Педагогика
УДК:378.2
учитель английского языка, аспирант Алехина Алина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева (г. Москва); аспирант Кирейчева Алевтина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет (г. Москва)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка в средней школе в рамках предпрофессиональной подготовки обучающихся.
Ключевые слова: образовательные системы, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), информационные технологии (ИТ), компьютер, виды речевой деятельности, иноязычная подготовка, компетенции, эмпирическое исследование, МЭШ (Московская электронная школа).
Anmtation. The article discusses the possibilities of using electronic educational resources in English classes in high school as part of pre-vocational training of students.
Keywords: educational systems, electronic educational resources (EER), information technology (IT), computer, types of speech activity, foreign language training, competence, empirical research, MES (Moscow Electronic School).
Введение. Использование электронных образовательных ресурсов на сегодняшний лень является первостепенной задай образования. Модернизация образовательной системы способствует изменению требований к качеству образования. Предпрофессиональная подготовка в процессе обучения иностранному языку выступает одним из важных аспектов профориентационной деятельности. Преподавание английского языка как иноязычное образование в России за последнее десятилетие претерпело существенные изменения в содержательном и в методологическом аспектах. Сегодня в иноязычном образовании используются зарубежные подходы к обучению иностранному языку, широко применяются информационные технологии (ИТ) в обучении.
Применение информационных технологий в обучении английскому языку получает широкое распространение в современном иноязычном образовании. Важное значение информационные технологии приобретают в предпрофессиональной подготовке при обучении иностранному языку. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс интересует современных исследователей в области методики преподавания английского языка. Среди исследователей информационных технологий в иноязычном образовании следует отметить: Т.А. Денежкину, М.К. Денисова, И.Г. Кочергину, А.И. Нелунова, Н.М. Синегубову, А.В. Соболеву.
В данной статье рассматривается процесс использования информационных технологий в преподавании иностранного (английского) языка в средней школе при проведении профориентационных мероприятий, направленных на развитие инженерного интереса.
Предполагается, что использование информационно-коммуникационных технологий в иноязычной подготовке обучающихся позволит сделать уроки более интересными, повысить уровень и качество владения речевыми навыками и позволит мотивировать учащихся к инженерному образованию.
Изложение основного материала статьи. Теоретическую базу исследования составили труды по педагогике, в которых освещены проблемы использования современных образовательных технологий (Л.В. Загрекова, М.Ю. Олешков, Г.К. Селевко), по методике преподавания английского языка в средней школе (Н.И. Гез, Г.В. Китайгородская, А.Д. Климентенко, А.Н. Щукин), по информационным технологиям (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Т.А. Денежкина, Ж.А. Денисова, В.А. Ефременко, М.Э. Сергеева).
Эмпирическая база исследования - группа обучающихся средней школы (базовый уровень). Количество испытуемых - 120 человек.
Теоретико-практическая значимость исследования заключена в возможности использования проанализированных подходов к обучению иностранному языку с использованием информационных технологий в педагогической практике. Поэтому результаты исследования могут заинтересовать учителей английского языка, работающих по базовым и специализированным программам в средней школе с обучающимися 5-11 классов, и преподавателей начального профессионального образования всех направлений.
Информационные технологии - это технологии, основанные на применении современных подходов к образованию, которые связаны с использованием новейшего технического оборудования. Внедрение информационных технологий в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Способствует повышению самооценки педагога, развивающего свои профессиональные компетенции [9].
Под информационными технологиями понимается довольно широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Основанные на информационных технологиях соответствующие образовательные технологии -это технологии, при реализации которых применяются специальные технические средства (компьютер, видео, аудио, кино) [3, 4, 6].
Содержание иноязычного образования корректируется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к иноязычному образованию социальным запросом. Программами иноязычного обучения предусмотрены
различные методы, приемы, средства, используемые при изучении иностранного языка в профориентационной работе [9, 11, 14].
Интернет предоставляет огромные возможности для развития идей сетевой мультипликации, хранения обучающих и профоориентационных фильмов на серверах, в специальных облачных хранилищах. Чтобы обосновать важность этих процессов, необходимо проанализировать функциональные особенности мультипликации [12, 13].
Интернет способствует повышению продуктивности обучения английскому языку на всех этапах профориетационной работы.
В московских школах и учреждениях среднего профессионального образования появилась «МЭШ» (Московская электронная школа). Это совершенно новая система, которая сочетает в себе преимущества традиционного образования и современных цифровых технологий, что дает возможность учить и учиться по-новому.
