Научная статья на тему 'Мошенничество: крупный и особо крупный размер сегодня соответствует ли той степени общественной опасности, которая была заложена законодателем изначально?'

Мошенничество: крупный и особо крупный размер сегодня соответствует ли той степени общественной опасности, которая была заложена законодателем изначально? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мошенничество / крупный и особо крупный размер / опыт стран постсоветского пространства / криминализация и декриминализация деяний в сфере экономики / условные величины для определения крупного и особо крупного размера / fraud / large and grand size / experience of post-Soviet countries / criminalization and decriminalization of acts in the field of economics / conditional values for determining a large and grand size

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Валерьевна Авдеева

Введение: в статье проанализирована степень общественной опасности в контексте экономических составов, а также поставлен вопрос соответствия общественной опасности, исходя из пороговых значений крупного и особо крупного размера для ст. 159 УК РФ (мошенничество), заложенного изначально законодателем. Цель: изучить размер крупного и особо крупного ущерба для наиболее часто вменяемых предпринимателям составов; проанализировать опыт законодательства стран постсоветского пространства в контексте определения крупного и особо крупного размера, а также применения его в условных величинах. Методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция и дедукция), специальные методы юридической науки (сравнительно-правовой и нормативно-логический), отдельные частные методы общественных наук. Результаты: отечественное уголовное законодательство нуждается в пересмотре и приведении в соответствие с экономическими изменениями пороговых значений крупного и особо крупного размеров как квалифицирующих признаков многих преступлений в сфере экономики, в том числе по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Это подтверждается изменениями, которые произошли в экономике, а также опытом других стран. Анализ позволил сделать вывод о необходимости введения условных величин, которые позволят своевременно реагировать на изменения в экономике без точечного пересмотра уголовного законодательства, что в большей степени будет отвечать критерию справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Валерьевна Авдеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fraud: Correspondence of a Large and Grand Size to the Degree of Public Danger Originally Laid Down by the Legislator

Introduction: the article analyzes significance of the degree of public danger in the context of economic corpus delicti and studies compliance of public danger to thresholds of large and grandscale fraud provided for by Article 159 of the Criminal Code of the Russian Federation originally laid down by the legislator. Purpose: to study the size of large and grand damage for corpus delicti most often incriminated to entrepreneurs and analyze legislation in other post-Soviet countries to determine a large and grand size, as well as its use in conditional values. Methods: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, induction and deduction), special methods of legal science (comparative legal and normative-logical), individual private methods of social sciences. Results: domestic criminal legislation needs to be reconsidered and thresholds of large and grandscale fraud as aggravating circumstances of many economic crimes should be brought into line with economic changes, including in Article 159 of the Criminal Code of the Russian Federation “Fraud”. This is confirmed by economic changes, as well as experience of other countries. Conclusion: the analysis shows the necessity of introducing conditional values that will allow us to respond in a timely manner to changes in the economy without a point-by-point revision of criminal legislation, which will more fully meet the criterion of fairness.

Текст научной работы на тему «Мошенничество: крупный и особо крупный размер сегодня соответствует ли той степени общественной опасности, которая была заложена законодателем изначально?»

Научная статья УДК 343

doi 10.46741/2686-9764.2024.66.2.005

Мошенничество: крупный и особо крупный размер сегодня соответствует ли той степени общественной опасности, которая была заложена законодателем изначально?

ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА АВДЕЕВА

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Москва, Россия

pravo@deloros.ru

Реферат

Введение: в статье проанализирована степень общественной опасности в контексте экономических составов, а также поставлен вопрос соответствия общественной опасности, исходя из пороговых значений крупного и особо крупного размера для ст. 159 УК РФ (мошенничество), заложенного изначально законодателем. Цель: изучить размер крупного и особо крупного ущерба для наиболее часто вменяемых предпринимателям составов; проанализировать опыт законодательства стран постсоветского пространства в контексте определения крупного и особо крупного размера, а также применения его в условных величинах. Методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция и дедукция), специальные методы юридической науки (сравнительно-правовой и нормативно-логический), отдельные частные методы общественных наук. Результаты: отечественное уголовное законодательство нуждается в пересмотре и приведении в соответствие с экономическими изменениями пороговых значений крупного и особо крупного размеров как квалифицирующих признаков многих преступлений в сфере экономики, в том числе по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Это подтверждается изменениями, которые произошли в экономике, а также опытом других стран. Анализ позволил сделать вывод о необходимости введения условных величин, которые позволят своевременно реагировать на изменения в экономике без точечного пересмотра уголовного законодательства, что в большей степени будет отвечать критерию справедливости.

Ключевые слова: мошенничество; крупный и особо крупный размер; опыт стран постсоветского пространства; криминализация и декриминализация деяний в сфере экономики; условные величины для определения крупного и особо крупного размера.

5.1.4. Уголовно-правовые науки.

Для цитирования: Авдеева Е. В. Мошенничество: крупный и особо крупный размер сегодня соответствует ли той степени общественной опасности, которая была заложена законодателем изначально? // Пенитенциарная наука. Т. 18, № 2 (66). С. 156-164. Ссн 10.46741/26869764.2024.66.2.005.

