Научная статья на тему 'Московский университет в годы Великой Отечественной войны'

Московский университет в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1647
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЭВАКУАЦИЯ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / АКТИВНАЯ НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ / ПОМОЩЬ ФРОНТУ И ТЫЛУ / ПАТРИОТИЗМ / ДРУЖБА НАРОДОВ / GREAT PATRIOTIC WAR / MOSCOW UNIVERSITY / EVACUATION / EDUCATIONAL WORK / ACTIVE ACADEMIC LIFE / HELP TO FRONT AND REAR / PATRIOTISM / FRIENDSHIP OF PEOPLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонова Лира Степановна

В статье освещается многогранная жизнь Московского университета в годы Великой Отечественной войны раскрыты особенности подготовки кадров в военное время, показаны масштаб и характер научных исследований, отражены ратные подвиги студентов и сотрудников, трудовой вклад в Победу, охарактеризована духовно-нравственная атмосфера в коллективе университета. В основе статьи биографические данные, воспоминания, учебно-методические материалы, научно-исследовательская литература, статистические сведения и другие источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow University during the Great Patriotic War (1941-1945)

The article is devoted to the many-sided life of the Moscow University during the Great Patriotic War. The author analyses specific features of wartime educational process, the scale and character of academic research, shows the feats of arms committed by students and stuff members of the University as well as their labor contribution to the cause of Victory, describes the moral atmosphere in the University's collective. The Moscow University added one of the most glorious pages to history of science and education, to history of our country during the war. The article is based upon biographical and statistic data, memoirs, education materials, scientific and research literature and other sources.

Текст научной работы на тему «Московский университет в годы Великой Отечественной войны»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 1

МГУ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

Л.С. Леонова

(исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: odpp@mail.ru)

В статье освещается многогранная жизнь Московского университета в годы Великой Отечественной войны — раскрыты особенности подготовки кадров в военное время, показаны масштаб и характер научных исследований, отражены ратные подвиги студентов и сотрудников, трудовой вклад в Победу, охарактеризована духовно-нравственная атмосфера в коллективе университета.

В основе статьи — биографические данные, воспоминания, учебно-методические материалы, научно-исследовательская литература, статистические сведения и другие источники.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Московский университет, эвакуация, учебная работа, активная научная жизнь, помощь фронту и тылу, патриотизм, дружба народов.

В годы Великой Отечественной войны Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова вписал в историю высшего образования и науки одну из самых ярких страниц. Опыт подготовки специалистов, организации научных исследований, патриотического и интернационального воспитания молодежи в то время может быть использован и сегодня, когда идет активный поиск эффективных путей инновационного развития общества, утверждения в обществе идей национального согласия, осуществления плодотворного сотрудничества государств и народов постсоветского пространства.

Данная тема уже привлекала внимание исследователей. В 1975 г. вышла в свет книга "Московский университет в Великой Отечественной войне", дающая широкое представление о жизни МГУ в 1941—1945 гг. Во втором, переработанном и дополненном, издании книги (1985 г.) содержались новые имена, биографические данные, статистические сведения, значительно полнее освещалась разносторонняя деятельность коллектива МГУ в военные годы, публиковались имена павших в боях за Родину (по мемориальным доскам на факультетах) [1]. В предисловии к первому изданию, воспроизведенному затем и во втором издании книги, этот труд высоко оценил Константин Симонов. Представленные в книгах многочисленные факты использовались в данной статье.

За последние десятилетия источниковая база избранной для исследования проблемы пополнилась рядом новых источников [2—4].

22 июня 1941 г. Война... Профессора, преподаватели, сотрудники, студенты, аспиранты — все, кто был в городе или в ближайшем Подмосковье в этот воскресный день, поспешили в университет. Из репродукторов доносились слова указов о мобилизации военнообязанных, о введении военного положения. Митинги проходили на факультетах университета, в Институте истории, философии и литературы, в юридическом институте, позднее слившихся с МГУ. В Коммунистической аудитории на Моховой прошло общее комсомольское собрание университета. Аудитория не могла вместить всех пришедших на собрание. Располагались на лестницах, площадках. Выступления были короткими. Единый порыв, готовность отдать свои знания, опыт, жизнь для победы были характерны для настроения студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников университета. Прямо на митинге многие его участники писали заявления с просьбой принять их в ряды Красной Армии.

С началом войны перестраивалась вся жизнь Московского университета — крупнейшего центра отечественной науки, образования, культуры. Около двух тысяч студентов в первые же дни войны ушли на фронт. Три тысячи студентов были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей.

Началось формирование ополченческих отрядов, истребительных батальонов. В первые дни июля вступили в ряды ополченцев 1065 человек; среди них и видные ученые, профессора, преподаватели и юные первокурсники [1 : 141].

"В первый же день, — вспоминал бывший ополченец 8-й дивизии народного ополчения, которая формировалась в Краснопресненском районе, — когда была объявлена запись в народное ополчение, записалось чуть ли не вдвое больше, чем ожидалось. Старые и хворые люди доказывали, что они еще могут владеть оружием. Подростки прибавляли себе возраст, а старики — убавляли" [5 : 20-21].

Однако вскоре часть ополченцев была отчислена по состоянию здоровья; некоторые преподаватели и научные сотрудники были нужны в университете для ведения учебного процесса и выполнения исследований по оборонной тематике. Подразделения, как правило, формировались с учетом специализации преподавателей, студентов, аспирантов. В артиллерию направлялись математики, в связь — физики, в саперы — геологи, в топографическую разведку — географы, на политическую работу — историки, философы, экономисты и другие гуманитарии. По решению МГК ВКП(б) (середина июля 1941 г.) комиссаром 8-й дивизии Народного ополчения был назначен преподаватель исторического факультета М.И. Лазаренко. Комиссарами полков МГК

ВКП (б) утвердил доцента кафедры политической экономии МГУ Д.И. Шполянского, преподавателей исторического факультета A.A. Федосеева, М.И. Стишова, начальника военной кафедры Н.З. Катулина [5 : 21-22].

Было немало трудностей в материально-техническом обеспечении и вооружении ополченцев; у части ополченцев отсутствовал боевой опыт; большинство студентов обладали военной подготовкой, полученной в военно-спортивных кружках Осоавиахима. Однако моральный дух бойцов-ополченцев был очень высок. В тяжелых боях они отражали атаки фашистов, а порой и сами переходили в контратаки. Многие ополченцы погибли. Среди погибших в осенние месяцы 1941 г. — питомцы Московского университета: математики М. Долгов, Г. Алексеев; профессор истории М.С. Зоркий; ученый-экономист А.Ф. Кон.

