2. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах. - М.: Просвещение, 1981.
3. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение у детей и подростков. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007.
© Такмакова М.В., 2011
А.М. Меркулова
УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА ПОД РУКОВОДСТВОМ РЕКТОРА И.С. ГАЛКИНА В 1941-1947 гг.
МЕРКУЛОВА Анастасия Михайловна - аспирантка кафедры политической истории факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (E-mail: [email protected])
Аннотация. Анализируется деятельность профессора И.С.Галкина в 1941-1947 гг. - заместителя ректора, а затем ректора МГУ. Особое внимание уделено инструментам сохранения университета в период кризиса управления 1942 г. Исследуются методики реформирования Московского университета в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы.
Ключевые слова: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Великая Отечественная война, ректор, административная деятельность, кризисное управление.
Прошло 65 лет с момента окончания одной из самых кровопролитных войн за всю историю нашей страны - Великой Отечественной, но возвращение к событиям, происходившим в то сложное время, до сих пор актуально. Безусловно, о большинстве эпизодов войны написаны многотомные публицистические и научные произведения. Однако до настоящего времени открываются новые факты, которые заставляют ученых время от времени возвращаться к событиям прошлого и на их основе переосмысливать роль личностей и событий в сохранении и восстановлении Советского государства. История Московского университета в данном случае не является исключением.
Московский университет чтит память своих сотрудников и воспитанников, которым пришлось на себе испытать все тяготы военного времени, и которые, несмотря ни на что, не оставили своего служения науке. Но некоторые из них, благодаря которым был спасен и отстроен университет,
оказались незаслуженно забыты. Один из них - 39-й ректор Московского государственного университета Илья Саввич Галкин, чью биографию невозможно рассматривать вне истории МГУ. На примере его работы в период 1941 - 1947 гг. можно проследить, как решалась задача сохранения университета в качестве ведущего научного и образовательного центра.
В самом начале войны ректор МГУ А.С. Бутягин огласил приказ о перестройке учебной и научно-исследовательской работы применительно к условиям военного времени1. С началом войны все учебные заведения перешли к работе по-новому учебному и научному планам. Большая часть студентов и профессорско-преподавательского состава была мобилизована. Те немногие, кто оставался, подлежали эвакуации из Москвы, начавшейся осенью 1941 г. Московский университет эвакуировали в Ашхабад совместно с Московским институтом философии, литературы и искусства (МИФЛИ). С этого момента начинается тяжелый исторический период работы Московского университета.
Самой большой проблемой в 1941 - 1943 гг. был вопрос сохранения единого университета, поддержание его жизни и работоспособности. Опасность «потерять» МГУ была намного реальнее, чем принято излагать в научно-публицистических изданиях по истории университета. Тому имелись свои причины.
Во-первых, кризис системы управления, возникший вследствие того, что Московский университет и эвакуированный вместе с ним МИФЛИ были эвакуированы в Ашхабад, не имея руководства: ректор МИФЛИ А.И. Асеев был переведен на политработу в Военно-политическую академию РККА. Ректор МГУ А.С. Бутягин был «отстранен от исполнения должностных обязанностей..^ самовольный отъезд из Москвы»2. До декабря 1941 г., когда МИФЛИ вошел в состав Московского университета, вместо А.И. Асеева исполняющим обязанности ректора МИФЛИ был назначен И.С. Галкин. В Московском же университете с 1939 по 1943 г. официально ректором продолжал оставаться профессор А.С. Бутягин. Иными словами, в МГУ того времени фактически отсутствовало единоначалие.
Обязанности ректора университета в 1941 - 1943 гг. исполнял профессор Б.П. Орлов. В то же время под нормативными актами и письмами московской части университета напротив должности «Ректор (и.о. ректора) МГУ», помимо фамилии Б.П. Орлова, достаточно часто указывались персоналии профессора В.И. Спицына и доцента С.Д.Юдинцева. Эпитеты «Проректор МГУ», «Заместитель ректора университета» перед фамилиями профессоров И.С. Галкина и М.М.Филатова характерны для докумен-
1 См.: Архив МГУ. - Ф.1. -- Оп. МГУ. - Д. 31. - Л. 57. - Приказ МГУ № 190 от 23. 06. 1941 г
2 Архив МГУ. - Ф.1. - Оп. МГУ. - Д. 32. - Л. 168. - Приказ МГУ № 336 от 14.11.1941 г.
тации, изданной ашхабадской частью* МГУ1. На практике Б.П. Орлов, В.И. Спицын и С.Д. Юдинцев исполняли обязанности ректора Московского университета в Москве, а И.С. Галкин и М.М. Филатов - в Ашхабаде.