Original article

Fraud: Correspondence of a Large and Grand Size to the Degree of Public Danger Originally Laid Down by the Legislator

EKATERINA V. AVDEEVA

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

© Авдеева Е. В., 2024

All-Russian Public Organization "Business Russia", Moscow, Russia pravo@deloros.ru

Abstract

Introduction: the article analyzes significance of the degree of public danger in the context of economic corpus delicti and studies compliance of public danger to thresholds of large and grand-scale fraud provided for by Article 159 of the Criminal Code of the Russian Federation originally laid down by the legislator. Purpose: to study the size of large and grand damage for corpus delicti most often incriminated to entrepreneurs and analyze legislation in other post-Soviet countries to determine a large and grand size, as well as its use in conditional values. Methods: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, induction and deduction), special methods of legal science (comparative legal and normative-logical), individual private methods of social sciences. Results: domestic criminal legislation needs to be reconsidered and thresholds of large and grand-scale fraud as aggravating circumstances of many economic crimes should be brought into line with economic changes, including in Article 159 of the Criminal Code of the Russian Federation "Fraud". This is confirmed by economic changes, as well as experience of other countries. Conclusion: the analysis shows the necessity of introducing conditional values that will allow us to respond in a timely manner to changes in the economy without a point-by-point revision of criminal legislation, which will more fully meet the criterion of fairness.

Keywords: fraud, large and grand size, experience of post-Soviet countries, criminalization and decriminalization of acts in the field of economics, conditional values for determining a large and grand size.

5.1.4. Criminal law sciences.

For citation: Avdeeva E.V. Fraud: correspondence of a large and grand size to the degree of public danger originally laid down by the legislator. Penitentiary Science, 2024, vol. 18, no. 2 (66), pp. 156-164. doi 10.46741/2686-9764.2024.66.2.005.

Введение

Сегодня в уголовной политике по предпринимательским составам взят курс на либерализацию, а в уголовно-правовой политике это обусловливает декриминализацию некоторых деяний, повышение пороговых значений сумм, определяющих деяние в качестве преступления, а также повышение пороговых значений крупного и особо крупного размера, которые служат квалифицирующим признаком по многим составам. Главным фактором криминализации или декриминализации деяний является общественная опасность, которая и определяет необходимость изменения уголовного законодательства. При этом некоторые ученые отмечают изменение уголовного законодательства все больше в связи с иными факторами, как, например, политика, экономика и др., что приводит к неоднородности изменений в уголовном законодательстве, которые при таком хаотичном подходе фактически вносят корректировки в оценку общественной опасности без должного анализа.

Основная часть

Для того чтобы проанализировать влияние существующих тенденций, обратимся к тому, что представляет собой критерий общественной опасности для криминализации и декриминализации деяний и какова роль пороговых значений крупного и особо крупного размера, а также длительного отсутствия их корректировки, несмотря на экономические изменения.

Проанализировав взгляды ученых на этот вопрос, можно сказать, что критерий общественной опасности выступает главным фактором криминализации или декриминализации тех или иных деяний, то есть

введения или отмены уголовно-правового запрета на совершение тех или иных действий. При этом общественная опасность до сих пор относится к тем уголовно-правовым категориям, о которых ведутся жесточайшие споры с разбросом мнений от безусловного одобрения и принятия до категорического неодобрения и требования уйти от этой категории [1, с. 23]. П. С. Тоболкина считает, что это можно объяснить тем, что общественная опасность, являясь основополагающей категорией, дающей общее освещение всех основных проблем теории уголовного права, обеспечивающей концептуальное единство уголовно-правовых знаний, и выступая пределом обобщения уголовно-правовых знаний, не может быть раскрыта с помощью каких-либо других уголовно-правовых понятий [2, с. 48].

Само изменение общественной опасности обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе [3, с. 248]. Так, законодатель при отнесении тех или иных деяний к общественно опасными не опирается на некое точное понятие, определенные признаки, критерии. Л. М. Прозуметов указывает, что общественная опасность - очень динамичное по своему содержанию понятие, имеющее характерные особенности применительно к конкретному историческому периоду развития общества, нередко степень общественной опасности устанавливается на основе здравого смысла [4].

Говоря об экономических преступлениях именно понятия «крупный размер», «особо крупный размер» и «значительный ущерб» определяют общественную опасность деяния, позволяя разграничить уголовно наказуемое деяние от административного правона-

рушения, а также предопределяют тяжесть преступления, выступая нередко в экономических составах квалифицирующими признаками. В данной статье проанализируем размер крупного и особо крупного ущерба для наиболее часто вменяемых предпринимателям составов, а именно ч. 1-4 ст. 159 УК РФ. Для рассматриваемых преступлений крупный и особо крупный размер являются квалифицирующим признаком, определяющим категорию совершенного деяния как тяжкого. Таким образом, этот квалифицирующий признак существенно влияет на всю совокупность уголовно-правовых последствий для лица, обвиняемого по ст. 159 УК РФ. При этом категорий-ность преступлений имеет колоссальное значение, равно как и отнесение к той или иной категории. Т. А. Лесниевски-Костарева в своих работах указывала на то, что категоризацию преступлений в ст. 15 УК РФ следует считать не средством дифференциации уголовной ответственности, а основой дифференциации [5, с. 38]. Отнесение деяния к той или иной категории предопределяет последствия в рамках институтов, предусмотренных Общей частью УК РФ, как, например, стадия преступления, рецидив, виды и назначение наказание, освобождение от уголовной ответственности и наказания, судимость и др. Вместе с тем для каждой категории преступлений, наряду с дифференциацией, обеспечивается и необходимая степень унификации, поэтому, например, для лиц, совершивших любые преступления небольшой или средней тяжести (независимо от их родового, видового и непосредственного объекта и формы вины) при наличии дополнительных условий, указанных в ст. 75, 76, 76.2 УК РФ, предусмотрены виды освобождения от уголовной ответственности [6, с. 45].

