Научная статья на тему 'Моряки-пограничники Северного и Черноморского флотов Великой Отечественной войне'

Моряки-пограничники Северного и Черноморского флотов Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
719
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моряки-пограничники Северного и Черноморского флотов Великой Отечественной войне»

МОРЯКИ-ПОГРАНИЧНИКИ СЕВЕРНОГО И ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТОВ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Тихонов Д.Н.

С падением подбитого немецкого самолета и взятия в плен его пилота 22 июня 1941 года в 03:50 по московскому времени для моряков-пограничников Севера началась Великая Отечественная война.

Перед Северным флотом, командование которым осуществлял контрадмирал А.Г. Головко, стояли задачи:

- содействие 14-ой армии в оборонительных операциях;

- охрана военно-морских баз;

- нарушение морских перевозок противника;

- защита советских морских коммуникаций;

- сопровождение судов;

- перевозка грузов и десанта;

- осуществление дозора;

- траление мин;

- уничтожение подводных лодок.

В составе Северного флота на тот момент находилось 8 эсминцев, 2 тральщика, 15 подводных лодок, 15 катеров-охотников, 7 сторожевых кораблей, 1 минный заградитель и 116 самолетов1.

По разработанному ранее мобилизационному плану в порту Иоканьга на основе 1-го Северного отряда пограничных судов (СОПС), которым командовал капитан 2 ранга А.И. Дианов, разворачивалась военно-морская база 2-го разряда. Командиром этой базы был назначен капитан 2 ранга Дианов.

1-ый СОПС на тот момент состоял из 5 сторожевых кораблей (СКР), 6 катеров-охотников (типа МО) и 12 служебно-вспомогательных судов и катеров. Позже в ряды отряда влились два бывших рыболовных траулера «Айсберг» и «Бриз», которые были доукомплектованы соответствующим оборудованием и командой моряков-пограничников и переклассифицированы в сторожевые корабли.

24 июня 1941 года пограничные корабли 1-го СОПС были перебазированы в Иоканьгу, где помимо них находились ещё две подводные лодки, дивизион тральщиков и другие суда, которые обеспечивали охрану внутренних морских сообщений.

Для моряков-пограничников осуществление дозора и обеспечение конвоирования судов было привычным делом, поэтому они сразу приступили к организации и выполнению своих служебных обязанностей. Вот только условия были крайне тяжелыми. Так, в течение 127 суток, с 26 августа по

1 Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. - М., 1985. - С. 641.

30 декабря 1941 года, сторожевой корабль СКР-24 «Айсберг» находился в боевом дозоре 98 суток, СКР-25 «Бриз» - 102, СКР-28 «Рубин» - 97, СКР-29 «Бриллиант» - 91, а СКР-30 «Сапфир» - 107 суток2.

В это же время в состав Северного флота был передан личный состав дивизиона судов 4-го Архангельского пограничного отряда. Корабли этого дивизиона несли дозорную и брандвахтенную службу в Двинском заливе, у островов Мудьюг и Муровой, охраняли устья Северной Двины, осуществляли проводку конвоев в базу, уничтожение вражеских подводных лодок. За героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, 83 моряка-пограничника бывшего дивизиона судов Архангельского пограничного отряда награждены медалями и орденами.

Северному флоту противостояла хорошо вооруженная немецкая группировка, состоявшая из 6-ти эсминцев, 6-ти подводных лодок, 2-х минных заградителей, 35-ти сторожевых кораблей, 1-го артиллерийского судна и большого количества морской авиации. Весной 1942 года немцы увеличили численный состав своих сил, к ним добавились линкоры «Адмирал Тирпиц», «Адмирал Хиппер», «Лютцов», тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», 4 легких крейсера, 12 эсминцев, 20 подводных лодок и 30 самолетов-торпедоносцев3.

Каждая миля в открытом море таила в себе много опасностей для морских частей погранвойск: мало того, что где-то на фарватере находилось много немецких мин и в самый неподходящий момент могли пересечься пути конвоя с вражескими кораблями, так ещё постоянно давали знать о себе навигационные сложности. Радиомаяки работали редко, по четкому расписанию. В определении курса помогали только закамуфлированные под цвет береговых скал навигационные знаки. В таких условиях - почти вслепую, рискуя кораблями и собственными жизнями - приходилось ходить в северных водах в годы Великой Отечественной войны! Но немецкий флот тоже был лишен надежных ориентиров, и это существенно сказывалось на его активности.

До 26 июня 1941 года военно-морские силы противника активности не проявляли, наблюдалась только деятельность авиации. А 26-го началось наступление на Мурманск. Лишь благодаря героическим усилиям наших войск, в том числе и моряков-пограничников, немецким захватчиками не удалось сходу захватить Мурманск. И после длительных боев, к концу сентября 1941 года, ситуация стабилизировалась: линия фронта, проходившая к этому моменту по хребту Муста-Тунтури на севере, а на востоке - по реке Западная Лица, не изменялась до 1944 года.

