Научная статья на тему 'МГУ в контексте управления университетским образованием в СССР 1930 - 1940-х гг'

МГУ в контексте управления университетским образованием в СССР 1930 - 1940-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY / EDUCATION REFORM / MANAGEMENT / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меркулова А. М.

Рассматривается процесс реформирования университетского образования в СССР 1930-1940-х гг. на примере Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Особое внимание акцентируется на выявлении основных этапов формирования классической системы советского высшего образования. Исследуются инструменты сохранения и развития Московского университета в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MSU IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY'S EDUCATION MANAGEMENT IN THE USSR IN 1930S-1940S

The article covers a process of university's education reforming in the USSR in 1930s-1940s on the example of Lomonosov Moscow State University. The main attention paid on the steps of classical soviet education system forming. The mechanisms of keeping and development of Moscow university during the Great Patriotic War and first years after the War.

Текст научной работы на тему «МГУ в контексте управления университетским образованием в СССР 1930 - 1940-х гг»

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 1998. Бурдье, П. Социология политики / пер. с фр. - М., 1993.

© Королева-Конопляная Г.И., Королев А.Ю., 2010

А.М. Меркулова

МГУ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СССР 1930 - 1940-х гг.1

МЕРКУЛОВА Анастасия Михайловна - аспирантка кафедры политической истории факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (e-mail: scopulus@mail.ru)

Аннотация. Рассматривается процесс реформирования университетского образования в СССР 1930-1940-х гг. на примере Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Особое внимание акцентируется на выявлении основных этапов формирования классической системы советского высшего образования. Исследуются инструменты сохранения и развития Московского университета в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы.

Ключевые слова: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, реформа образования, управление, Великая Отечественная война.

В настоящее время реформа образования, в ходе которой меняются содержание и формы деятельности высшей школы, привлекает все большее внимание общества. Причиной нарастающей активности государственных структур по преобразованию системы образования является желание государства провести полноценную интеграцию в международное образовательное сообщество, учитывая: а) современные потребности отечественного рынка труда, б) направления модернизационного развития страны; в) инновационный характер экономики будущего. Как показывает российский и мировой опыт, подобное реформирование представляет собой сложную социальную технологию, которую необходимо внедрять

1 Публикуется в рамках «Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы» по теме «Механизмы самосохранения и развития социума в кризисных условиях: опыт российской истории».

постепенно с сохранением признанных мировым сообществом основ отечественного образования. Большой резонанс вызывают в обществе проекты модернизации высших учебных заведений, законы об автономии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, о федеральных и инновационных университетах. Эксперты комментируют подобные действия Минобрнауки РФ в достаточно широком оценочном спектре: от желания государства полностью взять под свой контроль систему высшей школы до предоставления все той же системе безграничной автономии. В то же время какие бы цели не ставило государство, успешное проведение реформы невозможно без предварительной проработки ее концепции научным сообществом и ведущими вузами страны.

Московский государственный университет - высшее учебное заведение, которое на протяжении своей истории постоянно отстаивало право образования и науки на независимость. Зачастую университет должен был просто выжить в рамках установленной политической доктрины. Одним из таких периодов реформирования высшей школы, когда решался вопрос об актуальности университетского образования как такового, можно назвать 30-40-е гг. XX в.

Эксперименты с образованием начались сразу же с утверждением советской власти, и к началу 30-х гг. в Московском университете была ликвидирована факультетско-кафедральная структура1. Вместо факультетов были открыты отделения: механическое, физическое, астрономо-матема-тическое, зоологическое, ботаническое, почвенное, географическое, историко-философское. На отделениях были упразднены все специальные кафедры, кроме общеуниверситетских кафедр и по социально-экономическим дисциплинам и педагогике. Вместо них созданы громоздкие специальности по отраслям наук. Из восьми созданных отделений только одно обладало гуманитарным профилем. В 1931 г. продолжалась тенденция изъятия гуманитарного сектора из университета. 20 апреля 1931 г. было обнародовано постановление ВЦИК о выделении из состава МГУ факультета советского права и создании на его базе Института советского права и Института советского строительства2. Спустя еще три месяца то же самое произошло с последним гуманитарным факультетом МГУ, историческим, на его базе был создан Институт философии, литературы и искусства (МИФЛИ)3.

