Научная статья на тему 'Сравнительный анализ норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в странах-участниках СНГ'

Сравнительный анализ норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в странах-участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
903
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СТРАНЫ-УЧАСТНИКИ СНГ / НАКАЗАНИЕ / ЛИШЕНИЯ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / BREAKING HIGHWAY REGULATIONS / CIS COUNTRIES-PARTICIPANTS / PENALTY / DRIVING LICENSE SUSPENSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безрукова Олеся Владимировна, Новосельцева Юлия Владимировна

Статья посвящена анализу норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в странах-участниках СНГ. Выделены отличительные особенности объективной стороны рассматриваемого преступления в соответствии с внутренним уголовным законодательством стран-участников СНГ. Указано, в каких странах состояние опьянения является квалифицирующим признаком дорожно-транспортного преступления. Показано, в каких странах предусмотрена уголовная ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия. Особое внимание авторы уделяют сравнительному анализу санкций: а именно рассматриваются виды наказания, сроки и размеры. Авторы приходят к выводу, что нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в законодательстве анализируемых стран, хотя и имеют особенности, при этом большинство их сконструированы одинаково.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Безрукова Олеся Владимировна, Новосельцева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE NORMS PROVIDING CRIMINAL LIABILITY FOR VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES IN THE COUNTRIES-PARTICIPANTS OF THE CIS

The article is dedicated to the statues’ analyses, which stipulate for liability to prosecution for breaking highway regulations or vehicle operations at CIS countries-participants. Emphasized specific peculiarities of objective side of crime under consideration according with domestic criminal legislation of CIS countries-participants. Explained which countries admit the fact of alcohol intoxication as a defined characteristic of motorized vehicle accident. Shown which countries stipulate for liability to prosecution for leaving the place of road traffic incident or driving under influence of alcohol intoxication. A special consideration directs to benchmarking studies of sanctions, particularly, the different sorts of penalties, duration and proportions of them. The author concludes that statues, stipulating for liability to prosecution for breaking highway regulations rules or vehicle operations, are constructed in the same way, in spite of the fact that legislation of different countries has their own features.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в странах-участниках СНГ»

УДК 34

О. В. Безрукова

кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

Ю. В. Новосельцева

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СТРАНАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ

Аннотация. Статья посвящена анализу норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в странах-участниках СНГ. Выделены отличительные особенности объективной стороны рассматриваемого преступления в соответствии с внутренним уголовным законодательством стран-участников СНГ. Указано, в каких странах состояние опьянения является квалифицирующим признаком дорожно-транспортного преступления. Показано, в каких странах предусмотрена уголовная ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия. Особое внимание авторы уделяют сравнительному анализу санкций: а именно рассматриваются виды наказания, сроки и размеры. Авторы приходят к выводу, что нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в законодательстве анализируемых стран, хотя и имеют особенности, при этом большинство их сконструированы одинаково.

Ключевые слова: нарушение правил дорожного движения, страны-участники СНГ, наказание, лишения права управления транспортным средством.

O. V. Bezrukova

Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law Penza State University, Penza, Russian Federation Yu. V. Novosel'tseva

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE NORMS PROVIDING CRIMINAL LIABILITY FOR VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES IN THE COUNTRIES-PARTICIPANTS OF THE CIS

Abstract The article is dedicated to the statues' analyses, which stipulate for liability to prosecution for breaking highway regulations or vehicle operations at CIS countries-participants. Emphasized specific peculiarities of objective side of crime under consideration according with domestic criminal legislation of CIS countries-participants. Explained which countries admit the fact of alcohol intoxication as a defined characteristic of motorized vehicle accident. Shown which countries stipulate for liability to prosecution for leaving the place of road traffic incident or driving under influence of alcohol intoxication. A special consideration directs to benchmarking studies of sanctions, particularly, the different sorts of penalties, duration and proportions of them. The author concludes that statues, stipulating for liability to prosecution for breaking highway regulations rules or vehicle operations, are constructed in the same way, in spite of the fact that legislation of different countries has their own features.

Key words: breaking highway regulations, CIS countries-participants, penalty, driving license suspension.

Высокая автомобилизация напрямую влияет на уровень безопасности дорожного движения. Ежегодно происходят огромное количество дорожно-транспортных происшествий (в России за 2015 год произошло более 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий), в результате которых потерпевшие получают вред различной степени тяжести (в России 231 197 человек получили ранения различной степени в дорожно-транспортных происшествиях), либо наступает смерть (23114 человека погибло в результате дорожно-транспортных происшествий в 2015 году в России).

Столь высокий уровень аварийности и числа жертв влияет на общий демографический показатель страны. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения должно быть в числе приоритетных задач любого государства.

