Научная статья на тему '"МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА" КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

"МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА" КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / "МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА" / INFORMATION SOCIETY / INNOVATIVE ACTIVITY / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / "MOSCOW E-SCHOOL"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Т.И., Афанасьева Ж.В., Богданова А.В.

В статье представлено описание системы работы по формированию ориентации будущего учителя на осуществление инновационной деятельности в области начального филологического образования. Раскрыт потенциал электронно-цифровой среды, использования новейших электронных образовательных материалов, в частности «Московской электронной школы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьева Т.И., Афанасьева Ж.В., Богданова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"MOSCOW E-SCHOOL" AS A RESOURCE OF THE FUTURE TEACHER’S TRAINING TO THE INNOVATIVE ACTIVITIES

The article describes the system of work with the formation of the future teacher’s orientation to innovative activities implementation in the field of primary philological education. The potential of the electronic digital environment and the use of the latest electronic educational materials the «Moscow e-school» in particular are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «"МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА" КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Профессиональная компетентность будущих специалистов

«МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА» КАК РЕСУРС ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. БОГДАНОВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) 2891photina@mail.ru

В статье представлено описание системы работы по формированию ориентации будущего учителя на осуществление инновационной деятельности в области начального филологического образования. Раскрыт потенциал электронно-цифровой среды, использования новейших электронных образовательных материалов, в частности «Московской электронной школы».

The article describes the system of work with the formation of the future teacher's orientation to innovative activities implementation in the field of primary philological education. The potential of the electronic digital environment and the use of the latest electronic educational materials the «Moscow e-school» in particular are revealed in the article.

Ключевые слова: информационное общество, инновационная деятельность, электронные образовательные ресурсы1, «Московская электронная школа»

Т. И. ЗИНОВЬЕВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) zti_111@mail.ru

Ж. В. АФАНАСЬЕВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) afanasyevayv@gmail.ru

Key words: information society, innovative activity, electronic educational resources, «Moscow e-school»

Подготовка социума к существованию в статусе информационного общества, а каждого ребенка — к успешному вхождению в высокотехнологичный мир ложится на систему образования.

Современное российское общество находится в стадии формирования информационного пространства, вступления в новую стадию своего развития — эпоху информационного общества. В Указе Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» оно определяется как «общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан» [8]. «В таком обществе стандарты труда, система образования, культура находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации» [2, с. 8], которая в научном описании предстает сегодня в статусе величайшей ценности, при этом работа с информацией рассматривается в качестве основного содержания труда современного человека; достижения в сфере информации определяют стандарты во всех сферах жизни социума (Р. Ф. Аб-деев, Е. Л. Вартанова, У. Д. Мартин и др.).

Идеи развития общества в направлении достижения им статуса информационного общества находят отражение в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)», где в ряду ожидаемых результатов ее реализации названо развитие открытого творческого сообщества, способствующего созданию новаций и их внедрению [5].

В нормативных документах в качестве важнейшего принципа развития информационного общества в России предстает принцип свободы и равенства доступа к информации, который определяет процессы применения информационных

технологий во всех сферах жизни социума. Таким образом, частью общей стратегии развития информационного общества в нашей стране предстает информатизация образования.

В научной педагогической литературе (С. Н. Вачкова, С. Г. Григорьев, В. В. Гринш-кун, Б. К. Кисина, А. А. Кузнецов, Г. И. Пан-телейко, Б. К. Султанова и др.) понятие «информатизация образования» трактуется как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на достижение целей образования [1; 5; 8]. Отмечаются достоинства информатизации образования, которая содействует повышению эффективности функционирования системы управления образованием, обеспечивает адекватный выбор форм организации учебно-воспитательного процесса в аспекте развития личности обучающихся, оптимизирует разработку образовательных технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений работать с информацией, способствует созданию и использованию тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучающихся [1].