Это институт, который все более активно применяется в уголовном праве по предпринимательским составам. Так, законодатель прямо предусматривает возможность прекращения уголовного преследования или освобождения от уголовного наказания по целому ряду статей, обозначенных в ст. 28.1 УПК РФ и ст. 76.1 УК РФ. Части 1-4 ст. 159 УК РФ не относятся к предпринимательским составам безусловно, но отнесение преступления к категории средней тяжести позволяет рассчитывать на возможность освобождения от уголовного наказания при соблюдении ряда условий всем обвиняемым, то есть здесь мы можем оценить особую, можно даже сказать критическую, важность суммы, устанавливающий крупный размер, как фактора, предопределяющего возможность освобождения от уголовного наказания или отсутствие таковой. Безусловно, необходимо учитывать и срок давности, который существенно различается в зависимости от категории преступления: разница в сроке давности привлечения к уголовной ответственности за тяжкое преступление и преступление средней тяжести составляет 4 года (6 лет для преступлений средней тяжести и 10 лет для тяжких преступлений).

Возвращаясь к сумме крупного и особо крупного ущерба применительно к ч. 1-4 ст. 159 УК РФ, необходимо уточнить, что до 8 декабря 2003 г., когда был принят Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Россий-

ской Федерации», порог крупного ущерба определялся в размере 500 МРОТ. В пояснительной записке ничего не сказано о целесообразности изменений пороговых значений, определяемых с привязкой к МРОТ, на абсолютные величины. Обоснование дано лишь в части изменения штрафов, которые также определялись в МРОТ, на абсолютные величины, при чем в качестве аргументации приведен довод о возникновении путаницы, что не подкреплено хотя бы какими-то статистическими данными.

Указанный федеральный закон в 2003 г. определил фиксированные суммы крупного и особо крупного ущерба для имущественных преступлений, введя в том числе такой дополнительный квалифицирующий признак, как особо крупный ущерб. Так, для преступлений против собственности, в том числе и наиболее часто инкриминируемых предпринимателям из «общеуголовных» ст. 159 УК РФ, был обозначен крупный ущерб в размере 250 тыс. руб. и особо крупный в размере 1 млн руб. Но отсутствие необходимости расчета суммы для определения наличия или отсутствия квалифицирующего признака в связи с суммой ущерба за счет введения фиксированных сумм крупного и особо крупного размера по своей сути привело к ежегодной все большей криминализации тех деяний, по которым суммы крупного и особо крупного размера не пересматривались уже более 20 лет. При этом определенные законодательством суммы «значительного ущерба», «крупного размера» и «особо крупного размера» для ч. 5-7 ст. 159 УК РФ в 2016 году были увеличены Федеральным законом 06.04.2024 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» для либерализации уголовного законодательства в отношении предпринимателей, хотя квалификация мошенничества, инкриминируемого предпринимателям, по особо квалифицированному составу, предусмотренному ч. 5-7 ст. 159 УК РФ, происходит крайне редко, что подтверждается статистикой приговоров [7], которых насчитывается чуть более ста за год, в то время как по ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ - около 7 тысяч в год, из которых выделить количество приговоров в отношении предпринимателей не представляется возможным в связи со спецификой статистического учета, не предполагающего в обязательном порядке проставление соответствующих кодов. Последний тезис подтверждается судебной практикой, которая игнорирует применение мер защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в ходе расследования уголовных дел, опираясь на то, что «по смыслу действующего законодательства предпринимательская деятельность не может осуществляться в целях незаконного обращения чужого имущества путем обмана в свою пользу, то есть в корыстных целях» [8, с. 70].

Крупный размер для ст. 159 УК РФ в соответствии со ст. 15 УК РФ относит деяние к категории тяжких, так как максимальный срок лишения свободы для этого состава составляет 6 лет, к тяжким относится и мошенничество, совершенное в особо крупном размере. Но, перейдя к абсолютным величинам крупного

и особо крупного размера, законодатель не учитывал экономические аспекты, когда ценность одного рубля через год не эквивалента его ценности сегодня, она снижается. И если даже не опираться на стоимость денег с учетом фактора времени [9, с. 213-214] или на изменение стоимости с учетом ставки дисконтирования, то можно руководствоваться элементарной логикой и доступными статистическими данными.

Необходимо обратиться к реальной ценности денег с учетом экономических изменений через призму МРОТ. Так, в 2003 г. МРОТ составлял 600 руб., с 1 января 2024 г. - 19 242 руб., что в 32,07 раза больше. То есть если бы в 2003 г. не было бы внесено изменений в уголовное законодательство, то размер крупного ущерба на сегодняшний день составлял бы 9 621 000 руб. Однако это было бы скорее избыточной декриминализацией в случае, если бы сохранялось определение крупного и введенного особо крупного ущерба в МРОТ, так как, согласно официальной статистике, совокупный процент инфляции с декабря 2003 г. по март 2024 г. составил 397,68 %, что через призму инфляционных изменений позволяет говорить о том, что обозначенная сумма крупного ущерба сегодня обесценена и реальная ценность составляет всего 47 381,74 руб., что означает фактическую криминализацию хищений, которые, исходя из реальной

суммы, относились по замыслу законодателя к категории средней или небольшой тяжести. В пересчете суммы крупного и особо крупного размера с учетом инфляционных изменений должны соответствовать справедливой сумме крупного и особо крупного размера для ст. 159 УК РФ в 1 319 073,55 руб. и 5 276 294,2 руб. соответственно.

Очевидно, что своевременное повышение пороговых значений крупного и особо крупного ущерба как определяющих признаков особо квалифицированных составов не создает угрозы общественной или экономической безопасности. Это обусловлено обеспечением соответствия степени общественной опасности тех или иных деяний на том уровне, который закладывался законодателем изначально. Более того, с учетом нехватки кадров в полиции [10] представляется целесообразным обеспечить фокус внимания с учетом срока давности и степени той общественной опасности, которая изначально была заложена законодателем.