В классе вместо обычной меловой доски устанавливается многофункциональная интерактивная панель: это и рабочая поверхность для записей, и большой экран для показа видео-, фотоматериалов и цифровых материалов урока, и браузер для выхода в интернет (рис. 1).
Рисунок 1. Интерактивная панель МЭШ
Данные панели полностью соответствуют требованиям СанПин. Они имеют ЖК-дисплеи, при правильной настройке яркости экрана учитель может проводить урок в обычном режиме, не затемняя свет в классе. С помощью специального программного обеспечения преподаватель имеет доступ к электронной библиотеке, в которой хранятся электронные учебники, интерактивные тестовые задания, виртуальные лаборатории и мультимедийные сценарии уроков (рис. 2).
Рисунок 2. Электронная библиотека МЭШ
Концепцию МЭШ создают и поддерживают московские преподаватели всех дисциплин, загружая свои электронные сценарии уроков, тесты, тестовые задания, аудио- и видеоматериалы для использования на занятиях. Электронный журнал и дневник также становятся удобными и доступными сервисами для учителей, обучающихся и их родителей. В конце каждого занятия преподаватели записывают домашнее задание и выставляют оценки в электронный журнал. Родители и дети, которые зарегистрировались в этой системе через официальный портал Мэра, могут сразу же увидеть свои оценки и комментарии учителей на любых электронных устройствах, имеющих выход в интернет. Также есть возможность отслеживать средний балл по каждому предмету и, в случае необходимости, отправить преподавателю сообщение с просьбой назначить какое-то дополнительное задание.
К концу 2018 года здания школ и колледжей были оборудованы инфраструктурой проекта: интерактивными панелями, WiFi-точками, серверами, ноутбуками для учителей. Библиотека МЭШ доступна пользователям всего мира в любое время: https://uchebnik.mos.ru. Учебные классы становятся высокотехнологичными пространствами - медиа-центрами, мастерскими, научными лабораториями со стабильным интернетом, современными устройствами и единым хранилищем информации.
Таким образом, современные информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Это особенно важно для получения образования подрастающим поколением и важным элементом предпрофессиональной подготовки. Современные подростки ориентируются в интернет-пространстве достаточно легко, и найти какую-либо информацию или подготовить сообщение по какой-либо теме для них не составит труда, если у них есть компьютер и интернет. Поэтому сделать процесс обучения более простым и интересным мы можем с помощью различных электронных образовательных ресурсов [13].
Эмпирическое исследование особенностей использования информационных технологий на уроках английского языка проведено на базе общеобразовательной школы №1191.
Диагностика и развитие речевой деятельности в диалоге при помощи создания ситуации в инженерной профессии.
Участие в эксперименте принимали обучающиеся 6-ых классов школы в количестве 120 человек. Было организовано две группы: контрольная и экспериментальная по 60 человек. На начальном этапе в каждой группе был проведен урок английского языка.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было выделено три уровня развития навыков речевой деятельности:
- высокий, более 70%,
- средний, от 30% до 70%,
- низкий, менее 30%.
Для определения мотивации к изучению английского языка двум подгруппам было предложено пройти тест, основанный на Методике диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой [8].
Диаграмма 1 содержит результаты констатирующего этапа эксперимента с выявленными навыками речевой деятельности и показатели мотивации. Диаграмма отражает процентное соотношение уровней владения навыками речевой деятельности в контрольной и экспериментальной группе.
Констатирующий этап
60
' II II II и и II II и
■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
Диаграмма 1. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования
На данном этапе выявлен низкий уровень владения навыками речевой деятельности фактически у всех учащихся. Абсолютно низкий уровень владения навыками письма и аудирования. Лишь по чтению и словарному запасу выявлены учащиеся с высоким уровнем владения навыками.
На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования контрольной группе занятия проходили обычным способом, на бумажном носителе, через репродуктивно-иллюстративное восприятие на тему «My biography».
В экспериментальной группе были проведены уроки с использованием информационных технологий.
В качестве средств, примененных в рамках реализации информационных технологий, были использованы: компьютер, интерактивная доска, электронная почта, приложение «Мобильное электронное образование», ЭОР «Московская электронная школа». Занятия с обучающимися проводились в компьютерном классе.