Во-вторых, сказывалась структурная раздробленность университета, начиная с октября 1941 г. МГУ был разделен на две части: ашхабадскую и московскую, существовавшие параллельно. Кроме того, руководство московского подразделения не желало признавать своих ашхабадских коллег ввиду их «дезертирства» из военной Москвы. Связано это было, в первую очередь, с внутренней политикой ректора Б.П. Орлова и секретаря партбюро К.М. Божкова, которая проводилась до августа 1942 г.2.
Положение университета осложнялось еще и отсутствием четкой подчиненности МГУ государственным органам управления образованием. Дублированное подчинение университета, с одной стороны, НКП РСФСР, как учебного заведения Российской Республики, а с другой стороны - ВКВШ при СНК СССР как вуза всесоюзного значения, порождало путаницу при выпуске приказов. Нормативно-правовые акты по вопросам МГУ, изданные в подобных условиях, либо не затрагивали вопросов, требующих первостепенного решения, либо, наоборот, противоречили один другому.
В такой ситуации И.С. Галкину пришлось взять на себя ряд обязанностей ректора МГУ. В 1941-1943 гг. он фактически отвечал за эвакуированную часть университета. Это были наиболее тяжелые годы для вуза, но ашхабадская часть университета была сохранена благодаря качественной административной политике и многочисленным мероприятиям, которые И.С. Галкин и М.М. Филатов проводили в МГУ в должности и.о. ректора.
Антикризисное управление 1941-1943 гг. базировалось на следующих принципах:
1. Взаимодействие с руководством страны. На протяжении всего периода эвакуации И.С. Галкин переписывался и встречался с руководителями и представителями ЦК союзных республик и СССР с целью улучшить условия существования университета и получить для него льготы.
Например, в июне 1942 г. Илья Саввич встречался в Москве с заместителем Председателя СНК СССР Р.С. Землячкой, после чего был одобрен план переезда МГУ из Ашхабада в Свердловск.
2. Квалифицированная кадровая политика, позволившая сохранить ведущих советских ученых в штате университета.
1 ЦАГМ. - Ф.1609. - Оп.2. - Д. 134. - Л.7, 26, 39; Летопись Московского университета: В 3 т. / автор-составитель Е.В. Ильченко. - М., 2004. - С. 442; Архив МГУ. -Ф.1. - Оп. МГУ. - Д. 58. - Л. 96 - 98, 103 - 105; там же. - Ф.1. - Оп. МГУ. -Д. 58. - Л. 214, 235- 238; ЦАГМ. - Ф.1609. - Оп.2. - Д. 134. - Л.7, 15, 26.
2 ЦАОПИМ. - Ф. 478. - Оп.1. - Д. 44. - Л.52 - 70.
* Термин «ашхабадская часть» связан с первоначальным местом эвакуации МГУ - г Ашхабад. В июне 1941 г МГУ переместился в Свердловск. - Прим. авт.
Особенностью руководства людьми в исследуемый период является превалирование психологических методов управления и проведение более масштабной агитационной работы. К сожалению, большая часть текстов выступлений И.С. Галкина в Ашхабаде и Свердловске утеряна, но сохранившиеся тексты речей на конференциях и партийных собраниях свидетельствуют о его определенном ораторском таланте и способности находить «нужные слова» для того, чтобы подвигнуть подчиненных на более плодотворную работу.
3. Переориентация МГУ на научно-исследовательскую деятельность в рамках помощи военно-промышленному комплексу и привилегированного финансирования науки.
Посредством подобного управления удалось сохранить целостность Московского университета, его кадровый и научный потенциал. В то же время, совокупность всех материальных и нематериальных активов учебного заведения к концу 1942 г. с трудом дотягивала до уровня предвоенных лет.
В начале декабря 1943 г. выходит приказ НКП РСФСР № НК 9/210/676, согласно которому, профессор А.С. Бутягин освобождался от должности ректора МГУ в связи с переходом на другую работу. Ректором Московского университета был назначен профессор И.С. Галкин1.
Безусловно, когда Илья Саввич вступил в права ректора университета в полной мере, его управленческий инструментарий значительно расширился. Кроме того, изменилось и направление административной политики. Если в 1941 - 1943 гг. стратегической целью руководства МГУ было сохранение научного потенциала и материальных активов учебного заведения, то с момента окончания реэвакуации основной задачей И.С. Галкина как ректора было создание условий для развития университета и увеличение темпов работы на интересы государства. В связи с этим видоизменяются имеющиеся методики управления и к ним добавляются новые, в частности:
1. Взаимодействие с руководством. Переписка с членами ЦК все чаще заменяется личным общением. Взаимодействие с партийными чиновниками со стороны И.С. Галкина становится более интенсивным, а требования и просьбы ректора - в большей степени экономически обоснованными. Согласно документам личного архива И.С. Галкина за 1943 - 1947 гг. он неоднократно встречался с членами советского Правительства В.М. Молотовым, А.А. Ждановым, Г.М. Маленковым, Н.М.Шверником и К.Е. Ворошиловым для урегулирования различных вопросов, касающихся работы МГУ2. Эти встречи МГУ имели неплохие результаты с точки зрения отстаивания интересов МГУ.