Помимо дивизий народного ополчения были созданы такие добровольческие формирования, как истребительные и рабочие (коммунистические) батальоны. Среди первых записавшихся в истребительные батальоны — студенты и сотрудники МГУ В. Злобин, М. Литочевский, С. Семенова, В. Жиров, М. Фатулин, Н. Жаворонков, С. Хромов, И. Кора, В. Шамшурин, П. Жерновков и др.

наши бойцы несли тяжелые потери. на Калининском фронте был тяжело ранен И.А. Федосов — будущий декан исторического факультета. А.П. Серцова, будущий преподаватель философии в МГУ, вынесла с поля боя несколько десятков бойцов и командиров. Она была также ранена в том бою.

В МГУ широко развернулась военная подготовка. Студенты проходили обучение в кружках истребителей танков, связистов, радистов, заканчивали краткосрочные курсы военных переводчиков, курсы противовоздушной и противохимической обороны. В кружках и школах готовились медсестры, пулеметчики, лыжники для дальних переходов.

В начале Великой Отечественной войны многие студентки Московского университета добились зачисления их на службу в военную авиацию. Среди отобранных и направленных в авиагруппу М.М. Расковой были студентки Р. Гашева, П. Гельман, А. Еленина, В. Ендакова, А. Зубкова, П. Зуева, И. Калиновская, Г. Комкова, Н. Комогорцева, А. Макунина, Е. Пасько, Л. Радчикова, И. Ракобольская, Е. Руднева, Е. Рябова.

3 июля 500 студенток университета (с исторического, химического и физического факультетов) по призыву ЦК ВЛКСМ поехали на уборку сена в Рязанскую область. Группы университетской молодежи были также направлены на строительство метрополитена и бомбоубежищ, на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы.

Дежурства на территории МГУ были круглосуточными. По воспоминаниям, в отдельные дни на территорию МГУ падало более ста

"зажигалок", а всего за время налетов авиации — около 6 тысяч. Военная подготовка, полученная в предвоенные годы многими студентами и сотрудниками университета, овладение воинскими специальностями помогали им справляться с новыми обязанностями в условиях войны.

Осенью 1941 г. над Москвой нависла страшная опасность. 2 октября гитлеровские войска начали генеральное наступление. Москва была объявлена на осадном положении.

Правительство решило эвакуировать Московский университет в Ашхабад. Подлежали эвакуации около 90% студентов и преподавателей, освобожденных от мобилизации на фронт. Порядок эвакуации и ответственные за нее были определены еще в марте 1941 г. Однако в дальнейшем этот план корректировался. Уже в сентябре началась частичная эвакуация МГУ. Наиболее ценные книжные фонды Научной библиотеки имени Горького были отправлены на барже в Хвалынск, а оттуда — в Кустанай. В начале октября в Свердловск был эвакуирован коллектив Астрономического института им. Штернберга. В середине октября началась общая эвакуация университета. Первые группы профессоров, студентов и сотрудников выехали из Москвы 14 и 18 октября 1941 г. Отправленные эшелоны добирались до Ашхабада больше месяца. Были также сформированы 2 отряда студентов, которым предстояло самостоятельно добираться до Ашхабада. Они вышли из Москвы военизированным пешим ходом и только затем добирались по железной дороге до Ашхабада. 6 декабря 1941 г. и 20 января 1942 г. они прибыли в Ашхабад. В Ашхабаде начали работу 1500 человек — 1121 студент и 379 профессоров и преподавателей.

Университет оказался разделенным на две части. В Москве осталась меньшая часть. Первый военный 1941/1942 учебный год начался 1 августа. В это время в университет зачислялись все желающие, без вступительных экзаменов. По решению правительства сокращались сроки обучения. Уменьшались сроки каникул и продолжительность экзаменационной сессии. В учебные планы были введены дисциплины военного профиля. Студентов часто направляли на оборонные работы. Временно отменялся набор в аспирантуру.

29 октября 1941 г. на Московский университет была сброшена бомба, причинившая значительный ущерб аудиторному корпусу, клубу, Институту психологии и другим строениям. МГУ испытывал острый недостаток в помещениях, потерянных для занятий в результате бомбежек.

Университетский коллектив принимал активное участие в охране различных объектов, в работе в госпиталях. 294 девушки были направлены в органы связи и военную прокуратуру. В университетском коллективе собирались подарки воинам; по почину комсомольцев МГУ был организован сбор средств на строительство самолетов. В МГУ раз-

6 ВМУ, педагогическое образование, № 1

вернулось донорское движение, хотя скудный паек, недоедания стали обычным явлением.

Однако в университете читались лекции, защищались диссертации. В экстремальных условиях не прерывались исследования, необходимые для армии и народного хозяйства.

В начале января 1942 г. университетский коллектив в Ашхабаде возглавил профессор кафедры новой и новейшей истории И.С. Галкин. Учебный процесс налаживался с громадными трудностями. Здание Туркменского пединститута было не достроено. Часть учебных помещений находилась за городом. Не хватало учебных пособий и литературы. Большая часть студентов и аспирантов занимала отведенные под общежития школы и клуб пединститута. Многие преподаватели и сотрудники жили по 6-7 человек в небольших комнатах. Не хватало электроэнергии, воды. Скудным был рацион питания. Иногда выручали черепахи, в изобилии водившиеся в окрестностях — из них готовили разные блюда.

Финансирование Московского университета в эвакуации в Ашхабаде задерживалось. Сотрудники и студенты два месяца не получали зарплат и стипендий. В этой ситуации руководство Туркменской республики выделило университету 140 000 рублей, особо нуждавшимся выдавались небольшие субсидии в 100-120 руб. [6 : 237]. Эта помощь способствовала выживанию эвакуированных людей. Совместное участие в работах на нужды фронта, взаимная помощь сближали коллектив университета и местное население, укрепляли межнациональное братство.

Несмотря на трудности, уже в декабре 1941 г. в Ашхабаде развернули работу 11 научно-исследовательских университетских институтов, начались занятия на факультетах Московского университета. Эвакуированный в Ашхабад МИФЛИ в декабре 1941 г. слился с университетом. Московский университет превратился в единый комплекс естественно-научных и гуманитарных факультетов. Теперь в составе МГУ были факультеты: физический, механико-математический, химический, биологический, географический, геолого-почвенный, философский, исторический, экономический, филологический. В марте 1942 г. был организован юридический факультет. В университете были созданы новые кафедры, новые институты.

Трудности, крайняя напряженность учебного процесса привели к тому, что к концу учебного года почти половина студентов имела академические задолженности.