Помимо защиты морских коммуникаций и обеспечения конвоирования судов моряки-пограничники выполняли важные функции по высадке тактического десанта.

2 Ветеран границы. - 1996. - № 3. - С. 43.

3 Там же. С. 42.

Так, например, 7 июля 1941 года силами 2-х СКР, 3-х катеров типа «МО» и 4-х мотоботов была произведена высадка десанта, сформированного из моряков-пограничников 1-го СОПС в количестве 529 человек на западный берег губы Западная Лица.

У немецкой армии не хватало сил на этом направлении, поэтому германским командованием было решено снять с фронта и перебросить сюда один стрелковый полк. Это обстоятельство оказало решающее значение при контрударе наших войск. Противник оказался отброшенным на левый берег Западной Лицы.

6 июня 1942 года караван транспортов вышел из Архангельска. В составе кораблей охранения находился сторожевой корабль СКР-30 «Сапфир». Переход каравана происходил при неблагоприятных погодных условиях и тяжелой ледовой обстановке. Поэтому только утром 17 июня корабли прибыли к маяку Городецкий. В это время экипаж сторожевого корабля заметил немецкий самолет, который на безопасном расстоянии пролетел мимо каравана и скрылся. Хорошо зная тактические ходы противника, личный состав СКР-30 быстро начал приготовления к отражению вооруженного нападения. Вскоре показались двадцать три немецких пикировщика и атаковали караван. Корабли боевого эскорта незамедлительно открыли по немецким самолетам огонь. Сразу же два фашистских пикировщика, получив серьезные повреждения, покинули место боя. Остальные вражеские самолеты, хаотично и неэффективно сбросив свои бомбы, уклонились от продолжения боя.

Через месяц «Сапфиру» была поставлена новая боевая задача - найти и доставить в базу советский теплоход «Донбасс», уцелевшему при разгроме каравана PQ-17. До места предполагаемого нахождения судна необходимо было пройти триста пятьдесят миль. Вскоре на горизонте появились восемнадцать немецких самолетов, которые быстро начали приближаться к «Сапфиру». За 1 час 15 минут - столько длился бой - на СКР-30 было сброшено семьдесят две бомбы. Экипаж «Сапфира» мужественно оборонялся, умело маневрируя, уклоняясь от прямых попаданий и отстреливаясь. К концу боя СКР-30 всё же получил значительные повреждения: произошел надлом корпуса между 53-м и 54-м шпангоутами, вышла из строя главная энергетическая установка и некоторые вспомогательные механизмы, компасы и радиоаппаратура. Из-за повреждений «Сапфир» принял на борт более ста тонн воды, и его положение с каждой минутой становилось всё более критическим. Аварийные партии под командованием старшего инженера-лейтенанта В.Г. Румянцева и главного старшины И.О. Воронкова, как смогли, заделали пробоины и запустили главные двигатели. Сторожевик самостоятельно добрался до Канинского берега, где ему оказали помощь советские корабли. Только самоотверженность, высокая организованность и высоклассный уровень подготовки экипажа - и, в первую очередь, боцманской команды - позволили спасти корабль.

18 июля 1941 года СКР «Бриллиант» осуществлял огневую поддержку советских сухопутных частей, оборонявших полуостров Средний. Во время этой боевой операции экипажем СКР «Бриллиант» было уничтожено большое количество живой силы и техники противника. Как следствие - срыв атаки егерей 19-го немецкого горно-стрелкового корпуса. Сразу после этого сторожевой корабль был атакован 20 вражескими самолетами. Осуществляя маневры, моряки-пограничники сбили один самолет и благополучно добрались до базы4.

Уничтожение немецких подводных лодок, которые представляли реальную угрозу для советского флота, являлось важной и трудной задачей.

11 августа 1941 года при несении дозорной службы на одном из самых неспокойных участков - рубеже между мысами Святой Нос и Канин Нос -был торпедирован вражеской субмариной сторожевой корабль СКР-27 «Жемчуг». Погиб весь экипаж СКР (командир - старший лейтенант П.Д. Долгов, военный комиссар И.И. Щербина)5.

С самого начала Великой Отечественной войны немецкие подводные лодки использовали определенную тактику ухода от наших кораблей и катеров:

1. Выключение почти всех механизмов и погружение на грунт, если позволяла глубина данного водного района;

2. Периодическое включение электромоторов и отход на малых ходах, особенно во время движения катера-охотника;

3. Переход на ручное управление рулями и перископом;

4. Поиск и приближение к берегу или банкам, где выше уровень помех (шум волн и т.д.). Шум, производимый подводной лодкой будет маскироваться;

5. Уход по зигзагообразной траектории, как можно ниже к грунту, оставляя между собой и преследующим кораблем банки, другие корабли и др.

Но, исходя из исследований, проведенных автором, эти маневры не всегда позволяли противнику удачно уйти от атаки советских кораблей и катеров.

