов, в первую очередь так называемых видимых меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multinational Moscow: A Look at the Street VS Statistics

The article is devoted to modern national structure of the population of Moscow. The author focuses on perceptions and relationships of the resident population of the city to this structure. It is shown that the local people have a distorted sustainable view of national and ethnic composition of the population of Moscow, but it is not supported by real statistics data. The article deals with the causes (such as: specificity of employment, level and the need for Russian language, social interaction, etc.) and consequences of such a perception. Special attention is paid to the integration of migrants, especially to the so-called “visible minorities”.

Текст научной работы на тему «Москва многонациональная: взгляд на улицу vs статистики»

Сажина В.А.

Москва многонациональная: взгляд на улицу VS статистики

Сажина Варвара Андреевна — кандидат социологических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: sazhina@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 5151-4260

Аннотация

Статья посвящена современной национальной структуре населения города Москвы. Основное внимание уделено восприятию и формированию отношения постоянного населения города к этой структуре. Показано, что местные жители имеют устойчивое искаженное представление о национальном и этническом составе населения столицы, не подтверждаемое статистикой. В статье раскрываются причины (специфика занятости, уровень и необходимость владения русским языком, каждодневные социальные практики взаимодействия и др.) и последствия такого восприятия. Отдельное внимание уделено вопросу интеграции мигрантов, в первую очередь так называемых видимых меньшинств.

Ключевые слова

Национальный состав, межэтнические отношения, миграция, столичный мегаполис, видимые меньшинства, интеграция мигрантов, этнокультурная трансформация.

В течение последнего десятилетия повышенное внимание к теме этнического облика России и ее столицы наблюдается как в дискурсе власти, так и на уровне обсуждений в широких слоях населения. В то время как различные, в том числе этнические меньшинства, все чаще и громче заявляют о себе, положение «большинства» меняется, что неизбежно ведет к изменению социальных возможностей, сдвигам социальных структур, возникновению напряженностей и конфликтов1. Москва, с точки зрения межэтнической и межконфессиональной напряженности, один из критических регионов2. Этнический вызов требует решительных действий от политиков, улучшения системы управления, совершенствования культурной политики и политики интеграции. Хотя в стране и существует Стратегия государственной национальной политики до 2025 года3, она так же, как и предшествующая ей Концепция государственной национальной политики, не артикулирована настолько, чтобы стать общеизвестной и не составляет стройной системы, положенной в основу

1 Орлова И.Б. Исчезающее большинство. Социология современного общества. М.: ИСПИ РАН, 2014.

2 Образцов И.В. Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации (по материалам научно-методического семинара аналитического управления) // Аналитический вестник. Сер.: Развитие России. 2014. № 31 (549). С. 48-49.

URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2014/31 549/VSF NEW 31 549.pdf (15.05.2015).

3 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx71644521 (20.01.2015).

практических действий4. Относительно недавние события, имеющие под собой контекст межэтнических отношений, на Манежной площади (2010), в Бирюлёве (2013) еще больше обострили внимание жителей столицы к балансу между «своими» и «чужими», повлекли за собой волну новых социальных напряженностей на межэтнической почве. Постоянное наличие в СМИ красочных репортажей о нарушении законопорядка мигрантами, подчеркивание этнической и национальной принадлежности участников событий, конечно, не сглаживает напряженности, а лишь провоцирует новые. Научное сообщество выступает с рекомендациями органам государственной власти и общественным организациям инициировать разработку интегративной социокультурной стратегии в деятельности СМИ в рамках взаимодействия государства — общественных институтов — принимающего сообщества — трудовых мигрантов, считать информационную государственную политику приоритетной в реализации двусторонней социокультурной адаптации и т. д. — то есть содействовать укреплению этнического согласия5. Однако на сегодняшний день СМИ представляют миграцию чаще всего как объективный и неизбежный процесс, при этом населению преподносится проблема приезжих как сложная и практически не имеющая решения, что дополнительно провоцирует негативное отношение. Через СМИ власть актуализирует необходимость проведения «охранной» стратегии и жесткого регулирования миграционных потоков, что также усиливает социальную напряженность6.

Пестрота этнического состава населения столичного мегаполиса, кажется, видна невооруженным глазом всем его жителям. Однако в массовом восприятии нередко имеет место путаница между иммигрантами и представителями видимых этнических меньшинств, при том, что значительная часть последних является гражданами РФ (например, жителями республик Северного Кавказа)7. Москвичи,

4 Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации // Мир России. 2001. Т. 10. № 2. С. 167-180.

URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Magazines/Drobizheva 2001 n2 p167-180.pdf (23.04.2015).

5 Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах РФ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 25-27 сентября 2014 г. / отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. URL: http://www.tataroved.ru/actions/konfopyt/ (21.02.2015).