Каждое развитое правовое государство стремится обеспечить безопасность на дорогах и в уголовном законодательстве предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в результате которых наступают такие последствия, как имущественный вред, вред здоровью различной степени тяжести, смерть.

В Российской Федерации ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в результате которых по неосторожности причиняется тяжкий вред здоровью или смерть, предусмотрена статьей 264 Уголовного кодекса РФ [10].

Аналогичные статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил дорожного движения и причинение вреда той или иной степени, содержатся в уголовных кодексах стран-участников Содружества Независимых Государств.

Однако, несмотря на общую тождественность строения норм данного состава преступления во всех уголовных кодексах стран-участников Содружества Независимых Государств, они имеют некие отличия.

Так, Уголовный Кодекс Грузии [2] (Грузия являлась участником СНГ до 18 августа 2009 года) и Уголовный Кодекс Туркменистана [8] предусматривают уголовную ответственность уже за наступление такого общественно опасного последствия, как имущественный вред. При этом размер ущерба по уголовному законодательству Туркменистана должен быть на сумму, превышающую семьдесят пять среднемесячных размеров оплаты труда (в переводе на российские рубли данная сумма составляет около 2,5 млн. рублей). Наказание за данное преступление, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 326 УК Туркменистана, предусматривает штраф в размере от 25 до 50 средних месячных размеров оплаты труда (что составляет от 260 тыс. российских руб. до 520 тыс. руб.) или исправительными работами на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового. При этом, если лицо, виновное в совершении данного преступления, добровольно возместит причиненный ущерб в полном объеме, оно освобождается от уголовной ответственности.

Таким образом, имущественные отношения в рамках нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в Грузии и Туркменистане охраняются уголовным законодательством, в то время как в Российской Федерации - в рамках административного законодательства.

В рамках уголовной юрисдикции не во всех кодексах стран СНГ находятся защита вреда здоровья средней тяжести, причиненного по неосторожности вследствие нарушения лицом, управляющим автомобилей или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации

транспортных средств. Нормы, содержащие ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности причинение вреда средней тяжести (менее тяжкий вред здоровью, средней тяжести телесное повреждение), содержатся в уголовном законодательстве Республики Армения (ч. 1 ст. 242 УК Республики Армения) [4], Азербайджанской Республики (ст. 263.1 УК Азербайджанской Республики) [1], Грузии (ч. 1 ст. 276 УК Грузии), Республики Беларусь (ч. 1 ст. 317 УК Республики Беларусь) [5], Кыргызской Республики (ч. 1 ст. 281 УК Кыргызской Республики) [3], Республики Молдова (ч. 1 ст. 264 УК Республики Молдова) [6], Республики Таджикистан (ч. 1 ст. 212 УК Республики Таджикистан) [7], Туркменистана (ч. 1 ст. 326 УК Туркменистана) и Республики Узбекистан (ст. 266 УК Республики Узбекистан) [9]. При этом самостоятельные составы за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности причинение вреда средней тяжести (менее тяжкий вред здоровью, средней тяжести телесное повреждение), имеются лишь в уголовном законодательстве Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан. При этом санкции всех предусматривают одинаковые виды наказания:

- штраф - от 5000 до 7000 манатов по УК Азербайджанской Республики (от 190 тыс. до 270 тыс. в переводе на российские рубли), до 100 расчетных показателей в Киргизии (около 9 тыс. российских руб.), до 300 условных единиц в Республике Молдова (около 19 тыс. российских руб.) и до 500 показателей в Республике Таджикистан (около 1,5 млн. российских руб.). В УК Республики Беларусь размер штрафа соответствующей санкцией статьи Особенной части не установлен;

- исправительные работы до 2 лет в Азербайджанской Республике, Республике Беларусь и Кыргызской Республике; в Республике Молдова установлен аналогичный вид наказания - неоплачиваемый труд, но исчисление производится в часах, и составляет от 180 до 240 часов. В Республике Таджикистан данный вид наказания санкцией за указное преступление не предусмотрен;

- арест и ограничение свободы как вид наказания за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности причинение вреда средней тяжести, как вид наказания предусмотрены только в 2 странах СНГ: Республике Беларусь и Республике Таджикистан. При этом срок ареста в Республике Таджикистан составляет от 3 до 6 месяцев, в санкции соответствующей статьи УК Республики Беларусь установлена лишь верхняя граница; ограничение свободы назначается сроком до 2 лет в Белоруссии и до 3 лет в Республике Таджикистан;

- лишение свободы как наиболее строгий вид наказания предусмотрен санкциями всех статей уголовных кодексов перечисленных стран. При этом указаны лишь верхние границы срока лишения свободы, которая варьируется от 2 до 3 лет;

- как дополнительное наказание в уголовных кодексах Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан предусмотрено лишение права управления транспортным средством либо лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность. Верхний предел срока наказания также варьируется от 2 до 3 лет и назначается по усмотрению судьи.