Для более полной картины необходимо проанализировать пороговые значения крупного и особо крупного размера как квалифицирующего признака, применяемого в уголовном законодательстве для статьи, предусматривающей ответственность за мошенничество, в странах постсоветского пространства, которые являются членами СНГ

Таблица

Страна Крупный размер по мошенничеству Особо крупный размер по мошенничеству Методика оценки Сумма в рублях, крупный размер Сумма в рублях, особо крупный Статьи УК: мошенничество / определение крупного и особо крупного размера МРОТ в рублях, пересчет крупного и особо крупного размера на количество показателей МРОТ

1 2 3 4 5 6 7 8

Российская Федерация Стоимость имущества или размер ущерба свыше 250 000 руб. Стоимость имущества или размер ущерба свыше 1 000 000 руб. Национальная валюта 250 000 1 000 000 Ст. 159 / прим. к ст. 158 УК РФ 19 242 [11] 13 и 51 соотв.

Республика Казахстан [12] Стоимость имущества или размер ущерба, в 1000 раз превышающие месячный расчетный показатель Стоимость имущества, превышающая в более 4000 раз месячный расчетный показатель МРП - месячный расчетный пока-затель(3692 тенге) [13] 771 085,276 (курс 0,208853) 3 084 341,1 Ст. 190 / п. 3 ст. 3 17 752,5 (85 000 тенге) [13] 43,4 и 173,7 соотв.

Республика Узбекистан [14] Стоимость имущества, превышающая 300 базовых расчетных величин Стоимость имущества, превышающая 500 базовых величин Базовая величина (340 000 сумов) [15] 750 618 (курс 0,007359) 1 251 030 Ст. 168 / Разд.8 7 726, 95 (1 050 000 сумов) [15] 97,14 и 161,9 соотв.

Республика Таджикистан [16] Стоимость имущества, превышающая более чем в 1000 раз расчетный показатель Стоимость имущества, превышающая более чем в 2000 раз расчетный показатель Расчетный показатель (72 сомони) [17] 615 600 (курс 8,55) 1 231200 Ст. 247 / ст. 244 6840 (800 сомони) [18] 90 и 180 соотв.

Республика Туркменистан [19] Стоимость имущества, превышающая 250 размеров базовой величины Стоимость имущества, превышающая 500 размеров базовой величины Базовая величина (100 манатов) [20] 667 500 (курс 26,7) 1 335 000 Ст.249 / ст. 247 34 176 (1280 манатов) [21] 33 597 19,53 и 39,06 соотв.

1 2 3 4 5 6 7 8

Кыргызская Республика [22] Стоимость имущества, превышающая в 10 000 раз расчетный показатель Стоимость имущества, превышающая в 25 000 раз расчетный показатель Расчетный показатель (100 сомов) [23] 1 050 000 (курс 1.05) 2 625 000 Ст. 209 / п. 7, 8 приложения № 1 к Уголовному кодексу Применяется размер минимального расчетного дохода, различен для регионов

Республика Беларусь [24] Стоимость имущества, превышающая 250 раз базовую величину Стоимость имущества, превышающая в 1000 раз базовую величину Базовая величина (40 бел. руб) [25] 286 500 (курс 28,65) 1 146 000 Ст. 209/ п. 3 примечания к гл. 24 17 934,9 (626 бел. руб.) [26] 16 и 64 соотв.

Республика Молдова [27] Стоимость имущества, превышающая 40 прогнозируемых среднемесячных заработных плат (прим.: прямо не указано, что размер крупный, размер указан в диспозиции, но по смыслу следует, что речь идет о крупном размере) Стоимость имущества, превышающая 100 прогнозируемых среднемесячных заработных плат (прим.: прямо не указано, что размер крупный, размер указан в диспозиции, но по смыслу следует, что речь идет об особо крупном размере) Прогнозируемая среднемесячная зарплата (13 700 леев) [28] 2844 120 (курс 5.19) 7 110 300 Ст. 190 25 950 (5000 леев) [29] 117 и 292 соотв.

Республика Армения [30] Стоимость имущества, превышающая более чем в 500 раз МРОТ Стоимость имущества, превышающая в 3000 раз МРОТ МРОТ (75 000 драмов) [31] 8 925 000 (курс 0,238) 53 550 000 Ст. 178 / ст. 175 17 850 (75 000 драмов) [32] 500 и3000 соотв.

Республика Азербайджан [33] Стоимость имущества, превышающая 50 000 манатов Стоимость имущества, превышающая 500 000 манатов Национальная валюта 2 748 500 (курс 54.97) 27 485 000 Ст. 178 / ст. 177 18 964,6 (345 манат) [34] 145 и 1 449.3 соотв.

Примечание: расчет курса был произведен на 20.04.2024 по данным сайта: https://finance.rambler.ru/calculators/ converter/1-KZT-RUB/?ysclid=lv9s9bpt2r150295847.