6 Аблажей Н.Н. Образ трудового мигранта в прессе и массовом сознании россиян // Вестник НГУ. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11. Вып. 6: Журналистика. С. 17-23.

URL: http://www.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/6507/03.pdf (20.02.2015).

7 Голунов С. Опасные иммигранты или искаженные восприятия? Взаимосвязь между иммиграцией и преступностью в России / ПОНАРС Евразия. Аналитическая записка № 321. Май 2014. URL: http://www. ponarseurasia.org/sites/default/files/policy-memos-pdf/Pepm 321 rus Golunov May2014.pdf (20.04.2015).

несмотря на то, что миграционный поток в столицу сильно диверсифицирован, «видят» только два региона исхода — Среднюю Азию и Кавказ, к которым приписывается столичными жителями в совокупности 90% мигрантов8.

Некоторые из ученых полагают, что «этнически плюральные общества не создают питательную среду для демократии»9, но большинство государств, которые считаются демократическими, полиэтничны и нашли способ ответить на вызов меньшинств. Полиэтничность — типичная черта и многих мировых столиц, наряду с такими показателями, как более высокий уровень развития инфраструктуры, повышенный уровень доходов населения, специфика его занятости и т. д. Однако именно с этой характеристикой развитого города москвичи соглашаются труднее всего. Уровень толерантности среди столичных жителей низок, а недовольство выражается не только в сторону внешних, но и по отношению к внутренним мигрантам (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Отношение москвичей к мигрантам. Ответ на вопрос: «Как лично вы относитесь к мигрантам из:...» (%)10

Таджикистана, Узбекистана, Киргизстана Азербайджана, Армении, Грузии Украины, Молдовы, Белоруссии Республик Северного Кавказа РФ Других регионов РФ

Нормально 21,6 23,9 65,3 16,3 86,9

Не очень хорошо 37,4 37,7 27,6 26,7 10,6

Плохо 40,2 37,9 6,1 56,6 2,0

Нет ответа 0,8 0,5 1,0 0,3 0,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Но на столько ли Москва разнообразна по своему составу, чтобы говорить о реальной полиэтничности столицы и «засилье» ее приезжими? Статистика говорит об обратном. По данным последних переписей населения, доля русских в городе возросла, показатели свидетельствуют об абсолютном их численном превосходстве: для указавших национальность при опросах доля русских составила 88,38% и 91,65% в 2002 и 2010 году соответственно. Для сравнения, западные мировые столицы выглядят на этом однотонном этническом фоне Москвы куда более пестрыми. В Лондоне, где при переписи вывод об этнической принадлежности делается на основании владения

8 Зайончковская Ж.А., Флоринская Ю.Ф., Доронина К.А., Полетаев Д. Мигранты глазами москвичей // Демоскоп Weekly. 1-24.08.2014. № 605-606. С. 5.

URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0605/tema01.php (15.05.2015).

9 Rabushka A., Shepsle К. Politics in Plural Societies: A Theory of Democratic Instability. Columbus, Ohio: Charles E. Merrill Publishing Company, 1972. P. 186.

10 Зайончковская Ж.А., Полетаев Д., Доронина К.А., Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Защита прав москвичей в условиях массовой миграции / Уполномоченный по правам человека в городе Москве; РОО «Центр миграционных исследований». М., 2014.

неанглийским языком, по сведениям Офиса национальной статистики (Office for National Statistics, ONS), все районы города, кроме Сити, Ричмонда и Хэверинга, представлены населением, говорящим на более чем 100 языкахп. Еще более полиэтничными и многоязычными являются крупнейшие американские города, такие как Нью-Йорк, Сан-Франциско и другие.

Таким образом, можно говорить, что Москва по-прежнему остается русским городом. Увеличивающиеся притоки мигрантов, как внешних, так и внутренних, добавляют столице цвета в культурном плане, но кардинально не меняют его национальный состав. Следующие (после русских) по численности пять национальных групп в столице (украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, евреи) в сумме не дотягивают и до 5% (составляют 4,85%).

По своей однородности Москва сравнима и со вторым по численности городом страны — Санкт-Петербургом. Доля русского населения там менее чем на 1% отличается от московского показателя и составляет 92,48%. Далее следуют украинцы (1,52%), белорусы (0,92%), татары (0,73%), евреи (0,57%). Представители национальностей, которые сейчас наиболее часто воспринимаются именно как «мигранты» (безотносительно гражданства, места постоянного проживания, а скорее по признаку сферы занятости и некоторым фенотипическим признакам) идут далее друг за другом: узбеки (0,48%), армяне (0,47%), азербайджанцы (0,42%), таджики (0,29%), грузины (0,20%), молдаване (0,17%)12.

В чем же причина того, что взгляд обывателя на улицу как будто противоречит статистике? Почему у населения столицы складывается устойчивое ощущение чуть ли не колонизации Москвы инокультурными представителями, повсеместным их распространением и «отбиванием» пространства города у его коренных жителей? Причин, конечно, несколько.

