Научная статья на тему '"МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА" КАК ФАКТОР ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

"МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА" КАК ФАКТОР ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / "МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА" / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ФИЛОЛОГИЯ" / INFORMATIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL INNOVATION / "MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL" / SUBJECT AREA "PHILOLOGY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Т.И., Афанасьева Ж.В., Богданова А.В.

В статье проанализированы возможности «Московской электронной школы» (МЭШ) как фактора информатизации системы образования. На материале предметной области «Филология» начального общего образования авторы рассматривают достоинства и недостатки МЭШ, которые являются ориентирами для развития и доработки данного информационного образовательного ресурса в аспекте достижения целей модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьева Т.И., Афанасьева Ж.В., Богданова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"MOSCOW ELECTRONIC SCHOOL" AS A FACTOR OF EDUCATION INFORMATIZATION

The article presents an analysis of the possibilities of «Moscow electronic school» (MES) as a factor of Informatization of the education system. On the material of the subject area «Philology» of primary general education, the authors characterize the advantages and disadvantages of MES as guidelines for the development and refinement of this information educational resource in terms of achieving the goals of modernization of education.

Текст научной работы на тему «"МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА" КАК ФАКТОР ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

10. Организация образовательного процесса с использованием электронной формы учебников : методическое пособие / Е. Г. Калинкина, Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова [и др.]. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования. — 2016. — 129 с.

11. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 398 с.

12. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы : утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.

13. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. — URL: минобрнау-ки.рф/документы/543.

14. Шевцова, Л. А. Проектирование ИОС в школе / Л. А. Шевцова // Нижегородское образование. — 2009. — № 4. — С. 60—66.

15. Шевцова, Л. А. Электронная форма учебника— новый компонент информационно-образовательной среды современной школы / Л. А. Шевцова, И. Н. Лескина, C. Ю. Степанова // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51 (5). — С. 456—464.

«МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА»

КАК ФАКТОР ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. ЗИНОВЬЕВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) zti111@mail.ru

Ж. В. АФАНАСЬЕВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) afanasyevayv@gmail.ru

А. В. БОГДАНОВА, кандидат

педагогических наук, доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) 2891photina@mail.ru

В статье проанализированы возможности «Московской электронной школы» (МЭШ) как фактора информатизации системы образования. На материале предметной области «Филология» начального общего образования авторы рассматривают достоинства и недостатки МЭШ, которые являются ориентирами для развития и доработки данного информационного образовательного ресурса в аспекте достижения целей модернизации образования.

The article presents an analysis of the possibilities of «Moscow electronic school» (MES) as a factor of Informatization of the education system. On the material of the subject area «Philology» of primary general education, the authors characterize the advantages and disadvantages of MES as guidelines for the development and refinement of this information educational resource in terms of achieving the goals of modernization of education.

Ключевые слова: информатизация образования, образовательная инновация, «Московская электронная школа», предметная область «Филология»

Key words: informatization of education, educational innovation, «Moscow electronic school», subject area «Philology»

Предназначение МЭШ как обра зовательного ресурса — содейство вать решению задач индивидуали зации обучения и повышения до ступности качественного образо

Статус российского образования определяется сегодня с позиций его роли в развитии социума в контексте мировых тенденций, важнейшей из которых является информатизация общества, в том числе всей системы образования.

Информатизация образования в научных исследованиях (С. Л. Атанасян, В. В. Гриншкун, И. М. Реморенко) представлена как процесс обеспечения сферы образования инновационными информационными технологиями, ориентированными на достижение целей образования [1; 2].

Особое место в ряду образовательных инноваций занимает широко обсуждаемый сегодня в педагогическом сообществе информационный образовательный ресурс «Московская электронная школа» (МЭШ). Педагоги-исследователи, учителя-практики в своих публикациях поднимают вопросы о том, что такое МЭШ, в чем ее предназначение, каковы ее достоинства в оценке пользователей — участников образовательного процесса, каковы первоочередные проблемы внедрения МЭШ и др.