Опыт работы в Ашхабаде все более убеждал, что, будучи оторванным от крупных промышленных центров, не имея необходимых лабораторий, университет не может кардинально улучшить свою деятельность. И.С. Галкин в своей книге "Записки ректора Московского

университета" писал: "Большой, высококвалифицированный состав ученых — математиков, химиков, физиков и других — не имел возможности жить полнокровной научной жизнью. Не было научного оборудования, не было и соответствующей технической базы в Ашхабаде, где фактически работала лишь небольшая шелкоткацкая фабрика" [2 : 109].

"Наступившая в мае-июне жара принесла новые бедствия. Умерли профессор Кан, профессор Квитко и другие представители старшего поколения ученых... На одном из заседаний Ученого совета сотрудники твердо высказались за перебазирование университета в другое место, более приемлемое для работы ученых, где бы они могли вместе со всей страной внести весомый вклад в скорейшую победу. Решено было обратиться с письмом к И.В. Сталину с просьбой о перебазировании университета. В ответ на это письмо, я, как исполняющий обязанности ректора, был вызван в Москву, где по указанию Сталина было принято решение о переводе университета в Свердловск, в город-кузницу фронтов войны. Наркому путей сообщения было предложено срочно выделить железнодорожные эшелоны для переезда всего личного состава профессоров, преподавателей и их семей, а также студентов" [2 : 109]. "Р.С. Землячке (заместитель председателя СНК СССР. — Л.Л.) было поручено проследить и оказать содействие в выполнении решения правительства о переезде МГУ из Ашхабада в Свердловск" [2 : 109].

"Местом размещения МГУ в Свердловске был определен крупнейший в стране Индустриальный институт, позднее Политехнический. В середине октября 1942 г. начались занятия на всех факультетах МГУ — в аудиториях Индустриального института, в вечернюю смену.

Ученые МГУ быстро наладили связи с конструкторскими бюро заводов Свердловска и стали оказывать помощь промышленности в совершенствовании оружия.

Условия учебы и работы, быта были тяжелыми. В актовом зале и двух физкультурных залах Института, в соседних школах на полу и на нарах, отгородившись простынями, ютились семьи профессоров и преподавателей." [2 : 110]. Часть студентов поместили в общежитие, часть расселили в жилищах местных граждан "путем уплотнения". Студент МГУ, будущий академик РАН Ю.А. Поляков отмечал: «Впрочем, я не видел и не слышал, чтобы кто-нибудь из "уплотняемых" протестовал или обижался. Беда была общей, ну, и комната становилась общей» [3 : 56].

Помещения были холодные, люди работали, одетые днем и ночью, полуголодные. На имя Сталина вновь была подана телеграмма о критическом положении. Действия были предприняты незамедлительно, — отмечал И.С. Галкин.

Все студенты получили продовольственные карточки. Мечтой было — "хлебушка вволю". "Хлеба по рабочей карточке с оборонного

завода полагалось 800 г. Студенты получали 600 г." "Хлеб — валюта валют, деликатес из деликатесов. Теплый, прямо из пекарни, хоть и сыроватый, с мягкой, не хрустящей, но тающей во рту корочкой", — писал впоследствии академик Ю.А. Поляков.

"Большинство студентов поступило на заводы, продолжая одновременно занятия в университете. Добавлю, что такая работа была не только хлебной — это был искренний патриотический порыв, веление души и сердца", — подчеркивает Ю.А. Поляков.

После окончания рабочего дня на заводе студенты шли в университет. "Расписание было составлено с учетом того, что значительная часть студентов с утра работала на предприятиях, — писал Ю.А. Поляков. — Нельзя сказать, что лекции воспринимались и усваивались как положено. Неудержимо тянуло ко сну, веки слипались... На семинарах было легче. Там надо было показывать конспекты, отвечать на вопросы, говорить, глядя в глаза преподавателю. После лекций и семинаров была еще библиотека с монографиями и учебниками, с выписками, хронологией и генеалогией" [3 : 58].

Учебная и научная работа была прервана сильным пожаром, который случился в день, когда в стране проходили торжественные заседания, посвященные 25-летию Октябрьской революции. Самоотверженно спасали университетское имущество профессора, преподаватели, студенты МГУ. И.С. Галкин вспоминал: "Никогда не забуду участие математика профессора Ивана Георгиевича Петровского, который показал пример мужества, спасая оборудование, которое и так было весьма скудным" [2 : 111].

Все трудоспособные студенты из общего числа 3200 человек работали на восстановлении пострадавшего от пожара здания или были направлены на промышленные предприятия Свердловска.

Несмотря на сложную ситуацию, в годы войны университет вел активную научную жизнь. Только в течение 1942/43 учебного года в Свердловске было создано 45 новых кафедр, в том числе физики низких температур, физики моря, сейсмологии, кинетики химических процессов, географии северных стран, геофизических методов разведки газовых месторождений, славянской филологии, арабской и иранской филологии [1 : 45].

В учебные планы были включены новые дисциплины. Усилилась связь теоретической подготовки студентов с практикой военных лет. Значительное число часов отводилось на физическую и военную подготовку, так как многие студенты призывались в Красную Армию.

Коллектив МГУ в Свердловске вел большую пропагандистскую работу. В марте 1943 г. комсомольцы МГУ были мобилизованы на строительство свердловского водопровода. Собирали средства на постройку танковой колонны "Свердловец" и трех боевых самолетов —

"Московский университет", "Михайло Ломоносов", "Климент Тимирязев". Подписка на очередной государственный заем в университете дала в 1942 г. 573 тыс. руб., а в 1943 г. — 1660 тыс. [3 : 56].

С начала 1942/43 учебного года ректорат в соответствии с решениями правительства продлил сроки обучения на ряде факультетов до четырех лет, а на некоторых и до пяти [1 : 45].

В апреле 1943 г. было принято решение о реэвакуации университета из Свердловска в Москву, которая была полностью завершена в двухнедельный срок (к 10 июня 1943 г.). Теперь в университете (в "московской" и "свердловской" частях) насчитывалось 227 профессоров, 329 доцентов, 69 старших преподавателей, 39 преподавателей [1 : 48]. К концу 1943 г. в университете насчитывалась почти тысяча профессоров и преподавателей, среди них 85 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, 44 лауреата Государственной премии, 18 заслуженных деятелей науки [1 : 51]. Летнюю экзаменационную сессию университет провел уже в Москве.

Огромное влияние на университетский коллектив оказывали студенты-фронтовики. Они проявляли себя передовиками в учебе, задавали тон в учебных занятиях; им была присуща образцовая дисциплина, политическая закалка, мужество в преодолении последствий ранений.