Во-первых, резкое увеличение не столько объемов, сколько темпов миграции за последние годы. За последний межпереписной период (2002-2010) из числа тех, кто считается некоренными жителями России, самый большой прирост по стране показали киргизы, узбеки и таджики (см. Таблицу 2).

11 Миграция в Великобританию: перепись населения выявила рекордный рост потока поляков и литовцев // ИА REGNUM. 02.02.2013. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1620447.html#ixzz3RSA1sEdO (25.02.2015).

12 От указавших свою национальность при проведении опроса переписи.

Таблица 2. Численность, прирост (убыль) основных иммигрирующих народов России13

Национальность Численность лиц, соответствующей национальности, чел. Прирост (убыль), %

1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010

Киргизы 41 734 31 808 103 422 -23,78 225,14

Узбеки 126 899 122 916 289 862 -3,14 135,82

Таджики 38 208 120 136 200 303 214,43 66,73

Курды 4 724 19 607 23 232 315,05 18,49

Езиды 31 273 40 586 29,78

Турки 9 890 92 415 105 058 834,43 13,68

Армяне 532 390 1 130 491 1 182 388 112,34 4,59

Корейцы 107 051 148 556 153 156 38,77 3,10

Азербайджанцы 335 889 621 840 603 070 85,13 -3,02

Положительное сальдо миграции по Москве сохраняется за счет притока населения из других регионов России и стран СНГ. При этом ситуация в столичном округе немного отличается от общероссийской с точки зрения динамики отдельных народов (численность таджиков и азербайджанцев, например, за последний межпереписной период сократилась), но не по темпам (см. Таблицу 3). Именно столь стремительный прирост, характерный для начала 2000-х годов, обеспечил эффект «взрыва» и соответствующую реакцию у населения.

Во-вторых, качество и полнота статистических данных о миграционных потоках в Москву и, следовательно, ее истинном национальном составе не вполне отражают реальную ситуацию. Миграция, которая фиксируется статистикой, показывает смену тенденций, но не дает полную картину14. Недостаток сведений о приезжих позволяет занижать показатели при оценке полиэтничности столицы. Официальная статистика дает лишь приближенное представление о национальном составе населения, поскольку количество неучтенного населения в масштабах Москвы измеряется не сотнями тысяч, а миллионами людей. Если для всей страны, по данным Федеральной миграционной службы, на начало 2014 года более 43% от общего числа иностранных граждан,

13 Всероссийская перепись населения 2010 года. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт].

URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm (20.02.2015).

14 Мкртчян Н.В., Кашницкий И.С. Стягивание населения с периферии в региональные центры: Россия и Европейский Север // Потенциал ближнего Севера: экономика, экология, сельские поселения. К 15-летию Угорского проекта / сост.: Н.Е. Покровский, Т.Г. Нефедова; науч. ред.: Н.Е. Покровский, Т.Г. Нефедова. М.: Логос, 2014. Гл. 3. С. 133.

проживающих на территории России, составляли нелегальные мигранты (то есть более 4 млн человек), то для Москвы этот показатель по разным источникам варьируется от 1 до 3 млн человек. Единой и достоверной статистики по количеству мигрантов в Москве, как и в России в целом, не существует. Даже представители власти оперируют самыми разными цифрами. В декабре 2014 года мэр Москвы С.С. Собянин озвучил цифру легальных мигрантов «около 900 тысяч», назвав ее, однако, «более-менее адекватной»15. В любом случае основная масса нелегальных мигрантов приходится на столицу и столичный регион, увеличивая при этом ту категорию населения, которая вызывает ситуационные конфликты и напряженности, разбавляет тот самый «славянский» и желанный для москвичей облик города.

Таблица 3. Изменение численности некоторых некоренных народов России

за период 2002-2010 по г. Москва16

Национальность Численность лиц, соответствующей национальности, чел. Прибыль / убыль (%) Из них владеет русским языком, чел.

2002 2010 2002-2010 2010, чел. 2010, %

Киргизы 4 102 18 841 359,31 18 127 96,21

Узбеки 24 312 36 079 48,40 34 777 96,39

Корейцы 8 603 10 136 17,82 9 958 98,24

Езиды 1 643 1 660 1,03 1 629 98,13

Армяне 124 425 109 584 -11,93 107 679 98,26

Турки 2 358 1 831 -22,35 1 731 94,54

Курды 695 495 -28,78 481 97,17

Таджики 35 385 15 090 -57,35 14 273 94,59

Азербайджанцы 95 563 18 490 -80,65 17 915 96,89

Грузины 54 387 10 058 -81,51 9 953 98,96

В-третьих, исключительно важную роль в формировании нового национального облика улиц города в сознании горожан играет фактор специфики занятости иностранных работников. Этносоциологические исследования показывают, что и в социально-профессиональном вопросе среди москвичей разных национальностей еще в середине 2000-х годов у русских не было особенных преимуществ, как у большинства (см. Таблицу 4).