В научном описании (В. В. Гриншкун, Ю. Д. Добротин, В. А. Кривова, И. М. Реморенко, М. С. Смирнова, О. В. Цап-лина и др.) МЭШ предстает как облачная интернет-платформа, содержащая объемный образовательный контент (взаимо-

связанные по определенным принципам комплексы функциональных блоков, предназначенных для изучения, а также инструменты для их создания). МЭШ характеризуется как своего рода интегратор различных образовательных ресурсов и серверов (электронных журналов, тестовых систем, систем проектирования образовательных программ), в равной мере доступных всем участникам образовательного процесса [2; 6; 8; 10].

Предназначение МЭШ как образовательного ресурса — содействовать решению задач индивидуализации обучения и повышения доступности качественного образования [2]. Современные исследователи считают, что педагогический потенциал этого уникального образовательного ресурса заключается в:

3 популяризации качественного образования за счет размещения методических наработок опытных педагогов-инно-ваторов;

3 методической поддержке профессиональной деятельности молодых учителей;

3 оказании консультативной помощи родителям учеников;

3 тьюторском сопровождении учебной деятельности детей, не имеющих возможности посещать учебные заведения [6; 8].

Отмечается роль МЭШ в создании информационно-образовательной среды, используемой не только в основной школе, но и в подготовке будущих учителей, получивших возможность неограниченного доступа к обширному банку ресурсов, необходимых в постижении профессии.

Предназначение МЭШ состоит в эффективном использовании 1Т-возможностей образовательной организации для повышения качества образовательного процесса посредством формирования устойчивых связей между его разными аспектами: организационным (планирование, логистика, контроль), техническим (ноутбуки, интерактивные панели, компьютерные сети, система регистрации обучающихся), методическим (электронные учебные пособия, рабочие тетради, тесты) и содержательным [2].

В научной педагогической литературе (Ю. Д. Добротин, В. А. Кривова, М. С. Смирнова, О. В. Цаплина и др.) обсуждаются вопросы качества МЭШ как нового, проходящего апробацию электронного образовательного ресурса. Безусловными преимуществами МЭШ можно называть:

3 доступность для всех участников образовательного процесса вне зависимости от места его осуществления;

3 возможность объединения усилий всего педагогического сообщества для решения задачи создания образовательного контента высокого качества за счет демонстрации лучших педагогических практик;

3 оптимизация поиска информации и ее применения для решения образовательных задач;

3 ориентированность на формирование у обучающихся «навыков для будущего» (компетенций в области работы с информацией);

3 расширение возможностей учащихся по освоению образовательного контента за счет использования собственных устройств;

3 возможность сотрудничества, организации интеллектуальной деятельности в группе;

3 включение в учебный процесс сегмента инклюзивного образования и др. [6; 8; 10].

Однако обсуждение в педагогическом сообществе вопросов использования МЭШ в начальном образовании, результаты

анкетирования учителей-практиков и родителей обучающихся начальной школы, собственный педагогический опыт позволяют нам констатировать наличие у участников образовательного процесса критического отношения к МЭШ.

3 Родители обучающихся начальной школы выражают озабоченность тем, что активное использование МЭШ не только на уроках, но и во внеучебное время может негативным образом сказаться на здоровье младших школьников, о чем, по мнению родителей, предупреждают особые «предвестники»: снижение коммуникативных контактов детей с близкими людьми, нарастание «экранной зависимости», появление тревожности и др.

3 Учителя начальных классов обеспокоены нежелательной перспективой полного перевода образовательного процесса в дистанционный режим, поскольку это не только ставит под сомнение востребованность живой очной коммуникации с педагогом, но и, по мнению педагогов, разрушает стройную классическую классно-урочную систему.

Учителя отмечают недостаток обсуждения (в СМИ, профессиональных педагогических изданиях, на семинарах и др.) вопросов, посвященных внедрению в образовательный процесс ресурсов МЭШ, а также анализа их качества, что помогло бы учителю-практику прояснить собственную позицию пользователя и разработчика ресурса.