В уголовном законодательстве Республики Армения, Туркменистана и Республики Узбекистан ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения

или эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности причинение вреда средней тяжести или тяжкий вред здоровью, регулируется единой нормой.

Самое мягкое наказание за данное деяние предусмотрено ст. 266 УК Республики Узбекистан - штраф до пятидесяти минимальных размеров заработной платы (около 150 млн. российских руб.) или исправительные работы до 3-х лет.

В Туркменистане предусмотрено только два основных вида наказания: исправительные работы сроком до 2 лет и лишение свободы сроком до 5 лет. При этом может быть применено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Законодательство Республики Армения обладает большей альтернативностью видов наказания и предусматривает: штраф в размере не свыше двухсоткратного размера минимальной заработной платы (около 480 тыс. российских руб.), исправительные работы на срок не свыше двух лет, арест на срок от одного до трех месяцев, лишение свободы на срок не свыше двух лет и дополнительные наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок не свыше трех лет.

Самостоятельный составы, предусматривающие ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, имеются в уголовных кодексах Азербайджанской Республики, Грузии и Республики Казахстан, которые являются аналогами ч. 1 ст. 264 УК РФ. В сравнении с российским законодательством санкции ст. 263.1-1 УК Азербайджанской Республики, ч. 3 ст. 276 УК Грузии и ст. 296 УК Республики Казахстан предусматривают только два вида основного наказания: ограничение свободы -до 2 лет по УК Республики Казахстан и до 5 лет по УК Грузии, и лишение свободы - до 3 лет по УК Азербайджанской Республики, от 3 до 5 лет по УК Грузии и до 2 лет по УК Республики Казахстан, в то время как ч.1 ст. 264 УК РФ за данное деяние предусматривает ограничение свободы на срок до 3 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. И как дополнительное наказание во всех четырех перечисленных странах предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности сроком до 3 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что основное различие заключается в объективной стороне состава преступления, а именно все зависит от того, какие общественно опасные последствия наступают в результате нарушения лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: имущественный вред, вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред здоровью.

Само строение норм обладает общностью:

- ч. 1 предусматривает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности имущественный вред, вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред здоровью.

- ч. 2 предусматривает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека.

- ч. 3 предусматривает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и

эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть 2 и более лиц.

По такой конструкции выстроены нормы уголовных кодексов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан.

В уголовных кодексах Грузии, Кыргызской Республики, Республики Молдова в рамках соответствующих статей имеются самостоятельные составы преступления за нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии опьянения, повлекших по неосторожности тот или иной вред.

В уголовных кодексах Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Туркменистана нарушение лицом, управляющим автомобилем или иным транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии опьянения, повлекших по неосторожности тот или иной вред, выделено законодателями в отдельные статьи. При этом в Республике Молдова и Республике Таджикистан уголовно наказуемо само управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 264-1 УК Республики Молдова и ст.212 (2) Республики Таджикистан).

Уголовное законодательство Республики Армения, Азербайджанской Республики, Республики Казахстан и Республики Молдова предусматривает ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий определяемых соответствующей статьей (ст. 244 УК Республики Армения, ст. 264 УК Азербайджанской Республики, ст. 297 УК Республики Казахстан и ст. 266 УК Республики Молдова). В соответствии с российским законодательством данное деяние не является уголовно наказуемым вследствие декриминализации Федеральным законом от 08.12.2003 года № 162 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ст. 265 УК РФ, которая предусматривала ответственность в виде ограничения свободы на срок до 3-х лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отличительный чертой от всех иных уголовных кодексов стран-участников СНГ обладает Уголовный кодекс Республики Узбекистан, который в качестве общественно опасного последствия предусматривает:

а) человеческие жертвы;

б) катастрофу;

в) иные тяжкие последствия.

Проанализировав уголовное законодательство стран-участников СНГ, регулирующее ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств можно сделать следующие выводы:

- нормы, предусматривающие ответственность за анализируемое деяние, имеют одинаковую структуру: 1- ответственность за неосторожное причинение имущественного вреда, вреда средней тяжести или тяжкий вред здоровью; 2 -ответственность за неосторожное причинение смерти; 3 - ответственность за неосторожное причинение смерти 2-м и более лицам;

- состояние опьянения по законодательству большинства стран-участников СНГ является отягчающим обстоятельством, за которое предусмотрено более строгое наказание (исключение - Республика Армения, Республика Казахстан и Республика Узбекистан);

- дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортным средством или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено уголовным законодательством всех стран-участников СНГ;

- основное отличие заключается в таком элементе состава преступления, как объективная сторона, а именно: наступление общественно опасного последствия будет являться основанием для привлечения к уголовной или иной ответственности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики / Сайт Управления ООН по наркотикам и преступности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.unodc.org/tldb/pdf/Azerbaijan_Criminal_Code_in_Russian_Full_text.pdf (дата обращения 15.02.2017).