В 1944 г. студентов реже, чем в 1941-1943 гг., направляли на различные работы. Общественные организации университета стремились улучшить быт студентов и сотрудников. Остро нуждающиеся студенты получали дополнительное питание, ордера на продукты и промтовары. По-прежнему было трудно с бумагой. В связи с расширением приема не хватало учебной литературы и мест в читальных залах.

В 1945 г. все факультеты МГУ были переведены на пятилетний срок обучения. Главной задачей стало повышение качества обучения.

Партийные и комсомольские организации уделяли большое внимание учебной работе. Проблема успеваемости неизменно отражалась в отчетах руководящих комсомольских органов, которые вели контроль за самостоятельной работой студентов, вывешивали сведения о ходе занятий в группах, об итогах экзаменационных сессий, учебной дисциплине и т.д.

Изменились и требования, предъявляемые к учащимся. Обязательным стало посещение студентами всех занятий. Возобновилась работа научных студенческих кружков. Был проведен конкурс на лучшую студенческую группу, на лучшую студенческую стенную газету.

Жизнь университетского коллектива становилась богаче, разнообразнее. Начал функционировать университетский лекторий. Возобновились тренировки спортсменов МГУ в секциях физкультурного общества "Наука". При Доме культуры были созданы драматическая, хореографическая, вокальная, музыкальная группы. Организовывались

встречи студентов с известными писателями, артистами. Расширялись рамки художественной самодеятельности. В клубе МГУ были созданы симфонический оркестр, хор.

Важнейшее место в политике партии по отношению к высшей школе занимало определение содержания преподавания, его идейно-политическая направленность, политико-воспитательная работа среди студенчества.

В статье "Высшая школа перед новым учебным годом" ("Правда", 29 сентября 1943 г.) подчеркивалось: "Повышение уровня политического сознания советского студенчества — важнейшая задача. Наша молодежь должна глубоко изучать марксизм-ленинизм, славную историю нашей родины, обогащать свою память великими творениями мировой науки и культуры. Они должны расти пламенными патриотами, полными чувства национальной гордости" [7 : 42]. "...Педагог в высшей школе должен уметь не только передавать знания студентам, но и воспитывать молодых специалистов в духе интересов советского государства, прививать им навыки творческого труда, обучать их культурно работать и правильно пользоваться полученными знаниями. Важно, чтобы преподаватели приучали студентов и в особенности первокурсников к самостоятельной работе.

Высшей школе в новом учебном году необходимо уделить большое внимание организации научно-исследовательской работы. Без этого нельзя обучать студентов на уровне требований современной науки, немыслимы подготовка научно-исследовательских кадров и повышение их квалификации" [7 : 41].

В августе 1944 г. в Москве было проведено Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений. Оно было организовано Комитетом по делам высшей школы при СНК СССр. На совещании обсуждались вопросы преподавания марксизма-ленинизма, роль кафедр общественных наук в идейно-воспитательной работе [7 : 55-56].

В статье газеты "Правда" от 2 октября 1944 г. "Учебный год в вузах начался" содержались ориентиры подготовки специалистов в советской высшей школе. Естественно, что они носили отпечаток эпохи, в которой проходила деятельность высшей школы. Подчеркивалось, что "борьба за качество обучения остается по-прежнему центральной задачей вузов" [7 : 57]. "Наша высшая школа призвана подготовлять не просто специалистов, а кадры советской, народной интеллигенции, кадры работников для государства, направляемого великими идеями марксизма-ленинизма. Не может советский студент замкнуться в свою специальность. Он должен быть общественником, живо интересоваться судьбой своей страны, знать законы общественного развития, умело пользоваться ими, активно участвовать в государственном строитель-

стве". "Глубоко и любовно изучать мировоззрение — важнейшая задача советских студентов. Поэтому профессора и преподаватели должны повысить интерес у молодежи к вопросам теории, идеологии. Огромное значение имеет при этом борьба против малейших извращений на идеологическом фронте" [7 : 58-59].

Следует отметить, что на форумах ученых по сложившейся традиции говорилось о "великом Сталине", "о великой роли товарища Сталина в развитии советской науки", основанной "на глубоком научном познании" и тем самым предопределившей "превосходство советского оружия над гитлеровскими захватчиками". Труды Сталина характеризовались как "вершины марксизма". Имело место провозглашение здравицы "в честь Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина" [7 : 97, 100, 104]. Эти документы свидетельствуют, с одной стороны, о роли Сталина в развитии высшей школы, Московского университета, а с другой — о культе личности Сталина.

Осенью 1943 г. был основан факультет международных отношений (в ноябре 1944 г. преобразованный в самостоятельный Институт международных отношений МИД СССР). Деканом факультета был назначен профессор МГУ И.Д. Удальцов. На естественных и гуманитарных факультетах открывались новые кафедры.

В июне 1944 г. на базе кафедры истории колониальных и зависимых стран были образованы 3 кафедры — истории стран Ближнего Востока (заведующий Н.А. Смирнов), истории стран Среднего Востока (И.М. Рей-снер), истории стран Дальнего Востока (Е.М. Жуков). В составе исторического факультета начало функционировать отделение стран Востока.

На отделении истории и теории искусств была основана кафедра русского искусствоведения.

Правительство постоянно проявляло заботу о студенчестве. Все успевающие студенты обеспечивались стипендией; студенты получили "рабочие карточки". Но трудовой фронт оставался важным участком жизни МГУ. Силами студентов и преподавателей были отремонтированы многие помещения университета.

Студенты и аспиранты МГУ шефствовали над двумя детскими домами, одиннадцатью московскими школами, над рядом воинских частей Московского гарнизона. Студенты работали в 14 госпиталях.

Студенческие бригады и трудбатальоны работали на лесозаготовках в районах Московской и Ярославской областей. Студенты работали на торфобрикетном заводе в Орехово-Зуеве, на дровяных базах столицы [1 : 47-48].

Московский университет оказывал помощь жителям освобожденных от фашистов районов РСФСР, Белоруссии, Украины. Научная и учебная литература была послана в Сталинградский и Смоленский пединституты. Ростовскому университету были выделены, помимо учебной

литературы, реактивы, гербарий. В Харьковский университет были направлены книги, журналы, оборудование и приборы для научной и учебной деятельности.

Невозможно в одной статье охарактеризовать достижения ученых МГУ в годы войны, принесшие большую пользу фронту и тылу. Но даже краткий обзор научной деятельности Московского университета позволяет составить представление об их направленности, содержании, масштабах.