15 Расширенное совещание по вопросам профилактики правонарушений в Москве. Стенограмма, 15.12.2014 // Портал Мэра и Правительства Москвы [Официальный сайт]. URL: http://www.mos.ru/press-center/transcripts/index.php?id 4=31245 (01.03.2015).

16 Национальный состав населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве [Официальный сайт].

URL: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/moscow/ru/census and researching/census/national ce nsus 2010/score 2010/ab3ade00436779d3a052e174665da2b8 (20.02.2015).

Таблица 4. Социально-профессиональная структура москвичей некоторых национальностей17

Умственный труд

Национальность Физический труд Средней Высокой Руководители

квалификации квалификации предприятий

Русские 32 27 27 14

Украинцы 34 30 24 11

Армяне 15 15 51 19

Грузины 8 14 51 24

Азербайджанцы 32 12 40 16

Другая ситуация наблюдается сегодня среди приезжих. Согласно данным ФМС России, среди мигрантов более 80% иностранных работников в стране занято в следующих основных видах экономической деятельности: строительстве, оптовой и розничной торговле (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий), сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, транспорте и связи. Интенсивное развитие в столице тех отраслей, которые не требуют от работников длительной профессиональной подготовки, высокой квалификации или зачастую даже знания русского языка, служит дополнительным фактором притяжения в Москву. Специфика занятости подавляющего числа мигрантов именно в таких «видимых» областях, с которыми почти каждый житель города сталкивается по нескольку раз в течение дня (транспорт, торговля, сфера обслуживания), делает их пребывание в городе особенно заметным.

Стоит отметить, что по концепции «культурного разделения труда» М. Хехтера классовые и этнические факторы взаимно усиливают конфликтность18. В исследованиях занятости этнических групп населения в Москве всегда подчеркивается неодинаковая ситуация с трудоустройством у представителей разных народов. Это связано с социально-профессиональным составом прибывающих людей разной этнической принадлежности, их социальными запросами и возможностями их этнических диаспор в городе. Например, выявлено, что наиболее легко устраиваются на работу азербайджанцы и армяне19. При этом если для армян московская диаспора уже может предложить более высокие позиции на социальной лестнице и хорошее трудоустройство в тех отраслях, в которых они работали до переезда (в том числе в

17АрутюнянЮ.В. Москвичи. Этносоциологическое исследование. М.: Наука, 2007. С. 22, 24, 71, 74, 140, 143, 167, 170, 204, 207.

18 Hechter M., Levi M. The Comparative Analysis of Ethno-Regional Movements // Ethnic and Racial Studies. 1979. P 2. P. 260-274.

19 Дробижева Л., Арутюнян Ю., Кузнецов И. Занятость и труд в Москве: есть ли этнические особенности? // Демоскоп Weekly. 1-21.01.2007. № 271-272.

URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0271/tema05.php (06.03.2015).

образовании, медицине, науке, культуре), то азербайджанцев в большинстве случаев ждет работа физического труда, то есть такая же, как и у большинства их земляков в столице. Последнее определяется в свою очередь более низким образовательным уровнем азербайджанцев по сравнению с армянами. Более привычные для Москвы, зачастую не воспринимаемые как мигранты украинцы, белорусы, татары, евреи также имеют больший потенциал трудоустроиться в тех сферах, которые не подразумевают постоянное нахождение работника «на виду у прохожих». Само по себе ощущение частоты встреч людей, отличной от собственной национальности, не является показателем позитивности или негативности установок, но оно связано с установками и может быть как фактором, влияющим на них, так и следствием их негативности. По статистическим показателям, субъективная оценка частоты встреч людей другой национальности у молодежи с установками не связана — в отличие от старшей возрастной группы, для которой «частые» контакты сопряжены с представлением, что Москва с притоком мигрантов изменяется в худшую сторону20.

Четвертая причина устойчивого ощущения «оккупации» Москвы приезжими из стран СНГ и возникающих социальных напряженностей, дискомфорта при нахождении во многих публичных пространствах города — уровень владения русским языком среди мигрантов и потребности (или отсутствие таковой) в его использовании в повседневной жизни. Относительно молодой возрастной состав приезжих объясняет невысокий уровень владения русским языком (старшие поколения из бывших союзных государств, напротив, изучали русский язык в школе как обязательный). Из приезжих на русском разговаривают многие семьи из Украины, Белоруссии и Молдавии. Все это семьи старшего — «советского» — поколения, а также семьи, обосновавшиеся в России надолго, особенно с детьми, которые быстрее взрослых осваивают новый язык и культуру. Опросы женщин — трудовых мигрантов показали, что среди мигрантов из Таджикистана на русском языке в своей семье говорят только 10% респонденток; из Узбекистана — 13%; из Киргизии — 15%, в то время как среди мигрантов из Молдавии таких 60%, из Украины — 67%, Белоруссии — 80%21.Учитывая устойчивую тенденцию «омоложения» трудовых мигрантов, можно прогнозировать одновременное увеличение

20 Арутюнова Е.М. Факторы межэтнической напряженности в московской молодежной среде // Институт социологии РАН [Официальный сайт]. 2010. УЯЫШр://www.isras.ru/publ.html?id= 1965 (06.03.2015).