Подготовка социума к существованию в статусе информационного общества, а каждого ребенка — к успешному вхождению в высокотехнологичный мир ложится на систему образования, которая в условиях увеличения влияния информационного пространства утрачивает абсолютную монополию на социализацию обучающихся. При этом растет значимость исторически существующих социальных ожиданий населения, связанных с миссией Учителя [4]. Таким образом, современное образование предстает как мощный ресурс общественного и индивидуального развития, содержащий уникаль-

ный социализирующий компонент — личность педагога.

В свете вышесказанного актуален вопрос подготовки будущих учителей к эффективному использованию ими глобальных технологий (С. Н. Вачкова, В. В. Гриншкун, М. А. Кондаков, Г. И. Панте-лейко и др.). Адекватным ответом на это стала реализация в столичном регионе проекта «Московская электронная школа» (далее — МЭШ), который направлен на эффективное использование 1Т-возмож-ностей школы для повышения качества образовательного процесса посредством формирования устойчивых связей между его разными аспектами: организационным (планирование, логистика, контроль), техническим (ноутбуки, интерактивные панели, компьютерные сети, система регистрации обучающихся), методическим (электронные учебные пособия, рабочие тетради, тесты) и содержательным.

Безусловными преимуществами МЭШ как инновационного электронного образовательного ресурса являются: доступность для всех участников образовательного процесса вне зависимости от места его осуществления; возможность объединения усилий всего педагогического сообщества для создания оптимального образовательного контента за счет демонстрации лучших педагогических практик; оптимизация поиска информации, ее применение для решения образовательных задач; ориентированность на формирование у обучающихся «навыков для будущего»; индивидуализация обучения, расширение ресурса обучающихся по освоению образовательного контента благодаря праву на использование собственных устройств и наличию инструментов самопроверки; возможность организации коллективной интеллектуальной деятельности, сотрудничества и др.

Заинтересованность учителей в освоении этого новейшего образовательного ресурса объясняется достоинствами проекта. Однако одновременно с этим обнаруживается проблема готовности педагогов

к использованию электронных образовательных материалов МЭШ.

Готовность педагога к инновационной деятельности по использованию в учебном процессе МЭШ как образовательной инновации определяется совокупностью освоенных им компетенций, в числе которых: понимание сущности МЭШ как инновации; способность интерпретировать данную инновацию для лучшего понимания; готовность прогнозировать успех ее внедрения в практику собственной профессиональной деятельности; способность дорабатывать инновацию «под себя» с учетом контингента учащихся; умение продуцировать образовательные идеи и продукты в аспекте развития МЭШ; готовность и способность распространять свои оригинальные доработки инновации, предвидеть риски при их внедрении.

Исследователи отмечают, что «наметилась положительная тенденция к принятию учителями инноваций, однако уровень готовности педагогов к этой деятельности невысок, что снижает результативность вводимых в образовательный процесс новшеств» [2, с. 10]. Сказанное позволяет заключить, что подготовку будущего учителя к использованию в образовательном процессе МЭШ как новейшего электронного образовательного ресурса целесообразно осуществлять уже в процессе получения профессионального образования.

Освоение МЭШ как инновации целесообразно «встроить» в систему подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности на основе моделирования ее структуры. Такая система разработана известными педагогами В. А. Слас-тениным и Л. С. Подымовой [7].

На материале предметной области «Филология» раскроем особенности работы по формированию у будущих учителей начальных классов ориентации на ин-

Подготовку будущего учителя к использованию в образовательном процессе МЭШ целесообразно осуществлять уже в процессе получения профессионального образования.

Современные первокурсники владеют навыками поиска информации, однако испытывают затруднения в ситуации критического анализа ресурсов, осознания их как обучающих средств.

новационную деятельность с использованием МЭШ.

Работа на первом этапе направлена на решение следующих задач: развитие творческой индивидуальности личности будущего педагога; формирование способности выявлять, формулировать, анализировать, решать творческие педагогические задачи; развитие компетенций творческого поиска.