Начинающие учителя говорят об отсутствии в период получения педагогического образования специальной подготовки в области применения в профессиональной деятельности платформы МЭШ.

Перед педагогами стоит проблема выбора лучших электронных образовательных ресурсов МЭШ для использования в учебном процессе. Чтобы решить эту

Родители обучающихся начальной школы выражают озабоченность тем, что активное использование МЭШ не только на уроках, но и во внеучебное время может негативным образом сказаться на здоровье младших школьников.

проблему, необходим обмен профессиональным опытом. Такое заинтересованное общение сегодня имеет место в рамках практико-ориентированных мастер-классов, научных семинаров, научно-практических конференций, на страницах педагогических и научно-методических журналов. Особый интерес у пользователей МЭШ вызывают эффективные методические рекомендации по использованию ее потенциала (ресурсы-образцы) для решения задач образования и воспитания, а также по распространению продуктивного опыта.

С целью изучения возможностей МЭШ для решения задач модернизации начального образования авторами данной публикации в июле-августе 2018 года проводилось специальное исследование: во-первых, был всесторонне проанализирован ресурс МЭШ на материале предметной области «Филология» (русский язык, литературное чтение, иностранный язык); во-вторых, осуществлен социологический опрос пользователей данного ресурса.

Изучение ресурсов МЭШ по русскому языку для начальной школы позволило выяснить, что абсолютными лидерами по востребованности и представленности в системе являются сценарии, посвященные изучению нового материала по разделу «Части речи», многие из которых имеют более 700 просмотров, а сценарий учителя Е. А. Лагуткиной по теме «Глагол» набрал 985 просмотров. Востребованность сценариев по морфологии для начальной школы объясняется тем, что изучение грамматических понятий в рамках начального языкового образования неизменно вызывает трудности по причине высокой степени абстрактности лингвистических категорий, с одной стороны, и наглядно-образного характера мышления обучающихся — с другой.

Изучение ресурсов МЭШ по русскому языку для начальной школы позволило выяснить, что абсолютными лидерами по востребованности и представленности в системе являются сценарии, посвященные изучению нового материала по разделу «Части речи».

Особый интерес представляет анализ лучших сценариев по русскому языку, которые объединяет строгое соответствие установленным требованиям. Среди достоинств наиболее востребованных сценариев по морфологии можно назвать следующие:

3 продумана структура урока: его этапы определены и названы в соответствии с содержанием учебной деятельности;

3 достигнуто тематическое и содержательное единство занятия;

3 предусмотрены актуализация знаний в начале урока, создание проблемной ситуации, самоопределение к учебной деятельности, «выведение» знаний в ее процессе;

3 учтена необходимость работы в малых группах, в парах;

3 представлены различные инновационные задания:

— интерактивные — для выведения алгоритма действий (например, по определению принадлежности слова к части речи);

— в формате ВПР;

— аналогичные международному исследованию PIRLS (работа с сайтами «Ботанический сад», «Московский планетарий» и др.);

— тестовые задания;

3 самоконтроль (взаимоконтроль) — в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

3 предусмотрена работа с информацией (например, с текстами о музеях Московского Кремля, Московском зоопарке, Красной площади и др.);

3 продумана рефлексия способов и условий действия (на каждом этапе урока, в конце урока);

3 имеют место элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся;

3 усвоение языковых категорий обеспечено тщательно подобранным дидактическим материалом — значительным массивом лексики, фрагментами литературных произведений;

3 в сценарии гармонично сочетаются морфологический, речевой, орфографический аспекты учебной деятельности.