Так, 14 июля 1941 года сторожевые корабли «Жемчуг» и «Бриллиант» получили боевую задачу по сопровождению советских транспортов из Архангельска к Кольскому полуострову. Во время перехода произошло нападение на караван. Первым врага заметил экипаж «Жемчуга», о чём сразу же передал по коротковолновой радиостанции: «На боевой позиции замечена подводная лодка противника». Командование немецкой субмарины рассчитывало потопить советские корабли прямой торпедной атакой, но вовремя обнаружив врага, наши транспорта прикрылись корабли охранения, которые сами уже были готовы атаковать. Немецкой подводной лодке ничего другого не оставалось, как уйти на глубину. Но «Жемчуг» и «Бриллиант» начали атаку.

4 Сечкин Г.П. Советские пограничные войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и возможные их действия в современных операциях. - М., 1976. - С. 152.

5 Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941-1942. - М., 1992. - С. 45.

Взрывы глубинных бомб, очевидно, вызвали детонацию торпед подлодки, и неподалеку от наших надводных кораблей забурлил гигантский водоворот.

К 1943 году было установлено, что противник помимо выше описанных маневров использует еще и технические средства для ухода от атак наших кораблей:

1. Специальные торпеды, которые копируют шум гребных винтов подводной лодки. При повреждении торпеда имитирует гибель подводной лодки, выбрасывая на поверхность воды топливо и мелкие фрагменты одежды экипажа.

2. Специальные патроны, которые образовывали воздушные пузыри и производили шум, характерный для подводной лодки.

15 августа 1941 года для обеспечения более качественного уровня организации управления силами, которые отвечали за защиту внутренних и внешних морских сообщений, в том числе и за обеспечение союзных конвоев, следовавших в порты Белого моря, из Иоканьгской и Беломорской военно-морских базы была сформирована Беломорская военная флотилия с главной базой в Архангельске. Подчинявшийся Беломорской ВМБ дивизион катеров 4-го погранотряда (17 единиц) был переформирован в 5-й дивизион сторожевых катеров ОВР Главной базы флотилии6.

Иоканьгской ВМБ задача по охранению союзных конвоев в Баренцевом море не ставилась, но в исключительных случаях пограничным кораблям приходилось принимать участие и в этих операциях.

25 ноября 1941 года произошел первый таран надводным кораблем вражеской подводной лодки на Северном флоте. Находясь в дозоре, экипаж сторожевого корабля «Бриз» под командованием лейтенанта В.А. Киреева заметил немецкую подводную лодку, которая находилась в надводном положении. По ней немедленно был открыт огонь. Для того чтобы не дать вражеской субмарине уйти на глубину, командир «Бриза» принял решение, идти на таран. На скорости 10 узлов кованым форштевнем «Бриз» пробил борт подводной лодки, после чего она стала погружаться в воду с явными механическими повреждениями корпуса. Атаку завершила партия глубинных бомб, сброшенная советскими моряками-пограничниками на месте погружения немецкой подводной лодки.

За этот поход весь экипаж был награжден орденами и медалями7.

6 Мошков Ф.А. Морпогранохрана России: от Петра I до наших дней. - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2004. - С. 125.

7 50 лет на страде границ Советского государства. - М.,1968. - Кн. 1. - С. 240-241; Зайцев В.А., Храмцов А.А. Дозорные северных рубежей. - Мурманск, 1979. - С. 63-65, 67; Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945: справочник. - М.,1988.; Пограничные войска СССР в годы Второй мировой войны 1939-1945. К 50-летию Победы. - М., 1995. - С. 155.

К сожалению, позже выяснилось, что эта подводная лодка хоть и получила серьезные повреждения, но своим ходом добралась до базы8.

В ночь на 1 апреля 1942 года экипаж ПСКР «Рубин» под командованием капитана 3 ранга А.В. Жукова при сопровождении транспорта «Леонид Красин» из Мурманска в Иоканьгу обнаружил и оказал помощь дрейфовавшим на спасательной шлюпке 14-ти американским морякам. Их корабль был потоплен немецкими ВМС9.

С 1942 года важную роль стали играть арктические конвои, которые помогали осуществлять доставку военных грузов с Дальнего Востока Северным морским путем. Для обеспечения безопасности этих конвоев приказом Наркома ВМФ от 18 августа 1942 года в губе Белушья на о. Новая Земля была сформирована Новоземельская ВМБ, которая входила в состав Беломорской военной флотилии. Командиром базы был назначен капитан 1 ранга А.И. Дианов. Пограничные корабли бывшего 1-го СОПС остались в Ио-каньгской ВМБ, однако они всегда привлекались к охранению арктических конвоев, сначала встречая их на выходе из Карского моря, а затем и в самом Карском море.

12 мая 1942 года, стоя на якоре Иоканьгского рейда, «Бриллиант» был атакован тремя «юнкерсами», которые неожиданно появились над ним. Экипаж героически отражал вражеские атаки и пытался маневрировать, чтобы уклониться от падавших с неба бомб. Но осколки сильно посекли корпус корабля. Моряки-пограничники отчаянно боролись с огнем и водой, поступавшей через пробоины. Откачивать её было нечем. «Бриллиант» неумолимо погружался в воду. Экипаж вынужден был покинуть корабль. За отвагу и мужество в этом бою правительственных наград были удостоены старший лейтенант Добрик, лейтенант Гаврилов, старшина 1-й статьи Волков, краснофлотцы Гальцов, Кочнев и многие другие.