В качестве основного направления работы следует выделить совершенствование у студентов умения ориентироваться в электронных источниках, осуществлять их первичную педагогическую оценку с точки зрения возможности использования в совместной работе с обучающимися. Современные первокурсники в целом владеют навыками поиска информации, однако испытывают затруднения в ситуации критического анализа ресурсов, осознания их как потенциальных обучающих средств. В связи с этим главной задачей на первом этапе становятся управление навигацией студентов в электронно-цифровой среде, ознакомление с основными типами электронных образовательных ресурсов:

3 детскими поисковыми системами: «Спутник. Дети» (sputnik.ru), «Детский поиск» (nachalka.com/poisk_deti);

3 справочными ресурсами — лингвистическими словарями и филологическими разделами детских энциклопедий: «Словари на Академике» ^ю. academic.ru), «Минипедия» (minipedia.org.ua), «Гра-мота.ру» (gramota.ru) и др.;

3 филологическими разделами специализированных научно-популярных сайтов для детей: «Дети и наука» (childrenscience.ru), «Элементы большой науки» (раздел «Детские вопросы») (elementy.ru) и др.

В процессе совместного обсуждения электронных образовательных ресурсов (далее — ЭОР) названных типов составляется план краткого описания ресурсов

по единому алгоритму (своего рода аннотация). В основе такого описания — выявление и фиксация фактической информации: наименование ЭОР; адрес; авторы; миссия ресурса; дополнительная фактическая информация (лицензия, фактические достижения).

Приведем пример составленного студентом краткого описания ЭОР.

Пример 1. Предмет: «Русский язык».

3 Наименование ЭОР: «Радость моя». Детский семейный образовательный телеканал.

3 Адрес: http://www.radostmoya.ru/ project/akademiya_zanimatelnyh_nauk_ slovesnost/video/?watch=reformy_russkogo_ yazyka.

3 Создатели: закрытое акционерное общество «Телерадиокомпания "Мироздание"» (ЗАО ТРК «Мироздание»).

3 Миссия образовательного ресурса. Холдинг «Мироздание» производит телепрограммы и фильмы в сегменте духовно-просветительских, образовательных, культурологических программ. «Радость моя»—так русский святой Серафим Саровский обращался к каждому человеку, приходившему к нему. Эти слова отражают внутреннее содержание телеканала и задачу коллектива: донести до аудитории Радость Любви, Радость Познания, Радость Творчества и Радость Общения. Особенность телеканала — приверженность православным традициям.

3 Лицензия на осуществление телевещания: с 2008 по 2023 год.

3 Достижения канала: телеканал «Радость моя» — победитель и лауреат профессиональных телевизионных конкурсов: «Золотой луч», «Большая Цифра», «Евразийский телефорум», «Семья России», «Встреча», «ТЭФИ-регион», «Золотой Витязь», «Герой нашего времени», «Включайся», «Наше новое детское кино», «Ки-нотаврик», «В кругу семьи» и др.

Далее будущие педагоги обучаются составлению картотеки педагогически значимых ресурсов на определенную тему (по выбору студента), которая включает

5—10 кратких описаний ресурсов. Такая картотека (аннотированный список) пополняет методическую копилку будущего учителя.

Второй этап работы предусматривает овладение будущими учителями основами методологии научного познания, педагогического исследования. Умения искать, анализировать, сохранять и использовать научную информацию отрабатываются в рамках выполнения студентом научно-исследовательской работы (проекта) по психологии, педагогике, методике преподавания. Обучающиеся приобретают навыки получения актуальных сведений в научных электронных библиотеках (elibrary.ru, cyberleninka.ru, sbiblio.com и др.), в том числе педагогических (elib.gnpbu.ru, pedlib.ru), филологических (philology.ru, gumer.info и др.), а также в научно-методических онлайн-журналах: «Начальная школа» (п^^а), «Начальная школа плюс До и После» (school2100.com) и др.