Учет названных показателей востребованности и привлекательности сценариев по русскому языку позволяет разработчикам повысить качество создаваемых ими образовательных продуктов. Вместе с тем ключевым аспектом совершенствования ресурсов является принятие во внимание недочетов, свойственных значительному количеству сценариев, с последующей их доработкой, к которым относят:

3 недостаточную опору на чувственный и речевой опыт обучающихся на этапе подготовки к изучению языкового понятия (сведения нередко «спускаются сверху»);

3 урок не отличается целостностью;

3 название этапа урока не всегда согласовано с содержанием и предназначением учебной деятельности учащихся (например, на этапе «Актуализация знаний» отсутствует работа по привлечению уже имеющихся у школьников опыта и навыков, необходимых для знакомства с языковым понятием; на этапе «Просмотр видеоролика» ученики прослушивают лекцию; на этапе «Работа по теме урока» предполагается лишь прочтение соответствующих терминов и др.);

3 не предусмотрена работа в малых группах, парах;

3 отсутствуют важные составляющие работы при рассмотрении конкретной темы (например, при изучении имени прилагательного не предусмотрен анализ понятия «признак предмета», составляющего семантическую основу данной части речи);

3 почти не затронут лексический аспект работы со словом (например, при знакомстве с именем прилагательным);

3 предъявление чрезмерно сложного дидактического материала (например, в сценарии для 2-го класса — цитата А. Н. Толстого о русском языке);

3 слишком широкое использование иллюстративного материала, что тормо-

зит формирование лингвистических категорий, отличающихся высокой степенью абстрактности;

3 введение лексико-орфографической работы лишь на уровне слова (без расширения контекста).

Результаты исследования обнаруживают высокий уровень востребованности уроков-сценариев литературного чтения (в настоящее время их более 750). Одним из аспектов нашего исследования стало выявление факторов их популярности, среди которых мы выявили следующие.

3 Соответствие сценариев программному материалу. С одной стороны, востребованы уроки-сценарии по произведениям, представленным во всех учебно-методических комплексах по литературному чтению (устное народное творчество, сказки А. С. Пушкина, Г. X. Андерсена, стихи К. И. Чуковского, А. Барто, рассказы Н. Носова, М. Зощенко, В. Осеевой и др.); с другой стороны, уникальные по содержанию уроки-сценарии также высоко востребованы (например, «Первопечатник Иван Федоров», «Храбрый Персей» в УМК «Школа России»).

3 Наличие материала универсального характера, который может быть использован в уроках-сценариях разного типа по одной теме. Например, в сценарии «Произведения К. И. Чуковского» используются интерактивные формы актуализации знаний (соотнесение аудиофрагмен-та и сказки, иллюстрации и сказки) и видеоэкскурсия по дому-музею К. И. Чуковского в Переделкине (с контрольными вопросами), которые можно включать практически в любой урок, посвященный творчеству писателя.

3 Использование в сценарии видео-и аудиоматериалов: виртуальных экскурсий, документальных видео, аудиозаписей, фрагментов фильмов и пр.;

Результаты исследования обнаруживают высокий уровень востребованности уроков-сценариев литературного чтения. Одним из аспектов нашего исследования стало выявление факторов их популярности.

3 Наличие тестовых и тренинговых заданий, нередко довольно разнообразных (в сценариях представлены от 3 до 15 различных заданий);

3 Фактор новизны формата ресурса. Например, при работе с ресурсом «Результаты освоения модуля» сценарии содержательно соответствуют традиционным урокам обобщения и систематизации материала тематических блоков («Писатели о природе», «Писатели о детях» и др.), однако формат позволяет «встроить» их в модульную систему обучения.

Приведенные данные о факторах востребованности сценариев по литературному чтению позволяют заключить, что привлекательность ресурсов МЭШ объясняется способностью этой образовательной инновации реально удовлетворять профессиональные запросы современных учителей-практиков.

Предпринятый нами анализ ресурсов МЭШ выявил также свойственные многим сценариям недостатки, в числе которых:

3 отсутствие отдельных этапов работы не только над художественным произведением, но и с текстом в целом;

3 перегруженность урока метапредмет-ными заданиями в ущерб вниманию к конкретному литературному произведению;

3 неуместное, следовательно, неэффективное использование сопутствующих материалов (например, на уроке о первопечатнике Иване Федорове детям предлагается виртуально посетить музей Буратино, что не имеет связи с заявленной темой урока);

3 отсутствие в сценарии его обязательных компонентов: заданий, позволяющих организовать групповую деятельность обучающихся, а также обеспечивающих применение знаний в практической деятельности, их связь с опытом учеников.