21 Женщины-мигранты из стран СНГ в России / Е.В. Тюрюканова (ред.), Ж.А. Зайончковская, Л.Б. Карачурина, Н.В. Мкртчян, Д.В. Полетаев, Ю.Ф. Флоринская; под ред. Е.В. Тюрюкановой. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 13.

категорий не владеющих русским языком, временно пребывающих в Москве и приобретающих навыки общения на русском среди тех, кто приехал надолго.

Интеграция и тем более ассимиляция с принимающим обществом проходит в Москве сложно. Далеко не всегда эти процессы видятся необходимостью как жителям, которые демонстрируют низкий уровень социальной приемлемости, так и приезжим мегаполиса, большая часть которых характеризуется слабыми адаптивными возможностями. Кроме того, сам процесс социальной адаптации довольно продолжителен: в некоторых исследованиях отмечается, что общая продолжительность адаптации для мигрантов составляет от четырех до пяти лет22. Временное пребывание в столице становится более комфортным благодаря наличию общин и соответствующих национальных диаспор или хотя бы довольно большого числа таких же мигрантов — соотечественников, которые, как правило, и помогают утроиться в городе на работу, найти жилье. Специфика занятости создает условия, когда язык становится необязательным знанием (или требуется невысокий уровень владения им), на изучение местной культуры и традиций не хватает времени, да и цели приезда трудовых мигрантов сосредоточены на заработке, а не на культурном туризме. Все это через повседневные практики взаимодействия способствует формированию национальных групп и сообществ в городе, замедляет и даже противостоит процессам интеграции с принимающей стороной, а также консолидации московского общества.

Учитывая фактор стремительного развития Москвы и московской агломерации, растущие стройки и транспортные инфраструктуры, а значит, и рынок труда мегаполиса, внешний зачастую не «славянский» облик города не перестанет противоречить статистике, которая показывает столицу как «город русских». Принимая же во внимание относительно дешевый рынок жилья в Московской области и активизацию обмена населением (в том числе приезжим) между городом и его пригородом23, под сомнение попадет и статистика Подмосковья. Сегодняшний экономический кризис и ужесточение миграционного законодательства (в целом за 2013 и 2014 годы было принято 11 федеральных законов ограничительного характера)24

22 Южанин М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу // Социологические исследования. 2007. № 5. C. 70-77.

URL: http://ecsocman.hse.ru/data/780/634/1219/Uzhanin 9.pdf (15.03.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Моисеенко В.М. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета // Вопросы статистики. 2004. № 7. С. 49-50.

24 Олимова С. Кризис в России и таджикская трудовая миграция // Центральноазиатское бюро аналитической журналистики (CABAR) [Официальный сайт]. 20.01.2015. URL: http: //www. cabar. asia/taj ik istan/139-saodat-ohmova-Mzis-v-rossii-i-tadzhikskava-trudovava-migratsiva (18.03.2015).

хотя и обусловливают частичную возвратную миграцию в страны СНГ, но этот процесс в большей степени касается регионов, а не Москвы. Для столицы переселяющиеся на постоянное жительство или временно работающие в городе представители других регионов страны являются стратегическим ресурсом развития с точки зрения восполнения человеческого потенциала города, обеспечения демографического прироста за счет изменения половозрастной структуры населения и др.25 Таким образом, для Москвы можно прогнозировать продолжение роста этнического и культурного разнообразия, смешение этнической идентичности и развитие всех тех процессов, которые приводят к противостоянию идеологии культурного богатства многонациональности и обособления на этнической почве, возникающей групповой подозрительности, доходящей до ксенофобных настроений. Видится, что Москву ждет этнокультурная трансформация, которую придется переживать не только сегодняшним ее жителям, но и нескольким ближайшим поколениям. Эта трансформация так же неминуема, как и не драматична, поскольку, во-первых, нормальна для любого крупного динамично развивающегося мегаполиса мира, во-вторых, часть социальных напряженностей ослабнет за счет, выражаясь терминологией Р. Инглхарта, «дрейфа ценностей». Традиционализм в отношении приезжих, который сейчас выражается у москвичей в низком уровне толерантности, ксенофобных настроениях, требованиях соблюдения неких стандартов в поведении (помимо уголовно и административно наказуемых) — наблюдается в первую очередь в категориях старших возрастов и не находит поддержки у москвичей возрастной когорты до 34 лет26.