На этом же этапе работа с электронными образовательными ресурсами наполняется новым содержанием: студенты-педагоги овладевают умениями углубленного оценочного анализа и описания ЭОР, поиска аргументов, позволяющих обосновать выбор ресурса для решения образовательных задач. В числе таких аргументов — достоинства ресурса: соответствие его тематического содержания цели поиска; оформление ресурса (присутствие наглядных материалов — иллюстраций, схем, фотографий, видео и т. п.); наличие инновационных заданий; отсутствие / минимальное наличие рекламы и др.

Приведем пример углубленного оценочного описания ЭОР.

Пример 2. Предмет: «Литературное чтение».

3 Наименование ЭОР: «Библиогид».

3 Адрес: http://bibliogid.ru/krug-chteniya/ parad-geroev.

3 Создатели: отдел рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки.

3 Миссия ресурса: выбрать лучшее,

найти в потоке издательской продукции те книги для детей, которые принесут им и радость, и пользу.

3 Особые достоинства ЭОР:

— литературный календарь, в котором каждый день года отмечен литературными событиями (преобладают дни рождения писателей, краткие очерки их творчества); в каждой статье есть гиперссылки на сайты, которые можно использовать в работе со школьниками;

— разнообразие материала об авторах художественных произведений детской литературы: раздел «Писатели» включает подразделы, содержание которых в полной мере соответствует их названиям («Писатели», «Писатели о себе», «Писатели о писателях», «Писатели о чтении»); в подразделе «Литературный салон» приведены интервью с авторами детских книг;

— подробная информация о художниках — иллюстраторах детской литературы, а также иллюстрации прекрасного качества, что поможет педагогу в организации работы над изображениями, сопровождающими художественный текст, детям — в понимании особенностей художника, а главное — в понимании произведений литературы;

— тематические подборки: в разделе «Круг чтения» есть оптимально подобранные для ребенка-читателя классификаторы, например в разделе «Парад героев» школьник может найти подробный ответ на запрос «что почитать о...» рыцарях и разбойниках, привидениях и русалках, моряках и капитанах, золотоискателях, бабушках и мамах, весельчаках, учителях и др.; в каждой подборке встречается ряд книг с точными библиографическими данными; подразделы «Книги о детстве», «Приключения», «Фантастика», «Исторические романы и повести» сориентируют педагога в особенностях содержания той или иной книги, что поможет

Достоинства ресурса: соответствие его тематического содержания цели поиска; оформление; наличие инновационных заданий; минимальное наличие рекламы.

Особое внимание уделяется ознакомлению студентов с возможностями современных обучающих интернет-технологий для составления программы учебного исследования (проекта).

понять необходимость обращения к ней, ее специфику по сравнению с другими книгами этого жанра;

— раздел «Познавательные книги (образцовые научно-популярные книги)», имеющий указатели по авторам и областям знания, каждая из которых поделена по возрастным категориям читателей; данный раздел поможет педагогу в поиске научно-популярного материала для создания сценариев в разных предметных областях, в «оживлении» академического текста учебников для повышения мотивации к учебной деятельности школьников;

— раздел «Музей книги» позволит учителю обеспечить понимание учениками представленных в книге культурных особенностей эпохи, страны (например, подраздел «Путешествие во времени» поможет рассказать детям, как ели или одевались в старину, какими были старинные дома и города) — на каждую из этих позиций есть рассказ и яркая иллюстрация.

Содержание работы на третьем этапе: освоение технологии инновационной деятельности; ознакомление с методикой составления авторской программы в области филологии, участие в ее создании; овладение этапами экспериментальной работы в школе; прогнозирование развития новшества и трудностей его внедрения. На этом этапе целесообразно перенести изучение дисциплин, требующих практико-ори-ентированного подхода, на базу школы, где студенты работают в качестве тьюторов про-ектно-исследовательской деятельности обучающихся, осваивают технологии учебных исследований и проектов, учатся «организации и сопровождению всех этапов исследовательской и проектной деятельности школьников» [6, с. 70]. Особое внимание уделяется ознакомлению студентов с возможностями современных обучающих интернет-технологий,

например международной школьной лабораторией «ГлобалЛаб» (globallab.org.ru), для составления программы учебного исследования (проекта) в области филологии. При изучении методических дисциплин филологического цикла будущие педагоги знакомятся в МЭШ с готовыми сценариями уроков русского языка, литературного чтения, английского языка; учатся эти сценарии анализировать, дорабатывать; овладевают технологией создания собственных оригинальных сценариев уроков; учатся прогнозировать барьеры их внедрения.