В октябре 1941 г. при Государственном комитете обороны был создан пост уполномоченного ГКО по вопросам науки. Им стал председатель ВКВШ при СНК СССР С.В. Кафтанов. Он возглавил Совет по координации научных работ АН СССр с военными организациями. Совет провел большую работу по выявлению наиболее актуальной оборонной тематики и использованию в оборонных целях результатов научно-исследовательских работ. Для оценки предложений, поступивших от ученых, рабочих, научных коллективов, были созданы секции Совета по отраслям наук. Их предложения рассматривались на совещаниях Совета, а затем докладывались в ЦК ВКП (б), ГКО, СНК СССР.

Уже 30 июня 1941 г. на заседании Ученого совета МГУ был рассмотрен вопрос об организации научно-исследовательских работ в условиях войны. Было предложено законсервировать часть тем плана научных работ как недостаточно актуальных для военного времени и включить темы, имеющие важное оборонное значение.

Выдающиеся открытия в области теории чисел математиков МГУ — академика И.М. Виноградова и члена-корреспондента АН СССР

A.О. Гельфонда — послужили основой решения целого ряда проблем оборонного характера. Член-корреспондент АН СССР, профессор МГУ

B.В. Степанов произвел математический расчет, связанный с определением наиболее уязвимых участков в работающей турбине. Идеи академиков, профессоров МГУ математиков И.Г. Петровского, С.Л. Соболева имели важное значение для создания военной техники. Составленные математиками профессорами Н.А. Глаголевым и С.В. Бахваловым чертежи использовались в военно-морском деле, в частях зенитной артиллерии; они способствовали оптимальному размещению вокруг Москвы зенитных батарей.

Академик А.Н. Колмогоров по заданию Главного артиллерийского управления Красной армии выполнил исследования, касающиеся наиболее выгодного рассеивания снарядов при стрельбе по площадям. В 1942 г. были созданы таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолетов.

Профессор механико-математического факультета МГУ Л.А. Лю-стерник был одним из авторов таблиц для определения положения корабля по радиопеленгу.

Профессор Московского университета А.Н. Тихонов разрабатывал вопросы, связанные с противохимической защитой, в частности конструировал математическую модель противогаза.

Велика была роль академика, профессора С.А. Чаплыгина в развитии аэродинамики. С именем члена-корреспондента АН СССР, профессора МГУ М.В. Келдыша было связано исследование самолетных конструкций, причин разрушения самолета во время полета. Теоретические положения по аэродинамике легли в основу создания первоклассных машин, среди которых — истребители А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина,

A.И. Микояна, штурмовики С.В. Ильюшина, бомбардировщики

B.М. Петлякова, А.Н. Туполева, легкие ночные бомбардировщики И.Н. Поликарпова и др. Профессор Х.А. Рахматулин разработал теорию парашютов, обеспечившую создание и широкое применение новых видов парашютных конструкций на фронте.

Из приборов военного назначения, созданных в годы войны учеными физического факультета, выделялись приборы для слепой посадки самолетов, прицельные аппараты для подводных лодок, искатели подводных мин и др.

Академик, профессор МГУ механик С.А. Христианович провел исследования, сыгравшие большую роль в решении проблемы прочности самолета, его отдельных частей.

Во время войны летчикам приходилось пользоваться аэродромами, не располагавшими хорошими взлетно-посадочными полосами, или прибегать к вынужденным посадкам на земле. Серьезную помощь авиации оказали научные исследования профессоров-механиков МГУ Н.Г. Четаева, М.М. Филатова.

Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга при МГУ обеспечивал передачу точных радиосигналов времени для нужд армии, авиации и флота, для геодезических работ и картографии.

Работы профессора А.А. Космодемьянского были непосредственно связаны с первыми образцами пороховых ракет, в частности со снарядами легендарных "катюш". Теоретические работы ученого сыграли значительную роль в создании системы противовоздушных заграждений советских городов, в частности Москвы.

Геологи МГУ исследовали месторождения полезных ископаемых, природного газа. Выдающимся успехом профессора-грунтоведа Н.А. Смольянинова было открытие одного из крупнейших в СССР вольфрамового месторождения в Средней Азии. Вольфрамовая промышленность в СССР была, по существу, создана в период Великой Отечественной войны.

Изучение минерального и растительного сырья Туркмении, освоение методов его использования в медицине, при очистке воды остава-

лись одним из важнейших направлений работы химиков в период эвакуации в г. Ашхабад.

Научные успехи биологов были тесно связаны с решением проблем сельского хозяйства, разрабатываемыми заведующим кафедрой агрохимии, академиком Д.Н. Прянишниковым, профессором МГУ М.М. За-вадовским.

Исследования университетских ученых в области медицины, взаимодействие науки и практики способствовали эффективному лечению раненых, предотвращению эпидемий на фронте и в тылу. Профессор Б.А. Кудряшов со своими коллегами разработали и внедрили в производство в 1942 г. тромбин, способствующий свертыванию крови и нашедший широкое применение на фронте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое внимание уделялось расширению научно-производственных связей с оборонными предприятиями и быстрому внедрению результатов научных работ в практику. Некоторые из сотрудников кафедры грунтоведения геологического факультета, решая задачи, связанные с дорожным и аэродромным строительством, работали непосредственно на фронте.

В мастерских физического факультета находили свое решение и воплощение многие важные теоретические изыскания. Здесь непосредственно изготавливались многие приборы, необходимые фронту и тылу. В соответствии с заказами военного ведомства здесь делали даже детали мин, ручных гранат, снарядов и т.д.

Известный метеоролог и климатолог географического факультета С.П. Хромов, участвуя в подготовке военных метеорологов, неоднократно выезжал на фронты для изучения опыта фронтовой метеослужбы и организации помощи в ее работе.

Непосредственную помощь фронту оказывала группа университетских географов, которая занималась составлением военно-географических театров военных действий и специальных физико-географических карт.

Профессор Б.А. Кудряшов обучал медицинских работников применению тромбина непосредственно во фронтовых медсанбатах и госпиталях. В пропаганде тромбина, его использовании непосредственно во фронтовой обстановке активно участвовал университетский ученый, известный нейропатолог, а в годы войны хирург, профессор Н.И. Гра-щенков.

Университетские психологи работали в военных госпиталях. Среди них — А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец.

Значимую страницу в деятельности ученых представляла работа, направленная на развитие перспективных, стратегических направлений науки, обеспечивающих могущество и безопасность страны. Особенно активно развернулись исследования в области ядерной физики после

создания при физическом факультете МГУ Научно-исследовательского института ядерной физики.