Приведенная выше таблица дает структурированное представление о пороговых значениях. Можно сделать вывод, что сумма крупного и особо крупного размера как квалифицирующего признака деяния, предусмотренного статьей уголовного кодекса «Мошенничество», самая низкая на сегодняшний день в Российской Федерации. Более того, при оценке соотношения крупного размера к МРОТ у нас также самый низкий показатель среди проанализированных стран. Сама сумма МРОТ в России выше, чем в шести из представленных в таблице стран. При этом только две страны, Российская Федерация и Республика Азербайджан, применяют абсолютные величины, устанавливая суммы, определяющие крупный и особо крупный размер в национальной валюте, а не в определенных условных величинах. Таким образом, остальные страны применяют условные величины, изменение которых приводит к равномерному повышению всех пороговых значений сумм крупного и особо крупного размера, значительного ущерба с учетом инфляции по всем составам, где такой квалифицирующий или криминообразующий признак присутствует. В качестве таких условных величин в уголовных кодексах стран постсоветского пространства применяются МРОТ, который использовался и в нашем российском законодательстве до 2003 г., прогнозируемая среднемесячная заработная плата, базовая величина, расчетный показатель и месячный расчетный показатель. Следует предположить,

что критерий «прогнозируемая среднемесячная зарплата» вряд ли может быть применим в отечественном законодательстве, так как это некий специфический экономический показатель, использование которого может приводить к избыточному снижению общественной опасности, так как он может увеличиваться быстрее, определяя рост благосостояния населения.

Проанализировав варианты условных величин в уголовном законодательстве, необходимо отметить, что заслуживает внимания опыт Беларуси и Туркменистана, где введено понятие базовой величины, а также Кыргызской Республики, в которой применяется расчетный показатель. Представляется, что введение одного из таких условных показателей - наиболее подходящий вариант для нашего российского законодательства, так как не всегда МРОТ повышается в соответствии с темпами инфляции, можно констатировать повышение МРОТ все же несколько опережающими темпами, поэтому логичнее было бы вводить некую базовую величину, изменение которой будет приводить равномерно к повышению пороговых значений значительного, крупного и особо крупного ущерба по всем преступления в сфере экономики. Такая мера будет ограждать от избирательности законодателя в изменении пороговых значений по одним составам, оставляя суммы, определяющие крупный и особо крупный размер, по другим, бесконечно долго без внимания.

Также следует отметить, что избыточная криминализация за счет отсутствия своевременного изменения крупного и особо крупного размера особенно негативно сказывается на обеспечении защиты прав субъектов предпринимательской деятельности [35], так как большинство противоправных деяний в предпринимательской среде квалифицируются именно по ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ. Кроме того, необходимо учитывать, что мошенничество погранично с гражданско-правовым спором [36].

Заключение

Таким образом, очевидно, что российское уголовное законодательство нуждается в пересмотре и приведении в соответствие с экономическими изменениями пороговых значений крупного и особо крупного размера как квалифицирующих признаков многих преступлений в сфере экономики, в том числе по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Это подтверждается изменениями, которые произошли в экономике, а также опытом других стран. Также необходимо рас-

смотреть возможность введения условных величин, которые позволят своевременно реагировать на изменения в экономике без точечного пересмотра уголовного законодательства, что в большей степени будет отвечать критерию справедливости. Одновременно это будет снимать избыточную нагрузку на правоохранительные органы, определяя фокус внимания правоприменителя именно на тех преступления экономической направленности, которые соответствуют той общественной опасности, которая изначально была заложена законодателем, предотвращая избыточную криминализацию деяний. С учетом того что крупный и особо крупный размер являются лишь квалифицирующими признаками и не предполагают полную декриминализацию деяний, которые не соответствуют этим пороговым значениям, а всего лишь определяя их меньшую общественную опасность, относя их к категории преступлений небольшой или средней тяжести, то можно предположить, что угрозы экономической безопасности это не представляет.

I СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Понятовская Т. Г. Концептуальные основы уголовного права: история и современность : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997. 34 с.

2. Тоболкин П. С. Социальная обусловленность уголовно-правовых норм. Свердловск, 1983. 177 с.

3. Кузнецова Н. Ф. Избранные труды. СПб., 2003. 834 с.

4. Прозуметов Л. М. Общественная опасность как основание как основание криминализации (декриминализации) деяния // Вестник Воронежского института МВД России. 2009. № 4. С. 18-24.

5. Лесниевски-Костарева Т. А. Дифференциация уголовной ответственности: теория и законодательная практика. М., 1998. 287 с.

6. Орешкина Т. Ю. Категории преступлений и место среди них преступлений исключительной тяжести // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 12 (52). С. 43-52.

7. Данные о назначенном наказании по статьям УК // Судебная статистика РФ. URL: https://stat.xn—7sbqk8achja. xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 21.03.2024).

8. Авдеева Е. В. Эволюция применения ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ // lus publicum et privatum : сетевой научно-практический журнал частного и публичного права. 2023. № 2 (22). С. 65-78.

9. Пятина А. Д. Концепция временной стоимости денег и ее применение в экономике // Экономика глазами молодых : материалы регион. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых (Томск, 17-20 апреля 2019 г.) / под общ. ред. Д. М. Хлопцова. Томск, 2019. С. 213-216.

10. Глава МВД заявил о критической нехватке полицейских и следователей // Новостной канал - РБК. 10.08.2023. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/08/2023/64d4d2629a7947695baea197?ysclid=lukclj5ys6952547577 (дата обращения: 23.03.2024).

11. Размеры минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации от 01.04.2024. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291114/ (дата обращения: 24.03.2024).

12. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 № 226-V (с изм. и доп. по состоянию на 12.09.2023). URL: https://onNne.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252&docJd2=31575252#activate_doc=2&pos=2883;-60&pos2=557;-104 (дата обращения: 24.03.2024).

13. О республиканском бюджете на 2024 - 2026 годы : закон Республики Казахстан от 5.12.2023 № 43-VIII. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33434676 (дата обращения: 24.03.2024).

14. Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 03.07.2014 № 226-V (с изм. и доп. по состоянию на 20.06.2024). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252 (дата обращения: 24.03.2024).