Через четыре месяца «Бриллиант» был поднят с морского дна. Более 800 пробоин находилось только на левом его борту. Корабль был отбуксирован в Архангельск и поставлен на ремонт для подготовки к новым боям.

А 23 сентября 1944 года, находясь в боевом охранении каравана, в состав которого входили: «Революционер», «Комсомольск», «Буденный», «Кингисепп» и ледокол «Северный ветер», экипаж СКР «Бриллиант», ценой собственной жизни спас от вражеской торпеды «Революционер». Благодаря своим тактико-техническим характеристикам, маневренный СКР имел шансы увернуться от удара, но командир «Бриллианта», правильно оценив

8 Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1941-1942. - М., 1992. - С. 50; Мошков Ф.А. Морпогранохрана России: от Петра I до наших дней. - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2004. - С. 124.

9 Терещенко В.В. На охране рубежей отечества.- М., 2008. - С. 275.

обстановку, принял единственно верное решение - прикрыл «Революционер» бортом собственного корабля10.

Боевая деятельность моряков-пограничников северных морских коммуникаций и Заполярья продолжалась по 1944 год. За это время 7 бывших пограничных кораблей и катеров («Айсберг», «Бриз», «Бриллиант», «Сапфир», «Рубин», ПК-251 и ПК-252) провели на выполнении боевых заданий 4 163 суток, прошли 201 503 мили и отконвоировали 1 443 советских и иностранных транспорта11.

Приказом начальника войск Северо-Западного пограничного округа и командующего Северным флотом от 27 июня 1966 года «Для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-пограничников» установлены координаты боевой славы в местах гибели ПСКР «Жемчуг» и ПСКР «Бриллиант»12.

22 января 1944 года звания Героя Советского Союза были удостоены два выходца из 1-го Северного отряда пограничных судов. Это командир бронекатера Азовской военной флотилии гвардии старший лейтенант В.Н. Денисов (посмертно) и командир катерного тральщика Азовской военной флотилии мичман В.В. Поляков. Орден Ленина получили два моряка-пограничника, орден Красного Знамени - 37 человек, орден Отечественной войны, орден Красной Звезды - 61, медаль «За отвагу» получили 227 моряков-пограничников, «За боевые заслуги» - 314, Нахимова - 43, Ушакова - 56, «За оборону Советского Заполярья» - 475 военнослужащих13.

На Чёрном море и Дунае за охрану государственной границы к началу Великой Отечественной войны отвечали четыре Черноморских отряда пограничных судов (ЧОПС). 1-й ЧОПС (капитан 3 ранга А.М. Кузнецов) базировался в Одессе. В его состав входили два дивизиона: 1-й (старший лейтенант П.И. Державин) располагался в Одессе и 2-й (старший лейтенант Б.М. Вин-цюн) находился в Аккермане. Всего в состав отряда входило 8 катеров типа «МО». 2-й ЧОПС (старший лейтенант А.С. Родионов, батальонный комиссар - Я.С. Тараев) базировался в Балаклаве. В его состав также входили два дивизиона и 8 катеров типа «МО». Два дивизиона находились и в составе 32-го Морского пограничного отряда: 1-й (капитан-лейтенант Муратов, комиссар - Косенко) базировался в Новороссийске, а 2-й - в Туапсе. 3-й ЧОПС (капитан-лейтенант А.А. Жидко, политрук - Н.П. Попов) имел в своем составе три дивизиона: 1-й (капитан-лейтенант С.Ф. Галиленко, старший политрук Масальский) базировался там же, где и управление отряда, в Очамчире, 2-й

10 ЦПА ФСБ РФ. Ф. 14, Оп. 8, Д. 36, Л. 169.

11 В.Боярский, В.Дмитриев, Н.Кудинов. Пограничный надзор на море. - М., 2006. - С. 113.

12 Мошков Ф.А. Морпогранохрана России: от Петра I до наших дней. - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2004. - С. 128.

13 Терещенко В.В. На охране рубежей отечества. - М., 2008. - С. 276; Ветеран границы. -1996. - № 3. - С. 44.

дивизион (старший лейтенант Кузьмин, политрук - Саенко) находился в Батуми, 3-й (капитан-лейтенант В.П. Красников, младший политрук - Логинов) тоже дислоцировался в Очамчире. В составе отряда находилось 12 катеров типа «МО» и 8 катеров других типов. 4-й ЧОПС (капитан-лейтенант И.К. Ку-бышкин, батальонный комиссар - К.Т. Семёнов) включал в свой состав один дивизион катеров типа «МО» (4 единицы) и группу малых катеров. 4-й ЧОПС отвечал за охрану границы по Дунаю и располагался в г. Килия14.