1 Архив МГУ. - Ф.1. - Оп. МГУ - Д. 58. - Л. 36.
2 См.: Личный архив И.С. Галкина. Письмо И.С. Галкина на имя Т.А. Логуновой.
2. Кадровая политика. Она также меняет приоритеты. Ректорат университета вел активную работу по привлечению все большего числа талантливых педагогов и ученых. Осуществлялась подобная политика двумя способами. Во-первых, необходимые люди приглашались из других учебных заведений и НИИ под лозунгом разработки передовых направлений науки, которые в полной мере были представлены в МГУ. Во-вторых, МГУ зачастую ходатайствовал перед руководством ВКВШ СНК, позднее Министерством высшего образования СССР, о том, чтобы оставить в стенах университета наиболее «перспективных» студентов и аспирантов для проведения ими научных исследований.
3. Модификация образовательных программ и программ научно-исследовательских работ, расширение научных фондов. После возвращения в Москву с новой силой активизируется научно-исследовательская деятельность университета. В стенах МГУ постоянно проходили научные конференции, охватывающие по тематике большую часть инновационных для того времени научных разработок. С апреля 1945 г. по решению Совета МГУ в университете традиционным считается проведение научной конференции «Ломоносовские чтения». Кроме того, с декабря 1944 г. была утверждена премия им. М.В. Ломоносова за выдающиеся открытия в науке.
С нового учебного 1945/46 г. согласно предписаниям Главного управления вузов НКП РСФСР поручило ректору И.С. Галкину и проректору В.И. Спицыну разработать основные материалы по пятилетнему плану развития МГУ. Данный план был утвержден Советом МГУ 11 марта 1946 г. и передан уже в Главное управление Министерства высшего образования СССР1.
4. Структурные преобразования университета. Эти преобразования были тем нововведением, которое стало отличительной чертой ректорства И.С. Галкина. Первые реформы на посту ректора Илья Саввич начал с реорганизации системы управления. Еще до окончания 1943 г. штатное расписание верхушки ректората было изменено. На первом этапе должности проректоров по учебной части и научной части были ликвидированы, вместо них были утверждены должности «проректор-консультант ректора», «проректор по учебно-научным делам естественных факультетов», «проректор по учебно-научным делам гуманитарных факультетов».
Вторым этапом реформирования структуры МГУ стало создание новых факультетов и кафедр. Следует отметить, что данный процесс проходил по интенсивному пути развития. Научно-образовательная политика в университете строилась на принципах поиска и внедрения прогрессивных направлений исследований в рамках уже имеющихся факультетов и научных школ. Число факультетов с момента окончания Великой Отечественной
1 ГАРФ. - Ф. Р.9396. - Оп. 2. - Д. 56.
войны осталось прежним, а вот количество кафедр и выпускающих специальностей многократно увеличилось.
5. Изменение стратегии восстановления материальных ресурсов МГУ. Рост и развитие университета требовали постоянного финансирования и хорошей материальной базы. В этот период ректору И.С. Галкину удается добиться принятия проектов восстановления Московского университета в ВКВШ СНК СССР. В мае 1944 г. вышло Постановление СНК СССР №635 «О мерах по укреплению Московского ордена Ленина государственного университета имени М.В. Ломоносова»1. Согласно этому документу к концу 1944 г. предполагалось восстановить все здания и сооружения университета, провести капитальный ремонт всех жилых корпусов и начать строительства жилого дома для преподавателей.
Следующим этапом укрепления университета было Постановление СНК СССР №3119 от 18 декабря 1945 г. «О мерах помощи Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова»2. Постановление предусматривало закупку в 1946 г. для МГУ большой объем отечественной и зарубежной литературы. В рамках данного документа, было организовано издание ежемесячного научного журнала «Вестник Московского университета».
Работа И.С. Галкина в должности ректора оставляет более глубокий отпечаток на облике университета, чем вся последующая деятельность этого ученого. Именно при нем были заложены традиции советской университетской системы и проводились преобразования, которые позволят называть Московский университет лучшим высшим учебным заведением страны и флагманом советской системы университетского образования.
Список литературы
1. Галкин, И.С. Записки ректора Московского университета: воспоминания /вступ. ст. В.И. Тропина. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
2. Летопись Московского университета: В 3 т. - Т. I: 1755-1952 / авт.-сост. Е.В. Ильченко. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
3. Уставы Московского университета 1755-2005: сборник / авт.-сост. Е.И. Гена. - М.: Империум Пресс, 2005.
© Меркулова А.М., 2011
1 См.: Летопись Московского университета: В 3 т. / авт.-сост. Е.В. Ильченко. - М., 2004. - С. 476.
2 См.: О мерах помощи Московскому государственному университету // Правда. - 1945. - 31 декабря. - № 311 (10082).