Привлекательность ресурсов МЭШ объясняется способностью этой образовательной инновации реально удовлетворять профессиональные запросы современных учителей-практиков.

По нашему мнению, проблема усугубляется тем, что невысокое методическое качество сценариев не влияет на количество их просмотров и оценку (часто сценарии, имеющие указанные недостатки, обладают рейтингом выше 4,5). Таким образом, считаем, что необходима доработка ресурса с учетом всех недостатков и на основе согласованной деятельности модераторов и педагогов.

Также мы проанализировали ресурсы МЭШ по иностранному языку и провели опросы учителей иностранного языка, являющихся их активными пользователями. В качестве причин обращения к ресурсам МЭШ педагоги называют профессиональный интерес к современным технологиям, желание обогатить свои уроки инновационными средствами аудиальной и визуальной наглядности, методическими приемами, стремление к самореализации в профессиональном сообществе, обмену педагогическим опытом, а также «указания администрации», материальное поощрение.

Свидетельством активной позиции учителей иностранного языка является количество создаваемого в среде МЭШ контента, при этом лидирующие позиции занимает материал по английскому языку: 9,7 % от общего объема имеющихся сценариев и 9,4 % — среди сценариев по предметам начальной школы.

Особенность использования сценариев МЭШ преподавателями английского языка состоит в том, что ресурс, как правило, задействуется не в полном объеме — выбираются отдельные элементы сценария. Такое фрагментарное использование учителя объясняют тем, что продуктивные виды речевой деятельности (говорение, письмо) в предложенных сценариях используются мало, тогда как для полноценного овладения языком важно, чтобы изучаемое явление было представлено во всех видах речевой деятельности (слушании, чтении, говорении и письме). Многие учителя изначально выбира-

ют не сценарий, а атомарный контент * для его включения в уже подготовленный собственный конспект урока. Действительно, в настоящее время в МЭШ наличествуют 4879 разнообразных «атомиков» по английскому языку для начальной школы, в числе которых изображения (2333), видеофайлы (1072), тестовые задания (1000), тексты (357), аудиофайлы (121), другие задания (318).

Специфика учебного предмета объясняет интерес учителей к имеющимся в МЭШ аудио- и видеоматериалам, представляющим собой образцы устной речи носителей разных вариантов английского языка. Их использование в образовательном процессе позволяет погрузить обучающихся в реальную ситуацию общения, способствует снятию «коммуникативного барьера», помогает развитию коммуникативной и межкультурной компетенций школьников. Вместе с тем педагоги-практики с сожалением констатируют несовершенство технических характеристик аудио-, видеоконтента: медленно загружаются, не включаются, «висят», имеют шумовые помехи, размытое изображение и прочие недостатки.

Высокую оценку учителей английского языка заслужили интерактивные занимательные задания, языковые игры, кроссворды, использование которых позволяет педагогу успешно решать задачи закрепления, обобщения изучаемого материала, контроля, оценки, а также организации самооценки и самоконтроля степени усвоения знаний, сформированности соответствующих умений.

В целом положительно оценивая наличие тестовых заданий в формате проверочных работ, позволяющих осуществлять постепенную систематическую подготовку обучающихся к итоговой аттестации, международным экзаменам по английскому языку непосредственно на уроке, без выделения для этого специально-

* Атомарный контент («атомик») — минимальный, неделимый объем информации (изображение, аудиофрагмент, видеофрагмент).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го времени, учителя высказывают и критические замечания. По мнению педагогов, представленные в МЭШ задания рассчитаны на «среднего» ученика, поэтому не могут быть применены для тестирования обучающихся с низким либо с более высоким уровнем владения языком.