Всего Черноморский флот имел на вооружении 28 катеров типа «МО-4». Из них в строю находилось только 23 единицы, остальные 5 - на ремонте15.

До войны во всех документах 27-метровый катер из дерева назывался кораблем 4-го ранга для несения дозорной службы. На Балтийском и Северном флотах перед номером катера ставились буквы «МО». А на Черноморском флоте - буквы «СКА», то есть сторожевой катер и добавлялось «типа МО». Но вне зависимости от того, какими буквами обозначены бывшие пограничные катера и к какому флоту относились, они оказались незаменимы в Великой Отечественной войне.

Один дивизион сторожевых катеров (СКА), сформированный из МО-4, входил в состав ОВР ГВМБ. А 22 июня туда же был передан 2-ой ЧОПС. 1-й ЧОПС с присоединившимися дунайскими катерами вошел в состав ОВР Одесской ВМБ.

Уже в первые часы войны на южном участке фронта противник встретил яростное сопротивление 79-го Измайловского пограничного отряда и бывшего 4-го ЧОПС. Советские войска не просто сдержали наступление врага, а провели несколько вооруженных наступлений на румынскую территорию, в результате которых были ликвидированы все кордоны и пикеты противника, захвачены некоторые населенные пункты, в том числе и г. Старая Килия.

На рассвете 26 июня 1941 года советский десант под командованием капитан-лейтенанта И.К. Кубышкина при поддержке береговой артиллерии и флота произвел нападение на г. Килия-Веке. Перевозку десанту осуществляли 10 катеров 4-го ЧОПС и 4 бронекатера флотилии. В результате чего, был захвачен плацдарм глубиной до 3 км и шириной до 4 км, разгромлен пехотный батальон и румынская пограничная застава16.

В связи с этим, отпала угроза кораблям Дунайской флотилии и 4-го отряда пограничных судов, оттянуты силы противника от направления главного удара в районах Рении и Карталы, прикрыты левый фланг и тыл нашей 9-ой армии.

14 Мошков Ф.А. Морпогранохрана России: от Петра I до наших дней. - М.: Пограничная академия ФСБ России, 2004. - С. 153-154.

15 Чернышов И. На морском охотнике. - М.: Воениздат, 1961. - С. 5, 6; ЦВМА. Ф. 1087. Оп. 5. Д. 798. Л. 3.

16 Боярский В., Дмитриев В., Кудинов Н. Пограничный надзор на море. - М., 2006. - С. 121.

Также смело и самоотверженно действовал личный состав 2-го ЧОПС. С началом войны, немцы пытались заблокировать Черноморский флот в его главной базе. Для этого они устанавливали акустические и магнитные мины в бухтах Севастополя. А так как определенной методики борьбы с этими минами советские войска не имели, то экипажам катеров 2-го ЧОПС пришлось на собственном опыте учиться бороться с новым оружием врага. Героями-первопроходцами стали бывшие пограничные катера под командованием лейтенантов Д.А. Глухова, Г.П. Павлова, Е.А. Коргуна, В.А. Чешева и др.

Отдаленность театра военных действий изначально явилась причиной, по которой 3-ий ЧОПС не принимал непосредственного участия в первых боях Великой Отечественной войны. Экипажи катеров продолжали выполнять задачи по охране Государственной границы. Несколько изменилась специфика и характер осуществления охраны. Приходилось делать упор на поиск вражеских подводных лодок и конвоирование транспортных судов при переходах. С августа 1941 года катера бывшего 3-го ЧОПС стали привлекаться для конвоирования транспортных кораблей из Поти и Батуми в Одессу, Новороссийск, Евпаторию, Ялту, Севастополь.

По состоянию на 1 января 1943 года из 412 отконвоированных судов до назначенного пункта доставлено 411, не удалось уберечь только транспорт «Белосток».

10 августа началась оборона Одессы и длилась она до 16 октября 1941 года. Основная атака на город велась со стороны моря господствующей в этой части воздушного пространства авиацией противника. Здесь противостояли врагу силы Черноморского флота. Основная задача по обороне ложилась на дозорные катера, которые первыми вступали в бой с вражескими самолетами.

Управление Одесским ОВРом осуществлял капитан 3 ранга П.П. Давыдов17. В состав ОВРа входил Отряд СКА - малых охотников под командованием капитана 3 ранга А.М. Кузнецова18.

В первые месяцы войны наши войска оставили Николаев. Тем самым лишив флот судостроительной и судоремонтной базы.

22 июля 1941 года Дунайская военная флотилия перебазировалась из Одессы в Николаев на реку Буг, а 14 августа - на реку Днепр в Херсон.

Черноморский флот внес большой вклад в оборону Одессы. Он обеспечивал поддержку наших войск артиллерийским огнем кораблей и самолетов, обеспечение морским путем осажденных частей Одесской ВМБ и войск Приморской армии всем необходимым.

Без потерь транспортных судов в течение 2,5 месяцев происходило снабжение города и армии общей численностью до 700 тыс. человек19.