В процессе выполнения задания на выявление факторов популярности готовых сценариев уроков русского языка для начальной школы студенты сначала анализируют сценарии с точки зрения количественных и качественных показателей, составляют перечень топовых (рейтинговых) сценариев (отвечают на вопрос: «Какие сценарии популярны?»). Далее они подвергают их углубленному анализу с целью выявления факторов популярности (отвечают на вопрос: «Почему эти сценарии популярны?»). В ходе совместного обсуждения составляется перечень таких факторов, в их числе: интерактивные игровые задания; видеоматериалы; задания, направленные на формирование метапред-метных умений; алгоритмы выполнения заданий; представление информации в схематичной форме; задания, направленные на подготовку детей к различным срезо-вым работам; значительное количество тренинговых заданий; тематическое единство урока и связь с дополнительными ресурсами. Последующее обсуждение корректности использования авторами ЭОР данных форм и приемов обеспечивает осознание студентами неоднозначности рейтинговых показателей и необходимости овладения умением применять научно обоснованные критерии оценки.

На четвертом этапе работы студенты — разработчики оригинальных образовательных продуктов филологической направленности (программы учебного исследо-

вания, сценария урока) в рамках педагогической практики в школе (под руководством опытных вузовских преподавателей) реализуют их на уроках русского языка, литературного чтения, английского языка, а также во внеурочной деятельности. Заметим, что в процессе внедрения студенты-педагоги уже сами обучают младших школьников навигации в электронно-цифровой среде: правилам поведения в интернете, поиску информации, ее анализу, коррекции, самоанали-

зу. Именно на этом этапе укрепляется инновационная позиция будущего учителя как система его взглядов и установок в отношении новшества.

Данный подход позволяет формировать у будущего педагога «опережающую профессиональную компетенцию, то есть компетенцию, ориентированную "на завтрашний день"» [3, с. 52] — готовность к инновационной деятельности уже на стадии-получения профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Вачкова, С. Н. Формирование уклада школы в информационно-коммуникационной среде : автореф. дис. ... докт. пед. наук / С. Н. Вачкова. — М., 2014. — 40 с.

2. Зиновьева, Т. И. Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности / Т. И. Зиновьева // Среднее профессиональное образование. — 2016. — № 8. — С. 8—11.

3. Зиновьева, Т. И. Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов в области языкового образования / Т. И. Зиновьева // Начальная школа. — 2010. — № 3. — С. 48—52.

4. Кондаков, А. М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства : автореф. дис. ... докт. пед. наук / А. М. Кондаков. — М., 2005. — 43 с.

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011—2020 годы)"». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/.

6. Савенков, А. И. Тьюторское сопровождение школьников в исследовательской деятельности / А. И. Савенков, Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова // Начальная школа. — 2016. — № 9. — С. 70—75.

7. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В. А. Сластенин, Л. С. Подымо-ва // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 1. — С. 42—49.

8. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества

в Российской Федерации на 2017—2030 годы». — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ #ixzz5K12RaAdg.

^ ~„Л

В 2018 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Татарникова Н. С. Методы, техники и технологии влияния в деятельности руководителя образовательной организации: Учебно-методическое пособие. 90 с.

В пособии раскрываются психологические закономерности различных видов влияния и их последствий для человека, описаны методы, техники и технологии влияния, его специфика в межличностных отношениях, а также реакции на попытки воздействия. Содержание пособия позволит расширить и углубить знания, полученные в процессе изучения педагогики, психологии, социологии, менеджмента и т. д.

Издание предназначено как для руководителей образовательных организаций, так и для педагогов, также оно может использоваться студентами вузов, слушателями курсов в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Менеджмент в образовании».

ч_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.