2. Уголовный кодекс Грузии / Портал Законодательный вестник Грузии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://matsne.gov.ge/ka/document/download/ 16426/143/ru/pdf (дата обращения 15.02.2017).

3. Уголовный кодекс Кыргызской Республики / Информационная система ПАРАГРАФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.adviser.kg/ Document/?doc_id=30222833 (дата обращения 17.02.2017).

4. Уголовный кодекс Республики Армения / Сайт Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks351363 (дата обращения 19.02.2017).

5. Уголовный кодекс Республики Беларусь / Сайт ПРАВО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/vip/uk/ (дата обращения 18.02.2017).

6. Уголовный кодекс Республики Молдова / Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3835 (дата обращения 11.02.2017).

7. Уголовный кодекс Республики Таджикистан / Информационная система ПАРАГРАФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30397325 (дата обращения 14.02.2017).

8. Уголовный кодекс Туркменистана/ Информационная система ПАРАГРАФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31295286 (дата обращения 21.02.2017).

9. Уголовный кодекс Республики Узбекистан / Информационная система ПАРАГРАФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30421110 (дата обращения 25.02.2017).

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.02.2017).

REFERENSES

1. Ugolovnyi kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki. Sait Upravleniia OONpo narko-tikam i prestupnosti (Criminal Code of the Azerbaijan Republic. Website of Management of the UN on drugs and crime). Available at: http://www.unodc.org/tldb/pdf/Azerbaijan_Criminal_Code_ in_Russian_Full_text.pdf (accessed 15.02.2017).

2. Ugolovnyi kodeks Gruzii. Portal Zakonodatel'nyi vestnik Gruzii (Criminal Code Georgia. Portal Legislative bulletin of Georgia) Available at: https://matsne.gov.ge/ka/document/ download/ 16426/143/ru/pdf (accessed 15.02.2017).

3. Ugolovnyi kodeks Kyrgyzskoi Respubliki. Informatsionnaia sistema PARAGRAF (Criminal Code of the Kyrgyz Republic. Information system PARAGRAPH). Available at: http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=30222833 (accessed 17.02.2017).

4. Ugolovnyi kodeks Respubliki Armeniia. Sait Gosudarstvennoi komissii po zashchite ekonomicheskoi konkurentsii Respubliki Armeniia (Criminal code Republic of Armenia. Site of the State commission on protection of the economic competition of the Republic of Armenia). Available at: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks351363 (accessed 19.02.2017).

5. Ugolovnyi kodeks Respubliki Belarus'. Sait PRAVO (Criminal code Republic of Belarus. Website LAW). Available at: http://pravo.kulichki.com/vip/uk/ (accessed 18.02.2017).

6. Ugolovnyi kodeks Respubliki Moldova. Informatsionno-pravovaia sistema Zako-nodatel'stvo stran SNG (Criminal code of the Republic of Moldova. Information and legal system of the CIS). Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3835 (accessed 11.02.2017).

7. Ugolovnyi kodeks Respubliki Tadzhikistan. Informatsionnaia sistema PARAGRAF (Criminal code of the Republic of Tajikistan. Information system PARAGRAPH). Available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397325 (accessed 14.02.2017).

8. Ugolovnyi kodeks Turkmenistana. Inform.atsionn.aia sistema PARAGRAF (Criminal code of Turkmenistan. Information system PARAGRAPH). Available at: http: // online. zakon. kz/ Document /?doc_id=31295286 (accessed 21.02.2017).

9. Ugolovnyi kodeks Respubliki Uzbekistan.. Informatsionnaia sistema PARAGRAF (Criminal code of the Republic of Uzbekistan. Information system PARAGRAPH). Available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30421110 (accessed 25.02.2017).

10. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ. Pravovoi Server Kon-sul'tantPlius (Criminal Code of the Russian Federation from 13.06.1996 no 63-FZ / Legal Server ConsultantPlus). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 25.02.2017).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Безрукова Олеся Владимировна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

Новосельцева Юлия Владимировна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: v40763514@gmail. com.

AUTHORS

Bezrukova Olesya Vladimirovna — Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University,40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russian Federation, e-mail: olesia_8013-10@mai.ru.

Novosel'tseva Yuliya Vladimirovna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: v40763514@gmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Безрукова О.В. Сравнительный анализ норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в странах-участниках СНГ / О.В. Безрукова, Ю.В. Новосельцева // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Bezrukova O. V., Novosel'tseva Yu. V. Comparative analysis of the norms providing criminal liability for violation of traffic rules and operation of vehicles in the countries-participants of the cis. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.