17 ЦВМА, Ф. 2133, Оп. 13, Д. 4, Л. 122.

18 Бирюк В.С. Малые охотники в войне на Чёрном море. - М.: Наука, 2005. - С. 23.

19 ЦВМА, Ф.1087, Оп. 5, Д. 5, Л. 20,21.

Интенсивность и насыщенность боев по обороне Одессы были настолько велики, что главные орудия канлодок и старых миноносцев полностью изнашивались за полтора месяца20.

В течение этих боев была выработана тактика противодействия вражеской авиации. Катера должны были следовать зигзагообразным курсом на большой скорости. И обязательно менять вектор движения после момента отрыва бомбы от вражеского самолета, чтобы траектории бомбы и катера не совпали. Эти маневры сопровождаются огнем по противнику из всех катерных орудий21.

По своим техническим характеристикам катера имели некоторые отрицательные стороны. Водонепроницаемые переборки имели недостаточную жесткость, что вызывало деформацию отсеков при затоплении.

Противопожарное имущество, которое находилось на катерах, не могло в должной степени обеспечить пожаробезопасность. Во время войны не однократно высказывалось мнение о необходимости установки на катера системы тушения пожаров нейтральным газом в наиболее взрыво- и пожароопасных местах22.

Преимущество малые охотники имели за счет своей скорости. Постоянное изменение скорости и траектории движения при бомбометании вражеской авиации, усложняли противнику расчеты и увеличивали шансы наших катеров на выживание.

23 июня 1941 года СКА-118 под командованием старшего лейтенанта А.П. Скляра во время сопровождения канлодок трижды успешно отразил нападение самолетов вражеской авиации23.

2 августа СКА-012 Одесского ОВРа в районе Одессы сбил один Юнкерс-8824.

10 сентября охрану советских морских коммуникаций осуществляли 4 БТЩ, 1 эсминец и 15 малых охотников25. Во время бомбардировки Одессы 12 и 13 сентября советскими войсками было сбито пять самолетов противника. Для уничтожения вражеских мин были посланы одна шхуна и два СКА26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 сентября СКА-121, под командованием лейтенанта Д.П. Харламова ввязавшись в неравный бой с семью вражескими самолетами спас попавший под обстрел СКА-120. Из экипажа СКА-121 6 человек были ранены,

20 Там же. Д. 663, Л. 2.

21 Там же. Л. 21.

22 Там же. Ф.5218, Оп. 26, Д. 24, Л. 47, 48.

23 Там же. Ф.2133, Оп. 13, Д. 3, Л. 85.

24 Там же. Ф.1087, Оп. 5, Д. 38, Л. 4.

25 Там же. Д. 24, Л. 103, 104.

26 Там же. Л. 106, 107.

9 - убиты27. В живых остались только 4 моториста и боцман Г.Б. Белоконев, которые смогли довести катер до Тендровской косы28.

25 сентября 1941 года позиции 51-ой армии на Перекопе были прорваны. Над Крымом нависла угроза захвата, что ставило под вопрос об удержании Советским Союзом Одессы. Исходя из этого, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский предложил Ставке Верховного Главнокомандования оставить Одессу, а войска перебросить в Севастополь для обороны Крыма. Предложение было принято29.

Началась подготовка к эвакуации войск. 3 октября в порту Одесса осуществляя траление фарватера СКА-015 попал под обстрел вражеской авиации. Малый охотник сбил один самолет. Во время падения на нём взорвались бомбы, которые нанесли тяжкие повреждения СКА. Но героические усилия личного состава позволили малому охотнику вернуться в Одессу30.

С 1 по 8 октября 1941 года из Одессы были вывезены 36 038 бойцов, 716 автомашин, 2 463 лошади, 160 орудий, 180 минометов, 44 повозки, 86 тракторов. 11 октября - 7 355 бойцов, 7 240 человек личного состава тыловых организаций, 396 гражданских лиц, 240 пленных, 592 лошади, 19 орудий, 20 тракторов31.

Малые охотники обеспечивали траление и конвоирование транспортов с грузом при перевозках. Они всегда находились на переднем плане боевых действий. Неоценим их вклад в оборону Одессы. Ценой собственной жизни моряки-пограничники обеспечивали выполнение поставленной боевой задачи. Суммарно с 1 по 16 октября 1941 года из Одессы были эвакуированы до 80 тыс. бойцов, 5 941 раненых, 15 тыс. гражданских лиц, 462 орудия32.

В конце октября 1941 года были прорваны Ишуньские оборонительные рубежи. Немецкие войска были остановлены силами Черноморского флота у Севастополя. Руководство обороной города осуществлял командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский. Был создан Севастопольский оборонительный район (СОР).

С ноября 1941 года в Севастополе из трех дивизионов сторожевых катеров постоянно базировались 18-20 единиц. Состав их постоянно менялся. База ОВРа находилась в Стрелецкой бухте.

Во время обороны Севастополя личный состав ОВРа решал следующие задачи:

27 Там же. Ф.2133, Оп. 13, Д. 1, Л. 310.