15. О повышении размеров заработной платы, пенсий и пособий : указ Президента Республики Узбекистан от 17.11.2023 № УП-196. URL: https://lex.uz/ru/docs/6665687 (дата обращения: 24.03.2024).

16. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21.05.1998 № 574 (с изм. и доп. по состоянию на 13.11.2023). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397325&doc_id2=30397325#pos=6;-82&pos2=2479;-108 (дата обращения: 25.03.2024).

17. О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2024 год : закон Республики Таджикистан от 18.11.2023 № 2012. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32615654 (дата обращения: 25.03.2024).

18. О мерах по усилению уровня социальной защиты населения, увеличению действующих должностных окладов государственныхслужащих, работников бюджетных организаций, размеров пенсий и стипендий : указ Президента Республики Таджикистан от 09.01.2024 № 671. URL: https://khovar. tj/rus/2024/01/ukaz-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-77/ (дата обращения: 27.03.2024).

19. Уголовный кодекс Туркменистана от 12.06.1997 № 222-I (с изм. и доп. по состоянию на 25.11.2023. URL: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=31295286&doc_id2=31295286#activate_doc=2&pos=288;-86&pos2=2256;-102 (дата обращения: 27.03.2024).

20. Обзор поправок в законодательные акты Туркменистана, принятых в марте // ORIENT. 25.03.2023. URL: https:// orient.tm/ru/old/post/49694/obzor-popravok-v-zakonodatelnye-akty-turkmenistana-prinyatyh-v-marte (дата обращения: 27.03.2024).

21. В 2024 году в Туркменистане выросли размеры зарплат и пособий // Радио «Голос СНГ» (SNG.FM). 02.01.2024. URL: https://sng.fm/ashkhabad/30665-v-2024-godu-v-turkmenistane-vyrosli-razmery-zarplat-i-posobij.html (дата обращения: 27.03.2024).

22. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 28.10.2021 № 127. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=36675065 (дата обращения: 27.03.2024).

23. О расчетном показателе : закон Кыргызской Республики от 26.04.2023 № 94. URL: https://cbd.minjust.gov. kg/1801/edition/1250889/ru (дата обращения: 27.03.2024).

24. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З (с изм. и доп. по состоянию на 01.10.2023). URL: https://online.zakon.kz/Document/?docJd=30414984&docJd2=30414984#activate_doc=2&pos=47;-80&pos2=1859;-106. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275 (дата обращения: 27.03.2024).

25. Об установлении размера базовой величины : постановление Совета министров Республики Беларусь от 27.12.2023 № 944. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22300944 (дата обращения: 25.03.2024).

26. С 1 января 2024 г в Беларуси установлен новый размер месячной минимальной зарплаты // Новости - Новости Pravo.by. 05.12.2023. URL: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/december/76151/ (дата обращения: 27.03.2024).

27. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18.04.2002 № 985-XV. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30394923 (дата обращения: 27.03.2024).

28. Средняя прогнозируемая зарплата в 2024 году составит 13 700 леев // Фискальный мониторинг - FISC.md. 21.12.23. URL: https://monitorul.fisc.md/srednyaya-prognoziruemaya-zarplata-v-2024-godu-sostavit-13-700-leev/?ysc lid=lv9fvmavq6870426916 (дата обращения: 27.03.2024).

29. Средняя заработная плата по экономике в 2024 году вырастет до 13700 леев. URL: https://www.delucru.md/ru/ articles/srednyaya-zarabotnaya-plata-po-ekonomike-v-2024-godu-virastet-do-13700-leev?ysclid=lv9fw7f9l2791701757 (дата обращения: 27.03.2024).

30. Уголовный кодекс Республики Армения от 18.04.2003. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show& ID=1349&lang=rus#21 (дата обращения: 27.03.2024).

31. В Армении с 1 июля 2023 года предусмотрено повышение пенсий, пособий и минимальной заработной платы // News.04.11.2022. URL: https://news.am/rus/news/728643.html (дата обращения: 27.03.2024).

32. С 1 января 2023 года изменен размер минимальной заработной платы // Юридическая фирма - Айлекс. 22.01.2023. URL: https://www.ilex.am/ru/архив/580-с-1-января-2023-года-изменен-размер-минимальной-заработной-платы^^ (дата обращения: 27.03.2024).

33. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (утв. законом Азербайджанской Республики от 30.12.1999 № 787-IQ) (с изм. и доп. по состоянию на 22.12.2023. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420353&doc_ id2=30420353#activate_doc=2&pos=247;-99&pos2=2118;-104 (дата обращения: 27.03.2024).

34. В Азербайджане в 2024 году минимальная зарплата также составит 345 манатов // Информационное агентство - Report. 30.10.2023. URL: https://report.az/ru/milli-mejlis/v-azerbajdzhane-v-2024-godu-minimalnaya-zarplata-sostavit-345-manatov/?ysclid=lv9gkaak9k11930522 (дата обращения: 27.03.2024).

35. Авдеева Е. В. Организация защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в ходе расследования преступлений : моногр. М., 2023. 228 с.

36. Авдеева Е. В. Индикаторы и проблемы разграничения гражданско-правового спора и преступного нарушения договорных обязательств // Юридическая наука. 2023. № 4. С. 200-205.

Щ REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ponyatovskaya T.G. Kontseptual'nye osnovy ugolovnogo prava: istoriya i sovremennost': avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [Conceptual foundations of criminal law: history and modernity: Doctor of Sciences (Law) dissertation abstract]. Ekaterinburg, 1997. 34 p.

2. Tobolkin P.S. Sotsial'naya obuslovlennost' ugolovno-pravovykh norm [Social conditionality of criminal law norms]. Sverdlovsk, 1983. 177 p.