С 1931 г. Московский университет должен был готовить специалистов-практиков только естественнонаучного профиля. Наблюдалось смещение

1 См.: Летопись Московского университета: в 3-х т. / автор-составитель Е.В. Ильченко. - М.: Изд-во МГУ 2004. - Том I: 1755-1952. - С. 347.

2 Архив МГУ. - Ф.1. - Оп. МГУ. - Д. 6. - Л. 116. Приказ МГУ № 166 от 22.10.1931.

3 Там же. Д. 8. - Л. 73,74. Приказ МГУ № 99 от 08.07.1931. Приказ НКП РСФСР № 202 от 03.07.1931.

в сторону практической подготовки студентов. Весной 1930 г. был введен «активный бригадно-лабораторный метод занятий». Академические группы были разделены на бригады, включающие по 3-5 студентов каждая. Они занимались «проработкой» учебных заданий без систематического руководства квалифицированных преподавателей. Этот метод практически вытеснил лекционные курсы, читаемые крупными учеными. Чтение общих и специальных курсов было заменено вступительными лекциями и самостоятельной работой студенческих бригад, а экзамены и зачеты как индивидуальная форма оценки знаний студентов - коллективным отчетом бригад о «проработке» ими учебных заданий1. Нововведенная форма организации учебного процесса привела в дальнейшем к сокращению не только лекционных часов, но и знаний студентов. В результате такие важнейшие принципы университетского образования, как универсальность и теоретическая подготовка оказались необязательными для нового советского специалиста.

Московский университет, стремясь подготовить новых специалистов, так необходимых молодой советской стране в период первой пятилетки, из-за образовательной политики СНК СССР постепенно превращался в институт с физико-математическим уклоном. Государственная политика в сфере университетского образования привела к тому, что, с одной стороны, в Московском университете работали выдающиеся ученые своего времени, а с другой - треть выпускавшихся студентов, которых некогда готовили по «бригадно-лабораторному методу», плохо знала даже математику и русский язык. Складывается впечатление, что данная ситуация вполне устраивала правительство СССР, так как в эпоху первых пятилеток стране зачастую были нужны единичные выдающиеся технические открытия и толпы специалистов-естественников, способных эти открытия просто эксплуатировать. Принцип единства образования и науки склонялся в сторону науки, причем науки естественной. Профессура и преподаватели Московского университета понимали пагубность проведенных преобразований для будущего науки и образования. Однако возможностей открытого противостояния с ВКВШ СНК СССР руководство университета и его профессорско-преподавательский состав не имели. Приходилось ограничиваться «письмами в Кремль» с описанием кризиса, который затронул не только Московский университет, но и всю систему высшей школы.

1933 г. стал поворотным в истории университета. Понимая несостоятельность имеющейся системы университетского образования, СНК СССР принял постановление, в соответствии с которым Московскому университету был частично возвращен его научный облик. Во-первых, возрождалась система управления университетом по факультетскому признаку,

1 См.: Летопись Московского университета: в 3-х т. / автор-составитель Е.В. Ильченко. - М.: Изд-во МГУ 2004. - Том I: 1755-1952. - С. 350.

а вместе с ней - должности ректора, проректоров и деканов. Во-вторых, были утверждены учебные планы и штатное расписание, предусматривающее прикрепление к университету лучших профессоров и ученых, установлен пятилетний срок обучения. С 1934 г. началось восстановление гуманитарного сектора университета. В МГУ был создан исторический факультет в составе кафедр: истории народов СССР, истории древнего мира, истории Средних веков, Нового времени, истории колониальных и зависимых стран. Однако до 1942 г. в сфере гуманитарного обучения никаких изменений практически не наблюдалось. В это же время естественный сектор развивался нарастающими темпами: создавались новые кафедры, научно-исследовательские институты.