Решение всех этих вопросов ложится в сферу политики интеграции, которая на сегодняшний день в России наталкивается при реализации на серьезнейшие фундаментальные проблемы: противоречие экономической потребности в мигрантах и одновременное ужесточение ограничений для них, отсутствие институтов социализации мигрантов и борьбы с ксенофобией среди местных, отсутствие четкого распределения компетенций между акторами реализации политики, отсутствие соответствующего финансирования, ограниченный набор социальных прав у приезжих и т. д.27 Трансформация национального состава — это вызов для мегаполиса и его властей,

25 Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года. М., 2012.

26 Ресурс межэтнического согласия в Москве [Электронный ресурс] / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2014. 1 CD ROM.

URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=3292 (10.03.2015).

27 Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. 2011. № 1. С. 34-50.

ответом на который должна быть четкая позиция руководства и согласованность исполнителей относительно выбранного курса интеграционной политики. Любая статистика подвергнется сомнению со стороны общества, будет представляться искаженной, если оно психологически и на уровне ценностных установок не готово к изменениям. Московское общество, судя по многочисленным социологическим исследованиям, пока не готово и характеризуется наличием отрицательных этнических установок и предубеждений в отношении представителей некоторых национальностей. При этом очевидно, что такой стремительно развивающийся город, как Москва, не может и не должен быть закрыт для тех, кто временно или на постоянной основе изменит его этнокультурный облик, а это значит, что серьезнейшая работа по формированию единой политики восприятия и усиленная работа с коренным населением столицы в этом вопросе неизбежна.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx71644521 (20.01.2015).

2. Аблажей Н.Н. Образ трудового мигранта в прессе и массовом сознании россиян // Вестник НГУ. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11. Вып. 6: Журналистика. С. 17-23. URL: http://www.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/6507/03.pdf (20.02.2015).

3. Арутюнова Е.М. Факторы межэтнической напряженности в московской молодежной среде // Институт социологии РАН [Официальный сайт]. 2010. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1965 (06.03.2015).

4. Арутюнян Ю.В. Москвичи. Этносоциологическое исследование. М.: Наука, 2007.

5. Всероссийская перепись населения 2010 года. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm (20.02.2015).

6. Голунов С. Опасные иммигранты или искаженные восприятия? Взаимосвязь между иммиграцией и преступностью в России / ПОНАРС Евразия. Аналитическая записка № 321. Май 2014. URL: http://www.ponarseurasia.org/sites/default/files/policy-memos-pdf/Pepm 321 rus Golunov May2014.pdf (20.04.2015).

7. Дробижева Л., Арутюнян Ю., Кузнецов И. Занятость и труд в Москве: есть ли этнические особенности? // Демоскоп Weekly. 1-21.01.2007. № 271-272. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0271/tema05.php (06.03.2015).

8. Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации // Мир России. 2001. Т. 10. № 2. С. 167-180. URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Magazines/Drobizheva_2001_n2_p167-180.pdf (23.04.2015).

9. Женщины-мигранты из стран СНГ в России / Е.В. Тюрюканова (ред.), Ж.А. Зайончковская, Л.Б. Карачурина, Н.В. Мкртчян, Д.В. Полетаев, Ю.Ф. Флоринская; под ред. Е.В. Тюрюкановой. М.: МАКС Пресс, 2011.

10. Зайончковская Ж.А., Полетаев Д., Доронина К.А., Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Защита прав москвичей в условиях массовой миграции / Уполномоченный по правам человека в городе Москве; РОО «Центр миграционных исследований». М.: 2014.

11. Зайончковская Ж.А., Флоринская Ю.Ф., Доронина К.А., Полетаев Д. Мигранты глазами москвичей // Демоскоп Weekly. 1-24.08.2014. № 605-606.

URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0605/tema01.php (15.05.2015).

12. Миграция в Великобританию: перепись населения выявила рекордный рост потока поляков и литовцев // ИА Regnum. 02.02.2013. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/162 0447.html#ixzz3RSA1sEdQ (25.02.2015).

13. Мкртчян Н.В., Кашницкий И.С. Стягивание населения с периферии в региональные центры: Россия и Европейский Север // Потенциал ближнего Севера: экономика, экология, сельские поселения. К 15-летию Угорского проекта / сост.: Н.Е. Покровский, Т.Г. Нефедова; науч. ред.: Н.Е. Покровский, Т.Г. Нефедова. М.: Логос, 2014. Гл. 3. С.123-139.

14. Моисеенко В.М. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета // Вопросы статистики. 2004. № 7. С. 49-50.

15. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. 2011. № 1. С. 34-50.

16. Национальный состав населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве [Официальный сайт]. URL: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/census_and_researching/ce nsus/national census 2010/score 2010/ab3ade00436779d3a052e174665da2b8 (20.02.2015).