28 Там же. Ф.1087, Оп. 5, Д. 772, Л. 270.

29 Там же. Д. 47, Л. 16.

30 Там же. Д. 806, Л. 185.

31 Там же. Л. 152, 157.

32 Там же. Д. 5, Л. 96, 97.

- всеми средствами противоминной обороны обеспечить бесперебойную работу Главной базы;

- обеспечение безопасного входа и выхода советских кораблей в Главную базу;

- охрана базы от внезапных вражеских ударов, а так же противодействие минам и торпедам противника.

Борьба с вражескими минами являлась основной задачей, которую приходилось решать бывшим морякам- пограничникам. Ситуация усугублялась тем, что противник постоянно совершенствовал свои мины. А Советская армия не имела опыта борьбы с ними.

Поэтому ОВР Главной базы Черноморского флота предпринял следующие мероприятия:

- создание специальной системы наблюдения за постановкой мин противником;

- поиск и разоружение вражеских мин;

- создание минно-тральной лаборатории, которая занималась изучением новых типов мин и разработкой методов борьбы с ними;

- активное траление новыми способами, которое из-за интенсивного обстрела приходилось выполнять ночью33.

Во время траления малые охотники ОВРа использовали английские малые и большие глубинные бомбы. Из больших взрывались только 30 %, а из малых - 43 %. Советские глубинные бомбы действовали безотказно34.

30 июня 1942 года враг ворвался в Севастополь. Ставка ВГК приняла решение об эвакуации. До 3 июля продолжались бои в городе. 4 июля 1942 года наши войска оставили Севастополь35.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была утверждена медаль «за оборону Севастополя». Ей было награждено около 50 тыс. человек.

После этой героической обороны, которая длилась 250 дней, на базе расформированного ОВРа ГВМБ была создана бригада траления и заграждения (БТЗ) ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. В неё вошли два дивизиона катеров типа «МО». Всего 17 единиц.

В октябре 1942 года БТЗ Черноморского флота была перебазирована в устье реки Хопи36.

На суда БТЗ Черноморского флота возлагались следующие функции:

33 Бирюк В.С. Малые охотники в войне на Чёрном море.

34 ЦВМА, Ф. 5218, Оп. 26, Д. 11, Л. 28.

М.: Наука, 2005. - С. 44.

35 Там же. Ф. 1087, Оп. 5, Д. 47, Л. 17-24; Гармаш П.Е. Севастополь -ениздат, 1983. - С. 81.

36 Там же. Ф. 5218, Оп. 2, Д. 1, Л. 1.

город-герой. - М.: Во-

- обеспечение перевозки морским путем личного состава войск, вооружения и боезапаса;

- конвоирование транспортов и охрана советских коммуникаций;

- непосредственное участие в десантных операциях;

- поиск и уничтожение вражеских подводных лодок;

- осуществление траления фарватеров и опасных участков;

- несение дозорной службы37.

К 27 июля 1942 года враг захватил Крым, а 27-го - овладел Ростовом-на-Дону. В это же время начались бои за южное побережье Азовского моря и Кубань38.

К августу 1942 года противник форсировал Дон у Батайска и начал наступление на Краснодар. Наши войска были вынуждены отступить на Краснодарский обвод обороны и на рубеж реки Кубань.

Корабли и суда Азовской ВФ стали перебазироваться в Чёрное море. Всего 139 единиц, из них - 29 военные корабли39.

18 августа 1942 года для обороны Новороссийска создается Новороссийский оборонительный район (НОР) под командованием генерал-майора Г.П. Ко-това. А его заместителем по морской части стал контр-адмирал С.Г. Горшков40.

31 августа 1942 года захватчики заняли берег Чёрного моря в районе Анапы41. В связи с этим, было решено эвакуировать береговые подразделения Черноморского флота с Таманского полуострова в Новороссийск. Основная часть этой работы легла на катера типа «МО».

5 сентября 1942 года закончилась эвакуация42, а 7 сентября враг ворвался в Новороссийск.

Учитывая сложившуюся обстановку, Черноморскому флоту при взаимодействии с Черноморской группировкой войск приходилось решать следующие поставленные задачи:

- обеспечение перевозок войск Закавказского фронта в пределах Кавказского побережья;

- обеспечение охраны собственных морских коммуникаций;

- повреждение или уничтожение всеми доступными методами морских вражеских коммуникаций;

- подготовка и обеспечение десантных и наступательных операций.

Огромную поддержку с воздуха обеспечивала авиация Черноморского

флота совместно с авиацией Закавказского фронта43.

37 Там же. Оп. 26, Д. 27, Л. 97.

38 Там же. Ф. 1250, Оп. 1, Д. 26, Л. 3.

39 Там же. Ф. 1087, Оп. 5, Д. 55, Л. 22.

40 Там же.

41 Там же. Л. 24.

42 Там же. Ф. 5218, Оп. 26, Д. 1, Л. 68.

43 Там же, Ф. 1087, Оп. 5, Д. 47, Л. 32, 33.