Как отмечают педагоги, несомненными достоинствами создаваемого в среде МЭШ контента по предмету «Иностранный язык» являются его переводческая составляющая (перевод, объяснение значения слов, их использование в определенном контексте), наличие инструментов для перевода, возможность обращения к справочному материалу (двуязычные и одноязычные словари, справочники по грамматике, лексике и др.).

Условием реализации потенциала МЭШ как образовательной инновации выступает профессиональная готовность педагога к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных средств обучения, электронных и цифровых ресурсов. Формирование такой готовности у будущего учителя осуществляется уже в период получения профессионального образования и «связано с реализацией в учебном процессе вуза идеи компетентностного подхода, общей нацеленности на формирование профессиональной компетенции» [4, с. 91], а также «позволяет формировать опережающую профессиональную компетенцию, то есть компетенцию, ориентированную "на завтрашний день"... так как формируется сильная мотивация к самообразованию индивида, создаются условия для максимального развития творческих способностей личности будущего педагога». Все это способствует достижению выпускниками педагогического вуза более высокого уровня профессиональной компетенции — «творческого уровня профессионального мастерства» [5, с. 52].

Условием реализации потенциала МЭШ как образовательной инновации является профессиональная готовность педагога к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных средств обучения, электронных и цифровых ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Атанасян, С. Л. Специфика подготовки педагогов в условиях информатизации высшего профессионального образования / С. Л. Атанасян //Вестник МГПУ. Серия: «Информатика и информатизация образования». — 2009. — № 1 (17). — С. 5—28.

2. Гриншкун, В. В. Фронтиры «Московской электронной школы» / В. В. Гриншкун, И. М. Ре-моренко // Информатика и образование. — 2017. — № 7 (286). — С. 3—8

3. Зиновьева, Т. И. Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности / Т. И. Зиновьева // Среднее профессиональное образование. — 2016. — № 8. — С. 8—11.

4. Зиновьева, Т. И. Проектирование образовательного процесса подготовки педагогических кадров в интернатуре / Т. И. Зиновьева, А. С. Львова // Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования города Москвы : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. — М. : Канцлер, 2013. — С. 91—95.

5. Зиновьева, Т. И. Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов в области языкового образования / Т. И. Зиновьева // Начальная школа. — 2010. — № 3. — С. 48—52.

6. Кривова, В. А. Проблема подготовки будущих педагогов к работе в информационных средах «Московской электронной школы» / В. А. Кривова // Известия института педагогики и психологии образования. — 2017. — № 3. — С. 25—30.

7. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. По-дымова. — М. : Магистр, 1997. — 221 с.

8. Смирнова, М. С. Результаты разработки и апробации нового содержания и форм организации педагогических практик будущих учителей начальной школы с учетом использования МЭШ / М. С. Смирнова, Д. Ю. Добротин // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 2. — С. 19—26.

9. Тьюторское сопровождение школьников в исследовательской деятельности / А. И. Савенков, Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова [и др.] //Начальная школа. — 2016. — № 9.— С. 70—75.

10. Цаплина, О. В. Подготовка педагогов к оценке качества образовательного контента «Московская электронная школа» /О. В. Цаплина // Известия института педагогики и психологии образования. — 2017. — № 3. — С. 21—25.

В 2019 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Практические аспекты применения 1Т-сервиса для реализации технологии научно-методического сопровождения независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Е. Г. Калинкина, И. Н. Лескина, Р. X. Су-лейменов; под ред. Н. Ю. Бармина. 158 с. + 1 электрон. опт. диск.

В пособии представлено практическое руководство по применению 1Т-сервиса для реализации технологии научно-методического сопровождения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций общего образования и дополнительного образования детей, раскрыты основные возможности использования функционала 1Т-сервиса при работе с результатами оценочных процедур.

Издание адресовано экспертам в области независимой оценки качества общего образования и дополнительного образования детей, специалистам в сфере образования, курирующим вопросы оценки качества образования, руководителям общеобразовательных организаций — инновационных площадок центра социально-педагогических измерений в образовании ГБОУ ДПО НИРО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.