17. Образцов И.В. Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации (по материалам научно-методического семинара аналитического управления) // Аналитический вестник. Сер.: Развитие России. 2014. № 31 (549). С. 47-52. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2014/31 549/VSF NEW 3 1 549.pdf (15.05.2015).

18. Олимова С. Кризис в России и таджикская трудовая миграция // Центральноазиатское бюро аналитической журналистики (CABAR) [Официальный сайт]. 20.01.2015. URL: http://www.cabar.asia/tajikistan/139-saodat-olimova-krizis-v-rossii-i-tadzhikskaya-trudovaya-migratsiya (18.03.2015).

19. Орлова И.Б. Исчезающее большинство. Социология современного общества. М.: ИСПИ РАН, 2014.

20. Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах РФ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 25-27 сентября 2014 г. / отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. URL: http://www.tataroved.ru/actions/konfopyt/ (21.02.2015).

21. Расширенное совещание по вопросам профилактики правонарушений в Москве. Стенограмма, 15.12.2014 // Портал Мэра и Правительства Москвы [Официальный сайт]. URL: http://www.mos.ru/press-center/transcripts/index.php7id 4=31245 (01.03.2015).

22. Ресурс межэтнического согласия в Москве [Электронный ресурс] / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2014. 1 CD ROM. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=3292 (10.03.2015).

23. Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года. М., 2012.

24. Южанин М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу // Социологические исследования. 2007. № 5. C. 70-77. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/780/634/1219/Uzhanin 9.pdf (15.03.2015).

25. HechterM., LeviM. The Comparative Analysis of Ethno-Regional Movements // Ethnic and Racial Studies. 1979. No 2. P. 260-274.

26. Rabushka A., Shepsle К. Politics in Plural Societies: A Theory of Democratic Instability. Columbus, Ohio: Charles E. Merrill Publishing Company, 1972.

Sazhina V.A.

Multinational Moscow: A Look at the Street VS Statistics

Varvara A. Sazhina — Ph.D., senior lecturer, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: Sazhina@spa.msu.ru

Annotation

The article is devoted to modern national structure of the population of Moscow. The author focuses on perceptions and relationships of the resident population of the city to this structure. It is shown that the local people have a distorted sustainable view of national and ethnic composition of the population of Moscow, but it is not supported by real statistics data. The article deals with the causes (such as: specificity of employment, level and the need for Russian language, social interaction, etc.) and consequences of such a perception. Special attention is paid to the integration of migrants, especially to the so-called "visible minorities".

Keywords

National structure, interethnic relations, migration, capital metropolitan area, visible minorities, the integration of migrants, ethnic and cultural transformation.

References:

1. Ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 No 1666 "O Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda". Prezident Rossii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx71644521 (20.01.2015).

2. Ablazhei N.N. Obraz trudovogo migranta v presse i massovom soznanii rossiian. Vestnik NGU. Ser.: Istoriia, filologiia, 2012, t. 11, vyp. 6: Zhurnalistika, pp. 17-23.

URL: http://www.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/6507/03.pdf (20.02.2015).

3. Arutiunova E.M. Faktory mezhetnicheskoi napriazhennosti v moskovskoi molodezhnoi srede. Institut sotsiologii RAN [Ofitsial'nyi sait]. 2010. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id= 1965 (06.03.2015).

4. Arutiunian Iu.V. Moskvichi. Etnosotsiologicheskoe issledovanie. Moscow: Nauka, 2007.

5. Vserossiiskaia perepis' naseleniia 2010 goda. T. 4. Natsional'nyi sostav i vladenie iazykami, grazhdanstvo.

Federal 'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Ofitsial'nyi sait].

URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm (20.02.2015).

6. Golunov S. Opasnye immigranty ili iskazhennye vospriiatiia? Vzaimosviaz' mezhdu immigratsiei i prestupnost'iu vRossii / PONARS Evraziia. Analiticheskaia zapiska No 321. Mai 2014. URL: http://www.ponar seurasia.org/sites/default/files/policy-memos-pdf/Pepm 321 rus Golunov May2014.pdf (20.04.2015).

7. Drobizheva L., Arutiunian Iu., Kuznetsov I. Zaniatost' i trud v Moskve: est' li etnicheskie osobennosti? Demoskop Weekly, 1-21.01.2007, 271-272. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0271/tema05.php (06.03.2015).

8. Drobizheva L.M. Etnichnost' v sovremennom obshchestve. Etnopolitika i sotsial'nye praktiki v Rossiiskoi Federatsii. Mir Rossi, 2001, t. 10, no 2, pp. 167-180.

URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Magazines/Drobizheva 2001 n2 p167-180.pdf (23.04.2015).

9. Zhenshchiny-migranty iz stran SNG v Rossii / E.V. Tiuriukanova (red.), Zh.A. Zaionchkovskaia, L.B. Karachurina, N.V. Mkrtchian, D.V. Poletaev, Iu.F. Florinskaia; pod red. E.V. Tiuriukanovoi. Moscow: MAKS Press, 2011.