Еще накануне войны в МГУ под руководством Д.В. Скобельцина начала работать кафедра атомного ядра и радиоактивных излучений. В годы войны здесь велись важные научные исследования [1 : 97—98].

Несомненен вклад ученых-гуманитариев в разгром фашизма. Актуальное звучание приобрели работы историков, в которых освещалась история борьбы народов нашей Родины против вражеских вторжений, давалась характеристика выдающихся военных деятелей страны, отстаивавших ее независимость. Среди этих работ — исследования С.В. Бахрушина, М.Н. Тихомирова, Е.В. Тарле, М.В. Нечкиной, А.М. Панкратовой, И.И. Минца, В.И. Пичеты и др. ученых. Их брошюры, статьи в газетах и журналах способствовали патриотическому воспитанию советских людей.

В исследованиях специалистов по всеобщей истории освещалась история германского милитаризма. Содержалась критика фашистской идеологии превосходства одной нации над другими, разоблачалась клевета об исторической неполноценности славянских народов. Среди авторов работ по этой тематике — Н.П. Грацианский, А.С. Ерусалимский и др. ученые.

В то же время ученые исторического факультета работали над крупными фундаментальными научными трудами. В 1943 г. Государственной премии были удостоены: "История гражданской войны в СССР" (среди авторов — Э.Б. Генкина, Е.Н. Городецкий, И.И. Минц, И.М. Разгон), книга Е.В. Тарле "Крымская война", исследование А.И. Яковлева "Холопство и холопы в Московском государстве в XVII в.". В 1945 г. вышли из печати II и III тома " Истории дипломатии ", которые были отмечены Государственной премией. Среди авторов — профессора МГУ И.И. Минц, Е.В. Тарле, В.М. Хвостов.

В 1946 г. был удостоен Государственной премии капитальный труд, над которым Б.Д. Греков начал работать еще до войны, — "Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в." После войны было опубликовано и отмечено Государственной премией исследование Б.А. Рыбакова "Ремесло Древней Руси".

В годы войны велась большая работа по сбору и первичной обработке различных документов и материалов по истории Отечественной войны, в которой участвовали университетские историки. Публикация первых материалов комиссии началась уже в 1942 г. В "Историческом журнале" появились очерки об обороне Одессы, о партизанском движении. В марте 1944 г. был создан военно-исторический сектор в Институте истории АН СССР.

Филологи пропагандировали патриотические и гуманистические идеи классической литературы. По поручению Политического управ-

ления Красной Армии известные профессора МГУ д.д. Благой и Н.К. Гудзий в апреле и июне 1944 г. выезжали в распоряжение частей 2-го Прибалтийского фронта, где читали лекции солдатам и офицерам. Позднее Н.К. Гудзий писал: "Мы, профессора-литературоведы, воочию убедились в том, что наша великая литература — один из важнейших источников ...моральной силы нашего войска" [1 : 133].

Особое значение приобретали труды, посвященные русскому языку. Они воспитывали уважение и любовь к отечественной культуре, чувство ответственности за великое национальное наследие, способствовали консолидации общества. В 1943 и 1945 гг. за выдающиеся исследования в области филологии был удостоен Государственной премии академик И.И. Мещанинов.

Тематика исследований в области международного права в военное время была нацелена на разоблачение преступлений германских агрессоров, обращалось внимание на попрание ими всех международных конвенций о законах и обычаях войны. К концу войны особую актуальность приобрели проблемы индивидуальной уголовной ответственности гитлеровских военных преступников. В разработке этих вопросов приняли участие профессора МГУ: А.Н. и И.П. Трайнины, В.Э. Грабарь, В.Н. Дурденевский, Н.Н. Полянский, С.А. Голунский, Е.А. Коровин и др. Разработки университетских юристов получили отражение в уставах Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов.

Сотрудники философского факультета изучали проблемы истории марксизма, социально-политического развития советского общества, разоблачали человеконенавистническую идеологию германского фашизма. Философы университета принимали участие в подготовке трехтомного издания "История философии" (под ред. Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.П. Митина, П.Ф. Юдина). Большой интерес представляли работы философа и психолога профессора МГУ С.Л. Рубинштейна. Изданная им накануне войны книга "Основы общей психологии" в 1942 г. была удостоена Государственной премии.

Экономисты разрабатывали вопросы, связанные с развитием народного хозяйства в условиях войны, с географическим размещением производительных сил страны, с демографическими процессами. В труднейших условиях командно-административной системы ученые стремились осмыслить опыт экономического развития СССР, хозяйственную практику военных лет, направить свои изыскания на укрепление экономической мощи советского государства.

Университетские сотрудники защищали кандидатские и докторские диссертации.

В эвакуации в различных республиках СССР находилось много университетских ученых с мировым именем. Их знания, научный авторитет способствовали подготовке национальных научных кадров,

повышению их научной квалификации, а также развитию производительных сил регионов.

Во время пребывания Московского университета в эвакуации в Ашхабаде в 1942 г. по поручению Госплана Туркменской ССР кафедрой экономической географии СССР были проведены экономико-географические исследования и на этой основе предложен ряд мер, направленных на развитие народного хозяйства Туркмении.

В Ашхабаде коллектив МГУ вел лекторскую и пропагандистскую работу в воинских частях, госпиталях, колхозах. Опытные преподаватели МГУ помогали местным педагогическим кадрам в организации и развитии учебной и научной работы. Сотрудники исторического факультета по предложению Наркомпроса Туркмении подготовили методическое письмо "Преподавание истории в школе в условиях Великой Отечественной войны" [8 : 62]. Ученый совет Ашхабадского пединститута им. А.М. Горького отмечал в своем решении: "Своими ценными советами и указаниями ученые МГУ оживили научно-исследовательскую и педагогическую деятельность АГПИ. Непосредственное участие в чтении лекций, проведение консультаций и других учебных работ повысило качество преподавания в институте и привило плодотворные элементы научно-исследовательской работы студенчеству". Кафедра истории СССР исторического факультета МГУ приняла участие в разработке плана книги по истории Туркмении, осуществляемой Туркменским филиалом АН СССР. При университете было создано заочное отделение, где в основном обучались местные кадры и военнослужащие. Ученые и студенты университета развернули научные экспедиции в ряде областей Туркмении. Студенты-археологи изучали древние памятники ашхабадской области.

За активное участие в подготовке и проведении весной 1942 г. сельскохозяйственной выставки Туркменской ССР коллектив Московского университета получил благодарность и был награжден дипломом [8 : 52-53].

Сотрудники кафедры магнетизма физического факультета оказывали техническую помощь рабочим Ашхабадской ГЭС.