21.07.1936 г. было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 34, в котором содержались основные положения работы высших учебных заведений и руководства высшей школы, а также оформлена новая концепция высшего образования1. Начала формироваться новая система высшей школы.

Принятие этого нормативного акта было мотивировано желанием руководства страны сохранить отечественную научную школу и сориентировать ее работу на те задачи, которые стояли перед экономикой. В то же время квалифицированные кадры для советской науки и промышленности не могли быть подготовлены без решения ряда проблем. Поэтому на основе опыта Московского университета в постановлении устанавливались для всех вузов СССР:

правила приема в высшие учебные заведения (порядок приема, его конкурсная основа, сроки поступления, необходимое документальное обеспечение процесса приема и перевода в высшее учебное заведение);

организация учебного процесса (сроки начала и окончания занятий, количество учебных часов, продолжительность академического часа и т. д.);

формы учебной работы и контроля (проведение лекций и семинарских занятий, сдача экзаменов, прохождение практики, защита дипломных работ);

регламентация деятельности руководства высшей школы (права и обязанности, порядок назначения и снятия с должности).

Все это позволило систематизировать и привести к единым стандартам высшее образование в СССР. Еще одним шагом к созданию классической советской модели системы высшего образования стало принятие в 1939 г. «Положения об аспирантуре». В Московском университете на тот период обучалось более 400 аспирантов, и регламентация деятельности

1 См.: Постановление СНК СССР № 34 от 21 июля 1936 года // Уставы Московского университета. 1755-2005: сборник / авт.-сост. Е.И. Гена. - М.: Империум Пресс, 2005. - С. 354-366.

аспирантуры существенно облегчала работу подготовки научных кадров. В целом за предвоенное десятилетие в Московском университете более чем в два раза увеличилась численность студентов и аспирантов. Многократно возросло число новых кафедр, научно-исследовательских институтов и направлений научной работы. Основные принципы работы университета были закреплены новым уставом 1939 года.

Однако многие научные и просветительские достижения отошли на второй план с началом Великой Отечественной войны и оглашением приказа ректора А.С. Бутягина о перестройке на учебную и научную исследовательскую работу в условиях военного времени.

Война для университета, как и для всей страны, стала периодом человеческих и материальных потерь. Особенно трудными были годы эвакуации. В этот период не существовало как таковой материальной базы университета, что, естественно, затрудняло его научно-исследовательскую деятельность. К тому же были мобилизованы в армию или находились в народном ополчении многие студенты и преподаватели. До весны 1943 г. были заморожены счета университета, прекратилось его финансирование. Однако необходимость разработки новых научных проектов для нужд оборонно-промышленного комплекса не исчезла.

Годы войны для Московского университета не стали периодом упадка. Пережив труднейшие для всей страны 1941 и 1942 гг., университет начал возрождаться как только наметился перелом в Великой Отечественной войне. В период с 1943 по 1947 гг. значительно расширились штаты Московского университета. Если в 1943 г. профессорско-преподавательский состав насчитывал фактически 780 человек против 970, работавших в университете до войны, то к 1947 г. численность преподавателей была увеличена почти в два раза и составляла 1330 человек. Однако на протяжении всего периода проблема преподавателей, работающих по совместительству, оставалась актуальной. Постепенно уменьшалась, численность «совместителей», но она никогда не была менее 27% от общей численности профессорско-преподавательского состава. Соответственно прямо пропорционально возрастала численность учебно-вспомогательного персонала. Возрастало и количество учащихся, увеличившись с 4,3 тыс. до 7,9 тыс. Подготовка квалифицированных специалистов как естественного, так и гуманитарного профиля по новым специальностям, востребованным в СССР, стала одним из приоритетных направлений работы. В этот же период расширяются области его научных изысканий, научно-преподавательский коллектив пополняется учеными передовых областей науки, активно идет набор в аспирантуру и докторантуру.