10. Zaionchkovskaia Zh.A., Poletaev D., Doronina K.A., Mkrtchian N.V., Florinskaia Iu.F. Zashchita prav moskvichei v usloviiakh massovoi migratsii / Upolnomochennyi po pravam cheloveka v gorode Moskve; ROO "Tsentr migratsionnykh issledovanii". Moscow, 2014.

11. Zaionchkovskaia Zh.A., Florinskaia Iu.F., Doronina K.A., Poletaev D. Migranty glazami moskvichei. Demoskop Weekly, 1-24.08.2014, 605-606. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0605/tema01.php (15.05.2015).

12. Migratsiia v Velikobritaniiu: perepis' naseleniia vyiavila rekordnyi rost potoka poliakov i litovtsev. IA Regnum. 02.02.2013. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1620447.html#ixzz3RSA1sEdO (25.02.2015).

13. Mkrtchian N.V., Kashnitskii I.S. Stiagivanie naseleniia s periferii v regional'nye tsentry: Rossiia i Evropeiskii Sever. Potentsial blizhnego Severa: ekonomika, ekologiia, sel'skieposeleniia. K 15-letiiu Ugorskogo proekta / sost.: N.E. Pokrovskii, T.G. Nefedova; nauch. red.: N.E. Pokrovskii, T.G. Nefedova. Moscw Logos, 2014. Gl. 3. Pp. 123-139.

14. Moiseenko V.M. Snizhenie masshtabov vnutrennei migratsii naseleniia Rossii: opyt otsenki dinamiki po dannym tekushchego ucheta. Voprosy statistiki, 2004, 7, pp. 49-50.

15. Mukomel' V.I. Integratsiia migrantov: vyzovy, politika, sotsial'nye praktiki. Mir Rossii, 2011, 1, pp. 34-50.

16. Natsional'nyi sostav naseleniia. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po goroduMoskve [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/moscow/ru/census a nd researching/census/national census 2010/score 2010/ab3ade00436779d3a052e174665da2b8 (20.02.2015).

17. Obraztsov I.V. Realizatsiia gosudarstvennoi natsional'noi politiki v Rossiiskoi Federatsii (po materialam nauchno-metodicheskogo seminara analiticheskogo upravleniia). Analiticheskii vestnik. Ser.: Razvitie Rossii, 2014, 31 (549), pp. 47-52.

URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2014/31 549/VSF NEW 31 549.pdf (15.05.2015).

18. Olimova S. Krizis v Rossii i tadzhikskaia trudovaia migratsiia. Tsentral'noaziatskoe biuro analiticheskoi zhurnalistiki (CABAR) [Ofitsial'nyi sait]. 20.01.2015. URL: http://www. cabar. asia/taj ikistan/139-saodat-olimova-krizis-v-rossii-i-tadzhikskaya-trudovaya-migratsiya (18.03.2015).

19. Orlova I.B. Ischezaiushchee bol'shinstvo. Sotsiologiia sovremennogo obshchestva. Moscow: ISPI RAN, 2014.

20. Pozitivnyi opyt monitoringa i regulirovaniia etnosotsial'nykh i etnokul'turnykh protsessov v regionakh RF. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Kazan', 25-27 sentiabria 2014g. / otv. red. G.F. Gabdrakhmanova. Kazan': Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2014.

URL: http://www.tataroved.ru/actions/konfopyt/ (21.02.2015).

21. Rasshirennoe soveshchanie po voprosam profilaktiki pravonarushenii v Moskve. Stenogramma, 15.12.2014. Portal Mer a i Pravitel'stva Moskvy [Ofitsial'nyi sait]. URL: http ://www .mos.ru/press-center/transcripts/index.php?id 4=31245 (01.03.2015).

22. Resurs mezhetnicheskogo soglasiia v Moskve [Elektronnyi resurs] / ruk. proekta i otv. red. L.M. Drobizheva. Moscow: Institut sotsiologii RAN, 2014. 1 CD ROM. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=3292 (10.03.2015).

23. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Moskvy do 2025 goda. Moscow, 2012.

24. Iuzhanin M.A. O sotsiokul'turnoi adaptatsii v inoetnicheskoi srede: kontseptual'nye podkhody k analizu.

Sotsiologicheskie issledovaniia, 2007, 5, pp. 70-77.

URL: http://ecsocman.hse.ru/data/780/634/1219/Uzhanin 9.pdf (15.03.2015).

25. Hechter M., Levi M. The Comparative Analysis of Ethno-Regional Movements. Ethnic and Racial Studies, 1979, 2, pp. 260-274.

26. Rabushka A., Shepsle K. Politics in Plural Societies: A Theory of Democratic Instability. Columbus, Ohio: Charles E. Merrill Publishing Company, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.