В период пребывания в Туркмении химики МГУ внесли существенный вклад в развитие народного хозяйства республики. Велась работа по изучению естественных богатств Средней Азии. Изучение минерального и растительного сырья Туркмении, разработка методов его использования оставались одним из важнейших направлений работы химиков в Ашхабаде. Были исследованы местные ресурсы и найден способ получения из них калийных удобрений. Было предложено использовать в качестве медицинского лечебного средства бентониты — глины местного происхождения. Был разработан метод синтеза искусственных алюмосиликатов, которые широко использовались для очи-

стки воды. Был разработан способ брикетирования угольной пыли и камыша для нужд столицы Туркмении. Были организованы первые в Ашхабаде стеклодувные мастерские. Были исследованы местные фосфориты. Было проведено испытание стеклянных изоляторов для телеграфной и телефонной связи. Оказана техническая помощь Ашхабадской гидроэлектростанции. Химики участвовали в работах на ашхабадской гелиостанции, использовавшей солнечную энергию для отопления помещений. При проведении научных изысканий учитывались местные потребности, что способствовало активному развитию производительных сил региона.

Было проведено комплексное изучение Копетдага. Ученые университета разработали способ опреснения воды соленых и серных источников, работали над решением проблемы промышленного использования местного сырья. Учеными университета была развернута работа Хорезмской, Амурской, Полярно-Уральской научных экспедиций и экспедиции по изучению рыбного хозяйства Туркмении [1 : 93—94], [8 : 63].

В годы Великой Отечественной войны географы МГУ провели большую работу в Казахстане. С 1941 по 1946 г. под научным руководством И.В. Никольского в республике работала транспортно-эконо-мическая экспедиция, которая по программе Главного дорожного управления Казахской ССР проводила исследования, экономически обосновавшие строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

Находясь во время эвакуации в Алма-Ате, ученый-историк А.М. Панкратова приняла участие в работе над книгой "История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней", которая была опубликована в 1943 г.

Одним из показателей научной жизни является проведение научных сессий и конференций.

В апреле 1942 г. прошло совместное заседание исторического факультета МГУ и кафедры истории СССР Государственного педагогического института, посвященное 700-летию "Ледового побоища" [7 : 86—87].

25—27 апреля 1942 г. состоялась антифашистская научная сессия филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. На сессии были сделаны доклады: проф. Я.М. Металлов — "Немецкая классическая литература и борьба против фашизма", проф. А.М. Егомен — "Освободительные традиции великой русской литературы XIX века", проф. Л.И. Тимофеев — "Советская литература и война", проф. М.В. Алпатов — "Заветы гуманизма в истории искусства и освободительная борьба советского народа" и др. В президиум сессии поступил ряд приветствий: от Всеславянского комитета, от немецких писателей-антифашистов и др. [7 : 87-88].

5-12 июня 1944 г. МГУ имени М.В. Ломоносова провел научную конференцию "Роль русской науки в развитии мировой науки и куль-

туры". На конференции предлагалось заслушать свыше 70 докладов [7 : 88-98]. Среди них доклады академика Н.Д. Зелинского "Великий русский ученый Д.И. Менделеев", члена-корреспондента АН СССР В.В. Голубева "Роль русской механики в развитии мировой науки", члена-корреспондента АН СССР П.С. Александрова "Русская и советская математика и ее влияние на мировую науку", члена-кореспондента АН СССР Х.С. Коштоянца "Школа русских физиологов и ее значение для развития мировой физиологии", проф. М.Т. Иовчука "Основные черты русской классической философии и ее всемирно-историческое значение" и др.

В декабре 1944 г. в МГУ прошла научная конференция, посвященная "современным проблемам науки". Работало 11 секций. Состоялось 48 заседаний, в том числе 45 секционных. Среди участников конференции — академики, профессора, преподаватели московских вузов, научные работники, представители общественности [7 : 98-104].

В МГУ в годы войны было открыто 5 новых факультетов — международных отношений, экономический, геологоразведочный, юридический, философский; начали работу ряд новых отделений [7 : 98].

К началу 1944/1945 учебного года в МГУ было более 6 тысяч студентов и около 300 аспирантов 27 национальностей. Учебная и научная работа велась на 138 кафедрах под руководством почти 1000 профессоров и преподавателей [7 : 98].

Руководство СССР уделяло большое внимание Московскому университету. Н.Д. Зелинский в своей статье "Русская наука и Московский университет", опубликованной в "Правде" 5 июня 1944 г., писал: "В настоящее время правительство уделяет особое внимание жизни и работе университета и отпускает большие средства на укрепление лабораторий университета и на оснащение их новейшим оборудованием" [7 : 91].

Почти за год до окончания войны Совет Народных Комиссаров СССР принял решение об укреплении материальной базы и создании условий для дальнейшего развития научной и учебной работы в МГУ имени М.В. Ломоносова. Ставилась задача — к 1944/1945 учебному году восстановить все здания и капитально отремонтировать все помещения университета. Промышленным наркоматам предлагалось выделить университету материалы и оборудование, необходимые для строительных работ и научно-учебной деятельности факультетов. Большие ассигнования были предусмотрены на пополнение фондов библиотеки университета. Правительство установило в Московском университете две ежегодные премии имени М.В. Ломоносова (25 и 10 тысяч рублей), присуждаемые ежегодно профессорам и преподавателям университета за лучшие научные труды [7 : 53-54].

В апреле 1944 г. для демонстрации итогов НИР и ознакомления с ними научной общественности в университете были проведены Ломо-

носовские чтения, которые с тех пор стали в МГУ традицией. На заключительном пленарном заседании научной конференции были вручены премии имени М.В. Ломоносова за лучшие научные работы, выполненные профессорами и преподавателями университета. На соискание премий было представлено 16 работ. После тщательного обсуждения Совет университета выбрал две из них.

Первая премия была присуждена профессору A.A. Власову за работу "Теория вибрационных свойств электронного газа и ее приложения". Воспитанник университета, он 12 лет вел работу в Московском университете, в том числе читал курс теоретической физики на физическом факультете. Авторские разработки позволили "объяснить ряд наблюдаемых явлений (природа сильного рассеивания электронов в газовом разряде, своеобразная периодическая структура плотности в газовом разряде и др.), перед которыми беспомощно стояли многие выдающиеся физики нашего времени".

Вторая премия была присуждена профессору Ю.К. Юрьеву "Превращения пяти и шестичленных кислородсодержащих гетероциклов в азот, серу и селенсодержащие гетероциклы". Воспитанник университета, он свыше 14 лет работал преподавателем в МГУ, в том числе читал курс лекций на кафедре органической химии. "Реакция Юрьева" уже была введена в лекции по курсу органической химии, в последние издания учебника органической химии академика П.Шорыгина и американского учебника Черониса [7 : 102-104].