Основными этапами работы с ЭОР являлись:
1) просмотр видео или прослушивание аудио материалов, связанных с инженерной профессией;
2) отработка новой лексики;
3) выполнение тренировочных упражнений по аудированию, грамматике и лексике;
4) построение диалога по образцу;
4) создание собственного диалога по опоре с применением лексики урока по инженерной профессии.
Таким образом, на каждом уроке были задействованы все виды речевой деятельности. Благодаря использованию современных компьютерных приложений каждый обучающийся смог самостоятельно отработать каждый вид заданий. За ходом выполнения учитель следил через монитор своего компьютера, так как приложение синхронизирует данные, внесенные обучающимися, и отображает их в виде таблице на экране компьютера учителя. Если студент, допускает ошибку или не выполняет какое-либо задание, эта информация сразу же отображается у учителя и он может отправить сообщение с комментариями и исправлениями в корзину сообщений конкретного студента.
С целью развития технологической мыслительной активности обучающихся и подготовки их к трудовой жизни в условиях рыночной экономики; формирования технологической компетентности в области современных производственных процессов, а также в сфере инженерного образования, детям школы №1191 предлагается изучать дополнительные дисциплины инженерного направления. Так для обучающихся 6-8 классов 2018-2019 учебного года были организованы занятия в Политехническом колледже им.Н.Н. Годовикова по следующим дисциплинам: «Виртуальная реальность. Основы 3D-моделирования», «Консультант в области развития цифровой грамотности населения», «Монтаж локальной вычислительной сети».
Основными задачами данных образовательных программ являются:
- создание условий для актуализации знаний о принципах работы персонального компьютера в инженерной специальности;
- формирование технологических знаний и умений владения приемами и операциями применения технологий виртуальной реальности с целью дальнейшего использования полученных знаний в практике повседневной жизни;
- расширить возможности применения программного обеспечения 3D-моделирования;
- развитие творческих способностей и навыков самовыражения;
- формирование применения технологии использования информационно-коммуникационных средств;
- расширение круга общения и повышение информированности о современном мире;
- развитие мотивации к получению профессии инженера.
По завершении прохождения данной программы, ребятам предлагается спроектировать «Дом своей мечты» и подготовить рассказ о нем на английском языке.
Выполнив эту работу и представив свои проекты педагогической комиссии, ребята были очень довольны полученными навыкам проектирования и моделирования различных объектов. У многих действительно появилось желание развиваться в этой области и получить профессию, связанную с инженерным образованием.
По завершении диагностической работы было проведено повторное тестирование по выявлению уровня развития навыков речевой деятельности. Каждый уровень также оценивался определенным количеством баллов. Предполагалось, что по некоторым аспектам и в целом уровень сформированности соответствующих навыков значительно повысится.
На диаграмме 2 отражено процентное соотношение уровней владения навыками речевой деятельности и мотивации на контрольном этапе эксперимента.
Кошрольнаи группа
Контрольный этап
80 60 40 20
|| (III .11| IIII ||
Диа/101 и М01 ю/10 , _
Словари Аудиров „ ,, Говорои Моша чссиая гичсскан „ Письмо Чюиие
ыи запас анис ис ция
речь речь
52
Эксперимешальнаи группа 73
37 62
47 61
32 49
35 63
64 76
42 64
46 72
■ Кошролыш фуппа ■ Экспсримешальнан фуппа
Диаграмма 2. Контрольный этап опытно-экспериментального исследования
Мы можем сделать вывод о том, что изучение английского языка традиционными методами также развивает все виды речевой деятельности и повышает мотивацию к изучению предмета, что подтверждают результаты опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группе. Использование современных информационно-коммуникационных технологий способствует увеличению показателей итогового тестирования в экспериментальной группе.
Выводы. В данном исследовании были изучены проблемы выявления методологических основ использования информационных технологий в обучении английскому языку в предпрофессиональной подготовке.
Проанализированы понятие и разновидности информационных технологий, используемые в образовательном процессе при обучении английскому языку в процессе предпрофессиональной подготовки учащихся. Современное иноязычное образование в виду расширения межкультурных связей и усовершенствования информационно-коммуникативного пространства требует специфических, инновационных подходов к обучению на различных этапах осуществления образовательного процесса. Информационные технологии выполняют различные функции, однако наиболее существенными из них являются: направление вектора познания на современные источники информации и знаний, приобщение обучающихся к новейшим технологиям добывания знаний, повышение внутренней мотивации к обучению. Информационные технологии в иноязычном обучении сводятся к решению основных дидактических задач, связанных с формированием навыков активной речевой деятельности. Современные информационные и коммуникационные средства могут быть использованы в качестве средств иноязычного обучения, применяемых при реализации информационных технологий как на уроках иностранного языка, так и во внеурочной деятельности обучающихся в профориентационных мероприятий.