3. Kuznetsova N.F. Izbrannye Trudy [Selected works]. Saint Petersburg, 2003. 834 p.

4. Prozumetov L.M. Public danger as a basis for criminalization (decriminalization) of an act. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009, no. 4, pp. 18-24. (In Russ.).

5. Lesnievski-Kostareva T.A. Differentsiatsiya ugolovnoi otvetstvennosti: teoriya izakonodatel'naya praktika [Differentiation of criminal responsibility: theory and legislative practice]. Moscow, 1998. 287 p.

6. Oreshkina T.Yu. Categories of crimes and the place of crimes of exceptional gravity among them. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA) = Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2018, no. 12 (52), pp. 43-52. (In Russ.).

7. Data on the punishment imposed under the articles of the Criminal Code. Sudebnaya statistika RF [Judicial statistics of the Russian Federation]. Available at: https://stat.xn—7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17 (In Russ.). Accessed March 21, 2024).

8. Avdeeva E.V. Evolution of the application of Part 1.1 of Article 108 of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation. lus publicum et privatum: setevoi nauchno-prakticheskii zhurnal chastnogo i publichnogo prava = lus publicum et privatum: online scientific and practical journal of private and public law, 2023, no. 2 (22), pp. 65-78. (In Russ.).

9. Pyatina A.D. The concept of the time value of money and its application in the economy. In: Khloptsov D.M. (Ed.). Ekonomika glazami molodykh: materialy regional'noi nauch.-prakt. konf. studentov i molodykh uchenykh (Tomsk, 17-20 aprelya 2019g.) [Economics through the eyes of young people: materials of the regional scientific and practical conference of students and young scientists (Tomsk, April 17-20, 2019)]. Tomsk, 2019. Pp. 213-216. (In Russ.).

10. The head of the Interior Ministry announced a critical shortage of police officers and investigators. Novostnoi kanal -RBK[News Channel - RBC]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/10/08/2023/64d4d2629a7947695baea197?ysclid= lukclj5ys6952547577 (In Russ.). (Accessed March 23, 2024).

11. Razmery minimal'noi zarabotnoi platy v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii ot 01.04.2024 [The minimum wage in the subjects of the Russian Federation of April 1, 2024]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_291114/ (accessed March 24, 2024).

12. Ugolovnyi kodeks Respubliki Kazakhstan ot 03.07.2014 No. 226-V(s izm. i dop. po sostoyaniyu na 12.09.2023) [Criminal Code of the Republic No. 226-V of Kazakhstan of July 3, 2014 (with amendments and additions as of September 12, 2023)]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?docJd=31575252&docJd2=31575252#activate_doc=2&pos=2883;-60&pos2=557;-104 (accessed March 24, 2024).

13. O respublikanskom byudzhete na 2024 - 2026 gody: Zakon Respubliki Kazakhstan ot 5.12.2023 No. 43-VIII [On the Republican Budget for 2024-2026: Law of the Republic of Kazakhstan No. 43-VIII of December 5, 2023]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33434676 (accessed March 24, 2024).

14. Ugolovnyi kodeks Respubliki Uzbekistan ot 03.07.2014 No. 226-V (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 20.06.2024) [Criminal Code of the Republic of Uzbekistan No. 226-V of July 3, 2014 (with amendments and additions as of June 20, 2024)]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252 (accessed March 24, 2024).

15. O povyshenii razmerov zarabotnoi platy, pensii i posobii: ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 17.11.2023 No. UP-196 [On Increasing Wages, Pensions and Benefits: Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. UP-196 of November 17, 2023]. Available at: https://lex.uz/ru/docs/6665687 (accessed March 24, 2024).

16. Ugolovnyi kodeks Respubliki Tadzhikistan ot 21.05.1998 No. 574 (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 13.11.2023) [The Criminal Code of the Republic of Tajikistan No. 574 of May 21, 1998 (with amendments and additions as of November 13, 2023)]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?docJd=30397325&docJd2=30397325#pos=6;-82&pos2=2479;-108 (accessed March 25, 2024).

17. Ogosudarstvennom byudzhete Respubliki Tadzhikistan na 2024 god:zakon Respubliki Tadzhikistan ot 18.11.2023 No. 2012 [On the State Budget of the Republic of Tajikistan for 2024: Law of the Republic of Tajikistan No. 2012 of November

18. 2023]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32615654 (accessed March 25, 2024).

18. O merakh po usileniyu urovnya sotsial'noi zashchity naseleniya, uvelicheniyu deistvuyushchikh dolzhnostnykh okladov gosudarstvennykhsluzhashchikh, rabotnikov byudzhetnykh organizatsii, razmerov pensii i stipendii: ukaz Prezidenta Respubliki Tadzhikistan ot 09.01.2024 No. 671. [On Measures to Strengthen the Level of Social Protection of the Population, Increase Current Official Salaries of Public Servants, Employees of Budgetary Organizations, Pensions and Scholarships: Decree of the President of the Republic of Tajikistan No. 671 of January 9, 2024]. Available at: https://khovar. tj/rus/2024/01/ukaz-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-77/ (accessed March 27, 2024).

19. Ugolovnyi kodeks Turkmenistana ot 12.06.1997No. 222-I (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 25.11.2023 [The Criminal Code of Turkmenistan No. 222-I of June 12, 1997 (with amendments and additions of November 25, 2023]. Available at: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=31295286&doc_id2=31295286#activate_doc=2&pos=288;-86&pos2=2256;-102 (accessed March 27, 2024).