К концу 1943 г. в университете насчитывалось 12 факультетов, 131 кафедра, 167 лабораторий и 11 научно-исследовательских институтов, против 7 факультетов, 75 кафедр и 66 лабораторий, эвакуированных осенью

1941 в Ашхабад1. Численно структура университета с 1943 по 1947 гг. почти не изменилась. Однако были реформированы как сами кафедры, так и программы подготовки специалистов: появилось множество направлений специализации. Новые факультеты и кафедры создавались по принципу единства науки и образования. Руководство университета стремилось всесторонне поддержать инновационные научные тенденции того времени и создать базу для подготовки квалифицированных молодых специалистов, которые в будущем смогли бы восстановить и возвеличить разрушенную страну.

Одним из первых факультетов, отвечающих потребностям послевоенного советского государства, был факультет международных отношений. Однако основанный осенью 1943 г. новый факультет, тогда именовавшийся факультетом истории международных отношений, уже в ноябре 1944 г. был преобразован в самостоятельный Институт международных отношений МИД СССР.

В этот период модернизируется структура управления, которая позволила упорядочить и согласовать учебную и научную работу быстро развивающегося университета. Вместо должностей проректора по учебной части и проректора по научной части были введены должности проректоров по учебно-научным делам естественных и гуманитарных факультетов, а также должность проректора - консультанта ректора2. Таким образом, ректор И.С. Галкин изменил принцип управления с территориального на отраслевой. Это позволило упростить контроль учебно-научной деятельности и упрочить связь образовательного и научно-исследовательского процессов.

Несмотря на такой интенсивный темп развития университета в 19431947 гг., СНК СССР не оставлял попыток реформировать Московский университет, пытаясь выделить из его состава теперь уже ведущие физико-математические факультеты и научно-исследовательские институты. Однако базисных основ формирования университетской системы, построенной на единстве науки и образования, правительство старалось не затрагивать. Неудача реформ высшей школы начала 30-х гг., заставила власть научиться прислушиваться к руководству ведущих вузов страны, учитывать потребности и традиции отечественной высшей школы. Над проектом концепции университетского образования 1945 г. ВКВШ СНК СССР работал уже совместно с ректорами Московского и Ленинградского университетов, И.С. Галкиным и А.В. Вознесенским3.

1 ЦАГМ. - Ф.1609. - Оп.2. - Д.121.

2 См.: Галкин, И.С. Записки ректора Московского университета: воспоминания. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - С. 7.

3 РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 125. - Д. 543. - Л. 63-74. Проект Постановления СНК СССР «О мерах по укреплению университетов и улучшению университетского образования»

Мероприятия, проведенные в Московском университете во второй половине 40-х гг., позволили ему стать лучшим университетом СССР и символом отечественного высшего образования.

Таким образом, события 30 - 40-х гг. отчетливо показали, что систему высшей школы нельзя реформировать только принятием законов извне, тем более, если эти законы не учитывают традиции отечественного образования. Образование - слишком важная составляющая общества и государства для того, чтобы с ней экспериментировать. Пример реформирования Московского университета показывает, что пока органы власти и научное сообщество не научатся вести диалог, проблема болезненной и неудачной модернизации сферы просвещения останется актуальной.

Список литературы

Архив Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. - Фонд 1. Ректорат. Секретариат ученого совета МГУ.

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Фонд 17. ЦК КПСС (1903-1991).

Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). - Фонд 1609. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Летопись Московского университета: в 3-х т. / автор-составитель Е.В.Ильченко. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - Том к 1755-1952.

Уставы Московского университета 1755-2005: сборник / авт.-сост. Е.И. Гена. - М.: Империум Пресс, 2005.

Галкин, И.С. Записки ректора Московского университета: воспоминания / вступ. ст. В.И. Тропина. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

© Меркулова А.М., 2010

В.З. Нигматулин

компетентность политико-административной элиты:

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВы

НИГМАТУЛИН Василь Зинурович - аспирант кафедры политологии и политического управления РАГС (e-mail: nigmatulin_vz@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.