На заключительном заседании Ломоносовских чтений, которые проходили в апреле-мае 1945 г., было сообщено о присуждении премий имени М.В. Ломоносова профессорам В.В. Виноградову и Х.А. Рахма-тулину. Первая премия была присуждена В.В. Виноградову за работу "Русский язык. Грамматическое учение о слове". Исследование знакомило с историей изучения грамматических явлений русского языка отечественными и зарубежными учеными, раскрывало основные проблемы изучения структуры слова в русском языке. Вторая премия имени М.В. Ломоносова была присуждена профессору Х.А. Рахматулину за работу "О нелинейных волнах в задачах теории упругости и пластичности", посвященную проблеме динамического сопротивления металлов. Решение ряда оборонных проблем требовало глубокого анализа явлений, происходящих в металле при конечных пластических деформациях и больших скоростях движения. Исследования Х.А. Рахмату-лина давали ключ к решению вопроса о разрушении металла при ударе и взрыве [7 : 105-106].

Начало 1943/1944 учебного года совпало с переломом в ходе Великой Отечественной войны после разгрома фашистов на Орловско-Курской дуге. Победы Красной Армии нашли отражение в деятельности советского правительства, касающейся науки и культуры. 15 сентября

1943 г. было принято постановление СНК СССР "О размерах и порядке назначения стипендий в вузах и техникумах и освобождении студентов от призыва в армию". Через 3 дня, 18 сентября, вышло новое постановление СНК СССР "О порядке отпуска на учебу в вузы и техникумы работников оборонных и важнейших промышленных предприятий".

Профессор А.М. Гусев — физик, в 1944 г. был отозван с Закавказского фронта в Океанографический институт. Здесь группа гидрографов под его руководством решила одну из актуальных задач, связанную с дрейфом судна, его управлением при действии ветра.

В 1944 г. был отозван для участия в научной работе в области радиофизики аспирант университета М.Д. Карасев. Эта группа создала радиотехническое устройство, подобного которому не было в других странах. Этот прибор обнаруживал детонацию в двигателе в самой ранней стадии процесса.

Большой вклад в решение атомной проблемы внес будущий профессор и декан физического факультета В.С. Фурсов. Он вспоминал: «Из армии, где я служил комиссаром батареи, меня отозвали в 1944 г. Приказ гласил: "отчислить в народное хозяйство". А в Москве прямой вопрос: "Будете ли работать с Курчатовым? Знаете такого?"»

Научные работы ученых в годы Великой Отечественной войны были важным этапом в развитии науки. Это уникальный опыт организации научных исследований и практического воплощения в жизнь их результатов. В этой работе ученые опирались на значительный научный потенциал, созданный в предвоенные годы; имел место широкий, "университетский" охват проблем; значительное место занимала разработка теоретических проблем, послуживших основой решения насущных практических потребностей; существовала тесная связь науки с производством; перестройка тематики научных исследований была проведена в кратчайшие сроки; руководство страны оказывало помощь МГУ.

За 1941-1945 гг. учеными университета было выполнено более трех тысяч научных работ, многие из которых имели большое теоретическое, народнохозяйственное и оборонное значение [1 : 136].

Более 50 научных работ, выполненных в годы войны, были отмечены Государственными премиями. Ряд ученых были удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Московский университет в годы Великой Отечественной войны внес огромный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства. Советская система университетского образования не только доказала свою эффективность, но и обогатила накопленный ранее опыт подготовки кадров новыми формами учебно-воспитательной работы, новыми предметами, новым содержанием курсов, отражающими потребности военного времени. Москов-

7 ВМУ, педагогическое образование, № 1

ский университет и в годы войны выступал как созидатель, как неотъемлемая часть нашего Отечества.

Мы испытываем гордость за свой университет, еще и еще раз ощущаем неразделимость судеб Московского университета и всей нашей страны, ответственность перед памятью погибших и ныне здравствующими ветеранами. Мы должны сохранять и развивать лучшие традиции Московского университета.

Список литературы

1. Московский университет в Великой Отечественной войне. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 336 с.

2. Галкин И.С. Записки ректора Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та. 2004. 208 с.

3. Поляков Ю.А. Московский государственный университет в Свердловске (1942-1943 гг.) // Отечественная история. 2005. №2. С. 55-59.

4. "Мы шли навстречу ветру и судьбе...". Воспоминания, стихи и письма историков МГУ — участников Великой Отечественной войны. М.: Весь Мир, 2009. 608 с.

5. Кондакова Н.И., Куманев Г.А. Ученые-гуманитарии России в годы Великой Отечественной войны. Документы. Материалы. Комментарии. М.: Све-тотон, 2004. 320 с.

6. Данилова Е.Н. Укрепление национальной солидарности и сотрудничества в период пребывания Московского государственного университета в Ашхабаде (осень 1941-лето 1942 гг.) // Великая Отечественная война 1941-1945 годов в судьбах народов России: уроки, выводы, оценки. Материалы международной научно-практической конференции 15-16 апреля 2010 года. Кострома, 2010.

7. Гарькин В.П., Широков Г.А. Отечественная война и высшая школа 1941-1945. Сборник материалов. Самара: Самарский университет, 2008. 199 с.

8. Олесеюк Е.В., ФедоровИ.Б., Драгомир В.В. Великий подвиг. Вузы Москвы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Т.2. Ученые московских вузов — фронту и военной экономике. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 296 с.

MOSCOW UNIVERSITY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941 - 1945)

L.S. Leonova

The article is devoted to the many-sided life of the Moscow University during the Great Patriotic War. The author analyses specific features of wartime educational process, the scale and character of academic research, shows the feats of arms committed by students and stuff members of the University as well as their labor contribution to the cause of Victory, describes the moral atmosphere in the University's collective.

The Moscow University added one of the most glorious pages to history of science and education, to history of our country during the war.

The article is based upon biographical and statistic data, memoirs, education materials, scientific and research literature and other sources.

Key words: Great Patriotic War, Moscow University, evacuation, educational work, active academic life, help to front and rear, patriotism, friendship of peoples.

Сведения об авторе

Леонова Лира Степановна — доктор исторических наук, заслуженный профессор Московского университета, заведующая кафедрой истории общественных движений и политических партий России, заместитель декана исторического факультета МГУ по науке. Член Ученого совета исторического факультета. Тел. 8-495-939-2425, 8-495-939-27-79; e-mail: odpp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.