Литература:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Принят 29.12.2012 г. (в ред. от 03 июля 2016 г.) // № 273-Ф3. 01.01.2017. Собрание законодательства РФ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г. об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы). - М., 2016.
3. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. - 3 изд., перераб. и дополн. - М.: Высш. Школа, 2012. - 265 с.
4. Денежкина, Т.А. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы / Т.А. Денежкина. - М.: АСТ, 2009. - 254 с.
5. Денисова, Ж.А., Денисов, М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием / Ж.А. Денисова, М.К. Денисов // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 3. - С. 20.
6. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка /
B.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. - С. 18.
7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 5. - С. 34-42.
8. Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 115-124.
9. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / И.А. Колесникова. - СПб.: Дрофа, 2013.
10. Нелунов, А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий / А.И. Нелунов. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с.
11. Сергеева, М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку / М.Э. Сергеева // Педагог. - 2015. - № 2. - С. 162-166.
12. Царапкина, Ю.М. Создание информационно-коммуникативной среды как основы управления инновационными проектами / Ю.М. Царапкина, М.М. Петрова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2019. - № 1(47). -
C. 81-86.
13. Царапкина, Ю.М. Использование информационных технологий в профориентации как основа профессионального самоопределения / Ю.М. Царапкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2017. - Т. 14. - № 4. - С. 430-434.
14. Шигонина, Н.В. Использование мультимедийных технологий на уроках английского языка / Н.В. Шигонина // Гуманизация образования. - 2010. - № 1.
Педагогика
УДК 373.3
старший преподаватель кафедры начального образования Астрецова Надежда Владимировна
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье проанализированы понятие диагностики и ее основные особенности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассмотрены характеристики метапредметной диагностической квест-игры и проектного задания как средств оценивания метапредметных результатов младших школьников, конкретизирована структура проектного задания в ключе оценивания познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Представленные диагностические материалы позволяют оптимизировать процесс оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями стандарта.
Ключевые слова: метапредметные результаты, универсальные учебные действия, оценивание, диагностика, квест, проектное задание.
Annotation. The article analyzes the concept of diagnostics and its main features in the conditions of implementation of the requirements of the Federal state educational standard of primary General education. The characteristics of the interdisciplinary diagnostic quest games and project tasks as means of assessment of metasubject results of Junior schoolchildren, the structure of the project task is specified in the key of evaluating the cognitive universal educational actions of younger students. The presented diagnostic materials allow to optimize the process of evaluation of educational results in accordance with the requirements of the standard.
Keywords: metasubject results, universal training actions, assessment, diagnostics, quest, project task.
Введение. Образовательные стандарты нового поколения ориентируют на достижение качественно новых целей и результатов образования. Смена знаниевой парадигмы на деятельностную в образовании предполагает перенос акцентов с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий (УУД) средствами предметного содержания [6]. Поэтому основным критерием оценивания образовательных результатов выступает теперь не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изученным материалом [4, с. 8]. И, несмотря на то, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) реализуется достаточно длительный период (с 2011-2012 уч. г.), осуществление диагностики метапредметных и личностных результатов вызывает много сложностей у учителей начальных классов. Поэтому считаем актуальным рассмотреть понятие педагогической диагностики и конкретизировать ее особенности в условиях реализации ФГОС НОО.
Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие диагностики вначале рассматривалось только как медицинский термин, позднее имели место психологическая, психофизиологическая и психолого-педагогическая диагностика, и лишь только потом педагогическая диагностика. При этом следует отметить, что значительный вклад в становление понятия «педагогическая диагностика» внесли психологи, занимающиеся решением проблем развития школьников в процессе обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Д. Божович, Г.А. Цукерман). Л.С. Выготский определил значимость двухуровневой диагностики, обеспечивающей возможность выявления уровня актуального развития и уровня зоны ближайшего развития. Автор связывал возможность прогнозирования результатов именно с исследованием зоны ближайшего развития. Д.Б. Эльконин под диагностикой понимал «такую диагностику, в центре которой находится, прежде всего, отдельный ребенок -