Малые охотники всегда привлекались к выполнению вышеперечисленных задач и постоянно находились в оперативном напряжении. Их работа являлась необычайно важной ввиду того, что вражеские войска захватили Северный Кавказ и основную железнодорожную магистраль. Поэтому всё обеспечение наших войск ложилось на Черноморский флот. Интенсивность работы малых охотников была очень высока.

С 20 декабря 1942 года по 20 января 1943 года СКА-026, СКА-029, СКА-039, СКА-046, СКА-049, СКА-079 отконвоировали 53 транспорта, 5 суток провели в дозоре, 4 раза проверяли фарватер, 6 раз обеспечили вход и выход кораблей и транспортов из базы, отразили 4 атаки самолетов противника, выходили 3 раза на поиск подводных лодок, пройдя в общей сложности 6 440 миль44.

За февраль 1943 года катера 5-го ДСКА при проведении десантных операций перевезли на своих бортах более 5 400 бойцов, 13-ти тонн военного имущества и боеприпасов45.

22 марта 1943 года все 15 катеров 6-го ДСКА из ОВРа Главной ВМБ были переведены в ОВР Керченской ВМБ.

С 1 января по 30 марта 1943 года малыми охотниками БТЗ Черноморского флота было выполнено множество боевых операций.

К началу 1944 года войска 3-го Украинского фронта вышли к Днестру и закрепились на этой позиции. Обстановка на этом участке фронта оставалась стабильной до 20 августа 1944 года. А 20 августа наши войска начали наступательную операцию.

В результате слаженных действий 3-го Украинского фронта и Черноморского флота 9 сентября 1944 года Болгария капитулировала. Военные действия на Черноморском театре были прекращены. Черноморский флот стал полноправным хозяином на Чёрном море46.

Потери противника на Черноморском театре военных действий за время Великой Отечественной войны составили:

- потоплено военных кораблей 402 единицы общим водоизмещением 83 113 т;

- потоплено транспортных судов 108 единиц общим водоизмещением 141 587 т47.

За образцовое выполнение служебных обязанностей при обороне Одессы, Севастополя и Кавказа 29 моряков-пограничников были награждены орденами и медалями, 62 человека представлены к правительственным наградам48.

44 Там же, Ф. 2217, Оп. 22, Д. 4, Л. 1.

45 Там же, Оп. 21, Д. 15, Л. 36.

46 Ванеев Г.И. Черноморцы в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1978.

47 ЦВМА. Ф. 1087, Оп. 5, Д. 47, Л. 98.

48

С. 372.

Там же. Ф. 2217, Оп. 21, Д. 15, Л. 62.

25 сентября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР и приказом НК ВМФ № 446 от 27 сентября 1944 года 6-ой дивизион малых охотников был награжден орденом Красного Знамени49.

Черноморцы оказались достаточно подготовленными к борьбе с врагом как морально, так и технически. Они героически отражали вражеские нападения, достойно проводили атаки и захваты территорий противника50.

На Чёрном море Героями Советского Союза стали 10 моряков-пограничников, которые во время войны проходили свою службу на катерах:

1. Капитан-лейтенант М.Г. Бондаренко (посмертно). Также был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды;

2. Капитан 3 ранга Д.А. Глухов (посмертно). Также был награжден орденами Красного Знамени, Ленина, Суворова 3 степени. В сентябре 1943 года дивизиону Глухова присвоили звание «Новороссийский»;

3. Капитан 3 ранга Г.И. Гнатенко. Также был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-ой степени. Уволен в запас в звании капитана 1 ранга;

4. Старший краснофлотец И.К. Голубец (посмертно). Также был награжден орденом Отечественной войны 1-ой степени;

5. Капитан 3 ранга П.И. Державин. Также был награжден орденами Красного Знамени, Суворова 2-ой степени, Ушакова 2-ой степени и Отечественной войны 1-ой степени. Уволен в запас в звании капитана 1 ранга;

6. Капитан-лейтенант Ф.С. Дьяченко. Также был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Уволен в запас в звании капитана 1 ранга;

7. Старшина 2 статьи Г.А. Куропятников. Уволен в запас в звании старшины 1-ой статьи;

8. Капитан-лейтенант И.В. Леднев. Также был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Уволен в запас в звании капитана 2 ранга;

9. Старший лейтенант А.С. Марков. Уволен в запас в звании капитан-лейтенанта;

10. Капитан 3 ранга Н.И. Сипягин. Также был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-ой степени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исходя из собранных исследователем данных, можно сделать вывод, что моряки-пограничники Северного и Черноморского флотов в период Великой Отечественной войны с четью выполнили основные задачи по защите своей страны от иноземных захватчиков.

49 ЦВМА. Справочник гвардейских, краснознаменных, орденоносных и с почетными наименованиями объединений, соединений, кораблей, частей и учебных заведений ВМФ. Л. 26.

50 Герои Советского Союза ВМФ. Биогр. справ. / Под общ. ред. В.Н. Алексеева. - М., Воениз-дат, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.