20. Review of amendments to legislative acts of Turkmenistan adopted in March. Orient [Orient]. Available at: https://orient. tm/ru/old/post/49694/obzor-popravok-v-zakonodatelnye-akty-turkmenistana-prinyatyh-v-marte (accessed March 27, 2024).

21. In 2024, salaries and salaries increased in Turkmenistan. Radio golos SNG - SNG.FM [Radio Voice of the CIS - SNG. FM]. Available at: https://sng.fm/ashkhabad/30665-v-2024-godu-v-turkmenistane-vyrosli-razmery-zarplat-i-posobij. html (accessed March 27, 2024).

22. Ugolovnyi Kodeks Kyrgyzskoi Respubliki ot 28.10.2021 No. 127 [Criminal Code of the Kyrgyz Republic No. 127 of October 28, 2021]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36675065 (accessed March 27, 2024).

23. O raschetnom pokazatele: zakon Kyrgyzskoi Respubliki ot 26.04.2023 No. 94 [On the calculated rate: Law of the Kyrgyz Republic No. 94 of April 26, 2023]. Available at: https://cbd.minjust.gov.kg/1801/edition/1250889/ru (accessed March 27, 2024).

24. Ugolovnyi kodeks Respubliki Belarus' ot 09.07.1999 No. 275-Z (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 01.10.2023) [The Criminal Code of the Republic of Belarus No. 275-Z of July 9, 1999 (with amendments and additions of October 1, 2023]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30414984&doc_id2=30414984#activate_doc=2&pos=47;-80&pos2=1859;-106 (accessed March 74, 2024).

25. Ob ustanovlenii razmera bazovoi velichiny: postanovlenie Soveta MinistrovRespubliki Belarus' ot 27.12.2023 No. 944 [On setting the size of the base value: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 944 of December 27, 2023]. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22300944 (accessed March 25, 2024).

26. Since January 1, 2024, a new size of the monthly minimum wage has been established in Belarus. Novosti - Novosti Pravo.by [News - News Pravo.by]. Available at: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/december/76151/ (In Russ.). (Accessed March 27, 2024).

27. Ugolovnyi kodeks Respubliki Moldova ot 18.04.2002 No. 985-XV [Criminal Code of the Republic of Moldova No. 985-XV of April 18, 2002]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30394923 (accessed March 27, 2024).

28. The average projected salary in 2024 will be 13,700 lei. Fiskal'nyi monitoring - FISC.md [Fiscal Monitoring - FISC.md]. Available at: https://monitorul.fisc.md/srednyaya-prognoziruemaya-zarplata-v-2024-godu-sostavit-13-700-leev/?ysclid= lv9fvmavq6870426916 (In Russ.). (Accessed March 27, 2024).

29. Srednyaya zarabotnaya plata po ekonomike v 2024 godu vyrastet do 13700 leev [The average salary in the economy in 2024 will rise to 13,700 lei]. Available at: https://www.delucru.md/ru/articles/srednyaya-zarabotnaya-plata-po-ekonomike-v-2024-godu-virastet-do-13700-leev?ysclid=lv9fw7f9l2791701757 (accessed March 27, 2024).

30. Ugolovnyi kodeks Respubliki Armeniya ot 18.04.2003 [Criminal Code of the Republic of Armenia of April 18, 2003]. Available at: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang=rus# (accessed March 27, 2024).

31. In Armenia, starting from July 1, 2023, it is planned to increase pensions, allowances and the minimum wage. News. Available at: https://news.am/rus/news/728643.html (In Russ.). (Accessed March 27, 2024).

32. Since January 1, 2023, the minimum wage has been changed. Yuridicheskaya firma -Aileks [Ailex Law firm]. Available at: https://www.ilex.am/ru/arkhiv/580-s-1-yanvarya-2023-goda-izmenen-razmer-minimal'noi-zarabotnoi-platy.html (In Russ.). (Accessed March 27, 2024).

33. Ugolovnyi kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki (utv. Zakonom Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 30.12.1999 No. 787-IQ) (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 22.12.2023 [Criminal Code of the Republic of Azerbaijan (approved by the Law of the Republic of Azerbaijan No. 787-IQ of December 30, 1999) (with amendments and additions of December 22, 2023]. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?docJd=30420353&docJd2=30420353#activate_doc=2&pos=247;-99&pos2=2118;-104 (accessed March 27, 2024).

34. In Azerbaijan in 2024, the minimum wage will also amount to 345 manats. Informatsionnoe agentstvo - Report [News Agency - Report]. Available at: https://report.az/ru/milli-mejlis/v-azerbajdzhane-v-2024-godu-minimalnaya-zarplata-sostavit-345-manatov/?ysclid=lv9gkaak9k11930522 (accessed March 27, 2024).

35. Avdeeva E.V. Organizatsiya zashchity prav sub"ektov predprini-matel'skoi deyatel'nosti v khode rassledovaniya prestuplenii: monogr. [Organization of protection of the rights of business entities during the investigation of crimes: monograph]. Moscow, 2023. 228 p.

36. Avdeeva E.V. Indicators and problems of differentiation of civil dispute and criminal non-compliance of contractual obligations. Yuridicheskaya nauka = Legal Science, 2023, no. 4, pp. 200-205. (In Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ | INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА АВДЕЕВА - кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Москва, Россия, pravo@deloros.ru

EKATERINA V. AVDEEVA - Candidate of Sciences (Law), associate professor at the Department of Legal Support of Market Economics at the Law School of the Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, Head of the Expert Center for Criminal Law Policy and Enforcement of Judicial Acts of the All-Russian Public Organization "Business Russia", Moscow, Russia, pravo@deloros.ru

Статья поступила 24.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.